Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления международного сотрудничества детских библиотек Санкт-Петербурга с зарубежными странами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно, как формируется обучающая модель повышения квалификации библиотекарей учреждений культуры и образования. Почему именно ЦГДБ взяла на себя эту непростую функцию. Причин для этого несколько. Социально-экономические, политические и правовые преобразования в обществе, безусловно, изменили цели, принципы, содержание и характер системы повышения квалификации. Давние традиции, статус… Читать ещё >

Основные направления международного сотрудничества детских библиотек Санкт-Петербурга с зарубежными странами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

м в данный параграф хотелось бы сделать историческую справку о крупнейшей детской библиотеке Санкт-Петербурга — Центральной государственной детской библиотеке им. А. С. Пушкина.

В самом центре Петербурга, на Большой Морской, 33 сохранился старинный трехэтажный особняк. В нем разместилась Центральная городская детская библиотека имени А. С. Пушкина.

В 1976 году в здание переехала Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина. Библиотека была учреждена Постановлением Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в 1921 году. Первое упоминание — в архивных документах Ленинградского Губернского отдела народного образования в списке детских учреждений Городского района Петрограда. За свое существование библиотека несколько раз меняла адрес. С 1976 года и по сегодняшний день детская библиотека располагается в доме на ул. Большой Морской, 33. С 1979 года ЦГДБ приобрела статус Централизованной системы, и объединила под своим началом несколько детских библиотек, находящихся в историческом центре города, ставших в последствии ее филиалами.

Каковы же основные направления деятельности этой крупной детской библиотеки?

Очень важна, по мнению В. К. Кузнецовой, заведующей отделом библиотечных инноваций библиотеки, работа с персоналом [21, 16−18].

Методист должен быть открыт для всех новинок, разнообразных идей и, вместе с тем, готов к тому, что может попасть под огонь критики, и должен решать непростые вопросы. Партнерство — это взаимность. Поэтому целевая доминанта методической деятельности ЦГДБ им. А. С. Пушкина — взаимность, партнерство с различными методическими службами. В настоящее время в Петербурге Централизованная библиотечная сеть насчитывает 189 государственных публичных библиотек, из них 64 — это библиотеки, обслуживающие детское население Петербурга. Сюда можно отнести еще более 700 библиотек образовательных учреждений (в Санкт-Петербурге около 1 миллиона (965 544) детей и подростков в возрасте до 18 лет).

Такая разветвленная структура требует четкого механизма согласования, что достаточно сложно в условиях большого города. Методическую деятельность ЦГДБ им. А. С. Пушкина характеризуют следующие уровни:

  • 1. Координация
  • 2. Выработка общих требований
  • 3. Сотрудничество
  • 4. Открытость

Необходимо проанализировать методическое взаимодействие в контексте разработки программ повышения квалификации. Концептуальная схема повышения квалификации для детских библиотек, принятая в нашем городе, складывается из постоянной необходимости формирования библиотечных специалистов в рамках профессионального образовательного процесса.

Среди факторов, обеспечивающих устойчивую методическую работу в данном направлении, можно выделить следующие аспекты обучения:

  • 1. Расширение профессионального ориентирования
  • 2. Новая специализация
  • 3. Переподготовка

Эти ключевые аспекты закреплены в программах повышения квалификации, которые базируются на общности задач и функции библиотек различных типов, обслуживающих детей и подростков. Цели, сформулированные в программах, реализуются через учебно-тематические планы, которые разрабатываются в методическом отделе библиотеки и координируются с различными службами и организациями.

В работе ЦГДБ нашла реальное воплощение идея партнерства с такими городскими учреждениями и структурами, как СПб ГУКИС (дающий базовое профессиональное образование), Институт культурных программ (занимающийся переподготовкой кадров и повышением квалификации), СПб ГУМП (являющийся частью региональной системы непрерывного образования библиотекарей образовательных учреждений), ЦГУПБ им. В. Маяковского (координирующая программы повышения квалификации библиотекарей ЦБС). При этом роль библиотеки в этом альянсе различная.

Интересно, как формируется обучающая модель повышения квалификации библиотекарей учреждений культуры и образования. Почему именно ЦГДБ взяла на себя эту непростую функцию. Причин для этого несколько. Социально-экономические, политические и правовые преобразования в обществе, безусловно, изменили цели, принципы, содержание и характер системы повышения квалификации. Давние традиции, статус центральной городской детской библиотеки, ее авторитет и благоприятные условия функционирования, позволяют решать многие организационно-методические вопросы. Отметим также, что библиотека находится в центре города, имеет мощный ресурсный потенциал, располагает прекрасными залами и кабинетами, как для лекционной, так и для практической работы слушателей. Рассмотрим, как составляется сводная программа занятий для заместителей директоров ЦБС, методистов по работе с детьми и руководителей школьных библиотек [21, 16−18]. Данная программа является частью единой программой системы повышения квалификации руководителей ЦБС, охватывает два календарных периода (с октября по май), формируется при согласовании методических центров — ЦГУПБ им. В. Маяковского, ЦГДБ им. А. С. Пушкина и СПб ГУМП и проходит под романтическим названием «Среды на Большой Морской, 33». Новым в программе является то, что с 1997 года она объединяет руководителей детских и школьных библиотек Петербурга. Поэтому учебно-тематический план утверждается и в Комитете по образованию.

Содержательно в тематике программы обязательно представлены управленческие, экономические, правовые и информационно-образовательные блоки деятельности публичной и школьной библиотек. В структуре занятий есть заданность: октябрь — планирование, ноябрь — координация и взаимодействие с органами управления, май — ориентация на общекультурные программы (день Города, День Библиотекаря), постоянство в дне — вторая среда месяца. Возвращаясь к прошлому, вспомним, какой большой общественный и профессиональный резонанс вызвала постановка вопроса «Библиотека и власть» (1995). Был приглашен депутат законодательного собрания, что тогда было достаточно редко.

ЦГДБ им. А. С. Пушкина стремится обогащать программу, используя научный и культурный потенциал Санкт-Петербурга, его уникальные книжные собрания, информационно-поисковую систему города. Поэтому используются различные площадки детских библиотек. Важной особенностью занятий, придающей им особую ценность и значимость, является участие высококвалифицированных специалистов и крупнейших ученых. Несколько примеров. Профессор С. А. Добрусина (представила доклад о сохранности фондов, заявленный на сессии IFLA). На этих занятиях выступали также ученые города: профессор Б. А. Жаров, заведующий Кафедрой скандинавской литературы Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Л. Ю. Брауде — известный переводчик, ведущий российский андерсовед, профессор Н. И. Батожок — председатель Комитета по подготовке и празднованию 300-летия Петербурга, Н. В. Бубекина — автор пособия «Юридические и экономические основы деятельности библиотек», разработчик федерального и регионального Законов о библиотечном деле.

Интересный вклад в осуществление программ повышения квалификации вносили конкурсы. Остановимся на интереснейшем из них — «Библиотека-2000»;. Программы и проекты, предложенные на конкурс, имели ярко выраженный инновационный характер, что проявилось и в идеях, и способах реализации. Уже названия проектов «Библиотека без стен», «Библиотека — милосердная зона», «Евротека» — говорят о новом видении детской библиотеки.

Значимый блок программ всегда поддерживают деятели культуры и искусства, среди них — писатели, критики и литературоведы.

Одно из новых направлений в организации непрерывного образования связано с разработкой учебно-тематических планов курсов повышения квалификации для Института культурных программ. В том случае, когда обучаются специалисты детских библиотек города, программа разрабатывается в методическом отделе ЦГДБ, проходит утверждение в комитете по Культуре администрации Санкт-Петербурга. В этом случае достаточна высока ответственность, возлагаемая на методический отдел библиотеки, так как содержательные и организационные вопросы остаются в компетенции библиотеки. Эта программа всегда ориентирована на самый прогрессивный и передовой материал и, несмотря на сравнительно небольшой опыт данного взаимодействия, уже сегодня видны конкретные результаты.

Анализ проделанной работы показал, что практикующие библиотекари отдают предпочтение прикладным занятиям с высокой долей полезности на местах [21, 20−24].

Интересен в рамках освещения проблем информационно-библиографической работы вопрос о взаимодействия ЦГДБ им А. С. Пушкина и СПб ГУМП. Университет педагогического мастерства (ГУМП) является уникальной структурой — частью региональной системы непрерывного образования и повышения квалификации кадров всех уровней, мощным компонентом культуры города. Сама идея подобного альянса возникла в рамках секции детских и школьных библиотек петербургского библиотечного общества. Библиотека взяла на себя эту новую миссию приобщения библиотекарей школ Петербурга к проблемам единого библиотечного сообщества. Новый методический импульс привлекательный в своем развитии, получила организация работы по переподготовке библиотекарей образовательных учреждений ресурсами университета и ЦГДБ.

Примером методического альянса явилась разработка качественно новой разноуровневой программы, включающей годичные, краткосрочные, месячные курсы, лекционные циклы, семинары для библиотекарей образовательных учреждений. По форме это лекции, конференции, круглые столы, семинары, тренинги, деловые игры, практикумы. По содержанию — интегрированные, профильные, вариативные учебные планы. Используя свой привычный опыт, библиотека вносила множество поправок, старались ориентироваться на технологии развивающего обучения. Неоценимую помощь всегда оказывали специалисты крупнейших учреждений и библиотек города.

Можно говорить о том, что скоординированность усилий давала возможность решать проблему получения высшего библиотечного образования (слушатели получают диплом). Безусловно, роль Центральной городской детской библиотеки невелика по объему, но необычайно востребована, т.к., разрабатывая методико-практическую часть программы, библиотека обеспечивает, сопровождает и поддерживает ее своими ресурсами.

За последнее время на базе ЦГДБ квалификацию повысили различные группы. Среди них: годичные курсы (72 часа) по теме: «Содержание и технологии деятельности методистов образовательных учреждений по библиотечной работе»; годичные курсы для библиотекарей общеобразовательных учреждений (72 часа) по программе «Основы информационной культуры».

Основная цель программы — предоставить слушателям современные технологии, мультимедиа, а также приобщить их к источникам мировой гуманитарной культуры. Именно в этом курсе активно использовались предметные методики обучения, такие, как игровые технологии, уроки-мастерские, технологии кооперированного обучения, индивидуальное обучение и др. Практика показала, что локально предложенная программа имеет множество привлекательных сторон. Расширился круг заинтересованных специалистов, определились базы обучения, наметились перспективы. За прошедшие годы свыше 100 специалистов образовательных учреждений обучались на этих курсах.

Таким образом, методическая служба ЦГДБ выполняет важные и востребованные функции, являясь неформальным координирующим центром. Поэтому данное направление в работе методического отдела является одним из приоритетных. Методический отдел считает целесообразным сбор, хранение и распространение наиболее значимых докладов и сообщений ведущих специалистов для использования не только в рамках обучающих программ.

В настоящее время в работе методической службы все более значительное место занимает организация и проведение крупных мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции библиотекаря. Уместно кратко остановиться еще на одном примере. В 1998 году Правительство Российской Федерации совместно с Детским Фондом ООП (ЮНИСЕФ) приняло решение по организации и поддержке пилотного проекта по введению института Уполномоченного по правам ребенка в пяти наиболее эффективно действующих в интересах детей регионах, в том числе в Санкт-Петербурге.

Методическая служба ЦГДБ установила контакт с данной организацией (инициировала специальное занятие по проблемам обеспечения защиты прав и интересов ребенка и подростка в соответствии с Конвенцией ООП и законодательными актами РФ, а также распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга). Впервые на библиотечном уровне остро была поставлена проблема взаимодействия библиотеки и правового института.

ЦГДБ им. А. С. Пушкина, Генеральное Консульство Швеции, Шведский Институт, Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств совместно провели российско-шведский семинар «Как заинтересовать детей чтением» (Ледовый дворец, пр. Пятилеток, 1 (27 мая 2005 года)).

Также в ЦГДБ прошло мероприятие «А. Линдгрен и герои ее книг» — открытие мультимедийной международной выставки совместно с Генеральным Консульством Швеции и Шведским Институтом Стокгольма (12 мая 2005 года).

Филиал № 3 ЦГДБ им. А. С. Пушкина является библиотекой зарубежной детской книги (3-я Советская ул., д. 8).

Фонд библиотеки насчитывает 72 000 экзепляров. Фонд иностранного отдела — около 10 000 экземпляров. Универсальная детская библиотека основана в 1956 году. С 1979 года она — филиал ЦГДБ им. А. С. Пушкина. С 1994 года библиотека специализируется на изучении и комплектовании детской зарубежной книги, как на языке оригинала, так и переводной. С 1999 года проводится ежегодный конкурс юных переводчиков «Переводим классику». В библиотеке открыты курсы изучения иностранных языков по методике Runov*s School. Библиотека входит в Петербургскую секцию Международного совета по детской книге (IBBY). Основное направление работы — «Санкт-Петербург — город интернациональной культуры». Библиотека сотрудничает с Институтом Гете, Институтом Французского языка, Британским Советом, Институтом Финляндии. Проводятся совместные мероприятия с Русским Музеем и Домом Дружбы. Библиотека — постоянный участник фестиваля «Японская весна в Петербурге», поддерживает отношения с детскими и юношескими творческими объединениями Санкт-Петербурга (клуб «Заозерье», детский билингвистический театр «Кромлех», КИД при Городском Дворце творчества юных) и оказывает поддержку клубу любителей японской анимации RanMa. Фонд иностранной литературы располагает энциклопедиями, большим количеством тематических справочников на разных языках, фондом учебных аудиоматериалов, видеофильмов на языке оригинала, СD с обучающими программами. Работают медиатека и компьютерный зал.

Идея проведения Международного дня детской книги родилась в 1966 году и была поддержана Международным Советом по детской книге (IBBY). Для его проведения была выбрана дата — 2 апреля — день рождения знаменитого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. 2 апреля 1967 года Международный день детской книги отмечался впервые. К этому дню было написано послание к детям планеты. Автор Елла Лепман в послании подчеркнула значение детских книг для международного взаимопонимания. С тех пор ежегодно с посланием к детям планеты обращаются детские писатели, а художники создают плакат. Так, послание 1969 года написала шведская писательница Астрид Линдгрен, в 1985 году послание пишет Кристине Нестлингер (Австрия), которая как и Астрид Линдгрен за свое творчество награждена Золотой Медалью Х. К. Андерсена. Авторы посланий пишут о том, как важно быть хорошим читателем, любить книгу.

2 апреля 1987 года послание к детям планеты пришло из России. Его написал Сергей Михалков. «Дети. Книги. Мир» — девиз этого послания. Плакат нарисовал художник Виктор Чижиков. В этом году, когда исполняется 200 лет со дня рождения Х. К. Андерсена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой