VIP-туризм: сущность и перспективы развития
На развитие экономики страны влияет ее отраслевая структура. Одной из отраслей, что стремительно развивается как в мире, так и в Крыму, туристическая отрасль, которая имеет непосредственную связь между прогрессом и благосостоянием общества. Постоянно возникают новые виды туризма, которые формируют экономические преимущества вовнутренней экономики и содействуют развитию социально-экономических… Читать ещё >
VIP-туризм: сущность и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
VIP-туризм: сущность и перспективы развития
В статье проанализирована интенсивность туристических потоков въездного и выездного туризма, определена сущность VIP-туризма, его виды, основными из которых являются индивидуальный и групповой туризм. Доказано, что VIP-туризм является одним из наиболее устойчивых видов туризма, который менее всего зависит от колебаний мировой экономики, ситуации в странах и регионах. Его развитие способствует стабилизации прибыли от туризма независимо от внешних факторов. Выделены основные тенденции развития VIP-туризма, которые заключаются в основном в увеличении разнообразия услуг, их уникальности. Сделан вывод о расширении VIP-туризма благодаря постепенному посткризисному развитию мировой экономики.
Ключевые слова: въездной и выездной туризм, разнообразие, тенденции развития VIP-туризма, технологичность услуг, туризм VIP, туристические потоки, эксклюзивность.
На развитие экономики страны влияет ее отраслевая структура. Одной из отраслей, что стремительно развивается как в мире, так и в Крыму, туристическая отрасль, которая имеет непосредственную связь между прогрессом и благосостоянием общества. Постоянно возникают новые виды туризма, которые формируют экономические преимущества вовнутренней экономики и содействуют развитию социально-экономических и политических отношений с другими странами, благодаря расширению внутреннего и внешнего туризма. Как экономическое явление туризм связан с предпринимательской деятельностью, предоставлением услуг; как социальное явление — туризм является неотделимым от спроса на туристические услуги и их потребления в соответствии с потребностями потребителей, их доходами, качеством жизни, благосостоянием.
Туризм трансформировался в глобальное явление как в социальном аспекте, который подтверждается количеством потребителей туристических услуг, их направленностью, расходами на получение, так и в экономическом аспекте — относительно стимулирования развития отраслей, которые комплементарны по отношению к туристической отрасли экономики. По статистическим данным, популярными видами туризма, которые являются важными для развития экономики, является — въездной и выездной VIPтуризм.
Исследованию этого явления посвящали свои работы ученые, как Н. Кабушкин [1], С. Нездойми [2], Т. Ткаченко [9], Л. Шульгина [14] и другие, однако бурное развитие туристической отрасли, изменения в структуре и направленности спроса потребителей туристических услуг требуют дальнейшего развития. Понимания многофункционального явления туризма вообще и такого его перспективного вида, как VIPтуризм, непосредственно, а также определение перспектив его развития.
В этой связи целью статьи является выявление основных тенденций развития туристической отрасли в Крыму, и определения перспектив развития VIP-туризма в контексте общеэкономической направленности экономики страны.
По данным официальной статистики [12], в Крыму существует постоянно растущая заинтересованность граждан — потребителей туристических услуг — в осуществлении туристических путешествий за границу (табл. 1). Удельный вес граждан, которые выезжали за границу в численности постоянно проживающего населения, постоянно растет: с 27,38% в 2014 г. до 40,83% в 2015 г. Туристические въездные потоки в Крым иностранных граждан также увеличивается и превышают интенсивность потоков выезда, что подтверждают результаты исследований по данным официальной статистики [12], которые приведены в табл. 2.
Таблица 1. Динамика выезда граждан Крыма за границу
Год. | Количество постоянного населения, тыс. человек. | Количество граждан Крыма, которые выезжали за границу, лиц. | Удельный вес граждан Крыма, которые выезжали за границу в численности постоянно проживающего населения, %. | |
27,38. | ||||
48 663,6. | 30,51. | |||
48 240,9. | 30,53. | |||
47 823,1. | 30,94. | |||
47 442,1. | 32,64. | |||
47 100,5. | 34,93. | |||
46 749,2. | 36,09. | |||
46 465,7. | 37,31. | |||
46 192,3. | 33,55. | |||
45 963,4. | 33,36. | |||
45 782,6. | 37,53. | |||
45 674,1. | 40,83. | |||
Таблица 2. Динамика потоков въездного и выездного туризма в Крыму
Год. | Количество граждан Крыма, которые выезжали за рубеж, человек. | Количество иностранных граждан, которые посетили Крым, лиц. | Отношение иностранных граждан, которые посетили Крым, к гражданам Крыма, которые выезжали за границу. | |
0,47. | ||||
0,618. | ||||
0,714. | ||||
0,846. | ||||
1,009. | ||||
1,072. | ||||
1,122. | ||||
1,334. | ||||
1,642. | ||||
1,356. | ||||
1,234. | ||||
1,083. | ||||
Въездные потоки, практически, вдвое превышают выездные, наибольшая их интенсивность наблюдалась в 2012 г. (1,64). В 2015 г. она несколько затормозилась, и составила — 1,083. Такое состояние туристических потоков подтверждает значение въездного туризма для развития экономики Крыма и требует осуществления дальнейших исследований по его активизации.
По официальной статистической отчетности можно проанализировать тенденцию обслуживания субъектами туристической деятельности в Крыму иностранных граждан, которые посетили Крым, и граждан Крыма, которые выезжали за границу (табл. 3) [12].
Статистика подтверждает преобладание внутреннего туризма над въездным, практически, вдвое. Такое положение требует активизации деятельности туристических фирм в обоих направлениях с целью удержания стабильной тенденции внутреннего туризма и рост объемов въездного. Их активность зависит от многих факторов, одним из основных, является, сущность туристических путешествий по учету потребностей потребителей, которые постоянно растут. Разветвленность потребностей и возможностей потребителей отражаются в различных видах туризма, одним из которых с позиций перспективности развития является VIP-туризм. Кроме того, VIP-туризм, как один из наиболее устойчивых видов туризма, является наименее зависимым от колебаний мировой экономики или политической ситуации в странах и регионах.
То есть его развитие — способствует стабилизации прибыли от туризма, независимо от внешних факторов. Под VIP-туризмом, в соответствии с его наиболее широким толкованием [1, 2], понимаются индивидуальные, эксклюзивные туры, а также определенный набор услуг, обеспечивает туристу наивысший комфорт во время путешествия. До этих услуг входит организация перелетов первым и бизнес-классом, трансферы с использованием автомобилей представительского класса и лимузинов, бронирование номеров высшей категории в самых дорогих отелях мира, аренда океанских яхт, частных самолетов, роскошных вилл и даже средневековых замков. Что касается организации отдыха пользователей услуг VIP-туризма, он чаще всего включает в себя престижные виды спорта, например, в современных условиях, это гольф, поло или большой теннис. Туроператор выделяет потребителю такие туристические услуги (VIP-туристу) персонального менеджера на этапе подготовки тура и персональных гидов на время прохождения маршрута. При необходимости клиенту за рубежом может быть предоставлена охрана, все трансферы могут осуществляться на бронированных автомобилях. Все это дает основания рассматривать VIP-туризм, или как его еще идентифицируют — luxury-туризм, как особый вид туризма, для организации которого туроператору необходимые особые ресурсы.
Таблица 3. Динамика тенденции внутреннего туризма по сравнению с въездным туризмом
Год. | Количество туристов, которые обслуживались субъектами туристической деятельности Крыма. | Удельный вес иностранных туристов. | Удельный вес туристов — граждан Крыма, которые выезжали за границу. | Удельный вес внутренних туристов. | |
0,188. | 0,142. | 0,671. | |||
0,191. | 0,125. | 0,684. | |||
0,184. | 0,134. | 0,682. | |||
2 856 983 0. | 0,207. | 0,121. | 0,673. | ||
0,231. | 0,234. | 0,535. | |||
0,179. | 0,311. | 0,511. | |||
0,136. | 0,393. | 0,471. | |||
0,130. | 0,117. | 0,753. | |||
0,123. | 0,421. | 0,456. | |||
0,123. | 0,399. | 0,478. | |||
0,147. | 0,568. | 0,285. | |||
0,153. | 0,612. | 0,321. | |||
Существует два типа VIP-туризма: групповой и индивидуальный. При их практической реализации каждый из них, обычно, сопровождается гидом или лидером группы. В этом случае туристический гид должен быть компетентным специалистом, который отлично знает особенности туристического маршрута и экскурсионного дела, имеет специальное образование, то есть является дипломированным специалистом в археологии, истории или другой области, связанной с туром, опыт работы в туристической индустрии, он должен быть способен помочь в любой ситуации или ответить на любой вопрос, который может появиться во время тура.
По составу групповой luxury-тур, как правило, должен включать группу туристов, лидера группы и туристического гида или нескольких. Эта группа остается вместе в течение всего тура. Лидер группы отвечает за все контакты с туристскими агентами, работниками гостиницы и тому подобное, то есть главным лицом, ответственным за коммуникации.
Индивидуальный luxury-тур — это тур, который осуществляется одним лицом, семьей или небольшой группой людей по маршруту. Такие туры обычно включают высококлассный транспорт (частный самолет или первый класс международного авиаперевозчика), трансфер с аэропорта и до него на лимузине и личный сервис на протяжении всего тура.
Как отдельный вид VIP-туризма можно считать VIP-круизы, которые могут предоставить тот же уровень услуг и комфорта, что и отели высшего класса, а также сервис на протяжении всего маршрута .
Что касается VIP-туризма выездного, по мнению специалистов [2, 7, 9, 13], наибольшим спросом среди туристов пользуются три направления VIP-туризма: пляжный отдых, активный отдых и экскурсионные туры. Как утверждают специалисты-практики [7 — 9], пляжный отдых снизился менее существенно, по сравнению с другими экзотическими программами.
Наибольшей популярностью у VIP-туристов пользуются пляжи: Индийского океана, в частности отдых на Сейшельских Мальдивских островах Карибского бассейна и Индонезии. Способствует этому и политика отдельных островных государств. Например, на островах Таиланда и Бали отменены визовые сборы, а многие отели осуществляют лояльную ценовую политику.
В борьбе за клиента туркомпании разнообразят свои предложения VIP-туров, например, за 8 — 10 тысяч долларов США турист может принять участие в охоте на дикого зверя на равнинах стран Африканского континента. В стоимость входит 10-дневное проживание, питание туриста, а также организация самой охоты. Отдельно оплачивается перелет. Дополнительно турист должен будет заплатить за трофей от 200 до 15 тысяч долларов США за каждого убитого зверя [5].
В то же время представители туркомпаний отмечают, что за проявление кризисных явлений в мировой экономике они вряд ли будут увеличивать разнообразие турпредложений. Прогнозируется, что на рынке будет иметь место тенденция к специализации туристических компаний о предоставлении услуг за отдельными регионами. «Такой подход даст возможность туроператорам предложить более дешевый отдых в экзотических странах, а значит, привлечь большее количество туристов», — считает Андрей Легейда [3].
Обычно клиенты luxury-агентств — преуспевающие люди, которые многое успели повидать, они ищут необычных впечатлений и хороший заряд адреналина. Мировая практика организации VIP-туров показывает, что любое нетипичное желание богатого заказчика можно выполнить. Например, специалисты компании «Люкс Тур» отправляли желающих к «охотникам за головами» в Папуа-Новую Гвинею, организовывали путешествия в джунгли Амазонки, а также восхождения в Алтайские горы.
Другим примером совсем нетрадиционных заказов можно считать так называемые «бомж-туры». Идея таких туров заключается в том, что состоятельные люди на некоторое время становятся чернорабочими, бомжами или играют роль асоциальных элементов общества, не переступая закон. Причем, часто такого рода развлечения организовываются за рубежом, например, в Париже или Амстердаме [5].
Поскольку круг VIP-туристов является достаточно узким, в этой среде лучшим инструментом коммуникаций являются личные встречи с потенциальными клиентами, что следует учитывать при проведении маркетинговых кампаний. Также наиболее эффективно на целевую аудиторию luxury-туризма влияет реклама на телевидении и в интернете.
По развитию VIP-туризма, целесообразно выделить несколько тенденций, которые будут наиболее существенными в 2016 г. и нескольких годах подряд [15].
Во-первых, в 2016 г., как продолжение тенденции 2015 г., все большую популярность среди VIP-туристов будут путешествия с максимальным погружением в жизнь местного населения. Туристы желают ощутить, как на самом деле живут люди в тех странах, которые они посещают, и в 2016 г. эта тенденция будет развиваться еще больше. Сайты с предоставление зданий в аренду, такие как Airbnb и PlusOneBerlin или Nectar&PulseandValet пользуются большим спросом среди туристов, что доказывает устойчивое желание туристов жить не в уединенных отелях, а где-то в городе, наряду с местными жителями, которые помогут почувствовать специфику каждой местности, быт коренного населения. Считается, что причиной этого является то, что люди, которые пользуются услугами luxury туристических агентств, уже достаточно путешествовали и многие жили в гостиницах наивысшего уровня комфорта. Поэтому со временем на первое место, получается, также любопытство относительно познания особенностей жизни населения определенной местности (но, как и раньше, вместе с комфортными условиями проживания).
Во-вторых, в последнее время все активнее прослеживается тенденция к «простому проживанию». VIP-туpисты, которым всегда не хватает времени на полноценный отдых, благодаря значительной загруженности на работе, и в бизнесе, желают простейшей организации проживания с максимальным комплексом услуг, к которым они привыкли в повседневной жизни. Например, отель Ovolo Hotel в Мельбурне включает в стандартных тарифах доступ к Wi-Fi, наполнения мини-бара, завтрак в дорогу и другие услуги, как, например, Apple TV. Это несущественные изменения, но, по прогнозам ближайшего будущего, может стать нормой. Также в Мельбурне в отеле The Cullen впервые применили новые правила выселения из отеля. Гостям предоставляется возможность бесплатно остаться в отеле еще на одну ночь, если на номер, который они занимали, не претендуют другие гости. Такой подход назвали «самый поздний чекаут в мире» [4].
В-третьих, что касается внешнего вида отелей, новейшим и самым модным трендом является миксование стилей их оформления с использованием элементов культурного наследия прошлых лет и современных ярких и просторных дизайнерских решений. Наиболее удачными примерами такого смешения могут быть отеле The Siam на набережной Бангкоке, The NoMad Hotel в Нью-Йорке, Hotel Vestibul Palace в Сплит на территории Хорватии, который был перестроен из трех римских дворцов, и другие. Эти отели украшают мебель ручной работы, предметы антиквариата, старинные аксессуары (чемоданы, граммофоны и др.) [4].
В-четвертых, популярной тенденцией является включение оригинальной или модной еды в концепт путешествия. Например, в отелях Сан-Хосе и Южной Австралии в последнее время популярным стало дизайнерское оформление еды, которое туристы часто фотографируют, а фото выкладывают в социальных сетях, что является дополнительным, абсолютно бесплатным для туристических агентств и туров PR-ходом в сфере VIP-туризма. Относительно еды, достаточно новым является использование усовершенствованного типа питание на основе шведского стола, где туристы выбирают ингредиенты, которые затем моментально используются для приготовления в их присутствии блюд из мяса, морепродуктов или органических салатов [14].
В-пятых, популярной тенденцией VIP-туров становится их экологическая направленность. Так, например, эко-отель Finca Rosa Blanca в Коста-Рике предлагает гостям туры кофейными плантациями, курсы приготовления кофе, косметические препараты, изготовленные с применением кофе. Отель The Puli Hotel&Spa в Шанхае оказывает дополнительные услуги с использованием успокаивающих свойств чая для вращений, скрабов и косметических процедур. Сolonial Ceylon Tea Trails в Шри-Ланке предлагает кухню с использованием чайных листьев во всех блюдах, дегустации разных сортов чая, туры в фабрики по изготовлению чая и общения с чайными плантаторами [12].
В-шестых, популярными среди VIP-туристов есть заказ услуг, направленных на поддержку и обретение здорового образа жизни с использованием старых технологий, например, слежение за состоянием здоровья мужчин, которые не имеют достаточно времени для этого в повседневной жизни, но все равно должны держать себя в форме. В новом отеле QT Sydney мужчины могут насладиться классическим «мокрым бритьем», или уходом за лицом от парикмахеров старой школы, в отеле TheBalй на Бали предлагается 90-минутный кофейный ритуал для мужчин. Туры также становятся все более спортивными, например Terrace Suite в OvoloHotel в Мельбурне имеет собственную боксерскую грушу, а The Siam в Бангкоке имеет первый в мире кикбоксерский ринг прямо в отеле. Motu Teta во Французской Полинезии предоставляет гостям возможность попробовать себя в outriggercanoeing, или в подводной охоте. Другие отели дают гостям волнолеты, поля для гольфа, крикета, и тому подобное. Что касается женщин, операторы, которые организовывают VIP-путешествия,, пытаются сделать все возможное, для того, чтобы они могли путешествовать безопасно и стильно, даже в одиночку. Некоторые компании, как например, Cox&Rings, предоставляют женщинам, которые путешествуют в одиночестве, гида, который поможет понять и привыкнуть к местным традициям, мер безопасности, что позволит женщинам путешествовать самостоятельно не только Европой, а также Азией и Африкой [1].
В-седьмых, тенденцией, свойственной VIP-туризма, использование современных информационных технологий. Так, туристы в отеле QT Sydney могут скачать программу QT Concierge на телефон, как только они зарегистрировались в гостинице. Программа расскажет все возможности и услуги отеля, а также подскажет, где можно покушать, поиграть в боулинг, и тому подобное, что помогает всегда иметь доступ к любой информации и уменьшает вероятность недовольство сервисом в отеле. The Islington Hotel в Хобарте предоставляет айпеды с установленной программой гида и описанием, доступной в отеле коллекции предметов искусства. Все большая часть бронирований отелей осуществляется через разнообразные мобильные программы, как, например, Trip Advisor, Bookin.com и другие [4].
В-восьмых, тенденцией VIP-туризма является использование новых архитектурных решений. Hфtel Americano в Нью-Йорке устроил бассейн и бар на крыше отеля. Hotel Muse в Бангкоке предлагает бар на крыше небоскреба Speakeasy, где можно наслаждаться заходом солнца. Отель london’s Rough Luxe обустроил на своей крыше ульи, откуда берут мед к завтраку гостей.
В-девятых, VIP-туризм имеет тенденцию, что характеризуется оказания услуг на обслуживание не только одиноких, то есть самостоятельных туристов, путешествующих отдельно, но и для семей. Поэтому еще одной тенденцией является создание идеальных условий для проведения времени с малышами без ущерба для условий проживания и услуг. Так, туристический бутик-бренд Mr&Mrs. Smith в начале 2013 г. предложил услугу мониторинга инновационных мест для проживания семей с детьми.
В-десятых, сформировалась тенденция изменения направлений путешествий. По мнению специалистов, наиболее популярными локациями среди VIP-туристов в 2013 p. будут Бирма, как таинственная, изолированная от всего мира страна, которая периодически появляется на мировой арене; Бангкок, благодаря свежему дизайну большинства прибрежных отелей; прибрежный Вьетнам, что становится все более люксовым направлением и позиционирует себя как «новый Тайланд». Рио-де-Жанейро и Марсель — Прованс будут популярными благодаря запланированным спортивным и культурным по ходам. Дубай выиграет за счет нового глобального партнерства авиаперевозчиков Азии и Тихого океана. Что касается европейских городов, прогнозируется, что большую популярность приобретет Стамбул, а в Америке наибольшей популярностью среди VIP-туристов будут пользоваться природа Коста-Рики и изысканная кухня южных штатов. Также популярными будут страны БРИК. Эксперты считают, что каждая из этих стран имеет свой оригинальный шарм. Также популярными станут города проведения глобальных спортивных мероприятий — зимних Олимпийских Игр 2014 г. в Сочи, летних Олимпийских игр 2016 г. в Бразилии, что делает их еще более интересными для туристов [13].
В целом в следующем году и в грядущие годы ожидается существенный прирост объемов VIP-туризма, чему будет способствовать постепенный рост экономики развитых рыночных стран, активные рекламные компании глобальных туристических брендов, которые будут иметь существенные влияния на потенциальных клиентов.
туризм мировой экономика.
Библиографический список
- 1. Кабушкин Н. Менеджмент туризма / Н. Кабушкин. М.: Новое знание, 2002. — 340 с.
- 2. Нездойминов С. Г. Туризм как фактор регионального развития: методологический аспект и практический опыт: монография / Сек. Г. Нездойминов — Одесса: Астропринт, 2009. — 304 с.
- 3. Портал Amadeus [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.amadeus.com
- 4. Портал LondonHotelsInsight [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //londonhotelsinsight.com/
- 5. Портал новостей CNN [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edition.cnn. com/
- 6. Сайт Международного Совета по деловому туризму и подороже [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wttc.org
- 7. Сайт компании Марко Поло [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.marcopolotravel.co.uk
- 8. Сайт туристической компании Cox&Kings [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coxandkings.co.uk/
- 9. Сайт компании TheBostonConsultingGroup [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.bcg.com/
- 10. Ткаченко Т. И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса: монография / Т. И. Ткаченко. — К. :Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2009. — 463 с.
- 11. Туристическая библиотека «Все о туризме» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tourlib.net
- 12. Туристические потоки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua
- 13. Туристический портал «Abercrombie&Kent» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.abercrombiekent.com/
- 14. Шульгина Л. М. Маркетинговое управление туристическими предприятиями: монография / Л. М. Шульгина, Н. Л. Ткэшелашвілі. — К.; Тернопіль: Видавництво Астон, 2011. — 296 с.
- 15. VIP-tourism. ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.VIP-tourism.ru.