Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Описание формирующего этапа эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфическими особенностями музыкальной сказки является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы и мизансцены. При подготовке интегрированного урока, основой которого является музыкальная сказка, определяющим моментом является то, что уроки музыки — это уроки искусства… Читать ещё >

Описание формирующего этапа эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью формирующего этапа эксперимента явилось развитие у испытуемых младших школьников социальных качеств посредством использования в педагогическом процессе музыкальной сказки. Для этого нами в рамках формирующего этапа были разработаны и проведены три интегрированных урока музыки. Для формирования социальных качеств мы решали следующие задачи воспитания и развития:

  • 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • 2. Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых;
  • 3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития;
  • 4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

На уроке музыки музыкальная сказка организуется по сюжету музыкально-сценического или литературного произведения.

Специфическими особенностями музыкальной сказки является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы и мизансцены. При подготовке интегрированного урока, основой которого является музыкальная сказка, определяющим моментом является то, что уроки музыки — это уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование его музыкальных интересов, эстетических вкусов и потребностей. Урок музыки как целостная художественно-педагогическая форма должен иметь свои методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации сопереживания, постижение нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности привело нас к закономерностям самого искусства, и, прежде всего, искусства драматического.

В интегрированном уроке музыки присутствуют все элементы сценического действия: экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка. Разрабатывая сценарий урока музыки, основанного на взаимодействии различных видов искусства — музыки, театра, живописи, литературы, необходимо учитывать, что между драматическим произведением и школьным уроком музыки существует на только сходство, но и различие. В драме идея произведения, его тема, то, что входит в понятие содержания произведения, раскрывается через элементы формы: сюжет, композицию и другие формообразующие элементы. Особая роль отводится сюжету, т. к., через сюжет создаются конфликтные ситуации. Правомерно говорить и о сюжете урока, однако в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения урок музыки включает не только само действие, но и содержит биографические сведения о композиторе, драматурге, историю создания произведения, все то, что должен знать учащийся при изучении предмета «Музыка».

Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу:

  • 1. знание;
  • 2. понимание разумности и необходимости;
  • 3. применение;
  • 4. переживание;
  • 5. новый уровень.

Рис. 3:

Описание формирующего этапа эксперимента.

Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение. Поэтому задачи по повышению уровня социального развития детей мы решали на трех уровнях:

I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания;

II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания;

III. Уровень — осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самостоятельному пониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.

Далее представим план-конспект одного проведенных нами уроков.

Тема: «Музыкальная фантазия».

Цели и задачи урока:

  • — Обобщить музыкальные знания, умения и навыки, полученные в первой четверти;
  • — Формировать творческий коллектив;
  • — Развивать способности к творческой деятельности;
  • — Воспитывать любовь к прекрасному;
  • — Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
  • — Создать условия для психологического раскрепощения, ситуации успеха;
  • — Воспитывать чувство товарищества, симпатии друг к другу.

Оборудование урока. Цветные колпачки (красные, голубые, желтые):

  • — разноцветные курточки жителей разных Королевств;
  • — головные уборы для Короля Барабана, Короля Балерона, Королевы Мелодии;
  • — барабаны.

В игре учитель выступает в роли ведущего, а все учащиеся «превращаются» в «жителей» Королевства Маршей, Королевства Танцев и Королевства Песен. Ведущий выбирает главных действующих лиц — Короля Барабана, Короля Балерона и Королеву Мелодию.

Педагог. В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король. Жители очень любили свои королевства и гордились ими.

А в каком государстве живем мы с вами? Вам нравится наша страна?

В середину класса выходят Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия.

В королевстве Маршей правил Король Барабан. Он очень любил ритмические упражнения. С раннего утра и до позднего вечера он стучал ритмы всех известных ему маршей. Кто из вас может повторить ритм, который сыграет Король Барабан?

Король Барабан импровизирует ритм на барабане, а один из «жителей» его королевства повторяет его ритм.

Все жители этого королевства любили маршировать, а петь и танцевать совсем не умели. С первыми лучами солнца они надевали красные башмачки и береты, и маршировали по красным улицам мимо красных домов и дворца Короля Барабана.

В Королевстве маршей знали все марши, какие только бывают на свете. Послушайте музыку, и определите: какой марш звучит в королевстве?

«Жители» Королевства Маршей слушают фрагменты «Встречного марша» Г. Чернецкого, «Футбольного марша» М. Блантера, «Марша деревянных солдатиков» (из «Детского альбома») П. И. Чайковского и определяют жанры маршей.

В Королевстве танцев правил Король Балерон. Жители этого королевства были очень пунктуальны, берегли каждую минутку. А вы бережете время, стараетесь с пользой использовать каждую минуту?

Каждый день недели в королевстве танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:

  • — в понедельник — вальс;
  • — во вторник — ламбаду;
  • — в среду — польку;
  • — в четверг — полонез;
  • — в пятницу — румбу;
  • — в субботу — мазурку;
  • — в воскресенье — рок-н-ролл!

Послушайте музыку, и определите: какой день в королевстве?

«Жители» Королевства Танцев слушают фрагменты «Вальса» (из «Детского альбома») П. И. Чайковского, «Итальянской польки» С. В. Рахманинова, «Мазурки» Ф. Шопена, определяют танец и называют день недели.

В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Она любила петь разные песни: и народные, и те, которые сочиняли композиторы. Каждый вечер все жители этого королевства надевали желтые колпачки и курточки, собирались в желтом замке Королевы Мелодии, зажигали свечи и играли в игру «Угадай мелодию».

«Жители» Королевства Мелодия играют в «Угадай мелодию». По музыкальному вступлению или начальным нотам они определяют название песни. Для игры предлагается определить на слух русскую народную песню «Дон-Дон», русскую народную песню «Уж как шла лиса по травке», «Листопад» Т. Попатенко, «Звуки музыки» Р. Роджерса, запевки «Серый кот», «Солнышко», «Бьют часы», «Ежик» А. Березняк.

Однажды на три королевства налетел ураган и перепутал жителей трех королевств. Королю Барабану, Королю Балерону и Королеве Мелодии стало непонятно — кто из какого королевства? Цветные колпачки, башмаки, береты, кофточки все перемешались.

«Жители» трех Королевств меняются цветными колпачками (и курточками).

Что же оставалось делать правителям? Собрались два короля и королева вместе, чтобы найти своих подданных. Каждого человечка просили спеть, станцевать или промаршировать.

«Жители» трех Королевств сначала исполняют песню «Веселый музыкант» А. Филиппенко, затем маршируют под музыку «Футбольного марша» М. Блантера и «танцуют» кистями рук «Вальс» (из балета «Спящая красавица») П. И. Чайковского. Оказалось, что все разноцветные человечки и поют песни, и маршируют под музыку, и танцуют все танцы. Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия решили тогда править вместе, по дням недели: в понедельник и вторник правил Король Барабан, и все жители с утра до вечера маршировали. В среду и четверг правил Король Балерон, и все жители с утра до вечера танцевали все танцы. В пятницу и субботу правила Королева Мелодия, и с утра до вечера пели народные и композиторские песни. А в воскресенье три правителя собирались вместе, и все жители королевства маршировали, пели и танцевали с раннего утра и до позднего вечера. Жители были очень дружны, иногда, правда, между ними возникали ссоры, но они быстро мирились. А как вы миритесь со своими друзьями?

Так они жили, жили, не тужили в стране, которую жители нового королевства стали называть страна «МУЗЫКА».

Учащиеся выходят из класса под музыку «Танца с кубками» (из балета «Лебединое озеро») П. И. Чайковского.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой