Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Третий период экзегезиса: католики и протестанты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Золотой век католического экзегезиса (1543—1660). Как мы уже знаем, иудейский экзегезис принципиально отличается от библейского христианского экзегезиса. С другой стороны, период, который многие исследователи называют золотым веком католического экзегезиса интересен тем, что формирует методологию интерпретации, принципиально отличающуюся от техники библейской интерпретации, выполненной… Читать ещё >

Третий период экзегезиса: католики и протестанты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За несколько десятилетий до Тридентского Собора, который проходил с 1543 по 1563 гг., протестантизм начал подготавливать свое распространение в христианском мире, а его результаты были ощутимы не только в области догматической теологии, но и в библейской литературе. С этого периода различают католических и протестантских экзегетов.

Католический экзегезис после Тридентского Собора может быть разделен на три этапа: первый связан с окончанием схоластического периода; второй образует переход от старого экзегезиса к новому; третий охватывает современные экзегетические труды. Первый этап начинается во время Тридентского Собора и заканчивается около 1660 года; второй достигает начала XIX столетия; третий относится к нашему времени.

Золотой век католического экзегезиса (1543—1660). Как мы уже знаем, иудейский экзегезис принципиально отличается от библейского христианского экзегезиса. С другой стороны, период, который многие исследователи называют золотым веком католического экзегезиса интересен тем, что формирует методологию интерпретации, принципиально отличающуюся от техники библейской интерпретации, выполненной протестантами. В течение этого периода более 350 католических авторов были вовлечены в библейские исследования; мы можем здесь только классифицировать проделанную ими работу и отметить некоторые основные труды. Это пересмотренное Клементинское издание Вульгаты (1592); Антверпенский Полиглот (1569—1572); парижский Полиглот (1629—1645).

Вводные вопросы трактовались Сикстом Сененским (ум. 1569), X. Адрихомиусом (ум. 1545), Фламиниусом Нобилиусом (ум. 1590), преп. Ариасом Монтанусом (ум. 1598), Петрусом Моринусом (ум. 1608), Лукасом Бругенсисом (ум. 1619), де Теной (ум. 1622), Иоанном Моринусом (ум. 1659), францисканцем Кварезмиусом (ум. 1660). Все или почти все книги Писания были истолкованы Марианом (ум. 1624), Тиринусом (ум. 1636), Лапидом (ум. 1637), Гордоном (ум. 1641), Менохиусом (ум. 1655), де ля Айе (1661).

Избранные книги Ветхого и Нового Заветов были прокомментированы Янсениусом Гентским (ум. 1575), Мальдонатусом (ум. 1583), Риберой (ум. 1591), Серариусом (ум. 1609), и Лоринусом (ум. 1634). Некоторые книги Ветхого Завета — Андреасом Масиусом (ум. 1573), Форериусом (ум. 1581), Прадусом (ум. 1595), Вильялпандусом (ум. 1608), Генебрардусом (ум. 1597), Агеллиусом (ум. 1608), Перериусом (ум. 1610), кард. Беллармином (ум. 1621), Санктиусом (ум. 1628), Мальвендой (ум. 1628), де Пинедой (ум. 1637), Бонфрериусом (ум. 1642), де Муисом.

(ум. 1644), Гислериусом (ум. 1646), де Салазаром (ум. 1646), Кордериусом (ум. 1655).

Наконец, истолкование всех или части книг Нового Завета связано с именами Сальмерона (ум. 1585), кардинала Толетуса (ум. 1596), Эстиуса (ум. 1613), де Алькасара (ум. 1613), преподобного Юстиниана (ум. 1622). Следует отметить, что некоторые из вышеназванных авторов допускали «множественный буквальный смысл»; следовательно, они представляли различные объяснения одного и того же слова как одинаково истинные.

Переходный период (1660—1800). В течение переходного периода исторические исследования были более развиты, чем схоластические. По этой причине мы встречаемся как с родоначальником исторического и критического метода Ричардом Саймоном (ум. 1712), так и с Фрассеном (ум. 1711), принимавшим схоластический метод, но существует и возврат к историческому истолкованию (бернардинца Лами (ум. 1715), Даниеля Юэ (Huet) (ум. 1721) и Н. Александра (ум. 1722)).

Библиография экзегезиса обсуждалась Бартолоччи (ум. 1687), Имбонатусом (ум. 1694), Дюпеном (ум. 1719), Лелонгом (ум. 1721), Демолетом (ум. 1760). Старые документы, относящиеся к изучению Писания, были изданы де Монфоко (ум. 1741), П. Сабатье (ум. 1742) и Блашинусом (ум. 1764), в то время как Кальме (ум. 1757) и Боссюэ (ум. 1704) выделялись своими экзегетическими трудами. Букентоп (ум. 1710) объяснял сомнительные или туманные прочтения в Вульгате, сопоставляя их с оригинальным текстом.

В целом, при поразительной бедности библейских исследований этого периода, текстуальная критика достаточно хорошо представлена такими авторами как Убиган (ум. 1784) и де Росси (ум. 1831).

Современность. Современная методология философской интерпретации, применяемая в исследовании Писания, превосходит более древнюю методологию истолкования, по крайней мере, в трех позициях.

Во-первых, в наше время истолкователь обращается не только непосредственно к контексту фразы или строфы, но и ко всей литературной форме книги и цели, ради которой она была написана. Во-вторых, интерпретатору помогает обильное сокровище новой исторической информации, практически неизвестное в прежние дни. В-третьих, филология священных языков активно развивалась в течение последнего столетия, и ее богатые результаты стали доступны современному комментатору.

Мы можем уйти слишком далеко от нашей основной темы, если начнем здесь повторять историю всех современных раскопок и открытий, описывать содержание отдельных табличек и папирусов, результаты литературной критики, археологии и истории религии. Достаточно сказать, что современный интерпретатор может не оставлять в стороне любой из этих различных источников информации, используя их в той степени, в которой они входят в специальный предмет его исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой