Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ топливоиспользования и загрязнения воздушной среды при эксплуатации тепловозного парка железных дорог России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна заключается: в получении результатов комплексного анализа топливоиспользования и загрязнения воздушной среды при эксплуатации тепловозного парка железнодорожного транспорта Россиив проведении структурного анализа тепловозного парка железных дорогв определении доли потребления топлива тепловозным парком в общем топливопотреблении отраслив оценке вклада тепловозного парка… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТОПЛИВОПОТРЕБЛЕНИЯ 10 НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ
    • 1. 1. Структурный анализ топливопотребления на 10 железнодорожном транспорте России
    • 1. 2. Оценка влияние тепловозного парка на 21 загрязнение воздушной среды
  • Выводы
  • 2. СОСТАВ ВЫБРОСОВ ПРИ СЖИГАНИИ РАЗЛИЧНЫХ 25 ТОПЛИВ
    • 2. 1. Состав выбросов при сжигании различных 25 топлив
    • 2. 2. Нормирование токсичности отработавших газов 31 дизеля
    • 2. 3. Образование загрязняющих веществ в дизелях 35 тепловозов
  • Выводы
  • 3. АНАЛИЗ ТЕПЛОВОЗНОГО ПАРКА ЖЕЛЕЗНЫХ 42 ДОРОГ РОССИИ
  • Выводы
  • 4. РАСЧЕТ МАССЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ 57 ВЕЩЕСТВ ОТ ТЕПЛОВОЗНОГО ПАРКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ
    • 4. 1. Расчет массы выбросов загрязняющих веществ 57 от тепловозов по расходу топлива
    • 4. 2. Расчет массы выбросов загрязняющих веществ' 77 от тепловозов по скорости их выброса в атмосферу
    • 4. 3. Роль тепловозного парка в парниковом 91 эффекте
  • Выводы
  • 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ 95 ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
    • 5. 1. Факторы, влияющие на токсичность 95 отработавших газов
    • 5. 2. Мероприятия по снижению выбросов вредных 99 веществ
    • 5. 3. Контроль экологической безопасности 103 тепловозных дизелей
  • Выводы

Анализ топливоиспользования и загрязнения воздушной среды при эксплуатации тепловозного парка железных дорог России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Охрана окружающей среды является важнейшим фактором экономического развития и выживания человечества в мировом масштабе. На международной конференции в Рио-де-Жанейро, состоявшейся в 1992 г., была подчеркнута необходимость охраны окружающей среды. 141] Окружающая среда должна рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента общих решений по развитию в регионах промышленности, транспорта и населенных пунктов. В частности, одной из главных проблем снижения антропогенного воздействия на окружающую среду результатов жизнедеятельности современного общества является проблема уменьшения загрязнения атмосферного воздуха.

В декабре 1997 г. в Киото (Япония) был принят специальный Протокол, дополняющий Конвенцию и устанавливающий уровни выбросов парниковых газов и показатели уменьшения их на предстоящие годы для многих развитых стран. Россией Протокол был ратифицирован в ноябре 2004 года.

Железнодорожный транспорт по сравнению с прочими видами транспорта не является самым активным источником загрязнения биосферы, но в совокупности с объектами-загрязнителями других отраслей промышленности создает серьезную угрозу для окружающей среды.

Работа железнодорожного транспорта основана на использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Железнодорожный транспорт потребляет электроэнергию, дизельное топливо, топочный мазут, уголь и продукты его переработки, природный горючий газ, дрова, бытовое печное топливо и др.

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в отрасли определяется структурой энергетики железнодорожного транспорта, которая объединяет под общим названием совокупность топливо-энергопотребляющих и энергогенерирующих установок железнодорожного транспорта, а также систем, обеспечивающих их работу.

В 2004 году суммарный расход топливно-энергетических ресурсов в целом по ОАО «РЖД» составил около 26 млн. тонн в условном исчислении. В тяговой энергетике доля потребления ТЭР в условном исчислении составляет 62,3% от общего их потребления в отраслипри этом 47,1% ТЭР используется в электрической тяге и свыше 15% - в дизельной. Соответственно потребности нетяговой энергетики составляют около 38%. Из этого объема около 23,65% потребляется в стационарной теплоэнергетике, более 10% - расходуется на производственно-бытовое электропотребление и около 4% составляет прочее потребление.

Наибольшее количество топлива потребляется в локомотивном хозяйстве железных дорог России (практически все дизельное топливо и около 18% -котельно-печного топлива, т. е., около 44% всего топлива, поступающего на железнодорожный транспорт).

В связи с этим локомотивное хозяйство является одним из главных источников загрязнения окружающей среды в отрасли. Особенность его влияния на окружающую среду заключается в том, что основная доля загрязнений от объектов локомотивного хозяйства связана с использованием ТЭР, т. е. с эксплуатацией тепловозов, дизель — поездов, котельных, производственно-бытовых теплопотребляющих комплексов, теплотехнических систем и установок.

Таким образом, исследование и оценка влияния теплоэнергетических объектов локомотивного хозяйства на окружающую среду является актуальной задачей.

Проблемами теплоэнергетики железнодорожного транспорта и ее влиянием на окружающую среду на протяжении многих лет занимались Е. Т. Бартош, JI. К. Кистьянц, Е. М. Юдаева, Б. Н. Минаев, Ю. Н. Панков, Г. П. Мокриденко, Е. Н. Школьников, С. С. Петраковский, В. И. Панферов, Н. В. Москалев, В. М. Бельков, Н. П. Зубрева, Н. А. Шарпова, Е. И. Сковородников, Д. Я. Носырев и др.

Целью работы является оценка воздействия тепловозного парка железных дорог на загрязнение воздушной среды с учетом анализа топливоиспользования, структуры и состояния тепловозного парка, а также оценки влияния мер по уменьшению вредных выбросов в атмосферу при сжигании в дизелях тепловозов моторного топлива. Задачи исследования: разработать методику автоматизированного расчета массы загрязняющих воздушную среду веществ при эксплуатации тепловозоввыполнить анализ структуры и состояния тепловозного парка России с целью определения вклада отдельных депо, каждой дороги и сети в целом в загрязнение воздушного бассейнаоценить влияние отдельных методов и мероприятий по сокращению вредных выбросов от тепловозов в атмосферу.

Методика исследований основывалась на: обобщении статистических данных с использованием ведомственных отчетностей Департамента локомотивного хозяйства, Департамента безопасности движения и экологии МПС России и ОАО «РЖД» — расчете массы загрязняющих веществ от тепловозов при сжигании топливарезультатах сравнительного анализа количества загрязняющих веществ, полученных расчетом, и непосредственных данных ведомственных отчетностей Департаментов безопасности движения и экологии МПС России и ОАО «РЖД» .

В качестве объекта исследования рассмотрен тепловозный парк, как основной потребитель топлива и источник загрязнения окружающей среды в локомотивном хозяйстве железных дорог России.

Предметом исследования являлись топливоиспользование и загрязнение воздушной среды при эксплуатации тепловозного парка железнодорожного транспорта.

Научная новизна заключается: в получении результатов комплексного анализа топливоиспользования и загрязнения воздушной среды при эксплуатации тепловозного парка железнодорожного транспорта Россиив проведении структурного анализа тепловозного парка железных дорогв определении доли потребления топлива тепловозным парком в общем топливопотреблении отраслив оценке вклада тепловозного парка в суммарное загрязнение воздушной среды теплоэнергетическими объектами железнодорожного транспортав результатах расчета массы загрязняющих веществ по количеству сожженного топлива и скорости выбросов их в атмосферу для различных типов тепловозов, отдельных депо, дорог и сети в целом.

Практическая значимость диссертации состоит: в результатах структурного анализа тепловозного парка железнодорожного транспортав разработке метода автоматизированного расчета массы выброса в атмосферу компонентов загрязняющих веществ по количеству сожженного топлива и по скорости их выброса для отдельного тепловоза, депо, дороги и сети в целом.

Внедрение результатов работы:

Результаты, полученные в диссертации, были использованы Отделом охраны природы Департамента безопасности движения и экологии ОАО «РЖД при подготовке материалов для Государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001;2004 годах». [Приложение 1].

Научные положения и результаты, выносимые на защиту: определение места тепловозного парка локомотивного хозяйства в структуре топливопотребления отрасли и общем воздействии железнодорожного транспорта на окружающую средурезультаты расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу тепловозным парком с учетом его структуры и анализа топливоиспользованиясоздание метода автоматизированного расчета массы выбросов в атмосферу компонентов загрязняющих веществ по количеству сожженного топлива и по скорости их выброса для отдельного тепловоза, депо, дороги и сети в целом.

Личный вклад заключается: в анализе структуры топливопотребления отрасли и определении доли тепловозного парка с учетом его структуры и состояния в суммарном потреблении топлива хозяйствами железнодорожного транспортав оценке воздействия тепловозного парка на загрязнение воздушной средыв разработке системы автоматизированного расчета массы загрязняющих веществ при эксплуатации тепловозного парка. Апробация работы.

1. Международная научная конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Доклад О загрязнении природной среды железнодорожным транспортом, г. Тольятти 21−24 апреля 2004 г. Актуальные проблемы окружающей среды часть II, стр. 41 — 45.

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы» Экологические проблемы транспорта и энергетики 1 Доклад Контроль экологической безопасности тепловозных двигателей. Красноярск 18−20 октября. 2004 Том III, стр. 286 — 289.

3. Международная научная конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Доклад Токсичность тепловозного парка, г. Тольятти 20−23 апреля 2005 г, стр. 104 — 108.

4. Международная научная конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». «Методы оценки выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в воздушную среду», г. Тольятти 17−20 мая 2006 г, стр. 171 -176. Публикации.

Основное содержание диссертации отражено в 8 печатных работах. I I t.

1. СТРУКТУРА ТОПЛИВОПОТРЕБЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ.

Выводы:

Вредные загрязнения с выхлопными газами двигателей тепловозов поступают в атмосферу при сжигании дизельного топлива. Содержание вредных веществ в отработавших газах тепловых двигателей зависит от типа двигателя, его конструкции, рода и сорта топлива, регулировок, режима работы, изношенности деталей и многих других факторов. Поэтому для оценки массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо знать, сколько и каких тепловозов эксплуатируется в данном депо, на дороге и по сети в целом.

Всего в России насчитывается 17 железных дорог. Распределение тепловозов по дорогам неравномерно. Поездная работа осуществляется тепловозами двух основных назначений: маневровыми и магистральными, которые, в свою очередь, подразделяются на пассажирские и грузовые. Самыми распространенными являются маневровые тепловозы ЧМЭЗ (38,12%) с удельным расходом топлива 0,15 кг/мин. Далее следуют маневровые тепловозы серии ТЭМ2 (20,91%) с удельным расходом топлива 0,1 кг/мингрузовые тепловозы серии 2ТЭ10 (17,31%) с удельным расходом топлива 0,76 кг/мингрузовые тепловозы серии 2ТЭ116 (7,78%) с удельным расходом топлива 0,5 кг/ минтепловозы серии 2М62 (3,96%) с удельным расходом топлива 0,84 кг/миндалее — пассажирские тепловозы ТЭП70 (2,48%) и т. д.

Локомотивное хозяйство включает тяговый подвижной состав, здания депо и мастерских с оборудованием и служебно-бытовыми помещениями, пункты технического осмотра, склады песка, топлива и смазки, экипировочные устройства, базы запаса локомотивов и дома отдыха локомотивных бригад. Основной функцией локомотивного хозяйства является обеспечение железной дороги исправными локомотивами для выполнения плана перевозокорганизация обслуживания и ремонта локомотивов и мотор-вагонного подвижного составасоздание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.

При этом было установлено, что тепловозный парк характеризуется довольно большим «возрастом» локомотивов. Средний возраст тепловозов по сети железных дорог по состоянию на август 2005 года составил 18 лет, 42% -старше 20 лет, а 6% - старше 30 лет. Возраст менее 5 лет имеет только один процент локомотивов, находящихся в эксплуатации. Каждый год старение тепловозного парка по сети составляет примерно 0,5 года.

4. РАСЧЕТ МАССЫ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ.

ТЕПЛОВОЗОВ.

Одним из основных загрязнителей воздуха на железнодорожном транспорте России является его тепловозный парк. Основой для расчетного определения массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в настоящее время служит руководящий документ [64] РД 32.9 «Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу».

В этой методике тепловоз рассматривается как одиночный точечный неподвижный низкий источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, работающий на установившихся режимах. Масса выбросов загрязняющих веществ определяется для магистральных тепловозов, которые подразделяются на пассажирские и грузовые, и маневровых (с электропередачей и гидропередачей).

Масса загрязняющих веществ определяется двумя способами: по количеству сожженного топлива и по мощности (скорости) выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Рассмотрим первый способ.

4.1. Расчет массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов по расходу топлива.

Проведение систематического полного контроля и учета вредных выбросов при эксплуатации многочисленных и разнообразных по мощности и по типу тепловозов практически невозможно из-за ряда факторов, (в том числе из-за большой трудоемкости, невысокой точности получения непосредственных результатов и др.). Поэтому наиболее точным является метод по количеству сожженного топлива.

Для расчетов по этой методике необходимы данные о количестве топлива, сожженного тепловозами в конкретном виде движения за отчетный период и техническом состоянии тепловозов, связанным со сроком службы.

Для магистральных тепловозов рассчитываются массы выбросов: окислы азота NOx, окись углерода СО, углеводороды CnHm, сажа (содержание твердых частиц углерода) Сдля маневровых — окислы азота NOx, окись углерода СО, сажа (содержание твердых частиц углерода) С. Предполагается учет пяти состояний:

S = 1 — состояние соответствует новому тепловозу (после постройки) — S = 2 — новый, эксплуатируемый до 1ТР1- S = 3 — эксплуатируемый после 1ТР1- 8 = 4- эксплуатируемый после 1ТР2- S = 5 — эксплуатируемый после 2ТР1.

От состояния S зависит удельная фактическая (на единицу топлива) масса выбросов тепловозов. Эти данные из | 7 | представлены в таблице 4.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертации проведен комплексный анализ составляющих топливного баланса железнодорожного транспорта России, из которого следует, что потребление дизельного топлива локомотивами в 2004 году составило более 15% (3,943 тыс. т у.т.) от общего потребления (25,888 тыс. т у.т.) топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте.

2. Выполнен структурный анализ тепловозного парка по дорогам и типам тепловозов. Анализ позволил установить, что тепловозный парк России на 01.01.2003 г. состоял из маневровых тепловозов — 56%, грузовых — 40% и пассажирских — 4% при их среднем «возрасте» по сети железных дорог 18 лет (на август 2005 года). При этом оказалось, что 42% тепловозов имеет возраст старше 20 лет, а 6% - старше 30 лет. Возраст менее 5 лет имеет только один процент локомотивов, находящихся в эксплуатации. Самыми распространенными на сети железных дорог России являются маневровые тепловозы ЧМЭЗ (38,12%) — маневровые тепловозы серии ТЭМ2 (20,91%) — грузовые тепловозы серии 2ТЭ10 (17,31%) — грузовые тепловозы серии 2ТЭ116 (7,78%) — маневровые тепловозы серии 2М62 (3,96%) и пассажирские тепловозы ТЭП70 (2,48%).

3. За период с 2001 по 2004 г. г. выполнен статистический анализ расходов дизельного топлива по видам поездной работы для каждой из 17 железных дорог РФ и по сети дорог в целом. Результаты этого анализа были использованы для расчета массы выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду.

4. Расчет массы загрязняющих веществ производился с использованием двух методик, а именно, по расходу дизельного топлива и скорости их выброса в атмосферу. Результаты, полученные на основе данных о годовом расходе топлива, позволили установить, что общее количество выбросов загрязняющих веществ от тепловозного парка России в 2004 году составило (278,6 тыс. т) с распределением по компонентам: (NOx — 191,58 тыс. т, СО-47,23 тыс. т, CnHm — 28,71 тыс. т, С — 11,08 тыс. т). Подобные расчеты были выполнены для отдельных дорог и сети в целом с учетом видов поездной работы (магистральное и маневровое движение) за период с 2001 по 2004 годы.

По второй методике, т. е. по скорости выброса загрязняющих веществ в атмосферу, были сделаны расчеты массы компонентов загрязняющих веществ для каждого типа тепловоза и приведены к одному часу его эксплуатации с учетом доли относительного времени работы на каждой позиции контроллера.

5. Для расчета массы выбросов загрязняющих веществ по выше указанным методикам разработано программное обеспечение, позволяющее получить данные для отдельного тепловоза соответствующего типа, отдельной дороги и сети в целом с учетом вида и режимов поездной работы.

6. Проведена оценка эффективности различных мероприятий по снижению массы компонентов вредных выбросов при сжигании моторного топлива в дизелях тепловозов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Временные нормы и методы определения удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с отработавшими газами дизелей эксплуатируемых тепловозов. М.: Концерн «Трансмаш», МПС РФ, 1991. — 9с.
  2. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения: ГОСТ Р 50 953−96 М. Госстандарт РФ, 1996. -19с.
  3. Методика оценки экономической эффективности маневровых и промышленных тепловозов/ РТМ 24.040.016−81, Москва, 1981.
  4. Нормы предельных значений дымности отработавших газов тепловозных двигателей. Методы их контроля в эксплуатации. М.: Минприроды, МПС РФ, 1991. -28с.
  5. О создании Единой государственной системы контроля мониторинга: Постановление Совета Министров Правительства РФ от 24 ноября 1993. № 1229.// Экологическое право, Вып. 2. -М: изд-во МНЭПУ, 1994. С.305−310.
  6. Об управлении природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте: Указание МПС России № 133у от 14 августа 1996 г. М.: МПС РФ, 1996. 5с.
  7. Охрана природы. Атмосфера. Сборник государственных стандартов. М.: Издательство стандартов, 1993. 92с.
  8. Ю- Акопян Г. А. Пункт экологического контроля //Железнодорожныйтранспорт. 1996. -№ 11. С.42−43.
  9. И.Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт 1986. -176с.
  10. Анализ использования топливно-энергетических ресурсов в 2002 году. М.:МПС РФ, 2003. -140 с.
  11. Анализ использования топливно-энергетических ресурсов в 2004 году. М.:МПС РФ, 2005. -120 с.
  12. Анализ путей уменьшения токсичности дизелей/ В. А. Звонов, Е. И. Боженюк, А. П. Дядин и др.: Двигатели внутреннего сгорания. Харьков ХТУ, 1976, вып. 24, с. 115 124.
  13. Анализ технического состояния тепловозов и дизельного моторовагонного подвижного состава федерального транспорта Росси за 1998 год. М. Транспорт 1999 г. 64с.
  14. И.В. Анализ топливоиспользования и загрязнения окружающей среды при эксплуатации теплоэнергетических объектов локомотивного хозяйства железных дорог. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва-2004 г. 235 с.
  15. Б. А. Носырев Д.Я., Скачкова Е. А. Структура вредных выбросов из дизелей транспортных средств и экологическая безопасность // Материалы конференции: Безопасность транспортных систем. Самара .- 1998. с. 89 90.
  16. A.M., Гурский П. А., Новиков А. П. Тяга поездов и тяговые расчеты. М. «Транспорт», 1971, 280 с.
  17. Ф.Г., Захаров В. М., Полищук Н. З., Шайхутдинов З. Г. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив. М.: Машиностроение. — 1989 — 128с.
  18. В.И. Повышение экономичности дизелей одно из важнейших направлений совершенствования топливно-энергетического комплекса страны. // Двигателестроение. — 1991- № 5. с. З -4.
  19. В.Г. Снижение токсичности тепловозных дизелей // Железнодорожный транспорт. 1993. № 10 — с. 45 — 49.
  20. В.Г. Научные основы проектирования систем обезвреживания отработавших газов тепловозов. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук Москва -2005 г. 310 с.
  21. И.Л., Малов Р. В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля. М. Транспорт, 1968. 127 с.
  22. А.И. Локомотивные двигатели внутреннего сгорания. М., «Транспорт», 1978, 239с., с ил. и табл.
  23. А.И., Каганович Ю. И. Показатели процессов горения в тепловозном комбинированном двигателе. Двигателестроение, 1983, № 1, с. 12−14.
  24. В.И. Техническое диагностирование локомотивов. Уч. пособие М. УМК МПС России 1998 190с.
  25. Влияние передвижных источников железнодорожного транспорта на окружающую среду. Киселева Л. В., Виноградов
  26. B.В., Серая Н. В., Житная К.Г./Ред. Киселева Л. В. и др. // Экологическая безопасность транспортных магистралей: Сб. докл. научн. практ. конф. М.: МИИТ, 1998. С. 34.
  27. Влияние режимов эксплуатации тепловозов на токсичность отработавших газов. Скрежедневский В.В./ Ред Киселева Л. В. и др. //Экологическая безопасность транспортных магистралей: Сб. тез. докл 2-ой Всеросс. науч.-практ. конф. М.6 МИИТ, 1998.1. C.34.
  28. В.А. Прикладная экология: Учебн. пособие. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
  29. В.А., Емельянова Р. А. Структура локомотивного хозяйства/Экономика железных дорог. 2000. — № 9. с. 33−40.
  30. А.Е., Казанцев В. П. Маневровая работа на железнодорожном транспорте. М.: Трансполрт, 1978, 183 с.
  31. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во РУНД, 1998. — 214 с.
  32. В.К., Парунакян В. Э. Общий курс промышленного транспорта. -М.: Транспорт, 1990. 200с.
  33. А.А., Азеев B.C., Камфер Г. М. Топливо для дизелей, свойства и применение. М.: Химия, 1993 — 336 с.
  34. Диагностирование дизелей / Е. А. Никитин, J1.B. Станиславский, Э. А. Улановский и др. М. Машиностроение 1982 г., 224с.
  35. Дизели. Справочник. Под ред. В. А. Ванштейдта, Н. Н. Иванченко, JI.K. Коллерова. М.: Машиностроение, 1971, 312с.
  36. Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания. J1. Машиностроение. 1974−373с.
  37. Н. К. Чураев А.В. Проблемы защиты атмосферы от вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания // Конверсия в машиностроении 1995 г. № 5 — с. 51 — 54.
  38. В.М., Ставров Т. В., Загорский М. В. Как работают тепловозы ТЭМ 2 УМ // Локомотивы 1998 № 12 с. 32 -36.
  39. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. 565с.
  40. Защита окружающей среды от загрязнения отработавшими газами тепловых двигателей ж. д. транспорта: Экспресс информация. Серия: Локомотивы и локомотивное хозяйство.- М.: ЦНИИТЭИ МПС. 1981.№ 2 -16с.
  41. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М. Машиностроение, 1981, 158 с.
  42. В.А., Фурсов В. В., Солодовник П. С. Исследование динамики образования токсичных веществ в цилиндре дизеля. -В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. Харьков ХГУ, 1975, вып.21, с. 17−25.
  43. В.Н., Радовнцкнй И. В., Ценев В. А. О механизме сгорания дисперсных топливных систем // Химия и технология топлив и масел. 1985 — № 6. с. 28 — 29.
  44. Н.В., Кошкин В. К. Процессы сгорания в двигателях. М. 1949 г.
  45. Исследование влияния присадок к топливу на процесс образования и сгорания сажи в цилиндре дизеля. В кн. Снижение загрязнения воздуха в городе выхлопными газами автомобилей. М., 1971. с. 111−118.
  46. Комплексная оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду. Шарпова Н. А., Киселева Л.В.и др.// Экологическая безопасность транспортных магистралей: Сб. тез. доклд. 2-ой Всеросс. науч.-практ. конф. -М.МИИТ, 1998.-с.З
  47. М.З. Экология при ремонте и эксплуатации локомотивов // Железнодорожный транспорт 1995 -№ 3, с -45 — 46.
  48. Ю.П., Панков Ю. Н. железнодорожный транспорт и окружающая среда. М. ЦНИИТЭИ МПС, 1987. — 34с.
  49. А.П., Чичин В. А., Сакаев Э. К. Средства экологического контроля. // Локомотив 1999. — № 3 — с. 26 -28.
  50. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для высшей школы 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 400с.
  51. А. А. Тепловозные двигатели и их мощностные ряды. М. Машиностроение, 1967, 252 с.
  52. В.В. Угрозы экологической безопасности РФ и пути их снижения// Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация. М. ВИНИТИ, 2003, № 3 -С.44−51.
  53. Л.Я., Сучков Д. И. Оценка влияния параметров рабочего процесса, конструктивных факторов и режимов работы на токсичность двигателей внутреннего сгорания. Труды МИИТа, вып. 978, М., 2001. -с.101−104.
  54. Локомотивное хозяйство: Учебник для вузов ж. д. транспорта. С. Я. Айзинбуд, В. А. Гутковский, П. П. Кельперис и др. М.: Транспорт, 1986.-263с.
  55. Локомотивные энергетические установки: Учебник для вузов ж. д. транспорта. / А. И. Володин, В. И. Зюбанов, В. Д. Кузмич и др.: Под ред. А. И. Володина. М.: ИПК «Желдориздат», 2002. 718с.
  56. Р.В. Проблема уменьшения выброса вредных веществ тепловозами. // Железнодорожный транспорт. 1982. — № 5 — с. 39−43.
  57. Р.В. Рабочие процессы и экологические качества ДВС // Автомобильная промышленность 1992 — № 9, — с. 10−15.
  58. Р.В., Панков Ю. Н. Нейтрализация отработавших газов маневровых тепловозов // Электрическая и тепловозная тяга -1989 -№ 7.-с. 39−41.
  59. В.А., Баширов P.M., Габиров И. И., Кислов В. Г. Токсичность отработавших газов дизелей. 2-ое изд., М. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002, — 376 е., ил.
  60. Н.Н., Дикаревский B.C. Вопросы экологии на железнодорожном транспорте: Сб. науч. тр. С-Пб.: ПГУПС, 1992. -67с.
  61. Н.Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте.: Учебник. М.: Транспорт, 1996. -238с.
  62. В.З. Процессы сгорания в двигателях: Учеб. пособие М. МАДИИ, 1980−76с.
  63. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществот тепловозов в атмосферу: Руководящий документ от 27 января 1998 г. №Б-90у. РД 32.94−97. М.: МПС РФ, 1998.- 131 с.
  64. Методы уменьшения токсичности двигателей: методические указания Часть 2. Составитель Малов Р. В. М.: МИИТ,.1986. -23с.
  65. .Н. О подготовке специалистов теплоэнергетиков для железнодорожного транспорта//Вопросы теплоэнергетики и экологии на железнодорожном транспорте. — М: МИИТ. — 2001, С. 3−8
  66. .Н., Хрунова И. М. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте//Вопросы теплоэнергетики и экологии на железнодорожном транспорте. М: МИИТ, 2001. — С. 9−17.
  67. B.C. Пособие теплоэнергетику железнодорожного транспорта. М., «Транспорт», 1973, 392 с.
  68. .Л. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте РФ в 1999 году.: Экспресс-информация. Серия: экология и железнодорожный транспорт./Ред. Москалев Н. В. и др. -М.: ЦНИИТЭИМПС, 2000. № 1-е. 1−10.
  69. А.С. Мировые тенденции в области развития технических средств тепловозной тяги: Обзорная информация. Серия: Локомотивы и локомотивное хозяйство. Ремонт локомотивов. М.: ЦНИИТЭИ МПС РФ, 2003. № 1. С 1 -11.
  70. Д.Н., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. М.: Выш. шк., 1986.
  71. Л. А. Технологии снижения вредных выбросов тепловозов // Двигателестроение 1997 № 1 2. с. 49 — 51.
  72. Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение 2002 г. № 2 с. 23 -27.
  73. JI.A., Юрченко Э. Н., Шляхов В. А. Создание установок очистки газов для стационарных дизелей и испытательных станций // Двигателестроение. 1995, № 182 с. 72 77.
  74. Д.Я., Скачкова Е. А., Калмыков А. С. Влияние конструкции тепловозных двигателей на выбросы вредных веществ// Вестник инженеров электромехаников железнодорожного транспорта. Самара: СамИИТ. 2003. № 1. -с.338−340. Ю.Е.
  75. Д.Я., Скачкова Е. А., Росляко А. Д. Выбросы загрязняющих веществ тепловозными дизелями в условиях эксплуатации. Учебное пособие для студентов специальности 150 700 Локомотивы. — Самара: СамГАПС, 2003, — 102 с.
  76. Д.Я., Тарасов Е. М., Левченко А. С. Махонько В.П. Научные основы контроля и диагностирования тепловозных дизелей по параметрам рабочих процессов. Самара: СамИИТ, -2001, — 174 с.
  77. О выполнении «Экологической программы железнодорожного транспорта на 1996 2000г.г.» и природоохранной деятельности железнодорожных предприятий в 2000 году. № Г-3990 от 13.04.2001. М. МПС России, 2001. -38с.
  78. А.О. Железнодорожный транспорт и экология// Железнодорожный транспорт. 1999. — № 12. С. 71−73.
  79. А.С., Калиш Г. Г. и др., Двигатели внутреннего сгорания. М. 1951
  80. Основные направления развития и социально-экономической политики железнодорожного транспорта на период до 2005 года // Локомотив 1996 г. № 5, 6, 7.
  81. Отчет о расходе топлива, тепло энергии и электроэнергии за 2000 г.: Форма статистической отчетности ТХО-3. М.:МПС РФ, 2000 -4с.
  82. Отчет об основных технических средствах локомотивного хозяйства МПС РФ на 1 января 2002 г.: Форма статистической отчетности АГО -2, — МПС РФ, 2002 -9с.
  83. Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива за 2000 г.: Форма статистической отчетности 4-топливо. М.: МПС РФ, 2000 г.-4с.
  84. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. / Ред. Зубрева Н. И., Шарпова Н. А. М. УМК МПС России, 1999. -592с.
  85. Е.Н. Экология транспорта: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 2000. -248с.
  86. Ю.Н. Меры по сокращению вредных выбросов тепловозных дизелей// Железнодорожный транспорт: Обзорная информация. Серия: Локомотивы и локомотивное хозяйство. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1992. № 1 .- 36с.
  87. Н.П. Системный подход при оценке воздействия железной дороги на окружающую среду.// Транспортное средство. 2000. — № 12. — с.14−18
  88. Пассажирский тепловоз ТЭП 70 / В. Г. Быков, Б. Н. Морошкин, Г. Е. Серделевич и др. М.: Транспорт, 1976,332 с.
  89. Пассажирский тепловоз ТЭП 60 / Г. А. Жилин, М. С. Малинов, A.M. Родов и др. З-ен изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1976,376с.
  90. А.Б. Диагностирование локомотивов// Локомотивы: 1992 № 6, с. 22 -29.
  91. М.Н., Овчинников В. М. Нормирование качества окружающей среды. Гомель. :БелГУТ, 1993. — 67с.
  92. Л.А., Хуторянский Н. М., Кононов В. Е. Тепловозы: Механическое оборудование, устройство и ремонт. М.: Транспорт, 1986. — 328с.
  93. Правовые основы охраны природы на железнодорожном транспорте: Методическое пособие. Васильева Ю. В., Диканова Т. А., Дудышкин Б. Н., Желваков Э. Н., Цховребов Э. С. М: Калейдоскоп, 1997.-95с.
  94. Проблемы экологической безопасности на железнодорожном транспорте. Куроедова И.Б.//Актуальные проблемы экологии и природоиспользования: Сб. науч. тр. Всеросс. конф.- М.: Изд-во РУДН, 2000. с. 294−295.
  95. Пункт экологического контроля. Руководство по эксплуатации. Утверждено Минприроды РФ в 1994 г.
  96. И.Ф., Пахомов Э. А. Контроль и оценка технического состояния тепловозов. М. Транспорт, 1985 160с.
  97. Работа транспортного двигателя на водно-топливных эмульсиях / А. Д. Муталибов, О. Д. Мурашов, Т. М. Махмудов и др. В кн. Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств, т. 2 Харьков. 1977.
  98. Расход топливно-энергетических ресурсов железными дорогами и предприятиями МПС России за 1988 1997гг.: Сборник управления статистики МПС РФ М.:МПС РФ, 1998. — 180с.
  99. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. JI. Машиностроение, 1972, 224с.
  100. Е.А. Особенности образования загрязняющихся веществ в дизелях тепловозов и разработка мероприятий по их снижению. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Самара 2002 г. 145с.3.
  101. В.И. Малотоксичные дизели. JI. Машиностроение, 1972.-128 с.
  102. В.И. Проблемы снижения токсичности и дымности отработавших газов дизелей // Двигателестроение. 1979. № 1 -с. 19−21.
  103. В.И. Рециркуляция отработавших газов как средство сокращения выбросов окислов азота дизелями. В кн. Снижение загрязнения воздуха в городе выхлопными газами автомобилей. М. НИИИавтопром, 1971, с. 118 -126с.
  104. Ф.В. Энерго-экологические и технико-эксплуатационные качества новых видов топлив // Смесеобразование в ДВС: Межвуз. сб. научных трудов М. ВЗМИ, 1982 — с. 111 — 123.
  105. Снижение токсичности и повышение эксплуатационной экономичности транспортных установок. Под ред. А. А. Грунауэра. Харьков: Выша школа. Изд. при Харьк. университете, 1981, 144с.
  106. П.А. Образование углерода из углеводородов газовой среды -М.: Химия, 1972. 136 с.
  107. Тепловоз 2ТЭ10 В. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. М.: Транспорт, 1975. 432с.
  108. Тепловоз 2ТЭЭ116/ С. П. Филонов, А. И. Гибалов, В. Е. Быковский и др., 2-у изд., перераб., и доп. М.: Транспорт, 1985. 328с.
  109. Тепловоз ТЭЗ / К. А. Шишкин, А. Н. Гуревич, А. Д. Степанов и др. М.: Транспорт, 1976. 367с.
  110. Тепловоз М62. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. М.: Транспорт, 1974. 304с.
  111. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания / А. Э. Симеон, А.З.
  112. , А.А. Куриц и др. М. 1987., 531 с.
  113. Тепловозные дизели типа Д 49. Под ред. Е. А. Никитина, М.: Транспорт, 1982. 255с.
  114. Тепловозы. / Под ред. В. Д. Кузмича. М.: Транспорт, 1982. — 317 с.
  115. Тепловозы: Конструкция, теория и расчет / И. П. Бородулин, Е. Д. Бренер, Е. С. Гречищев и др. Под. ред. д -ра техн. наук Н. И. Панова. М.: Машиностроение, 1976, 544с.
  116. Теплотехника. / Под ред. Г. А. Матвеева М. 1981, 472 с.
  117. Транспорт и окружающая среда: Учебник / М. М. Болбас, E.JI. Савич, Г. М. Кухаренок, Р. Я. Пармон и др. Мн.: Технопринт, 2003.-262 е., ил.
  118. Устройство и ремонт тепловозов: Учебник для нач. проф. образования / Л. А. Собенин, В. И. Бахолдин, О. В. Зинченко, А. А. Воробьев. М.: Издательский центр «академия», 2004. — 416 с.
  119. Т.Р., Кратко А. П., Мазинг М. В. Пути снижение вредных выбросов отработавшими газами автомобильных двигателей. М.: НИИНавтопром, 1979 65 с.
  120. А.З., Шевчук А. Д., Жалкин С. Г. и др. Локомотив: диагностика, эксплуатация Харьков, Транспорт 1975, 112с.
  121. Э. С. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. М., Космоинформ, 1994, 335 с.
  122. А.В. Экологические проблемы железнодорожного транспорта и пути их решения // Экономика железных дорог -2001 № 9. с. 84 — 96.
  123. А. В. Эффективные природоохранные технологии // Железнодорожный транспорт 2000. — № 2. с. 72 — 75.
  124. И.Л. Экологическая роль транспортных двигателей // Двигателестроение. № 8 с. 56 60.
  125. Rail International, 2004, № 2, p. 46 52. М. Бергендорфф (М. Bergendorff), М. Хадлер (М. Hadler) Уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами при дизельной тяге.
  126. W. С. Vantuono. Railway Age, 2001, № 9, p. 47 49, 76. Обновление парка маневровых локомотивов.
  127. International Railway Journal. 2002, № 4, p. 23 26, 28 — 29. Обновление парка тепловозов.
  128. С. Ytuarte. Railway Age, 2002, № 1, с. 37 39. Бортовые системы мониторинга.
  129. С. Eickmann. Eisenbahningenieur, 2002, № 9, S. 116 122. Методика сравнения выбросов углекислого газа на автомобильном и железнодорожном транспорте
  130. W. Vantuono. Railway Age, 2000. № 10, p. 55, 57. Экологичный тепловоз для метрополитена Нью-Йорка
  131. European Railway Review. 2001, № 4, p. 13 28. Железные дороги стран —кандидатов на вступление в ЕС
  132. Ch. Muller. Eisenbahningenieur, 2000, 51, № 8, S. 38 39. Модернизация локомотивного парка Федеральных железных дорог Австрии.
  133. Т. Judge. Railway Age, 2000, № 11, p. 39 40. Требования к выхлопным газам тепловозных дизелей на железных дорогах США
  134. A. Kattner. Glasers Annalen, 2000, № 2/3, S. 193 199. Дизели компании MAN на железнодорожном транспорте.
  135. Т. Judge. Railway Track & Structures, 2002, № 1, p. 22 24. Экологические проблемы железных дорог Северной Америки.
  136. С. Migliorini. La Tecnica Professionale, 2001, № 1, p. 39 47. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Бельгии.
  137. В. Schulte-Werning et al. Eisenbahntechnische Rundschau, 1998, N 8/9, S.541−545. Высокоскоростное движение и экология.
  138. G. Savelli, P. Mbhlstein. Revue Gfomrale des Chemins de Fer, 1998, N 5, p. 25 29. Политика SNCF в области охраны окружающей среды. I
Заполнить форму текущей работой