Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате экспериментального исследования влияния режимных параметров работы двигателя и свойств топлива на продолжительность первой, второй и третьей фазы сгорания, выявлены особенности процесса сгорания бензо-воздушной смеси с малыми добавками водорода, заключающиеся в том, что сокращается продолжительность всех фаз сгорания. Показано, что добавка водорода 5% от массы топлива приводит… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных сокращений
  • ГЛАВА 1. Состояние вопроса, цель и задачи исследования
    • 1. 1. Методы расчета рабочего процесса поршневого бензинового 12 ДВС
    • 1. 2. Современные представления о распространении пламени и сгорании в двигателях с искровым зажиганием
    • 1. 3. Сгорание в бензиновых двигателях
    • 1. 4. Методы моделирования процесса сгорания
    • 1. 5. Особенности сгорания топливно-воздушной смеси при добавке водорода
    • 1. 6. Анализ методов снижения токсичности поршневых ДВС
    • 1. 7. Анализ методов изучения процесса сгорания в цилиндре поршневого ДВС
    • 1. 8. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. Экспериментальная установка. Планирование и методика проведения экспериментов
    • 2. 1. Экспериментальная установка
    • 2. 2. Датчики использованные в эксперименте
    • 2. 3. Варьируемые факторы и диапазон их изменений
    • 2. 4. Методика проведения эксперимента
    • 2. 5. Погрешности измерений, производимых при проведении эксперимента
    • 2. 6. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Результаты экспериментов и их анализ
    • 3. 1. Измерение продолжительности процесса сгорания
    • 3. 2. Скорость распространения пламени по фазам сгорания
    • 3. 3. Объем над поршнем при завершении основной фазы сгорания
    • 3. 4. Амплитуда импульса тока на датчике ионизации в КС, как характеристика процесса сгорания
    • 3. 5. Основные результаты измерений в экспериментальной установке
  • ГЛАВА 4. Обобщения, теоретический анализ и возможность практического применения результатов экспериментального исследования
    • 4. 1. Обобщение выявленных особенностей процесса сгорания при добавке водорода в ТВС и оценка влияния режимных параметров работы на процесс сгорания ТВС
    • 4. 2. Математические зависимости основных характеристик процесса сгорания
    • 4. 3. Расчетная индикаторная диаграмма давления и характеристика тепловыделения при добавках водорода в ТВС

Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Развитие автомобилестроения происходит при постоянном росте цен на энергоресурсы и ужесточении норм токсичности отработавших газов (ОГ) в автомобильном транспорте, что ведет к поиску направлений снижения токсичности и улучшения экономичности проектируемых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) [7, 19]. Для снижения токсичности широкое распространение приобрели системы каталитической нейтрализации ОГ, которые являются достаточно дорогостоящими и снижают эффективность работы двигателя [6]. Также получили развитие гибридные силовые установки, к недостатку которых следует отнести их очень высокую стоимость [22, 26, 28]. Наиболее перспективным направлением по снижению токсичности и повышению экономичности является осуществление устойчивой работы двигателя на бедных смесях и применение альтернативных видов топлива, такие как синтез-газ и водород [5, 14, 25, 31, 71, 72, 100, 111]. Полный переход на водородное топливо позволил бы решить многие проблемы с токсичностью отработавших газов, так как в результате сгорания водорода образуется вода и оксиды азота (N0) [100, 126]. Но сложности в получении водорода делает его достаточно дорогостоящим, по сравнения с углеводородными топливами. При этом вопрос безопасности и компактности хранения больших объемов водорода на автомобиле до сих пор полностью не решен [48, 126]. Обеднение ТВС может достигаться расслоением заряда, что значительно усложняет конструкцию двигателя, или за счет применения активирующей добавки в топливо. Наиболее эффективно себя показала добавка водорода [8,10].

Вопросу использования добавки водорода в топливо посвящено большое количество теоретических и экспериментальных работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Показано, что при малых добавках водорода (до 5−6% от массы топлива) отмечаются такие особенности сгорания как:

— заметное расширение пределов воспламенения и горения топливно-воздушной смеси (ТВС);

— значительное снижение токсичности ОГ по оксиду углерода (СО) и несгорев-шим углеводородам (СН);

— увеличивается полнота сгорания и термодинамическая эффективность цикла;

— уменьшается зависимость характеристик двигателя от угла опережения зажигания (УОЗ) [1, 23, 28,31, 94, 100]. Особенно ярко эти особенности проявляются при обеднении смеси. Отличительной особенностью водорода является, значительное улучшение всех перечисленных параметров, какое не наблюдается при использовании других добавок.

С ростом цен на углеводородные ресурсы применение малых добавок водорода в ТВС становится актуальным и возможным. Тем более что применение малых добавок водорода в бензовоздушную смесь можно уже осуществлять в настоящее время. Так создание и установка небольших компактных баллонов с водородом и электролизера для его получения на борту автомобиля не требует больших материальных затрат и уже существуют действующие экземпляры [4, 48, 126]. Но для постановки на производство необходимо, что бы двигатель был разработан с учетом особенностей сгорания при добавке водорода в ТВС. Начальный этап разработки — тепловой расчет рабочего процесса, позволяющий определить пути улучшения рабочих характеристик уже разработанных и проектируемых двигателей. Расчет должен быть доступным для инженера и учитывать особенности процесса сгорания при добавке водорода в ТВС. В тепловом расчете основными проблемами являются определение продолжительности всего процесса сгорания и скорости распространения пламени во второй и третьей фазе, а также характеристики тепловыделения. Необходимо отметить, что точность расчета по любой из методик определяется в первую очередь, именно, характеристикой тепловыделения. В практике, как в России, так и в зарубежных исследовательских и конструкторских центрах, принята полуэмпирическая характеристика полученная И. И. Вибе. Основными её недостатками являются сложность определения в процессе конструкторской разработки показателя характера сгорания m и продолжительности процесса сгорания, а также отсутствие данных по влиянию на них малых добавок водорода.

Анализ литературы показывает, что применение водорода в качестве добавки в ТВС является перспективным альтернативным топливом для ДВС, а особенности процесса сгорания таких смесей изучены не полностью. Причем его влияние на скорость распространения пламени и характеристику тепловыделения практически не изучено. В связи с этим определение особенностей сгорания бензовоздушных смесей при малых добавках водорода, и на основе этого закономерностей, связывающих средние скорости распространения пламени и характеристику тепловыделения с изменением режимных параметров работы двигателя, для проведения расчета сгорания на стадиях проектирования и доводки двигателя является актуальным.

Целью работы является улучшение характеристик процесса сгорания в бензиновых двигателях за счет изменения свойств топливно-воздушной смеси при добавке водорода.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. определение особенностей влияния добавок водорода в ТВС на продолжительность сгорания и среднюю скорость распространения пламени в первой, второй и третьей фазе сгорания;

2. получение эмпирических зависимостей для расчета скорости распространения пламени в основной, второй и третьей фазах сгорания при изменении свойств ТВС и режимных параметров работы двигателя;

3. вывод зависимости для прогнозирования показателя характера сгорания характеристики тепловыделения при изменении свойств ТВС и режимных параметров работы двигателя.

ОБЪЕКТ исследования — процесс сгорания углеводородных топлив в двигателях с искровым зажиганием при добавке водорода в ТВС.

ПРЕДМЕТ исследования — прогностические показатели средних скоростей распространения пламени в первой, второй и третьей фазе, а также характеристики тепловыделения при изменении свойств ТВС за счет добавки водорода.

Методы исследования. При проведении исследований применялись экспериментальные методы, включающие стендовые испытания на одноцилиндровой исследовательской установке УИТ-85, методы эмпирического анализа, статистическая обработка данных и компьютерное моделирование.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена большим объемом экспериментов, применением методов статистической обработки данных, а также подтверждается хорошей сходимостью результатов исследования процесса сгорания с результатами отечественных и зарубежных исследований проведенных на экспериментальных установках и реальных автомобильных двигателях.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в установлении закономерностей влияния малых добавках водорода в ТВС на среднюю скорость распространения пламени и характеристику тепловыделения на основе измерений ионного тока в пламени, и включают полученные резуль-татепособ определения третьей фазы сгорания, а также показателя характера сгорания по изменению ионного тока пламени;

— эмпирическую зависимость для определения средней скорости распространения пламени в третьей фазе сгорания, при малых добавках водорода в ТВС;

— полуэмпирические зависимости для определения средней скорости распространения пламени во второй и основной (первая и вторая) фазах сгорания, при малых добавках водорода в ТВС;

— эмпирическую зависимость для определения характеристики тепловыделения, при малых добавках водорода в ТВС.

ПРАКТИЧЕСКУЮ значимость исследования представляют:

— результаты исследований особенностей сгорания бензовоздушных смесей с добавкой водорода в бензиновом ДВС, показавшие значительные возможности по сокращению длительности сгорания во всех трех фазах;

— система измерения и записи сигналов на датчике ионизации оригинальной конструкции, позволяющей размещать датчики ионизации практически на любой двигатель без существенной его доработки, в том числе в наиболее удаленной от свечи зажигания зоне КС;

— полученные эмпирические зависимости определения средних скоростей распространения пламени в основной, второй и третьей фазе сгорания, а также показателя характера сгорания ш, для ТВС с добавками водорода, что позволят сократить сроки на проектирование и доводку новых ДВС, работающих на бензине с добавками водорода.

Исследования проводились согласно государственному заказу по проекту «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограмма 205, раздел 03 «Экологически чистый и высокоскоростной транспорт», 2004 г, и областному ГРАНТу для студентов, аспирантов и молодых ученых 2006 года «Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при изменении качества топливной смеси».

Реализация результатов работы.

Расчетные зависимости рекомендованы к внедрению НТЦ ОАО «АВТОВАЗ», и использованы в областном ГРАНТе для студентов, аспирантов и молодых ученых 2006 года.

Материалы работы применяются в учебном процессе при подготовке инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания».

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждены на научно-технических семинарах кафедры «Тепловые двигатели» ТГУ в 2006 и 2007 годах, а также на следующих конференциях: МНТК «Прогресс транспортных средств» ВГТУ, Волгоград — 2005; ВНТК с международным участием «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» ТГУ, Тольятти — 2004, 2005; 49-я МНТК ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров», МГТУ «МАМИ», Москва — 2005; Международном симпозиуме «Образование через науку», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва — 2005; Международном симпозиуме по водородной энергетике, МЭИ, 2005 г. МоскваМНТК «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» Россия, Челябинск 2006 гМНК «Ломоносов», Москва, МГУ 2006 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, из них 2 в изданиях, рекомендованных ВАК.

На защиту выносятся следующие положения: 1) результаты экспериментальных исследований особенностей процесса сгорания при добавке водорода в топливно-воздушную смесь, а именно: на продолжительность сгорания и скорость распространения пламени в первой, во второй и третьей фазах сгорания;

2) эмпирическая зависимость скорости распространения пламени в третьей фазе сгорания с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя;

3) полуэмпирические зависимости скорости распространения пламени в основной и второй фазах сгорания с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя;

4) эмпирическая зависимость показателя характера сгорания ш с изменением свойств ТВС и параметрами работы двигателя.

Структура и объем диссертации

.

Диссертации состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы из 159 наименований. Работа изложена на 150 страницах машинописного текста, 4 приложениями, иллюстрированного 3 таблицами и 72 рисунками, общий объем составляет 183 страницы.

Основные результаты работы могут быть представлены следующими выводами:

1. В результате экспериментального исследования влияния режимных параметров работы двигателя и свойств топлива на продолжительность первой, второй и третьей фазы сгорания, выявлены особенности процесса сгорания бензо-воздушной смеси с малыми добавками водорода, заключающиеся в том, что сокращается продолжительность всех фаз сгорания. Показано, что добавка водорода 5% от массы топлива приводит к существенному улучшению протекания процесса сгорания. При этом получено:

— сокращение продолжительности первой фазы на 20% для, а = 1- на 25% для а=1,2 и на 30% для, а = 1,4- - второй фазы на 12% для, а = 1, на 24% для, а = 1,2 и на 36% для, а = 1,4- - третьей фазы на 40% для, а =1, на 50% для а=1,2 и на 60% для а=1,4;

— общее сокращение продолжительности сгорания составляет 15% для а=1, на 28% для, а = 1,2 и 42% для, а = 1,4.

Особенностью процесса сгорания при добавке водорода является также значительное увеличение скоростей распространения пламени во всех фазах сгорания.

2. На основе обобщения особенностей сгорания ТВС при малых добавках водорода получены:

— эмпирическая зависимость для определения средней скорости распространения пламени в третьей фазе;

— полуэмпирические уравнения для определения средней скорости распространения пламени во второй и основной фазах сгорания.

Полученные математические зависимости для определения средних скоростей распространения пламени для различных фаз сгорания позволяют определить влияние режимных параметров работы двигателя и количества добавляемого водорода в ТВС на концентрацию СН в ОГ и на условия образования NO.

3. Выведена эмпирическая зависимость показателя m характеристики тепловыделения, позволяющая прогнозировать протекание процесса сгорания в зависимости от режимных параметров работы двигателя и свойств топлива при проектировании и доводки новых ДВС, работающих на бензине с добавками водорода, а также определять условия, обеспечивающие экономичность двигателя. Показано что малая добавка водорода 5% от массы топлива, повышает максимальное давление в цилиндре двигателя на 5% для, а = 1,1, на 10% для, а = 1,2 и на 30% для, а = 1,4.

4. Разработанный способ проведения испытаний с использованием явления электропроводности пламени, позволяющий определять третью фазу сгорания, а также расчетные зависимости рекомендованы для НТЦ ОАО «АВТОВАЗ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Alternative Kraftstoffe, VW Dokumentation, Wolfsburg Deutschland, 1992.
  2. Andersen R.W., Asik J.R. Ingitability in a fast burn, lean burn Engine. SAE Techn. Pap. Ser. 1983 № 830 477.
  3. Andersson I., Cylinder Pressure and Ionization Current Modeling for Spark Ignited Engines, Linkopings Universitet, SE 581 83 Linkoping, Sweden, 2002
  4. Ather A. Quader, John E. Kirwan and M. James Grieve. Engine Performance and Emissions Near the Dilute Limit with Hydrogen Enrichment Using an On-Board Reforming Strategy SAE Tech. Pap. 2003−01−1356.
  5. Bergman H.K. A Highly Efficient Alcohol Vapour Aspirating Spark Ignition Engines: Neat Methanol. SAE Paper 902 154, 1990.
  6. Brisley R.J., Collins N.R., French C., Morris D., Twigg M.V. Development of Advanced Platinum-Rhjodium Catalyst for Future Emissions Requirements. SAE 1999−01−3627.
  7. H.F., King I.R. 5th Symposium (Int.) on Combustion, N.J., 1955, p. 423.
  8. Cheng W.K., Hamrin D., Heywood J.B., Hochgreb S., Min K., Norris M. An Overview of Hydrocarbon Emissions Mechanisms in Spark-Ignition Engines. SAE Paper, 932 708, 1993.
  9. Clerk D. On the limits of Thermal Efficiency in Internal Combustion Motors. Proc. Instn. Civill Engrs. 1987. Vol 169.
  10. Daniel W.A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Combustion. SAE Paper 680 124, 1968.
  11. Groff G.J., Matekunas F.A. The Nature of Turbulent Flame Propagation in a Homogeneous Spark Ignited Engine. — SAE Technical Paper Series, 1980, № 800 133 p. 1−25
  12. Groff G.J., Wood C.G., Hess C.C. Lean Combustion in Spark ignited Internal Combustion Engines Review. SAE Tech. Pap. Ser. — 1983 № 831 217.
  13. Hamrin D.A. and Heywood J.B. Modelling of engine-out Hydrocarbon Emissions for Prototype Production Engines. SAE tech. pap. 950 984, 1995.
  14. Jehad A.A. Yaminl, H.N. Gupta, and Bansal B.B. The effect of combustion duration on the performance and emission characteristics of propane fueled 4-stroke S.I. engines. SAE Paper, 1 232 708, 2003.
  15. Jones P., et al, «Full Cycle Computational Fluid Dynamics Calculations in a Motored Four Valve Pent Roof Combustion Chamber and Comparison with Experiment», SAE, SP 1101, № 950 286, 131−146, 2001
  16. Jurgen Forster, Achim Gunter, Marcus Ketterer, Klaus Jurgen. Ion Current Sensing for
  17. Spark Ignition Engines. SAE Paper 1999−01−0204.
  18. KemmIer R., Waltner A., Schon C. and Godwin S. Current Status and Prospects for Gasoline Engine Emission Control Technology Paving the Way for Minimal Emissions. SAE Tech. Pap. 2000−01−0856.
  19. Khalighi В., et al, «Computation and Measurement of Flow and Combustion in a Four-Valve Engine with Intake Variations», SAE, SP 1101, № 950 287, стр. 147−179, 2001.
  20. Kuwahara K., Ueda K., Ando H., Mixing Control Strategy Engine Performance Improvement in a Gasoline Dir. Injection Engine. SAE 980 158
  21. L. Eriksson, L. Nielsen and M. Glavenius. Closed Loop Cycle Ignition Control by Ion Current Interpretation. SAE Paper 970 854, 1997.
  22. Lavoie G., Blumberg P. A fundamental model for predicting fuel consumption NOx and HC emission of the conventional S.I. engine. Comb. Sci. and Tech., Vol. 21, 1980
  23. Matsumoto Т., Watanabe N., Sugiura H., Ishikawa T. Development of fuel-cell hybrid vehicle / (1) SAE Tech. Paper 2002−01−0096.
  24. Nicolae Apostolescu and Radu Chiriac. A Study of Combustion of Hydrogen-Enriched Gasoline in a Spark Ignition Engine. SAE 960 603.
  25. Nlootat G., et al, «A Model for Converting SI Engine Flame Arrival Signals into Flame Contours», SAE, SP 1099, № 950 109, cip. 99−110, 1999
  26. Nutt В., Dowd J., Holmes J. The Cost of Making Methanol Available to a National Market. SAE Paper 872 063.
  27. Sebastien E. Gay-Desharnais, Jean-Yves Routex, Mark Holtzapple, Mehrdad Ehsani. Investigation of hydrogen carriers for fuel-cell based transportation. SAE Tech. Paper 200 201−0097.
  28. Spicher U. Optical Fibre Technique as a Tool to Improve Combustion Efficiency SAE paper, 902 138, 1990.
  29. Swabowski, S.J., S. Hasekmy, et al," Ford Hydrogen Engine Powered P 2000 Vehicle", Society of Automotive Engineers, 2002−01−2043.
  30. M., Selle S., Riedel U., «Warnatz and Maas numerical simulation of spark ignition including ionization» SAE paper, 1 302 138, 2000.
  31. Thorsten Pfeffer, Peter Biihler, David E. Влияние коэффициента завихрения при впуске на общую работу сгорания и скорость распространения пламени на примере исследования высокоскоростного двигателя Формулы 1. SAE Paper 2002−01−02.
  32. Timothy Т. Maxwell, Jesse С. Jones: Alternative Fuels. Society of Automotive Engineers, USA 1995.
  33. Timothy V. Johnson Gasoline Vehicle Emissions SAE 1999 In Review SAE Tech Pap 2000−01−0855.
  34. Wilson T.S., Bryanston-Cross P.J., Chana K.S., Dunkley P., Jones T.V., Hannah P. High Bandwidth Heat Transfer and Optical Measurements in an Instrumented Spark Ignition Internal Combustion Engine. SAE 2002−01−0747.
  35. Witze P.O., Martin J.K., Borgnakke C. Measurement and prediction of the precombustion fluid motion and combustion pates in a spark ignition engine. -SAE Techn. Pap. Ser.-№ 831 697, 1983
  36. Yutaka Ohashi, Mitsuru Koiwa, Koichi Okamura and Atsushi Ueda. The Application of Ionic Current Detection System for the Combustion Control. SAE Paper 1999−01−0550.
  37. Автомобильные двигатели. ДВС / Лурье В. А., Мангушев В. А., Маркова И. В., Черняк Б .Я. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1985, т.4
  38. Ю.П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия, 1968.
  39. Г. С. Ионизация пламенных газов в условиях бомбы и двигателя. Дис. ИХФ АН СССР, 1952.
  40. О.А., Гордеев В. Н., Коломиец П. В., Тофан П. П. Определение средней турбулентной скорости сгорания в цилиндре ДВС. // Материалы ВНТК «Технический ВУЗ наука, образование и производство в регионе» ч.2 — Тольятти, 2001.
  41. С.И., Ивашин П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Электропроводность пламени и скорость сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе с искровым зажиганием // ж-л. Автотракторное оборудование № 3. М:2004 — С.42−44.
  42. Ю., Маас У., Диббл Р., Горение, физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. М., Фмзматлит
  43. И.Л., Мищенко А. И., Талда А. И. Снижение токсичности ОГ бензинового двигателя применением добавок водорода. // Тезисы докладов на ВНПК «Защита Воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами ТС» Харьков, 1977.
  44. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя Москва-Свердловск, Машгиз, 1962.
  45. И.И. Теория двигателей внутреннего сгорания // Конспект лекций. Челябинск, 1974
  46. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: Справ, изд./ Д. Ю. Гамбург, В. П. Семенов, Н. Ф. Дубовкин, J1.H. Смирнова- Под ред. Д. Ю. Гамбурга, Н. Ф. Дубовкина. М.: Химия, 1989.
  47. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1972.
  48. Д.Н., Иващенко Н. А., Ивин В. И. и др. ДВС: Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983.
  49. А.Г., Вольфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура. М.: Металлургиздат, 1959.
  50. Д. Химия горения М.: Химия, 1989.
  51. К.И. Рабочий процесс и сгорания в двигателе с искровым зажиганием. М.: Машиностроение, 1949.
  52. В.В. Организация рабочего процесса ДВС с внешним смесеобразованием и локальной подачей микродобавок водорода в область межэлектродного зазора свечи зажигания //Диссертация канд. техн. наук, ВолгПИ Волгоград, 1992.
  53. Е.С., Федоров П. Г. Влияние физико-химических факторов на скорость распространения пламени // В кн.: Исследование процессов горения М.: АН СССР, 1958, с. 44−55
  54. С.А., Пелевин B.C. Влияние давления на скорость распространения пламени в ламинарном потоке. // В кн.: Исследование процессов горения. М.: АН СССР, 1958, с. 57−67
  55. ГОСТ 148 446 91 Двигатели. Методы стендовых испытаний
  56. ГОСТ 8.207 76 «Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения», в кн. Основополагающие стандарты в области метрологии. — М.: Изд-во Стандартов, 1986.
  57. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей. / А. С. Орлин, Д. Н. Вырубов, В. И. Ивин и др. М.: Машиностроение, 1983, изд. 4.
  58. А.В., Шатров Е. В. Топливная экономичность бензиновых ДВС. М.: Машиностроение, 1985.
  59. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктам их сгорания. М.: Госэнергоиздат, 1962.
  60. О.И., Лукачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. -М.: Транспорт, 1985.
  61. Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. М.: Транспорт, 1977
  62. Е.А. Рабочий процесс ДВС с искровым зажиганием и локальными добавками углеводородных газов в область межэлектродного зазора. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолгПИ, Волгоград, 1998.
  63. И.Л. Методы исследования и пути совершенствования процессов газообмена и сгорания в бензиновых двигателях. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолгПИ, Волгоград, 1986
  64. В.А., Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981.
  65. Я.Б. Теория горения и детонации в газах. М., Изд-во АН СССР, 1947
  66. Я.Б., Баренблатт Г. И., Либрович В. Б., Махвиладзе Г. М., Математическая теория горения и взрыва. М., Наука, 1980.
  67. Я.Б., Полярный А. И., Расчет тепловых процессов при высоких температурах. М., Изд. Бюро новой техники, 1947.
  68. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменский Д.А., Окисление азота при горении АН СССР, 1947.
  69. Г. Н., Захаров Е. А., Шумский С. Н. Эксперименальное исследование влияния локальных подач пропана на развитие начального очага горения / ВолГТУ. Волгоград, 1998. — 15 с. — Деп. в ВИНИТИ 11.03.98, № 717 — В98.
  70. П.В. Зависимость концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах бензиновых ДВС от скорости распространения пламени и ионного тока. // Автореферат диссертации к.т.н., ТГУ. Тольятти, 2004.
  71. П.В., Коломиец П. В., Шайкин А. П., Строганов В. И. Электропроводность пламени, средняя скорость сгорания и концентрация несгоревших углеводородов в ОГ бензиновых двигателей / Автотракторное электрооборудование № 1−2. 2004, с. 38−39.
  72. П.В., Коломиец П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Добавки водорода и оксиды азота на бедных смесях // Труды МНТК «Прогресс транспортных средств и систем 2005», 16−18 сентября, 2005 г. ВолгГТУ-Волгоград, 2005.-С 336−338
  73. П.В., Коломиец П. В., Смоленский В. В., Шайкин А. П. Контроль и регулирование процесса сгорания по ионному току в заключительной фазе сгорания // Известия Самарского научного центра РАН специальный выпуск ELPIT-2005 том 1. -Самара, 2005 С. 299−305
  74. П.В., Прокопович Т. А., Шайкин А. П., Строганов В. И. Электропроводность пламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе / Наука производству № 4, 2004, с. 5−7.
  75. П.В., Семченок В. В., Шайкин А. П., Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием, Инженер Технолог Рабочий № 3, 2001, с.22−23.
  76. Н.В., Кошкин В. К., Процесс сгорания в двигателях, Под Общ. ред. Н. В. Иноземцева, М., изд-во 1 -я тип. Машгиза в Лгр., 1949
  77. Н.Н. Ионизация в ламинарных пламенах, в кн. «Стабилизация пламени и развитие процесса сгорания в турбулентном потоке» под ред. Горбунова Г. Н., -Оборонгиз, 1961.
  78. А.С. Основы сжигания газового топлива: Справ. Пособие. Л.: Недра, 1987.
  79. В.Ф., Ефремов С. А. Способ управления двигателем, работающим на обедненных ТВС / Автомобильная промышленность № 3−4, 1995.
  80. И.Л. Повышение энергоэкологических показателей автотракторных дизелей / Двигателестроение № 12, 1987.
  81. Г. И., Дубинин В. В., Химия газофазного горения. М., Химия, 1987.
  82. В.Р., Сабельников В. А. Турбулентность и горение. М. Наука, 1986.
  83. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие. Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2000.
  84. С. Горение. -М., Химия, 1979.
  85. Н.В. Физико-химические основы горения топлива. М.: Наука, 1971.
  86. М.О., Регулирование процесса горения в двигателях с искровым зажиганием.-М., Наука, 1972.
  87. В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. М.: МАДИ (ТУ), 2000.
  88. ., Эльбе Г., Горение, пламя и детонация в газах. / Пер. с англ. Под ред. К. И. Щелкина и А. А. Борисова, 2-изд., М., МИР, 1968.
  89. Ф.В. Магнитострикционный метод и приборы для измерения давлений. / Труды ЦАГИ выпуск № 445, 1939.
  90. В.М., Основные характеристики горения. М., Химия, 1977
  91. Математическая обработка и оформление результатов эксперимента (в лабораториях общего физического практикума). / Л. Г. Деденко, В.Л. Керженцев- Под ред. Проф. А. Н. Матвеева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
  92. В.А. О нормальной скорости воспламенения гремучих газовых смесей. / Собр.соч. Т.1, М., 1930, стр 87−161.
  93. А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. Киев, Наукова думка, 1984.
  94. К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион-Автодата, 2001.
  95. К. Разработка новой системы впуска для четырёх клапанного двигателя, работающего на бедных смесях. / SAE, SP 1097, № 95 050, стр. 25−43, 1997
  96. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. Пер. с англ./ Ред. Н. А. Чигир. М.: Машиностроение, 1981.
  97. Одноцилиндровая универсальная установка УИТ-85 для определения октановых чисел топлив./ Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
  98. Основы горения углеводородных топлив. / Пер. с англ. Под ред. JI.H. Хитрина и В. А. Попова.-М.: ИЛ, 1960.
  99. Д.А. Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливно-воздушную смесь // Автореферат диссертации к.т.н., ТГУ. Тольятти, 2005.
  100. P.M., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. М., Машиностроение, 1972.
  101. P.M., Элементы САПР ДВС. Л., Машиностроение, 1990.
  102. Г. П. Электроника в системах топлива автомобильных двигателей. -М.: Машиностроение, 1990.
  103. К.В. Влияние статистических характеристик пробивного напряжения на развитие начального очага горения топливовоздушных смесей. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолГТУ. Волгоград, 2002.
  104. P.P. Улучшение показателей двигателей с искровым зажиганием путем интенсификации сгорания бедных смесей. // Автореферат диссертации к.т.н., ВолГТУ. Волгоград, 1999.
  105. М.М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н. Водород и токсичность ДВС. // Международный научный семинар «Водородные технологии 21 века» С Петербург, 1997.
  106. Е.С., Соколик А. С. Исследование турбулентности в цилиндре поршневого двигателя. / Известия АН СССР, 1958.
  107. Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М., изд АН СССР, 1958.
  108. В.В., Дягилева Н. М. Влияние физических параметров топливно-воздушной смеси в момент воспламенения на скорость распространения пламени в основной фазе сгорания // Материалы МНК «Ломоносов», 12−15 апреля 2006, МГУ. -М., 2006. -С.97−99
  109. А.С. Основы теории процесса нормального сгорания в двигателях с искровым зажиганием. М.: АН СССР, 1951.
  110. А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М.: АН СССР, 1960.
  111. Е.М., Дьячков Б. Г. Ионизация в пламени и электрическое поле. М.: Металлургия, 1968.
  112. А.Ю. Стохастическая модель развития начального очага горения в ДВС с искровым зажиганием // Автореферат, ВолгГТУ Волгоград, 1998
  113. Ю.А. Исследование особенностей работы ДВС с искровым зажиганием при добавке водорода в топливовоздушную смесь. // Автореферат диссертации к.т.н. Волгоград, 1981.
  114. P.M., Вестенберг А. А. Структура пламени. М., Металлургия, 1969.
  115. Н. Разработка низкотоксичной, высокоэффективной камеры сгораниядля высокомощного четырехклапанного двигателя. SAE, SP 1098, № 95 068,1998. -стр.347−365.
  116. В.И., Лавров Б. Е. Водородный двигатель. Алма-Ата, Наука КазССР, 1981.
  117. Хайк Надим. Возможность использования ионизационных датчиков в системах управления рабочим процессом ДВС. // Автореферат диссертации к.т.н. Волгоград, 1991.
  118. А.П., Афанасьев А. Н., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Муниципальный транспорт: уменьшение токсичности ОГ и экономичности ДВС. // ВНТК Наука, техника, образование. Тольятти, 2001. — с.128−131.
  119. А.П., Ахремочкин О. А., Гордеев В. Н., Ивашин П. В. Управление коэффициентом избытка воздуха ДВС с помощью тока ионизации. // МНПК Современные тенденции развития автомобилестроения в России, Тольятти, 2003, с.156−157.
  120. А.П., Ивашин П. В., Будаев С. И. О возможных причинах снижения концентрации несгоревших углеводородов при добавке водорода в ТВС ДВС. // МНПК Прогресс транспортных средств и систем, Волгоград, 2002, с. 136−140.
  121. А.П., Ивашин П. В., Семченок В. В. Механизм снижения несгоревших углеводородов и повышение эффективности работы при добавке водорода в топлив-но-воздушную смесь ДВС. / Наука производству, № 9, 2001.
  122. А.П., Ивашин П. В., Семченок В. В. Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием. // ж-л Инженер, технолог, рабочий, № 3,-2001, с.22−24.
  123. А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Коломиец П. В. Электропроводность пламени, средняя скорость сгорания и концентрация несгоревших углеводородов в ОГ бензиновых двигателей. / Автотракторное оборудование. № 1−2, М., с.38−39.
  124. А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Прокопович Т. А. Ионный ток впламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе. // ВНТК Современные тенденции развития автомобилестроения в России, Тольятти, 2004, с. 175−178.
  125. А.П., Ивашин П. В., Строганов В. И., Прокопович Т. А. Электропроводность пламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе. / Наука производству, № 4, М., 2004, с.5−6.
  126. А.П., Карпусенко В. В., Русаков М. М., Влияние начальных параметров топливной смеси на токсичность ОГ ДВС. М., Химическая физика, т. 10, № 6, 1991.
  127. А.П., Русаков М. М., Бортников JI.H., Афанасьев А. Н. Водород и ДВС. // МНПК Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения, — Челябинск, 2003, с.62−63.
  128. А.П., Русаков М. М., Бортников J1.H. Водород и автомобиль сегодня. // МНТК Автомобиль и техносфера, Казань, 1999, с.33−34.
  129. А.П., Русаков М. М., Бортников J1.H., Пелипенко В. Н. ДВС с добавкой водорода в топливно-воздушную смесь для городского автомобиля. // НТК Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники.- Москва, 2002.
  130. А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Добавка водорода в топливно-воздушную смесь ДВС и токсичность отработавших газов. // Межвузовский сборник научных трудов Тольятти, 1998, с.487−489.
  131. А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Системы снижения токсичности отработавших газов ДВС. // НПЯ Наукоемкие природоохранные технологии. Тольятти, 1994.
  132. А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Токсичность отработавших газов ДВС при добавке водорода. // МНПК Проблемы развития автомобилестроения в России Тольятти, 1997.
  133. А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Токсичность отработавших газов ДВС при добавке водорода. // XI Симпозиум по горению и взрыву Черноголовка, 1996.
  134. А.П., Русаков М. М., Бортников Л. Н., Пелипенко В. Н., Природоохранные проблемы автомобильных ДВС и Тепловых установок. // Юбилейная НТК Тольятти, 1997, с. 46−47.
  135. А.П., Русаков М. М., Гордеев В. Н., Павлов Д. А. Исследования возможности дожигания токсичных составляющих в отработавших газах. // МНПК Прогресстранспортных средств и систем Волгоград, 2002, с.141−144.
  136. А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н. Городской автобус: уменьшение токсичности ОГ и экологичность ДВС. // Наука, техника, образование Тольятти, 2000, с.335−338.
  137. А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н. Добавки водорода в ДВС. Токсичность, экономичность. // ВНТК Перспективы развития автомобильного транспорта -Тольятти, 2000, с.63−66.
  138. А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А. Возможности снижения токсичности отработанных газов городских автобусов. // НПК Безопасность транспортных систем Самара, 2002.
  139. А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А., Добавки в бен-зовоздушную смесь, пределы воспламенения, токсичность ДВС. // Симпозиум по горению и взрыву Черноголовка, 2000, с. 178−180.
  140. А.П., Русаков М. М., Пелипенко В. Н., Ахремочкин О. А., Пределы стабильного горения бензовоздушных смесей с добавками в ДВС. / Вестник Самарского аэрокосмического университета Самара, 1999, с. 144−148.
  141. А.П., Строганов В. И., Гурьянов Д. И. Двигатель внутреннего сгорания в составе гибридной силовой установки. // Объединенный научный журнал, № 7, М., 2003, с.56−59.
  142. А.П., Шайкина Н. А., Ивашин П. В., и др., Взаимосвязь ионного тока, средней скорости распространения пламени в заключительной фазе сгорания и не-сгоревших СН. // Наука производству, № 8 М., 2004, с.5−6.
  143. Е.В. Альтернативные топлива для двигателей / Автомобильная промышленность М.:1982, № 2.
  144. К.И., Трошин Я. К. Газодинамика горения. АН СССР, 1963.
  145. Е.С. Физика горения газов. М.: Наука, 1965.
  146. Электрические измерения: Учеб. пособие для ВУЗов / В. Н. Малиновский, P.M. Демидова-Панферова, Ю. Н. Евланов и др., под ред. В. Н. Малиновского. М.: Энергоатомиздат, 1985.
Заполнить форму текущей работой