Повышение топливной экономичности бензиновых двигателей увеличением энергии источника искрового зажигания
В настоящее время 40 $ энергетических потребностей человечества удовлетворяется за счет переработки нефти. На нужды транспорта используется 30 $ мировой добычи нефти, примерно половину из этого количества потребляет автомобильный транспорт. При существующих темпах добычи 7 млрд. тоня в год и разведанных запасах 300 млрд. тонн ее хватит примерно на 40 лет. Вели учесть запасы так называемых… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
- Глава I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Факторы, влияющие на минимальную энергию искрового зажигания и на распространение пламени в цилиндре двигателя
- 1. 2. Влияние величины искрового промежутка на пределы воспламенения и топливную экономичность бензинового двигателя
- 1. 3. Увеличение искрового промежутка в свечах зажигания при заданной величине вторичного напряжения
- 1. 4. Влияние энергии источника зажигания и закона ее выделения по времени на эффективность воопламенения
- 1. 5. Выводы
- 1. 6. Цель и задачи исследования
- Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ОЧАГА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
- 2. 1. Основные теоретические предпосылки увеличения энергии источника зажигания с целью снижения расхода топлива при частичных нагрузках бензиновых двигателей
- 2. 2. Минимально необходимая энергия источника зажигания при воспламенении рабочей смеси электрической искрой
- 2. 3. Энергия первичного очага воспламенения при зажитании электрической искрой с учетом тепла, выделившегося при сгорании рабочей смеси в зоне подогрева
- 2. 4. Определение относительной площади теплоотвода из первичного очага воспламенения в рабочую смесь при искровом зажигании
- 2. 5. Анализ условий воспламенения в камере сгорания бензинового двигателя в момент зажигания
- 2. 5. 1. Давление и температура в момент зажигания
- 2. 5. 2. Состав рабочей смеси в микрофоркамере свечи зажигания
- 2. 5. 3. Определение температуры центрального электрода свечи зажигания
- 2. 6. Выводы
- Глава III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И АППАРАТУРА
- 3. 1. Общая методика исследования
- 3. 2. Метод индицирования давления в цилиндре
- 3. 3. Метод фоторегистрации искры в цилиндре двигателя через свечу с прозрачной вставкой в изоляторе
- 3. 4. Экспериментальная установка на базе одноцилиндрового двигателя УК-7А. 1)
- 3. 5. Оценка погрешностей при определении основных параметров
- 3. 6. Выводы
- Глава 1. У. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛВДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГИИ ИСТОЧНИКА ЗАЖИГАНИЯ НА ТОПЛИВНУЮ ЭКОНОМИЧНОСТЬ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
- 4. 1. План экспериментов на двигателе УК-7А
- 4. 2. Обработка результатов экспериментов
- 4. 3. Результаты экспериментов на двигателе УК-7А
- 4. 3. 1. Регулировочные характеристики по составу смеси
- 4. 3. 2. Регулировочные характеристики по углу опережения зажигания
- 4. 3. 3. Характеристика холостого хода
- 4. 3. 4. Определение содержания углеводородов и окиси углерода в отработавших газах
- 4. 4. Сравнительное исследование форкамерно-факельного и интенсифицированного источника зажигания
- 4. 5. Исследование влияния увеличенной до 1280 мДж энергии источника зажигания на топливную экономичность опытного двигателя ГАЗ
- 4. 6. Определение зоны подогрева искрой рабочей смеси в цилиндре двигателя
- 4. 7. Выводы
Повышение топливной экономичности бензиновых двигателей увеличением энергии источника искрового зажигания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЩННИВ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
ХХУ1 съезд КПСС утвердил «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981;8−1985 годы и на период до 1990 года». Перед автомобильной промышленностью поставлена задача повысить топливную экономичность двигателей внутреннего сгорания за счет совершенствования их конструкций /1.1/. В материалах последующих Пленумов ЦК КПСС подчеркивается, что топливно-энергетическая проблема для народного хозяйства СССР, с его огромными масштабами потребления топлива и энергии, все возрастающей сложностью их добычи, переработки и доставки — одна из ключевых для отрасли автомобилестроения /2.3/.
Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в отечественном машиностроении. Она обеспечивает автомобильной техникой црактически все отрасли народного хозяйства. Объем автомобильных перевозок возрастал примерно в 1,3 раза за каждое пятилетие, иуже в 1981 году автомобилями перемещалось 80 $ всех народнохозяйственных грузов /4.44/. Автомобильный парк страны возрастает высокими темпами, например в 1981 году вылущено 2197,5 тыс. автомобилей, в том числе 786,6 тыс. грузовых, 1324,0 тыс. легковых и 86,9 тыс. автобусов /3.21/.
В настоящее время 40 $ энергетических потребностей человечества удовлетворяется за счет переработки нефти. На нужды транспорта используется 30 $ мировой добычи нефти, примерно половину из этого количества потребляет автомобильный транспорт. При существующих темпах добычи 7 млрд. тоня в год и разведанных запасах 300 млрд. тонн ее хватит примерно на 40 лет. Вели учесть запасы так называемых нефтяных сланцев, которые в настоящее время не разрабатываются, нефти хватит еще на 80 лет. Возможно получение жидкого тошшва из твердого ископаемого горючего. Разрабатываются и частично уже црименяются различные виды альтернативных топлив. Анализ тошшво-энергетических ресурсов СССР позволяет сделать вывод, что отсутствие жидких углеводородных топлив не будет преградой дальнейшего использования бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания в ближайшие десятилетия, однако затраты на добычу и переработку топлива будут возрастать. Следует учитывать необходимость высвобождения ресурсов горючих ископаемых для нужд других отраслей народного хозяйства /3.28−3.42−4.36−4.49/.
В связи с изложенным, топливная экономичность двигателяодин из основных параметров, оцределяющих потребительские качества, а также конкурентоспособность автомобиля на мировом рынке.
Расход топлива у отечественных автомобилей серийного выпуска 1979;1980 г. г., приведенный йодной тонне массы автомобиля в снаряженном состоянии, составлял в среднем величину 10 л/ЮО км. Перед двигателистами поставлена задача — в XI пятилетке снизить расход топлива у автомобилей с бензиновыми двигателями на 10−15 $ /4.30−4.44/. С точки зрения топливной экономичности наилучшими показателями обладают дизели, однако их объем производства не превышает 25 $. Бензиновые двигатели имеют значительные преимущества перед дизелями по таким показателям как удельная мощность, удельный вес, пусковые свойства, уровень шума, трудоемкость производства и эксплуатации, но они значительно отстают от дизелей по топливной экономичности цри частичной нагрузке (на 30−40 $). Именно поэтому наиболее актуальной проблемой, во многом определяющей тенденции развития бензиновых двигателей, является повышение их топливной экономичности.
Методы повышения топливной экономичности бензиновых двигателей хорошо известны, к ним относятся повышение степени сжатия, применение более рациональных форм камер сгорания, расслоение и турбулизация заряда, совершенствование систем питания и зажигания, снижение сопротивления на впуске и уменьшение потерь в узлах трения и на привод вспомогательного оборудования /4.29−4.49/. Повышение энергии источника зажигания является составной частью комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование рабочего процесса бензинового двигателя. По имеющимся литературным данным сжигание смеси обедненного состава позволяет в некоторых случаях улучшить топливную экономичность бензинового двигателя до 201* /4.29/.
Многие известные исследователи в области двигателей указывали на интенсификацию зажигания, как на средство улучшения топливной экономичности бензиновых двигателей. Например Е. А. Чудаков писал: «Увеличение скорости сгорания бедных смесей — весьма важная задача. Можно отметить следующие пути решения этой задачи: улучшение формы камеры сгорания, повышение интенсивности искры, воспламеняющей рабочую смесь, повышение температуры свечи, многоискровое и многосвечевое воспламенение, форкамерное воспламенение, переменный состав по объему камеры, зажигание при помощи впрыска топлива с пониженной температурой воспламенения» /2.5/. Б. С. Стечкин предлагал для повышения топливной экономичности бензиновых двигателей: «Прежде всего интенсификация зажигания бедных смесей с тем, чтобы повысить предел эффективного обеднения при малых наполнениях двигателя» /3.46/. В своей работе И. И. Вибе пришел к выводу, что для улучшения процесса сгорания необходимо увеличить число генерируемых начальных активных центров. Он считал, что: «Этого, в частности, можно достичь зажиганием смеси гораздо более мощной искрой или большим числом искр.» /3.7/.
В настоящее время наметились два основных пути интенсификации зажигания при работе двигателя на бедных смесях и частичных нагрузках. Значительное число работ связано с созданием оптимальных условий локально, в зоне искрового промежутка свечи зажигания. Но такой способ улучшения сгорания связан с целым рядом технических трудностей, так как без существенного усложнения конструкции пока не удается получить необходимого расслоения рабочей смеси во всем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов современного быстроходного автомобильного двигателя. В связи с этим широким фронтом ведутся работы по интенсификации зажигания при частичных нагрузках двигателя.
У нас в стране известны работы в этом направлении Н. И. Мищенко и В. А. Набоких, цроведенные под руководством.
A.Н.Воинова, работа Т. А. Нарбутаса, цроведенная под руководством И. М. Ленина. В последние годы под руководством Г. Н. Злотина целый ряд работ провели В. В. Малов, В. В. Староверов, В. М. Целкович,.
B.А.Треплин, В. Флиегел, С. А. Овчаров и Г. Н. Клячин. Из более ранних можно отметить работы А. И. Ванеева, А. С. Князева, А. С. Скобликова. Также известны работы С. А. Шимаускаса, Г. Н. Бадришвили, А. С. Азямова, А. А. Алиева и Б. П. Жданова.
Многие работы, посвященные системам питания бензиновых двигателей, затрагивают проблему интенсификации зажигания. Наиболее характерны в этом плане работы последних лет: В. Л. Чумакова, Е. А. Джайлаубекова, В. Ф. Каменева, В. Ш. Кобаидзе и многих. других исследователей.,.
За рубежом цроблеме интенсификации зажигания в двигателях также уделяется большое внимание. Например, фирма «Чемпион» (США) регулярно организовывает международные конференции на тему «Зажигание и характеристики двигателей» /2.6/. За последние 10 лет опубликованы результаты исследований, посвященных улучшению топливной экономичности двигателей при увеличении энергии источника зажигания, проведенных К. Оппенгеймом и Дж. Дурбином (США) — Д. Дейлом и С. Томом (Канада) — Ф. Вайнбергом и Д. Лаутоном (Англия) — Г. Мюллером, О. Хаатела и Г. Бертлингом (ФРГ) — Т. Хаттори, К. Гото и С. Охигари (Япония) — К. Хенатом (Франция) и т. д.
Несмотря на размах исследований в области интенсификации зажигания в двигателях с целью улучшения топливной экономичности, что говорит об актуальности и сложности цроблемы, многие вопросы как теории, так и практической реализации конкретных методов интенсификации зажигания до сих пор не решены. Анализ литературных и патентных материалов показывает, что наибольшую актуальность представляет теоретическое и экспериментальное определение необходимой энергии источника зажигания на различных режимах работы двигателя и установление зависимости ее от состава смеси и термодинамических условий в цилиндре.
Определенный интерес представляет оценка влияния электродов свечи зажигания на устойчивость процесса сгорания в первой фазе (на развитие первичного очага воспламенения).
Следует отметить, что в данной работе свеча зажигания рассмотрена как специфическая часть камеры сгорания двигателя, а источник искрового зажигания? электрическая искра — как область внутри камеры сгорания, занятая низкотемпературной плазмой (высоко-ионизированным газом). Термодинамическое состояние источника искрового зажигания рассматривалось через параметры состояния газа (давление, объем, температура), как это принято в теории двигателя и аналогично — в теории плазмы /3.4−3.18−3.52−4.18/.
На современных бензиновых автомобильных двигателях в качестве источника зажигания применяют электрические искры, получаемые с помощью батарейных систем зажигания. Все более широкое применение в системах зажигания находит электроника, позволяющая повы сить энергию источника зажигания, более точно регулировать угол опережения зажигания, повысить надежность и долговечность двигателя в целом. Такие оистемы зажигания достигли определенного уровня совершенства, но тем не менее далеко еще не исчерпаны их возможности по улучшению топливной экономичности и снижению токсичности отработавших газов двигателей.
В последние годы ведутся работы по созданию принципиально новых, значительно более мощных систем зажигания, которые получили наименование «Системы зажигания высоких энергий», а также «плазменных» систем («Plasma Ignition» ," Plasma Jet Ignition"). Ведутся работы по созданию лазерных, фотохимических и микроволновых систем зажигания /4.54/.
В результате ряда исследований установлено, что более мощные системы зажигания существенно влияют на топливную экономичность современных бензиновых двигателей, но в некоторых случаях такое влияние обнаружить не удается.
Отсутствует практическое приложение общей теории воспламенения, применительно к условиям в момент зажигания, позволяющее объяснить противоречивость результатов экспериментов, и дать конкретные рекомендации по использованию увеличенной энергии источника зажигания как средства повышения топливной экономичности бензинового двигателя.
Целью настоящей работы является:
— разработать метод оценки условий воспламенения рабочей смеси в цилиндре бензинового двигателя в момент зажигания;
— разработать метод определения энергии первичного очага воспламенения;
— расчетным методом определить потери тепла по мере развития первичного очага воспламенения от электродов свечи зажигания;
— экспериментально установить влияние на топливную экономичность бензинового двигателя источника зажигания при увеличении его энергии;
— цредложить практические рекомендации по црименению источника зажигания с увеличенной энергией, как средства повышения топливной экономичности.
С учетом изложенного на защиту выносятся:
— метод оценки условий воопламенения рабочей смеси в цилиндре бензинового двигателя в момент зажигания;
— метод оцределения энергии первичного очага воспламенения с учетом энергии, выделяющейся цри сгорании рабочей смеси в объеме воздействия искры;
— метод оценки потерь тепла первичным очагом воспламенения по мере его развития от электродов свечи зажигания;
— результаты экспериментального исследования влияния на топливную экономичность бензинового двигателя источников зажигания с различной энергией;
— рекомендации по практическому использованию источников зажигания с увеличенной энергией, позволяющих повысить топливную экономичность бензиновых двигателей.
Схема структуры диссертации представлена на рис. 1.
Данная работа велась в соответствии с планом работ по научно-техническому заделу № НТЗ 20.19.84 «Исследование возможности повышения топливной экономичности автомобильного двигателя путем интенсификации зажигания» по теме 21/21−82 «Разработка свечей зажигания для новых двигателей автомобилей ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ и других заводов отрасли» тематического плана НИИавтоприборов и была увязана с соответствующими планами заводов отрасли. Отдельные этапы обсуждались на заседаниях научно-технического совета НИИавтоприборов.
Рис. 1. Схема структуры диссертации.
Работа была проведена под контролем и при непосредственном участии сотрудников кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» Московского автомеханического института и неоднократно заслушивалась на заседаниях кафедры.
Для проведения исследований влияния на топливную экономичность бензинового двигателя интенсифицированных источников зажигания в НИЙавтоцриборов была разработана, изготовлена и внедрена в практику научных исследований специальная моторная установка на базе одноцилиндрового бензинового двигателя УК-7А (акт внедрения — приложение I).
Метод оценки условий воспламенения в цилиндре бензинового двигателя с помощью системы зажигания с регулируемой в пределах 40 — 1280 мДж энергией подпитки искры внедрен в практику научных исследований НАМИ (акт внедрения — приложение 2).
Для обеспечения возможности повышения топливной экономичности бензиновых двигателей при увеличенной энергии источника зажигания на Энгельсском заводе автотракторных свечей зажигания в Ш квартале 1984 года внедрена в производство свеча зажигания А17ДВ-10 (37.3707), разработанная с учетом результатов данной работы взамен серийно выпускаемой для двигателей ВАЗ свечи А17ДВ.
Годовой экономический эффект в народном хозяйстве при внедрении свечи зажигания А17ДВ-Ю (37.3707) взамен свечи А17ДВ составляет 439 500 руб. (акт внедрения — приложение 3).
5. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Теоретически оценена возможность расширения предела обеднения рабочей смеси в бензиновых двигателях при увеличении энергии зажигания. Научно-обоснован метод повышения топливной экономичности бензиновых двигателей при частичных нагрузках путем подачи дополнительной энергии в искру. Определен к.п.д. источника зажигания и предложены некоторые рекомендации, направленные на его повышение.
2. Разработанные впервые методы оценки условий воспламенения рабочей смеси в бензиновых двигателях и определения энергии первичного очага воспламенения, с учетом потерь в электроды свечи зажигания, позволили теоретически и экспериментально подтвердить количественную связь между энергией зажигания и степенью возможного обеднения рабочей смеси.
3. Экспериментально установлено, что топливная экономичность бензиновых двигателей при интенсификации зажигания повышается за счет расширения предела эффективного обеднения смеси и улучшения воспроизводимости последовательных рабочих циклов. Подтверждено, что влияние интенсификации зажигания на мощностные и экономические показатели бензиновых двигателей проявляется по мере дросселирования и достигает максимума на режимах, близких к холостому ходу. При этом наблюдается тенденция к возрастанию влияния интенсификации зажигания на топливную экономичность с увеличением частоты вращения вала двигателя, что связано с ростом относительного количества остаточных газов и турбулентности заряда.
4. Доказано, что на частичных нагрузках при увеличении энергии зажигания от 5 до 42 мДж (энергия источника зажигания от 40 до 1280 мДж) расход топлива уменьшается на величину до 5 $, а при двухискровом синхронном зажигании без подпитки искр дополнительной энергией — до 7 $. На холостом ходу при тех же условиях часовой расходтоплива уменьшается соответственно на 7,0 и 14,5 $.
5. Установлено, что содержание углеводородов в отработавших газах при увеличении энергии зажигания от 5 до 42 мДж (энергия источника зажигания от 40 до 1280 мДж) уменьшается на 6−20#, а при двухискровом синхронном зажигании без подпитки искр дополнительной энергией — на 7−33 $, в зависимости от нагрузки и частоты вращения вала двигателя.
6. Экспериментально подтверждено, что для получения максимально возможного эффекта по топливной экономичности при интенсификации зажигания, необходимо соответственно скорректировать программы дозирования топлива и управления углом опережения зажигания.
7. В процессе проведения работы разработан метод оценки воспламенения рабочей смеси в бензиновых двигателях с использованием источника зажигания с регулируемой в пределах от 40 до 1280 м]]д энергией. Создана специальная установка на базе одноцилиндрового бензинового двигателя УК-7А, оснащенная современным электронным оборудованием и предназначенная для исследования факторов, влияющих на топливную экономичность бензиновых двигателей. Результаты работы использованы при разработке и внедрении с годовым экономическим эффектом 469,5 тыс. руб. свечи зажигания для двигателя автомобиля ВАЗ-2108.
Список литературы
- Официально-документальные материалы
- I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. ГЛ.: Политиздат, 1981, с.131−205.
- Материалы съездов, конференций, симпозиумов
- Вилюнов В.Н. Приближенные методы решения задач тепловой теории зажигания. Первый всесоюзный симпозиум по горению и взрыву. Тезисы докладов. -М.: Наука, 1968, с.9−11.
- Гаврилин А.И., Мельников М. А., Шнейдер В. Б. О зажигании инициирующих взрывчатых веществ электрической искрой. Горение и взрыв. Материалы Ш всесоюзного симпозиума по горению и взрыву. M.: Наука, с.44−48.
- Карницкий В.В. Отраслевое совещание. Повышение топливной экономичности автотранспортных средств. Автомобильная промышленность, 1984, гё 3, с.35−37.
- Чудаков Е.А. Основные проблемы сгорания топлива в автотракторных двигателях. В сб. Труды научно-технического совеща:-ния по вопросам сгорания в транспортных двигателях. М., НИИНав-топром, 1951, с.7−28.
- Champion Ignition and Engine Performance Conference.-Denver, Colorado, 1981.-p.239.
- Hattory T., Goto K., Ohigashi S. Study of Spark Ignition in Plowing Lean Mixtures.-Conference of Fuel Economy and Emissions of Lean Burn Engines. The Institute of Mechanical Engines. -London, 1979, June 12−14.3. Книги
- Автомобильные и тракторные двигатели. Часть I. Теория двигателей и системы их топливоподачи /под редакцией И. М. Ленина -М.: Высшая школа, 1975, 386 с.
- Артамонов М.Д., Панкратов Г. П. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Машгиз, 1963, 520 с.
- Архангельский В.М., Вихерт М. М., Воинов А. Н., Степанов Ю. А., Трусов В. И., Ховах М. С. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967, 495 с.
- Арцимович Л.А. Элементарная физика плазмы. М.: Атомиздат, 1966, 277 с.
- Балагуров В.А. Аппараты зажигания. -М.: Машиностроение, 1968, 352 с.
- Брозе Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1969, 248 с.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя.- Свердловск: Машгиз, 1962, 271 с.
- Вильяме В.А. Теория горения.- М.: Физматгиз, 1971, 615 с.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. Основы теории горения.- ГЛ.: Машиностроение, 1976, 277 с.
- Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей /под ред.А. С. Орлина, М. Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983, 375 с.
- Дубовкин Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктам их сгорания.- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962, 288 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.- 179
- M.: Машиностроение, 1973, 200 с.
- Зельдович Я.Б., Баренблатт Г. И., Либрович В. Б., Махвиладзе Г. М. Математическая теория горения и взрыва.-М.: Наука, 1980, 479 с.
- Зельдович Я.Б., Воеводский В. В. Тепловой взрыв и распространение пламени в газах М.: Изд. ММИ, 1947, 294 с.
- Иноземцев Н.В. Курс тепловых двигателей.- М.: Оборонгиз, 1952, 471 с.
- Иноземцев Н.В., Кошкин В. К. Процессы сгорания в двигателях.-М.: Машиностроение, 1949, 344 с.
- Иост В. Взрывы и горение в газах.- М.: ШТ., 1952, 687 с.
- Испытания двигателей внутреннего сгорания.
- Стефановский Б.С., Доколин Ю. М., Сорокин В. П., Васильев В. А., Кореи В. К., Скобцов Е. А. -М.: Машиностроение, 1972, 338 с.
- Исследование влияния рабочего процесса и элементов конструкции бензиновых двигателей на выброс токсичных веществ с отработавшими газами.- Отчет ЦНИИАП НАМИ по теме В 222−74 от 25.12.74. УДК 74 005 046, Г. Дмитров, 1974.
- Карпов В.П. Горение газообразных смесей в двигателях.-М.: Машгиз, 1951, 120 с.
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ, — М.: Транспорт, 1983, 224 с.
- Кумагаи С. Горение.- М.: Химия, 1979, 255 с.
- Лаутон Дж., Вайнберг Ф. Электрические аспекты горения.-М.: Энергия, 1976, 29S с.
- Ленин И.М. Теория автомобильных и тракторных двигателей -М.: Машиностроение, 1969, Зо8 с.
- Лернер М.О. Регулирование процесса горения в двигателях сискровым зажиганием.- М.: Наука, 1972, 295 с.
- Льюис Б., Эльбе Г. Горение, пламя и взрыв в газах М.: Мир, 1968.-592 с.
- Масленников М.М., Рапипорт М. С. Авиационные поршневые двигатели.- М.: Оборонпром, 1951,-847 с.
- Мельников Н.В. Топливо-энергетические ресурсы СССР. -М.: Наука, I97I.-64 с.
- Морган Д. Принципы зажигания.- М.: Машгиз, 1947.-128 с.
- Морозов К.А., Черняк Б. Я., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. -М.: Машиностроение, I97I.-I00 с.
- Набоких В.А. Токсичность современных автомобилей и влияние параметров систем зажигания на ее снижение.- М.: НИИНавто-пром, 1973.-37 с.
- Орлин A.C., Вырубов Д. Н., Калиш Г. Г., Круглов М. Г., Леонов О. Б., Лебедев С.Ii., Либроьич Б. Г., Чурсин М. М. Двигатели внутреннего сгорания. Том I.- М.: Машиностроение, 1957.-396 с.
- Основы горения углеводородных топлив /под ред.Л. Н. Хитрина и В. А. Попова.- М.: ИЛ., i960.-464 с.
- Покровский Г. П. Электроника в системах питания автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1972.-135 с.
- Померанцев В.В., Арефьев K.M., Ахмедов Д. Б., Рундыгин К. А., Корчунов Ю. Н., Шагалова С. Л., Шестаков С. М. Осноеы практической теории горения.- Л.: Энергия, 1973.-264 с.
- Похил П.В., Мальцев В. М., Зайцев В. М. Методы исследования процессов горения и детонации.- М.: Наука, 1969.-301 с.
- Процессы горения, /под ред.Б.Льюис, Р. М. Пиз, Х.й. Тейлор.-М.: Физматгиз, 1961.-559 с.
- Райков И.Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. -М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
- Раушенбах Б.В., Белый С. А., Беспалов И. В., Бородачев В. Я., Волынский М. С., Прудников А. Г. Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. -М.: Машиностроение, 1964.-526 с.
- Рикардо Г. Р. Вастроходные двигатели внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, i960.-411 с.
- СкобликоЕ A.C., Минеев А. Н., Басс Б. А. Свечи зажигания искровые для двигателей внутреннего сгорания.- М.:НИЙНавто -пром, 1972.-28 с.
- Смаль Ф.В., Арсёнов 13.Е. Перспективные топлива для автомобилей.- М.: Транспорт, 1979.-151 с.
- Соколик A.C. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах., -М.: Изд. АН СССР, i960.-427 с.
- Сороко-Новицкий В. И. Испытание автотракторных двигателей. -М.: Машгиз, 1955.-531 с.
- Сполдинг Д.Б. Основы теории горения.-М-Л.: 1959.-320 с.
- Стечкин Б.С. Теория тепловых двигателей. Избранные труды. -М.: Наука, 1977.-410 с.
- Стечкин Б.С., Генкин К. И., Золотаревский B.C. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстро -ходного поршневого двигателя. -М.: Изд. АН СССР, i960.-199 с.
- Хитрин Л.Н. Физика горения и взрыва.- М.: Изд. МГУ, 1957.442 с.
- Шенк X. Теория инженерного эксперимента.- М.: Мир, 1972.384 с.
- Щелкин К.И., Трошин А. К. Газодинамика горения.- М.: Изд. АН СССР, 1963.-256 с.
- Щетинков Е.С. Физика горения газов.- М.: Наука, 1965.-739 с.
- Ясько О.И. Электрическая дуга в плазмотроне.- Минск: Наука и техника, 1977.-151 с. 4. Статьи
- Аверсон А.Э., Барзыкин В. В., Мержанов А. Г. Динамические режимы зажигания.- Физика горения и взрыва, 1968, J? I, с20−32.
- Аверсон А.Э., Бырзыкин В. В., Мержанов А. Г. Приближенный метод решения задач тепловой теории зажигания.- Доклады
- АН СССР, 1958, т.168, № I, с 131−134.
- Апашев М.Д., Мещеряков Г. М. Влияние параметров поджигающего искрового разряда на характер воспламенения горючей смеси.-Автомобильная промышленность, 1968, $ 5, с 12−14.
- Апашев М.Д. Экспериментальный двигатель с прозрачными окнами для исследования процессов в поршневых двигателях.- В сб.: Сгорание и смесеобразование в дизелях. Лаб. двигателей
- АН СССР.- М.: Изд. АН СССР, i960, — 172 с.
- Ассовский И.Г., Закиров З. Г., Лейпунский О. И. О влиянии условий зажигания на горение топлива.- Физика горения и взрыва, 1983, № I, с 41−45.
- Басс Б.А., Дудиков Н. К. Свечи зажигания с повышенным сроком службы.- Автотракторное электрооборудование, 1983, J& 3, с 10−11.
- Басс Б.А., Курякова В. А., Минеев А. Н. Свеча зажигания с конической опорной поверхностью для автомобиля 3A3-II02 «Запорожец».- Автомобильная промышленность, 1983,$ 2, с 31−32.
- Басс Б.А., Яхутль Д. Р. Теоретическое и экспериментальное исследование теплового поля в свечах зажигания.- В сб. Труды НИИавтоприборов.- М.: НИИавтопром, 1977, J& 42, с.23−41.
- Басс Б.А., Скобликов A.C. Малогабаритные свечи зажигания.-Автомобильная промышленность, 1984, № 9, с 10−11.
- Вилюнов В.М. К теории искрового воспламенения.- Доклады АН СССР, 1973, том 208, № I, с 66−69.
- Вилюнов B.H. К тепловой теории зажигания.- Физика горения и взрыва, 1966, № 2, с 77−82.
- Вилюнов В.Н., Некрасов Е. А., Баушев B.C., Тимохин A.M.
- О закономерностях искрового воспламенения и выхода на стационарный режим горения.- Физика горения и взрыва, 1976, № 3, с 351−366.
- Генкин К.И. Рабочий процесс и сгорание в двигателях с искровым зажиганием.- В сб. Сгорание в транспортных двигателях.-М.: Изд. АН СССР, 1951, с 102−138.
- Джайлаубеков Е.А., Бенедиктов А. Р. Некоторые особенности рабочего процесса карбюраторного двигателя на холостом ходу.- В сб. Труды МАДИ, — М., 1972, вып.49, с 127−133.
- Дик И.Г., Зурер А. Б. Применение метода интегральных соотношений в задачах теории зажигания.- Физика горения и взрыва, 1982, № 4, с 16−22.
- Дмитриевский A.B., Каменев В. Ф., Киселев Б. А., Тупикин В. Н., Фомченко В. М., Некоторые вопросы теории рабочего цикла на режимах глубокого дросселирования.- Двигателестроение, 1979, № 5, с 8−12.
- Жмудяк I.M. Определение коэффициентов полезного действия отдельных частей рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания.- В сб. Труды МАДИ, 1972, № 49, с 41−44.
- Жуков ГД.Ф. Электродуговые генераторы низкотемпературной плазмы, — Теплофизика высоких температур, 1972, том 10, $ 6, с 1295—1307.
- Загрязкин H.H., Мещеряков Г. М. Многоэлектродная свеча зажигания с предварительной ионизацией газового промежутка.-Труды института двигателей АН СССР, вып.6.- М., 1962, с 102−109.
- Загрязкин H.H., Тимошенко Ю. И. Развитие пламени после поджигания стабилизированной и нестабилизированной электрической искрой.- Труды института двигателей АН СССР, вып.6.-М., 1962, с II0-II7.
- Зельдович Я.Б. К теории зажигания, — Доклады АН СССР, 1963, т.150, В 2, с 283−285.
- Зельдович Я.Б., Симонов Н. И. К теории искрового воспламенения газовых взрывчатых смесей.- Журнал физической химии, 1949, т 23, вып. II, с I36I-I374.
- Зельдович Я.Б., Франк-Каменецкий Д.А. К теории равномерного распространения пламени.- Доклады АН СССР* 1938, т 19, с 693−695.
- Зельдович Я.Б., Франк-Каменецкий Д.А. Теория теплового распространения пламени, — Журнал физической химии, 1938, т.12, вып. I, с 100−105.
- Зенгер H.H. Исследование воспламенения в искровом разряде.-В сб. Сгорание в транспортных поршневых двигателях.- М.: НИИНавтопром, 1951, с 143−158.
- Иливанов В.Д., Томбак М. А., Тараканов В. И. Анализ канала искрового разряда электрических систем зажигания по лазерным тенеграммам.- Автомобильная промышленность, 1979, № 4, с 25−26.
- Исихора С. Три типа свечей зажигания.- Найнэн Кикан, 1978, В 8, с 77−86.
- Като Я. Тенденции развития свечей зажигания.- Перевод ВЦП № Г-31 534 с японского языка статьи из журнала Дзюдося гидзгоцу, 1979, т 33, № 10, с 838−844.
- Костров В.А. Основные направления улучшения экономичности карбюраторных двигателей.- Автомобильная промышленность, 1980, № 5, с 35−38.
- Кутенёв В.Ф. Прогрессивные направления улучшения показателей топливной экономичности и токсичности двигателей.- Автомобильная промышленность, 1982, № 2, с 7−9.
- Льюис Б., Эльбе Г. Использование характеристических пара -метров для описания инициирования и стабилизации волн горения.- В сб. Химическая кинетика и цепные реакции. М.: Химия, 1966, с 588−601.
- Магерамов Е.М. О неидентичности последовательных циклов в камере сгорания карбюраторного двигателя.- За технический прогресс, 1969, 1 5, с 42−44.
- Мещеряков Г. М. Применение предварительно ионизированного искрового разряда для зажигания горючих смесей в двигателе внутреннего сгорания.- Автомобильная промышленность, 1964,1. Ji II, с II-I3.
- Михельсон В.А. О нормальной скорости распространения гремучих газовых смесей.- Собрание сочинений.- М.: Новый агроном, 1930, том I, с 105.
- Морозов К.А., Черняк Б. Я., Джайлаубеков S.A. К анализу условий воспламенения при работе карбюраторного двигателя на малых нагрузках.- В сб. Труды МАДИ, 1973, № 71, с I09-II7.
- Непорожний П.С. Настоящее и будущее энергетики мира.- В сб. Энергетика мира.- М.: Энергия, 1973, с 5−7.
- Свиридов Ю.Б. Влияние параметров процесса сгорания на индикаторные показатели двигателя.- В сб. Труды лаборатории двигателей АН СССР, вып 3.- М.: Изд. АН СССР, 1957, с 85−107.
- Свиридов Ю.Б. Термодинамический анализ процесса сгоранияв двигателе с искровым зажиганием, — В сб.Труды лаборатории двигателей АН СССР, вып.З.- М.: Изд. АН СССР, с 164−193.
- Соколик A.C. Основы теории процесса нормального сгоранияв двигателях с искровым зажиганием.- В сб. Сгорание в транспортных поршневых двигателях.- М.: Изд. АН СССР, 1951, с 37−56.
- Стечкин B.C., Апашев М. Д. О методе совместного исследования распространения пламени и изменения давления в двигателе с искровым зажиганием.- В сб. Труды лаборатории двигателей
- АН СССР, вып 3.- М.: Изд. АН СССР, 1957, с 155−163.
- Семенов Е.С., Соколик A.C. Характеристики сферических пламён в стадии формирования.- Доклады АН СССР, 1962, т 145, № 2, с 369−372.
- Румянцева А.Л., ПустельникоЕ С.Г., Чепланов В. И.,
- Опарин И.М. Перспектива создания систем зажигания с искровым разрядом высокой энергии.- В сб. Труды НИИавтоприборов, вып 53, М., 1982, с 71−84.
- Соболев Л.М., Карасев В. А. Динамика сгорания в двигателе с двухстадийным процессом.- Автомобильная промышленность, 1982, № 7, с 5−7.
- Титков А.И. Автомобильная техника в XI пятилетке.- Автомобильная промышленность, 1982, № 8, с 1−5.
- Хайкин Б.Н., Мержанов А. Г. К теории теплового распростра -нения фронта химической реакции.- Физика горения и взрыва, 1966, № 3, с 33−46.
- Хиршфельдер Д.О. Теплопроводность многоатомных электронно-возбужденных или химически реагирующих смесей.- В сб. Пла-мёна и химическая кинетика.- М.: М, 1961, с 180−212.
- Чеповский М.Ф., Ковалев Л. Г. Некоторые основания к разработке усиленной искровой системы зажигания.- В сб. Труды Омского сельскохозяйственного института им. С. М. Кирова, т 58, 1955, с I07-III.
- Шатров Е.В. Альтернативные топлива для двигателей, — Автомобильная промышленность, 1982, J? 2, с 4−7.
- Шикунина Н.М., Золотаревский B.C. О некоторых возможных причинах падения экономичности задросселированного бензинового двигателя.- В сб. Труды лаборатории двигателей
- АН СССР, еып 5, — М.: Изд. АН СССР, I960, с 127−145.
- Щелкин К.И. о сгорании в турбулентном потоке.- Журнал теоретической физики, 1943, том 13, J& 9−10, с 520−530.
- Anderson R.W., Asik J.R. Ignitability Experiments in a Past Burn, lean Burn Engine.-SAE Technical Paper Series, 1983, Ho.830 477, 15pp.
- Bohmeyer W., Kabel W."Borrmeiste J."Henker D. Erhohung der Energie des Zundfunkens und die damit mogliche kraftstoff-einsparung.-KFT, 1982, Hr.3, pp.74−76.
- Dale D.J."Oppenheim A.K. Enhanced Ignition for I.С.Engines with Premised Gases.-SAE Technical Paper Series, 1981,1. Ho.810 146, 16pp.
- Daniel W.A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Composition.-SAE Technical Paper Series, No.670 124, 1967, 22pp.
- Durbin E.I., Tsai K.S. Extending the Lean Limit Operation of an S.I.Engine with a Multiple Electrode Spark Plug.-SAE Technical Paper Series, 1983, Ho.830 476, 8p.
- French C.C.I. A Universal Test Engine for Combustion Research. -SAE Technical Paper Series, 1983, No.830 453, 9p.
- Chorvatova Z. Zavisimost teploty iskry automobilovejsviecky od. energie privadzanej na elektrody sviecky, vyse-trovana metody rotacnej teploty.-Elektrotechnicky obsor, 1981, 70, N.4, s.214−216.
- Jonston R. Programable Energy Ignition System for Energy Optimization.-SAE Technical Paper Series, No.750 348.
- Kressner E."Richter J. Elektronische HochleistungsZundanlage EBZA 4n.-KPT, 1983, Nr.9, 276 278.
- Les Oscare de la technique a Equip Auto.-RTA, 1983, N.438, pp.172−175.
- Maly R., Saggau B., Wagner E., Ziegler G. Prospects of Ignition Enhancement.-SAE Technical Paper Series, 1983,1. No.830 478, 18p.
- Nakamura N., Kobayashi T., Masanori H., Takagi N. A New Platinum Tipped Spark Plug Extends the Lean Misfire Limit and Useful Life.-SAE Technical Paper Series, 1983,1. No.830 480, p.8.
- Oppenheim, Teichman K., Hom K."Stewart H.E. Jet Ignition of an Ultra-Lean Mixture.-SAE Technical Paper Series, 1978, No.780 637, 16p.
- Plasma Jet Ignition Extends Lean Misfire Limit.-Automotive Engineering, 1983, v.91, N0.4, pp.51−53.
- Pabezzana H., Kalmar St. Benefits from Longer Gaps in Spark Plugs.-Automotive Industry, 1937, No.2, pp.222−225, 229.
- Wyczalek F.A., Harden J.L., Maksymiuk S., Blewins J.L.
- EFJ Prechamber Torch Ignition of Lean Mixtures. SAE Technical Paper Series, 1975, No.750 351, 1бр.
- Woschni G., Fieger J, Experimentelle Bestimneung des ortlich gemittelten Warmebergungskoeffizienten im Ottomotor. -MTZ, 1981, v.42, Nr.6, s.229−234.5. Диссертации
- Бадришвили Г. H. Исследование влияния первичного очага воспламенения на показатели автомобильных двигателей.- Дис.. канд.техн.наук.- Тбилиси, 1979.- 224 с.
- Ддайлаубеков S.A. Исследование рабочих процессов карбюраторного двигателя на режимах холостого хода.- Дис.. канд.техн.наук.- M., 1973, 191 с.
- Князев A.C. Исследование возможности повышения экономичности автомобильного двигателя за счет интенсификации зажигания.- Дис.. канд.техн.наук.- M., 1949, 166 с.
- Малов В.В. Исследование характеристик искровых разрядов некоторых типов систем зажигания и их влияния на работу карбюраторного двигателя. Дис. .канд.техн.наук.- Волгоград, 1974, 230 с.
- Мищенко Н.И. «Исследование влияния параметров искрового разряда на условия воспламенения и развитие процесса сгорания в двигателе легкого топлива.- Дис.. канд.техн. наук.- M., 1973, 173 с.
- Скобликов A.C. Исследование возможности улучшения эконо -мичности карбюраторных двигателей за счет рационального выбора параметров искрового разряда от системы зажигания.-Дис.. канд.техн.наук.- М., 1957.- 138 с.
- Черняев Э.Х. Оптимизация цикла бензинового двигателя по току ионизации в зоне электродов свечи зажигания.- Дис.. канд.техн.наук.- М., 1984.6. Патентные документы
- A.c. 7I455I (СССР). Свеча зажигания /Б.А.Басс, З. С. Хазанов.-Опубл.в Б.И., 1985, № 5.
- A.c. 877 674 (СССР). Свеча зажигания /А.С.Скобликов, Б. А. Басс.- Опубл. в Б.И., 1981, № 40.
- A.c. 817 293 (СССР). Устройство зажигания для двигателя внутреннего сгорания /А.С.Скобликов, Н. И. Мщенко, Н. П. Крамарь, Б. А. Басс.- Опубл. в Б.И., 1981, № 12.
- A.c. 66II34 (СССР). Система зажигания для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания Л).С.Уткин.- Опубл. в Б.И., 1979.
- A.c. 590 839 (СССР). Свеча зажигания /Ф.П.Федяев, Б. А. Басс, В. А. Любушкин.- Опубл. в Б.И., 1978, № 4.
- A.c. 712 522 (СССР). Способ работы двигателя внутреннего сгорания /А.В.Шатун.- Опубл. в Б.И., 1980, № 4.
- Нормативно-технические документы
- ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.- Переиздат, 198I.
- ГОСТ 2043–74. Свечи зажигания искровые для двигателей внутреннего сгорания, — Переиздат, 1984.
- ГОСТ 17.2.2.03−77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения.-Переиздат, 1977.
- ГОСТ 10 313–75. Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонационных испытаний.- Переиздат, 1976.8. Препринты
- Аверсон А.Э. Теория, зажигания.-Минск, 1977, — 33 с.
- Установка внедрена в практику научно-исследовательских работ НШавтоприборов, направленных на повышение топливной экономичности бензиновых двигателей, в 3-ем квартале 1984 года.1. Зав. отделом свечей
- НИИавтоприборов, к.т.н. А. С. Скобликов1. Завлабораториеймоторных испытаний ^ В.Н.Румянцев
- В научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) проведено опробование метода оценки условий воспламенения в цилиндрах бензиновых двигателей с помощью системы подпитки искры дополнительной энергией в пределах 40−1280 мДж.
- Результаты упомянутой работы рекомендуется использовать приразработке свечей зажигания перспективных бензиновых двигателей с улучшенными технико-экономическими показателями.
- Годовой экономический эффект в народном хозяйстве, при внедрении свечи зажигания А17ДВ-1 взамен свечи А17ДВ на всю программу выпуска, составит 469 500 руб.1. Гл. конструктор ЭЗАЗСры
- Автомобильные и тракторные1. Б.А.Басс