Социальные риски модернизации и реформирования современного российского высшего профессионального образования
Исследование, проведенное в диссертации, показало, что основным рискогенным фактором является и то, что система современного российского высшегопрофессионального-' образования*, реагируяна, сложившиеся" потребности рынка, деформированного в сторону доминанты, торгово-посреднических, финансово-сервисных видовдеятельности не отображает реальные потребности достижения нового качества образованияа… Читать ещё >
Содержание
- 1. ГЛАВА. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Проблемы и дилеммы российского высшего профессионального образования: предметное поле исследования
- 1. 2. Модернизация современного российского высшего профессионального образования: теоретические модели и российский опыт государственного управления образованием
- 1. 3. Реформирование, реорганизация и трансформация: векторы социальной динамики российского высшего профессионального образования
- 2. ГЛАВА. ОБЪЕКТВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Уровни и факторы социальных рисков модернизации высшего профессионального образования
- 2. 2. Объективные угрозы и социальные риски реформирования и: модернизации высшего профессионального образования
- 2. 3. Субъективные угрозы и личностные риски реформирования и модернизации высшего профессионального образования
Социальные риски модернизации и реформирования современного российского высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование, проведенное в диссертации, показало, что реформирование и модернизация современного российского высшего профессионального образования в исследовательских подходах связаны с различными трактовками сферы образования. Первый исследовательский подход связан с трактовкой сферы высшего профессионального образования) — как динамично развивающегося рынка образовательных услуг и продуктов этого рынка. Второй исследовательский подход трактует сферу высшего образования как один из базовых социальных инструментов обеспечения конкурентоспособности всех видов г социально значимой деятельности, как внутри страны, так и за, ее пределами. Третий исследовательский, подход характеризует сферу высшего профессионального образованиякак важнейшую основу и базис формированиями развития социального капитала в формате личностного и профессионального развития, воспитания, социализации, социально-культурной и молодежной политики и всестороннего развития социальных коммуникаций.
Четвертый подход, связанный с пониманием того, что процесс модернизации российского высшего профессионального образования" происходит на фоне динамического усложнения и глобализации социальных отношений, характеризует современные процессы в сфере образования не как реформирование специфической отрасли — сферы и рынка образовательных услуг и ее продуктов, и даже не как важнейшего социального института — института образованияа1 как всестороннюю социокультурную модернизацию всей духовной сферы жизни общества с учетом роста социального многоообразия, трансформации, ценностей и социальных установок, учета гипермобильности населения и изменения социальных дистанций внутри современного российского общества.
Анализ, проведенный в диссертации, выявил так называемые дилеммы модернизации. Дилеммы, или двойственность характера модернизационных процессов в образовании располагаются в плоскости типа: — «модернизация — это либерализация или мобилизация?» и приоритетности задач модернизации высшего профессионального образования.
Анализ также выявил и мифы модернизации, как иллюзорные или даже ложные представления, ценности и идеалы связаны с трактовками отечественного образования как «лучшего в мире», а равно и оценками приоритетов образования в сфере государственной инновационной политики, с суждениями о равенстве шансов на образование, с мифами рынка труда с его имплицитной в самоцель реформировании высшего профессионального образования, как главного фактора улучшения качества жизни посредством более эффективного использования. продуктов образовательной деятельности.
Модели модернизации, производные от дилемм и мифов, трактуются в диапазоне от административной (государственно-бюрократической) до либеральной. При этом современнаяроссийская модель образования-определяется, как постсоветская модель с жестким государственным регулированием, командно-административным управлением* и рыночными ориентирами финансово-экономического самообеспечения сферы высшего профессионального образования.
Исследование, проведенное в диссертации, показало, что основным рискогенным фактором является и то, что система современного российского высшегопрофессионального-' образования*, реагируяна, сложившиеся" потребности рынка, деформированного в сторону доминанты, торгово-посреднических, финансово-сервисных видовдеятельности не отображает реальные потребности достижения нового качества образованияа сложившаяся необоснованная конкуренция и неустойчивая конъюнктура сферы образовательных услуг рискогенна по своей природе, при этом, с учетом ментальности социума, характеризующейся разочарованием в предыдущих реформах, неподтверждением социальных и личных ожиданий, создает рискогенную ситуацию, что порождает социальные риски потребителей образовательных услуг, риски вузов и всей системы высшего профессионального образования, риски личности, государства, организации и общества в целом, которые выражаются в системном качестве несоответствия ожиданий, деклараций и реальных результатов для каждой группы потребителей образовательных услуг и субъектов, и акторов образовательной деятельности. При этом, различные и многообразные социальные, системные, государственные и личностные риски взаимосвязаны, поскольку цели в целом заинтересованных сторон в области качества подготовки специалистов пересекаются, но средства достижения этих целей существенно разнятся.
Выявлены объективные риски модернизации и реформирования современного российского высшего профессионального образования. Они выражаются в негативных последствиях реформирования сложившейся системы высшего профессионального образования, в непредсказуемых угрозах, складывающихся: рыночных отношений, в сфере высшего профессионального образования, в социальных рисках деформации высшего образования как социального института, в рисках нововведений в системе высшего профессионального образования, в собственно социальных рисках модернизации и реформирования современного высшего профессионального образования, которые выражаются в потере государством контролянад институтом образования, в рисках изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений, в сокращении числа вузов, в деформации российского образовательного пространства, а также в системных рисках концепции модернизации, реформирования, реорганизации и трансформации современного высшего профессионального образования, в частности, в подмене системных изменений решением сиюминутных конъюнктурных политических задач.
Исследование показало, что необходимо выявить и исследовать так называемые субъектные и субъективные социальные риски. Субъектные и субъективные социальные риски модернизации и реформирования современного российского высшего профессионального образования выражаются в следующем: в недооценке в концепции реформирования современного российского высшего профессионального социальных и ментальных факторов, в недоучете всего спектра социальных функций образования как социального института, в нарушении прав личности при получении. высшего профессионального образования, в ментальных деформациях на уровне общественного и личного сознания, в социальных последствиях рисков реформирования образования" для личности, получающей высшее профессиональное образование, в деформациях всей системы образования на уровне реализации государственной политики по реформированию образования по отношению к личности.
Применительно к современным российским условиям, как показал анализ теоретических исследований в-данной области, социальной практики данного процесса и его обсуждения в современных СМИ, модернизация современного российского высшего профессионального образования является противоречивой формой государственного управления образованием (реформированием, регулированиеми трансформацией) в, становящихся и развивающихся рыночных условиях. Двойственность характера данного процесса, проявляющаяся, с одной стороны, в доминирующей роли государства, проявляясь в усилении бюрократизации управления институтом образования, а с другой, в рыночном конъюнктурном регулировании, является, одной из главных предпосылок социальных напряжений, угроз, деформаций и социальных рисков для* всех субъектов образовательной деятельности: общества, государства, работодателя, социального института образования и личности, получающей образование.
Подтверждение авторской версии в диссертационном исследовании дает возможность выделить новые направления исследования-в этой предметной области. Это касается, прежде всего, региональных особенностей социальных рисков модернизации и реформирования современного высшего профессионального образования.
1. Аванесов B.C. Реформа или разрушение? «Народное образование».-2001. -№ 5. — С. 26−32.
2. Авдеева JI. Роковые гены (о правительственных «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации») // Российский экономический журнал. 2005. — N 1. — С. 62−74.
3. Акинфиева Н. Социальная целесообразность стратегических изменений в российском образовании // Aima mater. 2005. — N 4. — С. 23−25.
4. Алексеев В. В., Побережников И. В. Школа модернизации: эволюция теоретических основ.// Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2000. № 5−6. С. 8−34.
5. Аносов Д. В. Реформа школы: за и против// Образование, которое мы можем потерять:. Сборник / Под общей ред. В: А. Садовничего. М., 2002.
6. Артамонова М. В. Реформа высшей школы и Болонский процесс в России. М. Экономика. 2008. 247 с.
7. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации: на пути к преодолению кризиса идентичности и построения гражданского общества // http//www.aha/ru/~moskow64/educationalbook.
8. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Том 1. От прошлого к будущему 2-ое изд., Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 326 с.
9. Бадальянц О. В. Сущность образования.(Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. М., 1996. — С.41−49.
10. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной^ среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07. -СПб., 2002. 24 с.
11. Байденко" В'.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
12. Банникова JI.H. Особенности поведения студенчества как потребителя образовательных услуг // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований, Пермь, 2004, — Т2. — С. 4756.
13. Баранец Н. Г., Копытова Л. И. Философия и перспективы инновационного обучения // Человек в культуре России: Материалы VII Всерос. науч. практ. конф., посвящ. дню славян, письменности и-культуры. Ульяновск, 1999. -С.28−30.
14. Барблан А. Европейская система высшего образования, www.unige.ch/cre.
15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000, 246 с.
16. Беляева Л. А. Философия образования в начале третьего тысячелетия // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999. -С. 56−67.
17. Бессонов Б. Н. Философия образования // Философские проблемы образования. М., 1996. — С.7−41.
18. Блинникова A.B. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект). Автореф. на соиск. к.ф.н., -Иркутск, 2004. 23 с.
19. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Актуальные проблемы образования. — М., 2003. С. 23−32.
20. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие. М., 2002. -276 с.
21. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. 327 с.
22. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. ••¦¦ ' 152.
23. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем: качества подготовки специалистов- 2002. 437 с.
24. Большой толковый словарь. Санкт-Петербург: «Норннт», 2001. — 1243с.
25. Болыноштолковый словарь русского языка: Санкт-Петербург: «Норинт», 2001.-1534с. '.
26. Борисов^ А. Как сделать, систему образования более эффективной? // Вузовские вести. 2005. — N 21. — С. 1−15 .
27. Бугреев А. Н., Никонов K.M. Философия образования. Концептуальные: основания -// Искусство, образование, наука в преддверии НЕ тысячелетия: — Волгоград, 1999: С.416−418.
28. Васенина И. Мониторинг общественного мнения коллектива МГУ //. Высшее образование в России. — 2001. — № 6. т С. 49−53.
29. ВахтейппгВ. Риски модернизации // Платное образование. № 7−8, 2008.
30. Вебер М. Избранные произведения. -М.: «Прогресс», 1990: -536 с.
31. Викторов. AV Высшее образование: станет! доступным // Деловой. Петербург. 2005.-N60. С. 6−12.
32. Вйлдавски A: v Дёйк К., Теории восприятияфиска: .кто боится, чего и почему?//THESIS: — 1994.-№ 5: — С. 268−276;
33. Воронин A.A. «Круглый стол» по философии образования // Филос. исслед. 1999. — N 1. — С.5−14.
34. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж, 5−9 октября 1998 г. — 136 с.
35. Высшее образование в Европе. Политические проблемы качества и институциональной аккредитации. Т XVIII, № 3. — 192 с.
36. Высшее образование в Европе. Обеспечение качества и институциональная аккредитация в европейском высшем образовании. Т XX, 1995, № 1−2.-232 с.
37. Высшее образование в Европе. Влияние стратегий интернационализации высшего образования: незначительные или всеобъемлющее? Т XXV, 2000, № 1.-243 с.
38. Высшее образование в Европе: Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий. 2000, № 3. http//www.aha/ru/~moskow64/educationalbook.
39. Высшее и послесреднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе. Доклад постранам, подготовленный Европейским фондом образования и Советом Европы. ЕФО. 152 с.
40. Герасимов Г. И. Школа: реформы и социальные трансформации* 90-х годов. Ростов-на-Дону, 2002 .-300с.
41. Герасимов Г. И., Илюхина JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. -Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999. 136с.
42. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. -1994. № 5. С. 107 134.
43. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. с. 101−122.
44. Гищулин В. Г. Модель выпускника вуза // Педагогика. 2002. — N2. — С. 4351.
45. Глазычев В. О. Высшее образование в России. Аналитический доклад. http://www.glazychev.ru/projects/obrdocl/2004obrdocl.htm.
46. Глазычев В. Л. Драма реконструкции образовательных систем // Вопросы образования. 2005. — N 1. — С. 45−54.
47. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.-СПб.-Н.Йорк, 2006. С.163−164.
48. Голота А. И. Философия авторизованного образования. The philosophy of the authorized education: Акад. лекция (Золотые имена просветителей). М.: МЭГУ, 1998. — 77 с.
49. Голота А. И. Философские аспекты реформы образования // Вестн. МЭГУ. -М., 1997. N 2. — С.77−81.
50. Горшков М. К. Российское обществов условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000, 384 с.
51. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 25 с.
52. Готлиб JI.C. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности н неуспешности // СОЦИС. 2001. — N7. — 54−61.
53. Гребнев JI. «Анти-Болонья»: позиция или поза? // Высшее образование в. России. -2005. № 9 С.9−13.
54. Греф Г. Основные направления социально-экономической, политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. М., 2002. 45 с.
55. Гришаев В. В. Риск и общество (Дискуссия о понятии риска и библиография). М.: 2002, 46 с.
56. Губарев В. В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. -2002. N 4. С. 30−35.
57. Гудков JI. Негативная идентичность, Москва, 2004. 325 с.
58. Давыдов Ю. Н. Куда пришла Россия? // Журнал социологии и социальной антропологии.- 1999.-№ 4. С. 108—127.
59. Давыдов Ю. С. Реформы российского образования: от желаемогок действительному: учеб. пособие / Ю. С. Давыдовгл. ред. Д. И: Фельдштейн.- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: 2005. — 85 с.
60. Данько Т. П. Желаемое и действительное в реформировании высшего образования // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. — 2005.' - N 3. — С. 3−11.
61. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.: 2002. 326 с.
62. Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. Доклад на Научном совете ВЦИОМ, 10.02.2010. 23 с.
63. Днепров Э. Модернизация образования — общенациональнаязадача // Первое сентября. 2001. — № 58. — С. 3−4.
64. Добрынин В. И., Кухтевич Т. Н. Социокультурные аспекты права личности на образование // Вестник высшей школы. 2001. — N 3. — С. 22−32.
65. Дудин В. Н. Ход модернизации высшего профессионального образования //Всероссийский.семинар-совещание. М.: 2006. С. 45−57.
66. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М.: 2001. 1254 с.
67. Евдокимов Ю. Из бакалавров в грузчики: реформа образования по западным рецептам не устраивает, регионы // Российская газета. — 2005. — 26 июля. — С. 11−12.
68. Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность. М.: 2007. 265 с.
69. Животовская И. Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование: Сб. Обзоров/ Отв. Ред. С. Л. Зарецкая. М.: ИНИОН, 2001. С. 54−67.
70. Жилкин С. Выживает сильнейший // Экономика и образование сегодня. -2005.-N6.-С. 88−90.
71. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. М., 2002.
72. Запесоцкий А. Ставка — будущееРоссии, Азартная игра Болонский процесс. // Высшее образование в России. -200.5 — № 9. — С.3−8.
73. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор // Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации. 2001.-235 с.
74. Закон РФ «Об образовании». М., 1996. — 36 с.
75. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор. Материалы к заседанию Государственного Совета" Российской Федерации, 2001.-С. 24.
76. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. — 2003. № 5 — С. 60−77.
77. Зубков В! И. Социологическая теория риска. М.: РУДН, 2003. С. 97−137. 83: Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая индустриальная волна на Западе. Под ред. В. Иноземцева. М., 1999. — С. 67−79.
78. Инновации и образование, — Сборник материалов^ конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.397−402.
79. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских и возможности культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. — N 5. — С. 5−27.
80. Капелюшников Р. «Где начало того конца?.» (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики.- 2001. -№ 1. С. 45 — 52.167.
81. Кара-Мурза С. Мнение экспертов о реформе образования, которая идет сегодня в России. Опубликовано в общественно-политическом журнале Совета Федерации РФ «Российская Федерация сегодня». -2004; -№ 16. С. 45−59.
82. Карапетянц И. В. Тенденции развития образования в контексте реформы // Высшее образование сегодня. 2005. — N 10. — С. 22−25.
83. Карлов Н. В. Преобразование образования // Вопр. философии. М., -1998. -Nll.-C.3−19;
84. Карпов С. Грядущая образовательная реформа: рыночные* критерии неполны. и опасны // Российский экономический журнал. 2005. — N 5−6. — С.58.64.
85. Карпов С. Какая реформа образования нам нужна? // Свободная мысльXXI. 2005. — N 6. — С. 33−40.
86. Киселев Л. Ф. О модернизации? общего образования" // Библиотечкам журнала «Вестник образования». 200 Г. — № 6.
87. Классификацияинвестиционныхрисковhttp://www.sez.donetsk.ua/.
88. Ковалева А. ИКонцепция социализации, молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СОЦИС — 2003. N12. — С. 34−40.
89. КолесниковЮ С. Парадоксы формирования: рыночных стандартов* поведения студенческой, молодежи // Известия ВУЗов, Северо-Кавказскийрегиону Общественные наукшг 1997^-№ 14^- С1.32−40*.
90. Концепциямодернизации: российского образования на периоддог 20 105 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации: от 29 декабря- 2001 г. № 1756-р- 231 с.
91. Крупеникова Л. Ш. Образование в социокультурной системе общества // Методология социального познания. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 2004. С. 59.63.
92. Крупеникова Л. Ш. Образование и социокультурная/ система общества: толерантность гуманистических альтернатив // Власть. Право. Толерантность.
93. Материалы международной научной конференции. Краснодар, КЮА МВД РФ, 2004.-С. 67 -69.99.' Кузьминов Я. И. Образование и реформа// Наука и-жизнь.- 2002. -№ 11. -С. 34−39.
94. Курбатов В. И. Управление социальными рисками. Изд-во ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2009. 135 с.
95. Курбатов ВМодель специалиста: система профессиональных ролей и компетенций. В колл. монографии- «Качество образования в российской высшей? школе: Проблемы и перспективы компетентностного подхода». Ростов-на-Дону, Изд-во ЮФУ, 2009. С. 34−44.
96. Курбатов В. И. Структура компетентностей специалиста (аналитический: обзор концепций). В колл. монографии «Качество образования в российской: высшей школе: Проблемы и перспективы компетентностного подхода''. Ростов-на-Дону, Изд-во ЮФУ, 2009. С. 44−54.
97. Левинсон А. Новые процессы в образованиикак сигнал о новых процессах в обществе// Вестник общественного мнения. -2004. №Г. С. 5661. .
98. Лисаускене М: На образовательном рынке // Высшее образование в России- 2001.-N4.-С. 34−42.
99. Лукин В. П. Права человека и модернизация российского образования. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 17.04. 2006 // http//www.aha/ru/~moskow64/educationalbook.
100. Луман Н. Понятие риска // THESIS. -1994. № 5. С. 135−160.
101. Магомедов Б. М. Философский анализ развития образования. Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1999. — 51 с.
102. Майбуров, И. Финансирование высшего образования: «национальные особенности"//Высшее образование в России.- 2004. № 10. — С.32−39.
103. Малютин М. В., Нещадин A.A. «Модернизация по-российски». -Аналитическое управление Совета Федерации, Аналитический вестник № 28, сентябрь 2002. С. 44 — 56.
104. Манченко А. П. Социальная модернизация в современной России. М., 2000. 265 с.
105. Матвеева H.A. О соотношении инерционности и субъективности в системе образования: подход к исследованию // Социс. -2002. № 3. — С. 4349.
106. Миронов В. В. Реформа образования палка о двух концах // http://www.ru/projects/obrdocl/2004obrdocl.htm.
107. Модернизация актуальных проблем образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, Изд-во «Образование», под ред. Д. Ф. Ильясова, 2008. 327 с.
108. Можейко М. А. Модернизации концепция // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. —Минск: Книжный Дом, 2003.— 1280 с.
109. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000. -231 с.
110. Нестерчук О. А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации. Автореф. дисс. докт. полит, наук. М.: 2009. 45 с.
111. Нечаев В. Я. Модернизация или реформирование высшего образования? Сорокинские чтения- «Актуальные проблемы, социологической науки и социальной. практики». М. МГУ им. М-В:Ломоносова. 2002. 238 с.
112. Образованиекак факторсоциальной? дифференциации и мобильности («круглый-стол») //.Социс.- 2003'.- № 5: С. 32−40:
113. Основные направлениясоциально экономической политики Правительства, РФна долгосрочную перспективу (извлечения)// Модернизация российского образрвания: документы й материалы/ Ред.- сост. Э: Д Днепров. -М{: ГУ ВШЭ, 2002: 437 с.
114. Основные задачигосударства в сфере образования: Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением.
115. Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации концепции модернизации • российского образования на период до 2010 года: Аналитическийдоклад/. Министерство образования РФ, МоскваВладивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. 326 с.
116. Плаксий С. Парадоксы реформированиям российского .-высшего образования //А1таАта1ег.-2005,-N10: — С.3−11.136г Плаксий С. И:. Высшее образование: желаемое и действительное. М: Национальный. институт бизнеса- 2008: — 237 с:
117. Побережников ' И: В: Модернизация: теоретико-методологические подходы?// Экономическая-история-Обозрение/ Под ред! ЛЖБородкина. М., -2002.-Вып. 8. С. 146−168.
118. Побережников И-В. Теория модернизации: от классической к современной версии // Северный регион: наука, образование, культура. Сургут, — 2000. № 2. — С. 75−80.
119. Пробст Л. Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России. Автореферат. Екатеринбург, 2004: — 326 с.
120. СластенинВ- Ал ©-сновные тенденцииразвития современною образовательной, политики В:. Российской Федерации- / В:. А. Сластепин // Педагогическое образование и. наука. -2005; — № 3'.—С.' 27−35-.
121. Смелзер Н. Социология. М, 1994; - 329 с.
122. Соколова Р. А. // Социология: Энциклопедия / Сост: А. Ал 17рицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Нвелькии, Г. Н. Соколова, 0: В. Терещенко., М.: 2003. С. 867−868.
123. Сорокина Н-ДУправление рисками в условиях модернизации профессионального образования. М.: 2007. 312 с.
124. Оухомлин В: А. Полная победа инноваций над российским-образованием: (размышления российского профессора о реформах высш. образования) / В: А. Сухомлин // Вестн. Московского ун-та. Сер. 20- Педагогическое образование. 2009:-№ 1. — С. 16−40.
125. Сухомлин В. А., Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд. ВМиК МГУ им. Ломоносова, «МАКС-пресс». 2008. 80 с.
126. Фадин А. «Модернизация через катастрофу (не более, чем взгляд)»,-http://www.шss.пл/antolog/inoe/fadin.htm/fadin.htm.
127. Федеральная программа образования. М-., 2000. 326 с.
128. Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии № 4, 2000. С. 33−38.
129. Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М.: 1997. 363 с.
130. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2004. № 8. -с.26−31.
131. Шевелев В. Н. Антропология модернизации: Россия между Западом и Востоком. Ростов-на-Дону, Йзд-во ЮФУ, 2009. 351 с.
132. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. М., 1996; 284 с.
133. Эйзенштадт Ш. Новая парадигма модернизации // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б. С. Ерасов. 473 с.
134. Яковлев А., Ясин Е. «Конкурентоспособность и модернизация российской экономики», Вопросы экономики .-2004. № 7. С. 65−78.
135. Яницкий О. Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // ОНС. 2004. — N4. — С. 34−45.
136. Яницкий О. Н. Социология риска. М.: LVS, 2003 246 с.
137. Яницкий О. Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного» общества/ Институт социологии РАН. М.: Изд — во института социологии РАН, 2000. — С. 2Г-35.
138. Яницкий О. Н: Россия: риски и опасности переходного общества. М.: 1998, 327 с.
139. Яницкий О. Н Россия как «общество/риска»: контуры теории:// Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М., 2001*. С. 23—44.
140. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. 277 с.
141. Adomeit Н. Soviet Risk-Taking and Crisis Behavior: A Theoretical and Empirical-Analysis. L., 1982, 328 p.
142. BeckU. Die Erfindung des Politischen. Frankfurt am, Main: Suhrkamp Verlag, 1993.
143. BeckU. Risikogesellschaft. Frankfurt amMain: Suhrkamp Verlag, 1986.
144. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. London: Sage Publications, 1992.
145. O’Connel J. The concept of modernization. Black, 1976, 223 p.
146. Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture: An Essay on the Selection of Technological and Environmental Dangers. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press, 1982, 387 p.
147. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press, 1991, 265 P.
148. LuhmannN. Soziologie des Risikos. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1991,-225 p.
149. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. Berlin New York: Walter de Gruyter, 1993,-342 p.
150. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993, 344 p.
151. MerkhoferM. Decision Science and Social Risk Management: A Comparative Evaluation of cost-benefit analysis, decision analysis, and other formal decision-aiding approaches. Dordrecht: Reidel, 1987, 245 p.
152. Perrow Ch. Normal Accidents: Living with High-Risk Technologies. N.Y.: Basic Books, 1984, 258 p.
153. Risk and Decisions. W. Singleton, J. Hovden (Eds.). Chichester: John Wiley & Sons, 1987,-362 p.
154. Risk Management guidelines for derivatives Basle, July, 1994, 438 p.
155. Risk Society and Beyond. Critical Issues for Social Theory / Ed. by B. Adam, U. Beck, Joost. London: Sage, 2000, 387 p.
156. The Social and Cultural Construction of Risk // Branden B. Johnson, Vincent T. Covello (Eds.) Dordrecht: Reidel Publishing Company, 1987, 328 p.