Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философское мировоззрение Фрэнсиса Бэкона

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Человек должен в уме перечислить все известные случаи, встречаемые в природе в самых разных ее материях. Далее он составляет «таблицу отклонения, или отсутствия в ближайшем», смысл и назначение которой заключается в том, чтобы установить сходные случаи, в которых наблюдаемое явление, свойство или признак не наблюдаются. Следующий шаг — составление «таблицы степеней, или таблицей сравнений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Ф. Бэкон о философии, науке и их месте в жизни человека
  • Глава 2. Ф. Бэкон о новом методе в науке
  • Заключение
  • Список литературы

Философское мировоззрение Фрэнсиса Бэкона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Только тогда, когда человек очистит свой разум от помех, предубеждений и стереотипов, он может приступать к непосредственному поиску истин. Второй этап познания Ф. Бэкон обозначает как истинную индукцию. Точно также как и на уровне избавления от идолов, на уровне непосредственного научного познания человек сталкивается с соответствующими помехами, ошибками и заблуждениями, которые, по мнению Ф. Бэкона проистекают из следующих причин. Прежде всего, как отмечает Ф, Бэкон, стоит отдавать себе отчет в том, что эмпирический базис познания, хотя и выступает в качестве первоначала и источника всякого знания, оказывается уязвим с той точки зрения, что «порочны впечатления самого чувства, ибочувство и сбивает с толку и вводит в заблуждение».

Другим словами, чувства, которые дают пищу и материал для размышления разуму человека сами по себе могут быть ошибочны или не точны. Ф. Бэкон призывает найти разумный баланс и равновесие между разумом и чувством, поскольку только в их взаимной проверке и дополнении рождается истина. Таким образом, как заявляет Ф. Бэкон, чувства должны критически осмысляться разумом. Но разум, как мы уже неоднократно отмечали ранее, сам блуждает в темноте и не всегда может различить, что в действительности скрывается за тем или иным образом, словом или понятием. Поэтому в качестве второго препятствия или осложнения познания Ф. Бэкон называет тот факт, что понятия, которыми оперирует разум"плохо отвлечены от впечатлений чувств, неопределенны и спутанны, тогда как должны быть определенными и хорошо разграниченными". В-третьих, даже индуктивный метод научного познания, хотя и превосходит дедуктивный, должен стремиться к максимальному расширению объектов и явлений, на основании которых делается индуктивный вывод.

" Плоха та индукция, которая заключает об основах наук посредством простогоперечисления, не привлекая исключений и разложений или разделений, которыхтребует природа". И наконец, в-четвертых, причина ошибок и заблуждений научного познания кроется в том, что «тотспособ открытия и проверки, когда сначала строятся самые общие основания, апотом к ним приспособляются и посредством их проверяются средние аксиомы» является по сути своей неверным и не соответствующим принципам природы. На основании этого Ф.

Бэкон предлагает свой метод чистой индукции с последующим эмпирическим и экспериментальным способом проверки индуктивных положений и выводов. Процедура исследования должна включать в себя извлечение аксиом из опыта, с одной стороны, и выведения новых экспериментов из аксиом, с другой. Чистая индукция в том варианте, который предлагает Ф. Бэкон, должна стремиться не просто включить в сферу своего рассмотрения максимальное количество наблюдаемых объектов, но и учитывать не только их общие признаки и свойства, но и их различия. Это истинная индукция, которая, по мнению Ф. Бэкона отличается от аристотелевской индукции, которая только скользит по фактам, не замечая важных и существенных деталей. Процесс индуктивного познания должен начинаться с процесса составления «таблицы сущности или присутствия».

Человек должен в уме перечислить все известные случаи, встречаемые в природе в самых разных ее материях. Далее он составляет «таблицу отклонения, или отсутствия в ближайшем», смысл и назначение которой заключается в том, чтобы установить сходные случаи, в которых наблюдаемое явление, свойство или признак не наблюдаются. Следующий шаг — составление «таблицы степеней, или таблицей сравнений». Ее смысл и предназначение заключается в том, чтобы указать случаи, в которых анализируемое явление проявило себя в большей или меньшей степени. И наконец, последний, четвертый шаг — элиминация, т. е. отрицание и исключение всего, что не соответствует исследуемому объекту и явлению, в результате чего мы и приходим к индуктивному выводу, который формулируются в виде некоторой гипотезы. На данном этапе мы еще не имеем истинного знания, поскольку не каждая гипотеза может подтвердить свое право на существования.

для того чтобы установить истинность гипотез и обосновать получаемое в ходе ее вывода знания Ф. Бэкон предлагает разработать систему экспериментов и эмпирических данных, которые могли бы с достоверностью сказать о том, соответствует ли гипотетический вывод реальному положению вещей. Только так человек, по мнению Ф. Бэкона человек может прийти к достоверному подтвержденному истинному знанию. Таким образом, как мы видим, процесс научного познания в том варианте, который предлагает Ф.

Бэкон оказывается весьма сложным и трудоемким. Ф. Бэкон пытался объединить в одном алгоритмы достижения и преимущества как эмпирического так и рационального познания, как теоретической индукции, так и практического эксперимента. Он стремился к тому, чтобы сделать процесс познания максимально полным с одной стороны, и предельно точным и соответствующим реальному положению вещей с другой. Новый органон Ф. Бэкона представляет собой не просто метод, а целый алгоритм действия, которые в идеале всякий раз должны приводить к получению и обоснованию нового знания. Извечный спор о том, существует ли какая-то логика открытия научного знания или же открытие истины это творческий процесс озарения ученого, Ф. Бэкон разрешил бы в сторону первого.

Он не просто предлагает такую «логику» — алгоритм получения нового знания, он настаивает на том, что данный способ открытия истин является уникальным способом пробраться к самым сокровенным тайнам природы и имеет весьма безграничный потенциал.Ф. Бэкон верил в безграничность познавательных способностей человека и предпринял весьма успешную, на мой взгляд, попытку систематизировать и привести к единому стандарту все многообразие доступных человеку средств, методов и познавательных сил. Заключение

Познавательные способности человека, как полагал Ф. Бэкон почти безграничны, главная проблема и задача философии заключается в том, чтобы найти выверенный и точный метод проникновения в тайны и загадки мира. Он настаивал на том, что именно наука является главной движущей силой общественного производства и прогресса, и потому от успешного развития научного знания зависит благополучие как отдельно взятого человека, так и всего человечества в целом. Исходя из того что современная философия и теология оказались не в состоянии справиться с нарастающей потребностью общества в практическом освоении и изучении мира, Ф. Бэкон предлагает свое видение места и предназначения науки и ее роли в жизни общества. Он провозглашает науку областью практического интереса человека и предлагает оценивать успешность и состоятельность науки в соответствии с эффективностью и полезностью получаемых ею результатов. Философия по мнению Ф.

Бэкона также должна вернуться из области метафизики в область практических насущных интересов человека и приступить к изучению фундамента науки и научного знания. Она должна провести ревизию понятия истины и метода научного познания. Центральное место в философии Ф. Бэкона занимает проблема поиска и построения нового метода — «нового органона» научного познания, который в идеале должен быть приближен к выверенному алгоритму получения нового истинного знания. Пытаясь учесть все ошибки философии и науки прошлого, Ф. Бэкон формулирует свой метод чистой индукции который провозглашает в качестве приоритетного метода научного познания. Сам процесс познания Ф. Бэкон предлагает разделить на несколько этапов, первым из которых является этап очистки сознания человека от всех стереотипов и клише. Ф. Бэкон устанавливает четыре вида «призраков» или «идолов» познания, которые изначально мешают познавательному процессу человека — идолы рода, пещеры, площади и театра. Только освободив свое сознание и мышление от идолов и заблуждений такого рода человек может приступать к формированию гипотез на основании чистой (истинной) индукции.

Получение гипотезы это завершающий этап чистой индукции, в ходе которой необходимо составить серию таблиц — таблицу присутствия, отсутствия и степени явлений или свойств, для того чтобы не просто установить те объекты и явления, в которых наблюдается исследуемое свойство или признак, но и то, в какой степени данное свойство проявляется (в большей или меньшей), а также то, в каких сходных случаях данное свойство отсутствует вовсе. Построение гипотезы однако не является конечным результатом познания. Всякая гипотеза может быть ошибочна, поэтому она нуждается в эмпирической и экспериментальной проверке, на основании которой рождается и обосновывается истинное знание. На мой взгляд, такая концепция науки и научного метода отвечает требованиям и запросам той эпохи в которую жил Ф. Бэкон, однако в реалиях современного мира она должна быть существенно дополнена. Главный же урок, который преподал Ф.

Бэкон всей философии и науке, и который остается актуальным до сих пор, заключается в том, что ученый должен критически подходить к процессу познания, он должен объективно оценивать ситуацию (избавиться от своих идолов познания), и он должен сочетать в своей работе как эмпирические факты и процедуры, так и теоретические выкладки и построения.

Список литературы

Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002

Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1995

Либих Ю. Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1996

Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.

1993.№ 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Новый Органон. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.
  2. Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1995.
  3. Ю. Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1996.
  4. С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ