Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь
В результате экспериментального исследования влияния режимных параметров работы двигателя и свойств топлива на продолжительность первой, второй и третьей фазы сгорания, выявлены особенности процесса сгорания бензо-воздушной смеси с малыми добавками водорода, заключающиеся в том, что сокращается продолжительность всех фаз сгорания. Показано, что добавка водорода 5% от массы топлива приводит… Читать ещё >
Содержание
- Перечень условных сокращений
- ГЛАВА 1. Состояние вопроса, цель и задачи исследования
- 1. 1. Методы расчета рабочего процесса поршневого бензинового 12 ДВС
- 1. 2. Современные представления о распространении пламени и сгорании в двигателях с искровым зажиганием
- 1. 3. Сгорание в бензиновых двигателях
- 1. 4. Методы моделирования процесса сгорания
- 1. 5. Особенности сгорания топливно-воздушной смеси при добавке водорода
- 1. 6. Анализ методов снижения токсичности поршневых ДВС
- 1. 7. Анализ методов изучения процесса сгорания в цилиндре поршневого ДВС
- 1. 8. Постановка задач исследования
- ГЛАВА 2. Экспериментальная установка. Планирование и методика проведения экспериментов
- 2. 1. Экспериментальная установка
- 2. 2. Датчики использованные в эксперименте
- 2. 3. Варьируемые факторы и диапазон их изменений
- 2. 4. Методика проведения эксперимента
- 2. 5. Погрешности измерений, производимых при проведении эксперимента
- 2. 6. Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. Результаты экспериментов и их анализ
- 3. 1. Измерение продолжительности процесса сгорания
- 3. 2. Скорость распространения пламени по фазам сгорания
- 3. 3. Объем над поршнем при завершении основной фазы сгорания
- 3. 4. Амплитуда импульса тока на датчике ионизации в КС, как характеристика процесса сгорания
- 3. 5. Основные результаты измерений в экспериментальной установке
- ГЛАВА 4. Обобщения, теоретический анализ и возможность практического применения результатов экспериментального исследования
- 4. 1. Обобщение выявленных особенностей процесса сгорания при добавке водорода в ТВС и оценка влияния режимных параметров работы на процесс сгорания ТВС
- 4. 2. Математические зависимости основных характеристик процесса сгорания
- 4. 3. Расчетная индикаторная диаграмма давления и характеристика тепловыделения при добавках водорода в ТВС
Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Развитие автомобилестроения происходит при постоянном росте цен на энергоресурсы и ужесточении норм токсичности отработавших газов (ОГ) в автомобильном транспорте, что ведет к поиску направлений снижения токсичности и улучшения экономичности проектируемых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) [7, 19]. Для снижения токсичности широкое распространение приобрели системы каталитической нейтрализации ОГ, которые являются достаточно дорогостоящими и снижают эффективность работы двигателя [6]. Также получили развитие гибридные силовые установки, к недостатку которых следует отнести их очень высокую стоимость [22, 26, 28]. Наиболее перспективным направлением по снижению токсичности и повышению экономичности является осуществление устойчивой работы двигателя на бедных смесях и применение альтернативных видов топлива, такие как синтез-газ и водород [5, 14, 25, 31, 71, 72, 100, 111]. Полный переход на водородное топливо позволил бы решить многие проблемы с токсичностью отработавших газов, так как в результате сгорания водорода образуется вода и оксиды азота (N0) [100, 126]. Но сложности в получении водорода делает его достаточно дорогостоящим, по сравнения с углеводородными топливами. При этом вопрос безопасности и компактности хранения больших объемов водорода на автомобиле до сих пор полностью не решен [48, 126]. Обеднение ТВС может достигаться расслоением заряда, что значительно усложняет конструкцию двигателя, или за счет применения активирующей добавки в топливо. Наиболее эффективно себя показала добавка водорода [8,10].
Вопросу использования добавки водорода в топливо посвящено большое количество теоретических и экспериментальных работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Показано, что при малых добавках водорода (до 5−6% от массы топлива) отмечаются такие особенности сгорания как:
— заметное расширение пределов воспламенения и горения топливно-воздушной смеси (ТВС);
— значительное снижение токсичности ОГ по оксиду углерода (СО) и несгорев-шим углеводородам (СН);
— увеличивается полнота сгорания и термодинамическая эффективность цикла;
— уменьшается зависимость характеристик двигателя от угла опережения зажигания (УОЗ) [1, 23, 28,31, 94, 100]. Особенно ярко эти особенности проявляются при обеднении смеси. Отличительной особенностью водорода является, значительное улучшение всех перечисленных параметров, какое не наблюдается при использовании других добавок.
С ростом цен на углеводородные ресурсы применение малых добавок водорода в ТВС становится актуальным и возможным. Тем более что применение малых добавок водорода в бензовоздушную смесь можно уже осуществлять в настоящее время. Так создание и установка небольших компактных баллонов с водородом и электролизера для его получения на борту автомобиля не требует больших материальных затрат и уже существуют действующие экземпляры [4, 48, 126]. Но для постановки на производство необходимо, что бы двигатель был разработан с учетом особенностей сгорания при добавке водорода в ТВС. Начальный этап разработки — тепловой расчет рабочего процесса, позволяющий определить пути улучшения рабочих характеристик уже разработанных и проектируемых двигателей. Расчет должен быть доступным для инженера и учитывать особенности процесса сгорания при добавке водорода в ТВС. В тепловом расчете основными проблемами являются определение продолжительности всего процесса сгорания и скорости распространения пламени во второй и третьей фазе, а также характеристики тепловыделения. Необходимо отметить, что точность расчета по любой из методик определяется в первую очередь, именно, характеристикой тепловыделения. В практике, как в России, так и в зарубежных исследовательских и конструкторских центрах, принята полуэмпирическая характеристика полученная И. И. Вибе. Основными её недостатками являются сложность определения в процессе конструкторской разработки показателя характера сгорания m и продолжительности процесса сгорания, а также отсутствие данных по влиянию на них малых добавок водорода.
Анализ литературы показывает, что применение водорода в качестве добавки в ТВС является перспективным альтернативным топливом для ДВС, а особенности процесса сгорания таких смесей изучены не полностью. Причем его влияние на скорость распространения пламени и характеристику тепловыделения практически не изучено. В связи с этим определение особенностей сгорания бензовоздушных смесей при малых добавках водорода, и на основе этого закономерностей, связывающих средние скорости распространения пламени и характеристику тепловыделения с изменением режимных параметров работы двигателя, для проведения расчета сгорания на стадиях проектирования и доводки двигателя является актуальным.
Целью работы является улучшение характеристик процесса сгорания в бензиновых двигателях за счет изменения свойств топливно-воздушной смеси при добавке водорода.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. определение особенностей влияния добавок водорода в ТВС на продолжительность сгорания и среднюю скорость распространения пламени в первой, второй и третьей фазе сгорания;
2. получение эмпирических зависимостей для расчета скорости распространения пламени в основной, второй и третьей фазах сгорания при изменении свойств ТВС и режимных параметров работы двигателя;
3. вывод зависимости для прогнозирования показателя характера сгорания характеристики тепловыделения при изменении свойств ТВС и режимных параметров работы двигателя.
ОБЪЕКТ исследования — процесс сгорания углеводородных топлив в двигателях с искровым зажиганием при добавке водорода в ТВС.
ПРЕДМЕТ исследования — прогностические показатели средних скоростей распространения пламени в первой, второй и третьей фазе, а также характеристики тепловыделения при изменении свойств ТВС за счет добавки водорода.
Методы исследования. При проведении исследований применялись экспериментальные методы, включающие стендовые испытания на одноцилиндровой исследовательской установке УИТ-85, методы эмпирического анализа, статистическая обработка данных и компьютерное моделирование.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена большим объемом экспериментов, применением методов статистической обработки данных, а также подтверждается хорошей сходимостью результатов исследования процесса сгорания с результатами отечественных и зарубежных исследований проведенных на экспериментальных установках и реальных автомобильных двигателях.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в установлении закономерностей влияния малых добавках водорода в ТВС на среднюю скорость распространения пламени и характеристику тепловыделения на основе измерений ионного тока в пламени, и включают полученные резуль-татепособ определения третьей фазы сгорания, а также показателя характера сгорания по изменению ионного тока пламени;
— эмпирическую зависимость для определения средней скорости распространения пламени в третьей фазе сгорания, при малых добавках водорода в ТВС;
— полуэмпирические зависимости для определения средней скорости распространения пламени во второй и основной (первая и вторая) фазах сгорания, при малых добавках водорода в ТВС;
— эмпирическую зависимость для определения характеристики тепловыделения, при малых добавках водорода в ТВС.
ПРАКТИЧЕСКУЮ значимость исследования представляют:
— результаты исследований особенностей сгорания бензовоздушных смесей с добавкой водорода в бензиновом ДВС, показавшие значительные возможности по сокращению длительности сгорания во всех трех фазах;
— система измерения и записи сигналов на датчике ионизации оригинальной конструкции, позволяющей размещать датчики ионизации практически на любой двигатель без существенной его доработки, в том числе в наиболее удаленной от свечи зажигания зоне КС;
— полученные эмпирические зависимости определения средних скоростей распространения пламени в основной, второй и третьей фазе сгорания, а также показателя характера сгорания ш, для ТВС с добавками водорода, что позволят сократить сроки на проектирование и доводку новых ДВС, работающих на бензине с добавками водорода.
Исследования проводились согласно государственному заказу по проекту «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограмма 205, раздел 03 «Экологически чистый и высокоскоростной транспорт», 2004 г, и областному ГРАНТу для студентов, аспирантов и молодых ученых 2006 года «Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при изменении качества топливной смеси».
Реализация результатов работы.
Расчетные зависимости рекомендованы к внедрению НТЦ ОАО «АВТОВАЗ», и использованы в областном ГРАНТе для студентов, аспирантов и молодых ученых 2006 года.
Материалы работы применяются в учебном процессе при подготовке инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждены на научно-технических семинарах кафедры «Тепловые двигатели» ТГУ в 2006 и 2007 годах, а также на следующих конференциях: МНТК «Прогресс транспортных средств» ВГТУ, Волгоград — 2005; ВНТК с международным участием «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» ТГУ, Тольятти — 2004, 2005; 49-я МНТК ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров», МГТУ «МАМИ», Москва — 2005; Международном симпозиуме «Образование через науку», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва — 2005; Международном симпозиуме по водородной энергетике, МЭИ, 2005 г. МоскваМНТК «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» Россия, Челябинск 2006 гМНК «Ломоносов», Москва, МГУ 2006 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, из них 2 в изданиях, рекомендованных ВАК.
На защиту выносятся следующие положения: 1) результаты экспериментальных исследований особенностей процесса сгорания при добавке водорода в топливно-воздушную смесь, а именно: на продолжительность сгорания и скорость распространения пламени в первой, во второй и третьей фазах сгорания;
2) эмпирическая зависимость скорости распространения пламени в третьей фазе сгорания с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя;
3) полуэмпирические зависимости скорости распространения пламени в основной и второй фазах сгорания с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя;
4) эмпирическая зависимость показателя характера сгорания ш с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя.
Структура и объем диссертации
.
Диссертации состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы из 159 наименований. Работа изложена на 150 страницах машинописного текста, 4 приложениями, иллюстрированного 3 таблицами и 72 рисунками, общий объем составляет 183 страницы.
Основные результаты работы могут быть представлены следующими выводами:
1. В результате экспериментального исследования влияния режимных параметров работы двигателя и свойств топлива на продолжительность первой, второй и третьей фазы сгорания, выявлены особенности процесса сгорания бензо-воздушной смеси с малыми добавками водорода, заключающиеся в том, что сокращается продолжительность всех фаз сгорания. Показано, что добавка водорода 5% от массы топлива приводит к существенному улучшению протекания процесса сгорания. При этом получено:
— сокращение продолжительности первой фазы на 20% для, а = 1- на 25% для а=1,2 и на 30% для, а = 1,4- - второй фазы на 12% для, а = 1, на 24% для, а = 1,2 и на 36% для, а = 1,4- - третьей фазы на 40% для, а =1, на 50% для а=1,2 и на 60% для а=1,4;
— общее сокращение продолжительности сгорания составляет 15% для а=1, на 28% для, а = 1,2 и 42% для, а = 1,4.
Особенностью процесса сгорания при добавке водорода является также значительное увеличение скоростей распространения пламени во всех фазах сгорания.
2. На основе обобщения особенностей сгорания ТВС при малых добавках водорода получены:
— эмпирическая зависимость для определения средней скорости распространения пламени в третьей фазе;
— полуэмпирические уравнения для определения средней скорости распространения пламени во второй и основной фазах сгорания.
Полученные математические зависимости для определения средних скоростей распространения пламени для различных фаз сгорания позволяют определить влияние режимных параметров работы двигателя и количества добавляемого водорода в ТВС на концентрацию СН в ОГ и на условия образования NO.
3. Выведена эмпирическая зависимость показателя m характеристики тепловыделения, позволяющая прогнозировать протекание процесса сгорания в зависимости от режимных параметров работы двигателя и свойств топлива при проектировании и доводки новых ДВС, работающих на бензине с добавками водорода, а также определять условия, обеспечивающие экономичность двигателя. Показано что малая добавка водорода 5% от массы топлива, повышает максимальное давление в цилиндре двигателя на 5% для, а = 1,1, на 10% для, а = 1,2 и на 30% для, а = 1,4.
4. Разработанный способ проведения испытаний с использованием явления электропроводности пламени, позволяющий определять третью фазу сгорания, а также расчетные зависимости рекомендованы для НТЦ ОАО «АВТОВАЗ».
Список литературы
- Alternative Kraftstoffe, VW Dokumentation, Wolfsburg Deutschland, 1992.
- Andersen R.W., Asik J.R. Ingitability in a fast burn, lean burn Engine. SAE Techn. Pap. Ser. 1983 № 830 477.
- Andersson I., Cylinder Pressure and Ionization Current Modeling for Spark Ignited Engines, Linkopings Universitet, SE 581 83 Linkoping, Sweden, 2002
- Ather A. Quader, John E. Kirwan and M. James Grieve. Engine Performance and Emissions Near the Dilute Limit with Hydrogen Enrichment Using an On-Board Reforming Strategy SAE Tech. Pap. 2003−01−1356.
- Bergman H.K. A Highly Efficient Alcohol Vapour Aspirating Spark Ignition Engines: Neat Methanol. SAE Paper 902 154, 1990.
- Brisley R.J., Collins N.R., French C., Morris D., Twigg M.V. Development of Advanced Platinum-Rhjodium Catalyst for Future Emissions Requirements. SAE 1999−01−3627.
- Calcotte H.F., King I.R. 5th Symposium (Int.) on Combustion, N.J., 1955, p. 423.
- Cheng W.K., Hamrin D., Heywood J.B., Hochgreb S., Min K., Norris M. An Overview of Hydrocarbon Emissions Mechanisms in Spark-Ignition Engines. SAE Paper, 932 708, 1993.
- Clerk D. On the limits of Thermal Efficiency in Internal Combustion Motors. Proc. Instn. Civill Engrs. 1987. Vol 169.
- Daniel W.A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Combustion. SAE Paper 680 124, 1968.
- Groff G.J., Matekunas F.A. The Nature of Turbulent Flame Propagation in a Homogeneous Spark Ignited Engine. — SAE Technical Paper Series, 1980, № 800 133 p. 1−25
- Groff G.J., Wood C.G., Hess C.C. Lean Combustion in Spark ignited Internal Combustion Engines Review. SAE Tech. Pap. Ser. — 1983 № 831 217.
- Hamrin D.A. and Heywood J.B. Modelling of engine-out Hydrocarbon Emissions for Prototype Production Engines. SAE tech. pap. 950 984, 1995.
- Jehad A.A. Yaminl, H.N. Gupta, and Bansal B.B. The effect of combustion duration on the performance and emission characteristics of propane fueled 4-stroke S.I. engines. SAE Paper, 1 232 708, 2003.
- Jones P., et al, «Full Cycle Computational Fluid Dynamics Calculations in a Motored Four Valve Pent Roof Combustion Chamber and Comparison with Experiment», SAE, SP 1101, № 950 286, 131−146, 2001
- Jurgen Forster, Achim Gunter, Marcus Ketterer, Klaus Jurgen. Ion Current Sensing for
- Spark Ignition Engines. SAE Paper 1999−01−0204.
- KemmIer R., Waltner A., Schon C. and Godwin S. Current Status and Prospects for Gasoline Engine Emission Control Technology Paving the Way for Minimal Emissions. SAE Tech. Pap. 2000−01−0856.
- Khalighi В., et al, «Computation and Measurement of Flow and Combustion in a Four-Valve Engine with Intake Variations», SAE, SP 1101, № 950 287, стр. 147−179, 2001.
- Kuwahara K., Ueda K., Ando H., Mixing Control Strategy Engine Performance Improvement in a Gasoline Dir. Injection Engine. SAE 980 158
- L. Eriksson, L. Nielsen and M. Glavenius. Closed Loop Cycle Ignition Control by Ion Current Interpretation. SAE Paper 970 854, 1997.
- Lavoie G., Blumberg P. A fundamental model for predicting fuel consumption NOx and HC emission of the conventional S.I. engine. Comb. Sci. and Tech., Vol. 21, 1980
- Matsumoto Т., Watanabe N., Sugiura H., Ishikawa T. Development of fuel-cell hybrid vehicle / (1) SAE Tech. Paper 2002−01−0096.
- Nicolae Apostolescu and Radu Chiriac. A Study of Combustion of Hydrogen-Enriched Gasoline in a Spark Ignition Engine. SAE 960 603.
- Nlootat G., et al, «A Model for Converting SI Engine Flame Arrival Signals into Flame Contours», SAE, SP 1099, № 950 109, cip. 99−110, 1999
- Nutt В., Dowd J., Holmes J. The Cost of Making Methanol Available to a National Market. SAE Paper 872 063.
- Sebastien E. Gay-Desharnais, Jean-Yves Routex, Mark Holtzapple, Mehrdad Ehsani. Investigation of hydrogen carriers for fuel-cell based transportation. SAE Tech. Paper 200 201−0097.
- Spicher U. Optical Fibre Technique as a Tool to Improve Combustion Efficiency SAE paper, 902 138, 1990.
- Swabowski, S.J., S. Hasekmy, et al," Ford Hydrogen Engine Powered P 2000 Vehicle", Society of Automotive Engineers, 2002−01−2043.
- Thiele M., Selle S., Riedel U., «Warnatz and Maas numerical simulation of spark ignition including ionization» SAE paper, 1 302 138, 2000.
- Thorsten Pfeffer, Peter Biihler, David E. Влияние коэффициента завихрения при впуске на общую работу сгорания и скорость распространения пламени на примере исследования высокоскоростного двигателя Формулы 1. SAE Paper 2002−01−02.
- Timothy Т. Maxwell, Jesse С. Jones: Alternative Fuels. Society of Automotive Engineers, USA 1995.
- Timothy V. Johnson Gasoline Vehicle Emissions SAE 1999 In Review SAE Tech Pap 2000−01−0855.
- Wilson T.S., Bryanston-Cross P.J., Chana K.S., Dunkley P., Jones T.V., Hannah P. High Bandwidth Heat Transfer and Optical Measurements in an Instrumented Spark Ignition Internal Combustion Engine. SAE 2002−01−0747.
- Witze P.O., Martin J.K., Borgnakke C. Measurement and prediction of the precombustion fluid motion and combustion pates in a spark ignition engine. -SAE Techn. Pap. Ser.-№ 831 697, 1983
- Yutaka Ohashi, Mitsuru Koiwa, Koichi Okamura and Atsushi Ueda. The Application of Ionic Current Detection System for the Combustion Control. SAE Paper 1999−01−0550.
- Автомобильные двигатели. ДВС / Лурье В. А., Мангушев В. А., Маркова И. В., Черняк Б .Я. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1985, т.4
- Адлер Ю.П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия, 1968.
- Аравин Г. С. Ионизация пламенных газов в условиях бомбы и двигателя. Дис. ИХФ АН СССР, 1952.
- Ахремочкин О.А., Гордеев В. Н., Коломиец П. В., Тофан П. П. Определение средней турбулентной скорости сгорания в цилиндре ДВС. // Материалы ВНТК «Технический ВУЗ наука, образование и производство в регионе» ч.2 — Тольятти, 2001.
- Будаев С.И., Ивашин П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Электропроводность пламени и скорость сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе с искровым зажиганием // ж-л. Автотракторное оборудование № 3. М:2004 — С.42−44.
- Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р., Горение, физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. М., Фмзматлит
- Варшавский И.Л., Мищенко А. И., Талда А. И. Снижение токсичности ОГ бензинового двигателя применением добавок водорода. // Тезисы докладов на ВНПК «Защита Воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами ТС» Харьков, 1977.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя Москва-Свердловск, Машгиз, 1962.
- Вибе И.И. Теория двигателей внутреннего сгорания // Конспект лекций. Челябинск, 1974
- Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: Справ, изд./ Д. Ю. Гамбург, В. П. Семенов, Н. Ф. Дубовкин, J1.H. Смирнова- Под ред. Д. Ю. Гамбурга, Н. Ф. Дубовкина. М.: Химия, 1989.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1972.
- Вырубов Д.Н., Иващенко Н. А., Ивин В. И. и др. ДВС: Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983.
- Гайдон А.Г., Вольфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура. М.: Металлургиздат, 1959.
- Гардинер Д. Химия горения М.: Химия, 1989.
- Генкин К.И. Рабочий процесс и сгорания в двигателе с искровым зажиганием. М.: Машиностроение, 1949.
- Гибадуллин В.В. Организация рабочего процесса ДВС с внешним смесеобразованием и локальной подачей микродобавок водорода в область межэлектродного зазора свечи зажигания //Диссертация канд. техн. наук, ВолгПИ Волгоград, 1992.
- Головина Е.С., Федоров П. Г. Влияние физико-химических факторов на скорость распространения пламени // В кн.: Исследование процессов горения М.: АН СССР, 1958, с. 44−55
- Гольденберг С.А., Пелевин B.C. Влияние давления на скорость распространения пламени в ламинарном потоке. // В кн.: Исследование процессов горения. М.: АН СССР, 1958, с. 57−67
- ГОСТ 148 446 91 Двигатели. Методы стендовых испытаний
- ГОСТ 8.207 76 «Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения», в кн. Основополагающие стандарты в области метрологии. — М.: Изд-во Стандартов, 1986.
- Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей. / А. С. Орлин, Д. Н. Вырубов, В. И. Ивин и др. М.: Машиностроение, 1983, изд. 4.
- Дмитриевский А.В., Шатров Е. В. Топливная экономичность бензиновых ДВС. М.: Машиностроение, 1985.
- Дубовкин Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктам их сгорания. М.: Госэнергоиздат, 1962.
- Жегалин О.И., Лукачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. -М.: Транспорт, 1985.
- Завадский Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. М.: Транспорт, 1977
- Захаров Е.А. Рабочий процесс ДВС с искровым зажиганием и локальными добавками углеводородных газов в область межэлектродного зазора. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолгПИ, Волгоград, 1998.
- Захаров И.Л. Методы исследования и пути совершенствования процессов газообмена и сгорания в бензиновых двигателях. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолгПИ, Волгоград, 1986
- Звонов В.А., Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981.
- Зельдович Я.Б. Теория горения и детонации в газах. М., Изд-во АН СССР, 1947
- Зельдович Я.Б., Баренблатт Г. И., Либрович В. Б., Махвиладзе Г. М., Математическая теория горения и взрыва. М., Наука, 1980.
- Зельдович Я.Б., Полярный А. И., Расчет тепловых процессов при высоких температурах. М., Изд. Бюро новой техники, 1947.
- Зельдович Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменский Д.А., Окисление азота при горении АН СССР, 1947.
- Злотин Г. Н., Захаров Е. А., Шумский С. Н. Эксперименальное исследование влияния локальных подач пропана на развитие начального очага горения / ВолГТУ. Волгоград, 1998. — 15 с. — Деп. в ВИНИТИ 11.03.98, № 717 — В98.
- Ивашин П.В. Зависимость концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах бензиновых ДВС от скорости распространения пламени и ионного тока. // Автореферат диссертации к.т.н., ТГУ. Тольятти, 2004.
- Ивашин П.В., Коломиец П. В., Шайкин А. П., Строганов В. И. Электропроводность пламени, средняя скорость сгорания и концентрация несгоревших углеводородов в ОГ бензиновых двигателей / Автотракторное электрооборудование № 1−2. 2004, с. 38−39.
- Ивашин П.В., Коломиец П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Добавки водорода и оксиды азота на бедных смесях // Труды МНТК «Прогресс транспортных средств и систем 2005», 16−18 сентября, 2005 г. ВолгГТУ-Волгоград, 2005.-С 336−338
- Ивашин П.В., Коломиец П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Контроль и регулирование процесса сгорания по ионному току в заключительной фазе сгорания // Известия Самарского научного центра РАН специальный выпуск ELPIT-2005 том 1. -Самара, 2005 С. 299−305
- Ивашин П.В., Прокопович Т. А., Шайкин А. П., Строганов В. И. Электропроводность пламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе / Наука производству № 4, 2004, с. 5−7.
- Ивашин П.В., Семченок В. В., Шайкин А. П., Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием, Инженер Технолог Рабочий № 3, 2001, с.22−23.
- Иноземцев Н.В., Кошкин В. К., Процесс сгорания в двигателях, Под Общ. ред. Н. В. Иноземцева, М., изд-во 1 -я тип. Машгиза в Лгр., 1949
- Иноземцев Н.Н. Ионизация в ламинарных пламенах, в кн. «Стабилизация пламени и развитие процесса сгорания в турбулентном потоке» под ред. Горбунова Г. Н., -Оборонгиз, 1961.
- Иссерлин А.С. Основы сжигания газового топлива: Справ. Пособие. Л.: Недра, 1987.
- Каменев В.Ф., Ефремов С. А. Способ управления двигателем, работающим на обедненных ТВС / Автомобильная промышленность № 3−4, 1995.
- Колбенев И.Л. Повышение энергоэкологических показателей автотракторных дизелей / Двигателестроение № 12, 1987.
- Ксандопуло Г. И., Дубинин В. В., Химия газофазного горения. М., Химия, 1987.
- Кузнецов В.Р., Сабельников В. А. Турбулентность и горение. М. Наука, 1986.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие. Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2000.
- Кумагаи С. Горение. -М., Химия, 1979.
- Лавров Н.В. Физико-химические основы горения топлива. М.: Наука, 1971.
- Лернер М.О., Регулирование процесса горения в двигателях с искровым зажиганием.-М., Наука, 1972.
- Льотко В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. М.: МАДИ (ТУ), 2000.
- Льюис Б., Эльбе Г., Горение, пламя и детонация в газах. / Пер. с англ. Под ред. К. И. Щелкина и А. А. Борисова, 2-изд., М., МИР, 1968.
- Майоров Ф.В. Магнитострикционный метод и приборы для измерения давлений. / Труды ЦАГИ выпуск № 445, 1939.
- Мальцев В.М., Основные характеристики горения. М., Химия, 1977
- Математическая обработка и оформление результатов эксперимента (в лабораториях общего физического практикума). / Л. Г. Деденко, В.Л. Керженцев- Под ред. Проф. А. Н. Матвеева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
- Михельсон В.А. О нормальной скорости воспламенения гремучих газовых смесей. / Собр.соч. Т.1, М., 1930, стр 87−161.
- Мищенко А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. Киев, Наукова думка, 1984.
- Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион-Автодата, 2001.
- Наканиши К. Разработка новой системы впуска для четырёх клапанного двигателя, работающего на бедных смесях. / SAE, SP 1097, № 95 050, стр. 25−43, 1997
- Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. Пер. с англ./ Ред. Н. А. Чигир. М.: Машиностроение, 1981.
- Одноцилиндровая универсальная установка УИТ-85 для определения октановых чисел топлив./ Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
- Основы горения углеводородных топлив. / Пер. с англ. Под ред. JI.H. Хитрина и В. А. Попова.-М.: ИЛ, 1960.
- Павлов Д.А. Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливно-воздушную смесь // Автореферат диссертации к.т.н., ТГУ. Тольятти, 2005.
- Петриченко P.M., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. М., Машиностроение, 1972.
- Петриченко P.M., Элементы САПР ДВС. Л., Машиностроение, 1990.
- Покровский Г. П. Электроника в системах топлива автомобильных двигателей. -М.: Машиностроение, 1990.
- Приходько К.В. Влияние статистических характеристик пробивного напряжения на развитие начального очага горения топливовоздушных смесей. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолГТУ. Волгоград, 2002.
- Рахимов P.P. Улучшение показателей двигателей с искровым зажиганием путем интенсификации сгорания бедных смесей. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолГТУ. Волгоград, 1999.
- Русаков М.М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н. Водород и токсичность ДВС. // Международный научный семинар «Водородные технологии 21 века» С Петербург, 1997.
- Семенов Е.С., Соколик А. С. Исследование турбулентности в цилиндре поршневого двигателя. / Известия АН СССР, 1958.
- Семенов Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М., изд АН СССР, 1958.
- Смоленский В.В., Дягилева Н. М. Влияние физических параметров топливно-воздушной смеси в момент воспламенения на скорость распространения пламени в основной фазе сгорания // Материалы МНК «Ломоносов», 12−15 апреля 2006, МГУ. -М., 2006. -С.97−99
- Соколик А.С. Основы теории процесса нормального сгорания в двигателях с искровым зажиганием. М.: АН СССР, 1951.
- Соколик А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М.: АН СССР, 1960.
- Степанов Е.М., Дьячков Б. Г. Ионизация в пламени и электрическое поле. М.: Металлургия, 1968.
- Свитачев А.Ю. Стохастическая модель развития начального очага горения в ДВС с искровым зажиганием // Автореферат, ВолгГТУ Волгоград, 1998
- Трелин Ю.А. Исследование особенностей работы ДВС с искровым зажиганием при добавке водорода в топливовоздушную смесь. // Автореферат диссертации к.т.н. Волгоград, 1981.
- Фристом P.M., Вестенберг А. А. Структура пламени. М., Металлургия, 1969.
- Хашимото Н. Разработка низкотоксичной, высокоэффективной камеры сгораниядля высокомощного четырехклапанного двигателя. SAE, SP 1098, № 95 068,1998. -стр.347−365.
- Хмыров В.И., Лавров Б. Е. Водородный двигатель. Алма-Ата, Наука КазССР, 1981.
- Хайк Надим. Возможность использования ионизационных датчиков в системах управления рабочим процессом ДВС. // Автореферат диссертации к.т.н. Волгоград, 1991.
- Шайкин А.П., Афанасьев А. Н., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Муниципальный транспорт: уменьшение токсичности ОГ и экономичности ДВС. // ВНТК Наука, техника, образование. Тольятти, 2001. — с.128−131.
- Шайкин А.П., Ахремочкин О. А., Гордеев В. Н., Ивашин П. В. Управление коэффициентом избытка воздуха ДВС с помощью тока ионизации. // МНПК Современные тенденции развития автомобилестроения в России, Тольятти, 2003, с.156−157.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Будаев С. И. О возможных причинах снижения концентрации несгоревших углеводородов при добавке водорода в ТВС ДВС. // МНПК Прогресс транспортных средств и систем, Волгоград, 2002, с. 136−140.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Семченок В. В. Механизм снижения несгоревших углеводородов и повышение эффективности работы при добавке водорода в топлив-но-воздушную смесь ДВС. / Наука производству, № 9, 2001.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Семченок В. В. Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием. // ж-л Инженер, технолог, рабочий, № 3,-2001, с.22−24.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Коломиец П. В. Электропроводность пламени, средняя скорость сгорания и концентрация несгоревших углеводородов в ОГ бензиновых двигателей. / Автотракторное оборудование. № 1−2, М., с.38−39.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Прокопович Т. А. Ионный ток впламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе. // ВНТК Современные тенденции развития автомобилестроения в России, Тольятти, 2004, с. 175−178.
- Шайкин А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Прокопович Т. А. Электропроводность пламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе. / Наука производству, № 4, М., 2004, с.5−6.
- Шайкин А.П., Карпусенко В. В., Русаков М. М., Влияние начальных параметров топливной смеси на токсичность ОГ ДВС. М., Химическая физика, т. 10, № 6, 1991.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников JI.H., Афанасьев А. Н. Водород и ДВС. // МНПК Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения, — Челябинск, 2003, с.62−63.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников J1.H. Водород и автомобиль сегодня. // МНТК Автомобиль и техносфера, Казань, 1999, с.33−34.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников J1.H., Пелипенко В. Н. ДВС с добавкой водорода в топливно-воздушную смесь для городского автомобиля. // НТК Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники.- Москва, 2002.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Добавка водорода в топливно-воздушную смесь ДВС и токсичность отработавших газов. // Межвузовский сборник научных трудов Тольятти, 1998, с.487−489.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Системы снижения токсичности отработавших газов ДВС. // НПЯ Наукоемкие природоохранные технологии. Тольятти, 1994.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Токсичность отработавших газов ДВС при добавке водорода. // МНПК Проблемы развития автомобилестроения в России Тольятти, 1997.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Токсичность отработавших газов ДВС при добавке водорода. // XI Симпозиум по горению и взрыву Черноголовка, 1996.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Природоохранные проблемы автомобильных ДВС и Тепловых установок. // Юбилейная НТК Тольятти, 1997, с. 46−47.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Гордеев В. Н., Павлов Д. А. Исследования возможности дожигания токсичных составляющих в отработавших газах. // МНПК Прогресстранспортных средств и систем Волгоград, 2002, с.141−144.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н. Городской автобус: уменьшение токсичности ОГ и экологичность ДВС. // Наука, техника, образование Тольятти, 2000, с.335−338.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н. Добавки водорода в ДВС. Токсичность, экономичность. // ВНТК Перспективы развития автомобильного транспорта -Тольятти, 2000, с.63−66.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Возможности снижения токсичности отработанных газов городских автобусов. // НПК Безопасность транспортных систем Самара, 2002.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А., Добавки в бен-зовоздушную смесь, пределы воспламенения, токсичность ДВС. // Симпозиум по горению и взрыву Черноголовка, 2000, с. 178−180.
- Шайкин А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А., Пределы стабильного горения бензовоздушных смесей с добавками в ДВС. / Вестник Самарского аэрокосмического университета Самара, 1999, с. 144−148.
- Шайкин А.П., Строганов В. И., Гурьянов Д. И. Двигатель внутреннего сгорания в составе гибридной силовой установки. // Объединенный научный журнал, № 7, М., 2003, с.56−59.
- Шайкин А.П., Шайкина Н. А., Ивашин П. В., и др., Взаимосвязь ионного тока, средней скорости распространения пламени в заключительной фазе сгорания и не-сгоревших СН. // Наука производству, № 8 М., 2004, с.5−6.
- Шатров Е.В. Альтернативные топлива для двигателей / Автомобильная промышленность М.:1982, № 2.
- Щелкин К.И., Трошин Я. К. Газодинамика горения. АН СССР, 1963.
- Щетинков Е.С. Физика горения газов. М.: Наука, 1965.
- Электрические измерения: Учеб. пособие для ВУЗов / В. Н. Малиновский, P.M. Демидова-Панферова, Ю. Н. Евланов и др., под ред. В. Н. Малиновского. М.: Энергоатомиздат, 1985.