Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мировой опыт и российская практика развития рынка строительных услуг: на примере жилищного строительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача государства, не вмешиваясь в предпринимательскую инициативу участников рынка обеспечить такую реализацию своей социально экономической политики, которая максимально отвечала бы требованиям социально-экономического развития государства и обществаобеспечивала бы функционирование рынка в случаях, когда саморегуляция рынка либо не действует достаточно эффективно (например, в случаях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВА В МИРОВОИ ЭКОНОМИКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Место и роль строительства в мировом рынке услуг
    • 1. 2. Сущность строительства как отрасли национальной экономики и ее особенности
    • 1. 3. Социально-экономическое значение жилищного строительства и национальная конкурентоспособность
  • Глава 2. МИРОВОИ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Устойчивое строительство как новая парадигма развития отрасли
    • 2. 2. Государственное регулирование строительной отрасли и рынка строительных услуг в зарубежных странах
    • 2. 3. Взаимосвязь рынка услуг жилищного строительства и системы ипотечного кредитования
  • Глава 3. РОССИИСКИИ РЫНОК ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 3. 1. Жилищное строительство в России и тенденции развития российского рынка строительных услуг
    • 3. 2. Современные подходы к обеспечению доступного жилья в России
    • 3. 3. Малоэтажное строительство в контексте реализации приоритетного национального проекта, но обеспечению населения России жильем

Мировой опыт и российская практика развития рынка строительных услуг: на примере жилищного строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономическая ситуация в стране за последние годы хотя и медленно, но начинает меняться к лучшему. Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России.

России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика — это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государства. Особая роль строительной отрасли в экономике заключается в том, что она участвует в создании и модернизации производственных и непроизводственных основных фондов для всех отраслей национальной экономики. Кроме того, целью деятельности любого общества является производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей членов этого общества, что невозможно без строительства. Именно строительство направлено на удовлетворение потребности человека в жилье, как одной из первоочередных и наиглавнейших потребностей человека. Именно строительство является одним из основных условий и материальной базой при удовлетворении других потребностей человека и общества в целом, в частности, обеспечивая материальную базу (в виде зданий и сооружений) производства и реализации товаров и услуг. Наконец, продукция строительной отрасли обеспечивает производство другой строительной продукции, предоставляя материальную базу в виде зданий и помещений для производства строительных материалов, которые в дальнейшем будут направлены на производство новой строительной продукции.

В данном аспекте изучение мирового опыта развития строительной отрасли и тенденций и закономерностей развития международной торговли строительными услугами представляет собой весьма актуальную тему для исследования.

В то же время экономический рост — не самоцель. Главное, чтобы количественное увеличение экономических показателей привело к изменению всех сторон социальной жизни: ощутимому повышению благосостояния людей, улучшению социального самочувствия, расцвету образования, науки, культуры. Современное понятие национальной конкурентоспособности охватывает не только экономический рост и наращивание производительности экономики, но и рост благосостояния и уровня жизни населения страны.

Несмотря на определенные успехи ситуация в социально-экономическом положении населения России оставляет желать лучшего. Действительно, реальные доходы населения увеличились, но это говорит только о том, что они стали выше по сравнению с доходами прошлых лет, в сравнении же с зарубежными аналогами, доходы российских граждан в среднем крайне низки, настолько, что не позволяют зачастую обеспечивать даже минимальные понятия о комфортном и здоровом уровне жизни, не говоря уже о приобретении жилья.

В этом плане повышается актуальность изучения именно жилищного строительства как одного из самых перспективных и важных секторов строительной отрасли.

Актуальность темы

повышается и в свете решения государственных проблем жилищного строительства и реализации приоритетных национальных проектов. Сегодня в создании благоприятных условий ведения бизнеса в этом сегменте и создании привлекательных условий, для покупателей заинтересованы все: государство, население, девелоперы, строители, производители стройматериалов и другие участники рынка. При этом ряд открытых вопросов, в том числе в области законодательства и экономики, сдерживают развитие строительства, что требует исследования и поиска рекомендаций по решению проблем.

Объектом исследования является строительная отрасль, а также национальная и международная торговля строительными услугами.

Предметом исследования являются основные тенденции и условия развития строительной отрасли и рынка строительных услуг в России и за рубежом.

Целью исследования является последовательный анализ практики развития рынка строительных услуг за рубежом и в России и проблем, возникающих в этой практике, а также выработка рекомендаций по решению этих проблем при развитии жилищного строительства в России с использованием мирового опыта.

Достижение поставленных целей исследования потребовало решения следующих основных задач:

• проанализировать современные тенденции развития строительной отрасли и рынка строительных услуг;

• выявить роль и значение строительства, прежде всего, жилищного в социально-экономической жизни страны;

• на основе опыта зарубежных стран выявить основные проблемы развития отрасли и рынка строительных услуг, в том числе и во взаимосвязи отрасли с другими рынками, включая рынок ипотечного кредитования, и возможные пути их решения;

• исследовать процесс развития российской строительной отрасли на примере жилищного строительства и сопоставить основные тенденции этого развития с мировым опытом;

• выявить причины недостаточной обеспеченности населения России жильем в свете проблем и перспектив развития национального жилищного строительства и предложить возможные пути решения указанных проблем, в том числе и за счет развития малоэтажного жилищного строительства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обобщении практики развития строительной отрасли и рынка строительных услуг в зарубежных странах, обобщении концептуальных подходов к регулированию строительной деятельности, а также выявлении основных проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства в России на сегодняшний день и оценки возможности использования зарубежного опыта для их решения.

Основные результаты исследования, определяющие научную новизну, состоят в следующем:

• выявлены основные особенности и тенденции развития строительства как сферы услуг и строительства как отрасли национальной экономики;

• определены основные направления развития строительства в контексте устойчивого развития, а также проанализирована в данном контексте взаимосвязь рынка строительных услуг и других рынков, включая рынок ипотечного кредитования;

• обобщена практика и выявлены основные подходы и инструменты государственного регулирования строительства в целом и жилищного строительства в особенности, включая практику государственно-частного партнерства в целях обеспечения доступности жилья, развития рынка строительных услуг, а также преодоления последствий ипотечного кризиса (на примере США);

• исследовано современное состояние жилищного строительства в России и его проблемы и перспективы;

• определены возможности применения зарубежного опыта для развития жилищного строительства в Российской Федерации и сформулированы рекомендации по решению финансовых, правовых и организационных проблем, возникающих в жилищном строительстве;

• проанализированы проблемы и перспективы развития малоэтажного жилищного строительства как одного из наиболее эффективных и перспективных инструментов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды ведущих зарубежных и российских ученых по проблемам мировой экономики и международных экономических отношений, экономического и социального развития страны, экономики отраслей, экономики строительства, проблемам конкурентоспособности и устойчивого развития. В работе также был использован широкий круг нормативно-правовых актов, как российских, так и зарубежных, ряд международных соглашений и документов международных организаций, статистические данные российские и международных организаций.

В процессе исследования были использованы методы экономического и логического анализа, математической статистики, элементы системного подхода и ситуационного анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты положения и рекомендации могут быть использованы при разработке государственно политики в области жилищного строительства и реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а также при разработке стратегии российских строительных компаний по развитию деятельности как на внутреннем рынке так и возможностей участия во внешней торговле строительными услугами с учетом зарубежного опыта. Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для органов государственного управления, организаций и учреждений, имеющих отношение к исследуемой тематике.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть также использованы при разработке учебных курсов по специальностям: мировая экономика и международные экономические отношения, экономика строительства.

Результаты, полученные в ходе исследования, апробированы в деятельности инвестиционно-строительного холдинга РОДЭКС-ГРУПопыт компании, в свою очередь, используется в экспертных заключениях органов государственной власти для выработки решений, направленных на повышение доступности жилья и обеспечения комфортного проживания гражданам России.

Заключение

.

На базе выполненного исследования могут быть сделаны следующие основные выводы:

1. Сегодня торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов современной мировой торговли. Опережая по темпам прироста торговлю товарами, торговля услугами становится одним из ведущих факторов развитие национальных экономик и мирового хозяйства в целом. При этом помимо своей собственной экономической значимости, услуги сегодня также вносят значительный вклад в развитие производства большинства товаров. Это особенно верно для строительных услуг, так как строительная отрасль занимает в национальной экономике особое место, как именно эта отрасль участвует в создании и модернизации основных производственных и непроизводственных фондов для остальных отраслей экономики.

Если проанализировать практику мировой торговли услугами, то можно выделить следующие основные отличительные черты и тенденции в развитии международного импорта и экспорта строительных услуг, а также инженерных услуг, относящихся к строительной сфере:

• Базой для современного импорта и экспорта строительных и инженерных услуг является проектно-ориентированная интернационализация экономики;

• В международной торговле строительными и инженерными услугами наиболее распространены услуги, связанные с реализацией крупных проектов в области энергетики, транспорта, а также с инфраструктурными объектами и городским строительством.

• Современному строительству присуща сложная структура, характеризирующаяся наличием дополнительных звеньев, в виде кооперации, субподрядных отношений и тесной связью с представлением определенных услуг, связанных с коммерциализацией интеллектуальной собственности.

Современный рынок строительных и связанных со строительством инженерных и проектных услуг, характеризуется трансформацией строительного комплекса в инвестиционно-строительный. Мировой рынок строительных услуг отличается отсутствием явно выраженного рыночного доминирования каких-либо крупных игроковрынок характеризуется высокой степенью конкуренции и гибкости. К тенденциям развития рынка строительных услуг последних лет можно отнести быстро изменяющуюся экономическую среду, тенденцию к приватизации предприятий коммунального хозяйства, глобализацию потребителя строительных услуг.

Рынок строительных услуг тесно связан с международными инвестициями, а также с перемещением физических лиц и результатов интеллектуальной деятельности через национальные границы. Наблюдается значительное обострение конкуренции на рынке строительных услуг в связи с ростом требований к качеству, безопасности и экологичности возводимых зданий и сооружений, в особенности объектов жилищного строительства и таких объектов социальной инфраструктуры, как образовательные учреждения, объекты здравоохранения и т. п. Соответственно возрастает зависимость от качества продукции и услуг смежных отраслей и производств, в частности качества и безопасности строительных материалов и технологий, качества и эффективности управленческих, финансовых и информационных услуг и т. д.

Наконец, современных рынок строительных услуг характеризуется тенденцией к увеличению роли саморегуляции одновременно с повышением роли международных норм и стандартов, включая нормы и стандарты устойчивого развития, экологической безопасности, а также к либерализации, в том числе и в рамках реализации Генерального соглашения по торговле услугами и деятельностью ВТО.

2. Целыо деятельности любого общества является производство материальных и нематери&пьных благ для удовлетворения потребностей членов этого общества. Удовлетворение этих потребностей невозможно без строительства, поскольку именно строительство направлено па удовлетворение потребности человека в жилье, как одной из первоочередных и наиглавнейших потребностей человекакроме удовлетворения потребности человека в жилье, строительство также является одним из основных условий и материальной базой при удовлетворении других потребностей человека и общества в целом, в частности, обеспечивая помещения для производства, хранения и сбыта продуктов питания, товаров народного потребления, услуг социального обеспечения, здравоохранения и т. д.- продукция строительной отрасли обеспечивает материальную базу для создания средств производства, которые в дальнейшем используются для создания продукции и товаров, удовлетворяющих потребности человека и обществанаконец, продукция строительной отрасли обеспечивает производство другой строительной продукции, предоставляя материальную базу в виде зданий и помещений для производства строительных материалов, которые в дальнейшем будут направлены па производство новой строительной продукции.

3. Строительство и дальнейшая эксплуатация построенных объектов зачастую оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это ситуация порождает, но мнению автора, три основных проблемы: экологическую, требующую уменьшения нагрузки на окружающую среду в ходе строительства и эксплуатации зданий, в том числе и жилых домов, и сохранения существующих экосистемсоциальную, требующую сочетать экономические интересы предприятий отрасли, потребности населения в комфортном и безопасном жилье и задачи здравоохранения и улучшения демографической обстановки в странеи экономическую, ведущую к необходимости выбирать наименее ресурсозатратые материалы и технологии, добиваться снижения издержек при одновременном повышении качества и безопасности материалов и технологий.

Если подходить к оценке перспектив развития той или иной отрасли или отдельного предприятия с этой точки зрения, то иногда развитие отдельных видов производств, выпуск отдельных видов продукции или, наоборот, перепрофилирование производств и замена продукции другими видами, не может считаться целесообразным, так как не ведет к обеспечению необходимого уровня экономической эффективности изменений. Однако в масштабе страны эффект может быть значительным, а в случае экологической составляющей изменений, речь уже может идти об эффекте глобальном. Таким образом, социальные и экологические результаты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, сегодня становятся дополнительными показателями эффективности деятельности предприятия, отрасли, и, в конечном итоге, всего хозяйственного комплекса страны.

Исходным методологическим положением, на основе которого может быть сформирован механизм гармонизации интересов разных субъектов хозяйствования как па уровне экономики в целом и на уровне отдельной отрасли, но мнению автора, является общая заинтересованность в стабильности настоящей социально-экономической и экологической ситуации в стране, а также сохранения стабильности в будущем. Именно это положение применительно к строительству легло в основу одной из важнейших и весьма перспективных тенденций в развитии современной мировой строительной индустрии — это так называемое устойчивое или зеленое строительство, которое сформировалось в рамках общей концепции устойчивого развития и явилось еще одним примером экологизации и социализации экономической научной мысли.

4. Как показывает практика, любая, даже самая продуманная, идея сама по себе не принесет необходимого социально-экономического и экологического эффекта, если она не сопровождается комплексом мероприятий, воплощающих взвешенную государственную стратегию, направленную па практическую реализацию указанной концепции. В свою очередь, реализация любой государственной стратегии опосредуется, прежде всего, нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. Именно сочетание теоретической концепции, продуманной государственной стратегии и политики и законодательной базы, закрепляющей механизм воплощения теории в практику, по мнению автора, является той основой, которая обеспечивает жизненность и действенность любой идеи.

Задача государства, не вмешиваясь в предпринимательскую инициативу участников рынка обеспечить такую реализацию своей социально экономической политики, которая максимально отвечала бы требованиям социально-экономического развития государства и обществаобеспечивала бы функционирование рынка в случаях, когда саморегуляция рынка либо не действует достаточно эффективно (например, в случаях необходимости обеспечения продукцией жилищного строительства социально незащищенных слоев населения) — создавала бы необходимую для развития рынка и строительной отрасли в целом инфраструктуруобеспечивала бы ясные и четкие нормы и правила деятельности участников рынка и, что также немаловажно — нормы и правила участия самого государства на рынке — и в качестве хозяйствующего субъекта (например, при государственном заказе не продукцию строительной отрасли), и в качестве регулирующей и контролирующей инстанциистимулировала бы развитие строительной отрасли, не создавая преференций, которые могли бы нарушить действие рыночных механизмов и конкуренцию в отрасли.

5. Строительная отрасль и рынок строительных услуг в силу своей специфики тесно связаны со многими другими отраслями и рынками. В частности, если брать в качестве примера рынок услуг жилищного строительства, то наблюдается тесная связь его с финансовыми рынками, прежде всего с рынком ипотечного кредитования. Рассмотрение этой взаимосвязи на примере ипотечной системы США и современного ипотечного кризиса, позволяет выделить основные направления этой взаимосвязи, и, на основании такого анализа, выделить основные направления политики в целях предотвращения такого рода кризисов и ликвидации их последствий. Эти направления заключаются в комплексе мер государственной социально-экономической и финансовой политики, программ сотрудничества государства и частных институтов и компаний в рамках государственно-частного партнерства, а также пересмотра принципов регулирования ипотечных кредитов и развития строительной отрасли.

6. Несмотря на достаточно высокие темпы жилищного строительства в России на российском рынке жилья существует значительный потенциальный спрос. Реальный платежеспособный спрос па сегодняшний день значительно ниже потенциального, по он, несомненно, будет расти по мере улучшения уровня жизни населения и развития различных инструментов, способствующих приобретению населением жилья (ипотека, социальное жилье и т.н.), что приведет к продолжению роста цен на жилье и осложняет задачу обеспечения населения России доступным и комфортным жильем. Проблема обеспеченности жильем был и по-ирежиему остается острейшей проблемой страны.

Одной из общих мер, но реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», предусмотренной в рамках каждого направления, является развитие необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей законодательную основу для осуществления проекта. С точки зрения автора, но осуществлению указанной меры была проделана значительная работа. Только в 2004;м году были приняты около трех десятков нормативно-правовых актов, направленных на законодательное обеспечение формирования рынка доступного жилья. И это только на федеральном уровне. На уровне субъектов Российской Федерации также ведется работа по формированию необходимой нормативпо-нравовой базы. Практически в каждом регионе есть свои законы, другие нормативные акты, программы, концепции, инструкции по данному вопросу. Однако формирование необходимой базы даже на уровне законов, на наш взгляд, еще не завершено. Необходимо внесение главы в Жилищный кодекс Российской Федерации относительно малоэтажного строительства. По-прежнему остаются несовершенными отдельные положения Земельного кодекса. Есть проблемы в законодательстве об ипотечном кредитовании и в градостроительном законодательстве. Так, одна из основных, по мнению автора, проблем, которая блокирует развитие строительного комплекса, — отсутствие полноценной градостроительной документации. Такие перспективные планы развития территорий должны иметься и в субъектах Российской Федерации, и в муниципалитетах, и во всех населенных пунктах. Во многих регионах, к сожалению, еще остаются в действии прежние планы, подготовленные в советский период, которые совершенно неактуальны и могут только затруднять реализацию приоритетного национального проекта и федеральных целевых программ.

7. Малоэтажное строительство ассоциируется зачастую с элитными коттеджами или е малобюджетным и недостаточно качественным строительством в сельской местности. Между тем, малоэтажное строительство является серьезным резервом для реализации задач обеспечения населения России не только комфортным, но и доступным жильем. Малоэтажное строительство, по мнению автора, является одним из наиболее эффективных и перспективных инструментов реализации национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жильегражданам России». Кроме того, малоэтажное загородное строительство по сравнению с многоэтажным городским обладает рядом преимуществ, включая, но не ограничиваясь, следующие:

• при покупке загородного дома, за счет разницы в цене квадратного метра семья тратит меньше средств, приобретая дом большей площади (загородный дом в 120−150 квадратных метров в 2−3 раза больше городской квартиры при одинаковой цене).

• высокая скорость строительства;

• лучшая экологическая обстановка в пригородах;

• социальную однородность окружения;

• более низкий уровень криминогенной опасности;

• возможность сочетать индивидуальную изолированность в пределах дома с социальными отношениями внутри сообществ, возникающих в местах малоэтажной застройки;

• возможность использования экологически чистых материалов, в частности, деревянные конструкции;

• экономия на расходах на строительство и содержание за счет того, что в такого рода постройках отсутствуют свойственные многоэтажному многоквартирному дому системы и механизмы (например, лифты, мусоропровод);

• более рациональное соотношение доступности и комфорта;

• влияние улучшения жилищных условий молодых семей не только на текущее время, но и на перспективу сказывается на улучшении демографической ситуации в стране.

8. Проблем и спорных вопросов при определении дальнейшего развития жилищного строительства в России достаточно, часть из них была проанализирована детально в работе, здесь хотел бы сформулировать следующие основные рекомендации применительно к развитию жилищного строительства в целом и малоэтажного строительства в частности:

• Осуществить реальную либерализацию рынка земли и повысить эффективность использования земельных ресурсов — обеспечить прозрачность рынка земливнедрить методы зонирования земель с использованием зарубежного опыта, в частности опыта США в этом направлениизавершить доработку земельного и градостроительного законодательства РФпринять меры, ограничивающие размах спекулятивных сделок с землей, включая строго целевое использование земельных участков, налоговое регулирование, решить проблему использования земель сельскохозяйственного назначения под жилищное строительство, прежде всего земель, непригодных для дальнейшего ведения сельского хозяйства.

• Упростить процедуры согласования инвестиционно-строительных проектов — разработать регламент для максимального упрощения процедур, связанных с согласованием инвестиционно-строительных проектов, и получением технических условий для застройщиков.

• Определить, кто именно является инструментом реализации национального проекта — не ограничиваясь привлечением к реализации национального приоритетного проекта только объединения граждан в виде кооперативов, привлекать и иных субъектов к реализации проекта, включая крупные вертикально-интегрированные компании, обладающие реальной возможностью реализовывать цели проекта и необходимыми знаниями и технологиямиразработать критерии, которым должна соответствовать организация для получения преференций, объемы и перечень которых также должны быть переменными в зависимости от степени вовлеченности организации в приоритетный национальный проект.

• Упростить привлечение иностранной рабочей силы — внести изменения в существующую законодательную базу для упрощения процедуры привлечения иностранной рабочей силы, поскольку действующие законы практически не работают, а рост объемов строительства неминуемо приведет к дефициту трудовых ресурсов.

• Припять меры, включая законодательные и организационные, для предотвращения монополизации товарных рынков и обеспечения свободной конкуренции.

И, наконец, по мнению автора, многие существующие на сегодняшний день проблемы и недостатки в сфере жилищного строительства и развития рынка строительных услуг могут быть устранены государством при наличии политической воли и путем внесения соответствующих изменений в законодательство и подзаконные акты, а также путем совершенствования практики применения нормативно-правовой базы. Оставляя за собой определенный объем разрешительных и контролирующих функций, государство должно содействовать развитию рыночных механизмов в жилищном строительстве, включая такие элементы этих механизмов, как конкуренция, свобода выбора форм и методов предпринимательской деятельности, а также равного доступа участников рынка к ресурсам, обеспечивающим возможность реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные издания и документы
  2. Конституция Российской Федерации. Российская газета, № 237. 25.12.1993.
  3. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. -Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-Ф. Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44. Ст. 4147. Российская газета, N 211−212, 30.10.2001.
  6. Жилищный кодекс РФ от от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1). Ст. 14. Российская газета, N 1, 12.01.2005.
  7. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Российская газета, N290, 30.12.2004.
  8. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. -Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
  9. Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ. -Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  10. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве». Российская газета, N 118−119, 23.06.2001.
  11. Ю.Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Российская газета, N 137, 22.07.1998. Собрание законодательства РФ, 20.07.1998, N 29, ст. 3400.
  12. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
  13. Федсральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Собрание законодательства РФ, 01.03.1999. N 9. Ст. 1096.
  14. Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Бюллетень нормативных актов, N 2−3, 1992.
  15. Федеральный закон РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Российская газета, N 16, 26.01.2002.
  16. Федеральный закон РФ от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 41.
  17. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Российская газета, N 153−154, 10.08.2001. Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430.
  18. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  19. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556. Российская газета, N 232, 30.11.1995.
  20. Федеральный закон РФ от 26.03.2003 N 35-Ф3 «Об электроэнергетике». Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177. Российская газета, N60, 01.04.2003.* 1
  21. Федеральный закон РФ от 11.11.2003 N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Собрание законодательства РФ, 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448. Российская газета, N 234, 18.11.2003.
  22. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N47, ст. 4473.
  23. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002−2010 годы». Собрание законодательства РФ, 24.09.2001, N 39, ст. 3770.
  24. Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 «Об утверждении положения о Федеральном Агентстве кадастра объектов недвижимости». Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, N 34, ст. 3554.
  25. Постановление Правительства РФ от 11.08.2006 N 481 «О дополнительных мерах по реализации мероприятий по обеспечению жильем отельных категорий граждан, осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002−2010 годы».
  26. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 286 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству». Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2568.
  27. Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства». Собрание законодательства РФ, 25.03.2002, N 12, ст. 1149.
  28. Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ", 17.01.2000, N 3, ст. 278.
  29. Послание Президента России Федеральному собранию РФ от 26 апреля 2007 года. Российская газета, N 90. 27.04.2007.
  30. Монографии, учебники, брошюры, справочные издания
  31. Л.И. Избранные труды: В 4-х томах. М.: ОАО «НПО „Экономика“». 2000.
  32. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. проф. Рыбалкииа В. Е. М.: Международные отношения. 1999. — 304 с.
  33. А. Н., Казаков Ю. Н., Пасяда Н. И., Денисова И. В. Теория и практика малоэтажного жилищного строительства в России. М.: Гуманистика, 2005. 564 с.
  34. И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000.
  35. В. Н, Макбин Э. А. Международные аспекты экономики развития. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2002.
  36. Н.И., Казанский Ю. Н., Клюев А. Ф. и др. Экономика строительства: Ч. 1: Учебник для вузов. 2003. 368 с.
  37. К. И., Сапожников В. Н. Научные проблемы экономики строительства. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. 224 с.
  38. С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. М.: Ступени, 2004. — 303 с.
  39. М.М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1986.
  40. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения.- М.: Финансы и статистика, 1996.
  41. К.А. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004.
  42. П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильяме, 2007. — 432 с.
  43. Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. -М.: Юнити-Дана, 2005. 448 с.
  44. Инвестиционное поведение российских предприятий. Коллектив авторов: С. Дробышевский, А. Радыгин, И. Горшунов, О. Изряднова, А. Ильин, Г. Мальгинов, М. Турунцева, С. Цухло, И. Шкребела. М., 2003.- С. 497.
  45. Инновационный менеджмент. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 1997.
  46. М. И., Шварц Н. JI. Структура рынка и инновации: обзор. Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003.
  47. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 1. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-456 с.
  48. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 2. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 480 с.
  49. М.М. Основы внешнеэкономической деятельности в строительстве. 2001.
  50. В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007. — 672 с.
  51. Международные экономические отношения. Интеграция. Щербанин Ю. А., Рожков Н. Л" Рыбалкин В. Е. Фишер Г. М.: ЮНИТИ, 1997.
  52. Международные экономические отношения. Под ред. профессора В. Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -519 с.
  53. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. Под ред. Г. Б. Клейнера. РАН. Центр. Экон-мат. Ин-т., 2001.
  54. Мировая экономика. Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
  55. Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хазбулатова. Ч. 1. М.: Гардарики, 2006. -672 с.
  56. Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хазбулатова. Ч. 2. М.: Гардарики, 2006. -720 с.
  57. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.
  58. Р. А. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2004.
  59. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005. — 608 с.
  60. М. Международная конкуренция. М., 1994.
  61. В.А., Щербанин Ю. А., Щетинин В. Д. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2007. — 592 с.
  62. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  63. Дж. Экономикс. СПб.: Питер, 2007. — 608 с.
  64. И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2007. — 272 с.
  65. Н. С., Михнеиков О. В., Щербакова Т. С. Стратегический менеджмент в строительстве. М.: Инфра-М, 2004. 336 с.
  66. Строительство в России 2006. М.: Росстат, 2006. 208 с.
  67. Е. А. Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2003. 224с.
  68. И.П., Сабельников JI.B., Пресняков В. Ю. и др. Мировая экономика. М.: Экономисть, 2007. — 864 с.
  69. Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992−2015. -М.: Экономика, 2005. 606 с.
  70. JI.M. Экономика строительства. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
  71. . JI.M. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
  72. Jl. М. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. Цели и показатели. СПб.: Питер, 2002. 256 с.
  73. Ю.А. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007. — 416 с.
  74. Экономика строительства. Под ред. И. С. Степанова. М.: Юрайт-Издат, 2007. 624 с.
  75. Miller R.L. Economics Today. The Macro View. New York: Addison-Wesley, 2001.
  76. The World Competitiveness Yearbook 2005. Publication of IMD, 2005.
  77. The Global Competitiveness Report 2005−2006.
  78. Научные статьи в журналах и средствах массовой информации
  79. Грей К.Ф., JIapcon Э. У. Управление проектами. Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1.
  80. Д. Дмитриев К., «Инвестиции в России: начало бума?», «Ведомости», Москва, 10.12.200 285.0мельченко Е. В. Экологический фактор устойчивости. Журнал «Барьер безопасности» № 7−8, изд-во РАДОН ПРЕСС, 2002.
  81. Разумнова J1. J1. Регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности. Проблемы прогнозирования, 1997, № 5.
  82. Устойчивое развитие — приоритет XXI века. Устойчивое развитие: Информ. сб. ВИНИТИ. — 1999. — № 2.
  83. Boltho A. The assessment: international competitiveness. Oxford Review of Economic Policy, 1996, № 12(3).
  84. Howarth R.B. Sustainability as opportunity. Land Econ. 1997. Vol. 73, № 4.
Заполнить форму текущей работой