Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Техники Венецианского стекла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самым знаменитым оказался прием, получивший название «стеклянная вить» или «венецианская филигрань» — по аналогии с техникой декорирования ювелирных изделий из драгоценных металлов (зернь, скань, филигрань). Красота подобных изделий состоит в переплетении белых нитей — кружева, вплавленного внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда. Техника изготовления теперь не представляет секрета, однако… Читать ещё >

Техники Венецианского стекла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Венеция известна на весь мир своими искусными стеклодувами. Это очень сложное мастерство, передающееся из поколения в поколение. С незапамятных времён в этом городе создают стеклянные изделия не знающие себе равных во всём мире. Конечно, о венецианском стекле слышали практически все. Но навряд ли многие из нас знают, что именно древние римляне ещё в 50 году до н. эр. придумали метод выдувания стекла. Основная часть этой техники используется как артельщиками, так и индустриями и в наши дни.

Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в простонародье венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность движений и неизменный состав компонентов первичной материи. В начале создаётся смесь, состоящая из местного песка и различных минералов. Например, окись кобальта придаёт готовым изделиям синий цвет, а красный получается при добавлении настоящего золотого порошка. Так вот, такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие. После чего ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.

Самым знаменитым оказался прием, получивший название «стеклянная вить» или «венецианская филигрань» — по аналогии с техникой декорирования ювелирных изделий из драгоценных металлов (зернь, скань, филигрань). Красота подобных изделий состоит в переплетении белых нитей — кружева, вплавленного внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда. Техника изготовления теперь не представляет секрета, однако и современным мастерам самого высокого класса трудно добиться такой тонкости и плотно-белой окраски нитей. Суть этой техники заключается в предварительном изготовлении молочно-белых дротиков (венецианцы использовали для получения белого цвета оксиды олова), которые устанавливаются в пустотелом стакане — вдоль его рифленых стенок. Затем в этот стакан вдувается «баночка» — стеклянный пузырь, заготовка будущего изделия. Дротики вплавляются и полностью закатываются, утепляются в стенки «баночки», после чего набирается еще один, наружный слой стекла. При выдувании белые дротики растягиваются и образуют тонкие молочные нити, «неизвестно как оказавшиеся» между стенок сосуда — вазы или блюда. При выдувании с вращением нити спирально закручиваются. Если они направлены в одну сторону, это называется Vetro a fili (итал. «стекло в ниточку»); если операция исполнена дважды с пересечением нитей в разных направлениях, возникает эффект «сетчатого стекла». Венецианские мастера этим не ограничивались, они использовали сложные, орнаментированные дроты и жгуты, сами по себе требующие изобретательного изготовления с использованием сплетенных нитей разного цвета (vetro retorti — «плетеное стекло»). Весь расчет строился на пластичности стеклянной массы; при выдувании, растягивании, перекручивании, рифлении цветные нити растягивались до такой степени, что превращались в мерцающую паутину. Это действительно становилось чудом, и не посвященный в секреты технологии человек невольно застывает в удивлении, не понимая, как такое может быть сделано.

Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри раскаленного стекла при погружении его в воду и немедленном возвращении его в печь. Такие вазы выдуваются и обрабатываются вручную.

Гравированное стекло было известно уже в начале 16 века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом, а позднее был изобретен химический способ гравирования.

Другая техника называется миллефьори (итал. millefiore — «тысяча цветов») и представляет собой дальнейшее развитие древней египетской и античной техники изготовления «мозаичных» ваз, или муррин. Ее эффект также основан на уникальном свойстве стекла — растягиваться, сохраняя в неизменном виде свою структуру. Как и в технике филиграни, предварительно изготавливаются стеклянные жгуты, но не простые, а многослойные: скрученные из разноцветных полос, рифленые, «звездчатые». После застывания такие жгуты нарезаются (раскалываются) поперек на множество «шайбочек», каждая из которых в поперечном сечении сохраняет рисунок цветка. Затем «цветки» укладывали на мраморную или металлическую плиту, и в них обкатывали «баночку» будущего изделия. «Цветки» облепляли ее со всех сторон — растягиваясь при выдувании, они образовывали сплошной узор «тысячи цветов», причем намеренно сохранялась неравномерность, а раскалывание жгутов наискось вызывало причудливое растягивание узора, напоминающего текстурумалахита или агата. Отсюда названия: малахитовое, агатовое стекло. Венецианцы любили использовать один и тот же цвет для стеклянной массы и жгутов, что создавало загадочный эффект глубины рисунка. Позднее, в XIX в., муранские мастера научились изготавливать пресс-папье в виде стеклянных шаров, в толще которых были видны цветки с миниатюрными лепестками, стеблями и листьями. Они также получили название «миллефьори» и с огромным успехом повторялись на французской фабрике Баккара и в русском мальцовском хрустале конца XIX в. Вершиной мастерства венецианских стеклоделов признаны дроты толщиной 8—10 мм, в поперечном сечении которых можно разглядеть портрет типа камеи либо иной рисунок. Вероятно, это делалось тем же способом — растягиванием набранной стеклянной мозаики в тонкие нити. Еще одна знаменитая техника — кракле (позднейшее французское название: craquelй, от craquer — «трещать»), или «льдистое» стекло, освоенная вначале в Южных Нидерландах, — заключалась в том, что раскаленную «баночку» опускали в холодную воду и на ее поверхности образовывалась сеть мелких трещин — кракелюр. Затем изделие еще раз нагревали, заплавляя острые края трещин, или набирали тонкий внешний слой стекла, и «льдистая» поверхность сверкала внутри. Подобные технологические приемы рождались спонтанно в результате непредвиденных ошибок, случайностей, но затем использовались с художественной целью и доводились до виртуозного качества. Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства, трудоемкостью стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.

Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другой — грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым не было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.

Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям.

Как утверждают знатоки ремесла, стекло — самый сложный в обработке материал. Формировать его можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего существенно переделать. После формовки оно должно два дня остывать. Стеклодувы относятся к стеклу почти как к живому существу — настолько оно капризно, требует к себе внимательного отношения и знания, которое приходит лишь с опытом.

Так, окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.

Никаких красок муранские стеклоделы не используют. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, оно всегда остается именно стеклом. Однако внешне материал доведен до уровня хрусталя — настолько он однороден, чист, прозрачен, и в этом один из его отличительных признаков. Бесцветное муранское стекло так и называется — «cristallo».

Своеобразная разновидность филигранного стекла — сетчатое, или «ретичелло» (reticello). Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.

Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды XVI века, выполненные из окрашенного по массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло отличается большим разнообразием окраски и узоров. В начале XVII века появляется авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.

При изготовлении мозаичного стекла, разноцветные стеклянные нити спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и других узоров.

Для получения кракелажа выдуваемый сосуд, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, тем не менее, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри раскаленного стекла при погружении его в воду и немедленном возвращении его в печь. Такие вазы выдуваются и обрабатываются вручную.

Гравированное стекло было известно уже в начале XVI века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом, позднее был изобретен химический способ гравирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой