Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации относится к категории общенациональных проблем, решение которых имеет приоритетное значение. Об этом свидетельствует целый ряд нормативно-правовых актов, принятых в последнее десятилетие. К их числу относятся, Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности"1, указы Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Понятие экономической безопасности Российской Федерации и нормативных основ ее гражданско-правового обеспечения
    • 1. Понятие экономической безопасности
    • 2. Российская Федерация в системе экономической безопасности
    • 3. Понятие нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
  • ГЛАВА II. Виды и содержание нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
    • 1. Международные и конституционные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
  • §-2.3аконодательные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
    • 3. Подзаконные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации относится к категории общенациональных проблем, решение которых имеет приоритетное значение. Об этом свидетельствует целый ряд нормативно-правовых актов, принятых в последнее десятилетие. К их числу относятся, Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности"1, указы Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации"2, от 10 января 2002 года «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"3 и некоторые другие официальные документы. В них экономическая безопасность рассматривается как многоаспектная категория, отражающая состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, режим, обеспечивающий неуязвимость и независимость этих интересов по отношению к существующим угрозам и воздействиям. Отмечается, что для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности следует разработать систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности и составляющих основу правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В силу многоаспектности экономической безопасности разработка нормативно-правовых основ ее обеспечения носит межотраслевой, в том числе и гражданско-правовой характер. В этом контексте наиболее актуальным представляется исследование экономической безопасности в качестве предмета гражданско-правового регулирования, понятия видов и содержания нормативных основ ее гражданско-правового обеспечения, роли в этом процессе Российской Федерации. Особо следует выделить актуальность исследования частноправовых и публично-правовых начал в гражданско.

1 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769- 1993. № 2. Ст. 77.

2 Российская газета. 1996. 5 мая.

3 Там же 2002.18 янв. правовом обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Отсутствие оптимального сочетания этих методов нормативно-правового регулирования, как показывает практика, нередко ставит под угрозу экономическую безопасность Российской Федерации1.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы экономической безопасности и ее правового обеспечения в последние годы становятся предметом изучения отечественных правоведов, в том числе и цивилистов. В своих работах они предпринимают попытки обосновать понятие экономической безопасности, раскрыть угрожающие ей факторы (процессы), выделить и охарактеризовать перечень условий, в том числе нормативно-правовых, обеспечения (упрочения) экономической безопасности. Значительное внимание уделяется экономической безопасности предпринимательства2. Рассматриваются и различные аспекты гражданской правосубъектности Российской Федерации, системы гражданско-правовых средств охраны, защиты и обеспечения прав и свобод участников экономического оборота, а также соотношения частноправовых и.

1 См.: Яковлев В. Ф. Гражданский кодекс и государство// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 6. С. 136−137- Лаптев В. В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права// Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 9−10 и др.

2 См.: Степашин С. В. Безопасность человека и общества. СПб., 1994; Его же. Безопасное предпринимательство как залог экономической безопасности Российской Федерации/ Науч. тр. Московской академии экономики и права. М., 2002. Вып. 9. С.31- Прудников А. С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел: Дис. .д-ра. юрид. наук. М., 1999; Злобин В. В. Субъективное гражданское право и экономическая безопасность частных предпринимателей: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2003; Науч. тр. Московской академии экономики и права. М., 2002. Вып.9. и др. публично-правовых начал в регулировании его отдельных сфер1.

Содержащиеся в этих работах положения и выводы имеют несомненное значение для исследования нормативных основ гражданско-правового регулирования. Вместе с тем нельзя не заметить, что практически все они рассматривают довольно частные вопросы, связанные с обоснованностью, содержанием и действием конкретных гражданско-правовых норм, которые чаще всего посвящены закреплению прав, обязанностей и ответственности субъектов предпринимательской деятельности и не раскрывают единую систему нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Думается, что данное обстоятельство в значительной мере объясняется тем, что одной из характерных черт отечественной цивилистической науки является сосредоточение усилий ее представителей на исследовании конкретных норм гражданского законодательства, регулирующих отдельные виды договорных и внедоговорных отношений, то есть на разработке формально-догматической проблематики. В то же время явно недостаточно внимания уделяется теоретикометодологическим вопросам гражданского права, в том числе связанным со стратегией, тактикой и основными направлениями цивилистических исследований. На слабую разработанность теоретической проблематики гражданского права справедливо указывали.

1 См.: Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств. М., 2002. С.19- Южанин Н. В. Меры обеспечения гражданско-правовой ответственности// Цивилистические записки. Вып. 3: Гражданско-правовая ответственность: проблемы теории и практики/ Под ред. В. А. Рыбакова. М., 2003. С.29- Лапчинский М. В. Юридические средства охраны гражданских прав: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004; Мичурина JI.B. Субъективное право в системе юридических средств гражданско-правового регулирования: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004; Барткова О. Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Тверь, 2001. С. 47−146- Бублик В. А. Публичнои частно-правовые начала в гражданско-правовом регулировании внешне экономической деятельности: Дис. .д-ра. юрид. наук. Екатеринбург, 2000 и др. классики отечественной цивилистики1. Обоснованную озабоченность по этому поводу высказывают и современные исследователи гражданского права2.

Очевидная актуальность и слабая изученность проблемы нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предопределили выбор темы диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является гражданско-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а предметом — его нормативные основы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии системы и содержания нормативных основ гражданско-правового регулирования. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— раскрыть особенности системы экономической безопасности и места в ней Российской Федерации;

— обосновать понятие нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерациипроанализировать особенности, взаимосвязи и содержание основных видов нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерациивыявить недостатки нормативного закрепления гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и выработать предложения по их преодолению.

1 См.: Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002. С.45- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 34−35- Гамбаров Ю. С. Гражданское право: Общая часть. М., 2003. С. 11−12- Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1.С. 16−17.

См.: Пугинский Б. И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 27−35- Степанов Д. И. Вопросы методологии цивилистической доктрины// Актуальные проблемы гражданского права. Под ред. О. Ю. Шилохвоста. М., 2003. Вып. 6. С. 12- Гонгало Б. М. Мысли и речи о науке гражданского права// Цивилистические записки. Межвуз. сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 2. С. 3−16.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе исследования использовались подтвердившие свою эффективность на практике методы научного познания гражданско-правовых явлений и процессов, в том числе системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, логический, социологический, юридико-технические способы толкования правовых норм. Использована общенаучная, в том числе экономическая, теоретико-правовая и специально-юридическая, в первую очередь гражданско-правовая, литература, имеющая отношение к избранной теме, в частности работы С. С. Алексеева, И. Я. Богданова, В. А. Бублика, Е. Т. Гайдара, Ю. С. Гамбарова, А. А. Дунаева, В. В. Злобина, Н. М. Коршунова, В. В. Лаптева, JI.A. Морозовой, Е. М. Примакова, А. С. Прудникова, И. А. Покровского, С. В. Степашина, В. И. Синайского, В. П. Сальникова, Б. Б. Черепахина, В. Ф. Яковлева, В. А. Янишевского.

Исследован значительный массив международно-правовых документов, конституционного и гражданского законодательства, а также подзаконных актов, составляющий нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а также документов высших судебных органов, обобщающих практику их применения и содержащих рекомендации по ее совершенствованию.

Научная новизна работы. Диссертация является одним из первых монографических исследований системы нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. В работе сформулировано авторское понятие экономической безопасности Российской Федерации, нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Научной новизной обладают выводы автора о составе законодательных и подзаконных основах гражданско-правового обеспечения экономической безопасности. Впервые на монографическом уровне обосновывается вывод о том, что государство одновременно выступает объектом и субъектом экономической безопасности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экономическая безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности экономики от объективно существующих и видоизменяющихся внутренних и внешних угроз, способных оказывать негативное воздействие на основные начала (принципы) организации и функционирования экономического оборота.

2. Российская Федерация является одновременно объектом и субъектом экономической безопасности. Как объект она выступает в качестве собственника государственного имущества и участника предпринимательской деятельности, а как субъект — в качестве особой политической организации общества, осуществляющей регулирование экономических отношений. Функционируя в частноправовой и публично-правовой сферах, Российская Федерация может и должна строить свою деятельность по обеспечению экономической безопасности на основе учета, сочетания и гармонизации частных и общественных интересов.

3. Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации — это характеризующаяся иерархичностью и функциональным единством система форм (источников) гражданского права, закрепляющих юридические средства создания и развития экономического оборота, а также превентивной охраны и защиты прав и законных интересов его участников. Эффективность нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности определяется принципами оптимального сочетания частноправовых и публично-правовых методов регулирования экономического оборота и взаимной ответственностью их участников и Российской Федерации.

4. Приоритетное место в системе нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности занимают международно-правовые документы и Конституция Российской Федерации. Международно-правовые документы содержат понятие, принципы и основные направления деятельности государств по обеспечению экономической безопасностиконструкцию гражданско-правового обеспечения экономической безопасности, основанную на принципе оптимального сочетания частноправовых и публично-правовых началвозможность, цели и пределы ограничения прав и законных интересов участников экономического оборота.

Конституция Российской Федерации воспринимает международно-правовую конструкцию обеспечения экономической безопасности и наполняет ее конкретным содержанием. Она закрепляет: основные (комплексные) права и свободы и обязанности, необходимые для безопасного функционирования и позитивного развития экономикимеханизм ограничения прав и свобод участников экономического оборотапредметы ведения Российской Федерации и компетенцию ее органов и должностных лиц, необходимые для обеспечения экономической безопасностипринцип взаимной ответственности участников экономического оборота и Российской Федерации.

5. Законодательные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности включают в себя федеральные законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, а также другие федеральные законы, содержащие нормы гражданского права.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет: принцип сочетания частноправовых и публично-правовых начал гражданско-правового обеспечения экономической безопасностичастноправовые средства гражданско-правового обеспечения экономической безопасности (рыночные принципы правового регулирования экономического оборота, механизм их прямого действия, правосубъектность, права и обязанности ее носителей) — публично-правовые средства гражданско-правового обеспечения экономической безопасности (возможность и пределы ограничения прав и свобод участников экономического оборота, средства их превентивной защиты и взаимную ответственность. Кодекс закрепляет также основные виды федеральных законов, необходимых для гражданско-правового обеспечения экономической безопасности.

Федеральные законы закрепляют частноправовые и публично-правовые начала обеспечения экономической безопасности посредством регулирования: приватизации государственной собственности и несостоятельности (банкротства) субъектов экономического оборотавнешнеэкономической деятельностипорядка удовлетворения государственных нужд в сфере экономикиконкуренции и монополистической деятельностипревентивной охраны, защиты и ограничений прав участников экономического оборота и их взаимной ответственности между собой и государством.

6. Подзаконные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности включают в себя: указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной властиправовые обычаинормативные договоры.

Указы Президента Российской Федерации определяют: стратегию и тактику государства в гражданско-правовом обеспечении экономической безопасностипринципы, основные направления и характер деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти и их должностных лицмеры защиты частных и общественных интересов в сфере экономического оборота.

Постановления Правительства Российской Федерации закрепляют: положения о лицензировании видов деятельности, осуществление которых может нанести ущерб экономической безопасностиособый порядок использования и распоряжения объектами государственной собственностипорядок государственного контроля в различных сферах экономического оборотапорядок использования способов защиты и реализации ответственности участников экономического оборота. Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти закрепляют меры государственного контроля за осуществлением прав и обязанностей физических и юридических лиц в подведомственных сферах экономического оборота.

Правовой обычай выступает частноправовым средством наиболее адекватно трансформирующим интересы участников экономического оборота в нормативные основы их безопасности, а нормативный договор — юридическим средством сочетания этих интересов с публичными.

7. Система нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности не лишена недостатков. Закон и указы Президента Российской Федерации, посвященные безопасности, во многом устарели, не отражают новых социально-экономических реалий и содержат целый ряд юридико-технических недостатков. В Гражданском кодексе Российской Федерации необоснованно широко используется понятие законодательства, Конституция Российской Федерации не закреплена в качестве основы гражданского законодательства, запрет на злоупотребление гражданскими правами не распространяется на публично-правовые образования, отсутствует понятие гражданско-правовой ответственности, обеспечение экономической безопасности напрямую связывается только с ограничениями прав и свобод.

Отсутствуют законы об иммунитете Российской Федерации, о государственной собственности. Недостаточно обеспечивают экономическую безопасность законы, регулирующие деятельность государственных предприятий, конкуренцию и монополистическую деятельность. В большинстве федеральных законов и подзаконных актов превалируют публично-правовые средства обеспечения экономической безопасности и слабо используются частноправовые средства для создания благоприятных условий развития экономического оборота.

Обосновываются и формулируются предложения по преодолению недостатков нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации восполняют существенный пробел в отечественной цивилистике и создают необходимую базу для разработки нового направления в науке гражданского права — гражданско-правового обеспечения экономической безопасности. Кроме того, они могут быть использованы для совершенствования системы нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а также для подготовки учебно-методических документов по гражданско-правовым дисциплинам и в процессе их преподавания.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации нашли отражение в двух опубликованных научных статьях, были одобрены в процессе обсуждения и рецензирования работы на заседаниях кафедры гражданского права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы. Материалы диссертации использованы в учебно-методических документах дисциплин гражданско-правового цикла и в процессе их преподавания в МГУУ ПМ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд следующих положений и выводов, которые наиболее рельефно отражают его научную новизну, теоретическую и практическую значимость.

Экономическая безопасность — это состояние защищенности экономики от объективно существующих и видоизменяющихся внутренних и внешних угроз, способных анализировать негативное воздействие на основные начала (принципы) организации и функционирования экономического оборота.

Экономическая безопасность представляет собой специфическую, самодостаточную и саморазвивающуюся социальную систему, включающую в себя: угрозы экономической безопасности (социальные явления и процессы, способные оказывать негативное влияние на основные начала (принципы) организации и функционирования экономического оборота) — объекты экономической безопасности (личность, общество и государство, экономические интересы которых требуют защиты от существующих угроз) — субъекты экономической безопасности (граждане, общественные объединения, государство, участвующие в обеспечении экономической безопасности) — обеспечение экономической безопасности (виды, основные направления, принципы и содержание деятельности, направленной на защиту интересов субъектов экономической безопасности). Легальные понятия безопасности, в том числе и в экономической сфере, не лишены существенных недостатков теоретико-правового, структурного и юридико-технического характера, а ряд угроз национальной, в том числе экономической безопасности полностью или частично утратили свою актуальность в связи с позитивными тенденциями развития социально-экономических и политических отношений в Российской Федерации. В этой связи представляется целесообразной разработка нового закона о национальной безопасности, который бы более адекватно отражал существующие реалии социальной действительности современной России и результаты научных исследований безопасности в различных сферах общественных отношений.

Российская Федерация является одновременно объектом и субъектом системы экономической безопасности. Как объект экономической безопасности Российская Федерация выступает в качестве собственника государственного имущества и участника предпринимательской деятельности, а как субъект — в качестве особой политической организации общества, осуществляющей регулирование экономических отношений.

Являясь социальным государством, через органы которого народ осуществляет свою власть, Российская Федерация не имеет своих собственных интересов в системе экономической безопасности. Поэтому выступая в качестве субъекта частноправовой и публично-правовой сфер, Российская Федерация обязана строить свою деятельность по обеспечению экономической безопасности на основе учета, сочетания и гармонизации частных и общественных интересов.

Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации — это характеризующаяся иерархичностью и функциональным единством система форм (источников) гражданского права, закрепляющих юридические средства создания благоприятных условий для формирования и развития эффективного экономического оборота, а также превентивной охраны и защиты интересов его участников.

Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской федерации включает в себя: международно-правовые документыКонституцию Российской ФедерацииГражданский кодекс Российской Федерациифедеральные законыуказы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерацииакты министерств и иных федеральных органов исполнительной властиобычаи делового оборотанормативные договоры.

Содержание нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности должно строиться на принципах оптимального использования частноправовых и публично-правовых начал, взаимной ответственности участников экономического оборота между собой и государством. Закрепленные в дозволительно-диспозитивных и императивных предписаниях нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности, эти принципы открывают возможность учета, разумного сочетания и гармонизации интересов участников экономического оборота, установления необходимого объема экономической свободы и пределов вмешательства государства в экономику, а также осуществления нейтрализации объективно возникающих и меняющихся угроз в этой сфере общественных отношений.

Международно-правовые документы и Конституция Российской Федерации занимают приоритетное место в системе нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В международно-правовых документах содержатся понятие и основные направления деятельности по обеспечению экономической безопасности, принципы внешнеэкономической безопасности государств. В них также нашла отражение общая конструкция гражданско-правового обеспечения внутренней экономической безопасности государств, основанная на принципе оптимального сочетания частноправовых и публично-правовых методов регулирования экономических отношений и предполагающая предоставление гражданам комплекса необходимых для экономического развития прав и свобод, а также государственно-правовую защиту экономических интересов общества. В качестве одного из публично-правовых средств гражданско-правового обеспечения экономической безопасности закрепляется возможность законодательного ограничения экономических прав и свобод.

Конституция Российской Федерации использует содержащуюся в международно-правовых документах конструкцию экономической безопасности, наполняя ее конкретными экономическими правами и обязанностями участников экономического оборота. Кроме того, Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации и компетенцию ее органов и должностных лиц в сфере экономического оборота, необходимые для обеспечения экономической безопасности. В конституции Российской Федерации закреплен и принцип взаимной имущественной ответственности участников экономического оборота и Российской Федерации.

К законодательным актам, содержащим нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации относится совокупность федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения юридически равноправных субъектов, а также другие федеральные законы, содержащие нормы гражданского права.

Базовым элементом законодательных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности является Гражданский кодекс Российской Федерации, строящийся на принципе сочетания частноправовых (п. 2 ст. 1, ст. 9 и др. ГК РФ) и публично-правовых (п. 2 ч. 2, п. 3 ч. 2 ст. 1 ГК РФ) начал нормативно-правового регулирования. В качестве частноправовых начал гражданско-правового обеспечения экономической безопасности кодекс закрепляет: рыночные принципы регулирования отношений юридически равных участников экономического оборота и возможность их непосредственного применения (п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 8 ГК РФ) — правосубъектность участников экономического оборота (ст. 17−47, 48−123, 124−127 ГК РФ) — основные (комплексные) права участников экономического оборота (ст. 209, 212−215, 2, 23, 48, 49, гл. 30, § 1, 3, 5, 40, 41, 48, 128, 150- и др. ГК РФ). Закрепленные в кодексе частноправовые начала имеют целью формирование благоприятных условий для удовлетворения социально значимых частных интересов участников экономического оборота, соответствующих его прогрессивному развитию.

В качестве публично-правовых начал гражданско-правового обеспечения экономической безопасности кодекс закрепляет: ограничения прав и свобод участников экономического оборота (п. 2 ч. 2, п. 3 ч. 2 ст. 1- ст. 10, 129, 212, 214, 215, 240−243, 421, 422, 279, 281, 525−534, 763 — 768, 935 и др. ГК РФ) — взаимную ответственность участников экономического оборота (ст. 15, 16, 24, 56, 151−152, гл. 25, гл. 59 ГК РФ) — превентивную защиту прав и свобод участников экономического оборота (ст. 12, 329 ГК РФ). Закрепленные в кодексе публично-правовые начала обеспечения экономической безопасности имеют целью осуществление государственного контроля за экономическом оборотом, превентивную охрану и защиту частных и общественных интересов его участников.

Особенности закрепления в кодексе нормативных основ гражданско-правового обеспечения экономической безопасности имеют ряд недостатков: необоснованно широко трактуется понятие «гражданское законодательство» (ст. 4, 5, 6−8, 125, 127 и др. ГК РФ) — Конституция Российской Федерации не закреплена в качестве основы гражданского законодательства (ст. 3 ГК РФ) — запрет на злоупотребление гражданскими правами распространяется не на всех участников экономического оборота (ст. 10 ГК РФ) — отсутствует понятие гражданско-правовой ответственностиобеспечение экономической безопасности связывается только с ограничением прав и свобод (ч. 2 п. 2, ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ). В целях устранения перечисленных недостатков целесообразно: включить в раздел I кодекса — Общие положения статью, посвященную целям и задачам гражданского законодательства, закрепив в ней в качестве одной из целей «Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации" — в пункте 1 статьи 3 кодекса закрепить положение о том, что «Конституция Российской Федерации является основой гражданского законодательства" — в пункте 1 статьи 10 кодекса вместо слов «.граждан и юридических лиц.» записать: «.субъектов гражданских правоотношений.».

На основе и в развитие Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 47,51,65, 87, 96, 107, 113, 116, 141, 143,217, 291,334,358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970 и др. ГК РФ) принят целый ряд федеральных законов, направленных на обеспечение превентивной охраны и защиты экономической основы Российской Федерации, безопасности экономической деятельности, государственного контроля за экономическим оборотом.

В то же время до настоящего времени не приняты предусмотренные кодексом федеральные законы об иммунитете Российской Федерации, о государственной собственности. Недостаточно обеспечивают экономическую безопасность федеральные законы, регулирующие деятельность государственных предприятий, конкуренцию и монополистическую деятельность. В большинстве федеральных законов превалируют публично-правовые средства обеспечения экономической безопасности. Вместе с тем федеральное законодательство слабо используется для создания благоприятных условий функционирования малого предпринимательства посредством частноправового регулирования организации и осуществления этого вида экономической деятельности.

Подзаконные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности составляют: указы Президентапостановления Правительстваакты министерств и иных федеральных органов исполнительной властиправовые обычаинормативные договоры. Документы высших судебных органов имеют существенное значение для гражданско-правового обеспечения экономической безопасности, но к его нормативным основам отнесены быть не могут, поскольку не содержат норм права.

Указы Президента Российской Федерации определяют: стратегию и тактику государства в гражданско-правовом обеспечении экономической безопасностипринципы, основные направления и характер деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти и их должностных лицмеры защиты частных и общественных (государственных) интересов в сфере экономического оборота. Целый ряд положений указов, особенно посвященных стратегии и тактике обеспечения экономической безопасности, устарел, содержит юридико-технические недостатки.

Постановления Правительства Российской Федерации закрепляют: положения о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществление которых может нанести ущерб экономической безопасностиособый порядок пользования и распоряжения объектами государственной собственностимеры государственного контроля в сфере валютных операций, внешнеэкономической деятельности, ценообразованияспособы защиты государственной собственностипорядок реализации ответственности участников экономического оборота. В документах Правительства Российской Федерации не уделяется должного внимания использованию частно-правового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса, защите их экономической безопасности.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти закрепляют: порядок осуществления мер государственного контроля за деятельностью участников экономического оборота, осуществлением ими своих прав и обязанностей. Однако в этих документах практически отсутствуют нормативные основы создания благоприятных условий для развития экономического оборота, охране и защите прав и законных интересов его участников.

В системе гражданско-правового обеспечения экономической безопасности правовой обычай является наиболее адекватным отражением объективно формирующихся интересов участников экономического оборота, частноправовым средством, опосредующим их нормативное закрепление. Нормативный договор является юридическим средством, сочетающим частноправовые и публично-правовые начала гражданско-правового обеспечения экономической безопасности, отражая интересы участников договорных отношений в пределах, определяемых общественными интересами.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки различных аспектов гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и совершенствования его нормативной основы. Положения и выводы диссертации могут быть также использованы и процессе преподавания дисциплин гражданско-правового цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Лесной кодекс Российской Федерации
  4. Воздушный кодекс Российской Федерации
  5. Закон Российской Федерации от 22 марта 1995 г. «О животном мире». Российская газета, 1995, 5 мая.
  6. Закон Российской Федерации от 20 июля 1995 г. «О Федеральном железнодорожном транспорте». Российская газета, 1995, 30 августа.
  7. Закон Российской Федерации от 20 октября 1995 г. «Об использовании атомной энергии». Российская газета, 1995, 28 ноября.
  8. Закон Российской Федерации от 5 мая 1992 г. «О недрах». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834.
  9. Закон Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Российская газета, 2002,26 января.
  10. Закон Российской Федерации от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Российская газета, 2001, 10 августа.
  11. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 769- 1993, № 2, ст. 77.
  12. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе». Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1,6.
  13. Закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. (в ред. 2005 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» Российская газета, 2002, 2 ноября, 2005, 27 октября.
  14. Закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873.
  15. Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649- 1995, № 35, ст. 3503- 1996, № 17, ст. 1911.
  16. Закон Российской Федерации от 16 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации». Российская газета, 1995, 21 июля.
  17. Закон Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета, 1995, 21 июля.
  18. Закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Российская газета, 2001, 9 августа.
  19. Закон Российской Федерации от 8 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Российская газета, 2005,28 июля.
  20. Закон Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Российская газета, 2003,18 декабря.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Российская газета, 2002,18 января.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа от 10 января 2000 г.). Российская газета, 2000, 18 января.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Российская газета, 2002,15 августа.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета, 2004,11 марта.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». -Российская газета, 2001, 6 сентября.
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства». -Российская газета, 2003, 20 апреля.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 года «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия». Российская газета, 2003,9 января.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. «Об утверждении Правил об особых условиях пользования береговой полосой внутренних вод Российской Федерации». Российская газета, 2003, 27 февраля.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 г. «Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества». Российская газета, 2002, 17 июля.
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества». -Российская газета, 2002,11 июня.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. «Об утверждении Положения об особых условиях пользованиябереговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации». Российская газета, 2003, 27 февраля.
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Российская газета, 2002, 6 марта.
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства». Российская газета, 2002, 24 апреля.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества». Российская газета, 20 августа.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов». Российская газета, 2002, 19 июня.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по охранению, перевозкам и уничтожению химического оружия». Российская газета, 2002, 4 июня.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации». Российская газета, 2002, 22 июня.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. «О лицензировании в области вооружения и военной техники». -Российская газета, 2002, 10 июля.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. «О лицензировании проектирования и строительства». Российская газета, 2002,4 апреля.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2002 г. «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ». Российская газета, 2002,26 июня.
  41. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 6 сентября 2001 г. № Ф 04/2617−787/А27 2001 г. -СПС «Консультант Плюс».
  42. Приказ Государственного таможенного комитета российской Федерации от 27 октября 2003 г. «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами». Российская газета, 2003,25 апреля.
  43. Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 6 июня 2003 г. «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение». Российская газета, 2003, 8 октября.
  44. Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 22 апреля 2003 г. «О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам». Российская газета, 2003, 21 мая.
  45. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 сентября 2002 г. «О регистрации Правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них». -Российская газета, 2002,24 октября.
  46. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 августа 2002 г. «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг». Российская газета, 2002,2 октября.
  47. Постановление Федеральной комиссии на рынке ценных бумаг от 4 января 2002 г. «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг». Российская газета, 2002,27 марта.
  48. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 22 июля 2002 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации». Российская газета, 2002, 23 октября.
  49. Приказ МВД Российской Федерации от 2 августа 2005 г. ««Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Российская газета, 2005,12 августа.
  50. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 13 апреля 1999 г. № Ф04/752−125/А70−99. СПС «Консультант Плюс».
  51. Обобщение проблемных вопросов теории и практики применения блока законов об исполнительном производстве Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа. Арбитражная практика, 2001, № 2.
  52. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., Юрид. лит., 1990. 672 с.
  53. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 39, ст. 4626.
  54. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета, 2002, 19 апреля.1. Монографии
  55. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., Статут, 1999. — 712.
  56. О.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Тверь: ТГУ, 2001.-171 с.
  57. И .Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАМ, 2001.
  58. М.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец-издат, 2001. 508 с.
  59. Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М.: Зерцало, 2003.-816 с.
  60. .М. Учение об обеспечении обязательств. М.: Статут, 2002.
  61. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики: развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юрист, 2002.
  62. В.И. Толковый словарь в 4-х томах. Том 1. М., 1989.
  63. В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: Астрель, 2001. 992 с.
  64. Ф 72. Иванова С. А. Принцип социальной справедливости в гражданском праве. М., Манускрипт, 2005. 424 с.
  65. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Под ред. О. Н. Садикова. М.: контракт- Инфра, 2003. 940 с.
  66. Конституция, закон, подзаконный акт. Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Юрид. Лит., 1994. 136 с.
  67. Н.М. Процесс приватизации в России. Методология правового регулирования. Н. Новгород, 1998. 259 с.
  68. Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления). М., 1994.
  69. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
  70. Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: СГУ, 1976. 267 с.
  71. Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации от 11 октября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятий». Под ред. Н. М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. 432 с.
  72. С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  73. И.А. Основные проблемы гражданского права. М.:1. Статут, 2001 -354 с.
  74. .И., Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит., 1991. 240 с.
  75. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1997. 223 с.
  76. Р.Давид, К Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М.: Межд. отн., 1999. 400 с.
  77. .Ж. О причинах неравенства. СПб, 1907. — 287 с.
  78. В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002.638 с.
  79. Ф 87. Словарь иностранных слов. М.: ГИИНС, 1995. 853 с.
  80. С.В. Безопасность человека и общества. СПб, 1994.
  81. В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации, правовое регулирование конкурсных отношений. М.: Книжный мир, 2004.-249 с.
  82. Теория государства и права. Под ред. А. Б. Венгерова. Часть 1. Теория государства. М.: Юрист, 1995. 256 с.
  83. .Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. -479 с.
  84. Г. Ф. Общая теория права. Выпуск 1. М.: Изд. Бр. Башмачниковых, 1910. 512 с.
  85. Экономическая безопасность (производство, финансы, банки). М., 2003.
  86. В.Ф. Экономика. Право. Суд. М.: Наука, 2003. 596 с.
  87. I. Учебники, учебные пособия
  88. Безопасность экономики и предпринимательства в России. # Учебное пособие. Под ред. Г. М. Казиахмедова, А. С. Прудникова. М.: Экономика, 1999.-83 с.
  89. Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2000. 632 с.
  90. И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебное пособие. М.: Приор, 2001.-512 с.
  91. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Юрид. лит., 1998. 816 с.
  92. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Учебник. Под ред. М. Н. Марченко. Том 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998.-416 с. 1. Статьи
  93. Р.Ю. Государство и безопасность. Вестник Московского университета МВД России, 2005, № 4, с. 42−45.
  94. Т., Еликов И. Главный разведчик сообщает. Российская газета, 2005, 20 декабря.
  95. В.В., Потапов П. А. О реформе механизма управления унитарными предприятиями. Управление собственностью, 2003, № 1, с. 61−68.
  96. В.Г. Безопасность и конституция. Новая правовая мысль, 2005, № 6, с. 16−22.
  97. B.C. Институциональные основы экономической политики. Свобода, право, рынок. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Под ред. П. М. Филиппова. Волгоград, 2001, с. 61−661.
  98. В.П. Факторы риска в становлении малого бизнеса. Научные труды Московской академии экономики и права. Выпуск 11. М., 2003, с. 381−395.
  99. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. Безопасность. Информационный сборник. 1994, № 3, с. 87−94.
  100. И. Герман Греф: Убрать государство из коммерции. Российская газета, 2005,24 декабря.
  101. Всеобщая национализация. Аргументы и факты, 2006, № 4.
  102. И.И., Елисеев B.C. Модели правового обеспечения экономики. Новая правовая мысль 2005, № 4, с. 23 — 28.
  103. Д.В. Конституционные принципы регулирования имущественных отношений. Конституционные основы гражданского законодательства. М., 2004, с. 44 52.
  104. Ф 111. Гонгало Б. М. Мысли и речи о науке гражданского права. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. М., 2002, с. 2−16.
  105. А.П. Экономическая безопасность предпринимательства: проблемы, понятие, содержание. Научные труды Московской академии экономики и права. Выпуск 9. М., 2002, с. 10−27.
  106. В.М. Мышление и кибернетика. Вопросы философии, 1963, № 1, с. 7−18.
  107. О. Стабфонд неприкасаемых. Российская газета, 2006,18 января.
  108. О. Банки в коротких штанишках. Российская газета, 2005, 25 ноября.
  109. В.М. Экономическая преступность и проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Научные труды Московской академии экономики и права, № 9. М., 2002, с. 160−171.
  110. Ю. Заказ не неравенство. Российская газета, 2006, 19 января.• 118. Зыкова Т. «Черные кассы» станут народными. Российская газета, 2005. 1 декабря.
  111. А. Налогоплательщик тоже человек. Российская газета, 2006,17 января.
  112. А. Мы не играем в монополии. Российская газета, 2005, 1 декабря.
  113. Исповедь Гайдара: 15 лет спустя. Аргументы и факты, 2006, №
  114. Т., Панина Т., Воробьев В. Иностранные банки не взятки. Российская газета, 2006,16 декабря.
  115. В. Особенности национального проекта. Российская газета, 2005, 30 ноября.
  116. И.И. Налоговая безопасность в системе экономической безопасности. Научные труды Московской академии экономики и права, № 9. М., 2002, с. 104−108.
  117. В. Раздвоение юридической личности закончилось. -Российская газета, 2005, 23 декабря.
  118. О.А. прямое (непосредственное) действие принципов гражданского права. Гражданское право, 2005, № 4, с. 9−11.
  119. В.П. Ограничения права собственности: вопросы классификации. Свобода, право, рынок. Выпуск 2. Сборник научных трудов. Под ред. П. М. Филиппова. Волгоград, 2001, с. 29−37.
  120. Как народ лишили собственности. Советская Россия, 1996, 11 апреля.
  121. Е.И. Экономическая безопасность главная макроэкономическая функция государства. — Вестник Московского университета МВД России, 2005, № 4, с. 33−39.
  122. И.Б. Оценка уровня национальной безопасности. -Вестник Московского университета МВД России, 2005, № 4, с. 97−101.
  123. Е. Кому услужит государство? Российская газета, 2006, 3 февраля.
  124. В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002, с. 3−25.
  125. В. Сами себе кредиторы. Российская газета, 2005, 16 декабря.
  126. Е. Экономический курс от Грефа. Российская газета, 2005, 30 декабря.
  127. М. Демократия нуждается в прилагательных. Российская газета, 2005,16 декабря.
  128. Л.А. Государство и собственность (проблемы межотраслевого института). Государство и право, 1997, № 2, с. 126−132.
  129. В. Монополька ставки повышаются. — Российская газета, 2005, 13 ноября.
  130. Е.М., Перламутров В. Л. Россия зона экономической катастрофы. Вопросы экономики, 1996, № 3, с. 68−82.
  131. И.М. Цели правовых ограничений на современном этапе. Новая правовая мысль, 2005, № 3, с. 34−38.
  132. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» журнала «Государство и право». Государство и право, 1998, № 7, 8, 10.
  133. Е.М. Нам нужны стабильность и безопасность. Российская газета, 2006, 13 января.
  134. И. Как добиться изменения бизнес-климата. Российская газета, 2005, 1 декабря.
  135. Е.М. Россия в 2004 году: взгляд в будущее. Российская газета, 2005,15 января.
  136. В.Г., Файзуллин Г. Г. О роли государства и права в обеспечении продовольственной безопасности России. Новая правовая мысль, 2005, № 5, с. 27−35.
  137. В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект. Внешнеэкономические связи. 1992. Выпуск 8, с. 5−18.
  138. Ю. Унитарные группы риска. Российские федеральные государственные предприятия ожидают разные судьбы. Российская газета, 2004,12 октября.
  139. Д.И. Вопросы методологии цивилистической доктрины. Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 6. Под ред. О.Ю. Ши-лохвоста. М., 2003, с. 1−32.
  140. С.В. Безопасное предпринимательство как залог экономической безопасности Российской Федерации. Науч. тр. Московской академии экономики и права. Вып. 9. М., 2002, с. 28−39.
  141. С.В. Передела не будет. Российская газета, 2004, 20 декабря.
  142. В.П. Экономическая обусловленность правовых ограничений предпринимательской деятельности. Теория и практика ограничения прав человека по российскому и международному праву. Сб. науч. тр. 4.2. Под ред. В. М. Баранова. Н Новгород. 1998, с. 4−6.
  143. Д.А. Обычаи делового оборота как источник гражданского права. Конституционные основы гражданского законодательства. М., 2004, с. 33−37.
  144. М.В. К проблеме участия государства в осуществлении предпринимательской деятельности. Свобода, право, рынок. Вып. 2. Сб. науч. тр. Под ред. П. М. Филиппова. Волгоград, 2001, с. 184−193.
  145. Л.Я. Россия в тисках преступности. Прокурорская и следственная практика, 1997, № 1, с. 74−82.
  146. О. Карьера и богатство. Российская газета, 2005, 25 ноября.
  147. В.П. Принципы государственного регулирования безопасности предпринимательства. Научные труды Московской академии экономики и права. № 9. М., 2002, с. 40−47.
  148. О.П. Институт несостоятельности и рыночные отношения. Российская правовая академия, 2005, № 3, с. 41−46.
  149. Э.В. Вопросы правового регулирования государственного сектора экономики. Административно-правовое регулирование экономических отношений. Под ред. М. М. Славин. М., 2001, с. 51−55.
  150. Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Сборник научных трудов. Часть 2. Том 2. Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 1998. 184 с.
  151. Д. Дружба с государством бизнесу полезна. Российская газета, 2006,16 декабря.
  152. Т.В. Стабильность закона или законодательства? (Теоретические и практические аспекты). Журнал российского права, 2000, № 9, с. 16−25.
  153. А. Год реализованных возможностей. Российская газета, 2005,23 декабря.
  154. М. Зарплаты? Только повышать. Аргументы и факты, 2006, № 3.
  155. Л.И. Безопасность: государственные и общественные устои. Безопасность. Информационный сборник, 1994, № 4, с. 57−68.
  156. Н.В. Меры обеспечения гражданско-правовой ответственности. Цивилистические записки. Выпуск 3. Гражданско-правовая ответственность: проблемы теории и практики. Под. Ред. В. А. Рыбакова. М., 2003, с. 208−212.
  157. В.Ф. Гражданский кодекс и государство. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 6, с. 128−139.
  158. V. Диссертации, авторефераты
  159. А.В. Содержание гражданского права. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004. 165 с.
  160. В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. -53 с.
  161. Р.А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001. 185 с.
  162. В. Субъективное гражданское право и экономическая безопасность частных предпринимателей. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2003.- 175 с.
  163. М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел. (теоретико-правовой аспект) Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1996. 23 с.
  164. С.И. Нормы гражданского права (юридико-технический аспект). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2005. 25 с.
  165. С.И. Нормы гражданского права (юридико-технический аспект). Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2005. 164 с.
  166. Н.М. Приватизационный процесс Российской Федерацию Методология правового регулирования. Автореф. дисс.. .докт. юрид. наук. М., 1998.-45 с.
  167. Е.Г. Принципы права и основные начала гражданского законодательства. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.-46 с.
  168. П.И. Правовое обеспечение экологической безопасности граждан в Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2000.-24 с.
  169. М.В. Юридические средства охраны гражданских прав. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004. 164 с.
  170. Л.В. Субъективное право в системе юридических средств гражданско-правового регулирования. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2004.- 156 с.
  171. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Дисс. .докт. юрид. наук. М., 1995.
  172. А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел. Дисс. .докт. юрид. наук. М., 1999. 485 с.
  173. Е.С. Юридическая ответственность и ее соотношение с иными формами государственного принуждении. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001. 24 с.
  174. Д.В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и ее реализация при разграничении собственности. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999 -22 с.
  175. А.Г. Государственно-правовой механизм охраны права интеллектуальной собственности (вопросы теории). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001.- 19 с.
  176. А.В. Административно-правовые вопросы обеспечения общественной безопасности на водном транспорте. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001. -26 с.
  177. В.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. 162 с.
  178. В.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности. Автреф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005. -24 с.
Заполнить форму текущей работой