Экономика предприятия и внешняя среда
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые… Читать ещё >
Экономика предприятия и внешняя среда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Сама фирма, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.
Целью выполнения контрольной работы является всестороннее рассмотрение факторов, влияющих на функционирование фирмы в рыночной внешней среде.
Задачи выполнения контрольной работы:
— описание внешней среды предприятия, ее состава и структуры;
— рассмотрение SWOT-анализа, как метода оценки внешней среды с целью дальнейшего развития фирмы;
— решение практических задач.
Для написания контрольной работы были использованы различные источники: справочные материалы, учебники и учебные пособия, а также электронные средства официальной, периодической и научной информации.
1. Функционирование фирмы во внешней (рыночной) среде: состав и структура внешней среды, развитие фирмы как системы
1.1 Внешняя среда, ее состав и структура
Согласно законодательству РФ, предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т. е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды. Полученные ресурсы перерабатываются в продукцию (услуги) и поступают для реализации во внешнюю среду.
На функционирование фирм оказывают влияние различные факторы внешней среды:
экономические факторы;
конкурентные факторы;
правовые факторы;
социальные факторы;
политические факторы;
рыночные факторы;
международные факторы;
технологические факторы;
Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирм. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т. д. Каждый из них может представлять угрозу, либо новую возможность для предприятия.
В таблице 1 представлены данные об индексе промышленного производства в РФ за 2000;2013 годы.
Таблица 1. Индекс промышленного производства
Год | Индекс промышленного производства, в% к предыдущему году | |
108,9 | ||
108,0 | ||
105,1 | ||
106,3 | ||
106,8 | ||
100,6 | ||
89,3 | ||
107,3 | ||
105,0 | ||
103,4 | ||
100,4 | ||
По данным таблицы 1 видно, что во время финансового кризиса 2009 года объемы промышленного производства предприятиями РФ были снижены на 10,7% по сравнению с 2008 годом.
Политические факторы оказывают существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Организация должна иметь четкое представление о политической ситуации в стране, ибо ведение бизнеса является рискованным делом в нестабильной политической обстановке.
На рисунке 1 представлены данные об изменениях финансово — экономического состояния предприятий розничной торговли Украины. По рисунку 1 видно, в связи с нестабильной политической обстановкой в стране перспективные ожидания респондентов свидетельствуют об ухудшении финансово-экономического состояния предприятий розничной торговли.
Рисунок 1 — Изменение финансово-экономического состояния предприятий
Рыночные факторы представляют собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.
Анализ технологической среды должен по меньшей мере учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологические средства связи. В настоящее время наблюдается ускорение внедрение инноваций в компаниях (таблица 2).
Таблица 2. Затраты на технологические инновации предприятий (в постоянных ценах 2000 года)
Год | млн. руб. | |
101 124,6 | ||
159 745,5 | ||
183 176,9 | ||
212 720,5 | ||
При изучении конкурентной среды необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на организацию, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.
Факторы социального характера отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей).
Руководство фирмы, действующих на международном рынке должно постоянно оценивать и контролировать изменение в этой среде. В последние годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и опасность вытеснения российских производителей иностранными.
Правовые факторы — это законы и другие правовые акты, ответственность, обязанности организации, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др.
Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений. Т. е. от знания и соблюдения законов зависит правомерность предпринимательской деятельности предприятия.
Определенное влияние на деятельность предпринимательских организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и д.р.
На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и д. р. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных видов сырья и материалов, отдельных видов энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов продукции и т. п. Все это требует от предприятий дополнительных усилий и средств.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся:
потребители продукции и услуг;
поставщики материальных и природных ресурсов;
конкуренты;
инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т. д.);
финансовые организации;
рынок рабочей силы;
транспортные организации;
государственные и муниципальные организации, органы власти и др.
Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого. Такие факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, которая довольно часто не имеет количественного и однозначного толкования.
1.2 SWOT-анализ как метод оценки внешней среды
Одним из наиболее распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Для того чтобы организация могла выжить в долгосрочной перспективе, ее руководство должно уметь прогнозировать, какие могут открыться новые возможности в будущем, а также какие трудности могут помешать развитию фирмы. Но прежде всего необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Сила — это та сфера внешней среды, в чем компания преуспела, то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами: высокое производственное мастерство, глубокое понимание нужд и вкусов потребителей. Учет ильных сторон дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания, позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.
Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается. Слабые стороны: отсутствие стратегического направления развития; устаревшее оборудование, недостаток управленческого таланта и умения; плохой имидж; небольшой ассортимент; высокая себестоимость и др.
Угроза-то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление более дешевых технологий; внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на ваш рынок конкурентов с более низкими издержками; изменение вкусов потребителей.
Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: возможность выйти на новый рынок; возможность выпустить новую продукцию; появление новых технологий; привлечение новых клиентов.
После выявления сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей SWOT-анализ предполагает установление связей между ними, которые необходимы при формировании стратегии. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (рис. 2). Разнообразные аспекты деятельности организации анализируются и заносятся в соответствующие ячейки матрицы.
В каждом из образованных на пересечении ячеек полей надо рассмотреть все возможные парные комбинации конкретных факторов и выделить те, которые следует учесть при разработке стратегии.
Рисунок 2 — Матрица SWOT
В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует применять стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей во внешней среде. В поле «СЛВ» стратегия должна быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей. В поле «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз внешней среды. Наконец, в поле «СЛУ» необходимо избавиться от слабости и при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу.
Вырабатывая стратегию, нельзя также забывать, что возможность, неиспользованная сегодня внешней средой, завтра может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 3).
Рисунок 3 — Матрица возможностей
Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. Что касается возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что анализ внешней среды — очень важный этап выработки стратегии организации. Более того, не зная внешней среды, организация не сможет существовать, и она вынуждена изучать внешнюю среду, чтобы обеспечить себе достижение поставленных целей, обусловленных миссией организации.
2. Задача
экономика затраты товарный
Определите фактический и плановый уровни затрат на 1 руб. товарной продукции, а также его изменение в процентах против отчетного периода, если известно, что производится 17 000 изделий в год по себестоимости 540 руб. Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение выпуска продукции на 10% и увеличение себестоимости товарной продукции на 5% по сравнению с отчетным периодом. Цена изделия — 600 руб.
Решение:
Фактический уровень затрат в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень выручки в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Доля затрат в выручке от реализации продукции составила 90% в отчетном году.
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение выпуска продукции на 10%. Объем выпуска продукции должен составить:
(изделий)
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение себестоимости товарной продукции на 5%. Себестоимость должна составить:
(руб.)
Планом предусмотрены затраты на предстоящий год в размере:
(руб.)
Полагаем, что цена на изделия по плану на будущий год останутся на уровне отчетного года. Выручка в предстоящем году планируется на уровне:
(руб.)
Планируемый уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Планируется, что доля затрат в выручке от реализации продукции составит 94,5%.
Общее абсолютное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
экономика затраты товарный
(руб./руб.)
Общее относительное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
В предстоящем периоде по сравнению с отчетным годом планируется увеличить затраты на 1 руб. товарной продукции на 0,045 руб. или на 5%.
Заключение
На функционирование фирм оказывают влияние различные факторы внешней среды: экономические, конкурентные, правовые, социальные, политические, рыночные, международные и технологические.
Факторы экономической среды должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирм. Политические факторы оказывают существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Анализ технологической среды должен учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологические средства связи.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам прямого воздействия относятся: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т. д.); финансовые организации; рынок рабочей силы; транспортные организации; государственные и муниципальные организации, органы власти и др.
Одним из методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.
Скляренко, В. К. Экономика предприятий: учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. — М.: ИНФРА-М, 2005 — 528 с.
Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: ИН-ФРА-М, 2002.
Экономика предприятии: учебник / В. И. Титов. — М.: Эксмо, 2008. — 416 с.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006, 236 с.
Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В. М. Семенова — СПб.: Питер, 2006., 325 с.
Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев.-Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с.
Федеральная служба государственной статистики РФ [Официальный сайт] http://www.gks.ru/
Государственная служба статистики Украины [Официальный сайт] http://www.ukrstat.gov.ua/