Онтологический аспект исследования экономической реальности
Ойкен В. Указ. соч. С. 33. плицируется индивидуальное и общественное мировоззрение, осмысление которого дает возможность отвлечься от «величественности» экономики и декодировать интенцию развития экономической реальности, которая создает такие «тупиковые» проблемы как экологическая катастрофа, истощение ресурсов, войны и т. п. Это предположение основывается на современном наблюдении: так… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ СТАТУС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
- 1. 1. Диспозиционное свойство «экономической реальности»
- 1. 2. «Эффект синкретичности» как выражение философской определенности экономической реальности
- ГЛАВА 2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
- 2. 1. Онтогенез экономической’реальности
- 2. 2. Онтические «общие сущности» экономической реальности
- 2. 3. Субъект и объект формирования экономической реальности (онтологический аспект)
Онтологический аспект исследования экономической реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономика — традиционная «пограничная» область, где пересекаются интересы многих наук. Обращение к данной теме исследования обусловлено глубоким проникновением семантики экономической реальности в научное, общественное и индивидуальное сознание, но, тем не менее, «экономическая реальность» оказалась малоисследованной.
В общественном сознании «экономическая реальность» присутствует как одна из фор^ эмпирической реальности, когда она отождествляется с естественной жизнедеятельностью общества. Обычно семантические интуиции в экономических публикациях об экономической реальности, как правило, проявляются в контексте представлений об актуальной экономической ситуации. Понятно, что дистанция между обширностью тривиального словоупотребления «экономическая реальность» и научной концепцией огромная, а потребность ее исследования диктуется и научно-экономическими нуждами и философским познанием.
Словосочетание «экономическая реальность» часто звучит в политических дискуссиях, публицистике, вообще в естественной речи и даже достаточно часто употребляется в сугубо экономических исследованиях в некатегориальном значении. Каждое аналитическое рассуждение, касающееся современной экономической ситуации, будь то в плане констатации, диагностики или перспектив развития экономики, подразумевает наличие «экономической реальности». Такие представления вполне правомерны и в этом смысле экономическая наука стоит в ряду других наук, ибо каждая из них оперирует «своими реальностями» — физической, математической, социальной, естественной, психической и т. п.
В латентной форме и без номинации современная экономическая наука оперирует многообразными представлениями об экономической реальности, ее природе, значении и функциях и вводит в свой научный оборот свои «реалии» — реальная заработная плата, реальный доход и т. п. При этом каждая специальная научно-экономическая область охватывает определенные компоненты и типы экономической реальности, и предлагаемые в контексте их концепций ее значения призваны к прояснению своих научно-конкретных задач и интерпретации особенностей конкретных теоретических образований.
Контекст интерпретации «экономическая реальность» непосредственно влияет на политику, идеологию и ее пропаганду, науку, другие сферы интеллектуальной деятельности и, в конечном счете, вообще на социальные отношения. В любой области экономического познания и практической деятельности «экономическая реальность» предстает и как самостоятельный феномен, и как атрибутивная характеристика актуального сущего. Научно-экономическая мысль интуитивно тяготеет к определению экономической реальности как такой реальности, которая была бы очищена от «экономических идеологий» .1 И в этом смысле понятна апелляция мыслителей экономики к «прорыву к экономической действительности» 2 как к некоторому «инвариантному общему стилю» в экономических дискурсах теорий.
Экономическая реальность как бы «растворяется в реальности», хотя научное сообщество ее наличие подразумевает как некоторое отдельное образование и интуитивно осознает, что она обусловливает другие виды реальности — политическую, символи.
1 Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. М.: Экономика, 1996. С. 23.
2 Там же. С. 34 ческую, социальную, знаковую, историческую и другие. С точки зрения формальной логики это означает, что здесь являет себя требование «деления объема понятия» 1, в том случае, когда возникает логическая потребность — разделить понятие «реальность» на видовые понятия. В этой связи актуализируется проблема ин-ституализации экономической реальности в мировоззренческом дискурсе философствования, когда необходимо установить истоки «экономической реальности» в онтических основаниях — тем самым решение проблемы приобретает актуальность принципиального характера.
Здесь мы видим, что в теоретическом контексте актуальной являет себя традиционная научно-экономическая проблема — определения некоторого «объективного» образования, которое могло бы служить в качестве методологического основания оценки и научной интерпретации экономических учений. Например теории рынка, стоимости, потребностей, собственности и другие ключевые теории в экономической науке, возникнув отнюдь не вчера, не находят разрешения своих проблем и сегодня. Оставаясь в рамках собственно экономики, трудно решить многие ее актуальные проблемы, например, осознать причинно-следственные связи, поскольку, как справедливо замечает В. Ойкен, «экономическая действительность и ее взаимосвязи ускользают от непосредственного наблюдения» .2 Здесь мы наблюдаем хорошо известную научную ситуацию, сложившуюся в физической науке и вызывающую теоретическую дискуссию.
По нашему предположению, в гипостазированной «экономической реальности» в концентрированной форме экс.
1 Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М. :Наука, 1976. С. 137.
2Ойкен В. Указ. соч. С. 33. плицируется индивидуальное и общественное мировоззрение, осмысление которого дает возможность отвлечься от «величественности» экономики и декодировать интенцию развития экономической реальности, которая создает такие «тупиковые» проблемы как экологическая катастрофа, истощение ресурсов, войны и т. п. Это предположение основывается на современном наблюдении: так, из благих побуждений развивая экономическую реальность, сегодня наносится непоправимый ущерб экономике России. Как результат формирования новой экономической реальности в общественном сознании происходит переоценка ценностей, которая неизбежно влечет за собой падение нравственности, вызывает социальную напряженность, нарушение преемственности культур, изменяется мировидение индивида. Эти процессы, сопровождая интенсивные изменения экономической реальности, травмируют социальную психику. В этой связи проблема экономической реальности требует специального междисциплинарного исследования, которое, с нашей точки зрения, может рассматриваться как обязательная и необходимая составляющая научно-экономической деятельности.
Это понятие полисемично по причине бивалентности словообразования: в любом случае приходится иметь в виду экономический аспект исследования (как результат способа или искусства ведения хозяйства), что является областью интересов экономической теорииобращение же к «реальности», актуализирует содержательный план отношения «человек — мир», что составляет область интересов философии. Кроме того, экономическая реальность как таковая может рассматриваться в контексте проблемы носителя экономического воздействия, что соотносится с известной философской проблемой субъекта и объекта. И здесь возникает еще одна актуальная поисковая проблема — осмысление сущности" экономической реальности, что влечет поиск разрешения проблемы смысла и цели развития экономической реальности.
Философское обращение к экономической реальности актуально для экономической теории т. к. дает ей возможность преодолеть известную «большую антиномию» (В. Ойкен): развивать теоретический аппарат и не пренебрегать фактами повседневной жизни. Здесь мы имеем дело с общенаучной проблемой: исторически традиционной тенденцией в развитии научного познания является редукция эмпирических исследований в теоретических компендиумах и различных построениях абстрактного характера, что отвечает в наибольшей мере философскому познанию, где формализация знания происходит в наибольших по объему абстракциях. В течение трех столетий постоянный рост объема формализаций в экономической науке в течение трех столетий, развитие ее частных методов, включая математические, и внедрение абстрактно-формализованных образований создает интерес в экономическом научном сообществе к сугубо философским, фило-софско-методологическим и мировоззренческим «срезам» знания как аппликации этих знаний к экономической сфере и как средству оптимизации научного творчества.
Философское исследование данной проблемы актуально и для практической экономики, поскольку создается возможность осознания новых путей развития. Принято справедливо считать, что одним из важнейших аспектов целостного изучения экономических процессов является философский. В этом смысле общеизвестна сентенция Дж. М. Кейнса о том, что «настоящий экономист, знаток своего дела должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом». Использование философских средств в познавательном процессе экономики соответствует общенаучной тенденции синтетического ее рассмотрения с учетом специально-конкретных исследований, что должно способствовать более глубокому осознанию общих тенденций развития и философского и экономического познания, а также синтетическому развитию и практической реализации философского и экономического знания.
Определение экономической реальности является пограничной областью изучения философии и экономики. Здесь важно учитывать то обстоятельство, что реальность (и экономическая реальность) — это исторически подвижный феномен, который не су/ ществует в некотором строгом, неизменном и «чистом виде» и нуждается в постоянном исследовании по мере собственного изменения и развития. Как некоторое гипостазированное образование экономика выходит достаточно часто за пределы человеческого управления и тогда собственно экономика (как способ ведения хозяйства) «вырывается» из-под влияния людей — пример тому «кризис» как гипостазированный фантом, оказывающий драматическое воздействие на человечество. Уже сейчас можно предвидеть, что и последующие поколения мыслящего сообщества будут обращаться к эпифеномену экономической реальности.
В этой проблематике мы избираем онтологический аспект как исходный и наиболее актуальный для обеих наук. Исследование онтического содержания актуально для философской науки: экономическая реальность в мировоззренческом аспекте является фундаментальной при исследовании множества других ее сторонэтической, эстетической, гносеологической и т. п. В человеческой жизнедеятельности — будь то на обыденном или научном уровнефилософско-онтологическим построениям принадлежит важная роль. В каждой сфере человеческой деятельности благодаря им люди осознают свое место в мире, выделяют его существенные связи и устойчивые отношения, систематизируют свои знания и опыт, участвуют в передаче знаний друг другу.
Следовательно, актуальность выбранной темы обусловлена, тем, что с одной стороны, по мере углубления экономического знания возрастает необходимость обновления рефлексивной деятельности ученого-экономиста и использования философских методов в экономической наукес другой стороны, значительные различия в трактовке природы, специфики и оперирования понятием «экономическая реальность» в научно-экономическом познании делают актуальным философский анализ проблемы экономической реальности в современной и философской и экономической науке.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на наличие множества работ сугубо экономического характера и некоторых, посвященных экономике, философских исследований, обращает на себя внимание то, что ни экономисты, ни философы не выделяют проблему экономической реальности как относительно самостоятельную. Конечно, в контексте экономической литературы можно достаточно полно судить о реальной заработной плате, 1 о ВВП в реальном выражении на душу населения2, о реальном ВНП на душу населения, 3 о реальных доходах населения, 4 о реальных ресур
1 См., напр. Реальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338.
2 См., напр.: Фитуни Л. Африка: кризис заимствованных моделей развития //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношнений. М.:Республика, 1992. С. 226.
3 См., напр.: Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск: ЭКОР, 1994. С. 65−68.
4 См., напр.: Реальные доходы населения //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338 — 339. сах, о цене в движении от «видимости» к реальности1 и других, по замечанию В. Ойкена, «экономических реалиях» 2, которые не соотносятся с совокупностью «экономическая реальность». Нет исследовательского «реально-экономического среза» даже в таких общеизвестных фундаментальных работах как «Философия экономики» и «Опыт философии хозяйства» Л. С. Гребнева и «Философия хозяйства» С. Н. Булгакова.
В научной литературе мы находим взаимное замещение (в известном смысле вполне допустимое) «экономической реальности» и «экономической действительности» в некатегориальном значении, 3 также в смысле «экономической повседневности», 4 как «конкретная экономическая жизнь» или «хозяйственная действительность», 5 но вышеуказанная проблемная совокупность «экономическая реальность» в мировоззренческом аспекте исследовалась недостаточно. Фундаментальных работ, посвященных исследованию проблемной совокупности «экономическая реальность» на сегодняшний день нет, хотя контекст указанной реальности в диссипативном выражении присутствует в философском дискурсе экономических учений.
Прибегая к методу окказионального извлечения, отметим, что различные трактовки элементов или компонентов (так сказать, «реалий») экономической реальности, либо экономической ситуации мы находим в трудах Платона, Аристотеля, Г. Лейбница, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Мар
1 Валовой Д. В. Экономика: взгляды разных лет. Становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. М. гНаука, 1989. С. 269.
2 Ойкен В. Указ. соч. С. 133.
3 Ойкен В. Указ. соч. С. 18, 25, 30, 32, 33, 51, 210 -211.
4 Там же. С. 40.
5 Там же. С. 40. кса, С. Булгакова, В. Соловьева и др. Экономическая реальность в социальном и нравственном аспектах подразумевается в экономической мысли Древней Руси (например, в «Домострое» и др.) и на основе окказиональных извлечений ее можно реконструировать сравнительно-историческими методами, но сегодня нет и таких специальных работ.
В сравнении с другими науками, где ученое сообщество оперирует понятиями физической, социальной, математической, поэтической и другими понятиями реальностей, в экономической науке наблюдается некоторое «отставание» в этой области.
Объектом исследования, таким образом, является имеющееся противоречие между наличием глубокого и обширного дискурса экономической реальности в общественном и научно-экономическом сознании и недостаточной изученностью, по нашему мнению, собственно феномена экономической реальности, где вычленяется предмет исследования — онтология экономической реальности.
В соответствии с вышеозначенной проблемой, нами формулируется цель работы: исследовать онтологический аспект экономической реальности и, тем самым, заложить основание для последующего развития философского познания других сторон и аспектов экономической реальности и ее соотношений с социальной, политической, правовой, нормативно-нравственной и другими видами реальности, которыми уже оперирует научное сообщество.
Для реализации основной цели потребовалось решение ряда задач:
1. Установить место «экономической реальности» относительно онтологической совокупности «реальность» и «бытие» .
2. Исследовать «эффект синкретичности» экономической реальности как выражение философской определенности экономической реальности.
3. Исследовать онтогенез экономической реальности.
4. Выявить онтические «общие сущности» экономической реальности.
5. Определить субъект/объект экономической реальности в онтологическом аспекте исследования.
Структура диссертации разработана в соответствии с основной целью и конкретными задачами: в первой главе осмысливается философский статус экономической реальности, во второйпредлагается нарратив (а) ее онтогенеза, (б) структуры «общих сущностей» и (в) результаты исследования субъекта и объекта экономической реальности в онтологическом плане.
Научная новизна двуаспектна в связи с философско-экономической спецификой исследования.
Предпринята попытка определить философский статус экономической реальности, в структуре философского знания и развернуть концепцию экономической реальности в онтологической форме, представляющую ее онтогенез, макроструктуру, субъект и объект.
Вместе с введением в экономическое знание концепции экономической реальности открываются перспективы исследований конкретно-исторических экономических реальностей и определения с этих позиций сущности различных экономических теорий и учений.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в философском осмыслении экономической реальности, в расширении философского инструментария посредством введения в активный научный оборот понятия экономической реальности как гипотетического видения места человека в мире и результатов его деятельности.
Обоснование концептуальных подходов к определению экономической реальности значимо для экономической теории, практической экономики, для преподавания экономических дисциплин, которые, обретая философские основания, имеет значительно больше шансов на системность и эффективность.
Результаты исследования могут использоваться в философских и прикладных экономических исследованиях, при уточнении категориально-понятийного аппарата экономических теорий и в практике преподавания философии и экономики.
Методология исследования базируется на историко-философских традициях (в русле персоналий Протагор — ПлатонАристотель — Г. Гегель — К. Маркс — В. Соловьев — С. Булгаков — Н. Бердяев и др.), на сопоставлении современных дефиниций миро-воззренческо-онтологического характера, в контексте теории самоорганизации (синергетики), принципа единства исторического и логического, принципа единства мира, использовании методов окказионального извлечения, движения от абстрактного к конкретному, сравнительно-исторического, аналогии и других приемов познания, необходимых для междисциплинарных исследований.
В качестве эмпирической базы исследования окказионально использовались работы классиков экономических теорий (Смит, Рикардо, Маркс, Кейнс, Ойкен и др.), философов и исследователей экономики.
Апробация работы. Результаты исследований прошли практическую проверку. Материалы работы использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами по курсам экономической теории и истории экономических учений в Челябинском государственном педагогическом университете и Челябинском институте Московского государственного университета коммерции.
Материалы диссертации явились основой выступления автора на конференциях, посвященных проблемам теории и практики экономического воспитания (Челябинск, 1970), эффективного использования трудовых ресурсов и экономики образования (Москва, 1969), формирования и использования трудовых ресурсов (Челябинск, 1971), российским проблемам реформ (Челябинск, 1998), подготовки специалистов высшей квалификации (Челябинск, 1999), философским и политологическим аспектам модернизации российского общества (Челябинск, 1999).
Материалы и рукопись диссертации обсуждались на заседаниях кафедр экономической теории Челябинского государственного педагогического университета, кафедр философии Челябинского института Московского государственного университета коммерции и Магнитогорского педагогического института.
По теме диссертации опубликованы 8 работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Экономическая ситуация в современном Отечестве не может не привлекать внимание мыслящего сообщества по причине ее непосредственного влияния на все стороны индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Обращение к ней специалистов различных отраслей знания вполне объяснимо и оправдано: экономика есть «пограничная» область, где пересекаются интересы многих наук.
В философском видении проблема включает в себя объем вопросов осознания ее актуального состояния, диагноза и прогноза развития, который концентрируется в проблеме определения феномена /'экономическая реальность". С тем, чтобы проникнуть в глубины ее проблематики необходимо обращение к основаниям ее статута, а это уже конкретизирует в себе проблему фундаментального характера — установить онтогенез экономической реальности.
Исследовательский пафос поддерживался на основе гипотезы — разработка фундаментальной проблемы определения онтиче-ских оснований и онтогенеза экономической реальности даст возможность «развернуть» философские интересы по другим направлениям — исследований гносеологических, аксиологических и других аспектов и сфер экономической реальности. Поэтому все исследование сконцентрировано на двух, как диссертанту представляется, фундаментальных вопросах онтического характера: определения места и генезиса экономической реальности.
Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе экономической реальности в онтологическом аспекте.
Автору видится дальнейшее развитие философских исследований экономической реальности по различным направлениям. В.
124 первую очередь следовало бы назвать «гносеологическое направление», продвигаясь по которому можно бы прийти к решению проблемы «дешифровки» или «переосмысления» экономических учений. Второе актуальное исследовательское направление видится в аспекте аксиологии, продвижение по которому позволило бы выйти на многие практические вопросы экономики, например, проблемы ограниченности ресурсов, которая ныне горячо дискутируется. Третье направление — мировоззренческий аспект экономической реальности, где открывается обширное проблемное поле анализа актуального состояния практической экономики и экономических теорий.
В результате решения ряда исследовательских задач диссертант пришел к выводам, которые выносятся на защиту:
1. В онтологическом аспекте «экономическую реальность» правомерно интерпретировать в контексте субстратной и эссен-циальных семантик. Как субстратное образование экономическая реальность есть одна из составляющих бытия. В контексте эссен-циальной семантики экономическая реальность есть результат «ведения хозяйства» (экономики) и, тем самым, есть одна из функционально составляющих жизнедеятельности людей. Философский статус экономической реальности обретается в интенции научного сообщества к деидеологизации экономической деятельности и научно-экономического познания, экстраполяции гипостазированных феноменов чувственных переживаний, институали-зации технократических феноменов в качестве онтических.
2. Экономическая реальность есть феномен бытия, его частный случай как и другие реальности (социальная, физическая, политическая, виртуальная и др.).
Проблема определения экономической реальности как некоторой относительно самостоятельного вида реальности в ряду других (социальной, физической, биологической и т. п.) соотносится с проблемой определений в дискурсе теории иерархии типов (Рассел) и традиции эссенциалистской логики (Аристотель).
3. Онтогенез экономической реальности возможно инсти-туировать как историческую и актуальную форму обеспечения витальных, экзистенциальных и эссенциальных неосознанных дериватов. Указанные дериваты наличествуют в глубинах бытия, трансформируются и их реализация в масштабах общества формирует макроструктуру экономической реальности: витальную, экзистенциальную и эссенциальную сферы самообеспечения общества.
С точки зрения теории самоорганизации витальная сфера является аттракционной в экономической реальности, экзистенциальная — бифуркационной. Эссенциальная сфера является наиболее противоречивой, где происходит инновационный процесс развития и, равно, осуществляются флуктационные процессы.
4. Элементарные свойства экономии формируются в «глубинах» бытия — исторически первой формой экономической реальности выступает обмен результатами энергетических затрат. Человек унаследовал витальные и экзистенциальные дериваты жизнеобеспечения и это наследование человек подверг качественной метаморфозе, реализуя их в эссенциальной (творческой) сфере.
Творческий потенциал человека реализуется в процессе экономической деятельности путем инновационного созидания. В новации кристализуется творческая предметно-преобразующая деятельность.
5. С онтологической точки зрения субъект экономической реальности — это одна из форм разрешенного бытия, генетическим признаком которой является трансформация свойства онтической спонтанности движения в сознательную творческую деятельность человека в процессе регулирования обменом результатами энергетических затрат. Объект экономической реальности — обеспечение витальной, экзистенциальной и эссенциальной сфер существования.
Список литературы
- Автоволновые процессы в системах с диффузией. Горький. 1981-
- Антипенко Л. Г. Проблема физической реальности. М. 1973. С. 10.
- Аристотель. Мет. У 8, 1039а, 17, XII 1, 1042а 12 13, 1078 В 25 — 26
- Аристотель. Метафизика. //Соч. М., 1976. Т. 1. С. 156.
- Аристотель. Никомахова этика. 1145 а.
- Аристотель. О душе, 412а 21
- Аристотель. Физика. М., 1937. С. 9 10.
- Ю.Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля //Вопросы философии. 1995. № 1.
- П.Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики //Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 55, 56.
- Бажан В. В., Дышлевый П. С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев, 1974. С. 20
- Н.Баталов Э. Я. Единство в многообразии принцип живого мира//Вопросы философии. 1990. № 8. С. 22.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип //Проблема человека в современной философии. М., 1968-
- Бауэр Э. С. Теоретическая биология. М., 1935. С. 19.
- Белый А. Символизм // Андрей Белый. Символизм как миропонимание (Мыслители XX века)./Сост., ступ. ст. и прим. JI. А. Сугай. М.:Республика, 1994. С. 257
- Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ.Л., 1929. С. 30.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества //Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. :Правда, 1989. С. 355, 356, 359, 364, 367.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1911. С. 71
- Бляхман Л. С. Перестройка экономического мышления. М.:Политиздат, 1990. С. 27,33.
- Бойко B.C. Предпосылки и начало самоорганизации //Философские науки. 1988. № 10. С. 105-
- Бойко B.C., Ковалев В. С. К методологическому анализу временного аспекта процесса самоорганизации //Философские науки. 1982. № 2-
- Брагин Г. М. Проблемы диалога и сотрудничества с немарксистской философией. Челябинск, 1991. С. 11 -13, 18, 74 75
- Бубер М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры. М. :Республика, 1995. С. 30
- Буева Л. П. Человек, деятельность и общение. М., 1978.
- Булгаков С. Н Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993.Т.1.С. 162.
- Булгаков С. Н. Очерки по истории экономических учений. М., 1918. С. 132.
- Булгаков С. Н. Очерки по истории экономических учений. С. 115
- Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 25,32,59
- Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М. :Наука, 1993. Т. 1. С.
- Булгаков С. Н. Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т.1. С. 53−55, 60.
- Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 41, 111, 137, 168, 173,216,217.
- Булгаков С. Н Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. T.l. С.47−308-
- Бэкхерст Д. Философия деятельности //Вопросы философии. 1996. № 5.
- Валовой Д. В. Экономика: взгляды разных лет. Становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. М.:Наука, 1989. С. 269
- Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. С. 22.
- Винер Н. Мое отношение к кибернетике. М., 1969. С. 16
- Власов А. Д. Приключения объективной реальности. (Об отношениях внешнего и внутреннего мира). М. :МИФИ, 1993. С. 64 65.
- Выготский JI. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 29, 499.
- Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 4. С. 306.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1971. С. 155.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1971. С. 155.
- Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика //Гегель Г. Работы разных лет. В 2 гг. М. :Мысль, 1971. Т. 2. С. 152.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 тт. М. :Наука, 1975. Т. 1.С. 230.
- Гельвеций К. Об уме. М., 1938. С. 231.
- Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб, 1960. С. 19.
- Гоббс Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 192.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985. С. 33 44.
- Горский Д.П. Определение. М., 1974. С. 65 78-
- Гребнев Л. С. Пытаясь мыслить честно. //Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М. :Мгу, 1998. С. 263,267,268.
- Гумницкий Г. Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981-
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1067. Он же. Экономические теории и цели общества. М., 1975.
- Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы философии. 1996. № 5. С. 53.
- Делокаров К. X. О мировоззренческом содержании поиска смысла жизни //Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений /Мат-лы симпозиума. 28 29 мая 1991 г. Нижний Новгород, 1992. С. 52.
- Денисов А. Жизненный уклад современного китайца //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г., /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 300.
- Дериват //Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М.: Наука, 1976. С. 139.
- Деятельность: теория, методология, проблемы /Над чем работают, о чем спорят философы. М., 1990- С. 13
- Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии //Вопросы философии. 1981. № 6.
- Доброхотов А. Л. Онтология //Философский энциклопедичесий словарь. С. 458.
- Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М. Экономика, 1998. С. 16,182
- Дубко Е. Л. Стоимостная концепция моральных ценностей //Вестник Московск. ун-та. Серия 7. Философия. 1995. № 3. С. 43.
- Булгакова. М. :Мгу, 1998. С. 240 241.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев, 1977-
- Иванова Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, 1980-
- Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 241.
- Как была открыта психическая реальность //Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М. -.Политиздат, 1974. С. 88 89.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 227.
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981. С. 52 -59- Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151
- Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1994. С. 123.
- Кемеров В. Е. Метафизика динамика (К вопросу об эволюции метафизики) //Вопросы философии. — 1998. № 8. С. 66 — 67.75.ких науках. М., 1985.
- Клепач А. Н. Философия хозяйства С. Н. Булгакова и философия современной российской экономики // Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М.:Мгу, 1998.С. 188 189.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М&bdquo- 1983. С. 64−75.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 64−75.
- Ключарев Г. А., Кузнецова Л. С. Идея симметрии: ее обоснование и развитие в частных науках //Философские науки. 1990. № 4.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984-
- Козлова К. Б. Институционализм в американской политэкономии: идейно-теоретические основы либерального реформизма. М., 1987.1. С.86−87.
- Колчинский Э.И. Глобальный эволюционизм и проблема «эволюций эволюций» II Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. Л. 1987-
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М.: Наука, 1976. С. 137.
- Кононов И. С. Народные предприятия. М. :ВО Агропромиздат, 1991. С. 3
- Костюк В. Н. История экономических учений. Курс лекций. М. :Центр, 1998. С. 8, 9, 222
- Крутиков Р. И. О методологии исследования молекулярных основ обучения и памяти //Вопросы философии. 1988. № 7. С. 85 86)
- Крушинский А.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960. С. 185- 234.
- Ладенко И. С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем //Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989. С. 13
- Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980- Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1993.
- Леонтьев А. Н. Культура, поведение и мозг человека //Вопросы философии. 1968. № 7. С. 50.
- Леонтьев А.Н. Анализ деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1983-
- Лисичкин Г. Зажиточный работник процветающее государство // Радикальная экономическая реформа. Истоки. Проблемы. Решения. М.: Высшая школа, 1990. С. 495 — 502.
- Лосский Н. О. Условие абсолютного добра. М., 1991. С. 267.
- Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 226.
- Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С. 9 97, 104,
- Майерс Д. Социальная психология. /Пер. с англ. СПб. Литер, 1996. С. 29.
- Макашева Н. А. Новая политэкономия С. Н. Булгакова и методологические споры конца XIX начала XX века // Преодоление времени: по материалам научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М. :МГУ, 1998. С. 213.
- Малахов С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения. //Экономические науки. 1991. № 7.
- Малюгин В. Е. Природа человека: методологические проблемы учений о человеке. Красноярск: Красноярск, ун-т, 1989.С. 6, 139.
- ЮО.Маргулис А. В. Категория деятельности человека // Философские науки. 1975. N2-
- Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. N 10-
- Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 20. С. 495.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд. Т. 13. С. 94, 494.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 19.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. С. 189.
- Юб.Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
- Ю7.Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991. Т. 1: Истоки религии. С. 95.
- Ю8.Микешина Л. А., Опенко М. Ю. Новые образы познания и реальность. М.: РОССПЭН, 1997. С. 200 201.
- Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987-
- Молодежи о политической экономии. / Под ред. В. В. Куликова. М.: Экономика, 1987. С. 88.
- Мостепаненко А. М. Проблема существования в физике //Физическая теория и реальность. Воронеж, 1976. С. 75.
- Мэмфорд Л. Техника и природа человека //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 226 239
- Мюллерт Н. Р. Все под контролем: на пути к электронному абсолютиз-му?//Перспективы информатизации общества. Реферативный сборник. 4.1. М., 1991-
- Неверов В., Теплицкий В. Многоликий «Гемес» стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 65.
- Нелинейные волны. Самоорганизация. М., 1983-
- Несбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е г. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е г. М., 1992
- Николис Г^Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979-
- Новации и их механизмы //Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт Альфа, 1995. С. 107 — 140
- Новая технократическая волна на Западе. М., 1986-
- Номинальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь.М. •.Политиздат, 1979. С. 250.
- Няпинен JI. Я. Философский анализ понятий «организация» и «самоорганизация» в современном научном познании. Авторф. канд. дис. Тарту, 1984-
- Огурцов А. П. Бытие //Философский энциклопедический словарь. М.:
- Советская энциклопедия, 1983. С. 69. 123.0йкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. М.:
- Экономика, 1996. С. 23,30, 32, 85 124.0лдак П. Г. Формирование современного экономического мышления.
- Новосибирск :Наука, 1989. С. 80. 125, Омельяновский М. Э. Диалектика в современной физике. М., 1973. С. 67. 126.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 4. С. 115.
- Осипов А.И. Самоорганизация и хаос: (Очерк неравновеснойтермодинамики). М. :3нание, 1986-
- Осипов Ю. М. Значение философии хозяйства С. Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М.:МГУ, 1998. С. 120, 132.
- Осипов Ю. М. Опыт философии хозяйства. М. Изд-во Московск. ун-та, 1990.
- Павлов Т. Информация, отражение, творчество. М., 1967. С. 19- Жуков Н. И. Информация. Минск, 1971. С. 55-
- Панченко А.И. Самоорганизация и наука: опыт, философского осмысления // Вопросы философии. 1995. № 8.
- Парменид. О природе //Гераклит Эфесский. М., 1937. С. 8 9.
- Перламутров В. П. И хозяин, и работник //Не сметь командовать! От административно-командных к экономическим методам управления. /Под ред. Н. Я. Петракова. М. Экономика, 1990. С. 155.
- Петрушенко JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения. М. :Мысль, 1975-
- Пивоваров Д. В. Реальность //Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. С. 399 404.
- Пипсер Б., Пияшева Л. Собственность и свобода. // Новый мир, 1989, N11.
- Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир //Вопросы философии. 1998. № 3. С. 125.
- Платон. «Государство» 506а 517с, 508d, «Федр» 247с, «Филеб» 28b — 30d, «Парменид» 1 часть
- Платон. Сочинения: В Зт. М., 1969. Т. 3. С. 360 361.
- Платон.Софист//Соч. М., 1970. Т. 2.
- Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка-экономиста) //Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 84 85.
- Плесский Б.В., Уемов А. И. Бюрократизм: теоретико-системные аспекты //Философские науки. 1989. № 5. С. 3 — 10
- Плотников В. И. Соотношение социального и биологического как философская проблема. Автореф. Дис. .докт. филос. Наук. Свердловск, 1980. С. 26.
- Полищук М. Л. В преддверии натиска «третьей волны». Контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. М., 1989-
- Попов В. Д. Экономика плюс педагогика. Очерки об экономическом воспитании молодежи. М. :Молодая гвардия, 1986. С. 130.
- Пригожин И. Переоткрытие времени //Вопросы философии. 1989. № 8.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 10.
- Пригож:ин И., Стенгерс С. Порядок из хаоса. М., 1986- С. 10.
- Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физичес
- Принципы самоорганизации. М., 1966.
- Проблема связей и отношений в материалистической диалектике / Научное издание/Академия наук СССР, Институт философии. М.:Наука, 1990.
- Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантство и сектанство. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1991.
- Пушкин В.Г. Кибернетические.принципы самоорганизации. Л, 1974-
- Раевская Н. Автобанк работа на перспективу стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений. М.: Республика, 1992. С. 124
- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991-
- Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М. :Наука, 1957. С. 288,330
- Растриган Л. А. Адаптация сложных систем. Рига, 1987. С. 46.
- Реальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338.
- Реальность //Краткая философская энциклопедия. М. ¡-Прогресс, 1994. С. 388 389- также: Реальность //Философский словарь. /Сокращ. пер. с нем. М.:Изд-во иностран. лит-ры, 1961. С. 499 — 500
- Реальность //Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 406.
- Реальность //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 572.
- Реальность //Школьный философский словарь /Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др. М.: Просвещение, 1995. С. 23.
- Реальные доходы населения //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979.С. 338 339.
- Рикардо Д. Сочинения. М., 1955. Т. 1. С. 82 83, 87
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 342- 343, 350.
- Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С.65
- Рындина М. Н. Методология буржуазной политической экономии. М., 1969. С. 45−46.
- Рябушинский В. Купечество московское//Былое. 1991. № 2. С. 8.
- Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972-
- Самоорганизация в природе и обществе /Тез. докл. и сообщ. всесоюз. научн. конф. JL, 1988-
- Самоорганизация, организация, управление. М., 1994.
- Самоорганизующие системы. М., 1964- Принципы самоорганизации. М., 1966- Теория саморазвития открытых каталических систем. М., 1969-
- Самуэльсон П. Экономика. М., 1964. С. 431.
- Секст Эмпирик. Против ученых //Соч. М., 1976. Т. 2. С. 251-
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 19.
- Синица В. Ф. Самоорганизация предприятия в рыночных условиях. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Практика хозяйствования и управления», № 12. М. :3нание, 1991-
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов М., 1962. С. 27 29, 232, 332
- Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 88 89-
- Согомонов Ю. Г. Добро и зло. М., 1965. С. 8.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев
- B. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 70.
- Соловьев В. С. Сочинения, 2-е изд.: В 2 т. М. -.Мысль, 1990. Т. 2. С. 330, 306
- Соловьев B.C. Соч. :В 2 т. М. :Мысль, 1990. Т.1. С. 98.
- Соловьев Вл. Письмо Вл. Соловьева к JI. Толстому: О воскресении Христа //Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. I-VI. М.: Информ-Прогресс, 1992. № 5. Октябрь Ноябрь, 1926. С. 75.
- Сорос Джорж. Взгляд со стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 65.
- Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие. /Под ред. Г. В. Оси-пова, JI. Н. Москвичева. М.:Аспект Пресс, 1998. С. 117,128, 129.
- Спасский Б. И. Существует ли необходимость в использовании понятия «физическая реальность» //Философские вопросы квантовой механики. М., 1970. С. 79.
- Стабилизация и выход из кризиса. Об экономической политике Правительства России в вопросах и ответах //Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарий. М. :Республика, 1992.1. C. 67.
- Сталин И. В. Год великого перелома // Соч. Т. 12. С. 129 130.
- Тавризян Г. M. Техника. Культура. Человек. М., 1988
- Тацуно Ш. Стратегия технополисы: Пер. с англ. — М., 1989-
- Творчество //Философская энциклопедия. М. :Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 185.
- Теория саморазвития открытых каталических систем. М., 1969.
- Тимофеев-Ресовский Н. В. Внутрипопуляционные генетические равновесия и их нарушения как основные элементарные явления, лежащие в основе эволюционного процесса // Философские проблемы эволюционной теории. М., 1971. Ч. 1. С. 41 -43.
- Туган-Барановскй М. Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма. 7-е изд. Харьков: Издание Всероссийского Союза Потребительских Обществ, 1919.
- Тутов Л.А. Субъект и объект управления в философии хозяйства // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 1998. С. 100
- Украинцев B.C. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972. С. 68.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 547.
- Философия /Учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М. :Тон/Топе, 1996. С. 155.
- Философия техники в ФРГ. М., 1989.
- Фитуни Л. Африка: кризис заимствованных моделей развития //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношнений. М.: Республика, 1992. С. 226
- Фок В. А., Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н., Бор Н. Можно ли считать, что квантомеханическое описание физической реальности является полным?//Успехи физических наук. М., 1967. Т. 16. Вып. 4. С. 440.
- Форрестер Дж. Динамика развития города. М., 1974. С. 120
- Фролов И. Т. О жизни, смерти и бессмертии //Вопросы философии. 1983. № 1-
- Хайдеггер М. Вопрос о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Хайдеггер М. Вопросы о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 45−46, 88
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 436.
- Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск: ЭКОР, 1994. С. 65−68.
- Чаадаев П.Я. Соч. М., 1989. С. 200 201.
- Чудинов Э. М. Эйнштейновская концепция физической реальности // Физическая теория и реальность. Воронеж, 1976. С. 41.2Ю.Чупров А. И. Речи и статьи. М., 1909. Т. 2. С. 138.
- Шалюгин Б. С. Субъективная реальность: проблема первоначала. Авто-реф. дисс. док. ф. наук. Екатеринбург, 1998. С. 6.
- Шаталов С. С., Гайдар Е. Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М. :Экономика, 1989.С. 51.
- Шеин А. И. Критика экономических теорий правых лейбористов Англии. М., 1975. С. 46.
- Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1998. С. 106- 107.
- Щедровицкий Г. П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности. М., 1968. С. 69
- Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М., 1973-
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1965. Т. 1. С. 620
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 4. С. 138, 542.
- Эллюль Ж. Другая революция //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 147.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. С. 42. ,
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 266.
- Яновская С.Ф. О так называемых «определениях через абстракцию» // Методологические проблемы науки. М., 1972. С. 34 75-
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
- Ясперс К. Современная техника //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 119- 146
- Ястремский И. Н. Человек как субъект рабочего процесса //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 1998. С. 92.
- Bibliotheka Trinitariorum. International Bibliogoraphy of Trinitarian Literature.Munchen. 1984−1988. Vol. 1 -2.
- Boulot A. Structures dissipatives et catastrophes: la redecouverte du monde sensible //Rev. philos. de la France et de l’etranger. P., 1988. Vol. 113. No. 2-
- Capital Movements and Economic Development/ Proceeding of a Conference. Held by International Economic Association. London, 1967. P. 175
- Coulter M.Arthur. An Adventure in Human Development. N.Y.:Prentice-Hall, 1976-
- Druwe U. «Selbstorganisation» in der Sozialwissenschaften //Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. Koln. 1988. Jg.40. H. 4.
- Dynamics in synergetic systems. В., 1980-
- Eigen F. Selforganization of Matter and Evolution of biologocal Macro-moleculas//Naturwissenschaften. 1987. H.10-
- Gutman P. Economic Groth. New York, 1964. P. 127.
- Hancock M., Sioberg G. Politics in the Post-Welfare State. New York, 1972. P. 36.
- Hardin G. Nature and Man’s Fate. N. Y., 1959. P. 42.
- Jantsch E. The Self-organizing Universe. Oxford, 1980-
- Mcluhan M. Understanding Media the Extension of Man. N.Y. 1964, p. 30.
- Modern materialism: Readings on Mind-Body Idetity. N.Y., Chicago, 1969. P. 218.242.0akes, R. God and cosmos: can the «mystery of mysteries» be solved? // Amer. philos. quart. Oxford, 1996. — Vol. 33, N 3. — P. 315 316
- Ritzer G. Sociological Theory. N. Y., 1988. P. 517.
- Russel B. The Principles of Mathematic. London, 1937- 245. Schramm E. Die «Wende» der Systemtheory //Wissenschaft der Wendezeit
- Univrese. N.Y., 1977- 249.Whithead A.W., Russel B. Principia Mathematica. Cambridge. 1935. Vol. 1. P. 37,61.