Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономика Монголии имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Горнорудная отрасль имеет огромное значение для экономики и дальнейшего развития Монголии. На сегодняшний день в Монголии горные предприятия производят первичную переработку сырья, а деятельность по созданию прибавочной стоимости весьма ограничена из-за отсутствия средств на капиталовложения, нехватки необходимого оборудования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОНГОЛИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МЕДИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
    • 1. 1. Особенности и основные тенденции развития мирового рынка меди в начале XXI в
    • 1. 2. Повышение конкурентоспособности медедобывающих предприятий -важный фактор развития экономики Монголии
    • 1. 3. Развитие монголо-российских и монголо-китайских торгово-экономических связей в области экспорта меди
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-ЭКСПОРТЕРОВ МЕДНОГО КОНЦЕНТРАТА НА МИРОВОМ РЫНКЕ МЕДИ
    • 2. 1. Методический подход к оценке конкурентоспособности предприятий-экспортеров медного концентрата
    • 2. 2. Конкурентная среда предприятий-экспортеров медного концентрата на мировом рынке меди
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности предприятий-экспортеров медного концентрата на мировом рынке меди
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОНГОЛИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МЕДИ
    • 3. 1. Государственные меры по повышению конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди
    • 3. 2. Освоение новых месторождений меди как направление повышения конкурентноспособности Монголии на мировом рынке меди
    • 3. 3. Стратегические решения по повышению конкурентоспособности национального производителя меди Монголии — СП «Эрдэнэт»

Повышение конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие национальной экономики любой страны в условиях глобализации возможно только при высоком уровне ее конкурентоспособности, которая является решающим фактором расширения позиций в мировой экономике и политике. Этот процесс реализуется при активном участии государственных органов в поддержке национальных экспортеров, защите их интересов на региональном и глобальном уровнях. Данное положение особенно актуально для современной Монголии, поскольку экономические реформы в конце XX века характеризовались обвальным сокращением производства, падением экономической активности, резким снижением капитальных вложений, разрывом традиционных внешнеэкономических связей, деградацией технологической структуры промышленности.

Для экономики Монголии ведущей отраслью является горнорудная отрасль, которая определяет будущее развитие страны и ее отдельных территорий.

Развитие процессов глобализации привело к изменению роли горных предприятий, которые стали активными участниками не только внутринациональных экономических связей, но и действующими игроками мирового рынка, способными конкурировать с мировыми лидерами при определенных ограничениях природных ресурсов и несовершенной инфраструктуре.

Доля горнорудной отрасли в ВВП Монголии в 2003;2010 гг. выросла с 17,1% до 18,2%, в объемах промышленной продукции с 53,8% до 70,6%, в экспорте страны с 57,5% до 80,8%. В государственном бюджете соответствующая отраслевая составляющая выросла с 34,3% до 74,8%. При этом товарная структура экспорта является ограниченной сырьем и продукцией с низкой степенью передела (медь, молибден, плавиковый шпат и золото).

Базой роста национальной конкурентоспособности является конкурентоспособность предприятий. Очевидно, что не страны конкурируют на мировых рынках, а компании, представляющие эти страны.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку, чтобы найти оптимальный метод ведения конкурентной борьбы. Наиболее сложным этапом этой работы является разработка мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.

В горнорудной отрасли Монголии национальным производителем меди на внутреннем и мировом рынках является медедобывающее предприятие — СП «Эр-дэнэт», построенное Россией и введенное в строй в конце семидесятых годов XX века. Наращивание экспортного потенциала, усиление конкурентной позиции данного предприятия на мировом рынке меди является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности страны. Особую актуальность данная проблема приобрела в настоящее время, поскольку наблюдается период бума в добывающей отрасли по всему миру, инициированный продолжающейся индустриализацией стран Азии. По мнению специалистов, сырьевой суперцикл является устойчивым. Мировой рост ВВП, согласно большинству прогнозов, будет составлять около четырех процентов в нынешнем и следующих годах.1 Китай и Индия будут расти значительно быстрее, создавая спрос на рынках металлов и минерального сырья, поскольку их экономики более материалоемкие, чем экономики развитых стран. Сырьевые отрасли могут оказаться точками роста на весьма длительную перспективу. Необходимость выработки научно-обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди обусловила выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. При изучении теоретических и практических вопросов, связанных с конкуренцией и конкурентоспособностью, в том числе международной конкурентоспособностью, были использованы труды таких известных западных экономистов как Д. Рикардо, К. Маркс, Д. С. Миль, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, А. Маршалл, И. Шумпетер, М. Портер, П. А. Хайек, Дж. Бейн, А. П. Лернер, Дж.М. Кейнс, П. Самуэльсон, A.A. Томпсон, А.Дж. Стрикленд и др. Труды российских ученых Г. Л. Азоева, В. П. Горева, А. И. Добрынина, П. С. Завьялова, А. И. Кириллова, М. И. Кныша, А. Н. Литвиненко, Д. Ю. Миропольского, А. З. Селенева, П. А. Спиридонова, И. П. Фа.

1 Кошкаров А. Консолидируйте сырье. — Эксперт. № 34. 2010. С. 39 минского, А. Ю. Юданова, P.A. Фатхутдинова и др. позволили выявить различные авторские позиции на решение проблем совершенствования стратегии, методов и форм конкуренции, методологии оценки конкурентоспособности предприятий.

На формирование авторской позиции при исследовании проблемы повышения международной конкурентоспособности и конкурентоспособности предприятий, а также инвестиций на специфических отраслевых рынках повлияли труды монгольских специалистов и ученых: П. Очирбата, Ш. Отгонбилэга, Я. Гомбосурэна, Л. Оюунцэцэг, С. Ганжаргала, Д. Даваасамбуу, С. Бямбадоржа,. Д. Бадарча, Б. Мандаха, JI. Гуржава, Н. Цэнда, X. Пурэвдагва, С. Нямзагда, Д. Дагвадоржа, Д. Ганбаатара и др., посвященные вопросам стратегических направлений развития Монголии, совершенствования стратегического управления, в том числе стратегического планирования, маркетинга и методов управления как основного механизма повышения конкурентоспособности.

При анализе проблем развития медедобывающей промышленности Монголии были использованы труды Д. Балжинняма, П. Очирбата, Д. Дагвадоржа, Д. Содномдоржа и др.

Несмотря на наличие значительного количества работ, характеризующих различные аспекты конкурентоспособности, вопросы оценки и повышения конкурентоспособности горных предприятий Монголии, их роли в обеспечении конкурентоспособности страны и развитии национальной экономики пока остаются недостаточно исследованными.

Актуальность и степень научной проработанности проблемы определили цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в определении позиции и выявлении конкурентных преимуществ Монголии на мировом рынке меди, в разработке методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности горных предприятий, позволяющего определять стратегические приоритеты развития горнорудной отрасли страны, повышающие уровень ее национальной конкурентоспособности.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— оценка современного состояния мирового рынка меди и выявление тенденций его развития в начале XXI века.;

— изучение современного состояния рынка меди Монголии, обоснование значимости повышения конкурентоспособности предприятий горнорудной отрасли в развитии экономики страны;

— оценка состояния рынков Китая и России, как стратегических партнеров Монголии в области экспорта медного концентрата и определение конкурентных позиций Монголии на рынке меди данных стран;

— разработка научно-обоснованного методического подхода к оценке конкурентоспособности горных предприятий-экспортеров медного концентрата с использованием технологии бенчмаркинга;

— оценка конкурентоспособности горных предприятий-экспортеров медного концентрата на мировом рынке меди, в.т. числе национального медедобывающего предприятия Монголии — СП «Эрдэнэт»;

— определение стратегических приоритетов Монголии по повышению уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке меди;

— разработка стратегических решений по повышению конкурентоспособности СП «Эрдэнэт».

Объектом исследования является мировой рынок меди как сырьевого товара, стратегически важного для развития экономик стран в XXI веке.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности горнорудной отрасли Монголии, определяющей развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке меди.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды монгольских и российских экономистов, аналитиков, а также зарубежных авторов по проблемам конкуренции и конкурентоспособности, глобализации экономики, мировой экономики, информационных технологий, инвестиционно-инновационной деятельности, стратегического менеджмента и маркетинга.

Для обоснования выдвинутых в диссертации результатов применялись методы статистического, финансово-экономического анализов, использовались элементы системного, комплексного подходов, маркетинговые исследования, методы экспертных и рейтинговых оценок.

Информационную базу исследования составили официальные законодательные и нормативные документы Правительства Монголии, материалы Нац-комстата и Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства торговли и промышленности Монголии, отчетные данные агентства горной промышленности Монголии, ведущих зарубежных и монгольских горнодобывающих предприятий, материалы монгольской и зарубежной литературы, информация, представленная в глобальной сети Интернет, а также результаты расчетов, полученных автором самостоятельно в процессе исследования.

Рабочей гипотезой диссертационного исследования является предположение о том, что повышение конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди возможно в условиях продолжающейся индустриализации стран Азии, обновления отношений с Россией, с одной стороны, и трансформации имеющихся у Монголии сравнительных преимуществ, лежащих в основе специализации страны на международном рынке, в конкурентные, с другой стороны.

Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования, полученные автором:

1) Выявлены основные особенности мирового рынка меди в конце XXначале XXI века, ключевыми из которых являются: высокая концентрация производства рафинированной меди в сравнительно небольшом числе государствустойчивый рост производства меди в концентратахограниченный доступ на рынок меди участников, формирующих ее предложениесохранение стабильной структуры потребления по странам на протяжении последнего десятилетиявысокая зависимость предложения меди на мировом рынке от его конъюнктурызначительная роль государства, которое является важным игроком как на внутреннем, так и на мировом рынке медиспецифическое место Китая на мировом рынке медисохранение на протяжении последнего десятилетия Россией стабильного 5 места в качестве производителя рафинированной меди.

2) Определены тенденции развития мирового рынка меди в XXI веке, отражающие устойчивое предложение меди, медного концентрата мировыми лидерами-производителями и рост спроса на медь со стороны крупных стран Азии (Китая, Индии) на фоне общего снижения ее потребления во всех странах мира в связи с мировым финансовым кризисом. Выявлено стабильное лидирующее положение Монголии по экспорту медного концентрата (8-е место из 10 стран-лидеров), что позволяет сделать вывод о возможности расширения позиций Монголии на рынке меди Китая.

3) Выявлена положительная динамика влияния горнорудной отрасли, в частности национального медедобывающего предприятия — СП «Эрдэнэт», на развитие экономики Монголии и повышение конкурентоспособности страны. Определено место СП «Эрдэнэт» в общем рейтинге конкурентоспособности предприятий мира, выпускающих и экспортирующих медный концентрат, на основе количественной оценки уровня их конкурентоспособности по авторской методике. СП «Эрдэнэт» занимает умеренную конкурентную позицию среди аналогичных предприятий-лидеров, работающих с мёдно-порфироваными рудами.

4) Определены основные задачи государственной политики Монголии по повышению национальной конкурентоспособности и комплекс частных задач по повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке меди, реализация которых позволит перейти от сравнительных преимуществ к преимуществам более высокого уровня в конкурентной борьбе.

5) Доказана необходимость освоения новых медных месторождений Монголии в рамках решения одной из задач государственной политики по повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке меди. Согласно расчетам диссертанта, расширение медного производства позволит даже в случае минимальных цен на мировом рынке меди принести в казну государства от 200 до 680 млн долл. налогов, а производителю получить при оптимистичном варианте более 2000 млн долл. чистой прибыли.

6) Расширен круг стратегических задач по повышению конкурентоспособности СП «Эрдэнэт» в качестве мирового производителя медного концентрата и, в перспективе, катодной меди. С учетом реализуемой в настоящее время Концепции развития данного предприятия и расчетно-аналитических выводов автора, определены задачи по трем основным направлениям: эффективное использование «управляемых факторов», влияющих на доход от реализации медного концентратареализация политики удержания высококвалифицированных специалистов в штате работников предприятияиспользование в производственной деятельности современных технологий и инноваций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и прикладных подходов к повышению конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди и состоит в следующем:

1) Выделены 4 основных этапа развития мирового рынка меди в начале XXI века (1999;2011гг.) на основе выявленных тенденций и факторов, повлиявших на изменение ситуации на данном рынке, что позволяет системно представить произошедшие изменения для принятия решений по направлению развития горнодобывающих предприятий Монголии в среднесрочной перспективе с целью повышения ее национальной конкурентоспособности.

2) Обосновано, что наиболее прочные позиции на мировом рынке меди, в связи с продолжающейся индустриализацией стран Азии, Монголия может занять именно на данном континенте и, прежде всего, в Китае, который является главным потребителем меди на азиатском рынке и основным импортером медного концентрата из Монголии. В настоящее время Китай за счет внутренних резервов обеспечивает мощности своих рафинирующих заводов только на 40%.

Выявлена возможность и необходимость возвращения и закрепления Монголии на рынке меди своего крупнейшего соседа — России, с которой она активно работала раннее. Эти выводы сделаны с использованием такого инструмента анализа, как SWOT-анализ.

3) Разработан и апробирован методический подход к определению уровня конкурентоспособности мировых предприятий-экспортеров медного концентрата и горнорудных предприятий Монголии на примере СП «Эрдэнэт» по технологии бенчмаркинга, сущность которого заключается в выборе предприятий-конкурентов для сравнения по условию однородности продукцииопределении системы показателей для оценки уровня конкурентоспособности и сопоставлении компаний-конкурентов по каждому показателюопределении по каждому показателю индекса конкурентоспособности и весомости показателейрасчете интегрального индекса конкурентоспособности по каждому предприятию-конкуренту и определении рейтинга и конкурентных позиций каждого предприятия.

4) Определены границы мирового экспорта медного концентрата: установлены 11 компаний, которые участвуют в его экспорте и оказывают существенное влияние на состояние равновесия на рынке медного концентрата. Доказано, что на формирование цены на медный концентрат оказывают влияние следующие факторы: развитие и совершенствование технологий обогащения медных руд, рост цен на медь на мировой бирже, мировой кризис, темпы ввода в эксплуатацию новых мощностей, нетарифные ограничения, применяемые по металлургическим переделам. Определена зависимость и управляемость цено-образуюших показателей медного концентрата на общий доход предприятия.

5) Скорректированы инструменты стратегического управления в СП «Эрдэнэт» (миссия и базовая стратегия) на основе расчетно-аналитических выводов автора и результатов проведенных SWOT-анализа и PESTанализа. Миссия СП «Эрдэнэт» заключается в следующем: «Стать конкурентоспособной компанией на мировом рынке меди в XXI веке, расширив свои позиции по экспорту медного концентрата и, в последующем, катодной меди на российском и китайском рынках за счет низкой цены и высокого качества своей продукции». Базовой стратегией должна стать стратегия «следующий за лидером» с учетом стратегии конкуренции «достижения лидерства по издержкам за счет близости к потребителю».

6) Предложено в горнорудной отрасли Монголии интегрировать науку-образование-индустрию на основе кластерного подхода, поскольку без грамотного использования таких факторов, как инновации и знания невозможна трансформация сравнительных преимуществ в конкурентные. При реализации данного предложения следует использовать опыт Монголии при организации топливно-производственных комплексов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии и углублении теоретических исследований по проблемам международной конкурентоспособности, национальной промышленной политики Монголии. Выводы и материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших научных разработок по избранной теме.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных в ходе исследования результатов и научнообоснованных рекомендаций в работе государственных органов, общественных организаций, горных предприятий при определении новых подходов к формированию стратегического направления по повышению конкурентоспособности горных предприятий и национальной промышленной политики в условиях международной конкуренции. Основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов при преподавании дисциплин «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Исследование выполнено в рамках п. 17 «Мировой рынок товаров и услуг: тенденции развития, отраслевая и фирменная структура. Организация и техника международной торговли», п. 18 «Современные рыночные стратегии и их роль в развитии международного обмена. Методические аспекты международной конкурентоспособности. Формы и методы конкуренции в различных секторах мирового рынка» научной специальности 08.00.14 — Мировая экономика паспорта специальности ВАК (экономические науки).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были использованы при разработке Комплексной программы развития Монголии на 2006;2021 гг. в части развития горнорудной отрасли и Концепции развития СП «Эрдэнэт» на 2005;2015 гг. в разделе, отражающем расширение и укрепление внешнеэкономической деятельности СП «Эрдэнэт» (справка о внедрении).

Методика оценки конкурентоспособности горных предприятий Монголии использована на СП «Эрдэнэт» при оценке конкурентоспособности аналогичных предприятии мира по выпуску медного концентрата (справка о внедрении).

Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференциях различного уровня: международной научной конференции «Инвестиционные процессы как один из главных факторов конкурентоспособности» (г. Улан-Батор, апрель 2007 г.), научно-практической конференции «Инновационная направленность интеграции науки, образования, индустрии. (г.Иркутск, апрель 2007 г.), международной научной конференции в БГУЭП по теме «СП «Эрдэнэт» как яркий пример научно-технического прогресса», (г.Иркутск, май 2008 г), международной научной конференции по теме «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Монголии по отношению к России и Китаю, как стратегическим партнерам» (г. Улан-Батор, октябрь 2011 г.) а также на ежегодных конференциях аспирантов и их руководителей в БГУЭП (2005;2011 гг.).

Результаты исследования используются в учебном процессе Технологического института филиала Монгольского государственного университета науки и технологии в г. Эрдэнэт при изучении дисциплин «Международные экономические отношения», «Стратегический менеджмент», «Мировая экономика» и спецкурсов по проблемам международной конкурентоспособности монгольского бизнеса.

Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано 14 печатных работ общим объемом 10,64 п.л. (авторских 10,04 п.л.), в том числе 3 статьи в реферируемых изданиях ВАК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что в диссертационной работе, по мнению автора, получил развитие подход по исследованию конкурентоспособности горных предприятий, оценки ее уровня и повышению конкурентноспособности Монголии на мировом рынке меди. Основные результаты научной работы можно обобщить в виде следующих положений.

1 .Исследование мирового рынка меди показывает, что в настоящее время медная промышленность развивается с учетом ограничения природных ресурсов в 96 государствах мира. На долю 10 лидирующих предприятий по производству рафинированной меди приходится почти 70−80% мирового производства рафинированной меди, а на долю 10 лидирующих экспортеров медного концентрата проходится почти 80−90% мирового производства медного концентрата. Среди них СП «Эрдэнэт» уже заняло видное место.

При этом комплексный анализ развития рынков меди показывает, что самым перспективным является азиатский рынок, потребности которого в медной продукции в ближайшие 10 лет увеличатся почти в два раза. Соответственно увеличиваются объемы добычи медной руды, производства рафинированной меди и ее продукции. В диссертации особо подчеркивается, что рынки меди соседних с Монголией государств — России и Китая приобретают стабильность, что очень важно для экспорта медной продукции страны в долгосрочной перспективе. Следовательно для медного рынка Монголии имеется широкая возможность расширять свою позицию на азиатском рынке меди. Таким образом, развитие мирового рынка меди и рынков меди соседних государств оказывает положительные влияния на повышение конкурентоспособности Монголии в данной сфере. По мнению автора, следует обратить внимание на специфику мирового рынка меди: основные месторождения медных руд и мощности по их первичной переработке сосредоточены в странах, где поставки концентратов осуществляются, в большинстве случаев, с предприятий, расположенных на значительном удалении от снабжаемых сырьем металлургических мощностей, совладельцами которых, в ряде случаев, являются производители концентратов.

2. Экономика Монголии имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Горнорудная отрасль имеет огромное значение для экономики и дальнейшего развития Монголии. На сегодняшний день в Монголии горные предприятия производят первичную переработку сырья, а деятельность по созданию прибавочной стоимости весьма ограничена из-за отсутствия средств на капиталовложения, нехватки необходимого оборудования, неполного освоения технологий и методов производства высококачественной конечной продукции, несформи-рованности собственной коллективной культуры производства, основанной на рациональном сочетании человеческих, технологических и финансовых ресурсов. Следовательно, необходимо принять меры, направленные на повышение уровня обработки экспортируемого сырья для производства готовой продукции, в результате чего обновится техника и технологии действующих предприятий.

3. Комплексный анализ позволил в процессе исследования выделить основные критерии оценки конкурентоспособности и классифицировать факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности горного предприятия. Основными критериями конкурентоспособности выступают производственно-хозяйственная эффективность, способность продукции эффктивно удовлетворять конкретные потребности покупателей. Факторный анализ позволяет определить максимально широкий круг факторов, определяющих конкурентные преимущества предприятия как со строны внешней среды, так и внутри самого предприятия. На основе проведенного исследования выявлено, что на СП «Эр-дэнэт» положительные факторы развития производства (низкий коэффициент вскрыши по сравнению с предприятиями-конкурентами, крайне низкий уровень оплаты труда, относительно низкие общие затраты, расходы на добычу и обогащение) пока превалируют над отрицательными (худшая обогатимость руд, меньшая единичная мощность основного оборудования по сравнению с главными конкурентами, низкая производительность труда).

В работе была разработана методика оценки уровня конкурентоспособности горных предприятий с использованием технологии бенчмаркинга. Методика позволяет установить текущее конкурентное положение предприятия и оценить его деятельность с точки зрения современной международной практики. В целом СП «Эрдэнэт» имеет средний уровень конкурентоспособности среди медедобывающих предприятий мира.

4. В настоящее время рейтинг национальной конкурентоспособности Монголии не является высоким, о чем свидетельствуют данные ведущих аналитических агентств — Всемирного Экономического Форума и Института развития менеджмента. Специалистами назван целый ряд причин, объясняющих данную ситуацию. В стране очень низкий уровень развития инфраструктуры, низкие показатели состояния здоровья нации и качества начального образования, много негативных характеристик качества макроэкономической среды: очень высокие процентные ставки, высокий гос. долг, низкий кредитный рейтинг страны. В Монголии низкое качество институтов, как государственных, так и частных: на низком уровне находятся вопросы защиты прав собственности, борьбы с коррупцией, независимостью судебной ветви власти, эффективностью правительственных решений, гарантии безопасности жизни и ведения бизнеса. Также в стране качество высшего образования и профессиональной подготовки является не высоким, наблюдается технологическая отсталость, низкий уровень развития финансового рынка, а также весьма скромные размеры внутреннего и внешнего рынка.

Кроме того, в явном невыгодном свете Монголия на сегодняшний день находится и по уровню развития инновационной экономики: у нее очень низкий инновационный потенциал, низкое качество НИИ, низкий уровень финансирования НИОКР, низкий уровень сотрудничества научных учреждений и бизнеса, не развитое патентное законодательство.

Учитывая полученные результаты анализа Индекса глобальной конкурентоспособности Монголии, в работе сформулированы основные задачи, которые может и должно решить государство для повышения уровня конкурентоспособности страны, в общем, и на конкретном товарном рынке — рынке меди, в частности. Данные задачи были разделены нами на три основных блока: основные задачи, задачи «факторного» и инновационного характера.

Решение государством данных задач сможет изменить характер современного преимущества Монголии на мировом рынке меди и перевести его из разряда сравнительного в разряд конкурентного, повысив тем самым уровень ее конкурентоспособности не только на соответствующем товарном рынке, но и в национальном масштабе.

В частности, в число задач «факторного» характера включена задача, которая была в числе прочих направлений рассмотрена в Концепции развития Монголии до 2021 г. — задача интенсификации освоения стратегических месторождений Монголии: медного — Цагаан суварга и медно-золотоносного — Оюу Толгой. На основе проведенного расчета эффективности освоения данных месторождений, пришли к выводу, что их вклад в развитие горнорудной отрасли Монголии и экономики страны в целом будет существенным. Так, прогнозные цифры свидетельствуют о том, что после ввода ГОК «Оюу толгой» в эксплуатацию горная отрасль будет давать 90% экспорта и 75% промышленной продукции Монголии, что не может не сказаться на уровне конкурентоспособности страны на рынке меди. Удельный вес Монголии в мировом производстве медного концентрата должен возрасти с 0,85% (в 2007 г.) до 3,0%, а в экспорте соответствующего товара с 2,5% до 8,5% соответственно.

В свою очередь, в число задач инновационного характера включены такие задачи как: использование высоких технологий в развитии горнорудной отрасли Монголии, диверсификация и усложнение экспортной базы страны, создание кластеров горнорудной отрасли.

Решению этих задач будет способствовать корректировка миссии и стратегии развития ведущего предприятия Монголии в горнорудной отрасли — СП.

Эрдэнэт", расширение круга его стратегических задач, в число которых включили следующие:

• эффективное использование факторов, влияющих на доход от реализации медного концентрата;

• сохранение в штате работников предприятия высококвалифицированных специалистов;

• использование в производственной деятельности современных технологий и инноваций.

Предложенный комплекс мероприятий должен стать первым шагом на пути трансформации имеющихся в Монголии сравнительных преимуществ в конкурентные, имеющие наибольший вес в современной конкурентной борьбе на мировом рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О социально-экономическом развитии Монголии: Программа Правительства Монголии от 09 ноября 2000 г. Улан-Батор.
  2. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 08 декабря 2010 г. № 335-ф3. http://base.consultant.ru1. О таможенном тарифе и налоге: Закон Монголии от 20 мая 2008 г. http ://www.legalinfo .mn/insvs/lawmain.php?vlawid=3 5995
  3. Об акцизах: Закон Российской Федерации от 14 января 1998 г. № 29-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г.
  4. Об изменении таможенного тарифа Монголии: Постановление Правительства Монголии от 11 ноября 2000 г. Улан-Батор, http://legalinfo.mn/
  5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой -деятельности: Закон от 22.08.2004 г.
  6. Таможенный Кодекс РФ от 08.12.2010 г. http://base.consultant.ru
  7. Закон Монголии о полезных ископаемых от 08 июля 2006 г. http://legalinfo.mn/
  8. Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. / Д. Аакер. — СПб.: Питер, 2007. 496 с.
  9. О.Г. Трансформация сбережений населения в инвестиционный ресурс для инновационной деятельности: научное исследование / О. Г. Аванесов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 64 с.
  10. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник/Е.Ф. Авдокушин. -М.: Юристъ, 1999.-368 с.
  11. Азия и Россия. Экономические связи в 2000 г.: деловой справочник / Г. Вачнадзе, Д. Замковой, И. Ермаченков и др. М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2000. — 556 с.
  12. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  13. В. В.Теоретико методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В. Алешенко // Маркетинг в России. -2005. -№ 1.
  14. Алиев 3. Т. Пути повышения конкурентоспособности России: политический аспект / 3. Т. Алиев. Вестник РГГУ, 2011. — № 10. — С. 73−85.
  15. Р.К. Курс МВА по менеджменту / Р. К. Аллена. М.: Альпина бизнес буки, 2006. — 507 с.
  16. И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  17. В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: учебное пособие / В. М. Аныпин, С. А. Филин. М.: «Аникл», 2003. -360 с.
  18. . Ж. Институциональные подходы к исследованию конкурентоспособности / Б. Ж. Ахметов // Известия Калининградского государственного технического университета. 2011. — № 22. — С. 77−84.
  19. Г. Л. Маркетинг: учеб. пособие / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. М.: Экономика, 1999. — 701 с.
  20. Д., Якобсон А. Я. Экономико-географический потенциал монголо-российских взаимосвязей /Отв. ред. Л. М. Корытный. Иркутск: Изд-во Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2009. — 175 с.
  21. В.А., Харченко B.JT. Стратегический менеджмент: Учеб пособие. М. :ИНФРА-М, 2008. — 285 с.
  22. В.К. Проблемы соизмерения затрат и результатов на предприятии / В. К. Беляев. Иркутск: изд-во ИГЭА, 1999. — 288 с.
  23. Д. Концепция развития Монголии на период 2006—2021 гг../Д. Болдбаатар, Д. Галбаатар и др Эрдэнэт, 2006. — С. 31.
  24. Д. Макроэкономическая политика / Д. Болдбаатар. -Улан-Батор, 2006. 249 с.
  25. Я.А. Повышение конкурентоспособности территории как фактор устойчивого развития страны / Я. А. Бутенко // Маркетинг в России и зарубежом. 2008. — № 6. — С. 75−88.
  26. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.:Изд-во «Финпресс», 2000. — 272 с.
  27. Д. Региональное развитие будет зависить от выхода нового закона «О бюджете» /Д. Галбаатар// Эрдэнэт-Таймс. Эрдэнэт: Изд-во Тайме, 2010. — № 15.-С.3−4. — 0,5 п.л.
  28. Д. Роль совместного предприятия «Эрдэнэт» в экономике Монголии // Монголия: сб. науч. тр., отдельный выпуск горного информ.-аналит. бюллетеня. 2008. — №ОВ1. — 436 с. — М: Изд-во «Мир горной книги», 2008. — С.3−9. — 0.4 п.л.
  29. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учеб. М.:Изд-во ОМЕГА. — 2006. — 464с.
  30. Ф., Воронина Г. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист. 2004. — № 6. — С. 17.
  31. Е.А. Конкурентоспособность стран. Ее оценка и роль в преодолении экономического кризиса / Е. А. Горбашко, И. И. Дюков, К. М. Туманов // Стандарты и качество. 2009. — № 10. — С. 66−70.
  32. В.П. Конструктивная конкуренция / В. П. Горев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. — 144 с.
  33. В.П. Трансформация конкурентных отношений в условиях глобализации экономики / В. П. Горев. Иркутск: изд-во ИГЭА. — 2001. — 108 с.
  34. О. А. Маркетинговая стратегия отношений сотрудничества как фактор повышения конкурентоспособности предприятий: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2011. — 25 с.
  35. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2003. — 236 с.
  36. Д. Финансо-экономические оценки месторождения полезных ископаемых / Д. Даваасамбуу, Г. Даваацэрэн, Я. Пурвээ. Эрдэнэт-Улан-Батор, 2003. — 297 с.
  37. Д. Образование устойчивого развития / Д. Дагвадорж, П. Очирбат, Ш. Баярсайхан, Б. Чинзориг. Улан-Батор, 2004. — 282 с.
  38. Д. О. Металлургия России: предпосылки роста конкурентоспособности / Д. О. Дегтярев // Российское предпринимательство. 2011. — № 8, вып. 1.-С. 126−131.
  39. М.А. Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения / М. А. Делягин // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 8. -С. 20−42.
  40. В.А. Инновационная составляющая в новом измерении глобальной конкурентоспособности стран / В. А. Денисюк // Инновации. -2007. -№ 8. С.68−71.
  41. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между российской Федерацией и Монголией // Дипломатический вестник. М., 1993. -№ 2.
  42. Д. И. Усовершенствованная методика оценки конкурентоспособности продукции / Д. И. Долгов // Экономический анализ: теория и практика. 2011.-№ 45. — С. 45−50.
  43. С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление / С. И. Долгов. М.: Экономика, 1998. — 214 с.
  44. М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Экономика, 1999. — 43 с.
  45. В. В. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленных предприятий / В. В. Дорофеева // Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск. — 2011. — № 4. — С. 89−94.
  46. С. Способы анализа, проект бизнес-плана / С. Дэмбэрэл. -Улан-Батор. 2006.
  47. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С. А. Жданов. М.: Дело и Сервис, 1999. — 272 с.
  48. Д. Проектирование бизнес-плана / Д. Занданшарав. -Улан-Батор. 2004. — 139 с.
  49. А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов, C.B. Картышев, A.B. Постников. М.: Феникс, 1998. -272 с.
  50. М.К. Конкуренция и предпринимательство / М. К. Израэл, М. Кирцнер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
  51. A.M. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности: учеб. пос. / А. М Илышев, H.H. Илышева, И. Н. Ворапанова. М.: КНОРУС, 2005.-240 с.
  52. Индикаторы рынка металлов / Г. Жога // Эксперт-Урал. 2009. -№ 17. — С. 23−24.
  53. Информационно-аналитический центр Минерал // Медь 2008. — С 22. http://www.mineral.ru/Facts/russia/13 l/285/index.html
  54. Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990.-465 с.
  55. А. Консолидируйте сырье. Эксперт. — № 34. — 2010. -С.39−40.
  56. Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования / Т. Г. Краснова. Красноярск: Изд-во1. КГТУ, 1999.-249 с.
  57. Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пос. / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 608 с.
  58. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пос. /
  59. A.Б Кулешова. М.: Проспект, 2006. — 256 с.
  60. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности /Г.В. Куликов. -М.: Экономика, 2000. 150 с.
  61. Е.А. Инвестиционный анализ: краткий курс / Е. А Кучарина. СПб.: Питер, 2007. — 160 с.
  62. Г. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции / Г. Лемке. М.: Дело и Сервис, 2006. — 400 с.
  63. , В. Ю. Инструменты регулирования процесса создания конкурентоспособных предприятий / В. Ю. Леушин и др.. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2005. — № 4. — С. 72−73.
  64. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  65. В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 2000. — С.204−208.
  66. Д. Гидрогеофизик / Д. Гхагвадорж, П.Хохоо. Улан-Батор. -2010.-190 с.
  67. В.М. Оценка освоения месторождений золота / В. М. Лысков., К. Н. Костромитинов. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2004. — 396 с.
  68. Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Д. С. Львов. -М.: Экономика, 1999. 793 с.
  69. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. 2006. — № 3. — С. 33−39.
  70. . Конкурентоспособность предприятия: факторы и оценка / Б. Мандах, Н. Наранбат. Улан-Батор, Изд-во «ШУТИС». — 2004. — 206 с.
  71. Маркова В. Д, Стратегический менеджмент / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА — М, 2001. — 288 с.
  72. Международные экономические отношения: учеб. для вузов / под ред.
  73. B.Е. Рыбалкина. -М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. 591 с.
  74. Международный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, JI.C. Тарасевича, А. И. Майзеля. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  75. Механизм деятельности хозяйствующих организаций в рыночных условиях // Материалы междунар. науч.-практ. конф. 18 мая 2007 г. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. — 263 с.
  76. Мировая экономика и международный бизнес: учеб. пос. / под ред.
  77. B.В. Полякова. М.: КНОРУС, 2007. — 688 с.
  78. М.Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов М.: Альфа-пресс, 2004. — 245 с.
  79. Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство: учеб. пос. / Ю. В. Мишин. М.: КНОРУС, 2005.
  80. Модернизация социально-экономического развития региона: сб.науч.тр. /Под. ред. В. И. Самарухи, Базара Болдбаатара. Иркутск: Изд-во БГУЭП.-2009.-376 с.
  81. О. Кадровая политика как фактор конкурентоспособности предприятия / О. Москвина // Социальная политика и социальное партнерство. -2011. -№ 5. — С. 17−21.
  82. JI.A. Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе) / JI.A. Мясникова, М. И. Фрид СПб.: Бизнес пресса, 2001.-208 с.
  83. На рынке меди США // БИКИ. 2007. — 29 мая (№ 59). — С. 15.
  84. На рынке цветных металлов РФ // БИКИ. 2011. — 6 сент. (№ 101) .1. C. 13−15 .
  85. Национальная инновационная система: тенденции развития, международный опыт: мат-лы международ, науч.-практ. конф., 27 апреля 2007 г. -Улаанбаатар, 2007.
  86. Некоторые оценки положения на мировом рынке меди // БИКИ. -2004. 15 июля (№ 79). — С. 19
  87. Новые решения в технике, технологии добычи и переработки руды на СП «Эрдэнэт»: Сборник докладов расширенного заседания Научно-технического совета СП «Эрдэнэт», 18−19 июня 1998 г. Улаанбаатар, 1998 г. -179 с.
  88. Нямзагд Сухрагчаагийн. Проблемы стратегии управления национальной экономикой Монголии. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
  89. Н.С. Планирование бизнеса на основе стратегии встраивания / Н. С. Отварухина, В. И. Самаруха. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 157 с.
  90. Очирбат Пунсалмаагийн. Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса Монголии: Автореф. дис. .д-ра экон. наук. Эрдэнэт, 1999.
  91. JI. Некоторые результаты анализа и оценки инновационного потенциала Монголии: Национальная инновационная система: сб. тр. науч. конф. // под.ред. Л.Оюунцэцэг. Улаанбаатар — 2007. — С.311.
  92. Перспективы мирового рынка меди // БИКИ. 2006. — 10 янв. (№ 1). -С. 16−17.
  93. Перспективы мирового рынка меди // БИКИ. 2009. — 30 мая (№ 60). -С. 12−13.
  94. Д. Российских металлургов зовут в Монголию приватизировать «Эрдэнэт» // «Коммерсантъ». 2003. — 25 апреля.
  95. Д. Россия теряет «Эрдэнэт» // «Коммерсантъ». 2003. — 9 марта.
  96. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина бизнес букс, 2006. — 454 с.
  97. М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / Майкл Е. Портер- науч. ред. О. Нижельская- пер. Е. Калинина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 е.: ил.
  98. M. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость?: Пер. с англ / М. Портер. М: Альпи-на Бизнес Букс, 2008. — 715 с.
  99. М. Конкуренция: учеб. пос. / М. Портер. М.: Вильяме, 2000. -495с.
  100. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ под ред.
  101. B.Д. Щетинина. -М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
  102. М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? / П. Майкл, Т. Хиротака, С. Марико. М.: Альпина бизнес букс, 2005.-262 с.
  103. И.А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина XX—XXI вв.). М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. -227с.
  104. Россия и международная торговая система / под ред. Э. ВанДузера,
  105. C.Ф. Сутырина, В. И Капусткина. СПб.: Пертополис, 2000. — 456 с.
  106. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2001. -397с.
  107. Ю.Б., Фатхутдинов P.A. Будущее конкуренции и конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2008. — № 3−4. — С.63−65.
  108. Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: автореф. дисс.. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. СПб., 2000. — С. 18.
  109. Сборник научных трудов. Отдельный выпуск Горного информационно-аналитического бюллетеня. — 2008 №ОВ 1.
  110. Сборник статистических, бухгалтерских и аналитических материалов: Эрдэнэт в цифрах (1978−2002 годы). М.: АЛЮЖИН, 2004. — 274 с.
  111. С.Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пос. / С. Г. Светунков. СПб.: ДНК, 2003. — 352 с.
  112. Ю.Ф. Информационный менеджмент / Ю. Ф. Симинов., В. В Бормотов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 250 с.
  113. Состояние мирового и американского рынков меди в 2010 г. // БИКИ. -2011.-8 ноября (№ 127−128).-С. 19.
  114. Состояние мирового и американского рынков меди в 2010 г. // БИКИ. -2011. 10 нояб. (№ 129).-С. 12−13.
  115. Состояние мирового и американского рынков меди в 2011 г. // БИКИ. 2012. — 14 февр. (№ 18). — С. 13−15
  116. Состояние мирового рынка меди // БИКИ. 2008. — 22 янв. (№ 7). — С. 12−15
  117. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учеб. пос. / И. А. Спиридонов. М.: ИНФРА-М, 1997. — 170 с.
  118. Статистические сборники национального статистического комитета Монголии 2000−2010 гг.
  119. Стратегический менеджмент и международный бизнес: руководство для высшего управленческого персонала (международная монография). М.: РИЦ МНИИПУ, 2000. — 520 с.
  120. Стратегия социально-экономического развития Монголии: Академия наук Монголии и Берлинский университет. Улан-Батор, 2000. — 127с.
  121. Е. Методы и подходы к оценке конкурентоспособности предприятия в зарубежной практике / Е. Сысоева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. — № 2, Ч. 1. — С. 258−263.
  122. М. Комплексный справочник для финансирования торговли / М. Сэлэнгэ. Улан-Батор, 2006. — 298 с.
  123. Текущая ситуация на рынках основных цветных металлов // БИКИ. -2009. 16 июля (№ 79). — С. 12−15.
  124. Теоретические и прикладные проблемы маркетинга: мат-лы науч.-практ. конф., 23 апреля 2007 г. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
  125. А. Вариант модельного анализа конкурентоспособности предприятий промышленной отрасли / А. Тимофеев // Российский экономический журнал. 2007. — № 7/8. — С.90−92.
  126. A.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учеб. для вузов / A.A. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М.: ИНФРА-М, 2000. -412с.
  127. Л.И., Формирование проектной культуры у российских инвесторов / Л. И. Троицкая, Гончарова Е. В. Иркутск: изд-во ИГЭА, 2000. — 93 с.
  128. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Маркетинг, 2002. -886 е.: ил.
  129. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А Фатхутдинов. М.: Маркетинг, 2002. — 892 с.
  130. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  131. P.A. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник/ Р. А Фатхутдинов. М.: Экономика, 2005. — 504 с.
  132. , Д.Дж. Конкурентные преимущества в денежном выражении / Джеффри Дж. Фокс, Ричард К. Грегори- пер. с англ.- изд. 3-е. М: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 304 с.
  133. Д. Проект ГОК «Эрдэнэт» был разработан за 40 дней / Д. Халзхуу // Новости Монголии. 2009. — 24 июля. — С. 3.
  134. A.A. Проблемы международной конкурентоспособности экономики КНР: Автореф. Дис.к.э.н. Москва 2009. — С. 21−22.
  135. Г. В. Оценка привлекательности объектов инвестирования: теория и практика / Г. В. Хомкалов. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 186 с.
  136. И.В. О сотрудничестве Иркутской области и Монголии /И.В.Цвигун//Шестые Востоковедные чтения: мат-лы междунар. науч. конф. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С. 5−9.
  137. И.В. О сотрудничестве Иркутской области и Монголии /И.В.Цвигун// Монголчуудын эдийн засгиийн сэтгэлгээ-П-:монголын худалдаа.- Улаанбаатар хот, 2008. С.570−575.
  138. И.В. Тенденции развития мирового рынка меди в XXI веке / И. В .Цвигун, Д. Галбаатар // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права).- 2012.- № 1 (81).-С. 131−134.- 0,5 п.л.
  139. У. Инвестиции / У. Шарп. М.: Финансы и статистика, 2001. -1024 с.
  140. Экономика Монголии и внешняя торговля «Цагаан ном» / под ред. С. Дэмбэрэл. Улан-Батор, 2006. — 211 с.
  141. Экономическое сотрудничество России и Монголии: проблемы и пути их решения: сб. трудов науч.-практ. конф., 25 мая 2006 г. / Под ред. С. Банзрагч, JI.B. Гуляев, Б. Дашдорж. Иркутск, 2006.
  142. Ч. Судалгаа шинжилгээний ажлыг гуйцэтгэх арга зуй/ Ч.Авдай., Д.Энхтуяа. Улан-Батор, 2000.
  143. Монголын ундэсний худалдаа аж уйлдвэрийн танхим: Справочник внешней торговли. Улан-Батор, 2005. — 363 с.
  144. Монголын нийгэм эдийн засгийн хогжлийн шинэ узэл баримтлал / под. ред. Д. Базаргур. Улан-Батор, 2000.
  145. Д. Макро эдийн засгийн ухаан (Санхуу зээлийн асуудлу-уд). — Сангийн яамны хэвлэх уйлдвэр, 1998. — 279 с.
  146. Макро эдийн засгийн санхуу, монгоний бодлого: Д. Намжил., Монгол улсын их сургууль эдийн засгийн сургууль. Улаанбаатар хот, 1999. — 163 хуу-дас.
  147. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл 1999: Монгол улсын ундэсний статистикийн газар. Улаанбаатар хот, 2000. — 222 хуудас.
  148. Олон улсын гэрээ, арбитрын холбогдолтой зарим эрх зуйн актын эмхтгэл. Монголын Худалдаа Аж Уйлдвэрийн Танхим, Улаанбаатар хот, 1998. -166 с.
  149. П. Тэсэлгээний онол, практик / П. Очирбат, Улан-Батор, -2010.-332 с.
  150. Ц. Микро эдийн засаг. Улан-Батор, 2000. — 576 с.
  151. Т. Монголын аж ахуй эдийн засаг: туухэн гурван уед. II боть. -Улан-Батор, 2000. 1016 с.
  152. С. Шилжилтийн эдийн засаг дахь реформ тууний сургамж / С. Нямзагд // Эдийн засаг. 2000. — № 2.
  153. С. Кайзен бутээмжийн ундэс / С. Давааням., Л. Оюунцэцэг., Л. Дэлгэрмаа. Эрдэнэт: Хол дэл тушиг, 2007. — 243 с.
  154. Д. Инженерийн судалгаа шинжилгээний арга зуй: Гарын авлага / Д. Содномдорж, Улан-Батор, -2008. -114 с.
  155. Эрдсийн туухий эдийн шинжилгээ судалгаа: Бутээлийн эмхэтгэл /Эмх. Э. Доржханд ба бус. Улан-Батор: Номос пресс, 2007. — 632 хууд.
  156. Berkman R, Brown J., Goldburg В., Mijanovich T. In the national interest: The 1990 urban summit. — N. Y.: The Twentieth Century Fund Press, 1992.
  157. Bloomsbury minerals economics, Copper briefing service информационно-аналитический ежемесяный журнал по изучению мирового рынка меди
  158. Copper Raw Materials Monitor информационно-аналитический ежемесяный журнал по изучению мирового рынка меди
  159. Introduction to Mineralogy: A Collection of Copper Minerals
  160. Metal bulletin еженедельный информационный бюллетень
Заполнить форму текущей работой