Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования доверия по сравнению с другими личностными образованиями изучен довольно слабо, хотя интерес к исследованию самого явления быстро растет. Современная наука определяет доверие как механизм жизнетворчества человека (А. И. Субетто, А. Б. Попов, Н. А. Селезнева и другие) — нравственную категорию широкого спектра, включающую веру в себя и ответственность за себя и окружающее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Семья как культурное пространство формирования доверия у ребенка в период преддошкольного детства
    • I. 1. Категория Доверие в системе наук
    • I. 2. Доверие в контексте процесса воспитания
    • I. 3. Преддошкольное детство как сензитивный период развития чувства доверия
    • I. 4. Культура семьи как первичный фактор формирования доверия у детей преддошкольного возраста
  • Глава II. Состояние проблемы развития чувства доверия у детей преддошкольного возраста в семье
    • II. 1. Задачи констатирующего этапа исследования и особенности его организации
    • II. 2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ
  • Глава III. Педагогические условия внутрисемейного культурного пространства, обеспечивающие формирование чувства доверия у детей преддошкольного возраста
    • III. 1. Задачи и методика проведения формирующего эксперимента
    • III. 2. Динамика развития чувства доверия у детей в семье
    • III. 3. Задачи и результаты контрольного эксперимента

Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальное повышение человеческой субъектности в развитии современного общества приводит к глубинным преобразованиям самих основ человеческой жизни. В обществе идет процесс признания ценности социокультурного многообразия, множественности сосуществующих друг с другом культурно-ценностных миров, что обостряет проблему поиска новых форм взаимодействия между людьми, основанных на уважении и терпимости к иной точке зрения, индивидуальному опыту, ценностной системе. Актуальной задачей личностно-ориентированного образования является воспитание «человека культуры», изначально ориентированного на понимание, признание, принятие другой личности (А. О. Асмолов, Г. С. Батищев, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Ильин, В. К. Кали-ненко, И. Б. Котова, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Р. Б. Стеркина, Р. М. Чумичева, Е. Н. Шиянов и др.) Узловое место в структуре личности «человека культуры» занимает доверие как система гуманных отношений, позволяющая личности жить в гармонии с собой и окружающим ее миром. Личность формируется в непрерывном диалоге, во взаимодействии с природой, обществом и с самой собой. Гармония в контексте развития личности — это не желанное согласие, а равновесие между достигнутым и пока недостижимым в ходе длительного развития, где человек проверяет свои возможности многократно и различным образом, идя навстречу всевозможным испытаниям, а через них — к многообразному своему утверждению или отрицанию. Именно поэтому главная миссия человека — совершенствовать себя и окружающий мир через «гармонию отношений». На каждом этапе своего развития человек заново пытается осознать себя в бесконечном мироздании, найти более прочные связи с ним. Формирование нового общества предполагает переход к доминанте гармонического сочетания, взаимодействия природы, общества и человека. А драматическое и трагическое, как проявление дисгармонии, должны стать не нормой, а лишь предпосылкой к гармонии и воплощением величайших ценностей человеческой культуры. Становление гармонично развитого социального субъекта — человека ответственного, уверенного в своих силах, способного самому себе полагать границы, творческого и инициативного — это условие и цель происходящих в обществе перемен, воплощение всех его экономических, социальных, политических и духовных устремлений, цель прогресса и образования. Основой жизнетворчества человека, его будущетворения сегодня должно стать не насилие, а Доверие как путь к преодолению современного хаоса и экономических проблем в обществе, как способ духовного возрождения личности.

Современная ситуация позволила увидеть опасный разрыв между техническим могуществом человека и уровнем развития его социального сознания, его нравственности.

Мышление, поставленное временем во главу угла современной международной и внутренней политики выводится из понимания общности человеческих судеб, единства человеческого сообщества. Педагогическая наука столкнулась сегодня с тем фактом, что целостность и взаимозависимость мира требует новых, общих для различных общественных систем, подходов в воспитании. Это еще одна объективная причина, чтобы современная педагогика была пронизана идеей восстановления в сознании детей и молодежи чувств сопричастности и доверия.

Доверие является сложным комплексным образованием, включающим в себя знания соответствующей нормы и эмоциональное отношение к ней. Функции доверия в реальном поведении человека определяются этапом его формирования, субъективными особенностями личности и объективными условиями для проявления доверия, которые возникают в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Процесс формирования доверия по сравнению с другими личностными образованиями изучен довольно слабо, хотя интерес к исследованию самого явления быстро растет. Современная наука определяет доверие как механизм жизнетворчества человека (А. И. Субетто, А. Б. Попов, Н. А. Селезнева и другие) — нравственную категорию широкого спектра, включающую веру в себя и ответственность за себя и окружающее, систему отношений и способ сопричастности с Миром (М. М. Бахтин, Н. Бердяев, Г. В. Флоренский и другие) — элемент структуры личности культуры человека (Е. В. Бондаревская, Е. Н. Ильин, Р. М. Чу-мичева и другие) — условие гуманистически ориентированных взаимоотношений людей (Т. П. Скрипкина). Особый интерес для нашего исследования представляли работы, где рассматривается чувство доверия как высшая форма эмоционального отношения человека к окружающей действительности в процессе самораскрытия его личности (Л. И. Бажович, Л. С. Выготский, Н. Я. Гальперин, Л. И. Лисина, В. С. Мухина и другие) — компонент мировоззрения человека (А. И. Раев, А. А. Регуш, А. И. Щербаков и другие) — «устойчивое свойство» личности (Г. Е. Залевский, Л. А. Матвеева и другие) — условие возникновения эмоционально-позитивного климата в семье (Я. И. Ковальчук, Г. Н. Лянина, Э. Н. Рутман и другие) — составляющее нравственного облика человека (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. Ф. Островская и другие) — один из необходимых инструмента-риев в системе принципов позитивного воспитания (А. Адлер, Г. Доман, Карен Р. Джослин, Хейм Г. Джиннот). Но в большинстве случаев доверие рассматривается лишь как фоновое условие позитивного развития личности, что и определило необходимость научного поиска педагогических условий формирования чувства доверия у детей в первые годы жизни, когда закладываются первоосновы личностного развития.

Актуальность проблемы доверия объясняется наличием неразрешенного противоречия. С одной стороны, доверие признается в науке одним из педагогических культурных механизмов воспитания в семье, обеспечивающим гуманистически ориентированные взаимоотношения между ее членами (А. С. Валявский, Т. А. Маркова, Т. И. Осокина и другие). С другой стороны, реальное состояние общества характеризуется снижением уровня развития способностей понимать другого человека, усилением процессов отчуждения и разобщения между разными поколениями. Все это свидетельствует о том, что доверие не стало культурным явлением в реальной жизни, в реальном общении людей.

Кризисные явления, к сожалению, характерны сегодня не только для социального макропространства, но и для его различных микросред, в частности для современной семьи. Негативные изменения в семье: нарушение ее структуры, рост числа разводов и количества неполных семей, безработица и, как следствие, падение жизненного уровня семей и соответствующее ухудшение условий содержания детей, нарастающие психоэмоциональные нагрузки, способствуют процессу отчуждения между родителями и детьми. Особую тревогу вызывают проблемы семьи в Ставропольском крае и приграничных к нему районах на территории Северо-Кавказского региона, где остро стоят вопросы экономического кризиса, социальных конфликтов, межнациональной войны и массовой миграции беженцев. Происходит резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, массовая нуклеаризация семей, оторванных от своих родовых традиций, утративших свои изначальные ценности — все это негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Выходом из создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, может быть обращение в контексте данной проблемы к семье, воспитывающей детей преддошкольного возраста, как среде, где закладывается начальный опыт, выступающий важною предпосылкой для личностного развития человека, в частности формирования у него доверия к миру. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то, что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на воспитание ребенка, определяется тем, что й это влияние носит глубоко эмоциональный характер, так как основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей преддошкольного возрастас- что воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуацияхчто в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность, что является важным условием развития личности. К счастью, попытка перевести большинство функций воспитания от семьи к обществу, предпринятая в нашей стране в недалеком прошлом, не увенчалась успехом, хотя и привела к увеличению числа «педагогически запущенных» родителей и обеднению душевного мира личности как взрослых, так и детей. Благодаря эмоциональной насыщенности внутрисемейных отношений семейное воспитание в большей степени, чем общественное воздействует на душевные качества и чувства человека.

Баланс доверия и недоверия ребенка, по мнению польского психолога А. Кемпинского, определяет соотношение положительных и отрицательных эмоций и общее отношение к себе и к миру. Преддошкольное детство характеризуется высокой пластичностью и быстрыми темпами развития. Происходит накопление физических, умственных и духовных сил. Организм ребенка бурно развивается и совершенствуется. У ребенка повышается чувствительность всех анализаторов. Окружающий мир, поступки людей, собственный образ все больше привлекают его внимание, заставляют искать объяснения. Этот период является сензитивным для развития эмоционально-чувственной сферы личности, через которую ребенок преддошкольного возраста проводит любую деятельность, любую ситуацию.

Семейное воспитание и общественное образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, как одной из главных целей воспитания, если не формируется у человека внутренняя сила духа, фундаментальное доверие, гармоничной сути мира. От этого зависят все другие качества, подобно тому, как физические наши силы зависят от крепости позвоночника. Доверие — значит уверенность, довериезначит ответственность, доверие — значит свобода.

Анализ существующей литературы позволяет сказать, что гуманистические отношения в семье не возникают сами собой, как естественное следствие совместного проживания, а формируются на основе личностной культуры родителей, определяющей культуру семьи. Учитывая, что личностная культура предполагает гуманную направленность в отношениях, выраженную через доверие, можно сказать, что семья является первичным условием для формирования и развития такого важного элемента в личностной культуре, как чувство доверия.

Вопросы влияния семьи на воспитание личности разносторонне освещаются в психолого-педагогических исследованиях: семья как форма воспроизводства жизни (Ю. П. Азаров, JI. К. Круглова, Б. Г. Соколов и др.) — семья как фактор образованности и развития ребенка (М. И. Буянов, Е. А. Волкова, Э. Д, Днепров) — семья и воспитание ребенка в ней (Г. М. Абрамова, Р. С. Буре, J1. В. Загик, О. JI. Зверева, А. С. Спива-ковская, В. С. Мухина и др.) — культура семьи как фактор становления личности ребенка (М. С. Каган, Ц. П. Короленко, А. В. Мудрик, Е. С. Протанская, А. С. Спиваковская и др.) и т. д. Семья — это огромный пласт культурно-исторического процесса, который требует обновления и изменения взглядов на детство как феномен культуры, на семью как среду воспитания ребенка, на преемственность общественных институтов и семьи.

Огромное влияние семьи на воспитание у ребенка чувства доверия определяется глубоким эмоциональным характером взаимоотношений, основанных на родственной привязанности и любви, которая особенно важна для детей преддошкольного возрастапостоянным и длительным взаимодействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуацияхобъективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность.

Общение с родителями выполняет в эти годы важную задачу: своими лаской, вниманием, сочувствием родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного, активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

Выбор направления исследования проблемы формирования чувства доверия у детей до 3-х лет обусловлен сензитивностью преддошкольного детства в развитии эмоциональных отношений, через которые ребенок преддошкольного возраста проводит любую ситуацию (Л. И. Бо-жович, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина и др.) и социально-перцептивных способностей детей в данный период (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Левин, Я. 3. Неверович, Д. Б. Эль-конин и др.). Преддошкольное детство характеризуется высокой пластичностью и быстрыми темпами развития физических, умственных и духовных сил, повышенной чувствительностьюспособностью эмоционально сохранять положительный или отрицательный опыт общения с окружающим, что и определит впоследствии тот или иной тип отношения к себе, другим, окружающему. Именно поэтому ребенок преддо-школьного возраста особенно нуждается в доверии, способствующем формированию положительного и яркого мира эмоций и чувств маленького человека. Мы пришли к выводу, что если до 3-х лет у ребенка не будет сформировано чувство доверия как относительно устойчивое переживание уверенности в себе и гармоничной данности мира, то культурное становление личности в последующие годы приобретает негативную направленность.

Анализ исследуемой проблемы позволил выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

— между гуманизацией педагогического процесса в образовательных учреждениях и воспитательным процессом в семье;

— между требованиями государственного стандарта дошкольного образования к развитию доверительных отношений ребенка и взрослого и отсутствием педагогической системы формирования чувства доверия у детей периода преддошкольного возраста;

— между признанием преддошкольного детства сензитивным периодом для становления чувства доверия как базового в предличност-ных новообразованиях человека и фактическим отсутствием педагогических условий гармоничного развития и воспитания детей раннего возраста в образовательных учреждениях и семье;

— между пониманием доверия как системы гуманных отношений, обеспечивающей гармонию самости и социумности личности и отсутствием в дошкольной педагогике разработок по рассмотрению педагогических условий формирования чувства доверия у детей в семье;

— между признанием приоритета семьи в воспитании и социализации ребенка преддошкольного возраста и низким уровнем педагогической культуры современной семьи как среды формирования системы доверительных отношений ребенка.

Исходя из вышеизложенных противоречий, анализа научной литературы и актуальности проблемы мы определили тему исследования: «Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста».

Цель: теоретическая разработка и экспериментальное апробирование педагогических условий, обеспечивающих формирование чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста внутри семейного культурного пространства.

Объектом исследования является процесс формирования чувства доверия ребенка преддошкольного возраста в условиях семьи.

Предметом исследовательской работы является содержание и методы формирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях семьи.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выдвинуть гипотезу: для формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста в семье необходимо создать следующие педагогические условия:

— расширить представления родителей для осознания и признания ими значимости преддошкольного возраста в формировании у ребенка чувства доверия;

— стимулировать развитие способности родителей создавать семейное культурное пространство как ценностно-насыщенную среду, обеспечивающую формирование чувства доверия;

— наполнить содержание общения родителей с детьми эстетическими ценностями (элементы художественного, литературного, музыкального искусства);

— ввести игровые модели общения «взрослый — ребенок», раскрывающие гуманные способы родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях, социально-эмоциональных играх в практику семейного воспитания;

— смоделировать в семье предметно-игровую среду как культурное пространство, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и друг к другу;

— осуществлять постоянную рефлексивную деятельность родителей в аспекте их отношений с ребенком как системы чувств, проявляющей чувство доверия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования, обозначенными объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:

1) осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, психологической и педагогической литературе;

2) изучить особенности семьи как культурного пространства формирования чувства доверия детей преддошкольного возраста;

3) обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия для воспитательной деятельности родителей в семье как культурной среды формирования чувства доверия детей преддошкольного возраста.

Методологической основой исследования является философская концепция личности как субъекта культуры, истории, социальной жизни общества и собственного жизнетворчествагуманистические идеи педагогики, определяющие культурологический подход, позволяющий признать высшей ценностью бытия человека и развитие его в социокультурной среде через присвоение и преобразование общечеловеческих ценностей и семью, как социокультурного феномена и среды развития личности, ее ценностных ориентации.

Теоретические основы проблемы исследования:

— положение о преддошкольном детстве как особом периоде присвоения социокультурных ценностей (Г. М. Абрамова, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и др.);

— положение о роли родителей как носителей социокультурных ценностей в развитии и воспитании ребенка преддошкольного возраста (М. И. Буянов, Е. А. Волкова, Э. Д. Днепров, О. J1. Зверева, А. С. Спива-ковская);

— концепция эмоционального развития личности ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский);

— теория позитивного воспитания (А. Адлер, Карен Р. Джослин, Хэйм Г. Джиннот и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость:

— внесены новые качественные характеристики, дополняющие понятие доверия относительно ребенка преддошкольного возраста;

— выявлены психолого-педагогические противоречия в процессе формирования и развития чувства доверия у детей преддошкольного возраста в семье;

— разработаны критерии оценки уровня сформированности чувства доверия у детей преддошкольного возраста;

— теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие создание семейного культурного пространства как среды формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста.

Практическая значимость:

— разработано содержание программы «Примавитика» для формирования чувства доверия детей преддошкольного возраста в семье;

— определены методы формирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях семьи;

— установлены способы конструирования родителями предметно-игровой среды как внутрисемейного культурного пространства, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и друг к другу;

— разработана и апробирована программа спецкурса для студентов педагогического колледжа с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста» с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания «Ребенок преддошкольного возраста и его воспитание в условиях семьи».

На защиту выносятся;

1. Понятие «чувство доверия» к миру ребенка преддошкольного возраста, определяемое нами как относительно устойчивое переживание и как система реальных отношений к себе, другим людям, предметам и явлениям. Доверие ребенка преддошкольного возраста проявляет меру его открытости, активности и самостоятельности в процессе общения и предметной деятельности. При раскрытии данного понятия мы опирались на теоретические положения, разработанные Т. А. Скрипкиной, и внесли новые качественные характеристики. (Легко утрачивается, переходит в замкнутость или агрессивность в случае негативной эмоциональной атмосферы в семье и дисгармонии внутрисемейных отношенийхарактеризуется относительной устойчивостью при целенаправленном развитиипроявляется в самостоятельности и инициативности в предметной деятельности, а также в открытости и синтонии в общениистимулирует формирование позитивного образа себя).

2. Содержание программы «Примавитика». Целью программы является формирование чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях семьи. В содержании программы отражены: понятие доверия и его ценность для ребенка и для окружающего (людей, предметов) — методы формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возрастаспособы расширения родителями диапазона детской деятельности и общения.

3. Игровые модели общения «взрослый — ребенок», раскрывающие способы гуманных родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях и социально-эмоциональных играх. Игровые ситуации содержат проблемы, создаваемые родителями для ребенка, способы выхода из которых ребенок находит самостоятельно или совместно со взрослыми. Они способствуют формированию уверенности ребенка в себе. Игровые упражнения помогают родителям создавать условия для закрепления в опыте ребенка способов проявления доверительных отношений. Социально-эмоциональные игры позволяют родителям демонстрировать доверительные отношения, стимулировать их проявление у ребенка, эмоционально поддерживать его в этом и поощрять.

4. Модель предметно-игровой среды в семье как культурного пространства, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и друг к другу. Она состоит из нескольких минисред: предметно-бытовой, обеспечивающей ребенку усвоение культурно-гигиенических и культурно-бытовых правил, познание качеств, свойств, назначения, специфических взаимосвязей тех или иных элементов, самоутверждение в действиях с ними, формирование уверенности в себехудожественно-эстетической, позволяющей ребенку участвовать в сотворчествеэмоционально-рефлексивной, предоставляющей возможность ребенку и взрослому осознать свой образ «Я" — культурно-коммуникативной, обеспечивающей ребенку речевое развитие. Принципами построения предметной среды выступали: принцип творческо-гуманной направленности, свободы и самостоятельности, ин-тегративности, диалогичное&tradeи открытости:

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап — теоретико-поисковый (1996;1997).

— изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследованиявыявление степени ее разработанности в теории и в практикеопределение теоретических основ исследованиявыдвижение цели, задач, гипотезыразработка и проведение констатирующего эксперимента.

II этап — опытно-экспериментальный (1997;2000).

— проведение педагогического эксперимента для проверки гипотезы исследования.

III этап — анализ результатов и выводов исследования (2000 г.).

— обработка полученного материала, анализ и обобщение выявленных результатов опытно-экспериментальной работыоформление работы в целом.

Организация исследования: в общем эксперименте участвовало 100 семей, 50 из которых являлись «экспериментальными площадками»: 12 семей с детьми от рождения до года- 12 семей с детьми от года до 2-х лет- 12 семей с детьми от 2-х до 3-х лет- 14 семей с детьми от рождения до 3-х лет (участвовали в эксперименте все 3 года). Все семьи, участвующие в эксперименте, являются полными по составу. Из 50 семей, принимавших активное участие в эксперименте, 20 проживают в г. Лабинске Краснодарского края, а 30 — в г. Ставрополе Ставропольского края.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики РГПУ (1996 г.) — были изложены на региональной научно-практической конференции в СРГПИД (1999 г.), на семинарах в.

ДОУ, который входит в структуру СРГПИДиспользовались в процессе проведения спецкурсов в СРГПИД (1998;2000 гг.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций автора и применением комплексов взаимодополняемых методов исследования, адекватных его объекту, предмету, задачам и логике, репрезентативностью выборок.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 215 страниц. В списке литературы содержится 203 наименования. В приложения включены диагностические методики, рисунки, фотографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования мы установили наличие и актуальность в современном образовании проблемы формирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста, а также возможность ее решения в условиях семьи при создании в рамках ее культурного пространства необходимых педагогических условий:

— расширить представления родителей для осознания и признания ими значимости преддошкольного возраста в формировании у ребенка чувства доверия;

— стимулировать развитие способности родителей создавать семейное культурное пространство как ценностно-насыщенную среду, обеспечивающую формирование чувства доверия;

— наполнить содержание общения родителей с детьми эстетическими ценностями (элементы художественного, литературного, музыкального искусства);

— ввести игровые модели общения «взрослый — ребенок», раскрывающие гуманные способы родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях, в социально-эмоциональных играх в практику семейного воспитания;

— смоделировать в семье предметно-игровую среду как культурное пространство, обеспечивающее самореализацию ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и друг к другу;

— осуществлять постоянную рефлексивную деятельность родителей в аспекте их отношений с ребенком как системы чувств, проявляющей чувство доверия.

Именно чувство доверия является самоценностью преддошкольного возраста, т.к. представляет собой основу культурного становления личности, предпосылки которого закладываются в данный возрастной период. Освоение ребенком преддошкольного возраста «Мира значимых людей» происходит посредством доверия, как первичного условия установления контактов гуманной направленности и качественной характеристики образовавшихся отношений.

При освоении ребенком «Мира Я-сам» доверия является основой позитивной Я — концепции человека, обеспечивающей его дальнейшее развитие и самореализацию. В гармонии с собой и окружающим.

Познание «Мира природы» происходит через такие формы взаимодействия с его элементами как содружество, сопричастность, соучастие. Где присутствуют доверие не только себе, но и законам природы, обеспечивающим гармоничную данность мира. «Мир культуры раскрывает свои ценности ребенку через доверие культурно-ценностному наследию прошлого и настоящего.

Формирование чувства доверия у детей преддошкольного возраста позволяет им не только приобретать умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, но и способствует познанию и присвоению социокультурных ценностей, воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Особенности эмоциональной сферы ребенка преддошкольного возраста, высокая пластичность организма в этот период и социальная среда близкого окружения с уникальным микроклиматом и воспитательным потенциалам — семья — определяют сензитивность данного возрастного периода для начала формирования основообразующего компонента культуры личности — доверия, а именно чувства доверия.

В связи с тем, что семья является для ребенка преддошкольного возраста безальтернативным микросоциумом, микромоделью всего миpa, зеркалом человеческих отношений, первым коллективом и т. д. процесс семейного воспитания должен быть организован таким образом, чтобы он обеспечивал и стимулировал гармоничное развитие ребенка.

Исходя из понимания значимости данной проблемы исследования, нами было определено понятие (Т.П. Скрипкина) понятие «чувство доверия» в отношении ребенка преддошкольного возраста, определяемое нами как относительно устойчивое переживание и система реальных отношений к себе, другим людям, предметам и явлениям. Доверие ребенка преддошкольного возраста проявляет меру его открытости в процессе общения и предметной деятельности. Чувство доверия направлено на последующее формирование позитивной Я — концепции, активной позиции, предпосылок адекватной самооценки. Чувство доверия выступает самоценным предличностным новообразованием для ребенка преддошкольного возраста, как субъекта, выполняющего определенные социальные функции в обществе в аспекте дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Результаты контрольного этапа исследования выявили количественные и качественные изменения. Уровень развития чувства доверия у детей преддошкольного возраста по всем показателям повысился. Это подтверждается поведением детей. Они открыто проявляют свои чувства, любознательны и активны в игровой деятельности, способны долго занимать себя сами. Дети положительно принимают свой образ и охотно эксперементируют по его изменению. Отмечается искренне желание поделиться собственными переживаниями и способность детей не только замечать эмоции других, но и разделять их с ними. Дети легко адаптируются к условиям ДОУ: быстро устанавливают контакт с воспитателями и детьми группы, проявляют высокую познавательную активность, отличаются доброжелательностью в отношениях к сверстникам и бережливостью в отношениях к игрушкам.

Были отмечены позитивные изменения в структуре внутрилично-стной культуры родителей: повысился уровень удовлетворенности браком, воспитательной уверенности родителей, развитость эмпатичных способностей. Понимание родителями основных законов позитивного воспитания и владение системой способов гармонического сосуществования способствовало преобразованию воспитания как воздействие в воспитание как творческий процесс взаимодействия.

В процессе проведенного эксперимента нами была разработана и апробирована программа «Примавитика» по формированию чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях семьи.

Программа состоит из трех разделов:

1. Первый раздел «Мы — родители» призван помочь родителям осознать свою новую социальную роль и расширить представление о собственных возможностях построение воспитательного процесса, способствующего формированию чувства доверия у детей преддошкольного возраста в семье.

2. Второй раздел «Кто я? Какой я?» помогает родителям создать необходимые условия для формирования у ребенка позититвно-го образа к себе, активности и инициативности, благодаря игровой модели общения, позволяющей родителям устанавливать с ребенком доверительные отношения.

3. Третий раздел «Здравствуй мир» помогает родителям организовать родителям предметно-игровую модель, способствующую проявлению ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и друг другу.

Проведенное исследование и педагогический эксперимент подтвердил, что благодаря дифференцированной помощи педагога каждой семье и личной заинтересованности родителей в реализации программы по формированию чувств доверия у детей преддошкольного возраста возникает новая педагогическая среда, внутресемейное культурное пространство для позитивного развития личности, представляющего собой в нашем понимании совокупность материальных и духовных ценностей всех членов семьи, обеспечивающее свободное и гармоничное развитие личностной культуры каждого. Эта новая образовательная реальность и позволяет обеспечивать формирование чувства доверия и обеспечивать ребенку в семье подлинно гуманистическое воспитание, направленное на развитие его культурного потенциала.

Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных зависимостях в формировании чувства доверия у детей преддошкольного возраста, воспитывающихся в семье:

— факторами формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста выступают врожденный «инстинкт познания» (П. Ф. Каптерев), семья как уникальный по своим потенциальным возможностям в воспитании микросоциум и внутрисемейная культура родителей;

— процесс формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста обеспечивается такими механизмами как эмоциональная привязанность ребенка к близким, чувство любви и уважение между воспитывающими взрослыми, культурно-личностная направленность родителей и творческая организация семейного воспитания;

— игровые модели общения «взрослый-ребенок», раскрывающие способы гуманных родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях обеспечивают высокий уровень проявления чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста ко всем основным показателям как в свободном общении со взрослыми, так и в предметной деятельности;

— элементы предметно-игровой среды, созданной как «поле» для предметной деятельности ребенка и реализации его эмоциональной открытости в условиях семьи стимулируют формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста;

— индивидуально-личностный подход к каждой семье в процессе психолого-педагогической консультационной работы способствует формированию педагогической культуры родителей детей преддошкольного возраста, что обеспечивает их эффективное сотрудничество с педагогами ДОУ в период адаптации ребенка к учреждению.

Исследование позволило выявить и необходимость дальнейшей разработки данной проблемы по следующим вопросам:

— поиск и обоснование педагогических условий формирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях образовательных учреждений различного типа: ДОУ, Центр развития личности, Дом ребенка и т. п. ;

— разработка концепции и программы подготовки педагогов-психологов для работы с семьей детей преддошкольного возраста, а также детей, не посещающих дошкольное учреждение;

— исследование динамики развития доверия в дошкольном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. «Психология детей и подростков» Санкт-Петербург, 1994 г., 328 с.
  2. Ю. П. «Искусство воспитывать». М.,"Просвещение", 1978 г.,-255 с.
  3. Г. М. «Социальная психология». М., МГУ, 1980 г.,-416с.
  4. М. С. «Семья здоровье — общество». М.,"Мысль", 1986 г., — 238 с.
  5. В. А, Терхов В. М. «О роли раннего возраста в становлении человека». / «Дошкольное воспитание». / № 12, 1974 г., с. 30−34.
  6. Н. К. «Проблемы воспитания детей раннего возраста в истории современной педагогики (1917 1941 г.)». Канд. диссертация. М., 1987 г., — 188 с.
  7. Бим-Бад Б. М., Днепров Э. Д. «Мудрость воспитания». М., 1989 г.,-300 с.
  8. Л. «Раздумья педагога о ребенке». / «Дошкольное воспитание». / № 1, 1992 г.
  9. Л. М. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., 1968 г., — 464 с.
  10. Е. В. «Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях». Ростов-на-Дону, РГПИ, 1991 г.,-30 с.
  11. Г. Н. «Личность и образ жизни». Ленинград, 1989 г.,-32 с.
  12. Г. М. «Эмоциональные особенности формированияличности в детстве». М.,"Педагогика", 1990 г., — 140 с.
  13. П. «Десять заповедей творчества личности». М., 1990 г., — 187 с.
  14. А. Я. «Структура и типы родительских отношений». М., 1987 г.,-25 с.
  15. Д. «Радости родительских забот». М.,"Прогресс", 1983 г., 238 с.
  16. Г. А., Петров Е. С. «Эмоции и поведение». М.,"Наука", 1989 г., — 145 с. 17. «Введение в педагогическую культуру». Учебное пособие. /Под ред. Е. В Бондаревской. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1985 г., — 172 с.
  17. Венгер Л. «За порогом детской» «Дошкольное воспитание» № 6, 1983
  18. В. К. «Психология эмоциональных явлений» /Под ред. О. В Овчинниковой. М., МГУ, 1976 146с.
  19. В. «Советы методиста»// «Дошкольное воспитание» № 5, 1993
  20. Э. С. «Физическое воспитание дошкольников в семье» Киев, 1987
  21. В. 3. «Гармония семейных отношений» Минск, 1987 —325с.23. «Возрастная и педагогическая психология"/ под ред. А. В. Петровского М., 1973 288с.
  22. Е. М. „Трудные дети или трудные родители?“ М., 1992 94с.
  23. Е. Н. „Что означает первая улыбка младенца“ И „Дошкольное воспитание“ № 9−10, 1992
  24. Е. Н. „Когда брать ребенка на руки?“ // „Дошкольное воспитание“ № 2, 199 227. „Воспитание отношения как предмет псих-педагогического анализа“. Сборник. Ставрополь 1980 г, с. б.
  25. Ф. Ф. „Воспитателю о работе с семьей“ / М. Просвещение 1989 г. с. 188.
  26. А. М. „Воспитательные возможности семьи“ /Москва 1981 г. с. 91.
  27. В. А. „Воспитатели и дети: источники роста“ / Москва (А-П) 1994 г. с. 152.
  28. Г. Н. „Воспитание и развитие детей раннего возраста /М. Просвещение. 1981 г. с. 223.
  29. Л. Н. „Воспитание и обучение детей раннего возраста“ / М. Просвещение 1986 г. с. 175.
  30. Т. А. „Воспитание дошкольника в семье“ / Москва. Педагогика 1979 г. с. 191.
  31. А. В. „Воспитание в семье“ / М. Педагогика 1990 г. с. 54.
  32. Т. А. „Воспитание дошкольника в семье“ /М. Педагогика 1979 г. с. 192.
  33. Л. С. „Проблемы возраста“ // Соб. Сочинений т. 4, „Дошкольная психология“ М-84, с. 244−269.
  34. Л. С. „Педагогическая психология“ /Москва 1996 г. с. 533.
  35. Т. П. „О воспитании нравственных чувств“ / М. Знание, 1984 г. с. 79.
  36. Л. „Ранний возраст: развитие процессуальной игры“ // Д. № 4 1993 г.
  37. К. „О душевной сущности ребенка“ / Минск 1991 г. с. 73
  38. Л. Я. „Психология эмоциональных отношений“ / М. Издательство МГУ, 1987 г. с. 174.
  39. . С. „Духовный кризис: статистика и исследования“ / Москва 1996 г. с. 256.
  40. М. „Я родитель“ // Д. № 3, 1995 г.
  41. Денисова 3. В. „Механизмы эмоционального поведения ребенка"/Л., 1978 г. с. 142.
  42. X. Д. „Родители и дети“ /Москва „Знание“, 1986 г., с. 93.
  43. Т. „Играйте с детьми во дворе“, Д. в № 2, 1993 г.
  44. . И. „Эмоция как ценность“ / М. Издательство полит. Лит., 1978 г., с. 272.48. „Дошкольник в семье“ /составитель В. И. Чудакова, В. Р. Доб-кин/ Минск, 1984 г.
  45. Е. А. Титаренко Т. М. „Личность: конфликт, гармония“ Киев, 1989 г., с. 17 350. „Д/с и семья“ / под редакцией Марковой Т. А. /, Москва, „Просвещение“, 1981 г.
  46. Елисеева 3. В. „Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста“, Москва, 1988 г., с. 206.
  47. С. И. „Азбука питания и воспитания“, Москва, „Знание“, 1977 г.53. „Жизнь как творчество /ред. Сохань Л. В. /, Киев 1985 г., с. 302.
  48. Н. В. „Психологические уровни обыденной жизни“, Москва, „Просвещение“, 1990 г.
  49. В. В. „Психология детства“, Екатеринбург, „Де-лов. Книга“, 1995 г., с. 347.56. „За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье“ /под редакцией Курбатовой Р. А. М. „Просвещение“ 1982 г.
  50. Г. Е. „Психология мировозрения и убеждений личности“, Москва, 1994 г., с. 138.
  51. И. А. „Внутресемейное общение показатель здоровья семьи“ /Соц. Работа/ М. 1993 г. № 7 с. 48−53.59. „Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства“, М. 1986 г., с. 13
  52. А. в. „Воспитание эмоций и чувств у дошкольников“ В кн. „Эмоциональное развитие дошкольников“ /под редакцией Кошелевой А. Д. /, М. „Просвещение“, 1985 г., с. 66.
  53. А. В. Неверович Я. 3. „Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста“, /М. „Педагогика“, 1986 г., с. 173.
  54. В. И. „Семья: социально-психологические и этические проблемы“. Киев, Пол. /Укр. 1989 г., с. 254.
  55. Ибука Масару „После трех уже поздно“, /"Дошкольное ввос-питание“, № 3, 1995 г.64. „Каким растет ваш ребенок“. М. „Педагогика“, 1977 г., с. 128.
  56. А. К. „Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми“. /"Вопросы психологии"/№ 1, 1990 г., с. 158−164.
  57. Е. „Через эмоции к высокой духовности“. /"Дошкольное воспитание"/№ 1, 1992 г.
  58. М. Ю. „Развитие детей в возрасте до 1 года“. М. 1960 г., 40 с.
  59. Г. „Воспитание ума, воли и чувств у детей“. Минск, 1974. 143 с.
  60. С. В. „Психология семейных отношений“. М, 1987 г., с. 159.
  61. Н. И. „Как относиться к себе и людям“. М., 1996 г., с. 312.
  62. Колмыкова 3. И. „Педагогика гуманизма“. М.,"Знание“, 1990 г., — 79.
  63. Н. А. „Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности“. Новосибирск, 1993 г., — 247 с.
  64. М., Золотухина М. И др. „Завидуйте, я женщина!?“. М., 1993 г., — 89 с.
  65. А. А., Кроник Е. А. „В главных ролях: вы, мы, он, ты, я (психология значимых отношений)“. М., 1989 г., с. 204.
  66. Н. Л. „Развитие эмоционального мира детей“. Ярославль, 1997 г., с. 208.76. „Курс педагогики: введение в воспитание ребенка“. М.,"3адруга“, 1918 г., — 202 с.
  67. А. П. „Закаливайтесь на здоровье“. М., 1991 г., — 154 с.
  68. В. В. „Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция“. М., 1990 г., с. 196.
  69. В. П. „Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности детей“. /"Психология личности и образ жизни». /М., 1987 г., с. 68−72.
  70. . Л. «Когда их двое». М.,"Знание", 1987 г., — 93 с.
  71. Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». М.,"Педагогика", 1990 г., — 268 с.
  72. Ле Шан Э. «Трудно быть последовательным в воспитании». / «Дошкольное воспитание». / № 3, 1991 г., с. 88.
  73. М. И. «Проблемы онтогенеза общения». М.,"Педагогика", 1986 г., — 294 с.
  74. Лич П. «Младенец и ребенок: от рождения до 5 лет». Санкт-Петербург, 1993 г., 317 с.
  75. Г. «Игровая терапия: искусство отношений». М., 1994 г., с. 365.
  76. Т. «Сам себе педагог». / «Дошкольное воспитание». / № 12, 1995 г., с. 30.
  77. И. «Задачи семейного воспитания». / «Методико-педагогический вестник». / № 9, 10, 11, 12, 1986 г., с. 3−18.
  78. М. «Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка». / «Дошкольное воспитание"/. № 2, 1982 г.
  79. М. „Культура и миф детства“. М.,"Наука», 1988 г. 90. «Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики семьи». Минск, 1985 г., 15 с.
  80. А. А. «Гармония и дисгармония личности». М., 1990 г., с. 378.
  81. И. «Пусть будет гармония во всем». / «Дошкольное воспитание». / № 3, 1995 г.
  82. Н. «Взаимодействие взрослого с детьми в игре». / «Дошкольное воспитание». /№ 4, 1993 г.
  83. Младенец, детка, отрок. «Добродушные наставления родителям». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995 г., — 576.
  84. Л. М. «Брак, семья, закон». М.,"Наука", 1984 г., — 138 с.
  85. . П. «Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней». Ленинград, 1980 г., — 191 с.
  86. А. С. «Эмоции в нашей жизни». М., 1978 г., — 271 с.
  87. Л. Ф., Шаграева О. А. «Семья: психологический аспект». / «Образование: Россия США», 1994 г.
  88. А. Е. «Эмоции и воспитание». М.,"3нание", 1983 г., — 80 с.
  89. Л. Ф. «если ребенок капризничает». М.,"Просвещение", 1965 г., с. 104.
  90. Л. Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М.,"Просвещение", 1990 г., с. 159.
  91. Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственности». М.,"Просвещение", 1987 г., — 142 с.
  92. Л. Ф. «Педагогические знания родителям. Материалы семинаров для родителей». М.,"Просвещение", 1983 г., с. 176.
  93. Н. «Эмоциональное благополучие ребенка». / «Дошкольное воспитание». / № 1, 1992 г.
  94. Л. «Как не быть идеальной семьей». М., 1996 г., с. 320.
  95. Л. «Как не быть идеальной мамой». М., 1996 г., с. 304.
  96. А. В. «Дети и тактика семейного воспитания». М.,"Знание", 1981 г., — 187 с.
  97. В. С. Доктор ФиС: советы детям и родителям". М., 1984 г., — 145 с.
  98. М. И., Каптерев П. Ф. «Теории семейного воспитания». / В кн.: «Вопросы истории педагогики». Разд. 1. М., 1976 г., с. 151 166.
  99. JI. «двигательная активность детей раннего возраста». / «Дошкольное воспитание». / № 8, 1991 г.
  100. О. С. «Эмоциональные отношения в семье». Кишинев, 1991 г., с. 85.
  101. Сигал М., Адкон. Д. «Ребенок играет», Санкт-Петербург, 1996 г., с. 185.
  102. К. «Нужен ли мужчина воспитатель?», / «Дошкольное воспитание». / № 2 1991г., с. 40.
  103. Е. О., Лагутина А. В. «Осознание своего опыта детьми в семье и детских домах». / «Вопросы психологии». / № 6, 1991 г.
  104. И. «Развивать творческие способности детей». / «Дошкольное воспитание». /№ 8, 1993 г.
  105. В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся мире». М.,"Просвещение", 219 с. 135. «Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Сборник статей». Барнаул, 1984 г., с. 122.
  106. В. В. «Самосознание личности». М., 1983 г., — 284 с.
  107. С. «Как занять ребенка». / «Дошкольное воспитание». № 2, 1992 г.
  108. . А., Машкова Л. Т. «Семейная драма глазами ребенка». Ленинград, 1990 г., с. 16.
  109. В. Я. «Семья и формирование личности». М., 1987 г., с. 351.
  110. В. М. «Образ жизни: понятие, реальность, проблемы». М., 1975 г., с. 184.141. «Традиции и новации в педагогике ненасилия. Тезисы докладов Всероссийской конференции». Киров, 1996 г.
  111. Д. И. «Психология развития личности в онтогенезе». М.,"Педагогика", 1989 г. 143. «Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Сборник статей». Саранск, 1992 г., с. 93.
  112. X. Мир входящему. М., 1992 г., с. 109.
  113. С. С. «Становление общения детей 1−3 года жизни со взрослыми». Минск, 1987 г., — 243 с.
  114. Т. П. «Эмоции, речь и активности мозга ребенка». М.,"Педагогика", 1991 г., — 231 с.
  115. Е. «Дети и музыка». / «Дошкольное воспитание». / № 8, 1993 г. 148. «Человек как интегральная система». /Под ред. В. В. Белоус. / Ростов-на-Дону / Пятигорск, 1988 г., с. 130.
  116. И. В. «Лесгафт П. Ф. о семейном воспитании». / «Семья и школа». / № 2, 1950 г., с. 5−8.
  117. В. Э. «Анатомия убеждений: логика, вера.». М., 1993 г., с. 90.
  118. Г. С. «Спутники здоровья (движение, закаливание, гигиена». Казань, 1991 г., — 32 с.
  119. Р. «Принципы счастливой жизни». М., 1992 г., с. 141.
  120. Е. «Мастера воспитания». / «Дошкольное воспитание». /№ 5, 1993 г.
  121. Е. «Его время пришло». / «Дошкольное воспитание». № 5, 1993 г.
  122. П. М. «Психология чувств». М., Издательство АПН РСФСР, 1961 г.,-216 с.
Заполнить форму текущей работой