Методика использования творческих игр в развитии воображения у дошкольников
Дети с удовольствием придумывают сказки. Сочинение сюжетных сказок — одно из интереснейших упражнений, предложенных Г. С. Альтшуллером для развития творческого воображения. Чтобы придумать интересный сюжет для сказки, необходимо поставить ее героев в сложную, проблемную ситуацию. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются… Читать ещё >
Методика использования творческих игр в развитии воображения у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие воображения дошкольников осуществлялось на основе использования творческих и театрализованных игр.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Театрализованная игра — это стимул:
- — для развития детского творчества;
- — для приобщения детей к искусству;
- — для формирования у детей организационных навыков
- — для совершенствования форм общения и развития диалогической речи.
Рассмотрим некоторые из них.
- 1. Чтение и воспроизведение сказки. Вначале читается сказка, затем педагог предлагает «поиграть» в сказку. Детям можно предложить маски и предметы, необходимые для действия: платок, чашка, шишка и т. п. Действие происходит без предварительной подготовки, экспромтом. Старшие дошкольники уже способны запомнить несложный сюжет, а также реплики героев. Если кто-либо из участников забывает слова, ему можно помочь путем наводящих вопросов. Если сказка детям понравилась, можно предложить поменяться ролями. Преимущества такого вида театрализованной игры в том, что она не требует дополнительной подготовки, учит детей живо реагировать на ситуацию, вступать в диалоги, а так же помогать товарищу, если он забыл слова. После второго или третьего раза дети вновь меняются ролями и показывают спектакль родителям. И дети, чувствующие себя настоящими актерами и родители в восторге.
- 2. Настольный театр. Педагог рассказывает и показывает детям сказку и предлагает детям воспроизвести ее, как бы поиграть в нее. Вначале педагог может управлять одной куклой, затем предложить детям самостоятельно рассказать сказку. Не беда, если роли забыты, на помощь детям должно прийти воображение.
- 3. Перчаточный театр. Дети любят перчаточных кукол и обычно живо включаются в беседу. С помощью перчаточных кукол можно проводить целые циклы бесед: «Расскажите, ребята, лисичке, кто из вас был в лесу, что вы видели? Как пахли деревья? Какое было небо? Может быть заметили что-нибудь необычное?».
- 4. Упражнение «Фантастические гипотезы».
Это упражнение придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Оно может быть использовано при работе с группой детей.
В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если???». Предлагаются следующие варианты:
«Что было бы, если бы крокодил начал летать?».
«Что было бы если бы зубная щетка заговорила?».
«Что было бы, если бы утюг стал мечтать?».
Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.
Дети с удовольствием придумывают сказки. Сочинение сюжетных сказок — одно из интереснейших упражнений, предложенных Г. С. Альтшуллером для развития творческого воображения. Чтобы придумать интересный сюжет для сказки, необходимо поставить ее героев в сложную, проблемную ситуацию.
Можно предложить детям придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.
Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются! У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог «поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.