Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, народная педагогика придавала большое значение проблеме положения женщины в горском обществе, которое было весьма неоднозначно. С одной стороны, женщину боготворили, видя в ней хранительницу очага, а с другой — она была полностью зависима от мужской воли — отца, мужа, затем сыновей. Это нашло своё отражение и в народном фольклоре. Так, в кавказских пословицах и поговорках прослеживается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО АКТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ ДЛЯ ИХ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и просвещения народов Северного Кавказа
    • 1. 2. Истоки просвещения и разработки письменности для горских народов Северного Кавказа. Роль православного христианства в развитии школ на Кавказе
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОРЯНКИ В НАРОДНОЙ И ПРОГРЕССИВНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА XIX — НАЧАЛА XX ВВ
    • 2. 1. Народная педагогика Северного Кавказа о двойственном положении женщины-горянки в семье и обществе
    • 2. 2. Оценки русских ученых-кавказоведов и просветителей-педагогов горских народов положения женщины-горянки в семье и обществе
  • Выводы
  • ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКИХ ШКОЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  • ЗЛ. Вопросы организации и постановка обучения во Владикавказской девичьей школе А. Колиева и ее преобразование в женскую гимназию
    • 3. 2. Женские школы в системе православного ведомства Кавказа
    • 3. 3. Постановка обучения и методы работы в женских учебных заведениях Северного Кавказа
    • 3. 4. О взаимодействии семьи, женских школ и общественности по воспитанию горянок
  • Выводы

Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Поиск новых путей социально-политического и духовно-нравственного развития общества обострил интерес к проблемам обучения и воспитания как к одному из социальных и культурных явлений. Воспитание и образование личности есть необходимый постоянный элемент общества и фактор социального развития, потому вопросы, посвященные воспитательно-образовательному процессу, были и продолжают оставаться актуальными в наше время. Становится все более очевидным, что современная школа призвана творчески изучать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накопленный на протяжении тысячелетий, и сделать его достоянием подрастающих поколений. В основе этого опыта лежит народная педагогика, к которой в настоящее время обращаются во всех странах, имеющих многовековую историю.

Изучение опыта прошлого необходимо для совершенствования всей нашей воспитательной системы, так как прошлое, настоящее и будущее находятся в неразрывном единстве. Не зная прошлого, невозможно познать настоящее и предвидеть будущее. Вместе с тем, опираясь на прошлое, можно определить наиболее актуальные задачи современной практики обучения и воспитания подрастающей смены. Такой методологический подход поможет определить и наиболее актуальные проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, подлежащие изучению, показать взаимосвязь школы и научной педагогической мысли народов Северного Кавказа с современной практикой обучения.

Для решения этих задач представляется важным по-новому осмыслить историко-педагогические, историко-этнографические, лингвистические и фольклорные произведения как дореволюционных, так и современных авторов о проблемах воспитания и обучения.

Важная роль в сборе этих материалов, произведений о кавказских горцах и их жизни принадлежит представителям дореволюционной передовой русской науки, известным ученым-кавказоведам М. Ковалевскому, К. Коху, Ф. Леонтовичу, В. Миллеру, JI. Модзалев-скому, Я. Неверову, Д. Семенову, А. Шегрену, П. Услару и др.

Значительный интерес для темы диссертации представляют материалы путешествий русского академика В. Б. Пфафа по ущельям Северной Осетии, этнографические очерки о черкесах Н. О. Карлго-фа и Г. Ф. Чурсина, записки о ингушах Г. Вертепова, заметки о малых народностях Кавказа Л. И. Лаврова и т. д.

Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских ученых, в конце XIX — начале XX вв. изучались Е. С. Барановым, А. М. Дирром, А. Н. Дьячковым-Тарасовым, С. А. Егиазаровым, Л. В. Малининым, А. А. Миллером, В. М. Сысоевым, Н. С. Щукиным и мн. др.

Во второй, половине XIX — начале XX вв. вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее просвещенной части кавказского общества. Ряд ценных сведений о воспитании и образовании (в том числе и женском) содержат статьи М. Абаева, Г. Алкадари, Т. Блаева, С. Габие-ва, Б. Гатиева, К. Гарданова, Г. Дзасохова, А. Долгиева, И. Кануко-ва, И. Кармова, П. Кешокова, И. Магомаева, А. Мутушева, М. Хаджиева, К. Хетагурова, А. Шарипова и др.

Материал по женскому воспитанию и образованию северокавказских народов содержат опубликованные в послевоенные годы XX в. монографии В. И. Абаева, М. О. Косвена, А .X. Магометова, Я. С. Смирновой, М. Д. Сикорского, Л. А. Чибирова и др. В изучение данной проблемы определенный вклад внесли также Л. Габоева, Э. Кар-гиев, В. Магометова, М. Тотоев и др., выступившие в начале 90-х годов XX в. на страницах газет и журналов с публикациями о возникновении и развитии женского школьного дела на Северном Кавказе.

Вопросы женского воспитания и образования частично нашли отражение в работах и современных авторов: Т. 3. Бесаевой, 3. С. Бузоевой, В. К. Гарданова, X. В. Дзуцева, 3. М. Кайтуковой, Б. А. Калоева, А. Н. Мусукаева, М. А. Меретукова, А. Скачкова, А. Ю. Слановой, 3. Б. Цаллаговой, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова и др., однако данные авторы не ставили целью своего исследования всестороннее раскрытие генезиса женского образования, их статьи и очерки носили, в основном, обзорный исторический характер. Поэтому, несмотря на обилие научных изысканий, посвященных проблеме женского воспитания и образования, до настоящего времени нет ни одного исследования, которое полностью бы раскрывало специфику поднимаемой проблемы. Этим и обусловлен выбор темы диссертационной работы «Развитие женского образования и воспитания у народов Северного Кавказа в XIX — начале XX вв.».

Проблемой исследования является выявление генезиса теории и практики воспитания и образования горянки. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: прогрессивная педагогическая мысль и школа народов Северного Кавказа (XIX — начала XX вв.).

Предмет исследования: вопросы теории и практики женского воспитания и образования у народов Северного Кавказа.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях подготовки педагогических кадров региональной системой образования необходимо изучать и использовать богатейший опыт организации женского воспитания у народов Северного Кавказа, формы д методы подготовки кадров в женских образовательных учреждениях, ориентации на их работу с различными категориями учащейся молодежи.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были выделены следующие задачи:

— показать прогрессивные последствия исторического акта присоединения народов Северного Кавказа к России для их духовного развитияпроанализировать роль и практическую деятельность миссионерских организаций, видных просветителей и ученых-кавказоведов в решении вопросов женского воспитания и обучения;

— определить основные этапы генезиса теории и практики женского образования на Северном Кавказерассмотреть идеи народной и прогрессивно-демократической педагогики Северного Кавказа XIX — начала XX вв. о двойственном положении женщины-горянки в обществе, проблемах ее воспитания и образования.

Методологическую основу исследования составляют фило-софско-антропологические и педагогические идеи о человеке и его воспитании, философские положения о социально-исторической обусловленности характера деятельности образовательных учреждений и педагогической мысли народов, о необходимости творческого и бережного отношения к духовному наследию прошлого.

В процессе работы над диссертацией нами использованы следующие научно-педагогические методы исследования: изучение архивных источниковтеоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных произведенийизучение и анализ трудов дореволюционных российских ученых и горских просветителей по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Источниковую базу исследования составили архивные материалы, извлеченные автором из Центрального государственного архива РСО-А, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республикиучебники, учебные программы северокавказской школы дореволюционного периодатруды по истории, этнографии, этнопсихологии, народной и этнической педагогикеустное народное творчество и художественная литературапубликации дореволюционных и современных авторов, материалы периодической печати.

Наиболее существенными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:

— выявлена и проанализирована одна из важных проблем исто-рико-педагогического регионоведения — генезис теории и практики женского воспитания и образования у горских народов;

— проанализированы и обобщены педагогические воззрения русских ученых-кавказоведов и горских просветителей, а также их практическая деятельность в решении проблем женского воспитания и образования;

— раскрыты основные этапы становления и развития женских школ на Северном Кавказе;

— дан анализ взаимодействия школ, семьи и передовой общественности в вопросах воспитания и обучения женщин-горянок.

Теоретическая значимость исследования в том, что в нем определена роль Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Северном Кавказе и их видных деятелей в создании условий для появления первых женских школ и развития других женских учебных заведений в этом регионераскрыты вопросы двойственного положения женщины-горянки в семье и обществепоказаны значение борьбы российских и горских просветителей за эмансипацию и равноправие женщины-горянки с мужчиной и их роль в подготовке условий для вовлечения горянок в женские школы и воспитания их в духе общечеловеческой гуманности, уважения общечеловеческих ценностей и развития их самостоятельностипредставлена общая характеристика возникновения первых очагов женского образования, развития сети женских училищ, прогимназий и гимназий на Северном Кавказе, что имело важное значение для духовного развития горских народов в целомпроанализированы новые и малоизвестные материалы, что способствовало более объективной оценке деятельности по воспитанию и обучению женщин на Северном Кавказе в рассматриваемый период.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, а также при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. Использование результатов исследования будет способствовать расширению научных представлений студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли горских народов, о специфике воспитания и образования горянок.

Достоверность научных результатов обеспечена соответствием методов и поставленных задач исследования, широкой источни-ковой базой, дающей реальную возможность вскрыть закономерный характер процессов воспитания и обучения горянок, зарождения, становления и развития женских школ в северокавказском крае.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, о воспитании подрастающего поколения в духе гуманности и уважения общечеловеческих ценностей, должно заботиться и о системе образования, особенно о женском воспитании и обучении;

2. Основные категории воспитания и образования женщин-горянок необходимо рассматривать в контексте политических и социально-экономических условий, исторически сложившихся на Северном Кавказе в XIX в.

3. Зарождение очагов просвещения и развитие женских школ на Кавказе связано с присоединением народов Северного Кавказа к России, в результате чего произошло их приобщение к передовой русской культуре. Этот исторический акт стал определяющим в появлении первых образованных женщин в этом регионе.

4. Центральными вопросами северокавказской народной педагогики, отображавшей непростую жизнь горянки и ее двойственное положение в обществе, являлись формирование у девочек в процессе их воспитания духовно-нравственных и эстетических качеств, их подготовка к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства, выработке своеобразной культуры поведения, которая олицетворяла бы цель народной педагогики — воспитание идеальной во всех отношениях горянки.

5. Женские школы сыграли важную роль в развитии просвещения народов Северного Кавказа, из их стен, в особенности из стен Ольгинской женской школы в Осетии, вышло много учительниц, всецело посвятивших себя делу народного образования. Развитие женского образования определяющим образом меняло взгляд горцев на женщину-горянку, на ее роль в семье и обществе.

6. Педагогическая мысль народов Северного Кавказа способствовала развитию женских школ в этом регионе, вооружению горянок-педагогов прогрессивными методами и приемами воспитания детей и подготовки их к будущей жизни.

Организация и этапы исследования: Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап. 2001 — 2002 гг. — определение темы исследования, предварительное ознакомление с проблемой изученности состояния женского воспитания и образования на Северном Кавказе в контексте и национальной педагогической системыанализ историко-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической литературы и архивных материаловопределение основных направлений научного поиска.

2 этап. 2002 — 2003 гг. — сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования определение научного аппарата, методологии и методов исследования.

3 этап. 2003 — 2004 гг. — обработка и систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание учебного пособия для студентов и аспирантов.

Апробация результатов и внедрение их в практику. Результаты диссертационного исследования, обсуждались на заседании кафедры психологии и педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова и кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственного технологического университета) в 2002 — 2004 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в указанных вузах, на региональных и республиканских конференциях во Владикавказе (2002 — 2004 гг.), Нальчике (2004 г.), Пятигорске (2004 г.). Они внедрены в учебный процесс в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова при чтении лекционного курса «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа».

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Выводы.

Первыми провозвестниками женского образования в Северокавказском регионе стали частные школы А. Зурабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С. Петровой в Дешлагаре. Но эти учебные заведения имели недолгую жизнь и закрывались по разным причинам, не оставив заметного следа в образовании горянки. Поэтому зачинателем женского образования на Северном Кавказе является Алексей (Аксо) Виссарионович Колиев (1823 — 1866 гг.), протоиерей и видный осетинский просветитель, открывший в 1862 г. во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для осетинских девочек. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, прожила до 1917 г., а в 1918 г. стала пединститутом. С ее деятельностью связаны имена многих представителей осетинской интеллигенции, как Г. Дзасохов, С. Кокиев, X. Уруймагов, К. Хетагуров, Г. Цаголов, Г. и Д. Шанаевы и др.

В 60-е годы также были сделаны попытки открыть женские школы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. На базе последней в 1875 году открывается четырехклассная, а с 1880 г. — пятиклассная прогимназия. В 1860 г. в Нальчике была открыта бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по инициативе А. О. Смирновой была открыта первая и единственная в Ставропольском крае женская школа, которая существовала исключительно на благотворительные средства. В 1897 г. она была преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения.

Но для вновь открывающихся женских школ нужны были квалифицированные кадры учителей. Помимо Ольгинской школы в Осетии выпуском педагогических кадров занималось и Владикавказское духовное училище, открытое в сентябре 1836 года. Из стен этого миссионерского заведения вышли известные просветители А. Коли-ев, М. Сухиев, В. Цораев и др.

Крупным поставщиком учительских кадров на Северном Кавказе стала Ставропольская гимназия, в которой в марте 1851 г. её директором Я. М. Неверовым были организованы специальные педагогические классы.

В 1871 г. семинарии на Кавказе открылась Кубанская учительская семинария. Директор Д. Семенов провел в ней ряд нововведений: открыл специальное отделение (IV класс) двухклассное женское училище с педагогическими классами, которые по мере возрастания их контингента фактически превратились в женскую учительскую семинарию.

Женские учебные заведения открывались в основном в христианской части Северного Кавказа, в мусульманских же районах дело развития женского образования продвигалось крайне медленно. Из-за антирусской агитации мулл они существовали недолго. Примером тому служат Кабардинская учительская школа, открытая педагогом К. Атажукиным в 1866 г. и Карачаевское женское отделение при Уч-куланском двухклассном училище, открытое в 1904 г. учителем М. Карабашем.

Несмотря на то что школам духовного ведомства удалось наладить дело женского образования, постановка учебного процесса в них оставляла желать лучшего. Поэтому просветители-педагоги (М.Абаев, Г. Дзасохов, Л. Модзалевский, Я. Неверов, Д. Семенов,.

Х.Уруймагов, Н. Цагов, и др.)? анализируя учебно-воспитательный процесс, делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием. Они стремились по мере сил, благодаря своим публикациям улучшить обучение и воспитание и ратовали за то, чтобы школа готовила не покорных слуг для представителей имущественного класса, а людей инициативных, творчески развитых работников для народного хозяйства, полезных и нужных для общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что зарождение школьного образования стало возможным лишь после присоединения Северного Кавказа к России в середине XVIII в. Но влияние Российской империи на горцев началось задолго до этого добровольного акта и шло различными направлениями.

Первыми сеятелями книжных знаний среди горских народов были русские и византийские священники, разными путями попавшими на Северный Кавказ. Они обучали детей местных национальностей русскому языку. В начале XVIII столетия такую работу проводили здесь ученые Российской академии и переводчики при военных гарнизонах на Кавказе. Таким образом, первая половина XVIII в. была временем зарождения первых очагов просвещения, началом развития школьного образования на Северном Кавказе, когда правительство создавало здесь аманатские группы и школы военных воспитанников при военных гарнизонах.

Вторая половина XVIII в. связана с просветительско-миссионерской деятельностью лиц русского происхождения, действовавших от имени русского правительства примерно с 40-х годов XVIII в. Одной из таких организаций на Северном Кавказе стала «Осетинская духовная комиссия», созданная правительством в городе Моздоке в 1745 г. в противовес усиливавшемуся здесь влиянию ислама, препятствовавшему присоединению горцев к России и зарождению среди них светского образования и русской культуры. В 1860 г. «Осетинская духовная комиссия» была преобразована в «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», также сыгравшее важную роль в развитии школы и грамотности на Кавказе. Эти организации открывали школы и способствовали созданию условий для возникновения горской письменности, которая разрабатывалась как российскими учеными (Н. Грациловский, Н. Муравьев, П. Услар, А. Шегрен, И. Чепиговский и др.), так и горскими просветителями (осетины — Г. Такаов, И. Ялгузидзе, дагестанцы — Казем-Бек, М. Хандиев, Э-М.Шапсугов, адыги — К. Атажукин, Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, черкес — У. Берсей и др.).

Создание алфавитов как самими горцами, так и представителями российской интеллигенции на Северном Кавказе дало толчок становлению школьного дела в регионе. Но их деятельность по созданию кавказской письменности ограничивалась целями просветительского курса царского правительства, что порою сковывало их действия. И, все же, несмотря на противоречивость российской школьной политики в области школьного строительства, усилиями российских ученых и горских просветителей создавалась система национального образования, которая в дальнейшем привела к открытию разных типов учебных заведений не только для мальчиков, но и для девочек, положение которых народной педагогикой и просветителями горских народов оценивалось неоднозначно.

Так, народная педагогика придавала большое значение проблеме положения женщины в горском обществе, которое было весьма неоднозначно. С одной стороны, женщину боготворили, видя в ней хранительницу очага, а с другой — она была полностью зависима от мужской воли — отца, мужа, затем сыновей. Это нашло своё отражение и в народном фольклоре. Так, в кавказских пословицах и поговорках прослеживается противоречивое отношение к женщине: «Насколько длинны волосы женщины, настолько она глупа» (инг.), «У женщины волос длинный, а ум короткий» (абадз.), «Ум женщины не настолько длинен, как длинны её волосы» (осет.) и т. д. Но одновременно те же пословицы и поговорки показывают значимость женщины, прославляют ее ум, красоту: «Дом без женщины сиротлив» (кар.), «Женщина — опора семьи» (адыг.), «Нет ничего на свете лучше хорошей жены» (даг.), «В доме, где нет хозяйки, баркада (изобилия) нет» (осет.) и т. д. Уважительное отношение к женщине нашло свое отражение в народных сказках об умных девушках-советчицах, о женщинах — прекрасных мастерицах, о любящих матерях, о верных подругах и сестрах. Идея почитания женщины красной нитью проходит через нартовский эпос всех без исключения северокавказских народов, который сохранил образцы глубоко почтительного отношения древних горцев к женщине. Защищая честь и достоинство женщины, нарты часто ставят на карту свою жизнь. Выдающиеся женщины нартов пользуются всеобщим уважением, им поклоняются, с ними советуются в критических ситуациях. Однако тот же фольклор запечатлел и много негативных моментов в жизни женщины: ее кабальное положение в доме отца, затем — мужа. Примером тому являются многочисленные женские песни-плачи о несбывшейся судьбе.

Двоякое отношение горцев к женщине показывали в своих произведениях и все побывавшие на Кавказе российские исследователи и путешественники. Так, А. Берже, К. Борисевич, И. Бларамберг, М. Ковалевский, Д. Лавров, Ф. Леонтович, П. Услар, А. Шегрен, Л. Штедер и др., опираясь на горские адаты, описывали неоднозначное положение горянки в семье и обществе.

Прежде всего, они отмечали высокий вес женщины в обществе, нераспространение на нее кровной мести. Какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Поэтому если авторитет мужчины не в состоянии был решить возникшего конфликта, то, как к крайней мере, прибегали к помощи женщины. В кровопролитной схватке родовой мести или драке женщина являлась единственной силой, способной приостановить разъяренных врагов.

Но просветители горских народов высвечивали и другую сторону жизни горянки. М. Ковалевский отмечал, что обычное право, как и шариат, предписывало, чтобы все члены семьи беспрекословно повиновались ее главеФ. Леонтович указывал, что власть мужа над женой поддерживалась его фактически односторонним правом разводаИ. Иванюков и М. Ковалевский писали, что при разводе по инициативе жены её родные должны были вернуть брачный выкупН. Харузин свидетельствовал, что в случае развода родителей дети и по адатам и по шариату принадлежали отцу.

Вместе с российскими учеными общественное бесправие женщин отмечали и горские просветители (К. Атажукин, А. Гассиев, Г. Дзасохов, Ш. Ногмов, К. Хетагуров и др.). Причину этого они находили в сохранившихся обычаях старины: похищении девушек, калыме, избегании. Они указывали на то, что бесправность женщины поддерживалась именно этими обычаями, из-за которых мужчина относился к ней как к существу более низкому. И такие принципы передавались из поколения в поколение и пагубно влияли на воспитание молодежи. Поэтому, последовательно освещая отрицательные аспекты указанных обычаев, просветители ратовали за их быстрейшее искоренение, заключающееся в становлении женского образования в крае.

Первыми провозвестниками женского образования в Северокавказском регионе стали частные школы А. Зурабовой-Кубатиевой в Урсдоне, И. Ревазовой в Алагире, С. Петровой в Дешлагаре. Но эти учебные заведения имели недолгую жизнь и закрывались по разным причинам, не оставив заметного следа в образовании горянки. Поэтому зачинателем женского образования на Северном Кавказе является Алексей (Аксо) Виссарионович Колиев (1823−1866 гг.), протоиерей и видный осетинский просветитель, открывший в 1862 г. во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для осетинских девочек. Школа эта со временем превратилась в предмет гордости осетинского народа, прожила до 1917 г., а в 1918 г. стала пединститутом. С ее деятельностью связаны имена многих представителей осетинской интеллигенции — Г. Дзасохова, С. Кокиева, X. Уруймагова, К. Хетагурова, Г. Цаголова, Г. и Д. Шанаевых, и др.

В 60-е годы также были сделаны попытки открыть женские школы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре. На базе последней в 1875 г. открывается четырехклассная, а с 1880 г. — пятиклассная прогимназия. В 1860 г. в Нальчике была открыта бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по инициативе А. О. Смирновой была открыта первая и единственная в Ставропольском крае женская школа, которая существовала исключительно на благотворительные средства. В 1897 г. она была преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения.

Но для вновь открывающихся женских школ нужны были квалифицированные кадры учителей. Помимо Ольгинской школы в Осетии выпуском педагогических кадров занималось и Владикавказское духовное училище, открытое в сентябре 1836 г. Из стен этого миссионерского заведения вышли известные просветители А. Колиев, М. Сухиев, В. Цораев и др.

Крупным поставщиком учительских кадров на Северном Кавказе стала Ставропольская гимназия, в которой в марте 1851 г. её директором Я. М. Неверовым были организованы специальные педагогические классы.

В 1871 г. на Кавказе открылась Кубанская учительская семинария (директор Д. Семенов). Он провел в семинарии ряд нововведений: открыл специальное отделение (IV класс) двухклассное женское училище с педагогическими классами, которые по мере возрастания их контингента фактически превратились в женскую учительскую семинарию.

Женские учебные заведения открывались в основном в христианской части Северного Кавказа, в мусульманских же районах дело развития женского образования продвигалось крайне медленно. Из-за антирусской агитации мулл они существовали недолго. Примером тому служит Кабардинская учительская школа, открытая педагогом К. Атажукиным в 1866 году и Карачаевское женское отделение при Учкуланском 2-хклассном училище, открытое в 1904 году учителем М. Карабашем.

Не смотря на то, что школам духовного ведомства удалось наладить дело женского образования, постановка учебного процесса в них оставляла желать лучшего. Поэтому просветители-педагоги (М.Абаев, Г. Дзасохов, Л. Модзалевский, Я. Неверов, Д. Семенов, Х. Уруймагов, Н. Цагов, и др.)? анализируя учебно-воспитательный процесс, делали акцент на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием. Они стремились по мере сил, благодаря своим публикациям улучшить обучение и воспитание и ратовали за то, чтобы школа готовила не покорных слуг для представителей имущественного класса, а людей инициативных, творчески развитых работников для народного хозяйства, полезных и нужных для общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1974. 314 е.
  2. Н.М., Бушей В. Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб., 1912. 215 с.
  3. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. XIII. Тифлис, 1904.
  4. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ, 1993. 235 с.
  5. А.К. Народные традиции, обычаи //Советская этнография, 1953, № 4. С. 222.
  6. Т. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. 215 с. k
  7. К. Избранные труды. Нальчик, 1969. 247 с.
  8. Г. Владикавказская осетинская женская школа им. её имп. величества княгини Ольги Федоровны //Казбек, 1899, № 556.
  9. Г. Из жизни горцев //Новое обозрение, 1897, № 4486.
  10. с. Абхазия в географическом, этнографическом отношениях. Сухуми, 1923. 323 с.
  11. В.К. Осетинский народный фольклор. М., 1956. 125 с.
  12. А. Ю. От века к веку: История образования в Северной Осетии. Под ред. А. В. Чеджемова. М., 2001, 420 с.
  13. В.Г. Статьи о классиках. М., 1970. 423 с.
  14. А. Выселение горцев с Кавказа// Русская старина, 1882.1. Ш № 1. С.165−166.17,18,19,20
Заполнить форму текущей работой