Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение топливной экономичности бензиновых двигателей увеличением энергии источника искрового зажигания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время 40 $ энергетических потребностей человечества удовлетворяется за счет переработки нефти. На нужды транспорта используется 30 $ мировой добычи нефти, примерно половину из этого количества потребляет автомобильный транспорт. При существующих темпах добычи 7 млрд. тоня в год и разведанных запасах 300 млрд. тонн ее хватит примерно на 40 лет. Вели учесть запасы так называемых… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
  • Глава I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Факторы, влияющие на минимальную энергию искрового зажигания и на распространение пламени в цилиндре двигателя
    • 1. 2. Влияние величины искрового промежутка на пределы воспламенения и топливную экономичность бензинового двигателя
    • 1. 3. Увеличение искрового промежутка в свечах зажигания при заданной величине вторичного напряжения
    • 1. 4. Влияние энергии источника зажигания и закона ее выделения по времени на эффективность воопламенения
    • 1. 5. Выводы
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ОЧАГА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
    • 2. 1. Основные теоретические предпосылки увеличения энергии источника зажигания с целью снижения расхода топлива при частичных нагрузках бензиновых двигателей
    • 2. 2. Минимально необходимая энергия источника зажигания при воспламенении рабочей смеси электрической искрой
    • 2. 3. Энергия первичного очага воспламенения при зажитании электрической искрой с учетом тепла, выделившегося при сгорании рабочей смеси в зоне подогрева
    • 2. 4. Определение относительной площади теплоотвода из первичного очага воспламенения в рабочую смесь при искровом зажигании
    • 2. 5. Анализ условий воспламенения в камере сгорания бензинового двигателя в момент зажигания
      • 2. 5. 1. Давление и температура в момент зажигания
      • 2. 5. 2. Состав рабочей смеси в микрофоркамере свечи зажигания
      • 2. 5. 3. Определение температуры центрального электрода свечи зажигания
    • 2. 6. Выводы
  • Глава III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И АППАРАТУРА
    • 3. 1. Общая методика исследования
    • 3. 2. Метод индицирования давления в цилиндре
    • 3. 3. Метод фоторегистрации искры в цилиндре двигателя через свечу с прозрачной вставкой в изоляторе
    • 3. 4. Экспериментальная установка на базе одноцилиндрового двигателя УК-7А. 1)
    • 3. 5. Оценка погрешностей при определении основных параметров
    • 3. 6. Выводы
  • Глава 1. У. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛВДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГИИ ИСТОЧНИКА ЗАЖИГАНИЯ НА ТОПЛИВНУЮ ЭКОНОМИЧНОСТЬ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
    • 4. 1. План экспериментов на двигателе УК-7А
    • 4. 2. Обработка результатов экспериментов
    • 4. 3. Результаты экспериментов на двигателе УК-7А
      • 4. 3. 1. Регулировочные характеристики по составу смеси
      • 4. 3. 2. Регулировочные характеристики по углу опережения зажигания
      • 4. 3. 3. Характеристика холостого хода
      • 4. 3. 4. Определение содержания углеводородов и окиси углерода в отработавших газах
    • 4. 4. Сравнительное исследование форкамерно-факельного и интенсифицированного источника зажигания
    • 4. 5. Исследование влияния увеличенной до 1280 мДж энергии источника зажигания на топливную экономичность опытного двигателя ГАЗ
    • 4. 6. Определение зоны подогрева искрой рабочей смеси в цилиндре двигателя
    • 4. 7. Выводы

Повышение топливной экономичности бензиновых двигателей увеличением энергии источника искрового зажигания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЩННИВ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

ХХУ1 съезд КПСС утвердил «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981;8−1985 годы и на период до 1990 года». Перед автомобильной промышленностью поставлена задача повысить топливную экономичность двигателей внутреннего сгорания за счет совершенствования их конструкций /1.1/. В материалах последующих Пленумов ЦК КПСС подчеркивается, что топливно-энергетическая проблема для народного хозяйства СССР, с его огромными масштабами потребления топлива и энергии, все возрастающей сложностью их добычи, переработки и доставки — одна из ключевых для отрасли автомобилестроения /2.3/.

Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в отечественном машиностроении. Она обеспечивает автомобильной техникой црактически все отрасли народного хозяйства. Объем автомобильных перевозок возрастал примерно в 1,3 раза за каждое пятилетие, иуже в 1981 году автомобилями перемещалось 80 $ всех народнохозяйственных грузов /4.44/. Автомобильный парк страны возрастает высокими темпами, например в 1981 году вылущено 2197,5 тыс. автомобилей, в том числе 786,6 тыс. грузовых, 1324,0 тыс. легковых и 86,9 тыс. автобусов /3.21/.

В настоящее время 40 $ энергетических потребностей человечества удовлетворяется за счет переработки нефти. На нужды транспорта используется 30 $ мировой добычи нефти, примерно половину из этого количества потребляет автомобильный транспорт. При существующих темпах добычи 7 млрд. тоня в год и разведанных запасах 300 млрд. тонн ее хватит примерно на 40 лет. Вели учесть запасы так называемых нефтяных сланцев, которые в настоящее время не разрабатываются, нефти хватит еще на 80 лет. Возможно получение жидкого тошшва из твердого ископаемого горючего. Разрабатываются и частично уже црименяются различные виды альтернативных топлив. Анализ тошшво-энергетических ресурсов СССР позволяет сделать вывод, что отсутствие жидких углеводородных топлив не будет преградой дальнейшего использования бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания в ближайшие десятилетия, однако затраты на добычу и переработку топлива будут возрастать. Следует учитывать необходимость высвобождения ресурсов горючих ископаемых для нужд других отраслей народного хозяйства /3.28−3.42−4.36−4.49/.

В связи с изложенным, топливная экономичность двигателяодин из основных параметров, оцределяющих потребительские качества, а также конкурентоспособность автомобиля на мировом рынке.

Расход топлива у отечественных автомобилей серийного выпуска 1979;1980 г. г., приведенный йодной тонне массы автомобиля в снаряженном состоянии, составлял в среднем величину 10 л/ЮО км. Перед двигателистами поставлена задача — в XI пятилетке снизить расход топлива у автомобилей с бензиновыми двигателями на 10−15 $ /4.30−4.44/. С точки зрения топливной экономичности наилучшими показателями обладают дизели, однако их объем производства не превышает 25 $. Бензиновые двигатели имеют значительные преимущества перед дизелями по таким показателям как удельная мощность, удельный вес, пусковые свойства, уровень шума, трудоемкость производства и эксплуатации, но они значительно отстают от дизелей по топливной экономичности цри частичной нагрузке (на 30−40 $). Именно поэтому наиболее актуальной проблемой, во многом определяющей тенденции развития бензиновых двигателей, является повышение их топливной экономичности.

Методы повышения топливной экономичности бензиновых двигателей хорошо известны, к ним относятся повышение степени сжатия, применение более рациональных форм камер сгорания, расслоение и турбулизация заряда, совершенствование систем питания и зажигания, снижение сопротивления на впуске и уменьшение потерь в узлах трения и на привод вспомогательного оборудования /4.29−4.49/. Повышение энергии источника зажигания является составной частью комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование рабочего процесса бензинового двигателя. По имеющимся литературным данным сжигание смеси обедненного состава позволяет в некоторых случаях улучшить топливную экономичность бензинового двигателя до 201* /4.29/.

Многие известные исследователи в области двигателей указывали на интенсификацию зажигания, как на средство улучшения топливной экономичности бензиновых двигателей. Например Е. А. Чудаков писал: «Увеличение скорости сгорания бедных смесей — весьма важная задача. Можно отметить следующие пути решения этой задачи: улучшение формы камеры сгорания, повышение интенсивности искры, воспламеняющей рабочую смесь, повышение температуры свечи, многоискровое и многосвечевое воспламенение, форкамерное воспламенение, переменный состав по объему камеры, зажигание при помощи впрыска топлива с пониженной температурой воспламенения» /2.5/. Б. С. Стечкин предлагал для повышения топливной экономичности бензиновых двигателей: «Прежде всего интенсификация зажигания бедных смесей с тем, чтобы повысить предел эффективного обеднения при малых наполнениях двигателя» /3.46/. В своей работе И. И. Вибе пришел к выводу, что для улучшения процесса сгорания необходимо увеличить число генерируемых начальных активных центров. Он считал, что: «Этого, в частности, можно достичь зажиганием смеси гораздо более мощной искрой или большим числом искр.» /3.7/.

В настоящее время наметились два основных пути интенсификации зажигания при работе двигателя на бедных смесях и частичных нагрузках. Значительное число работ связано с созданием оптимальных условий локально, в зоне искрового промежутка свечи зажигания. Но такой способ улучшения сгорания связан с целым рядом технических трудностей, так как без существенного усложнения конструкции пока не удается получить необходимого расслоения рабочей смеси во всем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов современного быстроходного автомобильного двигателя. В связи с этим широким фронтом ведутся работы по интенсификации зажигания при частичных нагрузках двигателя.

У нас в стране известны работы в этом направлении Н. И. Мищенко и В. А. Набоких, цроведенные под руководством.

A.Н.Воинова, работа Т. А. Нарбутаса, цроведенная под руководством И. М. Ленина. В последние годы под руководством Г. Н. Злотина целый ряд работ провели В. В. Малов, В. В. Староверов, В. М. Целкович,.

B.А.Треплин, В. Флиегел, С. А. Овчаров и Г. Н. Клячин. Из более ранних можно отметить работы А. И. Ванеева, А. С. Князева, А. С. Скобликова. Также известны работы С. А. Шимаускаса, Г. Н. Бадришвили, А. С. Азямова, А. А. Алиева и Б. П. Жданова.

Многие работы, посвященные системам питания бензиновых двигателей, затрагивают проблему интенсификации зажигания. Наиболее характерны в этом плане работы последних лет: В. Л. Чумакова, Е. А. Джайлаубекова, В. Ф. Каменева, В. Ш. Кобаидзе и многих. других исследователей.,.

За рубежом цроблеме интенсификации зажигания в двигателях также уделяется большое внимание. Например, фирма «Чемпион» (США) регулярно организовывает международные конференции на тему «Зажигание и характеристики двигателей» /2.6/. За последние 10 лет опубликованы результаты исследований, посвященных улучшению топливной экономичности двигателей при увеличении энергии источника зажигания, проведенных К. Оппенгеймом и Дж. Дурбином (США) — Д. Дейлом и С. Томом (Канада) — Ф. Вайнбергом и Д. Лаутоном (Англия) — Г. Мюллером, О. Хаатела и Г. Бертлингом (ФРГ) — Т. Хаттори, К. Гото и С. Охигари (Япония) — К. Хенатом (Франция) и т. д.

Несмотря на размах исследований в области интенсификации зажигания в двигателях с целью улучшения топливной экономичности, что говорит об актуальности и сложности цроблемы, многие вопросы как теории, так и практической реализации конкретных методов интенсификации зажигания до сих пор не решены. Анализ литературных и патентных материалов показывает, что наибольшую актуальность представляет теоретическое и экспериментальное определение необходимой энергии источника зажигания на различных режимах работы двигателя и установление зависимости ее от состава смеси и термодинамических условий в цилиндре.

Определенный интерес представляет оценка влияния электродов свечи зажигания на устойчивость процесса сгорания в первой фазе (на развитие первичного очага воспламенения).

Следует отметить, что в данной работе свеча зажигания рассмотрена как специфическая часть камеры сгорания двигателя, а источник искрового зажигания? электрическая искра — как область внутри камеры сгорания, занятая низкотемпературной плазмой (высоко-ионизированным газом). Термодинамическое состояние источника искрового зажигания рассматривалось через параметры состояния газа (давление, объем, температура), как это принято в теории двигателя и аналогично — в теории плазмы /3.4−3.18−3.52−4.18/.

На современных бензиновых автомобильных двигателях в качестве источника зажигания применяют электрические искры, получаемые с помощью батарейных систем зажигания. Все более широкое применение в системах зажигания находит электроника, позволяющая повы сить энергию источника зажигания, более точно регулировать угол опережения зажигания, повысить надежность и долговечность двигателя в целом. Такие оистемы зажигания достигли определенного уровня совершенства, но тем не менее далеко еще не исчерпаны их возможности по улучшению топливной экономичности и снижению токсичности отработавших газов двигателей.

В последние годы ведутся работы по созданию принципиально новых, значительно более мощных систем зажигания, которые получили наименование «Системы зажигания высоких энергий», а также «плазменных» систем («Plasma Ignition» ," Plasma Jet Ignition"). Ведутся работы по созданию лазерных, фотохимических и микроволновых систем зажигания /4.54/.

В результате ряда исследований установлено, что более мощные системы зажигания существенно влияют на топливную экономичность современных бензиновых двигателей, но в некоторых случаях такое влияние обнаружить не удается.

Отсутствует практическое приложение общей теории воспламенения, применительно к условиям в момент зажигания, позволяющее объяснить противоречивость результатов экспериментов, и дать конкретные рекомендации по использованию увеличенной энергии источника зажигания как средства повышения топливной экономичности бензинового двигателя.

Целью настоящей работы является:

— разработать метод оценки условий воспламенения рабочей смеси в цилиндре бензинового двигателя в момент зажигания;

— разработать метод определения энергии первичного очага воспламенения;

— расчетным методом определить потери тепла по мере развития первичного очага воспламенения от электродов свечи зажигания;

— экспериментально установить влияние на топливную экономичность бензинового двигателя источника зажигания при увеличении его энергии;

— цредложить практические рекомендации по црименению источника зажигания с увеличенной энергией, как средства повышения топливной экономичности.

С учетом изложенного на защиту выносятся:

— метод оценки условий воопламенения рабочей смеси в цилиндре бензинового двигателя в момент зажигания;

— метод оцределения энергии первичного очага воспламенения с учетом энергии, выделяющейся цри сгорании рабочей смеси в объеме воздействия искры;

— метод оценки потерь тепла первичным очагом воспламенения по мере его развития от электродов свечи зажигания;

— результаты экспериментального исследования влияния на топливную экономичность бензинового двигателя источников зажигания с различной энергией;

— рекомендации по практическому использованию источников зажигания с увеличенной энергией, позволяющих повысить топливную экономичность бензиновых двигателей.

Схема структуры диссертации представлена на рис. 1.

Данная работа велась в соответствии с планом работ по научно-техническому заделу № НТЗ 20.19.84 «Исследование возможности повышения топливной экономичности автомобильного двигателя путем интенсификации зажигания» по теме 21/21−82 «Разработка свечей зажигания для новых двигателей автомобилей ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ и других заводов отрасли» тематического плана НИИавтоприборов и была увязана с соответствующими планами заводов отрасли. Отдельные этапы обсуждались на заседаниях научно-технического совета НИИавтоприборов.

Рис. 1. Схема структуры диссертации.

Работа была проведена под контролем и при непосредственном участии сотрудников кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» Московского автомеханического института и неоднократно заслушивалась на заседаниях кафедры.

Для проведения исследований влияния на топливную экономичность бензинового двигателя интенсифицированных источников зажигания в НИЙавтоцриборов была разработана, изготовлена и внедрена в практику научных исследований специальная моторная установка на базе одноцилиндрового бензинового двигателя УК-7А (акт внедрения — приложение I).

Метод оценки условий воспламенения в цилиндре бензинового двигателя с помощью системы зажигания с регулируемой в пределах 40 — 1280 мДж энергией подпитки искры внедрен в практику научных исследований НАМИ (акт внедрения — приложение 2).

Для обеспечения возможности повышения топливной экономичности бензиновых двигателей при увеличенной энергии источника зажигания на Энгельсском заводе автотракторных свечей зажигания в Ш квартале 1984 года внедрена в производство свеча зажигания А17ДВ-10 (37.3707), разработанная с учетом результатов данной работы взамен серийно выпускаемой для двигателей ВАЗ свечи А17ДВ.

Годовой экономический эффект в народном хозяйстве при внедрении свечи зажигания А17ДВ-Ю (37.3707) взамен свечи А17ДВ составляет 439 500 руб. (акт внедрения — приложение 3).

5. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Теоретически оценена возможность расширения предела обеднения рабочей смеси в бензиновых двигателях при увеличении энергии зажигания. Научно-обоснован метод повышения топливной экономичности бензиновых двигателей при частичных нагрузках путем подачи дополнительной энергии в искру. Определен к.п.д. источника зажигания и предложены некоторые рекомендации, направленные на его повышение.

2. Разработанные впервые методы оценки условий воспламенения рабочей смеси в бензиновых двигателях и определения энергии первичного очага воспламенения, с учетом потерь в электроды свечи зажигания, позволили теоретически и экспериментально подтвердить количественную связь между энергией зажигания и степенью возможного обеднения рабочей смеси.

3. Экспериментально установлено, что топливная экономичность бензиновых двигателей при интенсификации зажигания повышается за счет расширения предела эффективного обеднения смеси и улучшения воспроизводимости последовательных рабочих циклов. Подтверждено, что влияние интенсификации зажигания на мощностные и экономические показатели бензиновых двигателей проявляется по мере дросселирования и достигает максимума на режимах, близких к холостому ходу. При этом наблюдается тенденция к возрастанию влияния интенсификации зажигания на топливную экономичность с увеличением частоты вращения вала двигателя, что связано с ростом относительного количества остаточных газов и турбулентности заряда.

4. Доказано, что на частичных нагрузках при увеличении энергии зажигания от 5 до 42 мДж (энергия источника зажигания от 40 до 1280 мДж) расход топлива уменьшается на величину до 5 $, а при двухискровом синхронном зажигании без подпитки искр дополнительной энергией — до 7 $. На холостом ходу при тех же условиях часовой расходтоплива уменьшается соответственно на 7,0 и 14,5 $.

5. Установлено, что содержание углеводородов в отработавших газах при увеличении энергии зажигания от 5 до 42 мДж (энергия источника зажигания от 40 до 1280 мДж) уменьшается на 6−20#, а при двухискровом синхронном зажигании без подпитки искр дополнительной энергией — на 7−33 $, в зависимости от нагрузки и частоты вращения вала двигателя.

6. Экспериментально подтверждено, что для получения максимально возможного эффекта по топливной экономичности при интенсификации зажигания, необходимо соответственно скорректировать программы дозирования топлива и управления углом опережения зажигания.

7. В процессе проведения работы разработан метод оценки воспламенения рабочей смеси в бензиновых двигателях с использованием источника зажигания с регулируемой в пределах от 40 до 1280 м]]д энергией. Создана специальная установка на базе одноцилиндрового бензинового двигателя УК-7А, оснащенная современным электронным оборудованием и предназначенная для исследования факторов, влияющих на топливную экономичность бензиновых двигателей. Результаты работы использованы при разработке и внедрении с годовым экономическим эффектом 469,5 тыс. руб. свечи зажигания для двигателя автомобиля ВАЗ-2108.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. ГЛ.: Политиздат, 1981, с.131−205.
  3. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  4. В.Н. Приближенные методы решения задач тепловой теории зажигания. Первый всесоюзный симпозиум по горению и взрыву. Тезисы докладов. -М.: Наука, 1968, с.9−11.
  5. А.И., Мельников М. А., Шнейдер В. Б. О зажигании инициирующих взрывчатых веществ электрической искрой. Горение и взрыв. Материалы Ш всесоюзного симпозиума по горению и взрыву. M.: Наука, с.44−48.
  6. В.В. Отраслевое совещание. Повышение топливной экономичности автотранспортных средств. Автомобильная промышленность, 1984, гё 3, с.35−37.
  7. Е.А. Основные проблемы сгорания топлива в автотракторных двигателях. В сб. Труды научно-технического совеща:-ния по вопросам сгорания в транспортных двигателях. М., НИИНав-топром, 1951, с.7−28.
  8. Champion Ignition and Engine Performance Conference.-Denver, Colorado, 1981.-p.239.
  9. Hattory T., Goto K., Ohigashi S. Study of Spark Ignition in Plowing Lean Mixtures.-Conference of Fuel Economy and Emissions of Lean Burn Engines. The Institute of Mechanical Engines. -London, 1979, June 12−14.3. Книги
  10. Автомобильные и тракторные двигатели. Часть I. Теория двигателей и системы их топливоподачи /под редакцией И. М. Ленина -М.: Высшая школа, 1975, 386 с.
  11. М.Д., Панкратов Г. П. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Машгиз, 1963, 520 с.
  12. В.М., Вихерт М. М., Воинов А. Н., Степанов Ю. А., Трусов В. И., Ховах М. С. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967, 495 с.
  13. Л.А. Элементарная физика плазмы. М.: Атомиздат, 1966, 277 с.
  14. В.А. Аппараты зажигания. -М.: Машиностроение, 1968, 352 с.
  15. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1969, 248 с.
  16. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя.- Свердловск: Машгиз, 1962, 271 с.
  17. В.А. Теория горения.- М.: Физматгиз, 1971, 615 с.
  18. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. Основы теории горения.- ГЛ.: Машиностроение, 1976, 277 с.
  19. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей /под ред.А. С. Орлина, М. Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983, 375 с.
  20. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктам их сгорания.- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962, 288 с.
  21. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.- 179
  22. M.: Машиностроение, 1973, 200 с.
  23. Я.Б., Баренблатт Г. И., Либрович В. Б., Махвиладзе Г. М. Математическая теория горения и взрыва.-М.: Наука, 1980, 479 с.
  24. Я.Б., Воеводский В. В. Тепловой взрыв и распространение пламени в газах М.: Изд. ММИ, 1947, 294 с.
  25. Н.В. Курс тепловых двигателей.- М.: Оборонгиз, 1952, 471 с.
  26. Н.В., Кошкин В. К. Процессы сгорания в двигателях.-М.: Машиностроение, 1949, 344 с.
  27. В. Взрывы и горение в газах.- М.: ШТ., 1952, 687 с.
  28. Испытания двигателей внутреннего сгорания.
  29. .С., Доколин Ю. М., Сорокин В. П., Васильев В. А., Кореи В. К., Скобцов Е. А. -М.: Машиностроение, 1972, 338 с.
  30. Исследование влияния рабочего процесса и элементов конструкции бензиновых двигателей на выброс токсичных веществ с отработавшими газами.- Отчет ЦНИИАП НАМИ по теме В 222−74 от 25.12.74. УДК 74 005 046, Г. Дмитров, 1974.
  31. В.П. Горение газообразных смесей в двигателях.-М.: Машгиз, 1951, 120 с.
  32. Краткий автомобильный справочник НИИАТ, — М.: Транспорт, 1983, 224 с.
  33. С. Горение.- М.: Химия, 1979, 255 с.
  34. Дж., Вайнберг Ф. Электрические аспекты горения.-М.: Энергия, 1976, 29S с.
  35. И.М. Теория автомобильных и тракторных двигателей -М.: Машиностроение, 1969, Зо8 с.
  36. М.О. Регулирование процесса горения в двигателях сискровым зажиганием.- М.: Наука, 1972, 295 с.
  37. ., Эльбе Г. Горение, пламя и взрыв в газах М.: Мир, 1968.-592 с.
  38. М.М., Рапипорт М. С. Авиационные поршневые двигатели.- М.: Оборонпром, 1951,-847 с.
  39. Н.В. Топливо-энергетические ресурсы СССР. -М.: Наука, I97I.-64 с.
  40. Д. Принципы зажигания.- М.: Машгиз, 1947.-128 с.
  41. К.А., Черняк Б. Я., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. -М.: Машиностроение, I97I.-I00 с.
  42. В.А. Токсичность современных автомобилей и влияние параметров систем зажигания на ее снижение.- М.: НИИНавто-пром, 1973.-37 с.
  43. A.C., Вырубов Д. Н., Калиш Г. Г., Круглов М. Г., Леонов О. Б., Лебедев С.Ii., Либроьич Б. Г., Чурсин М. М. Двигатели внутреннего сгорания. Том I.- М.: Машиностроение, 1957.-396 с.
  44. Основы горения углеводородных топлив /под ред.Л. Н. Хитрина и В. А. Попова.- М.: ИЛ., i960.-464 с.
  45. Г. П. Электроника в системах питания автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1972.-135 с.
  46. В.В., Арефьев K.M., Ахмедов Д. Б., Рундыгин К. А., Корчунов Ю. Н., Шагалова С. Л., Шестаков С. М. Осноеы практической теории горения.- Л.: Энергия, 1973.-264 с.
  47. П.В., Мальцев В. М., Зайцев В. М. Методы исследования процессов горения и детонации.- М.: Наука, 1969.-301 с.
  48. Процессы горения, /под ред.Б.Льюис, Р. М. Пиз, Х.й. Тейлор.-М.: Физматгиз, 1961.-559 с.
  49. И.Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. -М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
  50. .В., Белый С. А., Беспалов И. В., Бородачев В. Я., Волынский М. С., Прудников А. Г. Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. -М.: Машиностроение, 1964.-526 с.
  51. Г. Р. Вастроходные двигатели внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, i960.-411 с.
  52. СкобликоЕ A.C., Минеев А. Н., Басс Б. А. Свечи зажигания искровые для двигателей внутреннего сгорания.- М.:НИЙНавто -пром, 1972.-28 с.
  53. Ф.В., Арсёнов 13.Е. Перспективные топлива для автомобилей.- М.: Транспорт, 1979.-151 с.
  54. A.C. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах., -М.: Изд. АН СССР, i960.-427 с.
  55. Сороко-Новицкий В. И. Испытание автотракторных двигателей. -М.: Машгиз, 1955.-531 с.
  56. Д.Б. Основы теории горения.-М-Л.: 1959.-320 с.
  57. .С. Теория тепловых двигателей. Избранные труды. -М.: Наука, 1977.-410 с.
  58. .С., Генкин К. И., Золотаревский B.C. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстро -ходного поршневого двигателя. -М.: Изд. АН СССР, i960.-199 с.
  59. Л.Н. Физика горения и взрыва.- М.: Изд. МГУ, 1957.442 с.
  60. X. Теория инженерного эксперимента.- М.: Мир, 1972.384 с.
  61. К.И., Трошин А. К. Газодинамика горения.- М.: Изд. АН СССР, 1963.-256 с.
  62. Е.С. Физика горения газов.- М.: Наука, 1965.-739 с.
  63. О.И. Электрическая дуга в плазмотроне.- Минск: Наука и техника, 1977.-151 с. 4. Статьи
  64. А.Э., Барзыкин В. В., Мержанов А. Г. Динамические режимы зажигания.- Физика горения и взрыва, 1968, J? I, с20−32.
  65. А.Э., Бырзыкин В. В., Мержанов А. Г. Приближенный метод решения задач тепловой теории зажигания.- Доклады
  66. АН СССР, 1958, т.168, № I, с 131−134.
  67. М.Д., Мещеряков Г. М. Влияние параметров поджигающего искрового разряда на характер воспламенения горючей смеси.-Автомобильная промышленность, 1968, $ 5, с 12−14.
  68. М.Д. Экспериментальный двигатель с прозрачными окнами для исследования процессов в поршневых двигателях.- В сб.: Сгорание и смесеобразование в дизелях. Лаб. двигателей
  69. АН СССР.- М.: Изд. АН СССР, i960, — 172 с.
  70. И.Г., Закиров З. Г., Лейпунский О. И. О влиянии условий зажигания на горение топлива.- Физика горения и взрыва, 1983, № I, с 41−45.
  71. .А., Дудиков Н. К. Свечи зажигания с повышенным сроком службы.- Автотракторное электрооборудование, 1983, J& 3, с 10−11.
  72. .А., Курякова В. А., Минеев А. Н. Свеча зажигания с конической опорной поверхностью для автомобиля 3A3-II02 «Запорожец».- Автомобильная промышленность, 1983,$ 2, с 31−32.
  73. .А., Яхутль Д. Р. Теоретическое и экспериментальное исследование теплового поля в свечах зажигания.- В сб. Труды НИИавтоприборов.- М.: НИИавтопром, 1977, J& 42, с.23−41.
  74. .А., Скобликов A.C. Малогабаритные свечи зажигания.-Автомобильная промышленность, 1984, № 9, с 10−11.
  75. В.М. К теории искрового воспламенения.- Доклады АН СССР, 1973, том 208, № I, с 66−69.
  76. B.H. К тепловой теории зажигания.- Физика горения и взрыва, 1966, № 2, с 77−82.
  77. В.Н., Некрасов Е. А., Баушев B.C., Тимохин A.M.
  78. О закономерностях искрового воспламенения и выхода на стационарный режим горения.- Физика горения и взрыва, 1976, № 3, с 351−366.
  79. К.И. Рабочий процесс и сгорание в двигателях с искровым зажиганием.- В сб. Сгорание в транспортных двигателях.-М.: Изд. АН СССР, 1951, с 102−138.
  80. Е.А., Бенедиктов А. Р. Некоторые особенности рабочего процесса карбюраторного двигателя на холостом ходу.- В сб. Труды МАДИ, — М., 1972, вып.49, с 127−133.
  81. Дик И.Г., Зурер А. Б. Применение метода интегральных соотношений в задачах теории зажигания.- Физика горения и взрыва, 1982, № 4, с 16−22.
  82. A.B., Каменев В. Ф., Киселев Б. А., Тупикин В. Н., Фомченко В. М., Некоторые вопросы теории рабочего цикла на режимах глубокого дросселирования.- Двигателестроение, 1979, № 5, с 8−12.
  83. I.M. Определение коэффициентов полезного действия отдельных частей рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания.- В сб. Труды МАДИ, 1972, № 49, с 41−44.
  84. ГД.Ф. Электродуговые генераторы низкотемпературной плазмы, — Теплофизика высоких температур, 1972, том 10, $ 6, с 1295—1307.
  85. H.H., Мещеряков Г. М. Многоэлектродная свеча зажигания с предварительной ионизацией газового промежутка.-Труды института двигателей АН СССР, вып.6.- М., 1962, с 102−109.
  86. H.H., Тимошенко Ю. И. Развитие пламени после поджигания стабилизированной и нестабилизированной электрической искрой.- Труды института двигателей АН СССР, вып.6.-М., 1962, с II0-II7.
  87. Я.Б. К теории зажигания, — Доклады АН СССР, 1963, т.150, В 2, с 283−285.
  88. Я.Б., Симонов Н. И. К теории искрового воспламенения газовых взрывчатых смесей.- Журнал физической химии, 1949, т 23, вып. II, с I36I-I374.
  89. Я.Б., Франк-Каменецкий Д.А. К теории равномерного распространения пламени.- Доклады АН СССР* 1938, т 19, с 693−695.
  90. Я.Б., Франк-Каменецкий Д.А. Теория теплового распространения пламени, — Журнал физической химии, 1938, т.12, вып. I, с 100−105.
  91. H.H. Исследование воспламенения в искровом разряде.-В сб. Сгорание в транспортных поршневых двигателях.- М.: НИИНавтопром, 1951, с 143−158.
  92. В.Д., Томбак М. А., Тараканов В. И. Анализ канала искрового разряда электрических систем зажигания по лазерным тенеграммам.- Автомобильная промышленность, 1979, № 4, с 25−26.
  93. С. Три типа свечей зажигания.- Найнэн Кикан, 1978, В 8, с 77−86.
  94. Я. Тенденции развития свечей зажигания.- Перевод ВЦП № Г-31 534 с японского языка статьи из журнала Дзюдося гидзгоцу, 1979, т 33, № 10, с 838−844.
  95. В.А. Основные направления улучшения экономичности карбюраторных двигателей.- Автомобильная промышленность, 1980, № 5, с 35−38.
  96. В.Ф. Прогрессивные направления улучшения показателей топливной экономичности и токсичности двигателей.- Автомобильная промышленность, 1982, № 2, с 7−9.
  97. ., Эльбе Г. Использование характеристических пара -метров для описания инициирования и стабилизации волн горения.- В сб. Химическая кинетика и цепные реакции. М.: Химия, 1966, с 588−601.
  98. Е.М. О неидентичности последовательных циклов в камере сгорания карбюраторного двигателя.- За технический прогресс, 1969, 1 5, с 42−44.
  99. Г. М. Применение предварительно ионизированного искрового разряда для зажигания горючих смесей в двигателе внутреннего сгорания.- Автомобильная промышленность, 1964,1. Ji II, с II-I3.
  100. В.А. О нормальной скорости распространения гремучих газовых смесей.- Собрание сочинений.- М.: Новый агроном, 1930, том I, с 105.
  101. К.А., Черняк Б. Я., Джайлаубеков S.A. К анализу условий воспламенения при работе карбюраторного двигателя на малых нагрузках.- В сб. Труды МАДИ, 1973, № 71, с I09-II7.
  102. П.С. Настоящее и будущее энергетики мира.- В сб. Энергетика мира.- М.: Энергия, 1973, с 5−7.
  103. Ю.Б. Влияние параметров процесса сгорания на индикаторные показатели двигателя.- В сб. Труды лаборатории двигателей АН СССР, вып 3.- М.: Изд. АН СССР, 1957, с 85−107.
  104. Ю.Б. Термодинамический анализ процесса сгоранияв двигателе с искровым зажиганием, — В сб.Труды лаборатории двигателей АН СССР, вып.З.- М.: Изд. АН СССР, с 164−193.
  105. A.C. Основы теории процесса нормального сгоранияв двигателях с искровым зажиганием.- В сб. Сгорание в транспортных поршневых двигателях.- М.: Изд. АН СССР, 1951, с 37−56.
  106. B.C., Апашев М. Д. О методе совместного исследования распространения пламени и изменения давления в двигателе с искровым зажиганием.- В сб. Труды лаборатории двигателей
  107. АН СССР, вып 3.- М.: Изд. АН СССР, 1957, с 155−163.
  108. Е.С., Соколик A.C. Характеристики сферических пламён в стадии формирования.- Доклады АН СССР, 1962, т 145, № 2, с 369−372.
  109. А.Л., ПустельникоЕ С.Г., Чепланов В. И.,
  110. И.М. Перспектива создания систем зажигания с искровым разрядом высокой энергии.- В сб. Труды НИИавтоприборов, вып 53, М., 1982, с 71−84.
  111. Л.М., Карасев В. А. Динамика сгорания в двигателе с двухстадийным процессом.- Автомобильная промышленность, 1982, № 7, с 5−7.
  112. А.И. Автомобильная техника в XI пятилетке.- Автомобильная промышленность, 1982, № 8, с 1−5.
  113. .Н., Мержанов А. Г. К теории теплового распростра -нения фронта химической реакции.- Физика горения и взрыва, 1966, № 3, с 33−46.
  114. Д.О. Теплопроводность многоатомных электронно-возбужденных или химически реагирующих смесей.- В сб. Пла-мёна и химическая кинетика.- М.: М, 1961, с 180−212.
  115. М.Ф., Ковалев Л. Г. Некоторые основания к разработке усиленной искровой системы зажигания.- В сб. Труды Омского сельскохозяйственного института им. С. М. Кирова, т 58, 1955, с I07-III.
  116. Е.В. Альтернативные топлива для двигателей, — Автомобильная промышленность, 1982, J? 2, с 4−7.
  117. Н.М., Золотаревский B.C. О некоторых возможных причинах падения экономичности задросселированного бензинового двигателя.- В сб. Труды лаборатории двигателей
  118. АН СССР, еып 5, — М.: Изд. АН СССР, I960, с 127−145.
  119. К.И. о сгорании в турбулентном потоке.- Журнал теоретической физики, 1943, том 13, J& 9−10, с 520−530.
  120. Anderson R.W., Asik J.R. Ignitability Experiments in a Past Burn, lean Burn Engine.-SAE Technical Paper Series, 1983, Ho.830 477, 15pp.
  121. Bohmeyer W., Kabel W."Borrmeiste J."Henker D. Erhohung der Energie des Zundfunkens und die damit mogliche kraftstoff-einsparung.-KFT, 1982, Hr.3, pp.74−76.
  122. Dale D.J."Oppenheim A.K. Enhanced Ignition for I.С.Engines with Premised Gases.-SAE Technical Paper Series, 1981,1. Ho.810 146, 16pp.
  123. Daniel W.A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Composition.-SAE Technical Paper Series, No.670 124, 1967, 22pp.
  124. Durbin E.I., Tsai K.S. Extending the Lean Limit Operation of an S.I.Engine with a Multiple Electrode Spark Plug.-SAE Technical Paper Series, 1983, Ho.830 476, 8p.
  125. French C.C.I. A Universal Test Engine for Combustion Research. -SAE Technical Paper Series, 1983, No.830 453, 9p.
  126. Chorvatova Z. Zavisimost teploty iskry automobilovejsviecky od. energie privadzanej na elektrody sviecky, vyse-trovana metody rotacnej teploty.-Elektrotechnicky obsor, 1981, 70, N.4, s.214−216.
  127. Jonston R. Programable Energy Ignition System for Energy Optimization.-SAE Technical Paper Series, No.750 348.
  128. Kressner E."Richter J. Elektronische HochleistungsZundanlage EBZA 4n.-KPT, 1983, Nr.9, 276 278.
  129. Les Oscare de la technique a Equip Auto.-RTA, 1983, N.438, pp.172−175.
  130. Maly R., Saggau B., Wagner E., Ziegler G. Prospects of Ignition Enhancement.-SAE Technical Paper Series, 1983,1. No.830 478, 18p.
  131. Nakamura N., Kobayashi T., Masanori H., Takagi N. A New Platinum Tipped Spark Plug Extends the Lean Misfire Limit and Useful Life.-SAE Technical Paper Series, 1983,1. No.830 480, p.8.
  132. Oppenheim, Teichman K., Hom K."Stewart H.E. Jet Ignition of an Ultra-Lean Mixture.-SAE Technical Paper Series, 1978, No.780 637, 16p.
  133. Plasma Jet Ignition Extends Lean Misfire Limit.-Automotive Engineering, 1983, v.91, N0.4, pp.51−53.
  134. Pabezzana H., Kalmar St. Benefits from Longer Gaps in Spark Plugs.-Automotive Industry, 1937, No.2, pp.222−225, 229.
  135. Wyczalek F.A., Harden J.L., Maksymiuk S., Blewins J.L.
  136. EFJ Prechamber Torch Ignition of Lean Mixtures. SAE Technical Paper Series, 1975, No.750 351, 1бр.
  137. Woschni G., Fieger J, Experimentelle Bestimneung des ortlich gemittelten Warmebergungskoeffizienten im Ottomotor. -MTZ, 1981, v.42, Nr.6, s.229−234.5. Диссертации
  138. Г. H. Исследование влияния первичного очага воспламенения на показатели автомобильных двигателей.- Дис.. канд.техн.наук.- Тбилиси, 1979.- 224 с.
  139. S.A. Исследование рабочих процессов карбюраторного двигателя на режимах холостого хода.- Дис.. канд.техн.наук.- M., 1973, 191 с.
  140. A.C. Исследование возможности повышения экономичности автомобильного двигателя за счет интенсификации зажигания.- Дис.. канд.техн.наук.- M., 1949, 166 с.
  141. В.В. Исследование характеристик искровых разрядов некоторых типов систем зажигания и их влияния на работу карбюраторного двигателя. Дис. .канд.техн.наук.- Волгоград, 1974, 230 с.
  142. Н.И. «Исследование влияния параметров искрового разряда на условия воспламенения и развитие процесса сгорания в двигателе легкого топлива.- Дис.. канд.техн. наук.- M., 1973, 173 с.
  143. A.C. Исследование возможности улучшения эконо -мичности карбюраторных двигателей за счет рационального выбора параметров искрового разряда от системы зажигания.-Дис.. канд.техн.наук.- М., 1957.- 138 с.
  144. Э.Х. Оптимизация цикла бензинового двигателя по току ионизации в зоне электродов свечи зажигания.- Дис.. канд.техн.наук.- М., 1984.6. Патентные документы
  145. A.c. 7I455I (СССР). Свеча зажигания /Б.А.Басс, З. С. Хазанов.-Опубл.в Б.И., 1985, № 5.
  146. A.c. 877 674 (СССР). Свеча зажигания /А.С.Скобликов, Б. А. Басс.- Опубл. в Б.И., 1981, № 40.
  147. A.c. 817 293 (СССР). Устройство зажигания для двигателя внутреннего сгорания /А.С.Скобликов, Н. И. Мщенко, Н. П. Крамарь, Б. А. Басс.- Опубл. в Б.И., 1981, № 12.
  148. A.c. 66II34 (СССР). Система зажигания для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания Л).С.Уткин.- Опубл. в Б.И., 1979.
  149. A.c. 590 839 (СССР). Свеча зажигания /Ф.П.Федяев, Б. А. Басс, В. А. Любушкин.- Опубл. в Б.И., 1978, № 4.
  150. A.c. 712 522 (СССР). Способ работы двигателя внутреннего сгорания /А.В.Шатун.- Опубл. в Б.И., 1980, № 4.
  151. Нормативно-технические документы
  152. ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.- Переиздат, 198I.
  153. ГОСТ 2043–74. Свечи зажигания искровые для двигателей внутреннего сгорания, — Переиздат, 1984.
  154. ГОСТ 17.2.2.03−77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения.-Переиздат, 1977.
  155. ГОСТ 10 313–75. Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонационных испытаний.- Переиздат, 1976.8. Препринты
  156. А.Э. Теория, зажигания.-Минск, 1977, — 33 с.
  157. Установка внедрена в практику научно-исследовательских работ НШавтоприборов, направленных на повышение топливной экономичности бензиновых двигателей, в 3-ем квартале 1984 года.1. Зав. отделом свечей
  158. НИИавтоприборов, к.т.н. А. С. Скобликов1. Завлабораториеймоторных испытаний ^ В.Н.Румянцев
  159. В научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) проведено опробование метода оценки условий воспламенения в цилиндрах бензиновых двигателей с помощью системы подпитки искры дополнительной энергией в пределах 40−1280 мДж.
  160. Результаты упомянутой работы рекомендуется использовать приразработке свечей зажигания перспективных бензиновых двигателей с улучшенными технико-экономическими показателями.
  161. Годовой экономический эффект в народном хозяйстве, при внедрении свечи зажигания А17ДВ-1 взамен свечи А17ДВ на всю программу выпуска, составит 469 500 руб.1. Гл. конструктор ЭЗАЗСры
  162. Автомобильные и тракторные1. Б.А.Басс
Заполнить форму текущей работой