Тяговый и топливно-экономический расчет автомобиля
Данный график показывает величину ускорения, которую может иметь проектируемый автомобиль при различной скорости движения на каждой передаче при условии движения по дороге, характеризуемой коэффициентом Ш. Топливно-экономический расчёт автомобиля Заключение Технические характеристики автомобиля Двигатель и его системы Приложение, А Приложение Б Приложение В Приложение Г Список использованных… Читать ещё >
Тяговый и топливно-экономический расчет автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Российской Федерации Петрозаводский Государственный Университет Кафедра «Механизации сельского хозяйства»
Курс «Тракторы и автомобили»
Курсовая работа
«Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля»
Пояснительная записка к курсовой работе Выполнил: студент гр. 43 203
Богданов Е. Р.
Руководитель: преподаватель Черняев Л.А.
Петрозаводск
Введение
Контрольное задание
1. Выбор параметров двигателя
1.1 Двигатель
1.2 Передаточное число главной передачи автомобиля
1.3 Передаточное число 1 передачи коробки передач
1.4 Передаточные числа промежуточных передач
2. Тяговый расчёт автомобиля
2.1 График тягового баланса
2.2 График баланса мощности
2.3 График динамического фактора
2.4 График ускорений
2.5 График времени разгона
2.6 График пути разгона
3. Топливно-экономический расчёт автомобиля Заключение Технические характеристики автомобиля Двигатель и его системы Приложение, А Приложение Б Приложение В Приложение Г Список использованных источников
Курсовая работа является самостоятельной работой студента, завершающей изучение расчетного курса «Тракторы и автомобили» и подводящей к дипломному проекту по специальности.
Цель курсовой работы:
Обобщение и углубление знаний, полученных при изучении расчётного курса «Тракторы и автомобили»;
2. Закрепление навыков в использовании методов определения показателей эксплуатационных свойств автотракторной техники.
Задачи курсовой работы:
1. Закрепление знаний по конструкции автомобиля;
2. Развитие навыков в использовании специальной литературы и других источников;
3. Стимулирование творческой инициативы студента в изучении и применении расчётных приёмов;
4. Развитие умения критически оценивать полученные данные и сопоставлять их с результатами других работ.
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части.
Используемые методические указания написаны с учетом разработок кафедры «Трактора и автомобили» СПГАУ, кафедры «Трактора и автомобили» МГАУ им. Горячкина, ЛИФ ПетрГУ.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Грузоподъемность автомобиля-, Н 2. Максимальная скорость автомобиля-, км/ч (м/с) 3. Удельный расход топлива при максимальной мощности-, г/кВт*ч 4. Частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности-n, мин -1 | 75 (20,8) | |
1 ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЯ
1.1 Двигатель
Подбор осуществляется исходя из условия движения с максимальной скоростью по хорошей дороге:
кВт | (1) | |
где
— полный вес автомобиля, Н;
— собственный вес автомобиля, Н;
— коэффициент использования автомобиля,;
— коэффициент сопротивления дороги, ;
— КПД трансмиссии автомобиля,;
— коэффициент обтекаемости,;
— лобовая площадь автомобиля, ;
— максимальная скорость движения.
— грузоподъёмность автомобиля:
тогда
Н
Н
кВт Максимальная мощность двигателя
кВт | (2) | |
кВт Максимальная частота вращения вала двигателя определяется из соотношения:
об/мин | (3) | |
об/мин Чтобы получить точки для построения кривой внешней характеристики двигателя проектируемого автомобиля, воспользуемся формулой профессора Хлыстова:
кВт | (4) | |
где
— текущее значение частоты вращения вала двигателя, при которых определяется мощность;
— коэффициент, .
Полученные значения сведём в таблицу № 1
Крутящий момент двигателя определим при тех же значениях частоты вращения вала n из соотношения:
Н*м | (5) | |
Полученные значения крутящего момента двигателя сведены в таблицу 1.
Таблица 1 — Мощность и крутящий момент двигателя.
Частота, об/мин | Мощность, Н*м | Момент, кВт | |
14,18 | 169,3215 | ||
18,90 | 171,9 | ||
24,14 | 177,3362 | ||
29,06 | 179,0471 | ||
33,53 | 177,8953 | ||
37,95 | 176,7915 | ||
41,95 | 174,1837 | ||
45,90 | 171,9 | ||
47,04 | 160,44 | ||
48,50 | 151,845 | ||
49,50 | 143,25 | ||
По данным таблицы 1 строим графики внешней характеристики двигателя
и .
1.2 Передаточное число главной передачи автомобиля
Скорость движения автомобиля выражаем через число оборотов в минуту двигателя n:
м/с | (6) | |
где
— диаметр качения колеса, м;
— передаточное число главной передачи;
— передаточное число коробки передач.
Значение определяем из условия движения автомобиля с заданной максимальной скоростью на прямой передаче коробки передач, т. е. при :
(7) | ||
Для вычисления необходимо знать размер шин проектируемого автомобиля.
Подбор шин производим исходя из нагрузки, приходящейся на колесо автомобиля. При определении нагрузки на колесо руководствуемся таким распределением веса гружёного автомобиля по осям: для автомобилей с колёсной формулой 6?4 нагрузка на переднюю ось:
Выбираем шины: 215−380 (8,40−15), наружный диаметр 810−5 мм.
Диаметр качения колеса определяем из формулы:
м | (8) | |
где
— коэффициент смятия шины, ;
— коэффициент увеличения диаметра шины при накачивании, .
тогда Вычисляем передаточное число главной передачи, по формуле 7:
1.3 Передаточное число 1 передачи коробки передач
Передаточное число на 1 передаче определяем из условия движения по наиболее тяжёлой дорог при коэффициенте сопротивления. Из уравнения тягового баланса известно, что при условиях движения:
Откуда
(9) | ||
1.4 Передаточные числа промежуточных передач
Передаточные числа первой и прямой передач известны. Определим промежуточные числа для четырёх ступенчатой коробки передач:
;
2 ТЯГОВЫЙ РАСЧЁТ АВТОМОБИЛЯ
Тяговый расчёт автомобиля включает в себя построение графиков:
· тягового баланса;
· баланса мощности;
· динамического фактора;
· ускорений автомобиля;
· времени разгона;
· пути разгона.
Значения входящих в формулы величин и коэффициентов мы берём из первой части данного расчёта.
2.1 График тягового баланса
При построении исходим из уравнения тягового баланса. При установившемся движении:
где
— тяговое усилие на ведущих колёсах, Н;
— сила сопротивления дороги, Н;
— сила сопротивления воздуха, Н;
— радиус колеса, м.
Подставляем числовые значения и результаты расчёта сводим в таблицу 2
Таблица 2 — Значение тягового усилия на ведущих колесах, силы сопротивления дороги и силы сопротивления воздуха.
Частота, об /мин | Скорость, м/с. | Момент, н*м | тяговое усилие, Н | сила сопротивления дороги, Н | сила сопротивления воздуха, н | |
800,00 | 0,549 953 | 169,3215 | 22 696,35237 | 0,302 448 | ||
1050,00 | 0,721 813 | 171,9 | 23 041,98211 | 0,436 622 | ||
1300,00 | 0,893 673 | 177,3362 | 23 770,66017 | 0,540 579 | ||
1550,00 | 1,65 533 | 179,0471 | 0,644 537 | |||
1800,00 | 1,237 394 | 177,8953 | 23 845,60679 | 0,748 494 | ||
2050,00 | 1,409 254 | 176,7915 | 23 697,64826 | 0,852 452 | ||
2300,00 | 1,581 114 | 174,1837 | 23 348,0954 | 0,956 409 | ||
2550,00 | 1,752 974 | 171,9 | 23 041,98211 | 1,60 367 | ||
2800,00 | 1,924 834 | 160,44 | 21 505,84997 | 1,164 324 | ||
3050,00 | 2,96 695 | 151,845 | 20 353,75086 | 1,268 282 | ||
3300,00 | 2,268 555 | 143,25 | 19 201,65175 | 1,37 224 | ||
Вторая передача | ||||||
800,00 | 1,115 062 | 169,3215 | 11 193,922 | 0,674 497 | ||
1050,00 | 1,463 519 | 171,9 | 11 364,38781 | 0,885 277 | ||
1300,00 | 1,811 976 | 177,3362 | 11 723,77443 | 1,96 057 | ||
1550,00 | 2,160 433 | 179,0471 | 11 836,88566 | 1,306 837 | ||
1800,00 | 2,50 889 | 177,8953 | 11 760,73838 | 1,517 617 | ||
2050,00 | 2,857 347 | 176,7915 | 11 687,7647 | 1,728 398 | ||
2300,00 | 3,205 804 | 174,1837 | 11 515,36398 | 1,939 178 | ||
2550,00 | 3,554 261 | 171,9 | 11 364,38781 | 2,149 958 | ||
2800,00 | 3,902 718 | 160,44 | 10 606,76196 | 2,360 738 | ||
3050,00 | 4,251 175 | 151,845 | 10 038,54257 | 2,571 518 | ||
3300,00 | 4,599 632 | 143,25 | 9470,323 179 | 2,782 299 | ||
Третья передача | ||||||
800,00 | 2,260 856 | 169,3215 | 5520,882 282 | 1,367 583 | ||
1050,00 | 2,967 374 | 171,9 | 5604,956 631 | 1,794 952 | ||
1300,00 | 3,673 891 | 177,3362 | 5782,207 395 | 2,222 322 | ||
1550,00 | 4,380 409 | 179,0471 | 5837,994 255 | 2,649 691 | ||
1800,00 | 5,86 926 | 177,8953 | 5800,438 144 | 3,77 061 | ||
2050,00 | 5,793 444 | 176,7915 | 5764,447 267 | 3,50 443 | ||
2300,00 | 6,499 961 | 174,1837 | 5679,418 617 | 3,9318 | ||
2550,00 | 7,206 479 | 171,9 | 5604,956 631 | 4,359 169 | ||
2800,00 | 7,912 996 | 160,44 | 5231,292 856 | 4,786 539 | ||
3050,00 | 8,619 514 | 151,845 | 4951,45 024 | 5,213 909 | ||
3300,00 | 9,326 031 | 143,25 | 4670,797 193 | 5,641 278 | ||
Четвертая передача | ||||||
800,00 | 4,584 022 | 169,3215 | 2722,918 846 | 2,772 856 | ||
1050,00 | 6,16 529 | 171,9 | 2764,384 615 | 3,639 374 | ||
1300,00 | 7,449 036 | 177,3362 | 2851,805 325 | 4,505 891 | ||
1550,00 | 8,881 543 | 179,0471 | 2879,319 603 | 5,372 409 | ||
1800,00 | 10,31 405 | 177,8953 | 2860,796 795 | 6,238 926 | ||
2050,00 | 11,74 656 | 176,7915 | 2843,45 966 | 7,105 444 | ||
2300,00 | 13,17 906 | 174,1837 | 2801,109 533 | 7,971 962 | ||
2550,00 | 14,61 157 | 171,9 | 2764,384 615 | 8,838 479 | ||
2800,00 | 16,4 408 | 160,44 | 2580,92 308 | 9,704 997 | ||
3050,00 | 17,47 658 | 151,845 | 2441,873 077 | 10,57 151 | ||
3300,00 | 18,90 909 | 143,25 | 2303,653 846 | 11,43 803 | ||
Необходимо отметить, что:
· здесь и далее расчёты производятся для всех передач коробки автомобиля при частотах вращения вала двигателя, соответствующих таблице 1;
· момент двигателя и мощностьберётся из той же таблицы;
· параметры автомобиля берутся из первой части расчёта.
2.2 График баланса мощности
Из уравнения баланса мощности известно, что:
или как при установившемся движении:
где
— мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт;
— мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;
— эффективная мощность двигателя, кВт;
— мощность, затрачиваемая на трение в трансмиссии, кВт;
— мощность на ободе ведущего колеса, кВт.
Данные произведённых расчётов сводим в таблицу 3.
Таблица 3 — Значение эффективной мощности, мощности на ободе ведущего колеса, мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и мощности, затрачиваемой на преодоление трения в трансмиссии.
Частота, об/мин | Скорость, м/с | Мощность затрачиваемая на сопротивление воздуха, кВт | Мощность затрачиваемая на сопротивление дороги, кВт | Мощность на ободе колеса, кВт | Мощность, кВт | |
Первая передача | ||||||
800,00 | 0,549 953 | 0,166 | 0,879 924 301 | 12,48 192 | 14,18 | |
1050,00 | 0,721 813 | 0,376 | 1,154 900 645 | 16,632 | 18,90 | |
1300,00 | 0,893 673 | 0,714 | 1,429 876 989 | 21,2432 | 24,14 | |
1550,00 | 1,65 533 | 0,121 | 1,704 853 333 | 25,5728 | 29,06 | |
1800,00 | 1,237 394 | 0,1 895 | 1,979 829 677 | 29,5064 | 33,53 | |
2050,00 | 1,409 254 | 0,2 799 | 2,254 806 021 | 33,396 | 37,95 | |
2300,00 | 1,581 114 | 0,3 953 | 2,529 782 365 | 36,916 | 41,95 | |
2550,00 | 1,752 974 | 0,5 387 | 2,80 475 871 | 40,392 | 45,90 | |
2800,00 | 1,924 834 | 0,7 131 | 3,79 735 054 | 41,3952 | 47,04 | |
Вторая передача | ||||||
800,00 | 1,115 062 | 0,1 386 | 1,784 099 622 | 12,48 192 | 14,18 | |
1050,00 | 1,463 519 | 0,3 135 | 2,341 630 754 | 16,632 | 18,90 | |
1300,00 | 1,811 976 | 0,5 949 | 2,899 161 885 | 21,2432 | 24,14 | |
1550,00 | 2,160 433 | 0,10 084 | 3,456 693 018 | 25,5728 | 29,06 | |
1800,00 | 2,50 889 | 0,15 792 | 4,14 224 149 | 29,5064 | 33,53 | |
2050,00 | 2,857 347 | 0,23 329 | 4,57 175 528 | 33,396 | 37,95 | |
2300,00 | 3,205 804 | 0,32 947 | 5,129 286 413 | 36,916 | 41,95 | |
2550,00 | 3,554 261 | 0,0449 | 5,686 817 544 | 40,392 | 45,90 | |
2800,00 | 3,902 718 | 0,59 443 | 6,244 348 675 | 41,3952 | 47,04 | |
Третья передача | ||||||
800,00 | 2,260 856 | 0,11 556 | 3,617 369 648 | 12,48 192 | 14,18 | |
1050,00 | 2,967 374 | 0,26 129 | 4,747 797 664 | 16,632 | 18,90 | |
1300,00 | 3,673 891 | 0,49 588 | 5,878 225 678 | 21,2432 | 24,14 | |
1550,00 | 4,380 409 | 0,84 051 | 7,8 653 694 | 25,5728 | 29,06 | |
1800,00 | 5,86 926 | 0,131 633 | 8,139 081 709 | 29,5064 | 33,53 | |
2050,00 | 5,793 444 | 0,194 451 | 9,269 509 725 | 33,396 | 37,95 | |
2300,00 | 6,499 961 | 0,27 462 | 10,39 993 774 | 36,916 | 41,95 | |
2550,00 | 7,206 479 | 0,374 256 | 11,53 036 576 | 40,392 | 45,90 | |
2800,00 | 7,912 996 | 0,495 476 | 12,66 079 377 | 41,3952 | 47,04 | |
Четвёртая передача | ||||||
800,00 | 4,584 022 | 0,96 325 | 7,334 435 262 | 12,48 192 | 14,18 | |
1050,00 | 6,16 529 | 0,21 779 | 9,626 446 282 | 16,632 | 18,90 | |
1300,00 | 7,449 036 | 0,413 333 | 11,9 184 573 | 21,2432 | 24,14 | |
1550,00 | 8,881 543 | 0,700 592 | 14,21 046 832 | 25,5728 | 29,06 | |
1800,00 | 10,31 405 | 1,97 205 | 16,50 247 934 | 29,5064 | 33,53 | |
2050,00 | 11,74 656 | 1,620 809 | 18,79 449 035 | 33,396 | 37,95 | |
2300,00 | 13,17 906 | 2,289 041 | 21,8 650 138 | 36,916 | 41,95 | |
2550,00 | 14,61 157 | 3,119 541 | 23,3 785 124 | 40,392 | 45,90 | |
2800,00 | 16,4 408 | 4,129 945 | 25,67 052 341 | 41,3952 | 47,04 | |
На графиках тягового баланса и баланса мощности точка пересечения кривой усилия или мощности на ободе колеса с кривой суммарной силы сопротивления или с кривой суммарных потерь мощности характеризует максимальное значение скорости при данном коэффициенте сопротивления дороги.
2.3 График динамического фактора
Построение графика динамического фактора производим на основании уравнения динамического фактора:
Н | (10) | |
Подсчёты по формуле 10 сводим в таблицу 4.
На график наносим так же значения динамического фактора по сцеплению:
Н
где
— сила сцепления колёс с дорогой, Н;
— коэффициент сцепления на сухой дороге.
Подсчёты сводим в таблицу 4.
Таблица 4 — Динамический фактор автомобиля.
Частота, об/ мин. | Скорость, м/с | Тяговое усилие, н | Сила сопротивления воздуха, н | Динамический. фактор | Динамический фактор по сцеплению | |
800,00 | 0,549 953 | 22 696,35 | 0,302 447 959 | 0,283 700 624 | 0,599 996 | |
1050,00 | 0,721 813 | 23 041,98 | 0,436 621 679 | 0,288 019 319 | 0,599 995 | |
1300,00 | 0,893 673 | 23 770,66 | 0,540 579 222 | 0,297 126 495 | 0,599 993 | |
1550,00 | 1,65 533 | 0,644 536 764 | 0,299 991 943 | 0,599 992 | ||
1800,00 | 1,237 394 | 23 845,61 | 0,748 494 307 | 0,298 060 729 | 0,599 991 | |
2050,00 | 1,409 254 | 23 697,65 | 0,85 245 185 | 0,296 209 948 | 0,599 989 | |
2300,00 | 1,581 114 | 23 348,1 | 0,956 409 392 | 0,291 839 237 | 0,599 988 | |
2550,00 | 1,752 974 | 23 041,98 | 1,60 366 935 | 0,288 011 522 | 0,599 987 | |
2800,00 | 1,924 834 | 21 505,85 | 1,164 324 477 | 0,268 808 571 | 0,599 985 | |
3050,00 | 2,96 695 | 20 353,75 | 1,26 828 202 | 0,254 406 032 | 0,599 984 | |
3300,00 | 2,268 555 | 19 201,65 | 1,372 239 563 | 0,240 003 494 | 0,599 983 | |
Вторая передача | ||||||
800,00 | 1,115 062 | 11 193,92 | 0,674 496 612 | 0,139 915 594 | 0,599 992 | |
1050,00 | 1,463 519 | 11 364,39 | 0,885 276 803 | 0,142 043 782 | 0,599 989 | |
1300,00 | 1,811 976 | 11 723,77 | 1,96 056 995 | 0,14 653 348 | 0,599 986 | |
1550,00 | 2,160 433 | 11 836,89 | 1,306 837 186 | 0,147 944 735 | 0,599 984 | |
1800,00 | 2,50 889 | 11 760,74 | 1,517 617 377 | 0,14 699 026 | 0,599 981 | |
2050,00 | 2,857 347 | 11 687,76 | 1,728 397 568 | 0,146 075 454 | 0,599 978 | |
2300,00 | 3,205 804 | 11 515,36 | 1,93 917 776 | 0,14 391 781 | 0,599 976 | |
2550,00 | 3,554 261 | 11 364,39 | 2,149 957 951 | 0,142 027 973 | 0,599 973 | |
2800,00 | 3,902 718 | 10 606,76 | 2,360 738 142 | 0,132 555 015 | 0,59 997 | |
3050,00 | 4,251 175 | 10 038,54 | 2,571 518 333 | 0,125 449 638 | 0,599 968 | |
3300,00 | 4,599 632 | 9470,323 | 2,782 298 525 | 0,118 344 261 | 0,599 965 | |
Третья передача | ||||||
800,00 | 2,260 856 | 5520,882 | 1,367 582 585 | 0,68 993 934 | 0,599 983 | |
1050,00 | 2,967 374 | 5604,957 | 1,794 952 143 | 0,70 039 521 | 0,599 978 | |
1300,00 | 3,673 891 | 5782,207 | 2,222 321 701 | 0,72 249 813 | 0,599 972 | |
1550,00 | 4,380 409 | 5837,994 | 2,649 691 258 | 0,72 941 807 | 0,599 967 | |
1800,00 | 5,86 926 | 5800,438 | 3,77 060 816 | 0,72 467 014 | 0,599 962 | |
2050,00 | 5,793 444 | 5764,447 | 3,504 430 374 | 0,72 011 785 | 0,599 956 | |
2300,00 | 6,499 961 | 5679,419 | 3,931 799 932 | 0,70 943 585 | 0,599 951 | |
2550,00 | 7,206 479 | 5604,957 | 4,35 916 949 | 0,70 007 468 | 0,599 946 | |
2800,00 | 7,912 996 | 5231,293 | 4,786 539 048 | 0,65 331 329 | 0,59 994 | |
3050,00 | 8,619 514 | 4951,045 | 5,213 908 605 | 0,61 822 889 | 0,599 935 | |
3300,00 | 9,326 031 | 4670,797 | 5,641 278 163 | 0,58 314 449 | 0,599 929 | |
Четвертая передача | ||||||
800,00 | 4,584 022 | 2722,919 | 2,772 856 221 | 0,34 001 825 | 0,599 965 | |
1050,00 | 6,16 529 | 2764,385 | 3,63 937 379 | 0,34 509 316 | 0,599 955 | |
1300,00 | 7,449 036 | 2851,805 | 4,50 589 136 | 0,35 591 243 | 0,599 944 | |
1550,00 | 8,881 543 | 2879,32 | 5,372 408 929 | 0,3 592 434 | 0,599 933 | |
1800,00 | 10,31 405 | 2860,797 | 6,238 926 498 | 0,35 681 973 | 0,599 922 | |
2050,00 | 11,74 656 | 2843,046 | 7,105 444 067 | 0,35 449 257 | 0,599 911 | |
2300,00 | 13,17 906 | 2801,11 | 7,971 961 636 | 0,3 491 422 | 0,5999 | |
2550,00 | 14,61 157 | 2764,385 | 8,838 479 205 | 0,34 444 327 | 0,59 989 | |
2800,00 | 16,4 408 | 2580,092 | 9,704 996 774 | 0,32 129 841 | 0,599 879 | |
3050,00 | 17,47 658 | 2441,873 | 10,57 151 434 | 0,3 039 127 | 0,599 868 | |
3300,00 | 18,90 909 | 2303,654 | 11,43 803 191 | 0,28 652 698 | 0,599 857 | |
2.4 График ускорений
Данный график показывает величину ускорения, которую может иметь проектируемый автомобиль при различной скорости движения на каждой передаче при условии движения по дороге, характеризуемой коэффициентом Ш.
Ускорение определим по формуле:
м/с2 | (11) | |
где
g — ускорение силы тяжести;
д — коэффициент учёта вращающихся масс, определяемый с достаточной точностью на всех передачах по формуле:
(12) | ||
Для грузовых автомобилей принимаем: ;
Коэффициент учёта вращающихся масс:
· Первая передача:
· Вторая передача:
· Третья передача:
· Четвёртая передача:
Результаты подсчёта ускорений сведём в таблицу 5 и по данным этой таблицы построим график.
2.5 График времени разгона
Из курса теории известно, что время разгона автомобиля при изменении скорости от V1 до V2:
с | (13) | |
Это интегральное уравнение решим графически, для чего построим вспомогательный график величин, обратных ускорениям:
с2/м Результаты подсчёта величин, обратных ускорениям сведём в таблицу 5 и по данным этой таблицы построим график.
Таблица 5 — Таблица ускорений при движении автомобиля на различных передачах и величины обратной ускорению.
Скорость, м/с | Динамический фактор | Ускорение, м/с2 | |||
Первая передача | |||||
0,55 | 0,283 701 | 0,263 701 | 0,572 517 569 | 1,746 671 287 | |
0,72 | 0,288 019 | 0,268 019 | 0,581 893 841 | 1,718 526 523 | |
0,89 | 0,297 126 | 0,277 126 | 0,601 666 333 | 1,662 050 784 | |
1,07 | 0,299 992 | 0,279 992 | 0,607 887 476 | 1,645 041 294 | |
1,24 | 0,298 061 | 0,278 061 | 0,603 694 638 | 1,656 466 593 | |
1,41 | 0,29 621 | 0,27 621 | 0,599 676 427 | 1,667 565 964 | |
1,58 | 0,291 839 | 0,271 839 | 0,590 187 224 | 1,694 377 579 | |
1,75 | 0,288 012 | 0,268 012 | 0,581 876 913 | 1,718 576 518 | |
1,92 | 0,268 809 | 0,248 809 | 0,540 185 594 | 1,851 215 601 | |
2,10 | 0,254 406 | 0,234 406 | 0,508 916 398 | 1,964 959 282 | |
Вторая передача | |||||
1,12 | 0,139 916 | 0,119 916 | 0,260 347 448 | 3,841 020 946 | |
1,46 | 0,142 044 | 0,122 044 | 0,264 967 934 | 3,774 041 584 | |
1,81 | 0,146 533 | 0,126 533 | 0,274 715 468 | 3,640 129 935 | |
2,16 | 0,147 945 | 0,127 945 | 0,277 779 429 | 3,599 978 603 | |
2,51 | 0,14 699 | 0,12 699 | 0,275 707 178 | 3,627 036 501 | |
2,86 | 0,146 075 | 0,126 075 | 0,273 721 053 | 3,65 335 435 | |
3,21 | 0,143 918 | 0,123 918 | 0,269 036 616 | 3,716 966 176 | |
3,55 | 0,142 028 | 0,122 028 | 0,264 933 611 | 3,77 453 052 | |
3,90 | 0,132 555 | 0,112 555 | 0,244 366 974 | 4,92 206 006 | |
Третья передача | |||||
2,26 | 0,68 994 | 0,48 994 | 0,1 063 702 | 9,401 129 298 | |
2,97 | 0,7 004 | 0,5 004 | 0,108 640 262 | 9,204 690 595 | |
3,67 | 0,7 225 | 0,5 225 | 0,113 439 003 | 8,815 310 178 | |
4,38 | 0,72 942 | 0,52 942 | 0,114 941 384 | 8,70 008 665 | |
5,09 | 0,72 467 | 0,52 467 | 0,113 910 566 | 8,778 816 884 | |
5,79 | 0,72 012 | 0,52 012 | 0,112 922 223 | 8,855 652 778 | |
6,50 | 0,70 944 | 0,50 944 | 0,110 603 066 | 9,41 340 697 | |
7,21 | 0,70 007 | 0,50 007 | 0,108 570 672 | 9,210 590 473 | |
7,91 | 0,65 331 | 0,45 331 | 0,98 418 358 | 10,16 070 604 | |
Четвёртая передача | |||||
4,58 | 0,34 002 | 0,14 002 | 0,30 399 211 | 32,89 559 099 | |
6,02 | 0,34 509 | 0,14 509 | 0,31 501 019 | 31,74 500 496 | |
7,45 | 0,35 591 | 0,15 591 | 0,33 849 979 | 29,54 211 594 | |
8,88 | 0,35 924 | 0,15 924 | 0,34 573 162 | 28,92 416 944 | |
10,31 | 0,35 682 | 0,15 682 | 0,34 046 962 | 29,37 119 636 | |
11,75 | 0,35 449 | 0,15 449 | 0,33 541 715 | 29,813 622 | |
13,18 | 0,34 914 | 0,14 914 | 0,32 380 102 | 30,88 316 441 | |
14,61 | 0,34 444 | 0,14 444 | 0,31 359 922 | 31,88 783 446 | |
16,04 | 0,3 213 | 0,1 213 | 0,26 334 966 | 37,9 723 286 | |
Зададимся масштабом шкал и на этом вспомогательном графике.
Масштаб, тогда m1 =0.2;
Масштаб, тогда m2= 0.2
В итоге общий масштаб времени 1 мм2 = 0,2*0,2 = 0,04
Задаваясь на вспомогательном графике пределами приращения скорости, определим величину Fn каждой элементарной площади, ограниченной кривыми, в пределах приращения скорости. Умножить эту площадь на масштаб времени, определим время разгона:
с | (14) | |
соответствующее приращению скорости от Vn до Vn+1.
Разбивая всю площадку на достаточно большое (не менее 10) число площадок, получим ряд значений Т, которые сведем в таблицу 6. При расчете времени разгона определяем до, так как при
.
По данным таблицы 6 построим график времени разгона автомобиля.
Таблица 6 — Время разгона автомобиля.
Vn+1— Vn | Fn, мм2 | Т, | УТ, | |
2 — 0 | 1,4 | 1,4 | ||
4 — 2 | 1,3 | 2,7 | ||
6 — 4 | 1,3 | 4,0 | ||
8 — 6 | 1,5 | 5,5 | ||
10 — 8 | 1,6 | 7,1 | ||
12 — 10 | 1,8 | 8,9 | ||
14 — 12 | 2,4 | 11,3 | ||
16 — 14 | 3,1 | 14,3 | ||
18 — 16 | 4,9 | 19,3 | ||
20 — 18 | 7,4 | 26,6 | ||
2.6 График пути разгона
График пути разгона так же, как и график, служит для характеристики приемистости автомобиля. Методика его построения подобна предыдущей.
Путь разгона:
м | (15) | |
Это интегральное уравнение также решим графически. Для этого, в качестве вспомогательного используем график пути разгона.
Площадь, ограниченную кривой, разбиваем на ряд элементарных площадок с ординатами. Так же задаемся масштабом шкал: масштаб времени разгона m3, масштаб скорости m4. Определим масштаб пути разгона, как произведение масштабов m3*m4.
Так, если масштаб Т 1с= 1 мм, то m3= 1; масштаб V 1м/с = 10 мм, то m4 = 0,1, а масштаб
Определяя величину каждой элементарной площади F и умножая ее на масштаб пути, получим путь автомобиля, пройденный им за время приращения времени :
Результаты подсчета сведем в таблицу 7.
По данным таблицы 7 строим график пути разгона автомобиля.
Таблица 7 — Путь, пройденный автомобилем за время разгона.
Тn+1-Тn, с | Fn, мм2 | S, | У S, | |
1 — 0 | 6,7 | 6,7 | ||
2 — 1 | 17,5 | 24,2 | ||
3 — 2 | 27,0 | 51,2 | ||
4 — 3 | 35,9 | 87,1 | ||
5 — 4 | 41,8 | 128,9 | ||
6 — 5 | 45,4 | 174,3 | ||
7 — 6 | 49,9 | 224,2 | ||
8 -7 | 52,1 | 276,3 | ||
9 — 8 | 53,9 | 330,2 | ||
10 — 9 | 56,2 | 386,4 | ||
Необходимо отметить, что более точно графики могут быть построены по результатом дорожных испытаний автомобиля.
3 ТОПЛИВНО — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ АТОМОБИЛЯ
Выбираем три типа дорог с коэффициентами:; и .
Для каждой дороги вычисляем мощность, затрачиваемую при движении с разной скоростью, приведённую к валу двигателя.
Из баланса мощности при установившемся движении известно, что:
кВт | (16) | |
Результаты расчётов сводим в таблицу 8 (смотри приложение А).
По результатам подсчётов суммарной затрачиваемой мощности определяем процент использования мощности двигателя при каждом значении скорости V при движении на прямой передаче (четвертой):
кВт | (17) | |
Для тех же условий движения подсчитаем процент использования частоты вращения вала двигателя:
% | (18) | |
где
— частота вращения при максимальной мощности;
— частота вращения, соответствующая каждому значению V.
По проценту использования N и n на вспомогательных графиках находим значения коэффициентов KN и Kn и данные сведём в таблицу 9 (смотри приложение Б).
Тогда удельный расход топлива при любом режиме движения составит:
г/кВт*ч | (19) | |
Результаты подсчетов сводим в таблицу 10 (смотри приложение В).
При работе двигателя на полном дросселе при 100% используемой мощности удельный расход будет зависеть только от частоты вращения вала двигателя n, т. е.:
г/кВт*ч | (20) | |
Значения удельного расхода подсчитаем и сводим в таблицу 11.
Таблица 11- Удельный расход при полностью открытой заслонке.
Частота, об/мин | Скорость, м/с | n, % | Kn | q, г/кВт*ч | |
4,17 | 1,00 | 321,39 | |||
6,25 | 0,94 | 303,62 | |||
8,33 | 0,90 | 290,38 | |||
10,42 | 0,87 | 280,36 | |||
12,50 | 0,86 | 276,17 | |||
14,58 | 0,87 | 281,98 | |||
16,67 | 0,90 | 291,99 | |||
18,75 | 0,94 | 304,59 | |||
20,83 | 1,00 | 323,00 | |||
Приступаем к построению экономической характеристики автомобиля. Расход топлива на 100 км пробега определяем по формуле:
кг/100км | (21) | |
Результаты расчётов сведём в таблицу 12 (смотри приложение Г).
Для режима работы на полном дросселе расход топлива равен:
кг/100км | (22) | |
Результаты расчётов сводим в таблицу 13.
Таблица 13
— Расход топлива при полностью открытой заслонке (кг/100 км).
Скорость, м/с | Мощность, кВт | q', г/кВт*ч | Qs, кг/100км | |
15,00 | 12,80 | 321,39 | 0,03 | |
22,50 | 20,04 | 303,62 | 0,03 | |
30,00 | 27,38 | 290,38 | 0,03 | |
37,50 | 34,50 | 280,36 | 0,03 | |
45,00 | 41,06 | 276,17 | 0,03 | |
52,50 | 46,75 | 281,98 | 0,03 | |
60,00 | 51,22 | 291,99 | 0,02 | |
7,50 | 54,14 | 304,59 | 0,02 | |
75,00 | 55,19 | 323,00 | 0,02 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате расчета были получены следующие характеристики разрабатываемого автомобиля:
Максимальная мощность | 55,19 | |
Максимальный крутящий момент | 164,72 | |
Грузоподъёмность | 18 000,00 | |
Полная масса автомобиля | 41 285,71 | |
Передаточное число главной передачи | 9,25 | |
Передаточные числа коробки передач: первая вторая третья четвёртая | 4,57 2,75 1,66 1,00 | |
Время разгона до 85 км/ч | 26,60 | |
Путь разгона автомобиля до 85 км/ч | 386,93 | |
Максимальный расход топлива на 100 км | 27,44 | |
Максимальный удельный расход топлива | 600,99 | |
По полученным данным наиболее близко подходит автомобиль-фургон для хлебобулочных изделий ГАЗ-3714. Выпускается Горьковским автомобильным заводом с 1973 года на шасси ГАЗ-66.
Технические характеристики автомобиля
Грузоподъёмность, кг Полная масса, кг: передняя ось задняя ось Собственная ось, кг: передняя ось задняя ось Габаритные размеры, мм: длина ширина высота Объём продовольственного отсека, м3 Погрузочная высота, мм Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса наружным габаритам Карбюратор Напряжение сети, В Аккумулятор Прерыватель Катушка зажигания Свечи Генератор Реле-регулятор Стартер Сцепление Шины | 7,6 9,5 К-126Б 6СТ-75 Р13Д Б114 А10НТ Г287 РР132 СТ230-А однодисковое 12,00−18 | |
Двигатель и его системы
Модель Тип Количество цилиндров и их расположение Диаметр цилиндров и ход поршня, мм Рабочий объем цилиндров, л Степень сжатия Максимальная мощность, кВт Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1400−1600 об/мин, Н*м Марка бензина Порядок работы цилиндров Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора) Системы питания Карбюратор Система охлаждения Система смазки | ГАЗ-52−04 4-тактный, карбюраторный 4, рядное 82*110 3,48 6,7 55,2 205,9 А-76 1−5-3−6-2−4 правое с жидкостным подогревом рабочей смеси К-126у Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием | |
Приложение А
Таблица 8 — Мощность, затрачиваемая при движении автомобиля на прямой передаче по различным типам дорог, приводимая к валу двигателя.
n, об/мин | V, м/с | Ne, кВт | N’w, кВт | Ш=0,02 | Ш=0,025 | Ш=0,04 | ||||
N’Ш, кВт | N’Ш+ N’w, кВт | N’Ш, кВт | N’Ш+ N’w, кВт | N’Ш, кВт | N’Ш+ N’w, кВт | |||||
4,17 | 12,80 | 0,13 | 3,82 | 3,96 | 4,78 | 8,73 | 7,65 | 16,38 | ||
6,25 | 20,04 | 0,45 | 5,73 | 6,18 | 7,17 | 13,35 | 11,47 | 24,82 | ||
8,33 | 27,38 | 1,06 | 7,65 | 8,71 | 9,56 | 18,26 | 15,29 | 33,55 | ||
10,42 | 34,50 | 2,07 | 9,56 | 11,63 | 11,95 | 23,58 | 19,11 | 42,69 | ||
12,50 | 41,06 | 3,58 | 11,47 | 15,05 | 14,34 | 29,38 | 22,94 | 52,32 | ||
14,58 | 46,75 | 5,69 | 13,38 | 19,07 | 16,72 | 35,79 | 26,76 | 62,55 | ||
16,67 | 51,22 | 8,49 | 15,29 | 23,78 | 19,11 | 42,89 | 30,58 | 73,47 | ||
18,75 | 54,14 | 12,08 | 17,20 | 29,29 | 21,50 | 50,79 | 34,40 | 85,20 | ||
20,83 | 55,19 | 16,58 | 19,11 | 35,69 | 23,89 | 59,58 | 38,23 | 97,81 | ||
Приложение Б
Таблица 9 — Значение коэффициентов: удельного расхода топлива от % загрузки двигателя и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала.
n, об/мин | V, м/с | Ne, кВт | n, % | Kn | Ш=0,02 | Ш=0,025 | Ш=0,04 | ||||
N,% | KN | N,% | KN | N,% | KN | ||||||
4,17 | 12,80 | 0,995 | 30,89 | 1,87 | 68,21 | 1,14 | 127,92 | 0,00 | |||
6,25 | 20,04 | 0,940 | 30,85 | 1,88 | 66,63 | 1,22 | 123,87 | 0,00 | |||
8,33 | 27,38 | 0,899 | 31,80 | 1,85 | 66,71 | 1,21 | 122,57 | 0,00 | |||
10,42 | 34,50 | 0,868 | 33,71 | 1,79 | 68,34 | 1,14 | 123,75 | 0,00 | |||
12,50 | 41,06 | 0,855 | 36,65 | 1,70 | 71,56 | 1,13 | 127,41 | 0,00 | |||
14,58 | 46,75 | 0,873 | 40,78 | 1,59 | 76,56 | 1,09 | 133,80 | 0,00 | |||
16,67 | 51,22 | 0,904 | 46,43 | 1,47 | 83,74 | 1,04 | 143,45 | 0,00 | |||
18,75 | 54,14 | 0,943 | 54,09 | 1,32 | 93,81 | 1,01 | 157,35 | 0,00 | |||
20,83 | 55,19 | 1,000 | 64,67 | 1,18 | 107,95 | 0,00 | 177,22 | 0,00 | |||
Приложение В
Таблица 10 — Удельный расход топлива при движении по различным типам дорог на прямой передаче.
n, об/мин | V, м/с | Kn | Ш=0,02 | Ш=0,025 | Ш=0,04 | ||||
Kn*KN | q1 | Kn*KN | q2 | Kn*KN | q3 | ||||
4,17 | 1,00 | 1,86 | 600,99 | 1,13 | 366,38 | 0,00 | 0,00 | ||
6,25 | 0,94 | 1,77 | 570,81 | 1,15 | 370,42 | 0,00 | 0,00 | ||
8,33 | 0,90 | 1,66 | 537,20 | 1,09 | 351,36 | 0,00 | 0,00 | ||
10,42 | 0,87 | 1,55 | 501,85 | 0,99 | 319,61 | 0,00 | 0,00 | ||
12,50 | 0,86 | 1,45 | 469,48 | 0,97 | 312,07 | 0,00 | 0,00 | ||
14,58 | 0,87 | 1,39 | 448,35 | 0,95 | 307,36 | 0,00 | 0,00 | ||
16,67 | 0,90 | 1,33 | 429,23 | 0,94 | 303,67 | 0,00 | 0,00 | ||
18,75 | 0,94 | 1,24 | 402,06 | 0,95 | 307,63 | 0,00 | 0,00 | ||
20,83 | 1,00 | 1,18 | 381,14 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Приложение Г
Таблица 12 — Расход топлива при движении по различным типам дорог на прямой передаче (кг/100 км).
n, об/мин | V, м/с | Ш=0,02 | Ш=0,025 | Ш=0,04 | |||||||
q1 | N’Ш+ N’w, кВт | Qs1 | q2 | N’Ш+ N’w, кВт | Qs2 | q3 | N’Ш+ N’w, кВт | Qs3 | |||
15,00 | 600,99 | 3,96 | 0,02 | 366,38 | 8,73 | 0,02 | 0,00 | 16,38 | 0,00 | ||
22,50 | 570,81 | 6,18 | 0,02 | 370,42 | 13,35 | 0,02 | 0,00 | 24,82 | 0,00 | ||
30,00 | 537,20 | 8,71 | 0,02 | 351,36 | 18,26 | 0,02 | 0,00 | 33,55 | 0,00 | ||
37,50 | 501,85 | 11,63 | 0,02 | 319,61 | 23,58 | 0,02 | 0,00 | 42,69 | 0,00 | ||
45,00 | 469,48 | 15,05 | 0,02 | 312,07 | 29,38 | 0,02 | 0,00 | 52,32 | 0,00 | ||
52,50 | 448,35 | 19,07 | 0,02 | 307,36 | 35,79 | 0,02 | 0,00 | 62,55 | 0,00 | ||
60,00 | 429,23 | 23,78 | 0,02 | 303,67 | 42,89 | 0,02 | 0,00 | 73,47 | 0,00 | ||
67,50 | 402,06 | 29,29 | 0,02 | 307,63 | 50,79 | 0,02 | 0,00 | 85,20 | 0,00 | ||
75,00 | 381,14 | 35,69 | 0,02 | 0,00 | 59,58 | 0,00 | 0,00 | 97,81 | 0,00 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Черняев Л. А. Тяговый и топливно-экономический расчет автомобиля. Методические указания. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1995. 26с.
2. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. 8-е изд., перераб. и доп. — М. Транспотр, 1979. 464с. ил., табл.