Теплофизические основы процесса угара масла в дизелях и разработка эксплуатационных мероприятий по его сокращению
Первый путь весьма проблематичен в осуществлении силами эксплуатационников. Поэтому в основу дальнейших исследований было положено второе направление. При этом в качестве предмета исследования был взят угар масла, как главная, самая большая составляющая его расхода. В свою очередь изучению были подвергнуты два основных компонента угара — испарение масла со стенок цилиндровых втулок и заброс его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Сокращение расходов смазочного масла — важнейшая народнохозяйственная проблема (анализ на примерах речных пароходств)
- 1. 2. Баланс расхода масла в дизелях
- 1. 3. Обзор и анализ работ по изучению процессов тепломассообмена масляной пленки в цилиндрах ДВС
- 1. 4. Обзор и анализ работ по изучению процесса заброса масла в камеру сгорания дизеля
- 1. 5. Обзор и анализ работ по уменьшению угара масла в дизелях
- 1. 6. Выводы по обзору. Постановка задач дальнейшего исследования
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТЕПЛОМАССООБМЕНА МАСЛЯНОЙ ПЛЕНКИ
- 2. 1. Общие закономерности процессов прогрева и испарения масляной пленки в спокойной воздушной среде
- 2. 2. Общие закономерности процессов тепломассообмена масляной пленки при вынужденном движении воздушной среды
- 2. 3. Оценка роли лучистой составляющей в общем теплообмене масляной пленки в цилиндре дизеля
- 2. 4. Математическая модель процесса тепломассообмена масляной пленки, находящейся на стенке цилиндровой втулки ДВС
- 2. 5. Основные результаты исследования
- Выводы
- ГЛАВА 3. ЧИСЛЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТЕПЛОМАССООБМЕНА МАСЛЯНЫХ ПЛЕНОК, НАХОДЯЩИХСЯ НА СТЕНКАХ ЦИЛИНДРОВЫХ ВТУЛОК ДИЗЕЛЕЙ. С
- 3. 1. Особенности численного метода расчета процессов прогрева и испарения масляной пленки.,
- 3. 2. исследование некоторых физико-химических свойств смазочных масел
- 3. 3. Апробация численного метода исследования процессов прогрева и испарения масляных пленок
- 3. 4. Основные результаты исследования
- Выводы
- ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО
- ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ТЕПЛОМАССООБМЕНУ МАСЛЯНЫХ ПЛЕНОК
- 4. 1. Общие закономерности тепломассообмена масляной пленки
- 4. 2. Влияние рабочего процесса дизеля на испарение масляной пленки
- 4. 3. Влияние некоторых конструктивных параметров двигателя и толщины масляной пленки на ее тепломассообмен
- 4. 4. Влияние температуры стенки цилиндра и физико-химических свойств масла на тепломассообмен масляной пленки
- 4. 5. Основные результаты исследования
- Выводы
- ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАБРОСА МАСЛА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДИЗЕЛЯ
- 5. 1. Движение масла в зазоре между головкой поршня и втулкой цилиндра под действием срезывающего эффекта поршневого кольца
- 5. 2. Теоретический анализ процесса заброса масла в камеру сгорания дизеля
- 5. 3. Экспериментальное исследование процесса заброса масла под действием инерционных сил
- 5. 4. Экспериментальное исследование процесса заброса масла под действием нормальной силы поршня
- 5. 5. Основные результаты исследования
- ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАБРОСА МАСЛА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДИЗЕЛЯ
- 6. 1. Экспериментальное исследование процесса отложения сажи на масляную пленку внутри цилиндра дизеля
- 6. 2. Описание опытных стендовых установок и методики проведения эксперимента
- 6. 3. Экспериментальные исследования по оценке возможности снижения угара масла посредством перевода дизелей на ВТЭ
- 6. 4. Судовые испытания по оценке возможности снижения угара масла посредством перевода дизелей на ВТЭ
- 6. 5. Основные результаты исследования
- 7. 1. Экспериментальное исследование влияния температуры охлаждающей жидкости на угар масла
- 7. 2. Экспериментальное исследование влияния температуры охлаждающей воды на механические потери в ДВС
- 7. 3. Влияние температуры охлаждающей жидкости на эффективный расход топлива в дизелях
- 7. 4. Перспектива использования метода экономии смазочного масла посредством снижения температуры 0В
- 7. 5. Основные результаты исследования
- 8. 1. Снижение расхода масла на угар посредством эксплуатации дизелей на долевых нагрузках
- 8. 2. Экспериментальное исследование влияния вязкости масла на его угар в дизелях
- 8. 3. Экспериментальная оценка влияния теплопроводности масла на его угар в дизелях
- 8. 4. Основные результаты исследования
Теплофизические основы процесса угара масла в дизелях и разработка эксплуатационных мероприятий по его сокращению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Моторная техника является важнейшей составной частью энергетики нашей страны. Так, суммарная мощность действующего в России парка ДВС в несколько раз превышает общую мощность всех электростанций. Трудно назвать область хозяйствования, где бы не применялись эти двигатели.
Одной из отличительных черт ДВС является потребление большого количества высококачественных и дорогостоящих нефтепродуктов — жидкого топлива и смазочных масел. Поэтому здесь проблема экономии горючесмазочных материалов является весьма актуальной.
Целью данной работы является разработка эксплуатационных мероприятий по сокращению расхода смазочных масел в дизелях, величина которого весьма значительна (3% от расхода топлива и выше).
Исследования проведены применительно кГ судам речного флота, где дизели имеют первостепенное значение. Однако полученные результаты носят общий характер и могут быть использованы в других областях применения дизельного парка.
Как известно, сокращение расходов смазочного масла можно вести по двум направлениям:
— путем совершенствования конструкции цилиндропоршневых групп (ЦПГ) дизелей;
— посредством использования различных эксплуатационных мероприятий.
Первый путь весьма проблематичен в осуществлении силами эксплуатационников. Поэтому в основу дальнейших исследований было положено второе направление. При этом в качестве предмета исследования был взят угар масла, как главная, самая большая составляющая его расхода. В свою очередь изучению были подвергнуты два основных компонента угара — испарение масла со стенок цилиндровых втулок и заброс его в КС дизеля.
Большое внимание в работе уделено вопросам изучения процессов тепломассообмена масляной пленки. Здесь рассмотрены общие их закономерности. Разработана математическая модель и численный метод исследования прогрева и испарения масла. Посредством анализа материалов вычислительного эксперимента исследованы основные закономерности изучаемого явления и установлены главные параметры, которые его определяют.
Теоретически и экспериментально изучена динамика движения масла в зазоре между головкой поршня и цилиндровой втулкой под действием срезывающего эффекта поршневого кольца. Установлены новые особенности этого процесса.
На основе теории подобия проанализирован процесс заброса масла в камеру сгорания дизеля. В результате получено общее критериальное уравнение, определяющее это явление. Посредством экспериментов, проведенных на ряде имитационных моделей, это уравнение конкретизировано. В итоге представилось возможным получить основные зависимости заброса масла в камеру сгорания двигателя.
На основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований процессов испарения и заброса масла в дизелях для опытной проверки были выбраны наиболее действенные и доступные для эксплуатационников методы сокращения расхода масла на угар: перевод двигателей на водотоп-ливную эмульсию, снижение температуры охлаждающей жидкости, применение (в случае износа деталей ЦГТГ) масел повышенной вязкостиработа дизелей на долевых нагрузках. Все эти методы прошли широкую экспериментальную апробацию в лабораторных и судовых условиях и показали высокую эффективность.
В соответствии с изложенным, к защите представляются следующие положения:
— математическая модель и численный метод исследования процессов тепломассообмена масляной пленки (МП), находящейся на стенке цилиндровой втулки дизеля;
— результаты исследования некоторых физико-химических свойств смазочных масел, которые необходимы для численного исследования процессов прогрева и испарения МП в дизелях и по которым в литературе нет надежных сведенийматериалы апробации численного метода исследования процессов тепломассообмена МЛосновные закономерности процессов прогрева и испарения МП, установленные в результате анализа материалов численного исследования этого явленияматематическая модель и общее критериальное уравнение, определяющее процесс заброса масла в камеру сгорания дизелядинамика движения масла в зазоре между поршнем и цилиндровой втулкой, вызванная срезывающим эффектом поршневого кольцазакономерности заброса масла в камеру сгорания двигателя, полученные в результате испытаний ряда физических моделейрезультаты экспериментальных исследований влияния водотопливных эмульсий на угар масламатериалы опытного изучения влияния режима охлаждения двигателя на угар масла и эффективные показатели дизелейопытные данные по снижению расхода масла на угар посредством работы дизелей на долевых нагрузкахэкспериментальные материалы (полученные на двигателях с изношенными деталями ЦПГ) по снижению угара масла посредством увеличения его вязкости.
8.4. Основные результаты исследования. Выводы.
1. На основе лабораторных и производственных испытаний показано, что работа судовых дизелей на долевых (75−80% от номинала) нагрузках является не только средством экономии топлива, но и методом сокращения расхода масла на угар.
2. На базе дизеля 48,5/11 создана специальная экспериментальная установка для измерения заброса масла в КС двигателя.
3. Экспериментально подтверждены материалы теоретических исследований о том, что при снижении температуры охлаждающей жидкости, а следовательно, при увеличении вязкости масла, уменьшается его заброс в КС дизеля.
4. Опытным путем подтвержден теоретический вывод о том, что применение более вязких масел в дизелях ведет к снижению его расхода на угар. Это наблюдение особо ярко проявляется у двигателей с изношенными деталями ЦПГ.
5. Экспериментально подтвержден теоретический результат о том, что увеличение теплопроводности смазочных масел способствует сокращению его угара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате анализа современной литературы показано, что основным компонентом расхода смазочного масла в дизелях является его угар, а главными составляющими угара служат испарение масла со стенок цилиндровых втулок и заброс его в КС. Изучению именно этих двух потерь посвящена данная работа. На основе комплексного теоретического, расчетного и экспериментального исследования сделано следующее:
1. Разработаны теплофизические основы процесса тепломассообмена масляных пленок (МП), находящихся на внутренней поверхности цилиндровых втулок дизелей. На этой базе создана новая математическая модель процессов прогрева и испарения МП, которая учитывает последние достижения в области кинетики фазовых превращений углеводородов при высоких давлениях и температурах, принимает во внимание лучистую составляющую падающего на слой масла теплового потока, комплексно рассматривает процессы тепломассообмена пленки, рабочий процесс дизеля и другое.
2. На базе разработанной математической модели создан численный метод исследования процессов прогрева и испарения масляной пленки. Метод прошел широкую апробацию посредством сопоставления расчетных и опытных данных на относительно простых примерах.
3. Экспериментально-теоретическим путем исследованы теплофизические свойства масел (число Ватсона, критические параметры, параметры насыщения, коэффициент молекулярной диффузии паров), которые определяют кинетику их фазовых превращений и по которым в литературе нет надежных данных.
4. На основе анализов результатов обширного вычислительного эксперимента были изучены основные закономерности процессов тепломассообмена МП в дизелях. В частности установлено влияние на динамику испарения масла таких факторов как показатели рабочего процесса и условия эксплуатации дизелей, свойства смазочного масла и так далее. Изучены закономерности прогрева МП.
5. На базе уравнений гидродинамики с помощью теории подобия получены общие критериальные зависимости, определяющие динамику движения масла в зазоре между головкой поршня и цилиндровой втулкой, а также заброс его в КС.
Посредством специального анализа полученное уравнение для заброса масла было существенно упрощено. В результате появились два инвариантных выражения, которые связывают заброс масла соответственно с силами инерции и силами нормального давления поршня.
6. Для конкретизации полученных общих критериальных уравнений были изготовлены две экспериментальные установки для изучения закономерностей заброса масла под действием сил инерции и нормального давления поршня. Обработка полученного опытного материала позволила установить основные закономерности изучаемого явления (заброса).
7. Материал вычислительного эксперимента по испарению масляных пленок и данные по исследованию закономерностей заброса масла в КС дизелей позволили установить основные эксплуатационные пути сокращения расхода масла на угар. Они сводятся к следующему:
— перевод дизелей на эмульгированное топливо;
— снижение температуры охлаждающей воды;
— применение (особенно в случае износа деталей ЦПГ) масел повышенной вязкости;
— эксплуатация двигателей (там, где это возможно) на долевых нагрузках.
8. Лабораторные и производственные испытания показали высокую эффективность выбранных эксплуатационных направлений сокращения угара масла. Для предупреждения снижения механического КПД двигателя и коррозионного разрушения деталей ЦПГ при снижении температуры ОВ предложен метод выравнивания температур по высоте цилиндровой втулки, который, как показали специальные опыты, оказался весьма действенным.
Список литературы
- А.с. 3 389 275. Устройство для определения расхода жидкостей / Ю. К. Голованов, В. П. Пикунов, В. Е Белицкий (СССР) // Открытия, изобретения, промышл. образцы, товар, знаки. — 1973. — № 29. — С. 127.
- А.с. 3 488 988. Устройство для измерения расхода масла. / О. А. Никифоров, С. М. Савельев, Г. В. Петраков (СССР) // Открытия, изобретения, промышл. образцы, товар, знаки. 1975. — № 39. — С. 102.
- Алипа В.Л. Расход смазочного масла на судах акционерной судоходной компании «ЛОРП» // Дизел. энергетич. установки реч. судов: Сб. науч. тр. / НГАВТ. Новосибирск, 1996. — С. 80−82.
- Алипа В.Л., Лебедев Б. О. Влияние температуры охлаждающей воды на эффективный расход топлива двигателя, работающего по винтовой характеристике // Дизел. энергетич. установки реч. судов: Сб. науч. тр. / НГАВТ. Новосибирск, 1998. — С. 51−53.
- Артемьев В.А., Григорьев М. А., Ефремов В. Н. Влияние некоторых свойств моторных масел на расход масла и износ деталей автомобильного дизеля // Двигателестроение. 1980. — № 2. — С.52−54.
- Багинский А.В., Басин А. С., Лебедев Б. О. Исследование теплопроводности некоторых моторных масел // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1982. — Вып. 161.-1982.- С. 52−56.
- Багинский А.В., Варченко А. А. Влияние терморадиации на теплопроводность в тонких слоях серой среды // Теплофиз. свойства веществ и материалов. Новосибирск, 1979. — 154 с.
- Басенко Э.В., Миносян Д. П., Смирении B.C. Определение механического КПД многоцилиндрового высокооборотного двигателя типа 124 18/20 // Двигателестроение. 1981. — № 5. — С. 14−16.
- Батурин С.А. Физические основы и математическое моделирование процессов сажевыделения и теплового излучения в дизелях: Дис.. д-ра техн. наук / ЛПИ. Л., 1982. — 443 с.
- Исследование процессов сажеобразования и тепловыделения в судовом дизеле при работе на эмульгированных топливах / С. А. Батурин, В. И. Квятковский, О. Н. Лебедев, В. П. Носов // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1975. -Вып. 100. -С. 54−68.
- Вельских В.И. Диагностика технического состояния и регулировка тракторов. -М.: Колос, 1973. 496 с.
- Биргер И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978.240 с.
- Благовидов И.Б., Пучков Н. Г. О расходе моторных масел в поршневых двигателях внутреннего сгорания // Химия и технология топлив и масел. -1970.-№ 7.-С. 38−40.
- Блох А.Г. Основы теплообмена излучением. М.- Л.: Госэнергоиздат, 1962. -332 с.
- Богатов Г. Ф., Григорьев Б. А., Андоленко Р. А. Исследования тепло-физических свойств масел М-20Г // Изв. ВУЗов. Сер.: Нефть и газ. 1974. — № 6.-С. 62−64.
- Большаков В.Ф., Гинзбург Л. Г. Применение топлив и масел в судовых дизелях. М.: Транспорт, 1976. — 216 с.
- Бретшнайдер С. Свойства газов и жидкостей. М.- Л.: Химия, 1966.536 с.
- Булаевская В.Г., Бурштейн Л. М. Обоснование применения бочкообразных поршневых колец в тракторных ДВС // Двигателестроение. -1983. № 6.-С. 13−14.
- Бурдин А.Н., Яхин М. С. О замере расхода масла в ДВС на угар // Опыт создания турбин и дизелей. Свердловск, 1977. — Вып.4. — С.20−23.
- Бурин М.М., Ларионов В. В. Решение задачи нестационарной теплопроводности на комбинированной модели с клиновой электропроводной бумагой // Тр. / ЛПИ. Л., 1969. — Х°3 10. — С.80−83.
- Бурпггейн Л.М. Расход масла на испарение со стенки цилиндра в двигателе внутреннего сгорания // Химия и технология топлив и масел. 1983. — № 2.-С.21−22.
- Бурпггейн Л.М., Кобяков С. В., Твердохлеб В. И. Определение расхода масла на угар при выборе величины зазоров гильза-поршень // Двигателестрое-ние. 1984. — № 10. — С.48−50.
- Бурштейн Л.М., Пикман А. Р. Расчет на ЭЦВМ толщины масляной пленки между поршневым кольцом и цилиндром // Автомобил. пром-сть. -1976.-№ 12.-С. 6−8.
- Бурштейн Л.Н., Пикман А. Р. Температура масляной пленки и стенки цилиндра ДВС // Двигателестроение. 1982. — № 4. — С. 18−19.
- Бурышкин Л.П. Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания. М.: Транспорт, 1969. — 240 с.
- Ваншейдт В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1977. — 392с.
- Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.:Физмашгиз, 1963. — 708 с.
- Васильев Б.В. и др. Диагностирование технического состояния судовых дизелей / Б. В. Васильев, Д. И. Кофман, С. Г. Эренбург. М.: Транспорт, 1982. — 144 с.
- Оценка эффективности эксплуатации дизелей 7ДКРН80/160 с экономичными распылителями/Ф.А.Василькевич., П.Ф. ечитайленко, Ю. П. Зюганов, Г. Г. Волков // Техническая эксплуатация флота: Экспресс информ. / В/О Мор-техинформреклама. -1987. — Вып. 13. — С. 1−8.
- Венцель С.В. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания. Киев: Техника, 1977. — 208 с.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.- Свердловск: Гос. науч.-техн. изд-во машиностроит. лит., 1962. — 271 с.
- Викулов С.В. К вопросу об определении предельно допустимых значений динамических параметров на основе спектрального анализа работающего масла // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1981. — Вып. 158. — С.26−32.
- Викулов С.В., Шеромов JI.A. Оптимизация алгоритма технического диагностирования. // Повышение эффективности технической эксплуатации СЭУ / НИИВТ. Новосибирск, 1983. — С. 68−77.
- Виппер А.Б. и др. Влияние испаряемости синтетических моторных масел на их расход в двигателе // Химия и технология топлив и масел. 1980. -№ 2.-С. 34−35.
- Воржев Ю.И. Применение водотопливных эмульсий в судовых дизелях // Двигателестроение. 1986. — № 12. — С. 30−32.
- Вырубов Д.Н. О методике расчета испарения топлива // Тр. МВТУ им. Н. Э. Баумана. Сер.: ДВС. -1954. № 25. — С. 20−34.
- Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / ДН. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983. — 374 с.
- Генкин К.И. Анализ и расчет влияния сгорания на рабочий процесс в двигателе с искровым зажиганием // Поршневые двигатели внутрен. сгорания. -М., 1956.-С. 136−158.
- Глаголев Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания.-М.: Машгиз, 1950. 480 с.
- Гладченко Н. Н. Дворкин В.И. О некоторых особенностях коэффициентов эмпирических формул для определения скорости сгорания в дизелях // Двигатели внутрен. сгорания: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1975. — С. 46−49.
- Говорущенко Н.Я. Диагностика технического состояния автомобилей. М.: Транспорт, 1970. — 254 с.
- Голосков П.Г., Соколов Н. П., Корезина Т. В. Расчет потока масла через одно поршневое кольцо // Двигателестроение. -1981. № 3. — С. 21−22.
- Гончар Б.М. Уточненный способ расчета и построения цилиндровой диаграммы двигателя // Тр. ЦНИДИ. М., 1954. — № 25. — С. 3−36.
- Гончар Б.М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей // Энергомашиностроение.- 1968.- № 7.-С. 34−35.
- Гончар Б.М., Кудрявцев В. А., Лазурко В. П. Использование ЭЦВМ «Проминь» для расчета рабочего процесса дизелей // Тр. ЦНИДИ. Л., 1971. -Вып. 62.-С. 3−13.
- Грибковский А.П., Колпаков Б. А. Влияние сорта топлива на температурное состояние основных деталей двигателя 14 8,5/11 // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1975. — Вып. 100. — С. 15−20.
- Грибковский А.П., Лебедев Б. О. К определению температур внутренней поверхности цилиндровых втулок дизелей // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1981.-Вып. 158.-С. 122−125.
- Григорьев О.Д., Сторожев В. Н. Некоторые предпосылки к снижению угара масла в быстроходных двигателях внутреннего сгорания // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1971. — Вып. 71. — С. 11−22.
- Справочник по горюче-смазочным материалам в судовой технике / Е. И Гулин, Д. Л. Якубо, В. А. Сомов, И. М. Чечет. Л.: Судостроение, 1987. — 224 с.
- Гуреев А.А., Камфер Г. М. Испаряемость топлив для поршневых двигателей. М.: Химия, 1982. — 264 с.
- Гурлянд А.Д. Расчет испарения дизельного топлива с поверхности жидкой пленки // Изв. ВУЗов. Сер.: Машиностроение. 1969. — № 1. — С.80−83.
- Давыдов Г. А., Овсянников М. К. Температурное напряжение в деталях судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1969. — 245 с.
- Данщиков В. В. Совершенствование процессов получения и сжигания эмульгированного дизельного топлива в высокооборотных: Дис.. канд. тех. наук. Л., 1991. — 196 с.
- Двойрис Л.И., Бондарев В. К. Исследование влияния технического состояния дизелей 2ЧН 12,5/18 На процесс старения моторного масла М10Г ЦС методами планирования активных экспериментов // Двигателестроение. 1979. — № 6. — С. 29−30.
- Двойрис Л.И. и др. Исследование факторов, влияющих на расход и старение моторных масел / Л. И. Двойрис, В. К. Бондарев, Л. М. Гиндин // Сб. МДНТП им. Ф. Э Дзержинского. М., 1979. — С. 47−54.
- Дизели: Справочник / Под общ. ред. В. А. Ваншейдта. и др. 3-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
- Дорохов А.Ф. Температурное состояние деталей ЦПГ малоразмерного дизеля при различных способах смесеобразования // Двигателестроение. -1980.-№ 4.-С. 15−16.
- Дубовкин Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания. М- Л.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
- Быстроходные поршневые двигатели внутреннего сгорания / Н. Х. Дьяченко, С. Н. Дашков, B.C. Мусатов и др. М- Л: Машгиз, 1992. — 358с.
- Загоровский В.В. Математическая модель процессов тепломассообмена топливной пленки в камере сгорания дизеля // Исслед. и методы повышения эффективности техн. эксплуатации СЭУ. Новосибирск, 1984. — С. 45−48.
- Иванов К., Дончев С., Косев Т. Методы расчета среднего эффективного давления и среднего давления трения в дизелях // Рос. физич. журн. 1993. -№ 4.-С. 103−109.
- Иноземцев Н.В. Физико-химическое исследование процесса сгорания в быстроходных дизелях //Дизелестроение. 1937. — № 7/8. — С. 5−14.
- Иноземцев Н.В. Физико-химическое исследований и расчет рабочего процесса быстроходного дизеля // Дизелестроение. 1939. — № 4 — С. 3−8- № 5. -С. 9−14.
- Иноземцев Н.В., Кошкин В. Н. Процессы сгорания в дизелях. М.: Машгиз, 1949. — 344 с.
- Ирисов А.С. Испаряемость топлив для поршневых двигателей и методы ее исследования. М.: Гос. науч.-техн. изд-во нефт. и горно-топлив. лит., 1955. — 308 с.
- Кавомото Д. Исследование механизма расхода смазочного масла двигателем внутреннего сгорания // Дзюнкацу. 1978. — Т.23, № 3.- С. 227−230.
- Калашников С.А. Расчет индикаторной диаграммы четырехтактного дизеля с наддувом: Метод, указания для студентов судомех. фак. / НИИВТ. -Новосибирск, 1993. 36 с.
- Камфер Г. М. Процессы тепломассообмена и испарения при смесеобразовании в дизелях. М.: Высш. шк., 1974. — 143 с.
- Канищев А.Б., Петриченко P.M., Шабанов А. Ю. Методика оценки испарения масла с нагретой поверхности трения (втулки цилиндра ДВС). -11 с. -Деп. в редкол. журн. Изв. ВУЗов. Разд. Энергетика. № 1089ап.-84Дсп.
- Канищев А.Б., Шабанов А. Ю. Методика прогнозирования угара масла для использования в САПР ДВС // Двигателестроение. 1987. — № 5. — С. 44−46.
- Карпов Л.Н. Надежность и качество судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1975. — 232 с.
- Кинжалов О.С. Повышение экономичности дизелей ЧН 25/34 по расходу масла //Двигателестроение. 1981 .- № 2. — С. 51−52.
- Клопотной А.Е., Лебедев О. Н. О применении топливоводяных эмульсий в судовых дизелях // Произв.-техн. сб. / МРФ РСФСР. М., 1972. — Вып. 105.-С. 26−32.
- Исследование возможности форсирования дизеля по среднему индикаторному давлению путем перевода его на водо-топливную эмульсию / А. Е. Клопотной, О. Н. Лебедев, В. П. Носов, Б. Г. Сушко //Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1971. — Вып. 63. — С. 63−69.
- Кольченко В.И. Гидродинамическое исследование толщины масляной пленки в сопряжении кольцо-цилиндр поршневых двигателей // Изв. ВУЗов. Сер.: Машиностроение. 1971. — № 9. — С. 74−78.
- Конаков П.К. Теория подобия, и ее применение в теплотехнике. М- Л.: Госэнергоиздат, 1959. — 208 с.
- Коррозионно эрозионностойкое теплоизоляционное покрытие цилиндровых втулок судовых ДВС: Технол. инструкция 50. 252. 98. 1ТИ. — Л, 1977.-9 с.
- Кратко А.П., Филипосянц Т. Р. Исследование рабочих процессов автомобильных дизелей на водо-топливной // Исслед., конструирование и расчет тепловых двигателей внутр. сгорания: Тр. / НАМИ. М., 1991. — С. 92−99.
- Кудрявцев В.А. О некоторых закономерностях динамики тепловыделения в дизелях // Тр. ЦНИДИ. Л., 1970. — Вьп.60. — С. 13−19.
- Испарение масла с зеркала цилиндра /Т.К. Кузнецов, Н. А. Алешин, В. И. Воробьев, Г. М. Левкин // Двигателестроение. 1985. — № 9. — С. 51−53.
- Кузнецов Г. К., Воробьев В. И. О погрешности измерения расхода масла //Двигатели внутр. сгорания / НИИИНФОРМТЯЖМАШ. 1976. — № 18. — С. 24−25.
- Кузнецов Г. К., Дудко П. П. Движение масла в камеру сгорания поршневого двигателя // Двигателестроение. 1983. — № 4. -С. 24−26.
- Кустов В.Ф., Кокурин А. Д., Фисенко Н. И. Получение технологических газов из водотопливных суспензий // Тр. Ленингр. технол. нн-та. 1959. -Вып. 1. — С.48−52 .
- Кутателадзе С.С., Боришанский В. М. Справочник по теплопередаче.-Л.- М.: Госэнергоиздат, 1959. 414 с,
- Кучеров В.Н. Рабочий процесс и тепловое состояние ЦПГ малооборотного дизеля при работе с форсунками экономичного хода // Техн. эксплуатация флота: Экспресс-информ. / В/О. 1987. — Вып. 9 (653). — С. 1−6.
- Лазурно В.П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторной диаграммы дизеля на ЭЦВМ «Мир-1″ // Тр. ЦНИДИ. Л, 1975. — Вып. 67. -С.81−84.
- Лапшин Н.П., Кацев Г. Н., Левкин Г. М. Опыт определения составляющих расхода масла на угар в дизелях типа ЧН 21/21 // Двигателестроение. -1982. -№» 11.-С. 55−57.
- Моделирование процессов в судовых поршневых двигателях и машинах / В. В. Лаханин, О. Н Лебедев, B.C. Семенов, Е. С. Чуешко. Л.: Судпромгиз, 1967. — 268 с.
- Лебедев Б.О. Влияние некоторых параметров на угар масла со стенки цилиндровой втулки ДВС // Исслед. и методы повышения эффективности техн. эксплуатации судовых энерг. установок: Сб. науч. тр. /НИИВТ. Новосибирск, 1984.-С. 24−31.
- Лебедев Б. О. Влияние характеристики тепловыделения на процесс испарения масляной пленки со стенки цилиндровой втулки // Тр. / НИИВТ. -Новосибирск, 1982. Вып. 161. — С. 57−63.
- Лебедев Б.О. Математическая модель процесса прогрева и испарения масляной пленки на стенке цилиндровой втулки дизеля // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1979. — Вып. 146. — С. 3−9.
- Лебедев Б.О. Экспериментальное определение коэффициента диффузии паров смазочного масла // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1979. — Вып. 146. -С. 10−15.
- Лебедев Б.О. Экспериментально-теоретическая оценка критических параметров смазочных масел // Повышение эффективности техн. эксплуатации СЭУ: Сб. науч. тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1983. — С. 117−119.
- Лебедев Б.О., Левкин Г. М. Анализ систем измерения расхода масла на угар в ДВС // Повышение эффективности техн. эксплуатации СЭУ: Сб. науч. тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1983. — С. 98−102.
- Лебедев Б.О., Марченко В.Н К вопросу об оценке давления насыщенных паров смазочных масел // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1982. — Вып. 162. -С. 89−92.
- Лебедев Б.О., Селиванов Ф. Ю. Анализ процесса испарения масляной пленки со стенки цилиндра дизеля // Двигателестроение. 1981.- № 1. — С.22−24.
- Лебедев О.Н. Исследование и повышение эффективности объемного смесеобразования в судовых четырехтактных дизелях: Дис. д-ра техн. наук. -Новосибирск, 1978. 404 с.
- Лебедев О.Н. Исследование работы судовых дизелей методами теории подобия. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 88 с.
- Лебедев О.Н. Работа двигателей на эмульгированном моторном топливе // Реч. трансп. 1976. — № 4. — С. 41 -42.
- Лебедев О.Н., Марченко В. Н. О влиянии давления на динамику испарения топлива // Изв. СО АН СССР. Сер.: Техн. науки. 1981. — Вып. 2. — С. 12−15.
- Лебедев О.Н., Марченко В. Н. Экспериментальное исследование испарения капель углеводородных топлив при высоких температурах и давлениях газовой среды // Изв. СО АН СССР. Сер.: Техн. науки. 1978. — Вып. 2. — С. 82−85.
- Лебедев О.Н., Сандлер М. Л. Некоторые особенности движения масляного слоя в зазоре между головкой поршня и поверхностью цилиндра // Сиб. физико-техн. журн. Новосибирск, 1991. — Вып. 2. — С. 129−133.
- Лебедев О.Н. и др. Двигатели внутреннего сгорания речных судов /О.Н. Лебедев, В. А. Сомов, С. А. Калашников. М.: Транспорт, 1990. — 328 с.
- Лебедев О.Н. и др. Водотопливная эмульсия в судовых дизелях /О.Н. Лебедев, В. А. Сомов, В. Д. Сисин. Л.-.Судостроение. — 1988. — 108с.
- Лебедев О.Н., Чадаев П. К., Юр Г.С. Численное исследование процессов тепломассообмена капли топлива, взвешенной в возмущенной газовой среде // Изв. НЦ РАЕН. 1998. — № 2. — С.60 -62.
- Левкин Г. М. Повышение технико-экономических показателей дизелей по расходу масла // Тр. / ЦНИИТЭИтяжмаш. М, 1977. — № 4−77−18. — С. 4−7.
- Левкин Г. М. Испарение масла с нагретых деталей ДВС // Тр. ЦНИДИ 1977.-Вып. 72.-С. 27−32.
- Левкин Г. М. Технико-экономический критерий для выбора оптимального расхода масла на угар в ДВС // Двигателестроение. 1979. — № 8. — С. 53−55.
- Левкин Г. М. Устройство и способ для определения величины угара масла в ДВС //Информлисток/ЛенЦНТИ. -Л., 1979. № 349−79. — С. 1−4.
- Ли Ден Ун. Совместное моделирование на ЭВМ рабочего процесса в цилиндре и теплонапряженного состояния деталей цилиндропоршневой группы дизеля // Двигателестроение. 1979. — № 12. — С.9−12.
- Марченко В.Н. Исследование процесса испарения капель моторного топлива в условиях камер сгорания судовых дизелей: Дис. .канд. техн. наук. • Новосибирск, 1978. 172с.
- Марченко В.Н. К теории квазиравновесного испарения капли в газовой среде // Тр. /НИИВТ. -Новосибирск, 1977. Вып. 129. — С. 91−101.
- Марченко В.Н. О влиянии давления среды на скорость испарения жидкой капли // Тр. /НИИВТ. Новосибирск, 1979. -Вып. 146. — С. 54−60.
- Марченко В.Н. О возможном подходе к исследованию испарения капли жидкости при высокой температуре и давлении газовой среды // Тр. /НИИВТ. Новосибирск, 1976. — Вып. 121. — С. 13−31.
- Марченко В.Н. Равновесное испарение капли топлива // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1978. — Вып. 133. — С. 21−34.
- Маэда Ц. Последние исследования в области расхода смазочного масла двигателем внутреннего сгорания // Дзюнкацу. 1972 — № 17. -С. 23.
- Методика расчета толщины защитного теплоизоляционного покрытия омываемой поверхности втулки цилиндра ДВС: Конструктор, документ. 50.925−01 PP. Л., 1977. — 9 с.
- Митин И.В., Непогодьев А. В. Новый метод измерений испарения масла при испытаниях ДВС // Двигателестроение. 1981. — № 8. — С.45−47.
- Мохнаткин Э.М. Рассчетная оценка предельных температурных условий работы масла на гильзе цилиндра двигателя // Химия и технология топлив и масел. 1979. — № 1. — С. 28−30.
- Мохнаткин Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом // Двигателестроение. 1980. — № 10. — С.16−19.
- Мохнаткин Э.М., Беседина Л. Т. Методические основы расчета расхода масла на угар // Двигателестроение. 1983. — № 6. — С. 17−19- № 7. — C. I I-12.
- Мохнаткин Э.М., Беседина JI.T. Определение количества масла выбрасываемого в камеру сгорания // Двигателестроение. -1986. № 6. — С. 42−45.
- Назаров А.Д., Назаров М. А. Оценка расхода масла на угар в двигателях. Технический сервис в агропромышленном комплексе / Моск. агроинж. ун-т.-М., 1993.-С. 115−120.
- Нейман К. Двигатели внутреннего сгорания: Сб. моногр. из иностр. лит // Т.П.- М., 1962. С. 37−50.
- Непогодьев А.В., Подвальный Л. Д. Расчетное определение температур пленки масла на рабочей поверхности цилиндра ДВС // Энергомашиностроение. 1966. -№ 8. — С. 35−37.
- Нигматулин М. Н Некоторые вопросы термодинамического исследования в теплотехнике // Сб. МВТУ. -М., 1954. № 27. — С. 5−45.
- Никифоров О.А. Снижение расхода масла в дизелях. М.: НИИИн-формтяжмаш, 1975. — 50 с.
- Никифоров О.А., Левкин Г. М. Критерий оценки экономичности дизелей по расходу масла на удар II Двигателестроение. 1983. — № 8. — С. 7−9.
- Павлов М.В. О целесообразной величине угара масла в ДВС // Тр. / НИИВТ. Новосибирск, 1971. — Вып. 71. — С. 23−28.
- Петраков Г. В., Никифоров О. А. Исследование путей и разработка комплекса мероприятий повышения экономичности дизелей по расходу масла: Отчет по НИР /№ ГР 77 012 347. Л., 1979. — 218с.
- Петриченко Р.М., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. -Л.: Машиностроение, 1972. 165 с.
- Петровский Н.В. Специальные вопросы теории судовых дизелей. -Л.: Судпромгиз, 1960. 312 с.
- Расчеты основных процессов и аппаратов нефтепереработки: Справочник / Г. Г. Рабинович. П. М. Рябых, П. А. Хохряков и др. М.: Химия, 1979. -586 с.
- Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей / Б. В. Раушенбах., С. А. Белый, И. В. Беспалов и др.-М.: Машиностроение, 1964. 526 с.
- Рекомендации совещания семинара работников речного транспорта по вопросу «О создании необходимых условий деятельности предприятий речного транспорта в 1993 году и повышение их конкурентной способности на транспортном рынке». — СПб., 1993. — 16с.
- Рид Р. и др. Свойства газов и жидкостей / Р. Рид, Д. Праусниц, Т. Шервуд. Л.: Химия, 1982. — 592 с.
- Розенблит Г. Б. Теплопередача в дизелях. М.: Машиностроение, 1966. — 136 с.
- Рыжков А.П. Выбор и обоснование направлений сокращения расходов на топливо в речных пароходствах (на примере АООТ «Западно-Сибирское речное пароходство»): Дис. .канд. техн. наук. Новосибирск, 1995. — 137с.
- Савельев С.М. Перемещение масла рабочей поверхностью поршневого кольца // Двигателестроение. -1981. № 10. — С. 10−12.
- Самарский А.А. Современная прикладная математика и вычислительный эксперимент // Коммунист. -1983. № 18. — С. 31 -42.
- Самсонов Е.П. Расчет индикаторной диаграммы двигателя с камерой в поршне / Тр. ЦНИДИ. Л., 1962. — Вып.43. — С. 37−50.
- Сандлер М.Л. Гидродинамика масляной пленки на стенках цилиндровых втулок судовых дизелей: Дис. .канд. техн. наук. Новосибирск, 1989. -253 с.
- Севастьянов С.М. Пути снижения расхода смазки на быстроходных дизелях // Электр. и тепловая тяга. -1963. № 9. — С.31−32.
- Семенов B.C., Генрихсен Е. В. Испарение масляной пленки на стенке цилиндра ДВС // Тр. ОИИМФ. 1972. — Вып. 5. — С. 52−62.
- Тепловозные двигатели внутреннего сгорания / А. Э. Симеон, А.З. омич, А. А. Куриц и др. М.: Транспорт, 1989. — 536с.
- Синицын В.А. Физические условия и математическое моделирование локального теплообмена в ДВС: Дис.. д-ра техн. наук. /Алт. Гос. техн. ун-т. -Барнаул, 1995.-378 с.
- Сисин В.Д. Установка для получения водотопливной эмульсии // Реч. трансп. 1984. — № 10. — С. 32−33.
- Сомов В.А. Исследование и повышение эффективности масляных систем быстроходных дизелей: Автореф. д-ра техн. наук. Л., 1971. — 34с.
- Сомов В.А. Повышение моторесурса и экономичности дизелей. Л: Машиностроение, 1967. — 194 с.
- Сомов В.А. Смазка судовых дизелей. Л: Судостроение, 1965. — 215с.
- Сомов В.А., Бенуа Г. Ф., Селиванов Ф. Ю. Возможности экономии смазочных масел // Реч. трансп. 1980. — № 2. — С. 28- 29.
- Сомов В.А., Боткин П. П. Топливо для транспортных дизелей. -Л.:Судпромгиз, 1963. 356 с.
- Сомов В.А., Ищук Ю. Г. Судовые многотопливные двигатели.- Л.: Судостроение, 1984. 240 с.
- Сорокин Н.Н. О зависимости износов судовых быстроходных дизелей от угара масла // Тр. / НИИВТ. 1973. — Вып. 84. — С. 14−16.
- Спектров Л.Г., Гурлянд А. Д. Расчет испарения бензина с поверхности жидкой пленки при впрыске в двигатель с воспламенением от искры //Двигатели внутр. сгорания: Респ. межвед. тем. науч.-техн. сб. Харьков, 1975. -Вып. 22.-С. 103−110.
- Степанов В.Н., Лоскутов А. С. Экспериментальное определение тепловых потоков на поверхности камеры сгорания ДВС при переходных процессах // Двигателестроение. 1981. — № 6. — С. 9−11.
- Испытания двигателей внутреннего сгорания / Б. С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи и др. -М.: Машиностроение, 1972. 368 с.
- Сторожев В.Н. Способ снижения угара масла в дизелях // Рыб. хоз-во. 1981. — № 2. — С.56−58.
- Судзуки А. Расход смазочного масла дизельных двигателей //Дзюнкацу. 1978. — Т. 23, № 8. — С. 579−584.
- Тазьба М.М. Улучшенный метод определения механического КПД двигателей внутреннего сгорания способом выбега // Тр. ЦНИДИ. Л., 1958. -Вып. 36. — С. 92−97.
- Эффективность работы главных судовых двигателей с пониженной частотой вращения при работе на водо-топливных эмульсиях /Л.В. Тузов, В. П. Викторов, Ю. А. Горбачев, АЛ. Иванченко // Двигателестроение. 1989. -№ 11.-С. 41−42.
- Филиппов Л.П. Исследование теплопроводности жидкостей. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 239 с.
- Фильчаков П.Ф., Панчишин В. Н. Интеграторы ЭГДА. АН УССР. -Киев, 1961.-171 с.
- Фомченков А. И., Моисейченко Л. М., Корнилов В. В. Исследование влияния упругости маслосъемных колец на расход масла на угар и срок его службы // Двигателестроение. -1980. №.7. — С. 21−22.
- Фомченков А.И., Моисейченко Л. М., Корнилов В. В. Определение минимально допустимой величины удельного расхода масла на угар для малоразмерных дизелей типа Ч 8,5/11 // Двигателестроение. 1981. — № 5. — С. 51 -53.
- Фройштеттетер Г. Б. Реологические и теплофизические свойства пластических смазок. М.: Химия, 1980. — 272 с.
- Фурухама //Дзюнкацу.- 1968. Т. 13, № 6. — С. 43.
- Цедерберг Н.В. Теплопроводность газов и жидкостей. M.-JI., 1963.408 с.
- Чайнов Н.Д. и др. Тепломеханическая напряженность деталей двигателей / Н. Д. Чайнов, В. Г. Заренбин, Н. А. Иващенко. М.: Машиностроение, 1977.- 152 с.
- Чирков А.А. Об уровне научных исследований теплопередачи в двигателях внутреннего сгорания // Изв. ВУЗов. 1963. -№ 5. — С. 112−124.
- Чиркунов В. Экономим топливо и масло // Реч, трансп. 1979. — № 2. — С. 27.
- Шаанов А.И. Снижение угара масла дизелей ВТЗ И Тракторы и сельхозмашины. 1972. — № 1. — С. 9−10.
- Шарапов В. И., Ермолов Ф. Н. Влияние испаряемости масла на его расход в двигателе // Химия и технология топлив и масел. 1976. — № 4 — С. 45−47.
- Шокотов Н.К. О динамике процесса сгорания топлива в дизелях // Двигатели внутрен. сгорания: Сб.- Харьков, 1973. Вып. 7. — С.19−25.
- Юнкин В.Г. Приспособление для определения величины угара кар-терного масла при эксплуатационных испытаниях // Химия и технология топлив и масел. 1975.-№ 4. — С. 56−57.
- Annand W.J., Pinfold D. Heat transfer in the cylinder of a motored reciprocating engine // SAF Techn. Pap. Ser. 1980. — № 800 457. — P.6 .
- Austen AEW, Lyn W.I. Relation between fuel injection and heat release in direct injection and the nature of the combustion processes // Proceeding of the Mechanical Engineers (AD). № 11 960 — P. 47−62.
- Ceccarelli Ulderiko. Metti Lemulsistem nel tuo motore // Tecnol. Serv. Pubbi. 1987. — V. 7, № 5. — P. 52−54, 58−59, 61.
- Csikos R., Kampos Baboczky K. Practicl skushy Vodnych emulzii plyШnoveko aleja v naftovych motoroch // Ropa a unlie. 1985. — V. 27, № 10.- P. 628−640
- Dyer G. Automotive lubricates consumption under New Zealand condition // Soe-Australosia. 1969. — V.29, № 1, P. 9−13.
- Eichelberg G., Same new investigation on old combustion engine problem //Engineering. 1939. — 10, 11, 12.
- Fujiwara Yasuhiro, Tosako Shigeri. Hokkaido korre gairaky kenkyu kye, Mem // Hokkaido Jast. Technol. 1987. — № 15. — P. 43−49.
- Furuhama S. Oya Y. Nakamura T. A study of the oil loss through the piston. Bull // Of JSME. Vol. 6, № 22. — 1963. — P. 43.
- Grasso Francessa. Evolution of Annond’s formula for heat transfer calculations i. e. Engines // Termotecnico. 1983. — V.37, № 1. — P. 49−52.
- Grause W.W., Koelseh B.N., Preston W.D. Measurement of oil economy in passenger car engines // SAF, Prep., s. a. № 680 414.- P.8.
- Haug Franz, Velji Amin, Remels Werner. Dieselmotoren erfullen TA-Luft- Grenzwert: Einsatz einer Diesel Wasser — Emulsion // Energie. — 1995. — V. 47, № 11,12.-P. 36−38.
- Hohenberg Gunter. Berehnung des gasseitigen Wormeuberganges in Dieselmotoren //MTZ. 1980. — V. 41, № 7−8. — S. 321−326.
- Lee Wonnam, Solbrig Charles E., Litzinger Thomas A., Santoro Robert J. Planar laser light scattering for the in cylinder study of soot in a diesel engine // SAE Techn. Pap. Ser. — 1990 — № 902 125. — P. 1−14.
- Longer F. Zur praktischen Anwendung der Wiebe -Brenngesetzen // Maschinenboutechnik. -V. 10, № 10. P. 531 -536
- Matloss R.L., Leipsiger S., Torda T.R. Investigation of liquid drop evaporation in a high temperature and high pressure environment // Int. I. Heat Mass Transfer.- 1972.-V. 15, -P. 831−852.
- Mc Sorlaud D. Emulsified fuels-the Savinac are proven // Mar. Eng. Rev. -1984.-June.-P. 831−852.
- Maxwell J. В. Data Book on Hydrocarbons. N. Y., 1975. — 259 p.
- Meurer S. Der Wandel in der Vorstellung vam Ablauf der Gemis-chbildung im Dieselmotoren // MTZ. 1966. — V. 27, № 4. — S. 131−139.
- Mohammad Sarny J., Borman G. L. Measurement of soof and flame temperature along three directions in the cylinder of a DJ diesel. SAE Techn //Pap. Ser. -1991.-№ 910 728.-P. 1−15.
- Mollenhaner Klays, Zelenka Pavel. Zur Verbrennung von wasser-kraflsstoff emulsionen in stationar betriebenen Diselmotoren // MTZ. — 1986. — V. 47, № 1. — P. 3−7.
- Nacmi Tokura, Katsunori Terasaka, Seishi Yasuhara. Diesel lube oil contamination studied // Automotive Engineering. 1982. — Oct. — P. 51−53
- Nakagawa Hiroshi, Mori Syunichi, Endo Hiroyuki. Nihon kikai gakkai ronbimshu // Tsans. Jap. Soc. Mech. Eng. 1995. — V. 61, № 590. — P. 3554−3560.
- Okoda H., Utsumi H., Nakada S. Soet Formation in the Combustion of Emulsion Fuel-droplets // Bull. Mar. Eng. Soc. Jop. 1980. — V. 8, № 4. — P.
- Okoda Hiroshi, Utsumi Hiroshi. Haunck kukan // Intern. Combust. Engine. 1985. — V. 24, № 1. — P. 75−77.
- Pol E. Wormte-overdrachtsproblematick in zuigerverb- randmgsmotoren // Sehip en werf. 1979. — V.49, № 24. — S. 508−513.
- Prescott James H. Synthesred lubricants vie for role in car engines //Chem. Eng. -1977. V. 84, № 12. — P. 84−86
- Reichel F., Deckcrt J. Einflus van Viskositot und Siedeverhalten der Mo-torenote ouf den Schvierolverbrouch van Verbrennuugsmotoren // Schmiemngste-chik 1975. — Vol. 6,№ 11. — S. 331−337.
- Soejima Mitsuhiro, Wakuri Yutaro, Kitahara Tatsumi, Ejima Yashito, Na-kana Yasiihiko. Nihon kikaigakkai ronbunshi // Trans. Jop. Soc. Mech. Eng. 1994. -V. 60, № 573. — P. 1866−1871.
- Sugavara Chaei, Okado Hirochi, Utsumi Hirochi. Huxon xakye kukon rokkaucu // J. Mar. Eng. Soc. Jop. 1981. -V. 16, № 1. — P. 23−31.
- Trifunovic Radivoje Ein Beitrag rur Erforschung des M-Verbrennimgaverfahiena-Teil 1 // MTZ. 1983. — V.44, № 1. — S. 31−35.
- Venkatesh S. Lubrication oil consummation and engine wear a comparative study in high speed diesel engines // The Journal of the Institution of Engineers (India). — 1972. — № 9. — P. 284−287.
- Venkotesh S., Rao V. Kuppu. Experimental studies on lubrication oil last past piston in a high speed diesel engine // Lubric. Eng. 1972. — V.28, № 4. — P. 118−124.
- Wasehni G., Anisitis F. Fine Methode zur Varausberechnung der An-derung des Brennverlaufs mittelschnellaufend Diesel-motoren bei geanderten Be-triebsbedingungen//MTZ. 1973. — V. 34, № 4. — S. 106−115.
- Wakury J., Tsuge M., Jomashita M. A stady on the oil Loss Paston Series of Piston Rings // Bull. Of JSME. -1970. V. 13, № 55. — P. 150−169.
- Zander loachim. Leichtlaufmotorenole auf der Basis eines neuartigen Grundols//MTZ 1981. — V. 42, № 10. — P. 339−402.