Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Закон и подзаконный акт: соотношение понятий

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Концепция законопроекта может рассматриваться как основание планирования создания нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Проекты ведомственных актов (приказов, постановлений, распоряжений) готовятся сотрудниками юридических подразделений министерств и ведомств. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Законы и подзаконные нормативные правовые акты как источники права
    • 1. 1. Понятие источников права, их виды
    • 1. 2. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта
    • 1. 3. Формы развития и конкретизации положений законов в подзаконных нормативных правовых актах
  • Глава 2. Соотношение закона и подзаконных актов в субъектах РФ
    • 2. 1. Порядок подготовки и принятия законов субъектов Российской Федерации
    • 2. 2. Порядокподготовки и принятия подзаконных актов субъектов Российской Федерации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Закон и подзаконный акт: соотношение понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в течение трех месяцев подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом, а при несогласии законодательного органа субъекта РФ с данным федеральным законом указанный орган вправе обратиться по вопросу о конституционности закона в Конституционный Суд РФ. Однако до вступления в силу решения Суда принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ по данному вопросу не допускается. Практика опережающего законотворчества имеет широкое распространение и может быть оправдана особой значимостью для субъектов РФ тех социально-экономических вопросов, в отношении которых у федерального законодателя отсутствует четкая правовая позиция, концепция их регламентации, неполноценностью участия субъектов РФ в федеральном законотворческом процессе по предметам совместного ведения, несовершенством самих федеральных законов и большим количеством содержащихся в них юридических ошибок, медлительностью федерального законодателя и пр. Вместе с тем в федеративном государстве, по нашему мнению, существование такой практики не может быть признано допустимым, целесообразным и законодательно обусловленным. Таким образом, при создании региональных законов отмечаются как позитивные, так и негативные проявления в законотворческой работе региональных парламентов, но в целом осуществление субъектами РФ собственного законотворчества является ярким выражением тенденции децентрализации правовой системы Российской Федерации. Вместе с тем для совершенствования регионального законотворчества необходимо устранить выявленные российскими учеными-правоведами пробелы регионального законотворческого процесса, развивать практику участия региональных парламентов в федеральном законотворческом процессе по предметам совместного ведения, активизировать деятельность по созданию модельных (рекомендательных) законов по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

2.2 Порядок подготовки и принятия подзаконных актов субъектов Российской Федерации

Подзаконный акт субъектов Российской Федерации является нормативным правовым актом, принимаемым или издаваемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, конституции (устава) и законодательства субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации могут быть: A) нормативными указами (постановлениями) глав субъектов Российской Федерации. Они должны находится в соответствии с федеральным законодательством, Конституциями (Уставами) субъектов федерации. По своей юридической силе они находятся после законов субъектов федерации. Б) Постановлениями Правительств субъектов Российской Федерации, которые издаются по вопросам экономической, социальной, культурной сфере и области государственного управления; B) правовыми актами министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, издаваемыми по ведомственным вопросам и имеющими узкую направленность; Г) актами органов местного самоуправления — постановлениями, принимаемыми по вопросам местного значения; Д) актами, издаваемыми руководителями предприятий и организаций в пределах их компетенции. В юридической наукеони носят название внутриорганизационных актов. Некоторыми авторами предлагается включить в этот перечень и другие акты. Постановления законодательного органа, иные его решения, а также акты его должностных лиц и структурных подразделений должны быть основаны на принимаемых им законах. Они вне сомнений являются подзаконными актами. На наш взгляд, такой подход заслуживает внимания

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации должны отвечать следующим требованиям: — соответствие конституции и законам;

принятиедля своевременного правового регулирования соответствующей сферы отношений;

по правилам юридической техники;

исполнение

В современных условиях созданы организационные и правовые предпосылки для формирования и развития правовой системы субъектов Российской Федерации. За последние годы субъектами федерации принято множество подзаконных актов. Единой нормативной системы регулирования процесса принятия подзаконных актов не существует — фрагментарно урегулированы некоторые отдельные моменты, причем в основном на уровне министерств и ведомств. Создание подзаконных нормативных правовых актов, как правило, является смысловым продолжением принятия закона. Подзаконные акты как единый комплекс представляют собой нормативно-правовой механизм реализации законов; их наличие в достаточном количестве и системность являются необходимым условием для того, чтобы законы стали полноценным регулятором общественных отношений. Обычно концепция законопроекта содержит перечень подзаконных актов, которые должны быть приняты для обеспечения реализации принимаемого закона. Таким образом, факт принятия закона может рассматриваться как официальное задание органам исполнительной власти создать предусмотренные концепцией законопроекта подзаконные акты.

Концепция законопроекта может рассматриваться как основание планирования создания нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Проекты ведомственных актов (приказов, постановлений, распоряжений) готовятся сотрудниками юридических подразделений министерств и ведомств. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе. Акты издаются только самими ведомствами. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать никакие нормативные правовые акты. Проект подзаконного нормативного правового акта министерства или ведомства может в соответствии с законодательством подлежать согласованию с определенными заинтересованными министерствами и ведомствами. Такое согласование необходимо в любом случае, если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами руководителей этих министерств (ведомств).

Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Процедурой принятия нормативного правового акта является его подписание

Нормативные правовые акты министерств и ведомств подписываются руководителем (министром или главой ведомства — председателем). Однако для вступления в силу этого вида нормативных правовых актов необходима специальная процедура. Нормативные правовые акты министерств и ведомств вступают в законную силу только после их регистрации, осуществляемой Министерством юстиции. Цель этой регистрации — проведение специальной экспертизы для установления соответствия принятого ведомственного акта законам и высшим подзаконным актам (указам Президента и постановлениям Правительства). Ведомственные акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законом порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации издаются на основе законов и во их исполнение, это характерная черта этих актов. Подзаконные акты в основном принимают органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах их компетенции. Поэтому важное значение имеет рассмотрение правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Так, в 2013 году По поручению губернатора Правительством Свердловской области было принято постановление о единовременных денежных выплатах к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Согласно документу единовременная денежная выплата в размере трех тысяч рублей предназначалась инвалидам и участникам

Великой Отечественной войны. Еще целый ряд категорий граждан получили по одной тысяче рублей. Это участники войны с Японией, вдовы участников и инвалидов ВОВ, бывшие узники концлагерей и гетто. Такую же единовременную выплату получат уральцы, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла, дети погибших или пропавших без вести военнослужащих. Таким образом, можно сделать вывод, чтов целом в субъектах федерации сложился эффективный механизм правотворчества органов исполнительной власти. Заключение

В процессе работы над темой «Закон и подзаконный акт: соотношение понятий» нами были решены задачи для реализации поставленной цели, а именно:

1. Изучено понятие источников права, их виды2. Рассмотрены понятие, признаки и классификация законов3. Охарактеризованы понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов4. Исследованы основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта5. Изучены формы развития и конкретизации положений законов в подзаконных нормативных правовых актах6. Проанализирован порядок подготовки и принятия законов субъектов Российской Федерации7. Изучен порядок подготовки и принятия подзаконных актов субъектов Российской Федерации По данной теме было изучено много материала, проанализированы мнения теоретиков права, в результате были сделаны следующие выводы. Законы и подзаконные нормативные правовые акты являются видами основных источников права — нормативно правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют систему, в которой каждый из них занимает свое определенное место. В Российской Федерации должна быть создана единая взаимосвязанная система нормативно-правовых актов, включающих в качестве составных блоков федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Кроме того, в создавшихся условиях назрела необходимость разработки перспективной, комплексной модели систематизации российского нормативно-правового массива, которая бы учитывала не только внутригосударственные, но и международно-правовые аспекты. Проблема соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов связана с определением и установлением связей и взаимозависимостей между нормативными правовыми актами разной юридической силы и различных уровней. Итак, наиболее целесообразно в вопросе соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов будет:

определить степень иерархической подчиненности подзаконного нормативного правового акта по отношению к законуопределить основания издания подзаконного нормативного правового акта и рамок его принятия, — установить предметные сферы регулирования соотносимых актов. Невозможно существование каждого из трех аспектов проблемы соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов, изолированность одного от другого. Они все являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Воспроизведение чаще всего используют в правотворческой практике федеративными государствами, для которых проблема стабильности и единства правовой системы наиболее актуальна. Частичное решение этой проблемы как раз и обеспечивается формой воспроизведения федерального закона в нормативном правовом акте субъекта федерации. Использованием собственно формы развития предполагается, что реализация исходного положения закона невозможна без издания акта меньшей юридической силы, и только после издания подзаконного нормативного правового акта возможно в полной мере реализовать норму закона. При создании региональных законов отмечаются как позитивные, так и негативные проявления в законотворческой работе региональных парламентов, но в целом осуществление субъектами РФ собственного законотворчества является ярким выражением тенденции децентрализации правовой системы Российской Федерации. Вместе с тем для совершенствования регионального законотворчества необходимо устранить выявленные российскими учеными-правоведами пробелы регионального законотворческого процесса, развивать практику участия региональных парламентов в федеральном законотворческом процессе по предметам совместного ведения, активизировать деятельность по созданию модельных (рекомендательных) законов по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов

Нормативные правовые акты" Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.

12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.

12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.

12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.

02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.

07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.

08.2014, N 31, ст. 4398." Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.

11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.

04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.

12.1994, N 32, ст. 3301″ Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.

12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.

04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.

01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. Федеральный закон от 06.

10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.

04.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.

10.1999, N 42, ст. 5005

Научная и учебная литература Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра-М, 2013

Абрамова А. И., Рахманина Т. Н. О практике опубликования правовых актов субъектов РФ // Журнал российского права. 2001. № 9 Венгеров А. Б. Теория государства и права.

Учебник. — М.: Омега-Л, 2014. — 607 с. Городилов, А.

А. Правоведение: учеб.

пособие / А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян.

— М.: КНОРУС, 2010. — 256 с. Ишеков К. А.

О соотношении и разграничении понятий «правотворчество субъектов Российской Федерации» и «правотворчество органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 2.Иванов Станислав Александрович.

Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта: диссертация … кандидата юридических наук: 12.

00.01. — Москва, 2001

Клименко С.В., Чичерин А. Л. Основы государства и  права / С. В. Клименко, А. Л. Чичерин. — М., 2011

Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма — Москва, 2011. — 442 c Комаров, С. А.

Общая теория государства и права: учебник / С. А. Комаров. — 6-е изд., доп. — СПб.

: Изд-во Юрид. ин-та, — 2013

Кочетков А. В. Стадии законодательного процесса как формы проявления правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4.Кулапов В. Л. Теория государства и права. Учебник. — М.: Кно

Рус, 2014

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт — Москва, 2013. — 640 c. Лебедева Н. В. Правотворческая деятельность региональных парламентов // Научные труды / Российская академия юридических наук. М.: Издательская группа «Юрист», 2005

Вып. 5. Т. 1Леоненко Н.

Т., Беркутова Т. А. Право вето: региональный аспект // Право и политика. 2011. №

1 Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект — Москва, 2013. — 652 c. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Уч.

для бакалавров.

М.:Проспект, — 2013

Макуев Р. Х. Теория государства и права. М., 2010

Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Дело, 2014

Мазуренко А. П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010

Морозова Л. А. Теория государства и права / Л. А.

Морозова. — М., 2010. — 477 сНисневич Ю. А., Платонов В. М., Слизовский Д. Е.

Законодательная деятельность: политико-правовой анализ: учеб.

пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перер. и доп. М.: Зерцало, 2010

Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. — М., 2010

Прокопович, Г. А. Теория государства и права: курс лекций для студентов юридических вузов всех форм обучения / Г. А. Прокопович. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013

Протасов В. Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрайт, 2014

Проблема правотворчества субъектов Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А. С. Пиголкин. М.: НОРМА, 1998

Рассказов Л. П. Теория государства и права. Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 558 Рассолов М.

М. Теория государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. — М., 2010

Романенкова Е. Н. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Проспект, 2015

Спиридонов Л. И. Теория государства и  права / Л. И. Спиридонов. — М., 2012

Теория государства и права в схемах и определениях. Радько Т. Н. — Учебное пособие М.: Проспект, 2011 — 176 с. Теория государства и права. Власенко Н. А. — Учебное пособие М.: 2011. — 416 сТеория государства и права.

Введение

в юриспруденцию: учебное пособие, под ред. В. П. Малахова, С. В. Долгушиной М.: Закон и право, 2012 г. — 127 с. Теория государства и права: Учебное пособие — 2-е изд., пересмотр.

и доп. /Енгибарян Р.В., Краснов Ю. К. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. М. Норма — 2015

Теория государства и права: учебное пособие, Малахов В. П., Иванов А. А., Горшенёва И. А., М.: Закон и право, 2012 г. — 159 с. Теория государства и права. В 2 частях.

Часть 1. Теория государства; Зерцало-М — Москва, 2011. — 516 c. Теория государства и права. Учебник. / Под ред.

В.К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Райт, 2013.

— 715 с. Хропанюк В. Н. Теория государства и  права / В. Н. Хропанюк. — М., 2011.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005
  5. С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра-М, 2013.
  6. А. И., Рахманина Т. Н. О практике опубликования правовых актов субъектов РФ // Журнал российского права. 2001. № 9
  7. А.Б. Теория государства и права. Учебник. — М.: Омега-Л, 2014. — 607 с.
  8. , А. А. Правоведение: учеб. пособие / А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
  9. К. А. О соотношении и разграничении понятий «правотворчество субъектов Российской Федерации» и «правотворчество органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 2.
  10. Иванов Станислав Александрович. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.01.- Москва, 2001
  11. С.В., Чичерин А. Л. Основы государства и  права / С. В. Клименко, А. Л. Чичерин. — М., 2011.
  12. С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма — Москва, 2011. — 442 c
  13. , С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. — 6-е изд., доп. — СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, — 2013.
  14. А. В. Стадии законодательного процесса как формы проявления правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4.
  15. В.Л. Теория государства и права. Учебник. — М.: КноРус, 2014.
  16. В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт — Москва, 2013. — 640 c.
  17. Н. В. Правотворческая деятельность региональных парламентов // Научные труды / Российская академия юридических наук. М.: Издательская группа «Юрист», 2005. Вып. 5. Т. 1
  18. Н. Т., Беркутова Т. А. Право вето: региональный аспект // Право и политика. 2011. № 1
  19. М. Н. Теория государства и права; Проспект — Москва, 2013. — 652 c.
  20. М.Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров.-М.:Проспект, — 2013.
  21. Р.Х. Теория государства и права. М., 2010.
  22. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Дело, 2014.
  23. А. П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.
  24. Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. — М., 2010. — 477 с
  25. Ю. А., Платонов В. М., Слизовский Д. Е. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007
  26. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перер. и доп. М.: Зерцало, 2010
  27. В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. — М., 2010
  28. , Г. А. Теория государства и права : курс лекций для студентов юридических вузов всех форм обучения / Г. А. Прокопович. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013
  29. В.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрайт, 2014.
  30. Проблема правотворчества субъектов Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А. С. Пиголкин. М.: НОРМА, 1998
  31. Л.П. Теория государства и права. Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 558
  32. М. М. Теория государства и права : учебник для вузов / М. М. Рассолов. — М., 2010.
  33. Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Проспект, 2015
  34. Л.И. Теория государства и  права / Л. И. Спиридонов. — М., 2012.
  35. Теория государства и права в схемах и определениях. Радько Т. Н. — Учебное пособие М.: Проспект, 2011 — 176 с.
  36. Теория государства и права. Власенко Н. А. — Учебное пособие М.: 2011. — 416 с
  37. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие, под ред. В. П. Малахова, С. В. Долгушиной М.: Закон и право, 2012 г. — 127 с.
  38. Теория государства и права: Учебное пособие — 2-е изд., пересмотр. и доп. /Енгибарян Р.В., Краснов Ю. К. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. М. Норма — 2015
  39. Теория государства и права: учебное пособие, Малахов В. П., Иванов А. А., Горшенёва И. А., М.: Закон и право, 2012 г. — 159 с.
  40. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М — Москва, 2011. — 516 c.
  41. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Райт, 2013. — 715 с.
  42. В.Н. Теория государства и  права / В. Н. Хропанюк. — М., 2011.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ