Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование многослойных подшипников скольжения при разработке турбокомпрессоров с пониженным уровнем вибраций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При оценке теплонапряженности многослойных подшипников важно максимально точно учитывать тепловыделение в смазочном слое. Этого невозможно добиться без расчета процессов трения в области кавитации и источниках смазки. Последний фактор имеет тем большее влияние, чем выше относительные скорости движения поверхностей трения, что имеет место для подшипниковых узлов роторов быстроходных турбомашин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Гидродинамические подшипники скольжения роторов турбомашин
      • 1. 1. 1. Конструкции и область применения многослойных подшипников скольжения с промежуточными элементами (ПЭ)
      • 1. 1. 2. Конструкции и область применения подшипников с пакетом плавающих втулок
    • 1. 2. Методы расчета динамики и смазки многослойных подшипников скольжения
    • 1. 3. Экспериментальные исследования подшипников скольжения
    • 1. 4. Задачи исследования
  • Глава вторая.
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВИБРАЦИЙ РОТОРА И ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОСЛОЙНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 2. 1. Предварительные замечания
    • 2. 2. Математическая модель динамики и смазки многослойных подшипников скольжения
      • 2. 2. 1. Уравнения движения подвижных элементов многослойного подшипника скольжения
      • 2. 2. 2. Особенности решения уравнения Рейнольдса для давлений в смазочных слоях и гидромеханические характеристики многослойных подшипников
      • 2. 2. 3. Гидродинамические процессы в окружных источниках смазки
      • 2. 2. 4. Потери на трение в смазочном слое
    • 2. 3. Методика моделирования многослойных подшипников скольжения применительно к разработке конструкций турбокомпрессоров с пониженным уровнем вибраций
    • 2. 4. Результаты тестовых расчетов
      • 2. 4. 1. Влияние метода расчета потерь на трение
      • 2. 4. 2. Влияние гидродинамических процессов в окружных источниках смазки на ГМХ многослойного подшипника скольжения
    • 2. 5. Выводы по второй главе
  • Глава третья.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ РОТОРА НА ПРИМЕРЕ ТУРБОКОМПРЕССОРА ТКР-8,5С
    • 3. 1. Предварительные замечания
    • 3. 2. Влияние массы втулок на гидромеханические характеристики подшипников
    • 3. 3. Выбор способа и источников подачи смазки
    • 3. 4. Влияние ширины подшипников на их гидромеханические характеристики
    • 3. 5. Разработанные конструкции подшипников ротора турбокомпрессора ТКР-8,
      • 3. 5. 1. Подшипники с плавающими вращающимися втулками
      • 3. 5. 2. Подшипники с плавающей невращающейся моновтулкой
      • 3. 5. 3. Подшипник с пакетом втулок
    • 3. 6. Сравнение расчетных гидромеханических характеристик подшипников ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С различных конструкций
      • 3. 6. 1. Амплитуды вибраций ротора
      • 3. 6. 2. Расчетные температуры, потери на трение в смазочных слоях
      • 3. 6. 3. Минимальная толщина смазочного слоя, относительные эксцентриситеты, давление в смазочных слоях
    • 3. 7. Параметрические исследования подшипников ротора турбокомпрессора
      • 3. 7. 1. Влияние радиальных зазоров на гидромеханические характеристики подшипников
      • 3. 7. 2. Влияние дисбаланса ротора, давления и температуры подачи смазки на гидромеханические характеристики подшипников
      • 3. 7. 3. Влияние ударных нагрузок на гидромеханические характеристики подшипников
    • 3. 8. Сравнение результатов расчетов с экспериментальными данными. Л21 3.8. Выводы по третьей главе
  • Глава. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА
    • 4. 1. Виды испытаний турбокомпрессоров. Испытательные стенды
    • 4. 2. Оборудование для экспериментальных исследований
      • 4. 2. 1. Лабораторная установка
      • 4. 2. 2. Аппаратура для измерения вибрации
      • 4. 2. 3. Калибровка измерительной системы
      • 4. 2. 4. Измерение вибрации корпуса турбокомпрессора на стенде
    • 4. 3. Результаты испытаний
    • 4. 4. Обработка вибросигналов
      • 4. 4. 1. Предварительная обработка вибросигнала
      • 4. 4. 2. Статистическая обработка сигнала
      • 4. 4. 3. Обработка результатов измерения вибрации опор турбокомпрессора
    • 4. 5. Сравнительный анализ турбокомпрессоров с различными конструкциями подшипниковых узлов
    • 4. 6. Сравнение расчетных и экспериментальных значений виброускорений

Моделирование многослойных подшипников скольжения при разработке турбокомпрессоров с пониженным уровнем вибраций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение надежности механизмов и машин является актуальной проблемой машиностроения и производства компрессорной техники в частности. В условиях промышленного производства основное внимание при повышении надежности турбокомпрессоров уделяется снижению вибраций ротора, оцениваемых по косвенному диагностическому параметру — уровню вибраций корпуса турбокомпрессора. Как показывает практика, наибольшая доля дефектов турбокомпрессоров, выбракованных при заводских приемо-сдаточных испытаниях, приходится на повышенный уровень вибраций. Одним из направлений снижения вибраций является совершенствование конструкций гидродинамических подшипников ротора, обеспечивающих демпфирование колебаний.

В энергетическом и транспортном машиностроении широкое распространение получили турбомашины с роторами на виброустойчивых подшипниках скольжения. В качестве таковых часто используются опоры гидродинамического трения с промежуточным элементом — плавающей вращающейся (ПВ) или плавающей невращающейся (ПН) втулкой.

Известны попытки создания конструкций подшипников, содержащих, три смазочных слоя, в которых третий смазочный слой выступает в качестве дополнительного демпфера. Подшипник представляет собой так называемый пакет плавающих втулок (ППВ).

Критерии, с помощью которых оценивают степень совершенства конструкции гидродинамических подшипников, формируются на основе анализа набора взаимосвязанных гидромеханических характеристик (ГМХ), определяющих теплонапряженность, износостойкость, усталостную долговечность трибо-сопряжения. К числу наиболее важных характеристик ГМХ относят: амплитуду вибраций цапф ротора, мгновенные значения минимальной толщины смазочного слоя и максимального гидродинамического давления, а также их экстремальные и средние величиныпотери мощности на трениерасходы смазки, вытекающей в торцы подшипника, эффективную (расчетную) температуру смазочного слоя. Для многослойных подшипников значения ГМХ рассчитываются как для каждого смазочного слоя, так и для подшипника в целом.

Моделирование многослойных подшипников скольжения для улучшения их ГМХ сводится к совместному решению трех взаимосвязанных подзадачрасчету динамики каждого подвижного элемента подшипника, определению полей гидродинамических давлений в смазочных слоях, анализу теплонапря-женности сопряжения, результаты которого непосредственно влияют на реологические свойства смазочного материала и поля гидродинамических давлений.

Нелинейный характер используемых моделей связан в первую очередь с определением гидродинамических реакций в каждом из слоев многослойного подшипника. Известно, что их величины зависят от конструктивных особенностей подшипника, которые помимо массогабаритных параметров определяются способами подачи смазки, наличием, расположением и размерами канавок и отверстий, выполненных на поверхностях трения, реологическими свойствами современных смазочных материалов. При включении в число исследуемых факторов конструктивных особенностей подшипников, влияющих на динамику опор, необходимо использовать максимально физически обоснованные модели и методы, основанные на численном решении обобщенного уравнения Рей-нольдса. Использование упрощённых методик определения полей гидродинамических давлений, базирующихся на теории «короткой» опоры или каких-либо приближенных аппроксимирующих зависимостях принципиально не позволяет получать результаты, пригодные для практического использования. Учету конструктивных особенностей опор с плавающими втулками в известных методах расчета их динамики уделяется недостаточно внимания.

При оценке теплонапряженности многослойных подшипников важно максимально точно учитывать тепловыделение в смазочном слое. Этого невозможно добиться без расчета процессов трения в области кавитации и источниках смазки. Последний фактор имеет тем большее влияние, чем выше относительные скорости движения поверхностей трения, что имеет место для подшипниковых узлов роторов быстроходных турбомашин. Оценка скоростей движения промежуточных элементов также существенно влияет на изменение градиента скоростей сдвига по толщине смазочного слоя и, следовательно, на величину тепловыделения как в несущих областях смазочных слоев, так и в областях кавитации.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных методам расчета гидродинамических подшипников с промежуточными элементами, методики продолжают совершенствоваться в направлении расширения количества учитываемых факторов, более точного описания физической сущности процессов в системе «шип-смазочный слой-подшипник», минимизации затрат на проведение расчетных исследований.

В связи с этим, актуальной является работа по совершенствованию методик расчета динамики и смазки подшипников с несколькими смазочными слоями, направленных на создание и реализации в серийном производстве новых конструкций виброустойчивых подшипников быстроходных турбокомпрессоров.

Работа выполнена в рамках Комплексной программы фундаментальных исследований УрО РАН на 1995;2005 гг. (раздел 2 — «Машиностроение», направление 2.4 — «Трибология в машиностроении») — Комплексной программы фундаментальных исследований проблем машиностроения, механики и процессов управления «Машиностроение и технология» УрО РАН на 2006—2008 гг.- при финансовой поддержке Министерства образования РФ (грант ТОО-6.1−1967) в 2002 ганалитической ведомственной целевой программы Министерства образования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 годы)» (код проекта РНП 2.1.2.2285) — в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009;2013 год» (код проекта П503) — при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: проект 04−01.

96 088 на 2004;2006 гг. и проект 07−08−554 на 2005;2009 ггхоздоговорных работ с ООО «ЧТЗ-Уралтрак» 2004 — 2005 гг.

Цель работы. Разработка математической модели и методики расчета многослойных подшипников скольжения, обеспечивающих снижение вибраций роторов турбокомпрессоров.

Научная новизна.

1. Разработана универсальная математическая модель динамики ротора и промежуточных элементов многослойных подшипников скольжения, учитывающая заданное количество смазочных слоев и влияние гидродинамических процессов в источниках смазки на движение плавающих втулок.

2. Уточнена модель теплового расчета многослойного подшипника путем использования диссипативной функции рассеивания энергии как в активной, так и в кавитационной областях смазочного слоя с учетом степени заполнения смазочным материалом его объема.

3. При расчете потерь на трение в многослойных подшипниках скольжения в математической модели впервые учтены ламинарный и турбулентный режимы течения в источниках смазки.

Достоверность полученных результатов обеспечивается корректной постановкой задач, строгостью используемого математического аппарата, обоснованностью принятых допущений, применением хорошо известных численных методовподтверждается качественным совпадением полученных теоретических результатов с результатами проведенных экспериментов, положительным опытом эксплуатационных испытаний опытной партии турбокомпрессоров ТКР-8,5С с разработанной конструкцией подшипника с пакетом плавающих втулок, и положительным опытом серийного производства одной из разработанных конструкций подшипников с ПВ втулками для турбокомпрессора ТКР-8,5С.

Практическая значимость. Разработана методика расчета многослойных подшипников ротора турбокомпрессора. Созданы и зарегистрированы в Реестре программ для ЭВМ программное обеспечение расчета динамики ротора «Устойчивость» (№ 2 002 611 823), комплекс программ анализа динамики и гидромеханических характеристик подшипников скольжения с промежуточными элементами с учетом жесткости корпуса «Жесткость» (№ 2 010 612 190), подана заявка № 2 010 615 640 на регистрацию в Реестре программ для ЭВМ программного обеспечения «Динамика многослойного подшипника».

Разработаны конструкции гидродинамических подшипников с двумя и тремя смазочными слоями, обеспечивающие существенное снижение вибраций ротора турбокомпрессора. Обоснованы рекомендации по применению этих подшипников для турбокомпрессора. Получен патент на полезную модель «Турбокомпрессор» № 2 006 118 254/22(19 858).

Реализация. Методика расчета и программное обеспечение внедрены и используются при проектировании подшипниковых узлов на предприятии ООО «ЧТЗ — УралТрак» г. Челябинск.

Подшипник ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С разработанной конструкции с ПВ втулками выпускается серийно. Его внедрение в производство позволило существенно снизить вибрации роторов турбокомпрессоров, повысить их надежность, отказаться от перехода на покупные турбокомпрессоры иностранного производства, сохранить объемы выпуска собственной продукции.

Разработан и испытан подшипник с пакетом плавающих втулок, обеспечивающий значительное снижение вибраций ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С. Предприятием ООО «ЧТЗ — УралТрак» изготовлена и передана в эксплуатацию опытная партия турбокомпрессоров с подшипниками такой конструкции.

Апробация работы. Содержание основных результатов работы докладывалось и обсуждалось на международной научно-технической конференции памяти академика Н. Д. Кузнецова (г. Самара, 2001), на XII международной научно-технической конференции по компрессорной технике (г. Казань, 2001), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» (г. Челябинск, 2003), на международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы трибологии» (г. Самара, 2007), на международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (г. Самара, 2009), а также на ежегодных научно-технических конференциях, проводимых в ЮУрГУ (2001;2009 гг.), на XV международном конгрессе двигателестроителей (2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 научных трудов, включая статей — 5, в том числе рекомендованных ВАК — 2, тезисов доклада -7, свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ — 1, заявок на официальную регистрацию программ для ЭВМ — 1, патенты — 1.

На защиту выносятся следующие основные результаты работы.

1. Модель многослойного гидродинамического подшипника с заданными количеством смазочных слоев и различными источниками смазки на поверхностях трения.

2. Методика расчета потерь на трение в источниках смазки многослойного подшипника, учитывающая режим течения смазочного материала и влияние результирующих моментов от гидродинамических сил в источниках смазки на скорость вращения промежуточных элементов.

3. Методика расчета потерь на трение в тонких смазочных слоях многослойного подшипника с учетом кавитационных процессов.

4. Результаты расчетов ГМХ подшипников с различными конструктивными параметрами для ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С, полученные с использованием разработанных моделей, методики и программного обеспечения.

5. Новые технические решения конструкции гидродинамического подшипника с двумя и тремя смазочными слоями, обеспечивающие снижение вибраций цапф ротора турбокомпрессора.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из Введения, 4 глав, Заключения и Приложения, изложена на 170 страницах машинописного текста, включая 43 иллюстраций, 14.

Выводы. Разработанные с использованием предлагаемых модели и методики расчета конструкции многослойных подшипников при проведенных экспериментальных исследованиях показали себя полностью работоспособными и характеризовались пониженным уровнем вибраций, что в дальнейшем было подтверждено многолетним серийным производством одной из конструкций.

При применении любой из трех рассмотренных разработанных конструкций подшипников ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С вибрации корпуса, регистрируемые при стендовых испытаниях, существенно снижаются относительно вибраций турбокомпрессоров с исходной конструкцией подшипников. Набольшее снижение наблюдалось при применении конструкции с пакетом втулок, менее значительное у конструкции с ПН моновтулкой, что полностью соответствует качественным выводам, полученным при теоретических исследованиях.

7* * л], аэ, м/с2 80 60 40 20.

1 V /.

7000 £У,, рад/с 9000.

1 — расчетные ротора- 2 — экспериментальные корпуса б).

А * л > аэ> м/с2.

Л — у 2 0.

3000 4000 5000 6000 7000 8000 рад/с 10 000.

1 — расчетные условные ротора- 2 — экспериментальные корпуса.

Рис. 4.9. Сравнение СКЗ виброускорений: а) расчетных ротора и экспериментальных корпусаб) условных расчетных ротора и экспериментальных корпуса.

— 158-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Разработанные универсальные модели и методика расчета многослойных подшипников скольжения позволяют проводить теоретические исследования, на основе результатов которых возможно проектирование и совершенствование конструкции подшипников с несколькими смазочными слоями, обеспечивающих снижение вибраций ротора турбокомпрессора.

Созданные универсальные алгоритмы и программное обеспечение расчета ГМХ многослойного подшипника позволяют проводить численные сравнительные эксперименты на новых конструкциях подшипников, что принципиально дополняет возможности стендовых экспериментальных исследований, ограниченных проблемами косвенного измерения характеристик подшипников, нерегистрируемого колебания качества опытных образцов турбокомпрессоров, материальных затрат на их изготовление и технологиче- ¦ скую подготовку производства. Программное обеспечение зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ под № 2 002 611 823 (приложение 1).

Уточнена методика теплового расчета путем использования диссипа-тивной функции рассеивания энергии и учетом доли жидкости в зоне кавитации смазочного слоя. При ее применении расчетные значения потерь на трение в смазочных слоях при рабочих скоростях вращения ротора на 10% выше, чем при применении методики, использующей приближенные формулы, а в диапазонах скоростей вращения ротора 3000.5000 рад/с и свыше 7000 рад/с относительная разница между значениями составляет 20%.

Впервые для многослойных подшипников скольжения применена методика расчета потерь на трение в источниках смазки с учетом турбулентного и ламинарного режимов ее течения, величина которых составила до 11% от общих потерь на трение. Уточнен метод определения скорости вращения промежуточных элементов подшипника путем учета результирующих моментов от касательных сил в маслоподводящих канавках, при его применении расчетные значения скорости вращения втулки отличаются в среднем на 12% от значений скорости, рассчитываемых без учета моментов от этих сил.

На основе проведенных параметрических исследований влияния конструктивных и режимных факторов на вибрацию ротора и ГМХ подшипников разработано несколько конструкций подшипников ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С, пять из которых были изготовлены в виде опытных образцов и испытаны, о чем свидетельствует «Акт о внедрении научно-исследовательской работы .» (приложение 2), а три конструкции определены как наиболее перспективные и были рассмотрены в настоящей работе.

Разработанная конструкция подшипника с ПВ втулками внедрена в серийное производство и выпускается ООО «ЧТЗ — УралТрак» на протяжении пяти лет. По результатам расчетов ее применение обеспечивает снижение расчетных вибраций ротора на 38% при рабочих скоростях вращения ротора по сравнению с исходной конструкцией.

Разработанная и запатентованная (приложение 3) конструкция трехслойного подшипника с пакетом втулок характеризуется наименьшим расчетными значениями вибраций ротора из всех исследованных. В частности, у этой конструкции амплитуда вибраций ротора ниже в 12 раз, чем у исходной конструкции.

Разработанная конструкция с ПН моновтулкой характеризуется улучшенными ГМХ, сопоставимыми с характеристиками конструкции с пакетом втулок. В связи с относительной простотой изготовления эта конструкции также рекомендуется к серийному производству.

Следует отметить, что конструкции подшипников с пакетом втулок и с ПН моновтулкой разработаны с сохранением преемственности и унификации элементов конструкции турбокомпрессора на необходимом для серийного производства уровне.

Проведенные экспериментальные исследования разработанных конструкций ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С подтвердили качественно результаты расчетов, доказав существенное снижение вибраций турбокомпрессора при применении новых конструкций подшипников.

Достаточное соответствие результатов расчетов амплитуды вибраций ротора с известными экспериментальными данными подтверждает достоверность разработанной модели и методики расчета многослойных подшипников скольжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Н. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения. Дисс. докт.техн.наук / В. Н. Прокопьев. — Челябинск: ЧПИ, 1985. — 455 с.
  2. , С.И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения / С. И. Сергеев. -М.: Машиностроение, 1973. 304 с.
  3. Аль-Насан, И. М. Основные задачи теории смазки подшипников с плавающей втулкой. Автореф. Дис. Канд.техн.наук / И.М. Аль-Насан -Харьков, 1973. -23с.
  4. , А.Г. Об устойчивости движения ротора в подшипниках с плавающими элементами. В сб. // Динамика машин. / А. Г. Бургвиц, А. Л. Тевелев. — М.: Наука, 1969, с. 48 — 53.
  5. , А.Г. Потери трения в подшипнике с вращающейся втулкой / А. Г. Бургвиц, А. Л. Тевелев Известия вузов. Машиностроение, 1969, № 5. С. 59 — 61.
  6. , А.Г. О распределении потерь трения в смазочных слоях подшипника с плавающей втулкой / А. Г. Бургвиц, А. Л. Тевелев Известия вузов. Машиностроение, 1971, № 10. С. 41 -43.
  7. , А.Г. К расчету подшипников скольжения с качающейся втулкой / Бургвиц А. Г., Тевелев А. Л. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1975, № 2. С.43—45.
  8. , А.Г. О работе подшипника с плавающей втулкой при установившемся режиме / А. Г. Бургвиц, Г. А. Завьялов, А. Л. Тевелев. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1964, № 6. С.81- 91.
  9. , А.Г. Влияние геометрических параметров на работу подшипника с плавающей втулкой / А. Г. Бургвиц, Г. А. Завьялов, А. Л. Тевелев. — Известия ВУЗов. Машиностроение, 1966, № 2. С.60— 66.
  10. , А.Г. Несущая способность подшипников скольжения с плавающими элементами при нагружении силами переменного направления /
  11. А.Г. Бургвиц, A.JI. Тевелев. Известия вузов. Машиностроение, 1968, № 8. -С.75−78.
  12. Букер. Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Численное приложение метода подвижностей / Букер. — Теоретические основы инженерных расчетов. М.: Мир, 1971, № 3. С. 1−12.
  13. , A.A. Методика численного моделирования системы «ротор-подшипники скольжения» турбокомпрессора. // A.A. Коженков, P.C. Дейч. С-Пб: Двигателестроение, 1996, № 3−4. — с.39−41.
  14. Ли. Статические и динамические характеристики радиальных подшипников с плавающей втулкой // Труды американского общества инженеров-механиков / Ли, Роде. Проблемы трения и смазки. М.: Мир — 1982. -№ 3. — С.64−70.
  15. Роде. Обобщенная теория короткого подшипника. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. / Роде, Ли.- М.: Мир 1980. -№ 3. — С.13−18.
  16. Танака, Хори. Характеристики устойчивости подшипников с плавающей втулкой. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки. М.: Мир 1972. — № 3. — С.55−58.
  17. Ли. Статические и динамические характеристики радиальных подшипников с плавающей втулкой. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки / Ли, Роде. М.: Мир — 1982. -№ 3.-С.64−70.
  18. Оркат. Статические и динамические характеристики радиального подшипника с плавающей втулкой. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки / Оркат, Нг. — М.: Мир 1968. -№ 4.-С.30−45.
  19. , И.А. Метод расчета и исследование гидродинамического подшипника скольжения с вращающейся втулкой. Автореф.. .канд.техн.наук / И. А. Шитиков. Казань, 1996. — 18 с.
  20. , JI.M. Разработка алгоритмического и программного обеспечения линейного анализа изгибных колебаний роторов турбомашин с учетом перекосов шеек в подшипниках скольжения: дис.канд.техн.наук / Л. М. Курин. Казань, 1995.
  21. Ли. Динамика роторов на подшипниках с плавающей втулкой. // Труды американского общества инженеров-механиков. Проблемы трения и смазки / Ли. М.: Мир. 1982. № 4. — С. 34 — 42.
  22. , С. 1947, An Analysis of the Full-Floating Journal Bearing / Shaw. C, and Nussdorfer, T. NACA Report No., 866. pp. 95−107.
  23. Born, H. Analytical and Experimental Investigation of the Stability of the Rotor-Bearing System of a New Small Turbocharger // H. Born. ASME Paper No. 87-GT-II0.1987. — C. 97 — 99.
  24. San Andres, L. Modem Lubrication Theory, Notes 4. Static Load Performance of Plain Journal Bearings / L. San Andres. — Texas A&M University. 2000.-C. 1−13.
  25. Orcutt, F. Steady-State and Dynamic Properties of the Floating-Ring Journal Bearing / F. Orcutt., and C. Ng. ASME J. l.ubr. Technol. 1968. — C.243−253.
  26. Tatara, A. An Experimental Study on the Stabilizing Effect of Floating Bush Journal Bearings / A. Tatara // Bull. JSME, 1970, 13. — C. 859−863.
  27. Sahay S. Turbocharger Rotordynamic: Instability and Control, Proc. 8th Workshop on Rotordynamic Instability Problems in High-Performance Turbo machinery / S. Sahay., G. LaRue. Texas A&M University, College Station. 1996. -C. 247−257.
  28. Tanaka, M. Stability Characteristics of Floating Bush Bearings / M. Tanaka, Y. Hori // ASME J. Lubr. Technol., 1972. — C. 248−259.
  29. Trippett, R. High-Speed Floating-Ring Bearing Test and Analysis / R. Trippett, D. Li. // ASLE Trans., 1983, 27(1). C. 73−81.
  30. Li, C. Dynamics of Rotor Bearing Systems Supported by Floating Ring Bearings / C. Li // ASME J. Lubr. Technol., 1982, 104. C. 469−477.
  31. San Andres, L. Thermal Effects, on the Performance of Floating Ring Bearings for Turbochargers / L. San Andres, J. Kerth. Proc. Inst. Mech. Eng., Part J: J. Eng. TriboL, 218. 2004. — C. 1−14.
  32. San Andres, U Rivadeneira, J., Chinta, M., Gjika, K., and LaRue, G., 2005, «Nonlinear Rotordynamics of Automotive Turbochargers—Predictions and Comparisons to Test Data,» ASME Paper No. GT2005−68 177.
  33. Kerth, J. Prediction and Measurement of the Rotordynamic Response of an Automotive Turbocharger with Floating Ring Bearings / J. Kerth. // MS thesis. Texas A&M University, College Station, TX, 2003. — C. 201−208.
  34. Rivadeneira, J. Predictions versus Measurements of Turbocharger Nonlinear Dynamic Response / J. Rivadeneira // MS thesis. Texas A&M University, College Station, TX, 2006. — C. 187−193.
  35. A Virtual Tool for Prediction of Turbocharger Nonlinear. Dynamic Response: Validation Against Test Data / San Andres, L, Rivadeneira, J" Gjika, K.,
  36. Groves, С, and LaRue, G. // ASME Paper No. GT2Q06−90 873. 2006. C. 192 198.
  37. , A.K. Оптимизация опор скольжения с подвижными втулками / А. К. Бояршинова, В. В. Смирнов // Оптимизация эксплуатационных свойств опор скольжения. — Тр. Школы-семинара «Триболог-бМ» с международным участи ем. Ярославль, 1990. — С.28−31.
  38. , А.К. Нелинейный анализ динамики ротора турбокомпрессора в подшипниках с подвижными втулками / А. К. Бояршинова // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. — Челябинск, 1990. С. 46 — 53.
  39. , Е.А. Использование опор с промежуточными элементами в уравновешивающих механизмах / Е. А. Задорожная, A.B. Hey строев // Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. -ЧГТУ, 1996.-С. 46−49.
  40. , В.Н. Экспериментальное исследование гидродинамических давлений в масляном слое подшипников коленчатого вала тракторных двигателей / В. Н. Прокопьев, В. И. Суркин, А. И. Завражнов // Научн.тр. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1970, вып.44. — С.144−151.
  41. , В.Н. Исследование погрешности измерения траекторий центра шеек коленчатого вала подшипников ДВС / В. Н. Прокопьев, В. В. Иванов, Э. Р. Рунг, Г. Н. Волченко // Научн.тр. Челябинск: ЧПИ, 1972, вып. 119. — С.39−52.
  42. , И.В. Экспериментальное исследование динамически нагруженных опорных подшипников турбокомпрессоров / И. В. Хамидулин, В. А. Максимов. Тяжелое машиностроение, 1992, № 5. — С. 17−19.
  43. , В.Ф. Исследование влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на параметры работы радиальных подшипников скольжения высоконапорных турбокомпрессоров: автореф. дис. канд. техн. наук. / В. Ф. Кнельц. Киев, 1980. — 20с.
  44. , В.Н. Турбонаддув автомобильных и тракторных двигателей основа развития мирового и отечественного двигателестроения.
  45. B.Н. Каминский // Международная научно-техническая конференция «Турбонаддув автомобильных и тракторных двигателей», тезисы докладов. -Протвино, 2009. С. 89−90.
  46. , Ю.В. Связные задачи динамики и смазки сложно-нагруженных опор скольжения: дис.. докт.техн.наук. / Ю. В. Рождественский — Челябинск, 1999.-347с.
  47. , А.К. Разработка метода гидродинамического и теплового расчета опор с плавающими невращающимися втулками: дис. канд. техн. наук / А. К. Бояршинова. Челябинск, 1993. — 225с.
  48. , Е.А. Совершенствование и расширение области применения метода расчета динамики и гидромеханических характеристик опор скольжения с плавающими втулками: дисс.. канд. техн. наук / Е. А. Задорожная. Челябинск, ЮУрГУ, 2002. — 166 с.
  49. Brant, A. Multigrid Algorithms for the Solution of Linear Complementarity / A. Brant, C.W. Cryer // Problems Arising from Free Boundary Problems. -SIAM/J.Sci. Stat.Comput., 1983, V.4, N 4. C. 655−684.
  50. Брандт. Расчеты многосеточным адаптивным методом в гидродинамике / Брандт // Ракетная техника и космонавтика. М.: Мир. — 1980, -№ 10.- С. 18−25.
  51. , В.П. Численные методы решения задач электрофизики / В. П. Ильин. М.: Наука, 1985. — 334 с.
  52. , В.Н. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с кольцевой канавкой / В. Н. Прокопьев Вестник машиностроения, 1979, № 5. — С.26.
  53. , В.Н. Решение разностного уравнения Рейнольдса для давления в смазочном слое на последовательности сеток / В. Н. Прокопьев, В. Н. Анисимов. Научн. Тр. // ЧПИ, 1980, № 248. — С.78−88.
  54. Keogh, P. S. Influence of inlet conditions on the thermohydrodynamic state of fully circumferentially grooved journal bearing. P. S. Keogh, M.M. Khon-sari // Transaction of ASME, Vol. 123, July, 2001. C. 525−532.
  55. Maki, E.R. Thermally Induced Whirl of Rigid Rotor on Hydrodynamic Journal Bearing / E.R. Maki, H.A. Ezzat // ASME J. Lubr. Technol., 102. 1980. -C. 8−14.
  56. Wendt, F. Turbulente Stromungen Zwischen Zwei Rotierenden Konaxialen Zylindern / F. Wendt // Ingenieur-Archiv, 4, 1933. C. 577−595.
  57. , Б.Ф. Основные направления развития автомобильных турбокомпрессоров / Б. Ф. Лямцев, Э. В. Аболтин // Автомобильная промышленность, 1982. № 10. С. З -11.
  58. , И.П. Экспериментальные исследования виброустойчивости ротора турбокомпрессора ТКР-11 / И. П. Богодяж, Ю. В. Кривной, В. М. Цапкин // В сб. Техническая эксплуатация, надежность и совершенствование автомобилей. Челябинск: ЧПИ, 1988. — С.42 — 48.
  59. , Н.С. Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н.С. Ха-нин, Э. В. Аболтин, Б. Ф. Лямцев. М., «Машиностроение», 1991. — 336с.
  60. , Ю.Б. Турбонаддув тракторных двигателей / Ю.Б. Мор-гулис, Г. М. Поветкин. -М.: Машиностроение, 1985. -253с.
  61. Д.Ю. Применение метода фазовых портретов для оценки динамики и состояния трибосопряжений ротор-втулка. — Дисс.. канд. техн. наук / Д. Ю. Иванов Челябинск, ЮУрГУ, 2002. — 166 с.
  62. Элрод. Алгоритм расчёта зоны кавитации / Элрод // ТАОИМ. М.: Мир / Серия Ф. Проблемы трения и смазки. — 1981. -№ 3. — С.28−32.
  63. К.В. Применение алгоритма сохранения массы при расчете гидромеханических характеристик и оптимизации параметров сложнона-груженных подшипников скольжения: дисс.. канд. техн. наук / К. В. Гаврилов Челябинск, ЮУрГУ, 2006. — 150 с.
  64. , Н.С. Оценка ресурса капитально отремонтированных турбокомпрессоров по результатам стендовых испытаний. Диссертация на соискание степени к.т.н. Челябинск, ЧГАУ, 1997. -170с.
  65. Зак, И. А. Установка для испытания турбокомпрессоров в рабочем режиме / Зак И. А. // Автомобильная промышленность, № 12, 1969.
  66. , М.Г. Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания / Круглов М. Г. — М.: Машиностроение, 1973.
  67. , М.А. Разработка метода предремонтной диагностики и оценки качества ремонта турбокомпрессоров на безмоторном стенде: Дисс. на соискание уч. ст. канд. техн. наук / М. А. Макаров, Челябинск, 1980. — С. 160.
  68. , Я.Д. производственные испытания турбокомпрессоров, СМД ТКР — 11Н / Ясногородский Я. Д. // Тракторы и сельхозмашины, № 3, 1970.
  69. М.Д. Вибрации механизмов с зубчатыми передачами. / Ген-кин М.Д., Айрапетов Э. Л. -М.: «Наука», 1978.
  70. , М.Д. Виброакустическая диагностика машин и механизмов / Генкин М. Д., Соколова А. Г. М.: Машиностроение, 1987. — 288с/
  71. , О.П. Вибродиагностика роторной системы на подшипниках качения. Спец. 01.02. 06. Дисс. на соискание уч. ст. к.т.н. / Колосова О. П. Челябинск, ЮУрГУ, 1999 — 207с.
  72. Application of Vibration Measurement and Analysis in Machine Main-tainance, Bruel and Kaer. Denmark: Printed by Naerum Offset, 1985.
  73. , B.A. Случайные колебания механических систем. / Светлицкий В. А. -М.: «Машиностроение», 1976.
  74. Сигналы и их обработка в информационных системах. П. С. Акимов, А. И. Сенин, В. И. Соленов. М.: Радио и связь, 1994. -256с.
  75. X. Двухканальный анализ на основе БПФ (часть 1). Брюль и Къер. Нерум, Дания: К. Ларсен и сын, 1984.
  76. О.П. Вибродиагностика роторной системы на подшипниках качения. Автореферат дисс. на соискание уч. степени к.т.н. спец 01.02.06. / Колосова О. П. -Челябинск, 1999.
  77. Берроуз. Моделирование сил реакций масляной пленки в подшипниках со сдавливаемой пленкой / Берроуз, Саинкал, Ку Кук // Проблемы трения и смазки, № 2, 1986. — С.113 — 118.
  78. , П.С. Сигналы и их обработка в информационных системах. П. С. Акимов, А. И. Сенин, В. И. Соленов. -М.: Радио и связь, 1994. -256с.
  79. , В.П. Исследование и обоснование диагностических параметров подшипников скольжения турбокомпрессора трактора К 700./ Шмидт В. П. // Науч. тр. ГОСНИТИ, том 41 — М.: ГОСНИТИ, 1973, — с. 89 -96.
  80. , Л.М. Цифровая обработка сигналов: Справочник/ Л. М. Гольдберг, Б. Д. Матюшкин, М. Н. Поляк. М.: Радио и связь, 1985. — 312 с.
  81. Акт о внедрении разработок ВУЗа ООО «ЧТЗ Уралтрак»
  82. Справка о внедрении в производство научно-исследовательской работы от ООО «ЧТЗ Уралтрак».
  83. Патент на полезную модель № 57 848 «Турбокомпрессор»
  84. Свидетельство о официальной регистрации программы № 2 002 611 823 «Комплекс программ анализа динамики роторов на трехслойных подшипниках скольжения»
  85. Свидетельство о официальной регистрации программы № 2 010 612 190 «Комплекс программ анализа динамики и гидромеханических характеристик подшипников скольжения с промежуточными элементами с учетом жесткости корпуса «Жесткость». т1. УТВЕРЖДАЮ
  86. Настоящим документом подтверждено, что научно-исследовательская работа Вузовско-академической лаборатории «Триботехника», выполненная по договору № 2 004 071 внедрена и используется ООО «Челябинский тракторный завод УРАЛТРАК».
  87. Исполнители: проф., д.т.н. Прокопьев В. Н., доц., к.т.н. Бояршинова А. К., доц., к.т.н. Задорожная Е. А., асс. Фишер А. С., доц., к.т.н. Захезин A.M., доц. к.т.н. Иванов Д. Ю., ст. преп. Гаврилов К. В., асп. Крахмалева В.Н.
  88. В результате выполненных исследований разработаны теоретические основы расчета нелинейных колебаний подвижных элементов и гидромеханических характеристик подшипников скольжения с тремя смазочными слоями.
  89. Завода Топливной Аппаратуры
  90. Главный конструктор ГСКЁ «ТРАНСДИЗЕЛЬ"1. ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК"1. Ахметжанов М.Ш.1. Мурзин B.C.фffi «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД УРАЛТРАК»
  91. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
  92. РОССИЯ, 454 007, г. Челябинск, пр Ленина, 3 Тел: (351) 775−17−60 Факс (351) 772−95−83 E-mail: [email protected] www. chtz-uraltrac ru ^ ?—0а.0&.'г0-/0, A3 на №
  93. О внедрении в производство научно-исследовательской работы
  94. Результаты проведенных в указанной научной работе исследований используются предприятием при проектировании и совершенствовании новых конструкций подшипников роторов турбокомпрессоров других типоразмеров.
  95. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» отмечает высокий уровень выполненной научной работы, позволившей решить проблему надежности подшипникового узла ротора турбокомпрессора ТКР-8,5С.ш^шШсжАт ФВДШР ащжшаж ж жж ж ж ж жж *ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж жж ж1. ЖЖЖЖЖЖ
Заполнить форму текущей работой