Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманитарное мышление (в силу наличия в нем двух различных плановнаучного «уразумения» и «человеческого проникновения», анализа и диалога) в качестве основы обновляющегося сознания, в качестве методологического подхода к изучению системы «человек — природа» позволяет, на наш взгляд, выполнять человеку его нелегкое предназначение «скрепы мира» сохранять и поддерживать целостность и полноту… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философский анализ понятия духовной культуры личности
    • 1. 1. Культура, общество и личность. Философский анализ понятий
    • 1. 2. Сущность духовности. Анализ основных подходов
    • 1. 3. Ценностые ориентации в структуре личности и духовная культура личности как ценность
  • Глава 2. Гуманитарное образование как ценность и социальный институт
    • 2. 1. Гуманитарное образование как социальный институт
    • 2. 2. Гуманитарное образование как ценность
    • 2. 3. Влияние гуманитарного образования на развитие духовной культуры личности

Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют профессиональных философов, социологов, историков и психологов вновь обращаться к проблеме духовности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовной культуры личности. Именно с ней связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества и человечества.

Россия переживает духовно-нравственный кризис, который находит свое отражение во всех сферах общественной жизни, в функционировании всех социальных институтов. Распад Советского Союза, этнические конфликты, переросшие в отдельных регионах в гражданскую войну, обнищание значительной массы граждан, растущие контрасты между богатством и бедностью, распад мировой системы социализма, угроза распада самой России — таковы лишь немногие реалии нашей жизни. Все это привело к коренным изменениям общества, в котором мы живем, в его ценностях, нравственных устоях. В условиях глубокого социального и экономического кризиса разрушается привычная уверенность в будущем, переосмысливается прошлое, меняются модели поведения в настоящем, личность утрачивает прежнюю убежденность в своей причастности к большим социальным общностям и группам, переосмысливает представление о своем положении в системе общественных связей. В общественном сознании сложился своеобразный ценностный вакуум, который в наибольшей степени оказывает влияние на молодежь, находящуюся на пороге самостоятельной жизни.

В этих условиях большое влияние уделяется образованию, которое по своей сути работает на будущее, закладывает основы для общественных изменений, предопределяя в большей мере его развитие. Именно образование как наиболее технологическая и изменчивая сторона человеческой культуры «держит руку на пульсе» человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Социальный заказ, который стоит сегодня перед образовательными институтами, можно сформулировать в самой общей форме как формирование инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей об те культурной компетентностью, ответственной за общезначимые (кардинальные) ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей. Таким образом, упор делается в первую очередь на развитие духовности личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, уже на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Новая концепция образования должна базироваться на таких гуманистических принципах, как личностно-юриентированный подход к организации всего образовательного процесса, понимание учащегося как субъекта педагогической деятельности, диалогичность как способ реализации межличностных отношений в педагогическом процессе, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности обучаемых, системность и целостность учебного процесса и педагогической деятельности и личностисак их субъекта.

Невозможно разрабатывать необходимую сегодня педагогику без гуманитаризации образования, без выявления гуманитарной составляющей всего учебного процесса. Именно поэтому вопросы гуманитаризации российской системы образования не потеряли своей актуальности. Необходимо специальное рассмотрение концепции гуманитаризации образования, специфики гуманитарного образования, его ценности как для отдельной I личности так и для общества в целом, а также всего круга вопросов, непосредственно к нему относящихся, и, в первую очередь, проблемы духовности как того центра, вокруг которого группируются идеи гуманизма, культуры, личности.

В настоящее время имеется большое количество монографий и журнальных публикаций, в которых рассматривается духовная культура личности, пути ее формирования, а также ее влияние на судьбы людей и общества. Много работ посвящено анализу процессов, происходящих в образовании, представляющих собой осмысление и обобщение опыта работы по гуманизации и гуманитаризации образования. Но это, однако, не позволяет считать эти проблемы бесспорно решенными и всесторонне раскрытыми. Степень разработанности проблемы. Исследование духовности во всем ее разнообразии содержания и форм в русской культуре имеет давнюю традицию. В философии это исследования В. С. Соловьева, С. J1. Франка, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Э. В. Ильенкова и многих другихв литературепроизведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем эстетического и нравственного образования внесли психологи и педагоги Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н, Узнадзе, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

В основе новой философской образовательной парадигмы лежат труды таких разных авторов как Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, Д. Дьюи и М. Бубер, Л. Шестов, Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Э. В Ильенков и М. К. Мамардашвили, В. С. Библер и Г. П. Щедровицкий. Большой вклад в разработку проблем философии образования внесли отечественные ученые Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин, В. В. Краевский, Е. С. Ляхович, И. В. Захаров, Н. Н. Пахомов, В. А. Дмитриенко, В. М. Розин, Н. С. Розов, Н. С. Ладыжец, В. Д. Шадриков, Л. В. Хазова, и другие.

Попытки определить место проблем образования в контексте будущего мировой цивилизации с учетом динамичных перемен, происходящих в жизни общества, были предприняты в докладах, подготовленных по заказу ЮНЕСКО в 70−80-х годах. Среди других исследований, посвященных образованию, наиболее значителен доклад Римского клуба «Нет пределов обучению», подготовленный в 1979 г. Д. Боткиным, М. Эльмандирой, М. Малитцем. В нем определялась роль и место образования в решении глобальных проблем современности, а так же в преодолении разрыва, возникшего между человеком и созданной им цивилизацией.

Соотнесенность образования с культурным контекстом, с культурными ценностями общества исследуют А. Майер, М. Мид, J1. Г. Олех, Г. И. Пегрова, Н. С. Розов, В. Л. Рабинович. В работах О. В. Долженко, Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова, В. М. Розина образование рассматривается включенным в личностные смыслы человека.

Значительный вклад в основание теории ценностей внесли американские и западно — европейские ученые. Т. Parsons, Y. W. Allport, Р.Е. Vernon, F. Adler,.

C. Morris, W. R. Catton, C. Kluchohn, L. L. Thurstone, M. Rokeach, H. D. Lasswell,.

D. Riesman и другие.

Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н. Н. Андреевой, Н. Я Голубковой, JI. Г. Новиковой, С. Ф. Анисимова, С. И. Григорьева, М. Н. Громова, А. Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, А. М. Гендина, В. Т. Лисовского, В. Г. Немировского, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубина, М. X. Титма, Л. К. Уледова, А. И. Шенурика, П. Н. Якобсона, В. А. Ядова и других.

Исследованию непосредственно образовательных ценностей посвящены работы современных ученых: В. М. Розина, Н. С. Розова, О. В. Долженко, Л. В. Хазовой.

Различные стороны гуманизации как важнейшего принципа развития образования были рассмотрены в трудах российских авторов начала XX века:

В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерева, М. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева. Принципиальные вопросы проблем гуманизации и гуманитаризации образования в наше время решались в трудах Д. С. Лихачева, В. М. Розина, Н. С. Розова, О. В. Долженко, Л. В. Хазовой.

Однако, несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, недостаточно разработанными остались некоторые важные вопросы, требующие социально-философского анализа. Эти вопросы определили объект, предмет и основные задачи данной работы.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура личности и гуманитарное образование. Предмет исследования — социально-философские аспекты формирования ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности, в системе гуманитарного образования. Основные задачи исследования:

— на основе философского анализа понятий: «культура», «духовность» и «личность» определить сущность духовной культуры личности и исследовать факторы и пути ее формирования;

— выявить значение ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности, в системе факторов детерминации человеческой деятельности;

— раскрыть сущностную природу феномена гуманитарного образования и его роль в формировании духовной культуры личности;

— показать преимущество проблемноориентированной модели гуманитарного образования и возможности ее реализации через культурологические курсы. Методологические основы работы. Теоретико-методическими основаниями исследования являются диалектический метод, принципы материалистического понимания факторов детерминации человеческой деятельности, системный, деятельностный и ценностный подходы к анализу изучаемых явлений.

Важным методологическим ориентиром в изучении поставленной проблемы явились принципы историзма и всеобщей связи явлений. Г.

Научная новизна исследования. Новизна данной работы заключается в том, что проблема духовной культуры личности рассматривается в органической взаимосвязи с образованием в целом. Анализ данной проблемы осуществляется в новых социально-экономических условиях, влияющих на формирование и развитие ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности. Автор выделяет следующие основные элементы новизны:

1) уточняется содержание центрального для диссертационной работы понятия «духовная культура личности" — обосновывается идея о том, что духовная культура личности является важнейшим условием устойчивости личности в кризисных ситуациях;

2) обосновывается положение, согласно которому ценностные ориентации выступают как основа духовной культуры личности, занимая ведущую роль в системе факторов детерминации человеческой деятельности;

3) показывается, что сущность гуманитарного образования заключается в следующем: оно с одной стороны готовит человека к вхождению в наличное общество, а с другой — формирует его способность изменять себя вместе с обществом;

4) уточняются понятия гуманизации и гуманитаризации образованияпоказывается преимущество проблемноориентированной модели гуманитарного образования в развитии духовной культуры личности, заключающееся в том, что она предусматривает механизм перевода гуманистических идей и идеалов в установки сознания, навыки анализа и гуманистически ориентированной деятельностирассматривается возможность реализации данной модели через культурологические курсы. Практическое значение исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по социальной философии по /троблемам человека. Выводы работы могут быть положены в основу программ гуманитаризации учебного процесса в различных образовательных структурах. Рекомендации, высказанные в работе могут быть использованы в конкретных разработках, учебных планах и методических пособиях по гуманитаризации учебного процесса.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в выступлениях на ряде научно-практических конференций международного, республиканского, регионального уровня (Уфа, 1994; Красноярск, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998; Омск 1997; Хабаровск 1997). По теме диссертации имеется 6 публикаций.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность поставленных задач. Диссертация включает в себя 146 страниц печатного текста и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, а также списка используемой литературы в количестве 177 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования духовной культуры личности, ее ценностных ориентаций имеет социально-практическое значение и потому вызывает непреходящий научный интерес. В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения духовной культуры личности в органической взаимосвязи с системой гуманитарного образования. Модернизация последнего является важнейшей задачей выживания человечества, поскольку образование сегодня становится одним из главных механизмов эволюции цивилизации.

Мы сегодня стоим не только на условном пороге нового тысячелетия, но и на пороге фундаментальных преобразований во всей человеческой культуре. Сегодняшнему динамичному обществу настоятельно требуются самостоятельные и предприимчивые люди, обладающие способностью к коммуникации, своевременной обратной связи при оценке планов и проектов, умеющие находить оптимальный выход из возможных конфликтных ситуаций.

Процесс изменения сознания человека и ментальности общества очень длителен и требует огромных духовных и материальных затрат. Но без него невозможны никакие проводимые в обществе преобразования, которые определяются стойкими ценностными ориентациями личности, последовательно формируе мыми на разных этапах жизни человека, на всех ступенях образования.

Спасение человечества от целого ряда катастроф, на которые люди сами обрекли себя, возможно при условии всеобщего и открытого диалога между различными системами, участвующими в организации и обеспечении человеческой жизни — диалога с природой, диалога между различными социальными институтами и системами, диалога между разными людьми, опирающимися на диалогичность сознания"1.

1 Абрамов Ю. Ф., Кудашов В. И. Феномен диалогичное&tradeи современное образование. — Иркутск. 1998. С. 169.

Модернизация образования должна идти по пути создания диалогической модели современного образования, проявлением которой может служить гуманитарное образование, понимаемое нами в широком смысле, как приобщение к культуре, то есть к деятельности человека, направленной на сохранение и развитие человечества.

В работе проведен философский анализ понятий «культура», «общество» и «личность», что позволяет сделать следующие выводы:

1. Сущность культуры — это процесс созидания и развития общественного человека во имя своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных средств, всего богатства общественных отношений и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни.

2. Понятие культуры возникает как выражение определенного подхода к характеристике всего общества, всех сфер его жизни. Культура и формирует человека, и является формой его самовыражения, проявления его человеческой сущности. Она характеризует меру овладения им различными способами человеческой деятельности, и меру его собственного развития как субъекта деятельности, субъекта социально-исторического творчества, в процессе которого человек создает и самого себя. Общество как мир культуры представляет собой социальный механизм, все звенья которого должны быть устремлены к личности и ее развитию.

3. Понятие «личность» характеризует социальную сущность индивида, представляющую собой совокупность присвоенных им общественных отношений. Структура личности выражается в структуре ее социальных (сущностных) сил, понимаемых нами, как мера присвоения человеком общественных отношений, раскрывающаяся в его деятельности. Она включает в себя следующие элементы: 1) способности к выполнению социальной деятельности- 2) потребности- 3) знания, навыки и умения- 4) человеческие чувства. Культура по отношению к личности выступает общественным механизмом", благодаря которому последняя формирует и реализует свои социальные (сущностные) силы. В целом, во взаимодействии с культурой личность можно рассматривать в трех важнейших отношениях:

— личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;

— личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

— личность создает культуру, будучи сама субъектом культурного творчества.

Опираясь на философский анализ понятий и уточняя взаимосвязь между культурой, обществом и личностью, мы можем сказать, что культура — это общественный процесс самосозидания личности, в основе которого лежит духовность.

Единого понятия духовности не существует. Анализ философской, социологической, теологической, психологической и педагогической литературы позволил нам выделить четыре основные подхода: 1) космологический, 2) теологический, 3) аксиологический, 4) когнитивный. Первые два в значительной степени перекликаются, трактуя духовность как универсальное одухотворенное начало мира. При этом сущность человека, потенциальные возможности его духа рассматриваются как мера приобщения к этому началу. Представители аксиологического направления в качеЪтве гармонизирующих начал человека с Универсальным Абсолютом, Логосом, высшим Порядком мира, Богом видят, прежде всего, внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода стремятся выявить рациональную сторону духовного бытия. Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности и рассматривают ее как характеристику внутреннего мира человека, связанную с гносеологическими и социальными потребностями.

Анализ сущности духовности позволяет сказать нам, что в принятой системе исследования, духовность — это свобода личности развивать себя как социальную сущность. Исходя из этого, духовная культура личности понимается нами как деятельность личности по присвоению общественных отношений в виде знаний, умений и образов, имеющих ценностную окраску и активность личности, направленная на преобразование самих общественных отношений.

Основу духовной культуры личности составляют ее ценностные ориентации, которые образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности. Непротиворечивая иерархия этих ценностных ориентаций, обусловливает цельность, надежность, верность личности определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя последних. Система устойчивых ориентации личности является показателем того, что можно ожидать от нее в будущем.

Основная ценность духовной культуры личности, с нашей точки зрения, заключается в ее способности оградить личность от негативных поступков, настроений и эмоций, способных отравить нравственно-психологическую атмосферу окружающей социальной среды и ее собственную жизнь.

Исходя из нашего понимания духовной культуры личности, мы можем сказать, что изменения в обществе зачастую являются следствием изменений в духовной культуре личности, которые проявляются во всех социальных институтах. В тоже время на развитие духовной культуры личности большое влияние оказывает сам тип общества.

Среди социальных институтов, оказывающих влияние на развитие духовной культуры личности, сегодня особое место занимает образование. Именно поэтому важное значение имеет его модернизация, понимаемая нами, как процесс движения к культурно-, социо-, и личностноориентированному образованию, обеспечивающему осознанное и ответственное жизнетворчество личности в сложном меняющемся мире.

Особое место в процессе модернизации образования, по мнению автора, занимает гуманитаризация образования, представляющая собой систему организационных, методологических и психологических мер, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания, а так же на проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в образование. Гуманитаризация предполагает усиление внимания общества к гуманитарному знанию, к гуманитарным дисциплинам, без которых невозможно сформировать «мир человека», его ценностные ориентации, идеалы, мировоззрение, в широком смысле — его духовность. Гуманитаризация связана с общечеловеческой культурой и общечеловеческими ценностями.

Разделение гуманитарного, естественнонаучного и технического в образовании привело к деформации самой идеи гуманитарного образования. Фактически оно стало рассматриваться наряду с другими как особая форма специализированных знаний, а не как сфера воспроизводства целостной социально-культурной личности, интеллигентности и духовности.

С нашей точки зрения, главная ценность гуманитарного образования заключается в том, что оно является важнейшим средством снижения негативных последствий растущей специализации и профессионализации образования, а так же условием сохранения человеческой цивилизации. «Сверхзадача» гуманитарного образования заключается в формировании у студентов понятия об общечеловеческих, общезначимых (кардинальных) ценностях, ответственности за эти ценности, свободном самоопределении индивида в культурном пространстве ценностей.

Это представляется возможным в связи со спецификой гуманитарных знаний и гуманитарного познания, позволяющей формировать гуманитарное мышление, которое можно назвать — ценностным (диалогическим). Оно воссоздает смысл человеческого бытия на двух уровнях: на уровне «микродиалога» — в человеческом сознании и в «макродиалоге» культуры.

Гуманитарное мышление (в силу наличия в нем двух различных плановнаучного «уразумения» и «человеческого проникновения», анализа и диалога) в качестве основы обновляющегося сознания, в качестве методологического подхода к изучению системы «человек — природа» позволяет, на наш взгляд, выполнять человеку его нелегкое предназначение «скрепы мира» сохранять и поддерживать целостность и полноту человеческого бытия. Гуманитарное мышление, в отличие от других типов мышления, органически включает в себя ценностные, пристрастные состав яяющие и поэтому может способствовать развитию сознания во всей его полноте. Человеческое сознание, опирающееся лишь на понятийное мышление, полностью очистившееся от всякой пристрастности, рано или поздно приведет, и уже привело, к перекосам в жизни общества, индивида. Полноценное развитие, функционирование сознания, одновременно и на равных с развитием разума, включает развитие человеческой души. Именно на этом полюсе, в отличие от объективно-познавательных процессов, нацеленных в пределах на полное «снятие» человеческой пристрастности, концентрируются ценностно-познавательные, духовно-эмоциональные процессы, которые развивают и совершенствуют именно субъективную, ценностную сторону нашего сознания. Именно в этой пристрастной, ценностной сфере обретают свою реальность гуманистические начала, духовность, идеалы, цели, мотивы.

Наиболее полно возможности гуманитарного образования могут реализоваться в проблемноориентированной модели, представляющей собой переориентированность с дисциплин на проблемы и требующей больших изменений в процессе организации и преподавания сощюгуманитарных дисциплин. Разработка базового культурологического курса будет способствовать, на наш взгляд, практическому воплощению в реальном учебном процессе данной модель.

В таком виде гуманитарное образования, на наш взгляд, будет способствовать приобщению обучающихся к культуре, наполненной духовностью. Именно такая культура способна противостоять невежеству, охватившему наше сегодняшнее общество и проявляющемуся в политикечерез уродливые способы борьбы за властьв экономике — через подрыв материальных основ жизни народа и каждого человекав духовной жизни общества — через растлевание самого ценного — корней бытия общества и личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Ф., Кудашов В. И. Феномен диалогичности и современное образование. — Иркутск, 1998.
  2. Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно — научного подходов к проблеме индивида. — М., 1977.
  3. Н. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. — № 1.
  4. Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М., 1970.
  5. С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник Московского университета. 1994. — № 4.
  6. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.
  7. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М., 1975.
  8. А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и философии в мире. М., 1994.
  9. В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993.
  10. П.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  11. М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984 1985. — М., 1989.
  12. В.Бачинин В. А. Духовная культура личности. -М., 1986.
  13. Э. Б. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности // Философско психологические проблемы развития образования. — М., 1981.
  14. В. С. От наукоученмя к логике культуры. М., 1991.
  15. Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. — М., 1994.
  16. В. А. Проблема интегрированного подхода к общему гуманитарному образованию в университете // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск, 1995.
  17. П. П. Педагогические и психологические произведения. В 2 т. Т. 1. -М., 1979.
  18. А. А. О коммуникативном ядре личности // Современная педагогика. 1990. — № 5.
  19. Бом Д. Наука, духовность л глобальный кризис: в направлении мира с будущим // Человек. 1993. — № 1.21 .Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1987.
  20. А. М. Антропоэкология (концепция антропогеосферы, ее сущности, морфологии, структуры, динамики, истории). Красноярск, 1994.
  21. В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. 1901. — № 2.
  22. Введение в христианство. М., 1988.
  23. М. Избранные произведения. М., 1990.
  24. Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования //Вопросы философии. 1983.-№ 11.
  25. В. И. Начало и вечная жизнь. М., 1989.
  26. Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
  27. В. П., Руденко Р. Г. К вопросу о критериях оценки гуманитаризации образования // Проблемы развития федерации и высшей школы. Харьков, 1991. .
  28. В. История и естествознание // Прилюдии. СПб., 1904.
  29. В. Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.
  30. П. Я. Введение в психологию. -М., 1976.
  31. Д. Подготовка специалистов по прикладному системному анализу. Рассогласованность средств и содержание образования. Практика проектирования как педагогический метод // Искусство и наука в системной практике. М., 1989.
  32. Ю. С. О гносеологическом содержании понятия «оценка» // Вопросы философии. 1987 — № 6.
  33. Г. В. Ф. Философия духа. // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М., 1977.
  34. Г. В. Ф. Феноменология духа. Кн. Первая. СПб., 1992.
  35. А. М. Изменения в ценностных ориентациях учащейся молодежи в переходный период // Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. Красноярск, 1995.
  36. . С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций). — М., 1998.
  37. Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
  38. . С небес на зем^ (перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII XIII вв.) // Одиссей. — М., 1991.
  39. С. И. Социология’жизненных сил и социология субъективности в контексте поиска новой парадигмы социологического мышления // Социологическая работа. Вып. 5. М., 1992.
  40. М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. — № 1.
  41. А. Я. К читателю // Одиссей. 1989.
  42. А. Я. Социальная история и исторические науки // Вопросы философии. 1990. — № 4.
  43. М. В., Подольская Е. А. Ценностная ориентация личности как философская проблема // Методические вопросы исследования современных общественных процессов. -М., 1981.
  44. В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. -Красноярск, 1989.
  45. В. А., Домбинская М. Г. Проблема формирования духовной культуры студента II Образование в Сибири. 1996. — № 1.
  46. Р. Эгоистический ген. М., 1993.
  47. О. Очерки по философии образования. М., 1995.
  48. С. Н. Молодежь. Социологический и социально-политический анализ. Л., 1974.
  49. С. Н., Соколов Э. В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.61 .Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
  50. Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.
  51. Lb*t:iH И. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. М., 1993.
  52. Иоанн. Митрополит Санкт Петербургский и Ладожский. Нам доверено Отечество // Советская Россия. — 30.01.1993. — № 12.
  53. М. С. О духовном // Вопросы философии. 1985. — № 9.
  54. М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. 1989.
  55. Р. С., Никольский С. А. Социобиология. Критический анализ. -М&bdquo- 1986.
  56. В. Ж. Наука как феномен культуры // Наука и культура. М., 1984.
  57. . А. Проблема истины в оценке // Истина как гносеологическая концепция. Свердловск, 1983.
  58. Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. — № 7 — 8.
  59. Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
  60. Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
  61. Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.
  62. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
  63. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.
  64. Н. А., Недия Г. С. Актуальные проблемы современной марксистской теории ценностей // Вопросы философии. 1986. — № 9.
  65. А. М., Мантанов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
  66. Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования И Социологические исследования. 1994. — № 2.
  67. С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12.
  68. Г. В., Максимов Л. В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. Ниж. Новгород, 1991.
  69. Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1980.
  70. Н. И. Ценности как компоненты социокультурной революции современной России // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  71. В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  72. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.
  73. Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994.
  74. В. Т. Современное студенчество. Социологические очерки. М., 1990.
  75. В. Т. Что значит быть современным? М., 1993.
  76. Н. Мистическое богословие. Киев, 1991.
  77. М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.
  78. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21,42.
  79. Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
  80. Ф. Т. Перспективы гуманитаризации образования // Философские исследования. 1995. — № 4.
  81. Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  82. А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  83. Н адираш в илл и Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974.
  84. В. Г. Социология личности: теория и опыт исследований. -Красноярск, 1979.
  85. В. Г. Концепция сигнала жизни в массовом сознании. Методология и опыт социологического исследования. Диссертация на соискание уч. степени доктора социологических наук. Вюльнюс, 1989.
  86. В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990.
  87. О. Ф. Культура, творчество и утверждение индивидуальности //За единство истины, добра и красоты. Красноярск, 1993.
  88. О. Ф. Интеллигентность и индивидуализм актуальные системы ценностей и задачи образования // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск, 1999.
  89. Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  90. Питирим. Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современность) // О человеческом в человеке. М., 1991.
  91. В. Г., Тимофеев А. Ф. Иерархия ценностей в системе образования // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. -Новосибирск, 1995.
  92. В. Н. Психология и кибернетика. М., 1971.
  93. А. М. Индивид и культура // Вопросы философии. 1990. -№ 5.
  94. Н. К. Избранное. М., 1979.
  95. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.
  96. Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
  97. Г. Образование для свободы. М., 1997.
  98. В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1*32.
  99. В. М. Философия образования. Красноярск, 1993.
  100. Н. С. Архивариусы и новаторы // Вестник высшей школы. 1990. -№ 11.
  101. Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  102. Н. С. Философия гуманитарного образования. М., 1995.
  103. А. А. Ценностные отношения и личность // Проблемы формирования целостной личности. Рига, 1976.
  104. С. Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  105. Русско латинский словарь. — СПб., 1891.
  106. М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  107. А. А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.
  108. Д. К. Нравственно эстетические нормы образования // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». — Новосибирск, 1995.
  109. В. Н. Храм и путь к нему (о ключевых ценностях образования) // Философия образования для XXI века. М., 1992.
  110. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1979.
  111. . Общество и образование. М., 1989.
  112. Л. Е. Философская культура учителя // Педагогическое образование. Вып. 10. М., 1993.
  113. Д. А. Культурология. М., 1998.
  114. П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989.
  115. М. С. Перспективные возможности преодоления кризиса современного образования И Человек Философия — Гуманизм: Материалы Первого Российского философского конгресса. Т. 7. Философия и проблема человека. — СПб, 1997.
  116. В. С. Собр. соч. в 2 т. М., 1988.
  117. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 2.
  118. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975.
  119. М. X. Жизненные ценности одного поколения. М., 1992.
  120. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
  121. А. К. Духовная жизнь общества: проблема методологии исследований. М., 1980.
  122. А. Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
  123. Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982.
  124. Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
  125. В. Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. — № 3.
  126. В. Г. Цена прогресса. М., 1988.
  127. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  128. С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  129. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  130. И. Т. Прогресс науки и будущее человека. (Опыт постановки проблемы- дискуссии- обобщения. М., 1975.
  131. Л. В. Гуманитаризация естественнонаучного и инженерного образования. -М., 1990.
  132. Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск, 1997.
  133. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
  134. М. Время и бытие // Статьи и выступления. М., 1993.
  135. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
  136. К. Э. Воля Вселенной. Калуга, 1928.
  137. И. И. Труд. М., 1979.
  138. А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
  139. В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (О развитии гуманитарного образования) // Высшее образование в России. 1992. — № 3.
  140. И. В. Духовные ценности в жизни общества: перспективы философского осмысления // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 5.
  141. М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  142. А. И. Духовная культура современной молодежи. М., 1990.
  143. Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов — на — Дону, 1995.
  144. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
  145. П. Г. Очерки по философии образования. Красноярск, 1993.
  146. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методология проблемы социальной психологии. М., 1975.
  147. П. Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  148. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  149. Y. W., Vernon P. Е. A study of values. Boston, 1951.
  150. Adler F. The value consept in sociology // American Journal of sociology.1956,-N62.168f—--Education and society today // Ed. By A. Harnett and M. Naish. L.- N.Y.-1. Philad., 1986.
  151. Catton W. R. A theory of value // American Solioligical Review, 1950.
  152. Kluckhohn C. Values and value orientation in the theory of acthion: anexploration in definition and classification // Foward a general theory of action. 1. Cambridge, 1951.
  153. LasswellH. D. The analysis of political behavior. London, 1949.
  154. Morris C. Varieties of human value. Chicago, 1956.
  155. Ornstein A., Levine D. Foundations of Education. Boston, 1995.
  156. Power E. Philosophy of Education. N.Y., 1992.
  157. Parsons T. Capitalism in Recent. Yerman literature: Sombart and Weber // Journal ofRolitical Economy. -1928. Vol. 36. — N 6- - 1929. — Vol. 37. — N1.
  158. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Fransico, 1972.
  159. Thurstone L. L. The measurement of values.- Chicago, 1959.
Заполнить форму текущей работой