Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Онтологический аспект исследования экономической реальности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ойкен В. Указ. соч. С. 33. плицируется индивидуальное и общественное мировоззрение, осмысление которого дает возможность отвлечься от «величественности» экономики и декодировать интенцию развития экономической реальности, которая создает такие «тупиковые» проблемы как экологическая катастрофа, истощение ресурсов, войны и т. п. Это предположение основывается на современном наблюдении: так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ СТАТУС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
    • 1. 1. Диспозиционное свойство «экономической реальности»
    • 1. 2. «Эффект синкретичности» как выражение философской определенности экономической реальности
  • ГЛАВА 2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Онтогенез экономической’реальности
    • 2. 2. Онтические «общие сущности» экономической реальности
    • 2. 3. Субъект и объект формирования экономической реальности (онтологический аспект)

Онтологический аспект исследования экономической реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика — традиционная «пограничная» область, где пересекаются интересы многих наук. Обращение к данной теме исследования обусловлено глубоким проникновением семантики экономической реальности в научное, общественное и индивидуальное сознание, но, тем не менее, «экономическая реальность» оказалась малоисследованной.

В общественном сознании «экономическая реальность» присутствует как одна из фор^ эмпирической реальности, когда она отождествляется с естественной жизнедеятельностью общества. Обычно семантические интуиции в экономических публикациях об экономической реальности, как правило, проявляются в контексте представлений об актуальной экономической ситуации. Понятно, что дистанция между обширностью тривиального словоупотребления «экономическая реальность» и научной концепцией огромная, а потребность ее исследования диктуется и научно-экономическими нуждами и философским познанием.

Словосочетание «экономическая реальность» часто звучит в политических дискуссиях, публицистике, вообще в естественной речи и даже достаточно часто употребляется в сугубо экономических исследованиях в некатегориальном значении. Каждое аналитическое рассуждение, касающееся современной экономической ситуации, будь то в плане констатации, диагностики или перспектив развития экономики, подразумевает наличие «экономической реальности». Такие представления вполне правомерны и в этом смысле экономическая наука стоит в ряду других наук, ибо каждая из них оперирует «своими реальностями» — физической, математической, социальной, естественной, психической и т. п.

В латентной форме и без номинации современная экономическая наука оперирует многообразными представлениями об экономической реальности, ее природе, значении и функциях и вводит в свой научный оборот свои «реалии» — реальная заработная плата, реальный доход и т. п. При этом каждая специальная научно-экономическая область охватывает определенные компоненты и типы экономической реальности, и предлагаемые в контексте их концепций ее значения призваны к прояснению своих научно-конкретных задач и интерпретации особенностей конкретных теоретических образований.

Контекст интерпретации «экономическая реальность» непосредственно влияет на политику, идеологию и ее пропаганду, науку, другие сферы интеллектуальной деятельности и, в конечном счете, вообще на социальные отношения. В любой области экономического познания и практической деятельности «экономическая реальность» предстает и как самостоятельный феномен, и как атрибутивная характеристика актуального сущего. Научно-экономическая мысль интуитивно тяготеет к определению экономической реальности как такой реальности, которая была бы очищена от «экономических идеологий» .1 И в этом смысле понятна апелляция мыслителей экономики к «прорыву к экономической действительности» 2 как к некоторому «инвариантному общему стилю» в экономических дискурсах теорий.

Экономическая реальность как бы «растворяется в реальности», хотя научное сообщество ее наличие подразумевает как некоторое отдельное образование и интуитивно осознает, что она обусловливает другие виды реальности — политическую, символи.

1 Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. М.: Экономика, 1996. С. 23.

2 Там же. С. 34 ческую, социальную, знаковую, историческую и другие. С точки зрения формальной логики это означает, что здесь являет себя требование «деления объема понятия» 1, в том случае, когда возникает логическая потребность — разделить понятие «реальность» на видовые понятия. В этой связи актуализируется проблема ин-ституализации экономической реальности в мировоззренческом дискурсе философствования, когда необходимо установить истоки «экономической реальности» в онтических основаниях — тем самым решение проблемы приобретает актуальность принципиального характера.

Здесь мы видим, что в теоретическом контексте актуальной являет себя традиционная научно-экономическая проблема — определения некоторого «объективного» образования, которое могло бы служить в качестве методологического основания оценки и научной интерпретации экономических учений. Например теории рынка, стоимости, потребностей, собственности и другие ключевые теории в экономической науке, возникнув отнюдь не вчера, не находят разрешения своих проблем и сегодня. Оставаясь в рамках собственно экономики, трудно решить многие ее актуальные проблемы, например, осознать причинно-следственные связи, поскольку, как справедливо замечает В. Ойкен, «экономическая действительность и ее взаимосвязи ускользают от непосредственного наблюдения» .2 Здесь мы наблюдаем хорошо известную научную ситуацию, сложившуюся в физической науке и вызывающую теоретическую дискуссию.

По нашему предположению, в гипостазированной «экономической реальности» в концентрированной форме экс.

1 Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М. :Наука, 1976. С. 137.

2Ойкен В. Указ. соч. С. 33. плицируется индивидуальное и общественное мировоззрение, осмысление которого дает возможность отвлечься от «величественности» экономики и декодировать интенцию развития экономической реальности, которая создает такие «тупиковые» проблемы как экологическая катастрофа, истощение ресурсов, войны и т. п. Это предположение основывается на современном наблюдении: так, из благих побуждений развивая экономическую реальность, сегодня наносится непоправимый ущерб экономике России. Как результат формирования новой экономической реальности в общественном сознании происходит переоценка ценностей, которая неизбежно влечет за собой падение нравственности, вызывает социальную напряженность, нарушение преемственности культур, изменяется мировидение индивида. Эти процессы, сопровождая интенсивные изменения экономической реальности, травмируют социальную психику. В этой связи проблема экономической реальности требует специального междисциплинарного исследования, которое, с нашей точки зрения, может рассматриваться как обязательная и необходимая составляющая научно-экономической деятельности.

Это понятие полисемично по причине бивалентности словообразования: в любом случае приходится иметь в виду экономический аспект исследования (как результат способа или искусства ведения хозяйства), что является областью интересов экономической теорииобращение же к «реальности», актуализирует содержательный план отношения «человек — мир», что составляет область интересов философии. Кроме того, экономическая реальность как таковая может рассматриваться в контексте проблемы носителя экономического воздействия, что соотносится с известной философской проблемой субъекта и объекта. И здесь возникает еще одна актуальная поисковая проблема — осмысление сущности" экономической реальности, что влечет поиск разрешения проблемы смысла и цели развития экономической реальности.

Философское обращение к экономической реальности актуально для экономической теории т. к. дает ей возможность преодолеть известную «большую антиномию» (В. Ойкен): развивать теоретический аппарат и не пренебрегать фактами повседневной жизни. Здесь мы имеем дело с общенаучной проблемой: исторически традиционной тенденцией в развитии научного познания является редукция эмпирических исследований в теоретических компендиумах и различных построениях абстрактного характера, что отвечает в наибольшей мере философскому познанию, где формализация знания происходит в наибольших по объему абстракциях. В течение трех столетий постоянный рост объема формализаций в экономической науке в течение трех столетий, развитие ее частных методов, включая математические, и внедрение абстрактно-формализованных образований создает интерес в экономическом научном сообществе к сугубо философским, фило-софско-методологическим и мировоззренческим «срезам» знания как аппликации этих знаний к экономической сфере и как средству оптимизации научного творчества.

Философское исследование данной проблемы актуально и для практической экономики, поскольку создается возможность осознания новых путей развития. Принято справедливо считать, что одним из важнейших аспектов целостного изучения экономических процессов является философский. В этом смысле общеизвестна сентенция Дж. М. Кейнса о том, что «настоящий экономист, знаток своего дела должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом». Использование философских средств в познавательном процессе экономики соответствует общенаучной тенденции синтетического ее рассмотрения с учетом специально-конкретных исследований, что должно способствовать более глубокому осознанию общих тенденций развития и философского и экономического познания, а также синтетическому развитию и практической реализации философского и экономического знания.

Определение экономической реальности является пограничной областью изучения философии и экономики. Здесь важно учитывать то обстоятельство, что реальность (и экономическая реальность) — это исторически подвижный феномен, который не су/ ществует в некотором строгом, неизменном и «чистом виде» и нуждается в постоянном исследовании по мере собственного изменения и развития. Как некоторое гипостазированное образование экономика выходит достаточно часто за пределы человеческого управления и тогда собственно экономика (как способ ведения хозяйства) «вырывается» из-под влияния людей — пример тому «кризис» как гипостазированный фантом, оказывающий драматическое воздействие на человечество. Уже сейчас можно предвидеть, что и последующие поколения мыслящего сообщества будут обращаться к эпифеномену экономической реальности.

В этой проблематике мы избираем онтологический аспект как исходный и наиболее актуальный для обеих наук. Исследование онтического содержания актуально для философской науки: экономическая реальность в мировоззренческом аспекте является фундаментальной при исследовании множества других ее сторонэтической, эстетической, гносеологической и т. п. В человеческой жизнедеятельности — будь то на обыденном или научном уровнефилософско-онтологическим построениям принадлежит важная роль. В каждой сфере человеческой деятельности благодаря им люди осознают свое место в мире, выделяют его существенные связи и устойчивые отношения, систематизируют свои знания и опыт, участвуют в передаче знаний друг другу.

Следовательно, актуальность выбранной темы обусловлена, тем, что с одной стороны, по мере углубления экономического знания возрастает необходимость обновления рефлексивной деятельности ученого-экономиста и использования философских методов в экономической наукес другой стороны, значительные различия в трактовке природы, специфики и оперирования понятием «экономическая реальность» в научно-экономическом познании делают актуальным философский анализ проблемы экономической реальности в современной и философской и экономической науке.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на наличие множества работ сугубо экономического характера и некоторых, посвященных экономике, философских исследований, обращает на себя внимание то, что ни экономисты, ни философы не выделяют проблему экономической реальности как относительно самостоятельную. Конечно, в контексте экономической литературы можно достаточно полно судить о реальной заработной плате, 1 о ВВП в реальном выражении на душу населения2, о реальном ВНП на душу населения, 3 о реальных доходах населения, 4 о реальных ресур

1 См., напр. Реальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338.

2 См., напр.: Фитуни Л. Африка: кризис заимствованных моделей развития //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношнений. М.:Республика, 1992. С. 226.

3 См., напр.: Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск: ЭКОР, 1994. С. 65−68.

4 См., напр.: Реальные доходы населения //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338 — 339. сах, о цене в движении от «видимости» к реальности1 и других, по замечанию В. Ойкена, «экономических реалиях» 2, которые не соотносятся с совокупностью «экономическая реальность». Нет исследовательского «реально-экономического среза» даже в таких общеизвестных фундаментальных работах как «Философия экономики» и «Опыт философии хозяйства» Л. С. Гребнева и «Философия хозяйства» С. Н. Булгакова.

В научной литературе мы находим взаимное замещение (в известном смысле вполне допустимое) «экономической реальности» и «экономической действительности» в некатегориальном значении, 3 также в смысле «экономической повседневности», 4 как «конкретная экономическая жизнь» или «хозяйственная действительность», 5 но вышеуказанная проблемная совокупность «экономическая реальность» в мировоззренческом аспекте исследовалась недостаточно. Фундаментальных работ, посвященных исследованию проблемной совокупности «экономическая реальность» на сегодняшний день нет, хотя контекст указанной реальности в диссипативном выражении присутствует в философском дискурсе экономических учений.

Прибегая к методу окказионального извлечения, отметим, что различные трактовки элементов или компонентов (так сказать, «реалий») экономической реальности, либо экономической ситуации мы находим в трудах Платона, Аристотеля, Г. Лейбница, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Мар

1 Валовой Д. В. Экономика: взгляды разных лет. Становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. М. гНаука, 1989. С. 269.

2 Ойкен В. Указ. соч. С. 133.

3 Ойкен В. Указ. соч. С. 18, 25, 30, 32, 33, 51, 210 -211.

4 Там же. С. 40.

5 Там же. С. 40. кса, С. Булгакова, В. Соловьева и др. Экономическая реальность в социальном и нравственном аспектах подразумевается в экономической мысли Древней Руси (например, в «Домострое» и др.) и на основе окказиональных извлечений ее можно реконструировать сравнительно-историческими методами, но сегодня нет и таких специальных работ.

В сравнении с другими науками, где ученое сообщество оперирует понятиями физической, социальной, математической, поэтической и другими понятиями реальностей, в экономической науке наблюдается некоторое «отставание» в этой области.

Объектом исследования, таким образом, является имеющееся противоречие между наличием глубокого и обширного дискурса экономической реальности в общественном и научно-экономическом сознании и недостаточной изученностью, по нашему мнению, собственно феномена экономической реальности, где вычленяется предмет исследования — онтология экономической реальности.

В соответствии с вышеозначенной проблемой, нами формулируется цель работы: исследовать онтологический аспект экономической реальности и, тем самым, заложить основание для последующего развития философского познания других сторон и аспектов экономической реальности и ее соотношений с социальной, политической, правовой, нормативно-нравственной и другими видами реальности, которыми уже оперирует научное сообщество.

Для реализации основной цели потребовалось решение ряда задач:

1. Установить место «экономической реальности» относительно онтологической совокупности «реальность» и «бытие» .

2. Исследовать «эффект синкретичности» экономической реальности как выражение философской определенности экономической реальности.

3. Исследовать онтогенез экономической реальности.

4. Выявить онтические «общие сущности» экономической реальности.

5. Определить субъект/объект экономической реальности в онтологическом аспекте исследования.

Структура диссертации разработана в соответствии с основной целью и конкретными задачами: в первой главе осмысливается философский статус экономической реальности, во второйпредлагается нарратив (а) ее онтогенеза, (б) структуры «общих сущностей» и (в) результаты исследования субъекта и объекта экономической реальности в онтологическом плане.

Научная новизна двуаспектна в связи с философско-экономической спецификой исследования.

Предпринята попытка определить философский статус экономической реальности, в структуре философского знания и развернуть концепцию экономической реальности в онтологической форме, представляющую ее онтогенез, макроструктуру, субъект и объект.

Вместе с введением в экономическое знание концепции экономической реальности открываются перспективы исследований конкретно-исторических экономических реальностей и определения с этих позиций сущности различных экономических теорий и учений.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в философском осмыслении экономической реальности, в расширении философского инструментария посредством введения в активный научный оборот понятия экономической реальности как гипотетического видения места человека в мире и результатов его деятельности.

Обоснование концептуальных подходов к определению экономической реальности значимо для экономической теории, практической экономики, для преподавания экономических дисциплин, которые, обретая философские основания, имеет значительно больше шансов на системность и эффективность.

Результаты исследования могут использоваться в философских и прикладных экономических исследованиях, при уточнении категориально-понятийного аппарата экономических теорий и в практике преподавания философии и экономики.

Методология исследования базируется на историко-философских традициях (в русле персоналий Протагор — ПлатонАристотель — Г. Гегель — К. Маркс — В. Соловьев — С. Булгаков — Н. Бердяев и др.), на сопоставлении современных дефиниций миро-воззренческо-онтологического характера, в контексте теории самоорганизации (синергетики), принципа единства исторического и логического, принципа единства мира, использовании методов окказионального извлечения, движения от абстрактного к конкретному, сравнительно-исторического, аналогии и других приемов познания, необходимых для междисциплинарных исследований.

В качестве эмпирической базы исследования окказионально использовались работы классиков экономических теорий (Смит, Рикардо, Маркс, Кейнс, Ойкен и др.), философов и исследователей экономики.

Апробация работы. Результаты исследований прошли практическую проверку. Материалы работы использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами по курсам экономической теории и истории экономических учений в Челябинском государственном педагогическом университете и Челябинском институте Московского государственного университета коммерции.

Материалы диссертации явились основой выступления автора на конференциях, посвященных проблемам теории и практики экономического воспитания (Челябинск, 1970), эффективного использования трудовых ресурсов и экономики образования (Москва, 1969), формирования и использования трудовых ресурсов (Челябинск, 1971), российским проблемам реформ (Челябинск, 1998), подготовки специалистов высшей квалификации (Челябинск, 1999), философским и политологическим аспектам модернизации российского общества (Челябинск, 1999).

Материалы и рукопись диссертации обсуждались на заседаниях кафедр экономической теории Челябинского государственного педагогического университета, кафедр философии Челябинского института Московского государственного университета коммерции и Магнитогорского педагогического института.

По теме диссертации опубликованы 8 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экономическая ситуация в современном Отечестве не может не привлекать внимание мыслящего сообщества по причине ее непосредственного влияния на все стороны индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Обращение к ней специалистов различных отраслей знания вполне объяснимо и оправдано: экономика есть «пограничная» область, где пересекаются интересы многих наук.

В философском видении проблема включает в себя объем вопросов осознания ее актуального состояния, диагноза и прогноза развития, который концентрируется в проблеме определения феномена /'экономическая реальность". С тем, чтобы проникнуть в глубины ее проблематики необходимо обращение к основаниям ее статута, а это уже конкретизирует в себе проблему фундаментального характера — установить онтогенез экономической реальности.

Исследовательский пафос поддерживался на основе гипотезы — разработка фундаментальной проблемы определения онтиче-ских оснований и онтогенеза экономической реальности даст возможность «развернуть» философские интересы по другим направлениям — исследований гносеологических, аксиологических и других аспектов и сфер экономической реальности. Поэтому все исследование сконцентрировано на двух, как диссертанту представляется, фундаментальных вопросах онтического характера: определения места и генезиса экономической реальности.

Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе экономической реальности в онтологическом аспекте.

Автору видится дальнейшее развитие философских исследований экономической реальности по различным направлениям. В.

124 первую очередь следовало бы назвать «гносеологическое направление», продвигаясь по которому можно бы прийти к решению проблемы «дешифровки» или «переосмысления» экономических учений. Второе актуальное исследовательское направление видится в аспекте аксиологии, продвижение по которому позволило бы выйти на многие практические вопросы экономики, например, проблемы ограниченности ресурсов, которая ныне горячо дискутируется. Третье направление — мировоззренческий аспект экономической реальности, где открывается обширное проблемное поле анализа актуального состояния практической экономики и экономических теорий.

В результате решения ряда исследовательских задач диссертант пришел к выводам, которые выносятся на защиту:

1. В онтологическом аспекте «экономическую реальность» правомерно интерпретировать в контексте субстратной и эссен-циальных семантик. Как субстратное образование экономическая реальность есть одна из составляющих бытия. В контексте эссен-циальной семантики экономическая реальность есть результат «ведения хозяйства» (экономики) и, тем самым, есть одна из функционально составляющих жизнедеятельности людей. Философский статус экономической реальности обретается в интенции научного сообщества к деидеологизации экономической деятельности и научно-экономического познания, экстраполяции гипостазированных феноменов чувственных переживаний, институали-зации технократических феноменов в качестве онтических.

2. Экономическая реальность есть феномен бытия, его частный случай как и другие реальности (социальная, физическая, политическая, виртуальная и др.).

Проблема определения экономической реальности как некоторой относительно самостоятельного вида реальности в ряду других (социальной, физической, биологической и т. п.) соотносится с проблемой определений в дискурсе теории иерархии типов (Рассел) и традиции эссенциалистской логики (Аристотель).

3. Онтогенез экономической реальности возможно инсти-туировать как историческую и актуальную форму обеспечения витальных, экзистенциальных и эссенциальных неосознанных дериватов. Указанные дериваты наличествуют в глубинах бытия, трансформируются и их реализация в масштабах общества формирует макроструктуру экономической реальности: витальную, экзистенциальную и эссенциальную сферы самообеспечения общества.

С точки зрения теории самоорганизации витальная сфера является аттракционной в экономической реальности, экзистенциальная — бифуркационной. Эссенциальная сфера является наиболее противоречивой, где происходит инновационный процесс развития и, равно, осуществляются флуктационные процессы.

4. Элементарные свойства экономии формируются в «глубинах» бытия — исторически первой формой экономической реальности выступает обмен результатами энергетических затрат. Человек унаследовал витальные и экзистенциальные дериваты жизнеобеспечения и это наследование человек подверг качественной метаморфозе, реализуя их в эссенциальной (творческой) сфере.

Творческий потенциал человека реализуется в процессе экономической деятельности путем инновационного созидания. В новации кристализуется творческая предметно-преобразующая деятельность.

5. С онтологической точки зрения субъект экономической реальности — это одна из форм разрешенного бытия, генетическим признаком которой является трансформация свойства онтической спонтанности движения в сознательную творческую деятельность человека в процессе регулирования обменом результатами энергетических затрат. Объект экономической реальности — обеспечение витальной, экзистенциальной и эссенциальной сфер существования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоволновые процессы в системах с диффузией. Горький. 1981-
  2. Л. Г. Проблема физической реальности. М. 1973. С. 10.
  3. Аристотель. Мет. У 8, 1039а, 17, XII 1, 1042а 12 13, 1078 В 25 — 26
  4. Аристотель. Метафизика. //Соч. М., 1976. Т. 1. С. 156.
  5. Аристотель. Никомахова этика. 1145 а.
  6. Аристотель. О душе, 412а 21
  7. Аристотель. Физика. М., 1937. С. 9 10.
  8. Ю.Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля //Вопросы философии. 1995. № 1.
  9. П.Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики //Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 55, 56.
  10. В. В., Дышлевый П. С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев, 1974. С. 20
  11. Н.Баталов Э. Я. Единство в многообразии принцип живого мира//Вопросы философии. 1990. № 8. С. 22.
  12. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип //Проблема человека в современной философии. М., 1968-
  13. Э. С. Теоретическая биология. М., 1935. С. 19.
  14. А. Символизм // Андрей Белый. Символизм как миропонимание (Мыслители XX века)./Сост., ступ. ст. и прим. JI. А. Сугай. М.:Республика, 1994. С. 257
  15. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ.Л., 1929. С. 30.
  16. Н. А. Смысл творчества //Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. :Правда, 1989. С. 355, 356, 359, 364, 367.
  17. Н. А. Философия свободы. М., 1911. С. 71
  18. Л. С. Перестройка экономического мышления. М.:Политиздат, 1990. С. 27,33.
  19. B.C. Предпосылки и начало самоорганизации //Философские науки. 1988. № 10. С. 105-
  20. B.C., Ковалев В. С. К методологическому анализу временного аспекта процесса самоорганизации //Философские науки. 1982. № 2-
  21. Г. М. Проблемы диалога и сотрудничества с немарксистской философией. Челябинск, 1991. С. 11 -13, 18, 74 75
  22. М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры. М. :Республика, 1995. С. 30
  23. Л. П. Человек, деятельность и общение. М., 1978.
  24. С. Н Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993.Т.1.С. 162.
  25. С. Н. Очерки по истории экономических учений. М., 1918. С. 132.
  26. С. Н. Очерки по истории экономических учений. С. 115
  27. С. Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 25,32,59
  28. С. Н. Сочинения: В 2 т. М. :Наука, 1993. Т. 1. С.
  29. С. Н. Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т.1. С. 53−55, 60.
  30. С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 41, 111, 137, 168, 173,216,217.
  31. Булгаков С. Н Философия хозяйства //Булгаков С. Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. T.l. С.47−308-
  32. Д. Философия деятельности //Вопросы философии. 1996. № 5.
  33. Д. В. Экономика: взгляды разных лет. Становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. М.:Наука, 1989. С. 269
  34. В. И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. С. 22.
  35. Н. Мое отношение к кибернетике. М., 1969. С. 16
  36. А. Д. Приключения объективной реальности. (Об отношениях внешнего и внутреннего мира). М. :МИФИ, 1993. С. 64 65.
  37. JI. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 29, 499.
  38. Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 4. С. 306.
  39. Г. В. Ф. Наука логики. М., 1971. С. 155.
  40. Г. В. Ф. Наука логики. М., 1971. С. 155.
  41. Г. В. Ф. Философская пропедевтика //Гегель Г. Работы разных лет. В 2 гг. М. :Мысль, 1971. Т. 2. С. 152.
  42. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 тт. М. :Наука, 1975. Т. 1.С. 230.
  43. К. Об уме. М., 1938. С. 231.
  44. . Политическая экономия настоящего и будущего. СПб, 1960. С. 19.
  45. Т. Избранные произведения. М., 1964. Т. 2. С. 192.
  46. Д.П. Обобщение и познание. М., 1985. С. 33 44.
  47. Д.П. Определение. М., 1974. С. 65 78-
  48. Л. С. Пытаясь мыслить честно. //Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М. :Мгу, 1998. С. 263,267,268.
  49. Г. Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981-
  50. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1067. Он же. Экономические теории и цели общества. М., 1975.
  51. В. В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы философии. 1996. № 5. С. 53.
  52. К. X. О мировоззренческом содержании поиска смысла жизни //Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений /Мат-лы симпозиума. 28 29 мая 1991 г. Нижний Новгород, 1992. С. 52.
  53. А. Жизненный уклад современного китайца //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г., /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 300.
  54. Дериват //Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М.: Наука, 1976. С. 139.
  55. Деятельность: теория, методология, проблемы /Над чем работают, о чем спорят философы. М., 1990- С. 13
  56. О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии //Вопросы философии. 1981. № 6.
  57. А. Л. Онтология //Философский энциклопедичесий словарь. С. 458.
  58. С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М. Экономика, 1998. С. 16,182
  59. Е. Л. Стоимостная концепция моральных ценностей //Вестник Московск. ун-та. Серия 7. Философия. 1995. № 3. С. 43.
  60. . М. :Мгу, 1998. С. 240 241.
  61. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. Киев, 1977-
  62. Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, 1980-
  63. Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 241.
  64. Как была открыта психическая реальность //Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М. -.Политиздат, 1974. С. 88 89.
  65. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 227.
  66. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981. С. 52 -59- Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151
  67. В. Е. Введение в социальную философию. М., 1994. С. 123.
  68. В. Е. Метафизика динамика (К вопросу об эволюции метафизики) //Вопросы философии. — 1998. № 8. С. 66 — 67.75.ких науках. М., 1985.
  69. А. Н. Философия хозяйства С. Н. Булгакова и философия современной российской экономики // Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М.:Мгу, 1998.С. 188 189.
  70. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М&bdquo- 1983. С. 64−75.
  71. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 64−75.
  72. Г. А., Кузнецова Л. С. Идея симметрии: ее обоснование и развитие в частных науках //Философские науки. 1990. № 4.
  73. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984-
  74. К. Б. Институционализм в американской политэкономии: идейно-теоретические основы либерального реформизма. М., 1987.1. С.86−87.
  75. Э.И. Глобальный эволюционизм и проблема «эволюций эволюций» II Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. Л. 1987-
  76. Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М.: Наука, 1976. С. 137.
  77. И. С. Народные предприятия. М. :ВО Агропромиздат, 1991. С. 3
  78. В. Н. История экономических учений. Курс лекций. М. :Центр, 1998. С. 8, 9, 222
  79. Р. И. О методологии исследования молекулярных основ обучения и памяти //Вопросы философии. 1988. № 7. С. 85 86)
  80. А.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960. С. 185- 234.
  81. И. С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем //Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989. С. 13
  82. В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980- Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1993.
  83. А. Н. Культура, поведение и мозг человека //Вопросы философии. 1968. № 7. С. 50.
  84. А.Н. Анализ деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1983-
  85. Г. Зажиточный работник процветающее государство // Радикальная экономическая реформа. Истоки. Проблемы. Решения. М.: Высшая школа, 1990. С. 495 — 502.
  86. Н. О. Условие абсолютного добра. М., 1991. С. 267.
  87. С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 226.
  88. К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С. 9 97, 104,
  89. Д. Социальная психология. /Пер. с англ. СПб. Литер, 1996. С. 29.
  90. Н. А. Новая политэкономия С. Н. Булгакова и методологические споры конца XIX начала XX века // Преодоление времени: по материалам научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М. :МГУ, 1998. С. 213.
  91. С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения. //Экономические науки. 1991. № 7.
  92. В. Е. Природа человека: методологические проблемы учений о человеке. Красноярск: Красноярск, ун-т, 1989.С. 6, 139.
  93. ЮО.Маргулис А. В. Категория деятельности человека // Философские науки. 1975. N2-
  94. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. N 10-
  95. Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 20. С. 495.
  96. К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд. Т. 13. С. 94, 494.
  97. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 19.
  98. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. С. 189.
  99. Юб.Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
  100. Ю7.Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991. Т. 1: Истоки религии. С. 95.
  101. Ю8.Микешина Л. А., Опенко М. Ю. Новые образы познания и реальность. М.: РОССПЭН, 1997. С. 200 201.
  102. Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987-
  103. Молодежи о политической экономии. / Под ред. В. В. Куликова. М.: Экономика, 1987. С. 88.
  104. А. М. Проблема существования в физике //Физическая теория и реальность. Воронеж, 1976. С. 75.
  105. Л. Техника и природа человека //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 226 239
  106. Н. Р. Все под контролем: на пути к электронному абсолютиз-му?//Перспективы информатизации общества. Реферативный сборник. 4.1. М., 1991-
  107. В., Теплицкий В. Многоликий «Гемес» стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 65.
  108. Нелинейные волны. Самоорганизация. М., 1983-
  109. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е г. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е г. М., 1992
  110. Николис Г^Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979-
  111. Новации и их механизмы //Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт Альфа, 1995. С. 107 — 140
  112. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986-
  113. Номинальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь.М. •.Политиздат, 1979. С. 250.
  114. JI. Я. Философский анализ понятий «организация» и «самоорганизация» в современном научном познании. Авторф. канд. дис. Тарту, 1984-
  115. А. П. Бытие //Философский энциклопедический словарь. М.:
  116. Советская энциклопедия, 1983. С. 69. 123.0йкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. М.:
  117. Экономика, 1996. С. 23,30, 32, 85 124.0лдак П. Г. Формирование современного экономического мышления.
  118. Новосибирск :Наука, 1989. С. 80. 125, Омельяновский М. Э. Диалектика в современной физике. М., 1973. С. 67. 126.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 4. С. 115.
  119. А.И. Самоорганизация и хаос: (Очерк неравновеснойтермодинамики). М. :3нание, 1986-
  120. Ю. М. Значение философии хозяйства С. Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление времени: по материалам международной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова. М.:МГУ, 1998. С. 120, 132.
  121. Ю. М. Опыт философии хозяйства. М. Изд-во Московск. ун-та, 1990.
  122. Т. Информация, отражение, творчество. М., 1967. С. 19- Жуков Н. И. Информация. Минск, 1971. С. 55-
  123. А.И. Самоорганизация и наука: опыт, философского осмысления // Вопросы философии. 1995. № 8.
  124. Парменид. О природе //Гераклит Эфесский. М., 1937. С. 8 9.
  125. В. П. И хозяин, и работник //Не сметь командовать! От административно-командных к экономическим методам управления. /Под ред. Н. Я. Петракова. М. Экономика, 1990. С. 155.
  126. JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения. М. :Мысль, 1975-
  127. Д. В. Реальность //Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. С. 399 404.
  128. ., Пияшева Л. Собственность и свобода. // Новый мир, 1989, N11.
  129. М. Позитивизм и реальный внешний мир //Вопросы философии. 1998. № 3. С. 125.
  130. Платон. «Государство» 506а 517с, 508d, «Федр» 247с, «Филеб» 28b — 30d, «Парменид» 1 часть
  131. Платон. Сочинения: В Зт. М., 1969. Т. 3. С. 360 361.
  132. Платон.Софист//Соч. М., 1970. Т. 2.
  133. Д. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка-экономиста) //Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 84 85.
  134. .В., Уемов А. И. Бюрократизм: теоретико-системные аспекты //Философские науки. 1989. № 5. С. 3 — 10
  135. В. И. Соотношение социального и биологического как философская проблема. Автореф. Дис. .докт. филос. Наук. Свердловск, 1980. С. 26.
  136. М. Л. В преддверии натиска «третьей волны». Контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада. М., 1989-
  137. В. Д. Экономика плюс педагогика. Очерки об экономическом воспитании молодежи. М. :Молодая гвардия, 1986. С. 130.
  138. И. Переоткрытие времени //Вопросы философии. 1989. № 8.
  139. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 10.
  140. Пригож:ин И., Стенгерс С. Порядок из хаоса. М., 1986- С. 10.
  141. И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физичес
  142. Принципы самоорганизации. М., 1966.
  143. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике / Научное издание/Академия наук СССР, Институт философии. М.:Наука, 1990.
  144. Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантство и сектанство. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1991.
  145. В.Г. Кибернетические.принципы самоорганизации. Л, 1974-
  146. Н. Автобанк работа на перспективу стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений. М.: Республика, 1992. С. 124
  147. А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991-
  148. . Человеческое познание: его сферы и границы. М. :Наука, 1957. С. 288,330
  149. Л. А. Адаптация сложных систем. Рига, 1987. С. 46.
  150. Реальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338.
  151. Реальность //Краткая философская энциклопедия. М. ¡-Прогресс, 1994. С. 388 389- также: Реальность //Философский словарь. /Сокращ. пер. с нем. М.:Изд-во иностран. лит-ры, 1961. С. 499 — 500
  152. Реальность //Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 406.
  153. Реальность //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 572.
  154. Реальность //Школьный философский словарь /Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др. М.: Просвещение, 1995. С. 23.
  155. Реальные доходы населения //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979.С. 338 339.
  156. Д. Сочинения. М., 1955. Т. 1. С. 82 83, 87
  157. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 342- 343, 350.
  158. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С.65
  159. М. Н. Методология буржуазной политической экономии. М., 1969. С. 45−46.
  160. В. Купечество московское//Былое. 1991. № 2. С. 8.
  161. Г. Науки об искусственном. М., 1972-
  162. Самоорганизация в природе и обществе /Тез. докл. и сообщ. всесоюз. научн. конф. JL, 1988-
  163. Самоорганизация, организация, управление. М., 1994.
  164. Самоорганизующие системы. М., 1964- Принципы самоорганизации. М., 1966- Теория саморазвития открытых каталических систем. М., 1969-
  165. П. Экономика. М., 1964. С. 431.
  166. Секст Эмпирик. Против ученых //Соч. М., 1976. Т. 2. С. 251-
  167. . Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 19.
  168. В. Ф. Самоорганизация предприятия в рыночных условиях. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Практика хозяйствования и управления», № 12. М. :3нание, 1991-
  169. А. Исследование о природе и причинах богатства народов М., 1962. С. 27 29, 232, 332
  170. А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 88 89-
  171. Ю. Г. Добро и зло. М., 1965. С. 8.
  172. В. С. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев
  173. B. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 70.
  174. В. С. Сочинения, 2-е изд.: В 2 т. М. -.Мысль, 1990. Т. 2. С. 330, 306
  175. B.C. Соч. :В 2 т. М. :Мысль, 1990. Т.1. С. 98.
  176. Вл. Письмо Вл. Соловьева к JI. Толстому: О воскресении Христа //Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. I-VI. М.: Информ-Прогресс, 1992. № 5. Октябрь Ноябрь, 1926. С. 75.
  177. Сорос Джорж. Взгляд со стороны //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М. :Республика, 1992. С. 65.
  178. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие. /Под ред. Г. В. Оси-пова, JI. Н. Москвичева. М.:Аспект Пресс, 1998. С. 117,128, 129.
  179. . И. Существует ли необходимость в использовании понятия «физическая реальность» //Философские вопросы квантовой механики. М., 1970. С. 79.
  180. Стабилизация и выход из кризиса. Об экономической политике Правительства России в вопросах и ответах //Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарий. М. :Республика, 1992.1. C. 67.
  181. И. В. Год великого перелома // Соч. Т. 12. С. 129 130.
  182. Г. M. Техника. Культура. Человек. М., 1988
  183. Ш. Стратегия технополисы: Пер. с англ. — М., 1989-
  184. Творчество //Философская энциклопедия. М. :Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. С. 185.
  185. Теория саморазвития открытых каталических систем. М., 1969.
  186. Тимофеев-Ресовский Н. В. Внутрипопуляционные генетические равновесия и их нарушения как основные элементарные явления, лежащие в основе эволюционного процесса // Философские проблемы эволюционной теории. М., 1971. Ч. 1. С. 41 -43.
  187. Туган-Барановскй М. Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма. 7-е изд. Харьков: Издание Всероссийского Союза Потребительских Обществ, 1919.
  188. Л.А. Субъект и объект управления в философии хозяйства // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 1998. С. 100
  189. B.C. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972. С. 68.
  190. Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 547.
  191. Философия /Учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М. :Тон/Топе, 1996. С. 155.
  192. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
  193. Л. Африка: кризис заимствованных моделей развития //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношнений. М.: Республика, 1992. С. 226
  194. Фок В. А., Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н., Бор Н. Можно ли считать, что квантомеханическое описание физической реальности является полным?//Успехи физических наук. М., 1967. Т. 16. Вып. 4. С. 440.
  195. Дж. Динамика развития города. М., 1974. С. 120
  196. И. Т. О жизни, смерти и бессмертии //Вопросы философии. 1983. № 1-
  197. М. Вопрос о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  198. М. Вопросы о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 45−46, 88
  199. М. Время и бытие. М., 1993. С. 436.
  200. Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск: ЭКОР, 1994. С. 65−68.
  201. П.Я. Соч. М., 1989. С. 200 201.
  202. Э. М. Эйнштейновская концепция физической реальности // Физическая теория и реальность. Воронеж, 1976. С. 41.2Ю.Чупров А. И. Речи и статьи. М., 1909. Т. 2. С. 138.
  203. . С. Субъективная реальность: проблема первоначала. Авто-реф. дисс. док. ф. наук. Екатеринбург, 1998. С. 6.
  204. С. С., Гайдар Е. Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М. :Экономика, 1989.С. 51.
  205. А. И. Критика экономических теорий правых лейбористов Англии. М., 1975. С. 46.
  206. Т. Социальная психология. / Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1998. С. 106- 107.
  207. Г. П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности. М., 1968. С. 69
  208. М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М., 1973-
  209. А. Собрание научных трудов. М., 1965. Т. 1. С. 620
  210. А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 4. С. 138, 542.
  211. . Другая революция //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 147.
  212. Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. С. 42. ,
  213. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 266.
  214. С.Ф. О так называемых «определениях через абстракцию» // Методологические проблемы науки. М., 1972. С. 34 75-
  215. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  216. К. Современная техника //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 119- 146
  217. И. Н. Человек как субъект рабочего процесса //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 3. 1998. С. 92.
  218. Bibliotheka Trinitariorum. International Bibliogoraphy of Trinitarian Literature.Munchen. 1984−1988. Vol. 1 -2.
  219. Boulot A. Structures dissipatives et catastrophes: la redecouverte du monde sensible //Rev. philos. de la France et de l’etranger. P., 1988. Vol. 113. No. 2-
  220. Capital Movements and Economic Development/ Proceeding of a Conference. Held by International Economic Association. London, 1967. P. 175
  221. Coulter M.Arthur. An Adventure in Human Development. N.Y.:Prentice-Hall, 1976-
  222. U. «Selbstorganisation» in der Sozialwissenschaften //Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. Koln. 1988. Jg.40. H. 4.
  223. Dynamics in synergetic systems. В., 1980-
  224. Eigen F. Selforganization of Matter and Evolution of biologocal Macro-moleculas//Naturwissenschaften. 1987. H.10-
  225. Gutman P. Economic Groth. New York, 1964. P. 127.
  226. Hancock M., Sioberg G. Politics in the Post-Welfare State. New York, 1972. P. 36.
  227. Hardin G. Nature and Man’s Fate. N. Y., 1959. P. 42.
  228. Jantsch E. The Self-organizing Universe. Oxford, 1980-
  229. Mcluhan M. Understanding Media the Extension of Man. N.Y. 1964, p. 30.
  230. Modern materialism: Readings on Mind-Body Idetity. N.Y., Chicago, 1969. P. 218.242.0akes, R. God and cosmos: can the «mystery of mysteries» be solved? // Amer. philos. quart. Oxford, 1996. — Vol. 33, N 3. — P. 315 316
  231. Ritzer G. Sociological Theory. N. Y., 1988. P. 517.
  232. Russel B. The Principles of Mathematic. London, 1937- 245. Schramm E. Die «Wende» der Systemtheory //Wissenschaft der Wendezeit
  233. . N.Y., 1977- 249.Whithead A.W., Russel B. Principia Mathematica. Cambridge. 1935. Vol. 1. P. 37,61.
Заполнить форму текущей работой