Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Формирование лексических навыков на уроке английского языка на начальном этапе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

УРОКИ 37—42 (periods 96—109). Учебная ситуация «Hobbies» предлагает учащимся материал, с опорой на который возможно вести беседу на интересующую учащихся тему — «Мои увлечения». Занимаясь по этой учебной ситуации, четвероклассники получают также и определенный страноведческий материал, знакомящий их с английским театром, кино, телевидением. Появляется возможность в доступной форме поговорить… Читать ещё >

Заключение. Формирование лексических навыков на уроке английского языка на начальном этапе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевые упражнения — это упражнения для развития речевых умений, а условно-речевые упражнения, будучи по характеру в основных параметрах речевыми упражнениями, предназначены для формирования навыков.

Также известно, что наглядные пособия значительно облегчают учебный процесс. В преподавании иностранных языков они также находят самое широкое применение. К наглядным пособиям относятся: схемы, картинки, видеозаписи.

Схема применяется чаще всего при изучении грамматического материала. При работе над лексическим материалом они привлекаются значительно реже. Однако схемы могут помочь как в организации языкового материала в процессе знакомство с ним, так и при закреплении, повторении и систематизации изученного.

При обучении иностранному языку большое внимание уделяется активному использованию изученного лексического материала в речи учащихся. Схема поможет им в ходе беседы, обсуждения или сообщения, правильно выразить мысль по содержанию (послужит словесной опорой), оформить ее логически. Схема используется для активизации лексики в процессе ее первичного закрепления при изучении темы. По предложенной схеме дети употребляют новые слова и речевые образцы, включающие эти слова, в различных сочетаниях. Схемы применяются и как опоры при систематизации лексического материала по темам.

Работа по теме начинается с выделения микротем и составления схем. Затем с целью развития речевых навыков учащихся и усвоения ими лексического материала проводится беседа. При рассказе учащиеся опираются на схемы. Если они затрудняются в чем-либо, учитель задает наводящие вопросы. Учащиеся с помощью схем развивают умение употреблять знакомую лексику в различных комбинациях, наглядно представляют себе объем по изученной теме.

При составлении схем следует руководствоваться тем, с какой целью они будут применены и на каком этапе работы.

При составлении схем в них включается наиболее употребляемые слова, удачно сочетающиеся с основным словом. В схеме должен соблюдаться принцип последовательности и систематичности в расположении ее звеньев. Таким образом, изложенные выше приемы работы над лексикой используются для развития лексических навыков по теме и способствуют созданию у школьников автоматизированности и сознательности, устойчивости и изменчивости, фиксированности и стабильности, позволяют сохранить в памяти изученную лексику до конца обучения иностранному языку. Это очень важно в условиях острого дефицита времени, отводимого на изучение этого предмета. В то же время они позволяют вести целенаправленную работу по расширению словарного запаса учащихся за счёт потенциальной лексики.

В методике обучения иностранного языка, а именно его лексической стороне, предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определённого возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения, и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Игра является одним из приёмов при обучении иностранному языку, особенно часто применяемыми на младшей ступени обучения. С помощью игры создаётся естественная коммуникативная игра, вызывающая интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желание выиграть мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала. Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие.возможности. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество учащихся при ознакомлении их с лексическим материалом и автоматизации лексических навыков в речи.

Виды упражнений.

Подстановочные.

Трансформационные.

Имитационные.

Примерные задания.

Дополните высказывание!!!

Охарактеризуйте данный предмет!!!

Репродуктивные:

«Отгадайте …,.

Расспросите…,.

Ответьте на вопросы".

Ответьте, кто был прав в этой ситуации!!!

В основном это вопросно-ответные упражнения, проводимые в форме диалога — расспроса, управляемого диалога, а также в игровых приёмах: «любознательный Буратино», «Незнайка», «хвастунишка».

Подтвердите (опровергните) высказывание!!!

Согласитесь со мной или возразите!!!

Представьте себе, что я суфлёр, а вы актеры!!!

Поиграем в «глухой телефон».

Практическая часть

1. Представление опыта своей педагогической деятельности Главной задачей этой практики состоит в реализации формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе, которые были апробированы на базе четвёртых классов МОУ СОШ № 59 города Ульяновска (см. Приложение).

Уроки разработаны для учащихся четвертых классов к учебнику.

  • · УМК для 4 класса И. Н. Верещагина, О. В Афанасьева с использованием пособия для учащихся:
  • · И. Н. Верещагина, О. В Афанасьева, Рабочая тетрадь. — Обнинск: Титул, 2006.

Предварительно проанализировав данный раздел учебника, можно сделать вывод, представлены в нем в огромном количестве, связанные с этой темой в центре внимания была тема «Hobbies».

На практике мне удалось поработать практически со многими формами, методами и приемами обучения лексической стороне иностранного языка в начальной школе.

Тема первого урока нового цикла «The World of Hobbies».

На этом уроке учащимися была предложена лексика для ознакомления с новой темой и последующего ее использования. После отработки слов и словосочетаний в чтении эти слова использовались в ходе беседы, предложенной мной школьникам ЦЕЛИ.

  • — закрепление лексико-грамматического материала по теме"The World of Hobbies".
  • -повторить активную лексику по данной теме; практиковать лексикограмматические навыки и речевые умения по данной теме;

Формирование лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе «The World of Hobbies».

1Введение лексических единиц На уроках я использовала введение лексических единиц на фонетической и речевой зарядке. При помощи иллюстраций и магнитофона.

Самым эффективным оказалось иллюстративный способ введения лексических единиц .Дети по картинкам могли понять о чем идет речь и это способствовало быстрому введению и запоминанию.

Фонетическая зарядка.

Teacher: First let’s practice the English sounds and words on the topic «The world of hobbies». What sounds can we hear more ooften? What do these words mean? Make up your own sentences using these English words.

[a: ] [i:] [t].

gardening reading tennis.

cartoons people football.

dancing see basketball.

drama weekend travelling.

postcard keep collecting.

(примерные ответы учащихся).

Pupil 1: I like dancing and reading.

Pupil 2: My friend likes playing tennis and football.

Pupil 3: They enjoy watching cartoons…

2 Активизация лексических единиц Активизация лексических навыков по теме «The world of Hobbies».

На уроках я использовала активизацию лексических единиц на основном этапе урока. Этот этап мой самый любимый тк он проходит очень познавательно и дети с активностью вступают в работу.

Я использовала на уроках мотивирующий фактор за каждый правильный ответ я им вручала звездочки (баллы)это способствовало повышенной заинтересованности на уроке.

Пример:

Teacher: Different people have different hobbies. But what hobbies do they usually have? I am sure you know the names of them. Try to remember as many hobbies as you can. The world of hobbies is very different. I want you to go to the blackboard and write down their names. Who will be the first? second…

3. Закрепление лексических единиц На уроках я использовала закрепление лексических единиц на основном этапе урока.

Дети учатся:

  • -развивать навыки монологической речи по теме «The world of Hobbies».
  • -развитие навыки диалогической речи по теме «The world of Hobbies».
  • — развитие навыки чтения «The world of Hobbies».

Teacher: I want you to be attentive and active now. I want to guess what hobby you and your relatives have. If my sentence is true you’ll l show me this card (TRUE) and if my sentence is false you’ll show me this card (FALSE).

  • 1. You like music.
  • 2. Your hobby is sport.
  • 3. You like watching TV.
  • 4. You don’t like playing computer games.
  • 5. Your mother likes gardening.
  • 6. You r father likes reading.
  • 7. You are fond of cinema.
  • 8. Do you like dancing?
  • 9. Are you fond of horseracing?
  • (примерные ответы учащихся)

Pupil 1: It is true. I like music.

Pupil 2: It is false. My hobby is not sport. My hobby is reading…

В результате своей преддипломной практики я отметила, что при обучении лексической стороне речи проблемы возникают и в теории и на практике, где они связаны, прежде всего, с запоминанием и употреблением слов в речи. Поэтому необходимо работать над словом как изолированно, так и в контексте, А лучшему запоминанию лексических единиц способствует введение и тренировка их в ситуациях, которые носят игровой характер.

2 Анализ УМК для 4 класса И. Н. Верещагина, О. В Афанасьева на наличие упражнений по формированию лексических навыков Учебник и другие компоненты УМК (звуковое пособие, книга для чтения, рабочая тетрадь) комплексно реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, которые решаются только через практическую цель. Естественно, что практическая цель является доминирующей, ведущей. Только через овладение учащимися иностранным языком как средством общения могут быть реализованы три другие, названные выше цели.

УМК для 4 класса включает в себя:

  • 1. Учебник (в двух частях).
  • 2. Книгу для учителя.
  • 3. Рабочую тетрадь.
  • 4. Книгу для чтения.
  • 1. 5. Звуковое пособие. УМК для 4 класса строится на тех же методических принципах, что и УМК для 1, 2 и 3 классов: коммуникативной направленности всего процесса обучения;
  • 2. дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • 3. учета родного языка учащихся;
  • 4. воспитывающего обучения;
  • 5. сознательности в овладении материалом;
  • 6. активности и широкого использования всех видов языковой

неязыковой наглядности.

Единицей построения учебника остается урок (Lesson). Но в отличие от двух предыдущих классов каждый урок учебника рассчитан на работу в течение двух, а иногда и трех учебных часов (periods).

Учебник состоит из двух разделов — уроков повторения Round-up Lessons и уроков основного курса Basic Course. В конце второй части расположен материал, состоящий из грамматического справочника, списка неправильных глаголов и англо-русского словаря.

Каждый урок, в свою очередь, имеет четкое построение и состоит из определенных, последовательно расположенных разделов. Однако уроки повторения имеют несколько иную структуру, чем это было в 3 классе. Каждый урок повторительного курса начинается разделом Brush Up Your Vocabulary and Grammar. Он включает: название ситуаций — ведущей и сопутствующих, над которыми ведется работа в данном уроке; основной грамматический материал, представленный схематически; а также лексику по упомянутым ситуациям с указанием частей речи. Таким образом, этот раздел сразу вводит учащихся в сферу их ближайшего действия (ситуации, грамматика, слова) и помогает им быстро ориентироваться в материале для повторения. Раздел Brush Up…, с одной стороны, позволяет ученику быстро охватить и вспомнить нужный языковой материал, а с другой — может способствовать свободе выбора материала при выполнении предлагаемых упражнений.

Следом за разделом Brush Up… идет раздел Let Us Review. Его цель — обеспечить использование повторяемого материала по возможности в коммуникативно-направленных упражнениях, как чисто устных, так и со зрительной графической опорой. В этом же разделе Let Us Review учащимся предлагается вспомнить выученные по темам в 3 классе песни и стишки и по выбору исполнить какие-нибудь из них Раздел Let Us Review готовит учащихся к работе с разделом Let Us Read. Цель этого раздела — продолжение обучения чтению как виду речевой деятельности, т. е. стимулирование целенаправленного поиска нужной информации из печатного текста. В четырех уроках (уроки 1, 4, 7, 8) до раздела Let Us Read есть раздел Let Us Read and Learn. В нем предлагаются новые песни, тематически связанные с повторяемым материалом .

Следующий раздел повторения — Let Us Talk. При выполнении заданий из этого раздела учащиеся пользуются как монологической, так и диалогической речью. Материал предыдущих разделов (Brush Up…, Let Us Review, Let Us Read) подготавливает учащихся к более творческому выполнению предлагаемых заданий. При работе над этим разделом учителю необходимо стимулировать разнообразие высказываний, исходя из личностных особенностей и возможностей говорящих. Последний раздел — Let Us Write — содержит, как правило, мало упражнений, так как учитель может дать любое, нужное его группе упражнение из других разделов выполнить в письменной форме. Учебная ситуация «Hobbies».

УРОКИ 37—42 (periods 96—109). Учебная ситуация «Hobbies» предлагает учащимся материал, с опорой на который возможно вести беседу на интересующую учащихся тему — «Мои увлечения». Занимаясь по этой учебной ситуации, четвероклассники получают также и определенный страноведческий материал, знакомящий их с английским театром, кино, телевидением. Появляется возможность в доступной форме поговорить об этих явлениях, сравнить их с известными ученикам аналогичными явлениями их родной страны. Из лексико-грамматического материала, который предлагается учащимся во время прохождения этой темы, особое внимание следует обратить на передачу понятий много — мало и больше — меньше средствами английского языка (см. раздел Look, Read, Remember!, урок 39, и упр. 11, урок 41). Данный материал подробно изложен в грамматическом справочнике. Следует помнить, что в современном английском языке, особенно в устном общении, предпочтительнее вариант I haven’t got many books, нежели I have few (a few) books и т. д. При выполнении упр. 5, урок 40, обратите внимание на два предлагаемых варианта ответа на вопрос «Would you like???», если говорящий хочет передать идею безразличности (Мне все равно). Вариант I don’t care имеет крайне негативную окраску, в то время как выражение I don’t mind более нейтрально.

В процентном отношении упражнений данной главы получаем следующие результаты:

Трансформационные.

22%.

Репродуктивные.

43%.

Имитационные.

18%.

Подстановочные.

18%.

Проанализировав учебную ситуацию по теме Хобби в УМК для 4 класса И. Н. Верещагина, О. В Афанасьева.Я выяснила что преобладают репродуктивные упражнения .По моему мнению на практике наиболее популярным и лучшими упражнения оказались Имитационные.

Трансформационные.

Репродуктивные.

Имитационные.

Подстановочные.

Ex. 3.

— замените выделенные слова.

Ex. 14.

— дополните предложения, обращая внимание на …

Ex. 16.

измените ситуацию так,.

Ex. 4.

— опровергните высказывания и дополните их.

Ex. 11.

дайте начало следующих диалогов.

Ex. 18.

расскажите о …,.

Ex. 20.

Ответьте, кто был прав в этой ситуации!!!

Ex. 21.

— замените выделенные слова.

Ex. 24.

дайте начало следующих диалогов.

Ex. 1.

" Угадайте .

Ex. 4.

«Отгадайте .

Ex. 17.

«Создайте…

Ex. 11.

Расспросите друга о том.

Ex. 2.

Выпишите из текста.

Ex. 8.

Прочитайте и скажите,.

Ex. 10.

Найдите в тексте 3−4 предложения.

Ex. 12.

Подготовьте сообщения о случае.

Ex. 23.

Ответьте на вопросы".

Ex. 1.

Выпишите из текста.

Ex. 3.

Расспросите друга о том.

Ex. 10.

" Угадайте .

Ex. 14.

Сравните.

Ex. 17.

«Создайте…

Ex. 19.

Выпишите из текста.

Ex. 20.

Объясните, как вы понимаете эту фразу.

Ex. 21.

прочитайте информацию и расскажите её своим друзьям.

Ex. 22.

Прочитайте.

Ex. 1.

Давай поиграем.

Ex. 3.

Представьте себе, что я.

Ex. 7.

Подтвердите (опровергните).

Ex. 19.

Согласитесь или возразите.

Ex. 6 Согласитесь со мной или возразите…

Ex.8 Выразите свое сомнение и несогласие.

Ex. 12.

прочтите хором (по цепочке, в парах).

Ex. 15.

Поиграем в «хобби «.

Ex. 5.

плюсы и минусы.

Ex. 7.

Выразите несогласие Алисы.

Ex. 18.

Правда или неправда.

Ex. 9 Дополните высказывание…

Ex. 13.

Охарактеризуйте данную картинку.

Ex. 18.

Подставьте.

Ex. 5.

Замените.

Ex. 6.

закончите предложения по образцу.

Ex. 14.

Внесите .

Ex.22.

Дополните высказывание…

Ex. 2.

Завершите.

Ex.6.

Уточните.

Ex. 9.

Заполните.

Ex. 17.

Охарактеризуйте.

Заключение

Слова являются основным строительным материалом нашей речи, поэтому в настоящее время проблема обучения лексической стороне речи является актуальной, что обусловлено также стоящей перед учителем задачей — формировать коммуникативную компетенцию у учащихся. Поэтому целью данной дипломной работы стало описание научных основ методики обучения лексической стороне речи. На основании результатов проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

  • 1. Содержание обучения лексической стороне речи составляет определённый объём лексических единиц, соотнесённых с тематикой и подлежащих усвоению, а также действия и операции по введению слов в долговременную память, вызову их в случае необходимости и побуждению к включению этих слов в речевую цепь.
  • 2. При обучении лексической стороне на уроках иностранного языка ученик должен, прежде всего, овладеть словом. Наличие же обилия психофизиологических связей слов делает этот процесс крайне сложным и трудоёмким, поэтому перед учителем стоит задача расширения объёма долговременной памяти учащихся для запечатления в ней большого количества лексических единиц, употребляемых в речи.
  • 3. Осуществление любой, в том числе и речевой, деятельности возможно благодаря владению соответствующими навыками и умениями. Выделяют два вида навыков: речевые и языковые. Физиологической основой речевого навыка является речевой стереотип, который создается путем соответствующей тренировки. Основными качествами речевого навыка являются: автоматизированность и сознательность, прочность и гибкость. Эти качества навыка обеспечивают стабильное и правильное выполнение речевых действий в заданных границах. Во взаимодействии навыков различают перенос и интерференцию, как внутри изучаемого языка, так и между родным и изучаемым языком. Языковые навыки — это навыки оперирования языковым материалом вне условий коммуникации.
  • 4. Лексические речевые навыки — это навыки интуитивно-правильного образования, употребления (или понимания) иноязычной лексики на основе наличия у человека речевых лексических связей между словами иностранного языка. В методике преподавания иностранных языков выделяют продуктивный и рецептивный лексический навык. В целях прочного овладения лексикой в устной форме выделяют активный и пассивный лексический минимум. Основными этапами работы над лексикой при формировании навыков являются:
    • а) ориентировочно-подготовительный этап, то есть этап семантизации слов и их первичного употребления;
    • б) этап речевой тренировки и создания лексических речевых навыков в устно-речевых упражнениях (ситуативно-стереотипизирующий и вариативно-ситуативный этапы).

Пассивные (неречевые) рецептивные лексические навыки, то есть навыки узнавания лексического материала в устном и письменном тексте формируются при выполнении лексических упражнений и при чтении текстов.

  • 5. При обучении лексической стороне речи проблемы возникают и в теории и на практике, где они связаны, прежде всего, с запоминанием и употреблением слов в речи. Поэтому необходимо работать над словом как изолированно, так и в контексте, А лучшему запоминанию лексических единиц способствует введение и тренировка их в ситуациях, которые носят игровой характер. При этом нужно учитывать потребности именно своего конкретного контингента учащихся, сферу их интересов, использовать парные и групповые формы работы.
  • 6. Большие трудности, связанные с овладением лексикой и её значение для овладения речевой деятельностью указывают на исключительную актуальность контроля в её усвоении. Однако лексический навык не относится к объектам итогового контроля. Но вместе с тем решение коммуникативной задачи в процессе речевой деятельности возможно лишь при условии, что многие действия совершаются автоматически, без осознания их частных задач и способов выполнения. Эти автоматизированные компоненты речи, то есть навыки, измеряются в свою очередь через свои составляющие — операции. Способность выполнять отдельные операции и действия, обеспечивающие наличие всех качеств, присущих навыку, становятся объектом текущего контроля, который стимулирует деятельность учащихся, повышает их ответственность, мобилизует их усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой