Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных критериев сформированное&tradeготовности старшеклассников выступают: целостное, системное, многокомпонентное, субъективное представление о безопасности и адекватных действиях в экстремальных условияхзаинтересованное, позитивное, ответственное отношение к собственной безопасностиопыт по овладению навыками, приемами обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 1. 1. Готовность старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях как педагогическая проблема
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях
    • 1. 3. Технология формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях
    • 1. 4. Содержание работы по подготовке старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 2. 1. Определение исходного уровня готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях
    • 2. 2. Методика работы по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Готовность к опасным ситуациям — одно из важнейших условий для ^ обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом.

Сегодня проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и на транспорте, многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной [61, с.41].

Статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, представляет печальную информацию о том, что в среднем Россия ежегодно теряет свыше 70 тыс.. ^ человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья [47, с.2].

Тенденция увеличения количества различных угроз обуславливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в таких ситуациях, в силу особенностей подросткового и юношеского периодов, стоит перед старшеклассниками [71, с.25- 134, с. 10−12].

Анализ научной литературы, современных социологических и психолого-педагогических исследований, опыт практической работы со старг шеклассниками свидетельствуют, что для этого возраста характерно формирование собственной системы нравственных ценностей. Развитие кризисных явлений в сфере воспитания старших школьников проявляется в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряженности, что отрицательно сказывается на возможностях молодёжи противостоять различным непредвиденно возникшим ситуациям [75, с. 127- 76, с.134−136].

В этих условиях проблема формирования специальных знаний, * умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, патриотизма, готовности к действиям в экстремальных ситуациях, в том числе к службе в армии, представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Необходимость решения ^ данных задач обуславливает постановку проблемы о путях, средствах и методах формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях.

Изучению готовности как состояния личности большое внимание уделялось в работах М. И. Виноградова, М. И. Дьяченко, М. А. Котика, Б. Ф. Ломова, В. Н. Пушкина, A.A. Ухтомского. Формированию у учащейся молодежи готовности к деятельности в экстремальных ситуациях посвящены работы ряда отечественных ученых: А. Н. Вырщикова, A.M. Катункова, Л. А. Кандыбовича, Е. М. Лыбина, В. Н. Мошкина, В. Д. Пономаренко, В. В. Третьякова, X.Л. Христова, E.H. Цветаева. Некоторые аспекты формирования готовности к риску изучены в работах Б. Вайса, X. Ван-дер-Меера, X. Гейма, В. И. Лебедева, Т. Лосевой, Б. М. Мастерова, Е. Миттенекера, Т. С. Назаровой, Ф. З. Пирсона, В. В. Суворовой, Д. Стоунера, B.C. Шаповаленко [57- 74- 103- 110- 142- 152- 178- 221].

Анализ педагогической литературы по проблеме показывает, что старшие школьники признаются наиболее сензитивной возрастной катего-^ рией в контексте формирования готовности к адекватным действиям в экстремальных условиях, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям Ъ (М.М. Борисов, М. Я. Виленский и др.). Старший школьный возраст является переломным в формировании готовности к экстремальным обстоятельствам [78, с.20−22].

Сегодня в практике школ реализуются государственные и авторские образовательные программы, создаются специализированные классы кадетов, информацией о безопасности жизни дополняется содержательная часть некоторых естественнонаучных предметов. Однако эти программы чаще всего носят односторонний характер, недостаточно учитывая личностные аспекты формирования культуры безопасности конкретного учащегося. Как показывает анализ деятельности преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, 62% из них испытывают трудности в организации работы по формированию готовности школьников к действиям в экстремальных ситуациях [43, с.3−7-135, с.36−37- 214, с.2−5-].

Таким образом, существует противоречие между личностной, социальной и государственной значимостью подготовки старших школьников к адекватным действиям в экстремальных ситуациях и возможностью осуществления такой подготовки в современной системе общего и дополнительного образования.

С учетом этого противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях.

Гипотеза исследования — формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старших школьников будет осуществляться эффективно, если:

— формирование у старшеклассников мировоззренческих взглядов на необходимость целесообразных действий в экстремальных ситуациях сочетается с накоплением у них практического опыта совершенствования и самопознания в контексте физического, нравственного воспитания;

— воспитание старшеклассников опирается на принципы целостности формирования личности, единства обучения и воспитания, а программа формирования готовности к экстремальным ситуациям построена на основе принципов системности, креативности, эмоционального стимулирования, обеспечивающих становление у старших школьников позитивной самооценки в ходе осознания необходимости собственной безопасности;

— критерии сформированности готовности к экстремальным ситуациям отражают ценностные и деятельностные компоненты структуры развития личности;

— в системе формирования готовности разработаны адекватные теоретические основы подготовки старшеклассников к экстремальным ситуациям, а также соответствующие организационно-методические средства;

— в учебный процесс общеобразовательной школы внедрена экспериментальная программа «Безопасность в экстремальных ситуациях» для учащихся 10−11 классов, реализация которой направлена на формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1.Раскрыть психолого-педагогические основы формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старших школьников.

2.Определить критерии и уровни сформированности готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старшеклассников.

3.Выявить и экспериментально обосновать содержание, формы и методы формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях.

4. Разработать и апробировать модель формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к пониманию процесса воспитания, совершенствованию содержания, форм, средств и методов обучения в системе общего образования (В. С. Леднев, Г. В. Мухамедзянова, А. М. Новиков) — концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, В. В. Краевский, И.Я. Лернер) — положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. П. Би-тинас, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин) — теория социализации личности (А. Н. Абульханова-Славская, В: С. Марков, В. В. Москаленко, А. В. Мудрик, А. Н. Хузиахметов) [2- 3- 17- 29- 32- 86- 105- 111- 114,-132- 147- 148- 149- 150- 156- 171- 200- 207- и др].

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: — теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературысоциологические методы (анкетирование, беседы, опросы) — обсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты) — математические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: МОУ «Берсеневская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского района РМлицей № 26 г. Саранскацентр детского творчества № 2 Ленинского района г. Саранскаполевой туристский лагерь «Школа приключений», проводимый МОУ ДДТ г. Саранскареспубликанский образовательный лагерь для учащихся 9−11 классов «Навигатор-2003», проводимый Министерством образования РМ и Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи «Новая цивилизация».

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыты сущностная характеристика, содержание и особенности готовности старшего школьника к экстремальным ситуациямобоснована технология формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старшеклассников в процессе учебно-урочных и внеурочных занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образованияразработаны современные требования, критерии, уровни сформированное&tradeготовности к действиям в экстремальных условиях применительно к старшему школьному возрастуопределены компоненты готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: мотиваци-онный, ориентационный, операционный, волевой, оценочно-рефлексивныйвыявлены и обоснованы педагогические условия, направления и организационные формы формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана дидактическая модель формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях, которая позволяет существенно повысить уровень готовности старших школьников к разнообразным экстремальным обстоятельствам, к овладению навыками обеспечения безопасности личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создана и апробирована программа факультативного курса «Безопасность в экстремальных ситуациях» по формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях, программа патриотического клуба «Гранит» для учреждений дополнительного образованияразработан и реализован на практике пакет методических материалов для учебной, внеклассной и внешкольной работы, позволяющий преподавателям организовывать и осуществлять практические мероприятия спортивно-массового, туристско-краеведческого, патриотического характераматериалы исследования могут быть использованы в практической учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ и преподавателей-организаторов курса ОБЖ, учреждений дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации работников педагогического образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения на теоретическом и экспериментальном уровнях объекта исследования, охватывающего его содержательные и процессуальные характеристикиприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованиямноголетним практическим опытом работы и внедрением результатов в практику школы, а также возможностью ее тиражирования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в докладах и сообщениях автора на Международной научно-практической конференции «Формы и методы воспитательной работы в вузе» (Казань, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания: философский и социологический аспекты» (Саранск, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы дополнительного образования детей в регионе: опыт, проблемы, перспективы» (Саранск, 2003 г.), республиканских научно-практических конференциях «Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи» (Москва-Иошкар-Ола, 2002 г.), «Туризм и мы» (Саранск 2001 г.), «Управление качеством образования в условиях его модернизации» (Саранск 2004 г.), ежегодных научно-практических конференциях «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2001;2003 г. г.), республиканском семинаре педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ республики «Инновационные вариативные подходы и модели организации туристско-краеведческой деятельности и возможности их реализации» (Саранск 2003 г.), на семинарах руководителей 5 школ, организаторов и учителей Лямбирского Района Республики Мордовия, на республиканском конкурсе «Учитель года — 2002 г.», в МОУ «Берсеневская средняя общеобразовательная школа», лицее № 26 г. Саранска, учреждениях дополнительного образования г. Саранска, посредством работы в качестве преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования, методиста. Результаты исследования нашли свое отражение в восьми публикациях автора.

Основные положения и выводы исследования используются в качестве организационно-методических и диагностических пособий в практике школ, учреждений дополнительного образования, в профессиональной подготовке будущих учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность старших школьников к адекватным, эффективным действиям в экстремальных ситуациях представляет собой совокупность личностных качеств, психологического состояния, умений и навыков, в единстве обеспечивающих активное противодействие экстремальным условиям жизни.

2. Модель формирования готовности старшеклассников к экстремальным ситуациям, внедрение которой позволяет совершенствовать данную работу в системе общего и дополнительного образования, включает в себя следующие основные компоненты: цель, закономерности, принципы, формы, технологию, содержание, условия, виды подготовки, особенности формирования готовности.

3. Достижение высокого уровня готовности старших школьников к экстремальным ситуациям связано с усилением роли практики, систематичности и последовательности в воспитательной работе.

4. Педагогические основы повышения эффективности формирования готовности старших школьников к экстремальным ситуациям, определяются системой работы, включающей два направления. Первое направление — формирование знаний, умений обеспечения безопасности жизнедеятельности. Второе — формирование навыков поведения в экстремальных ситуациях, физиологической и психологической готовности к действиям.

5. Ключевым направлением в процессе формирования готовности старших школьников к экстремальным ситуациям является создание условий, позволяющих активизировать потребность в подготовке к таким ситуациям, что в свою очередь позволяет снизить риск попадания старшеклассников в условия опасности, повысить уровень культуры личной безопасности.

6. Модернизация системы работы по подготовке старшеклассников к экстремальным ситуациям предполагает соблюдение ряда условий: адекватности обстоятельств окружающей среды, выбора и построения совокупности принципов, эффективных форм и методов педагогического взаимодействия с воспитанником, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предвидения результатов работы, теоретической и методической подготовленности учителяподготовки преподавателя к работе по учебной программе «Безопасность в экстремальных ситуациях" — обеспеченности учебно-воспитательного процесса соответствующей материально-технической базой.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1) Проведенный эксперимент показал, что работа по формированию готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях наиболее эффективна тогда, когда она проводится в комплексе, предполагает включение школьников в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности, и выстраивается с основной доминантой на повышение познавательного интереса, уровня мотивации, активизацию учебной деятельности старшеклассников в подготовке к ситуациям, содержащим в себе опасность.

2) В ходе педагогического эксперимента была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа курса для учащихся 10−11 классов «Безопасность в экстремальных ситуациях», на основе которого определилась система двухэтапной подготовки старших школьников к экстремальным ситуациям, реализованная в соответствующем плане работы в старших классах по годам обучения.

3) Установлено, что в системе подготовки старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях, наибольшую эффективность имеют следующие формы работы: факультативные занятиявнеклассная и внешкольная деятельность, особая роль в которой уделяется туристской подготовке школьниковучебно-полевые сборыучебно-тренировочные занятия по технике пешеходного туризма, ориентированию на местности, промышленному альпинизму, оказанию первой медицинскойтуристские полосы препятствийсоревнованияоднодневные и многодневные походы (в том числе и кросс-походы) — туристские слетывоенно-спортивные праздникимероприятия в рамках туристского лагеря «Школа приключений», образовательного лагеря «Навигатор».

4) Обосновано, что интенсивность формирования готовности старших школьников к эффективным действиям в экстремальных ситуациях обеспечивается, благодаря единой педагогической системе: общеобразовательное учреждение + внеклассная работа + внешкольная работа + учреждение дополнительного образования (полевые лагеря с образовательной, туристско-краеведческой направленностью).

5) Определено, что на основе разработанной нами структуры и модели формирования готовности к экстремальным ситуациям, подготовка старших школьников к ситуациям, содержащим в себе опасность, будет успешно осуществляться на основе двухэтапного подхода, включающего на первом этапе формирование знаний и первоначальных умений в области обеспечения безопасности жизни, а также адекватного поведения в различных угрожающих ситуацияхна втором этапе закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков безопасного поведения в условиях опасности, физиологической и психологической готовности к действиям.

6) Исследованием установлено, что применение в системе дополнительного образования разработанной автором программы патриотического клуба «Гранит», создает необходимые условия для целенаправленной и эффективной подготовки старших школьников к адекватным действиям в усложненных, экстремальных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению процесса формирования готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях, позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования готовности учащихся старших классов к адекватным действиям в экстремальных ситуациях — это важная социально-педагогическая проблема, решение которой открывает новые возможности активизации потребности школьников в подготовке к опасным условиям жизнедеятельности, что в свою очередь позволяет снизить риск их попадания в подобные условия, повысить уровень культуры личной и общественной безопасности.

Готовность старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях, как важная составляющая общей подготовки школьника, трактуется нами как сложное личностно-деятельностное состояние, включающее мотивацию и положительное отношение к подготовке в области обеспечения безопасности в экстремальных условиях, систему знаний, сформированных умений и навыков, совокупность личностных качеств, физиологического и психологического состояния, в единстве обеспечивающих эффективность и результативность действий в экстремальных ситуациях.

Специфика изученной готовности к действиям в экстремальных ситуациях заключается во взаимодействии двух сторон — внутренней психологической и внешней активно-деятельностной, определяющих ее сущность.

Основы подготовки старших школьников к экстремальным условиям и формирования готовности к адекватным действиям в таких условиях рассмотрены в исследовании в плане психолого-педагогического, содержательно-целевого и организационно-методического обеспечения данной области воспитания с учетом современных условий и перспектив.

2. Выявленные содержательные характеристики готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях позволили определить комплекс современных требований, которые подразделяются на три блока, касающиеся необходимых знаний, умений и навыков (знание о роли и значении безопасности личности в стране и мире, о возможности распространения аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальных ЧС и военных конфликтов, их характере и последствияхположительное, заинтересованное отношение к вопросам подготовки к разнообразным ситуациям, содержащим в себе угрозу для жизнедеятельности личности, к изучению курсов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность в экстремальных ситуациях" — знания, умения и навыки по основам безопасности жизнедеятельностизнание физиологических особенностей своего организма и умение использовать их в целях самоподготовки к действиям в экстремальных ситуацияхубежденность в возможности и активность в направлении на сокращение количества различных опасных ситуацийубежденность в необходимости готовить себя к адекватному поведению в условиях экстремальной ситуацииубежденность в необходимости физического развития в целях подготовки к действиям в экстремальных ситуацияхсознательную самоподготовку к преодолению интеллектуальных, моральных, психических и физических напряжений, саморегуляцию своего поведения в экстремальных условиях) — личных морально-психологических и физических качеств (готовность к осознанным действиям и поступкам в экстремальных условияхвысокое развитие психических свойств (качеств) личности: познавательных (произвольная память, оперативность мышления, сообразительность, воображение, многостороннее восприятие), волевых (стойкость, храбрость, мужество, эмоциональная устойчивость, настойчивость, целеустремленность, исполнительность, дисциплинированность, бесстрашие, готовность пойти на разумный риск в сложных ситуациях), эмоциональных (долг), социально-психологических (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка) в их единствечувство долга и ответственности перед взрослыми, сверстниками по обеспечению безопасности ближайшего окружения и социума в целом [166, с.52]- разви-, тие общих физических качеств — силы, быстроты, ловкости и выносливоу»

11 сти, связанных с выполнением функций по противодействию опасным факторам экстремальной ситуацииналичие специальных физических качеств — устойчивость к укачиванию, болезням, проявляющимся в горах, на море, в воздухе, действиям в условиях жаркого климата и ограничения питьевого режима, гипервентиляции легких, к статистическим напряжениям в условиях гипокинезии, к действиям в специальном снаряжении и т. д.) — адекватности их проявления в различных условиях, включая экстремаль-Л ные (опыт преодоления моральных, волевых и физических перегрузокумение контролировать свое поведение, подавлять или блокировать отрицательные психические состоянияадаптация к экстремальным условиям, накопление психологического опыта соответствующего поведения в напряженных условиях, в том числе и экстремальныхпрактический, внутренне осознанный опыт рискованной деятельности в ее различных формахумение применить знания, моральные принципы к анализу общественных, экономических явлений, психологически нацелить себя на исполнение ^ норм и требований дисциплины в любых условиях, в том числе в ситуациях стресса, риска, предельных напряжений и т. п.- учет возможности переноса морально-психологических качеств с одного вида деятельности на другой и обратно).

В качестве основных критериев сформированное&tradeготовности старшеклассников выступают: целостное, системное, многокомпонентное, субъективное представление о безопасности и адекватных действиях в экстремальных условияхзаинтересованное, позитивное, ответственное отношение к собственной безопасностиопыт по овладению навыками, приемами обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях (общими для всех и субъективно значимыми) — характер потребностей в области подготовки к экстремальным ситуациямналичие и направленность системы ценностных ориентации в области обеспечения безопасности жизнедеятельностиобъем специальных теоретических знаний о возможных опасностях и правилах поведения, обеспечения безопасности в экстремальных условиях, знаний о специфики и особенностях поведения в чрезвычайных обстоятельствахвладение умениями осуществлять целесообразные действия в экстремальных ситуацияхположительная мотивация к участию в военно-спортивных, туристских и других подобных мероприятиях, содержащих в себе элементы рискаудовлетворенность осуществляемой деятельностью, положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях, стремление к познанию, проявлению своих возможностейличностная активность в деятельности по самообразованию в вопросах поведения и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях.

На основе выделенных требований и критериев, предъявляемых к готовности старших школьников к экстремальным ситуациям, были определены три уровня готовности — высокий, средний и низкий.

В качестве основных компонентов, лежащих в основе формирования готовности старшеклассников к экстремальным ситуациям нами были выделены следующие: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочно-рефлексивный.

3. Одним из центральных в исследовании стоял вопрос о создании модели формирования готовности старших школьников к действиям в экстремальных ситуациях. Конструирование такой модели базировалось на теоретических положениях о содержании и сущности готовности старшеклассников к экстремальным ситуациям. Модель включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: 1) цель — формирование высокого уровня готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях- 2) закономерности — социально-педагогические, педагогические, воспитательные, дидактические, методические- 3) принципы — планирования, диагностики, мотивации, превентивности, динамизма, бинарности, проблемности, бинарности- 4) формы организации обучения и подготовки старшеклассников — факультативные занятиявнеклассная и внешкольная деятельность, особая роль в которой уделяется туристской подготовке школьниковучебно-полевые сборыучебно-тренировочные занятия по технике пешеходного туризма, ориентированию на местности, промышленному альпинизму, оказанию первой медицинскойтуристские полосы препятствийсоревнованияоднодневные и многодневные походы (в том числе и кросс-походы) — туристские слетывоенно-спортивные праздникимероприятия в рамках туристского лагеря «Школа приключений" — 5) технологию формирования готовности — традиционные методы воспитания, .4* интерактивные методы обучения, экстремальные педагогические технологии- 6) содержание подготовки к экстремальным ситуациям, которые включают в себя — мысленное воссоздание жизненной проблемной ситуациианализ ее развитиявыводы о закономерностях развития ситуацииобнаружение разрушительных для человека тенденцийпоиск выхода из ситуаций с использованием всех факторовосмысление своей роли в ситуацииучастие в конкретном деле для закрепления полученных умений и навыков- 7) условия формирования готовности — адекватность обстоя-^ тельств окружающей средывыбор и построение совокупности принципов, эффективных форм и методов педагогического взаимодействия с воспитанникомпсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапредвидение результатов работытеоретическая и методическая подготовленность учителяподготовка преподавателя к работе по учебной программе «Безопасность в экстремальных ситуациях" — обеспеченность учебно-воспитательного процесса соответствующей материально-технической базой- 8) виды подготовки к экстремальным ситуациям — политехническая, эстетическая, медицинская, физическая, психологическая, которая в свою очередь включает — интеллектуальную, коммуникативную, волевую, готовность к самоконтролю, опыт планирования действий по предотвращению опасных ситуаций- 9) особенности процесса формирования готовности.

Каждый из указанных компонентов создает определенную воспитательно-образовательную среду, оказывающую необходимое воздействие на старшеклассника.

4. Результаты формирующего эксперимента показали, что реализация специальной программы для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений «Безопасность в экстремальных ситуациях» существенно оптимизирует формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях.

В целом курс «Безопасность в экстремальных ситуациях», во взаимодействии с курсом ОБЖ, способствует обретению учащимися способности к самообучению целесообразному поведению в экстремальных ситуациях и усложненных условиях существования, позволяет дифференцировать учебный процесс по уровням сложности, усвоения программы, применять индивидуальный подход к оценке результата.

5. Исследование показало, что в современной системе работы по формированию готовности старших школьников к экстремальным ситуациям, должны найти более активное применение принципы социального и личностно-ориентированного воспитания, целостного формирования личности, единства обучения и воспитания. Достижения более высокого уровня готовности учащихся к ситуациям, содержащим в себе опасность, связано с усилением роли практики, систематичности и последовательности в воспитательной работе.

6. Проведенная в этом направлении опытная работа выявила необходимость поэтапного процесса формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях, основанного на переходе от общеподготовительной к индивидуально-ориентированной, специализированной подготовке старших школьников по выбору ими способа поведения и преодоления рассматриваемых ситуаций. В частности, работу по формированию готовности старших школьников условно можно разделить на два направления. Первое направление — формирование знаний, умений обеспечения безопасности жизнедеятельности. Второе — формирование навыков поведения в экстремальных ситуациях, физиологической и психологической готовности к действиям.

Данные направления реализуются в виде учебно-урочной деятельности по реализации государственного стандарта, предусмотренного учебной программой курса ОБЖвнеурочной деятельности, которые составляют единую педагогическую систему учебно-воспитательной работы, являющуюся сложным динамическим образованием, где в органическом единстве осуществляются взаимосвязанные и целенаправленные деятельность и общение учителя и учащегося, и включающую: общеобразовательные учреждения (урочную, внеклассную, внешкольную работу), учреждения дополнительного образования (спортивные, военно-патриотические мероприятия, полевые лагеря с образовательной, туристско-краеведческой направленностью).

7. Модернизация системы работы по формированию готовности старших школьников к экстремальным ситуациям возможна при соблюдении выделенных нами в исследовании психолого-педагогических условий.

Эффективность формирования готовности к целесообразным действиям в экстремальных ситуациях и в целом подготовки к экстремальным ситуациям старшеклассников может быть достигнута при реализации комплекса организационно-педагогических условий, под которыми понимается совокупность воспитательно-пропагандистских, социально-профилактических и образовательных воздействий, направленных на воспитание культуры безопасного поведения.

Анализ содержания и эффективности учебно-воспитательной работы по подготовке старшеклассников к экстремальным ситуациям показал существенные изменения, происшедшие в 1999;2004 гг. — переход от периода неопределенности и низкой эффективности данной работы к усилению значимости подготовки учащихся к разнообразным опасным условиям и расширению деятельности школы, учреждений дополнительного образования и заинтересованных общественных организаций в этом направлении.

Таким образом, в исследовании подтвердилась гипотеза исследования, определяющая направление научного поиска, задачи решены, цель достигнута. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов нашего исследования. Рекомендации и методические материалы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, в практике работы преподавателей ОБЖ, руководителей кружков и секций туристской и военно-патриотической направленности, в учреждениях дополнительного образования, на курсах повышения квалификации учителей и воспитателей по подготовке старшеклассников к адекватным, целесообразным действиям в экстремальных ситуациях, формирования высокого уровня готовности к ситуациям, содержащим в себе опасность.

Следует отметить, что она не исчерпывает все многообразие вопросов, связанных с изучением проблем формирования готовности школьников к экстремальным условиям. Возможен поиск новых форм, средств, методов подготовки школьников к экстремальным ситуациям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -229 с.
  4. H.A. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС, 1983. 176 с.
  5. H.A., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1981.-176 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 193 с.
  7. H.A. Познай и преодолей себя: (Наедине со всеми.). М.: Профиздат, 1992.-222 с.
  8. В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. — 1977. № 3. — С. 66 — 70.
  9. Л.Ф. Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Саратов, 2001.-21с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. -376 с.
  11. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 60 — 65.
  12. М.С. Ребенок и взрослый в «Педагогике переживаний». -М.: Линка Пресс, 1998. — 112 с.
  13. Арьес Филипп. Человек перед лицом смерти / Перевод с фр. В. К. Го-нина. М.: Прогресс. Прогресс — академия, 1992. — 526 с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., МГУ, 1984.-256 с.
  15. Т. Кто скачет впереди // Семья и школа. 1990. — № 5. -С. 28−30.
  16. Л.Г. Организационно-педагогические условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Киров, 2000. — 20с.
  17. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.-78 с.
  18. Е.М. Катастрофа как объект социального анализа // Социс. — 1998.-№ 9.-С. 19−25.
  19. Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль: ЯГПИ. — 1992. — 39с.
  20. Л.В., Паладьев СЛ., Степанов Е. И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие. Псков: ПОИПКРО. — 1994. — 93с.
  21. И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Автореф. дис. канд. психолог, наук. Самара, 1999. — 20с.
  22. A.B. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие. М., 1988. — 280 с.
  23. E.H., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб.: С.- Петербург — 1996. — 122с.
  24. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука / Под ред. И. Т. Фролова. — 1986. — С.108 -222.
  25. В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службы. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Нижний Новгород, 1998.-22с.
  26. Безопасность России: Словарь терминов и определений. М.: МГФ «Знание», 1999.-368 с.
  27. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Самара, 2000. — 18с.
  28. A.C. Ситуация успеха, как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  30. . Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях // Дружба народов. 1992. — № 11/12. — С. 101−116.
  31. В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ин — т., Лесосиб. гос. пед. ин — т. Красноярск.: КГПИ, 1985.-75 с.
  32. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас.: Швиеса, 1984. — 190 с.
  33. Блага Карел, Шебен Михазл. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя / Пер. с чеш. Д. М. Прошниной — М.: Просвещение, 1991. — 140 с.
  34. A.A. Психология общения: избранные психологические труды / Московский псих. — соц. ин — т. — М.: Воронеж: изд — во «Ин — т практической психологии" — НПО «Модэкс», 1996.-255 с.
  35. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта, 1998. — 168 с.
  36. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Фельд-штейна Д. И. изд. 2-е. стер. — М.: Воронеж: ин — т практ. психологии- НПО «МОДЭК», 1998. — 352 с.
  37. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Просвещение, 1981.-223с.
  38. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  39. А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.- 174 с.
  40. .С. Аномалии личности. М.: Мысль. — 1988. — 304с.
  41. X. Девять ступеней вниз, или ссоры, конфликты, войны // Знание-сила. 1991.-№ И — С. 60−66.
  42. Буева J1. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: изд — во Моск. ун та, 1968. — 268 с.
  43. А.П. Российское образование: Модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3 — 7.
  44. И.А., Магом ед-Зминов М.Ш. Мотивация и контроль за действиями. — М.: Изд во МГУ, 1991. — 143 с.
  45. В. Пережить горе // Диалог. 1990. — № 16. — С. 103 — 108.
  46. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд — во МГУ, 1984. — 200 с.
  47. В. Прогноз опасностей и угроз для России // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. — № 2. — С. 2 7.
  48. Возрастная и педагогическая психология. (Учебник для педаг. инст.) / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  49. В. Чтобы не случилось беды // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 202−203.
  50. В. Нормы поведения и безопасность // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 1. — С. 17 — 20.
  51. В. Отцы и дети: непонимание — протест — чрезвычайная ситуация // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 1. — С. 33−36.
  52. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. E.H. Щурковой. М.: Новая школа. — 1998. — 208с.
  53. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика — пресс, 1999. — 536 с.
  54. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -224 с.
  55. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. — N 4. — С. 15 -17.
  56. М. Психология масс // Наука и жизнь. 1993. — № 10. — С. 36 -39.
  57. А.Н. Военно патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. — М.: Педагогика, 1990. — 152 с.
  58. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. — 1995. — № 3. -С. 58−64.
  59. В. Образовательная технология 21 века в обучении по вопросам безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 5. — С. 40 — 45.
  60. В. Рефлекс безопасности // Гражданская защита. — 2001. — № 6. С. 55.
  61. Н., Лазуренко С., Жукова И. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития // Вопросы экономики. 1992. — № 1. — С. 41 — 52.
  62. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42 — 52.
  63. А.И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. — N 9. — С. 41- 43.
  64. К. Оптимизм страха // Свет. 2001. — № 1. — С. 12.
  65. Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук М. -2000.-24 с.
  66. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
  67. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 32 — 38.
  68. Т. Молчание золото (информационная безопасность) // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. № 4. — С. 18−21.
  69. М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников. Автореф. дис. канд. психолог. наук. Самара, 2000. — 24с.
  70. Дернер Детрих. Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях / Пер. с нем.- Науч. ред. Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 1997. — 243 с.
  71. Д. Экология и безопасность // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 2. — С. 21 — 25.
  72. .И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат. — 1978. — С. — 350 с.
  73. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.-240 с.
  74. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск.: Изд — во «Университетское», 1985. -206 с.
  75. В.А. Улица подросток — воспитатель. — М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  76. B.C. Почему агрессивны подростки // Социс. 2001. — № 2. -С. 134−136.
  77. П.П. Воспитание воли. Ташкент.: Укитувчи, 1988. — 135 с.
  78. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 20−27.
  79. В.А. Психология отношения и личности учащегося. — Казань.: Изд во Казан, ун — та, 1992. — 154 с.
  80. E.H. Педагогика риска в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения.-2001.13.-С. 19−23.
  81. E.H. Система туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений»: модель «Первооткрыватель» // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. 2003. — № 5 (33). — С. 5 — 13.
  82. E.H. Система туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений» // Учитель. 2003. — № 4. — С. 15 — 19.
  83. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд во Москов. ун-та, 1991. — 142 с.
  84. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс.- М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  85. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  86. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода).- М.: Политиздат. 1974. — 328 с.
  87. О., Шумарова Е. Не пускайте насилие в душу // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 8. — С. 40.
  88. В. Пройти свою экстрему // Наука и религия. 1988. — № 4. — С. 28 — 30.
  89. П.Ф. О детском страхе // Народное образование. 2000. — № З.-С. 256−258.
  90. В. Жить без страха и смерти. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл- Академический проект, 1999. 335 с.
  91. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично: Пер. с англ. / Общ. ред. и предл. В.П. Зинче-кова и Ю. М. Жукова: М.: Оникс. — 1994. — 208с.
  92. Китаев Смык JI.A. Стресс и психологическая экология // Природа. -1989.-№ 7.-С. 98−105.
  93. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с.
  94. . С. Личность и ее становление. Киев.: Молодь, 1990. — 164 с.
  95. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  96. Н.Г. Формирование педагогической направленности у старшеклассников. Автореф. дис. канд. педагог, наук. — Киров, 2000. -20с.
  97. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  98. Кон Л. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. — 1982. -203с.
  99. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.-Л., 1978.-272 с.
  100. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение — 1980.- 192с.
  101. М.А. Психология и безопасность. — 2-е изд., испр. и доп. -Таллин: Валгус, 1987.-439 с.
  102. .И., Новикова E.B. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  103. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (методологический анализ) / Краевский В. В.- Науч. — исслед. Ин — т общей педагогики АПН СССР. M.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  104. И.И., Махутов H.A., Хетагуров C.B. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. С. Петербург: Изд-во Сп. ГУЭ и Ф. 1997. 164 с.
  105. C.B., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию — М.: ТЦ «Учитель». — 20 011−287с.
  106. H.H. Гипотеза о возможности предвидения и предотвращения гибели человека от так называемых несчастных случаев. — изд. 2-е. — Павлодар: НПФ «ЭКО», 1996. 72 с.
  107. . Если вместе, выживем // Смена. 1993. — № 4. — С. 130 — 137.
  108. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-303 с.
  109. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк, 1989. — 359 с.
  110. E.H. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. — Ярославль. 1998. — 165с.
  111. ИЗ. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. Н. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  112. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  113. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопр. философии. 1995. — N 2. — С. 110 — 121.
  114. A.A. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций. -3-е изд., доп. М.: Педагогика, 1990. — 447 с.
  115. А.Е. Эти трудные подростки. Л.: Лениздат, 1983. — 126 с.
  116. Т. Поведение человека в экстремальных ситуациях // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 11. — С. 55 — 61.
  117. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1998. 125 с.
  118. Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М.: Школа -пресс, 1996.-304 с.
  119. Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России. Изд-во Дом «Ноосфера». 1999. — 300с.
  120. В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ситаров В. А., Мараков В. Г.- Под ред. Сластенина В. А. — М.: Академия, 2000. 216 с.
  121. А. К. Психология обучения подростка. М.: «Знание», 1875. -64 с.
  122. A.C. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 137 с.
  123. В.Ф., Лисанов М. В., Кловач Е. В., Сидоров В. И. Анализ риска и его нормативное обеспечение // Безопасность труда в промышленности. 1995.-№ 11.-С. 55−62.
  124. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой -СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  125. Математическая статистика: Учебник / Иванова В. М., Калинина В. Н. Нешумова Л.А. и др. 2-е изд, прераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1981. -371 с.
  126. И., Шишова Т. Вся жизнь сплошная опасность // Народное образование. — 2002. — № 6. — С. 123 — 128.
  127. А.П. Формирование ответственного отношения старшеклассников к учению в коллективной учебной деятельности: Пособие дляучителей / Омский гос. пед. ин т. им. А. М. Горького. — Омск.: ОГГТИ, 1985.- 103 с.
  128. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  129. H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. — М.: МИ-РОС. 200 199с.
  130. В.В. Социализация личности: философский аспект. — Киев.: Вища. шк, 1986.-198 с.
  131. В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 8. — С. 13 — 16.
  132. В.Н. Концептуальная проблема курса ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 6. — С. 9 — 14.
  133. В.Н. Культура безопасности в содержании школьного образования // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 2. — С. 36 -39.
  134. В.Н. Кулыура безопасности как составная часть культуры // «Осцовы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 1. — С. 44 — 48.
  135. В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. -№ 2. -С. 14−20.
  136. В.Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000.- № 9. -С. 11−15.
  137. В.Н. Некоторые типы деструктивного поведения // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. № 6. — С. 18 — 22.
  138. В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 11. С. 20 — 22.
  139. В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. № 1. — С.13 — 16.
  140. В.Н. Подготовка к опасным ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 1. — С. 20 — 25.
  141. В.Н. Преодоление страхов // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. -№ 2. — С. 9 — 13.
  142. В.Н. Ситуации реального риска // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 3. — С. 21 — 23.
  143. В.Н. Склонность к мученичеству и деструктивности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 7. — С. 10 — 14.
  144. В.Н. Склонность к саморазрушению // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 4. — С. 12—16.
  145. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  146. A.B. Социальная педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / под. ред. В. А. Сластенина — М.: изд. центр «Академия», 2002. 200 с.
  147. A.B. Социальная педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Мудрик А. В.- Под ред. Сластенина В. А. 3 — е изд. испр. и доп. — М.: изд. центр Академия, 2002. — 200 с.
  148. Г. В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. -Казань: Изд во Казан, ун — та, 1991. — 183 с.
  149. Н.Б. Предупреждение и разрешение конфликтов у подростков с отклонениями в поведении как педагогическая проблема. Автореф. дис. канд. педагог, наук. — Саранск, 2000. — 18с.
  150. Т.С. Стержень курса — экология духа // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 4. — С. 7 — 11.
  151. Т.С., Шаповаленко B.C. Курс «Экология экстремальных ситуаций» // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. № 8. — С. 6
  152. Т.С., Шаповаленко B.C. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 23 -29.
  153. Г. С. Самоконтроль человека / ЛГУ. Л.: Изд — во ЛГУ, 1989.-191 с.
  154. А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.: Высш. шк, 1986. 288 с.
  155. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл. корр. АНССР Н. Ю. Шведовой, -19-е изд. испр. М.: Рус. яз. 1987. 750 с.
  156. В., Волжская Н. Школьные конфликты: как их предупредить и разрешить // Народное образование. 2000. — № 8. — С. 110−113.
  157. Д. Шок // Диалог. 1992. — № 3. — С. 9 — 10.
  158. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Ин — т практической психологии, 1998. — 160 с.
  159. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов.- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
  160. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  161. В.Д. Твои возможности человек. М.: «Знание», 1973. — 208 с.
  162. А. Безопасность в коммуникации делового человека. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 208 с.
  163. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социс. 2000. -№ 12.-С. 50−55.
  164. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  165. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. 1987. — N 1. — С. 15 — 26.
  166. Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике: Учебное пособие для пед. ин тов. — Минск.: Университетское, 1990.-223 с.
  167. А. Человеческие качества / Пер. с англ. О. В. Захаровой- Общ. ред. Д. М. Гвишиани -2-е изд. М.: Прогресс, 1985. — 312 с.
  168. П.И. Искусство преподавания: первая книга для учителя. — М.: изд — во «Рос. педагогическое агентство», 1998. 184 с.
  169. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. Глоточкин А.Д.- АНСССР, ин т психологии. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
  170. Я.Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. -М.: Центр «Педагогический поиск». — 2000. 160с.
  171. Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность. Автореф. дис. канд. педагог. наук. Владимир, 1996. — 22с.
  172. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  173. Е.А. Ценностные ориентации и проблемы активности личности. Харьков, 1991. — 162 с.
  174. К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничест-ве // Психологическая наука и образование. 1998. — N 3 — 4. — С. 13 -17.
  175. В., Завалова Н. Готовность к опасности // Авиация и космонавтика. 1970. — № 3. — С. 10−11.
  176. A.M. Психология неудачника: тренинг неуверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
  177. A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи»: Методические разработки и сценарии социально-психологических тренингов. — М.: Знание. 1995. — 119с.
  178. A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. 2-е изд. перераб. и дополн. — М.: МО-ОД и М.: «Новая цивилизация», Педагогическое общество России. -2000.-192с.
  179. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2-х т. Гуманитарный издательский центр «Владос». — 1999. Т.1.-312 с.
  180. Психологический словарь / Под оед. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. И доп. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 440 с.
  181. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Т. Тарас, К. В. Сельченок. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 480 с.
  182. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  183. .Ф. Политехническая и трудовая подготовка учащихся старших классов. -М.: Учпедгиз, 1963. 168 с.
  184. С. Зачем черепахе панцирь: информационная война // Народное образование. 2000. — № 3. — С. 183 — 186.
  185. М.И., Байбородова М. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2000. — 256с.
  186. Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. канд. пед. наук. — Ставрополь. — 1999. — 195с.
  187. А. Т. Психологическая подготовка к службе в армии: Кн. для учителя / А. Т. Ростунов, Л. А. Кандыбович, Г. В. Блях Минск.: Нар. асвета, 1986.-181 с.
  188. В., Мишин Б. Человечество должно стать обществом, которым управляет разум» // Народное образование. — 2000. — № 8. С. 13 — 21.
  189. Н.И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой.-Тб., 1989 г.-327 с.
  190. Г., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология — самосовершенствование школьника // Народное образование. — 2000. — № 1. -С. 144−149.
  191. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. — 1998. — 256с.
  192. Ю., Горбовский Г. Фактор икс // Диалог. 1992. — № 11, 14. -С. 67−69.
  193. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. Пособие. — М.: Московский психолого — социальный ин т, «Флинта», 1998. — 93 с.
  194. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. — М.: Педагогика, 1998.-191 с.
  195. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5.-С. 16−21.
  196. Скотт Джини Грехем. Сила ума: способы разрешения конфликтов. -СПб.: СПИКС, 1994. 429 с.
  197. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. -480 с.
  198. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: изд — во Магистр, 1997. — 224 с.
  199. Г. Л., Зараковский Г. М. Политико-идеологическая составляющая информационно — психологической безопасности // Общественные науки и современность. — 1997. № 5. — С. 35 — 43.
  200. Ди. Курс выживания для подростков. Волгоград: Ведо, 1992.-80 с.
  201. А. Основы. опасности жизнедеятельности. Курс ОБЖ на нет в школе // Гражданская защита. 1994. — № 3. — С. 56 — 58.
  202. Н. Преемственность горизонтальная и вертикальная // Школьный психолог. 1998. — 36 сентября. — С. 4 — 5.
  203. В. И. Конфликтующие и конфликтогенные люди // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С. 165 — 174.
  204. Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. Пидкасистого П. И. — М.: изд — во «Рос. педагогическое агентство», 1997. — 174 с.
  205. В. Понятие риск и обучение школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 1. — С 17 — 23.
  206. Е.А., Ковалева Н. И. Прикажите себе выжить: тесты, советы психологов, смехотерапия, приемы саморегуляции. — М.: «Звонница», 1996.-288 с.
  207. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: 1961.-210 с.
  208. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  209. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики / Порфирьев Б. Н. // ВИНИТИ «Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации». 1991. Т. 1 — 192 с.
  210. С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов. Автореф. дис. канд. педагог, наук. — Казань, 2002. 22с.
  211. В.М. Задачи модернизации образования на современном этапе // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 3. — С. 2 — 5.
  212. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  213. Фрейд Зигмунд. Тотем и Табу. М.: Олимп- ACT — ЛТД, 1997. — 448с.
  214. В. Паника при катастрофе это катастрофа // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001. — № 6. — С. 21 — 22.
  215. Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социологические исследования. 1992. — № 7. — С. 126 — 134.
  216. Ч.Х. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве городской микросреды. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Казань, 2003. — 22с.
  217. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.-405 с.
  218. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпакс, 1995.-288 с.
  219. С., Шариков А., Щеглова С. Источники информации для подростков // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 4. — С. 3−8.
  220. Дж. А. Как прожить 365 дней в году. М.: Рипол классик- вече, 1997.-192 с.
  221. С.К. Управление рисками // Гражданская защита. — 2001. — № 6.-С. 27.
  222. А.Г. Формирование у учащихся умений и навыков ориентирования на местности. Автореф. дис. канд. педагог, наук. — Чебоксары, 2003.-24 с.
  223. Е.Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству. Автореф. дис. канд. психолог, наук. Нижний Новгород, 2002. — 26 с.
  224. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение. 1986. — 144с.
  225. Л. Шторм. Лицом к лицу с жизнью и с собой // Семья и школа.- 1993.-№ 2.-С. 30−33.
  226. Е. Стресс бич современности // Вестник высшей школы. -1991.-№ 5.-С. 49−51.
  227. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. — 1996. — 96с.
  228. П.М. Психология чувств и мотивации / Под. ред. Е. М. Борисовой М.- Воронеж: Ин — т практической психологии: НПО «Модэк», 1998.-304 с.
  229. О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия // Со-цис. 1999. — № 6. — С. 50 — 60.
  230. Fromm Е. Der anatomie der menschlichen Destruktivitat. 1975 // Gesamtausgabe. Bd. VII.-А
Заполнить форму текущей работой