Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное обеспечение туризма в СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем существовали препятствия и трудности вполне профессионального свойства. Дело в том, что большинство гидов знали французский язык как традиционное наследие царской России, а в учебных заведениях советского времени большей частью учили немецкий язык, поскольку именно с Германией были налаженные деловые контакты. Прибывающие же иностранцы говорили преимущественно на английском языке… Читать ещё >

Профессиональное обеспечение туризма в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделение туризма в отдельную сферу профессиональной деятельности произошло в международном масштабе только в конце XX в. Однако в этой сфере всегда требовались грамотные гиды, проводники, организаторы путешествий, управляющие гостиниц и ресторанов, авторы и издатели путеводителей. К началу XX в. экскурсии и путешествия превратились в обязательную часть образовательных программ. Экскурсионной работой занимались краеведы, учителя, местные энтузиасты, самодеятельные спортсмены.

Широкое распространение экскурсионной работы с 1920;х гг. потребовало обеспечения кадрами. Эта задача решалась на государственном уровне и административными средствами. При Наркомпросе впервые стали готовить профессиональных экскурсоводов. В мае 1922 г. вышел первый номер «Экскурсионного вестника», который представлял работы Научно-исследовательского экскурсионного института в Петрограде. При Центральной станции экскурсий вскоре было организовано девять постоянных кружков и семинаров для подготовки работников па экскурсионных станциях. Работой этих семинаров руководили видные ученые-краеведы: И. М. Гревс, Л. А. Ильин. В 1923 г. в Москве открылся Центральный музейно-экскурсионный институт, в центре и на местах стали действовать туристские курсы. К концу 1920;х гг. экскурсионная работа, но подготовке специалистов-экскурсоводов постепенно затухает, так как начала доминировать концепция пролетарского туризма. Критическая позиция по отношению к просветительской краеведческо-экскурсионной работе возобладала. Краеведческая работа расценивалась как «гробокопательство», «мелкобуржуазное» увлечение стариной. Аполитичность экскурсий осуждалась, чему способствовал и политический разгром научной школы «исторического краеведения», репрессии против се лидеров И. М. Гревса, ?. П. Анциферова и других ученых.

С организацией ОПТЭ деятельность по подготовке кадров для туристской отрасли получила новое дыхание и иной смысл. Пролетарские турпоходы во многом зависели от энтузиазма их участников, а инструкции и планы деятельности туристы получали от партийных органов. С образованием ОПТЭ был взят курс на массовый туризм, который уже невозможно было обслуживать только силами общественников или привлеченных лиц. Центральный совет ОПТЭ стал вводить штатные должности в местных организациях и озаботился подготовкой профессиональных кадров. В марте 1930 г. в Москве открылись курсы подготовки работников для окружных и районных отделений ОПТЭ. Для обучения кадров в туризме и повышения квалификации были открыты краткосрочные Центральные туристские курсы, в которых за несколько лет обучение прошли до 10 тыс. человек. Кроме того, концепция пролетарского туризма предполагала привлечение к работе членов самого общества, возложение общественно-политических и практических задач на туристов, поскольку ОПТЭ работала в контакте с партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями.

Однако теперь требовались и руководители, которые могли сформировать новый маршрут и быть проводниками и консультантами для пролетарских туристов. В 1932 г. в Москве начал работу первый туристско-экскурсионный техникум, который давал профессиональное образование в этой области. В 1930;е гг. широко использовались слова «турист», «туристский», хотя соединяли их преимущественно с экскурсионной деятельностью или самостоятельными путешествиями. Понимание туризма как области самостоятельной профессиональной деятельности не сложилось. При этом экскурсоводы готовились отдельно, поскольку данная область деятельности примыкала к краеведению, просветительству и пропаганде. Отдельно шла подготовка проводников для спортивного и экологического туризма. Кадры для ресторанного и гостиничного дела обучались в своих отраслях. Таким образом, цельного понимания сущности туризма не было.

Более ответственные кадровые задачи стояли перед работниками Интуриста. Специфика работы с иностранными туристами требовала достаточно высокой квалификации гидов-переводчиков. Устав Интуриста в 1933 г. уже ставил задачу «подготовлять необходимый персонал для обслуживания интуристов в вузах… организовывать соответствующие учебные заведения, исследовательские институты, курсы, лекции и т. п.» (Орлов, с. 163). Структуры ОПТЭ здесь помочь не могли, но и собственной учебной базы не было. В 1929 г. курсы гидов-переводчиков не могли состояться в силу провала набора на них. На 1930 г. намечалось открытие курсов в Москве и Ленинграде с набором не менее 350−500 человек. Нужны были гиды-переводчики и гиды-лекторы, так как среди прибывающих из-за границы туристов было немало ученых, желающих глубоко изучать ту или иную сторону производственной или культурной жизни в СССР. Несмотря на административные усилия в 1930 г. удалось набрать всего 70 желающих обучаться на гидовпереводчиков.

Пристальное внимание партийного руководства к Интуристу привело к ранней бюрократизации этого учреждения, где при вопиющем дефиците гидов-переводчиков и экскурсоводов существовал переизбыток руководящих чиновников и представителей «особых» органов. Между тем в прессе справедливо указывалось, что первые и главные впечатления о жизни в Советском Союзе иностранцы получают именно от сопровождающих их на всем протяжении тура гидов и экскурсоводов. Высокая оценка их роли приводила, однако, не к заботе об уровне сервиса, а к специальной подготовке гидов. Они должны были иметь безупречную характеристику, обладать качествами «бойцов идеологического фронта», а знание языков сочетать с «политической грамотностью». Их снабжали специальными рекомендациями, как создавать положительный образ страны победившего социализма в глазах иностранцев, тексты их лекций проверялись и утверждались. Гиды и экскурсоводы должны были ежедневно отчитываться о поведении подопечных иностранцев, их контактах, вопросах и интересах.

Между тем существовали препятствия и трудности вполне профессионального свойства. Дело в том, что большинство гидов знали французский язык как традиционное наследие царской России, а в учебных заведениях советского времени большей частью учили немецкий язык, поскольку именно с Германией были налаженные деловые контакты. Прибывающие же иностранцы говорили преимущественно на английском языке, которым владела небольшая часть гидов. Кроме того, традиционные гуманитарные дисциплины, в том числе история России, история культуры некоторое время вообще отсутствовали в учебных планах школ и вузов. Популярное на Западе культурное наследие Серебряного века критиковалось как «формализм», многие монастыри и храмы были разрушены, далеко не все предметы искусства дореволюционной России представлялись в экспозициях музеев и выставок. Немало имен российских писателей, ученых, художников находились в СССР под запретом, но были популярны за рубежом. Некоторые регионы Советского Союза были закрыты для посещения иностранцами. Все это вызывало затруднения у экскурсоводов во время экскурсий и планирования маршрутов.

Своеобразие экскурсионной подготовке сопровождающих Интуриста создавали утвержденные «категории идеологического обслуживания». Иностранцев, которые приезжали из любопытства, с целью получить «экзотические впечатления», обслуживали методом «широкого поверхностного показа» культурного богатства, природных красот и социального благополучия граждан Советской страны. Для тех, кто намеревался глубоко изучать какую-либо сторону жизни в СССР, полагались более подготовленные гиды. Если же предполагалось обслуживание научных и общественных конференций с иностранными делегатами, то приходилось привлекать дополнительные силы из музеев, институтов и даже частных лиц. Идея индивидуальных поездок для иностранцев потребовала специально подготовленных гидов, которые получали усиленную политическую подготовку в виде прикрепления к коммунистическим курсам. При самом Интуристе также действовали постоянные комсомольские курсы для подготовки гидов-переводчиков из числа комсомольцев-активистов. Постоянно действовали разнообразные трех-восьмимесячные курсы, готовившие экскурсоводов или дававшие языковую подготовку.

Разумеется, все это были временные меры. Становление системы профессиональной подготовки в области туризма прошло несколько стадий. Важным этапом стало создание в 1931 г. в Москве и Ленинграде трехгодичных курсов, на которых учили языкам, основам географии, экономики, а также «коммунистической грамотности». Однако профессиональный уровень образования могли обеспечить только высшие учебные заведения. Подготовкой гидов занималось экскурсионно-переводческое отделение в Московском институте новых языков и в Институте лингвистики в Ленинграде. Студенты этих отделений проходили практику в Интуристе. Наконец, в 1935 г. открылся Институт иностранного туризма в Ленинграде, в котором были предусмотрены факультет экскурсоводов-переводчиков и подготовительное отделение. Институт стал первым высшим учебным заведением для подготовки кадров в системе «Интурист» специально для работы с туристами-иностранцами. После ликвидации ОПТЭ и репрессий против его руководства в 1938 г. этот институт закрыли, и дело снова ограничилось системой разнообразных курсов. Таким образом, понимание туризма как специфической сферы деятельности не было выработано и, соответственно, сервисные стандарты не получили практического утверждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой