Введение.
Проблема выразительности как основная часть культуры речи
Выразительно прочитать стихотворение или прозаический отрывок — трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся, но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все, же остальные, как, ни учи, будут в лучшем случае, читая… Читать ещё >
Введение. Проблема выразительности как основная часть культуры речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выразительно прочитать стихотворение или прозаический отрывок — трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся, но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все, же остальные, как, ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.
Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение — один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.
Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого — превратить слово, написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.
В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».
Ясная и правильная передача мыслей автора — первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.
Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно — это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».
Больше значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги:
К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко, М. А. Рыбникова, Л. А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т. А. Задорожная, Н. А. Зайцева и др. М. Р. Львов, Л. А. Горбушина, Н. Н. Светловская, А. А. Бонадренко, О. В. Кубасова, Е. И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительное чтение, то есть как обязательный компонент уроков литературного чтения.
И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.
Таким образом, выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Основная цель работы — определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Объект исследования — процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.
Предмет исследования — методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать специальные приемы, методы обучения, то чтение художественных текстов младшими школьниками будет более выразительным.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
описать процесс организационной работы, а так же использование приемов обучения выразительному чтению художественных произведений в начальных классах;
экспериментальным путем подтвердить выдвинутую гипотезу.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
педагогический эксперимент;
наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование состоит из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.