Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие научных представлений о пространстве позволило значительно расширить и наполнить новым содержанием значимость эстетических категорий, определить их влияние на постижение целого ряда художественных и композиционных явлений. Однако, многоплановость творческих задач в области дизайна интерьера не позволяет предлагать универсальные решения, поскольку композиционный процесс субъективен… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Художественные решения интерьеров в различных условиях архитектурной среды
    • 1. 1. Комплексный подход к решению интерьеров и их элементов. Исторический аспект
    • 1. 2. Принципы комплексного подхода к художественному решению интерьеров и их элементов в условиях сложившейся архитектурной среды
      • 1. 2. 1. Дизайнерские решения интерьеров и формы их взаимодействия с различными условиями архитектурной среды
      • 1. 2. 2. Система отношений элементов пространственной формы, как совокупность зрительно воспринимаемых признаков
      • 1. 2. 3. Типология подходов к созданию решений сложившихся интерьеров общественных зданий
      • 1. 2. 4. Методика дизайнерских решений эстетизации сложившихся интерьеров общественных зданий

      2. Дизайнерские решения эстетизации интерьерной среды общественных зданий на примере вузов г. Иркутска. 2.1. Анализ архитектурного пространства Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ)

      2.1.1. Обоснование методических приемов эстетизации общественной среды на примерах дизайнерских решений, реализованных в интерьерах здания ИрГТУ 2.1.1.1. Вестибюльные группы

      2.1.1.2. Офисные пространства

      2.1.1.3. Пространства зального типа

      2.1.1.4. Вертикальные и горизонтальные коммуникации

      2.2. Мотивация при выборе средств эстетизации сложившейся архитектурной среды ИрГТУ

      2.3. Примеры дизайнерских решений, материалы, технологии в интерьерах Байкальского экономического университета экономики и права (БГУЭП)

      3. Текстиль как средство дизайнерских решений эстетизации ннтерьеров общественных зданий. 3.1. Значение и место текстильных композиций в дизайнерских решениях интерьеров 3.1.1. Текстиль в дизайне интерьеров разных эпох

      3.1.2. Текстиль в художественных решениях современных ннтерьеров

      3.2. Разновидности интерьерного текстиля. Материалы и технологии

      3.3. Текстиль в ИрГТУ. Художественные приемы, композиционные и технологические особенности создания элементов интерьерного текстиля Их взаимосвязь

      3.3.1. Формирование пластической структуры текстильных элементов

      3.3.2. Приемы крепления текстильных элементов

      3.3.3. Декоративные возможности текстильных материалов

      3.3.4. Особенности колористических решений текстильных композиций

      3.3.5. Декоративные качества текстильных элементов в раскрытии темы, стиля, образа интерьера

      4. Витраж, как средство дизайнерских решений эстетизации коммуникационных пространств общественных зданий. 4.1. Значение и место витражного искусства в художественных решениях интерьеров

      4.2. Дизайнерские приемы и технологические особенности исполнения витражных композиций как средств эстетического преобразования коммуникационных пространств ИрГТУ

      5. Мозаика как средство решения задач эстетизации ннтерьеров общественных зданий. 5.1. Художественная мозаика в интерьерах разных эпох

      5.2. Значение и место мозаичного материала в художественных решениях интерьеров общественных зданий

      5.3. Композиционные приемы, виды материалов и технологические особенности исполнения мозаичных элементов в условиях коммуникационных и зальных пространств ИрГТУ

Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Предметно-пространственная среда — интегрированный результат деятельности зодчего, художника, дизайнера. Она формируется постепенно, развиваясь во времени. Предметная среда всегда конкретна, она не существует вне человека, более того, она продукт его деятельности. Человек создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения. Поэтому среда всегда выражает человеческие отношения, фиксирует социальные сдвиги и культурные процессы, она вбирает в себя пространство как художественный материал, в результате возникают новые связи между человеком и предметно-пространственным окружением, которое находится в процессе непрерывного изменения. Однако скорость и цикл таких изменений неодинаковы, тогда как, элементы среды не всегда создаются в расчете на разные сроки службы. Одни из них «стареют» быстрее, другие медленнее. Функциональное и моральное «старение» элементов среды часто не совпадает по срокам. Среда или предмет, входящий ее в состав, нередко остается утилитарно пригодным, но требует эстетического обновления в результате изменения общественных вкусов и взглядов, требований моды, стиля и т. п. Многие ансамбли гармонично развиваются во времени, дополняясь чертами современности, или, наоборот, созданные по единому замыслу, в дальнейшем, вследствие изменившихся условий, утрачивают былое совершенство.

Известно, что с середины 50-х годов в советской архитектуре был период, когда особенно активно развивалось строительство в массовых масштабах индустриальными методами. Мода и художественный стиль диктовались государством. Одним из самых сильных способов воздействия на людей оказался процесс объединения людей «в массу». Главной целью было отвлечение от всего, что могло бы способствовать развитию индивидуальности. Промышленность производила минимальный набор маловыразительных вещей для создания стереотипных интерьеров. В качестве основы было выбрано направление, ориентировавшееся па конструктивно-технологическую целесообразность новой формы.

Функционализм был основой профессиональной идеологии дизайна. Однако в созидании не может быть определяющей только количественная сторона. В это время слишком узкое понятие целесообразности в интерьерах привело к отождествлению красоты и пользы (Маклакова, 2001).

Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой его обитания, то мир эстетики, творимый человеком, является областью, в которой продолжается и находит отражение его духовная жизнь. Современный мир необычайно разнороден. В настоящее время меняется очень многое, меняются культурные установки, тенденции моды, стереотипы поведения, меняется система взаимоотношений человека со средой, развиваются технологии и материалы. В связи с этими факторами возникает противоречие между характером сложившейся среды, изменяющимися условиями её эксплуатации и художественно-эстетическими потребностями общества, что определяет необходимость дополнительных исследований современных методов эстетизации предметного пространства.

Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению.

Опасность безликости многочисленных образцов стандартизированной архитектуры, несет повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих пространство, окружающее человека. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а предмет теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды.

Художник, дизайнер в индивидуальной работе принимают решения, часто полагаясь в основном на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетическая оценка, основанная на интуиции. Однако, в случае создания масштабного художественного проекта, решения преобразования интерьера, основанные только лишь на интуиции и эмпирическом знании, не всегда могут быть оправданы. В данном случае наибольшее значение приобретают научные методы, с помощью которых можно заранее объективно оценить возможности каждого решения и, отбросив недопустимые, рекомендовать наиболее целесообразные обоснованные варианты.

Среди многочисленных средств, к которым обращаются современные специалисты в области интерьерного дизайна, встречается применение таких классических техник, как витраж, текстиль, мозаика, способных преобразить звучание любого маловыразительного пространства, придать ему индивидуальность и значимость. Однако наряду с расширением художественных аспектов их выразительности, развитием технологических возможностей исполнения, значение этих художественных средств нередко подменяется оформительской ролью, ограничивается только стилистическим замыслом интерьера, они часто применяются необоснованно, без учета характера пространства. При этом ясно, что применение таких выразительных средств развития эстетики интерьера требует научно-аргументированного подхода, особенно, когда это касается интерьеров общественных зданий, несущих или утрачивающих различный характер исторически сложившихся стилей и направлений.

В результате систематизации научных исследований в области поиска средств выразительности предметной среды установлено, что большая часть проводилась с целью познания, а не изменения действительности, что не, в полной мере отвечает специфике преобразовательной деятельности дизайнера. Поэтому внимание к методам анализа обусловлено адаптацией данного системного подхода к дизайну среды и его развитием с позиции практических задач, решение которых с помощью существующих методик не обеспечивает комплексного результата.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций и закономерностей организации современного общественного интерьера, а также создания научно-обоснованной методики, аргументирующей целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.

Цель работы.

Комплексный анализ эстетики интерьера общественного здания и разработка научной методики, обосновывающей выбор художественных средств и технологических приемов в дизайне предметной среды.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Систематизация опыта решений классических образцов предметно-пространственной среды с позиций современных дизайнерских представлений и определение тенденций современного проектного творчества.

2. Совершенствование научно-методического аппарата для решения задач эстетизации интерьеров общественных зданий, обеспечивающего максимальную выразительность решений с учетом объективных условий существующей среды.

3. Выявление критериев мотивации при выборе материалов и технологий дизайна среды, наиболее полно удовлетворяющих современным утилитарным и эстетическим требованиям для интерьеров общественных зданий разного функционального назначения.

4. Развитие методов художественно-образного моделирования элементов на основе текстиля, стекла и керамики, как средств решения задач эстетизации интерьера общественных зданий.

5. Обоснование результатов дизайнерских решений для интерьеров современных общественных зданий на примерах, реализованных автором и при его участии в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) на базе предлагаемого системного подхода.

Объект исследования.

Научные методы анализа и дизайна интерьеров общественных зданий различного назначения.

Предмет исследования.

Художественные приемы и технологические средства решения задач эстетизации интерьерной среды ИрГТУ.

Методы исследования.

В работе использовались основные положения методик системного анализа, в частности методики, разработанные Янгом, где особое внимание уделено процессу реализации принятого решения, методик Квейда, Оптнера н Голубкова, которые больше внимания уделяют разработке и исследованию альтернатив принятия решений.

Использованы основы методов семиотических исследований, базирующихся на идеях гештальтпспхологии (отраженных в работах Р. Арнхейма) и функциональной психологии (работы В. Гропиуса и др. педагогов Баухауза). Применен метод экспертных оценок.

Научная новизна.

1. Установлены закономерности выбора художественных приемов и технологических средств дизайна предметной среды в зависимости от специфики пространства, учитывающие аспекты его психологического воздействия на человека, принципы структурной и композиционной организации и особенности жизненных процессов.

2. Предложена комплексная методика для решения, как аналитических задач, так и научного обоснования практических приемов эстетизации интерьера, включающая схемы построения проектных решений для различных функциональных групп.

3. Рекомендованы художественные приемы и технологические средства интерьерного дизайна, с учетом требований к конструктивности исполнения, функциональности и эксплуатации в интерьерах общественных зданий.

Практическая значимость.

Существенной практической составляющей настоящей работы является развитие методов проектных решений интерьеров различных функциональных групп в зависимости от характера исследуемого пространства и способов их художественной и технологической реализации. Методика, направленная на решение обозначенных задач внедрена в учебный процесс в курсах специальных дисциплин кафедры Монументально-декоративной живописи ИрГТУ и является научной основой для разработанных и внедренных автором более 15 проектов дизайнерских решений интерьеров ИрГТУ и БГУЭП, которые позволили придать им современное и эстетически оригинальное звучание, благоприятно изменить их восприятие, наделить индивидуальными чертами современных учебных учреждений.

Предложена классификация, позволившая систематизировать информацию о современном состоянии и развитии дизайна интерьерного текстиля и сформулировать рекомендации по его технологическому применению, включающие: способы крепления, особенности выбора и использования различных материалов, технологии развития пластической структуры, колористические приемы, средства формирования идейно-образного содержания и стиля.

Апробация работы.

Результаты проведенных исследований докладывались на всероссийской научно-технической конференции «Особенности регионального развития искусства» в рамках Всероссийской выставки «Дизайн — 2006», XI Всероссийской конференции «Технология художественной обработки материалов» -2009, научно-технических конференциях ИрГТУ. Работы, выполненные в техниках текстиля и витража, экспонировались на Международной выставке «Три цвета. Три нации.» (диплом лауреата за витраж «Пробуждение», 2007 и диплом лауреата за гобелен «Формула прогресса», 2008), Всероссийском смотре-конкурсе дипломных работ в Красноярске (диплом за 1 место за работу текстильное панно «За окном»), Республиканской художественной выставке «РоссияX»,.

Москва, ЦДХ, 2004 и Региональной выставке «Сибирь — IX». 2003 (диплом за авторскую работу гобелен «Древо жизни»), ежегодных смотрах-конкурсах лучших НИР и НИРС ИрГТУ. 2004;2005 (медаль «За научно-техническое творчество» и диплом 1-й степени за руководство работой витраж «День и ночь»).

Личный вклад автора.

Все результаты исследований, изложенные в настоящей диссертации, получены самим автором при его непосредственном участии или под его руководством. Автор участвовал в постановке задач и анализе результатов. Автору непосредственно принадлежит обобщение полученных данных, разработка методических подходов и формулирование основных выводов.

Достоверность полученных результатов подтверждена актами внедрения, положительными оценками экспертов, мнением специалистов и общественных представителей о конструктивном, гармоничном результате эстетического преобразования интерьерной среды Иркутского государственного технического университета и Байкальского государственного университета экономики и права.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка источников из 110 наименований, пяти приложений. Текст работы изложен на 231 страницах, содержит 3 таблицы, 91 рисунок. В приложениях даны акты внедрения реализованных проектов, данные, полученные на основе метода экспертных оценок, а также материал, иллюстрирующий технологические приемы создания текстиля и витража и примеры схем построения дизайнерских решений интерьеров разных функциональных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная предметная среда — качественное, определенное, организованное, структурированное пространство, обладающее потенциалом взаимосвязанности и развития. Интерьерная среда должна представлять живое, изменяющееся поле пространственных форм, которому присущи свойства замкнутости, текучести, направленности. Оно неоднородно, неравноценно по всем направлениям и включает сгусгки и разряжения значений его различных параметров. Однозначная среда, которая еще не стала редкостью, рассчитанная на стандизированные потребности, усредненное поведение, как и специфичная среда модернизма, которая напротив носит отвлеченный от конкретных условий характер, выступая как абстрактная универсальная предпосылка, в современной ситуации должна быть преобразована в многозначную среду, отвечающую условиям духовного и социального развития, удовлетворяемых через соответствующие художественные решения, в которых реализуется совместный потенциал культуры и техники.

В соответствии с анализом классических образцов интерьерного искусства установлено, что при любом решении неизменно определяются объективные закономерности, которые делают художественные элементы принадлежностью конкретного интерьера. Предметное воплощение художественной идеи диктуется тенденциями эстетических представлений эпохи и подчиняется особенностям технологии и материалов, принципам пластической организации формы и объективным свойствам пространства.

Выбор художественных приемов и технологических средств в дизайне современных интерьеров, также должен быть обоснован системным подходом, который позволяет решать задачи, начиная с анализа условий сложившейся среды, выявить ряд взаимодействующих уровней, которые в совокупности повлияют на выбор художественных средств, и воплотить замысел в материале, отвечающем характеру данного пространства. Результаты анализа должны привести к синтезу значений выявленных компонентов объекта, определению его структуры, как устойчивого единства элементов, их отношений и целостности системы.

В процессе проведенного исследования, установлено, что главным критерием получения обоснованного результата при решении задач эстетизации интерьера, является неразрывное единство характера среды, идейно-художественного замысла, применяемого материала и особенностей технологических решений. Поэтому основу предложенной научной методики проектирования составляет система параметров интерьера и соответствующие им характеристики среды, принципы взаимодействия которых, являются обоснованными критериями мотивации для постановки проектной задачи, выбора целесообразного дизайнерского решения, а также материалов и технологий, удовлетворяющих требованиям к определенному функциональному типу интерьера.

Практическая реализация проектов текстильных элементов в интерьерах ИрГТУ, выполненная с применением предлагаемой технологии исполнения на основе каркаса, рекомендации конструктивных приемов сочетания различных материалов придают современную трактовку традиционной технике, расширяя ее пластический потенциал и позволяют создавать формы, недоступные для других материалов, открывая многоплановые возможности художественного моделирования пространства любой площади, функциональной категории и стиля.

Воздухопроницаемые свойства текстиля, как звукопоглощающего материала, позволяют решить задачу создания благоприятной акустической среды. Кроме того, разновидности текстильных материалов на основе льняных, хлопковых или вискозных волокон, обладают высокими антистатическими свойствами, что особенно важно для современной рабочей среды, насыщенной разнообразной оргтехникой.

Практический опыт обновления сложившихся коммуникационных пространств университета позволяет сделать вывод о том, что одним из оптимальных средств создания художественной выразительности среды являются декоративные возможности витражных композиций.

Среди многоплановых приемов применения декоративного стекла, в контексте работы с крупномасштабными пространствами, наибольшим диапазоном возможностей обладают витражные композиции на основе металлической кованой решетки или каркасной конструкции из алюминиевого или ПВХ профиля. В основе данного заключения — характер масштабных и тектонических соотношений витражного элемента и интерьерного пространства. Текто-ничный характер обобщенных витражных форм выразительно раскрывается в диалоге с крупномасштабным пространством. Работы в интерьерах университета являются примерами синтеза формы, конструкции и цвета, где металл и стекло имеют равноценное значение не только в аспекте, продиктованном свойствами материалов и стремлением создать цветосветовой декоративный эффект, но идущих от тектонической системы пространства. Каркасный характер модульных витражных решеток органично вписывается в конструктивную тектонику интерьеров, взаимодействуя со стоечно-балочными элементами. Композиционные решения подчинены членениям рамы, которая является связующей структурой для активных ритмов витражного заполнения. Динамичность, подвижность стеклянных композиционных элементов противопоставляется статичности каркасной перегородки, сохраняя принадлежность изображения плоскости стены, не разрушая ее целостности.

Функциональная категория коммуникационных пространств диктует отказ от применения сюжетных изображений в пользу принципов декоративной трактовки композиции витража. Декоративная роль витражных композиций в аскетичной архитектуре, раскрывающаяся в силе его цветового воздействия вполне правомерна, однако не отменяет вопрос о создании содержательности его образно-символического решения. Ритмические, светооптические, фактурные качества выразительности стекла в синтезе с пластикой металлической решетки, становятся определяющими средствами выражения образных замыслов. Предлагаемые способы соединения отдельных элементов в художественном витраже дают возможность создавать работы, в которых линия, пятно, ритм являются своеобразным графическим мотивом всего изображения. Конструктивное начало в сочетании с декоративной трактовкой материала приводит к оригинальным художественным приемам. Детальная проработка витражных элементов имеет принципиальное значение в создании впечатления соразмерности декоративных элементов человеческому масштабу.

Выразительная сложность и лаконичность мозаичных решений, возможна для реализации в интерьерах любых направлений и стилей. Принадлежность стене дает возможность постепенно изменять характер и степень заполнения ограждающей плоскости, располагать локальные пятна в определенной ритмической последовательности, направляя внимание зрителя к точке задуманной кульминации в пространстве. Технологические возможности мозаичного материала позволяют создавать линейные элементы, соединяющие отдельные части планировочной структуры, сопровождая движение.

Наборность технологии дает возможность реализовать сложные изобразительные решения, обыграть криволинейные поверхности, сочетая плоские детали с рельефными вставками, изменять степень детализации изображения в соответствии с условиями восприятия пространства и многоплановостью выражения образно-тематического замысла художественного решения. Палитра мозаичного материала имеет большой потенциал для реализации как активных для восприятия решений, так и тонких живописных эффектов.

Решающее значение для применения мозаики в общественных интерьерах имеет также эксплуатационные качества материала. Технология производства определяет свойства керамики: высокую износостойкость, твердость, низкое водопоглощение, устойчивость к химическим веществам, неизменность цвета под воздействием солнечных лучей.

Таким образом, решение задачи дизайна интерьера необходимо рассматривать не как сумму, а как сложную функцию множества компонентов, приобретающую качественно новые свойства, и решать ее комплексно с использованием декоративных форм, материалов, конструктивных приемов, с учетом всех объективных условий сложившего пространства. Эмоционально-художественное воздействие декоративных элементов на человека, находящегося в интерьере, зависит не только от его функционального назначения, согласованности графика движения людей с условиями видимости, размещением декоративных акцентов, но и от того, насколько каждое из них взаимодействует с фактурой, цветовым решением и освещением интерьера, масштабом, тектоникой его пространства и остальными компонентами.

Специфика творческой деятельности дизайнера частично опирается на на эвристическое мышление и предполагает постановку и решение задач при неполном объеме текущей ситуации, когда существующий опыт не содержит готовой схемы, пригодной для данных условий. Поэтому в основе творческого процесса должна быть положена гибкая система установок, которая позволяет преодолеть путь от неопределенности к определенности задачи, направляет, концентрирует усилия и локализует для решения конкретной проектной задачи.

Развитие научных представлений о пространстве позволило значительно расширить и наполнить новым содержанием значимость эстетических категорий, определить их влияние на постижение целого ряда художественных и композиционных явлений. Однако, многоплановость творческих задач в области дизайна интерьера не позволяет предлагать универсальные решения, поскольку композиционный процесс субъективен по своему содержанию и является проявлением воли и творческих устремлений творца как конкретной личности. Однако эта свобода должна выступать как осознанная необходимость учета объективных конкретных условий. Законы композиции недопустимо абсолютизировать, превращать в технические правила, так как в этом случае искусство лишается художественности и становится ремеслом. Однако, системный принцип подхода в области создания решений интерьерной среды служит организующим и контролирующим стержнем творчества, обеспечивая значимость и ценность дизайнерского решения. Поэтому мы попытались рассмотреть те очевидные составляющие, которые оказывают устойчивое воздействие в аспекте решения поставленной задачи. Фиксация и измерение каждого из названных параметров выражают существующее состояние интерьера, но это только начальные этапы процесса построения, ведущие к результату и оценке завершенного решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Архитектурная композиция / Игнасио Араухо. М.: Высш. шк., 1982.-208 с.: ил.
  2. , В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. / В. Р. Аронов.-М.: 1987.-232 с.
  3. Архитектура гражданских и промышленных зданий: учебник: для вузов. в 5-ти т. / ЦНИИ теории и истории архитектуры М: Стройиздат, 1984. — Т 1. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. 3-е изд. доп. 1984. — 334 е., ил.
  4. , А. А. Мельников А. Г. Свойства и качества композиции. / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. // Основы художественного конструирования. Минск: «Вышэйшая школа», 1978. — с. 81−91.
  5. , Б. Г. Методика архитектурного проектирования Текст.: учеб.-ме-тод. пособие для вузов / Б. Г. Бархин. М.: Стройиздат, 1982. — 224с.: ил. — (Специальность «Архитектура»).
  6. , А. П. Перспектива. / А. П. Барышников. М.: Издательство: Искусство, 1955.-200 с.
  7. , Н. X. Антонио Гауди. / пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес- Под ред. В. Л. Глазычева- (Вступ. ст. В. Л. Хайта) — Н. X. Бассегода. М.: Стройиздат, 1986.-206 с.: ил.
  8. , И. В. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования: / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Мысль, 1970.
  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Электронный ресурс. / ООО «Кирилл и-Мефодий». М., 2006. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM). -Сист. требования: Windows 98- Pentium II, 400 мГц- RAM 64 Мб- SVGA. -Загл. с вкладыша контейнера.
  10. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. Т. 1. / гл. ред. В. Г. Власов. СПб.: ЛИТА, 2000. — 864 е., ил.
  11. , Е. А. Русский модерн: Архитектура. Живопись. Графика: Альбом. / Е. А. Борисова- Г. Ю. Стернин. М.: Галарт: ACT, 1998. — 359с.: в основном ил., цв. ил. — (Серебряный век).
  12. , Б. А., Модестова Т. А., Алыменкова Н. Д. Материаловедение швейного производства. / Б. А. Бузов Б. А. М.: Легпромбытиздат, 2004. — 424 с.
  13. , В. М. Античное и средневековое искусство : учебное пособие / В. М. Булеков. Самара: «Самарский университет», 1993. — 112 с.
  14. , Г. Гобелен и интерьер. / Г. Габриэль // Декоративное искусство СССР, 1988. -№> 10.
  15. , Н. С. Текстиль в дизайне интерьера. / Н. С. Гасанова. Киев: Буд1вельник, 1987. — 86 с.: ил.
  16. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура- сокр. пер. с нем. М. В. Лео-нене, И. Л. Черня- 3. Гидион. -М.: Стройиздат, 1984. 455 с.: ил.
  17. , В. А. Свет и цвет в архитектуре и дизайне / Глинкин В. А.- ЛДНГИ.-Л., 1982.-24 с.
  18. , В. С. Архитектура эпохи модерна : Концепции. Направления. Мастера. / В. С. Горюнов- М. П. Тубли. СПб: Стройиздат, 1992. — 360 с.: ил.
  19. ГОСТ 29 298 92. Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия.
  20. , Е. А. Основы композиции в прикладной графике : учебно-метод. пособие для специальных высших учебных заведений. / Е. А. Грегорян. -Ереван, 1986.
  21. , Е. И. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. / Е. И. Данилова. М., 1970.
  22. , Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. А. В. Рябуши-на, М. В. Уваровой- под ред. и с предисл. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта- Ч. А. Дженкс. -М.: Стройиздат, 1985. 137 с.: ил.
  23. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов по направлению подгот. 521 700 «Архитектура» / Г. Б. Минервин и др. -М.: Архитектура-С, 2005. 502 с.: а-а-ил.
  24. , Г. Место дизайна в современной культуре. / Г. Дубинин, А. Крук-лис, Я. Анцитис и др. // Техн. эстетика. 1989. — № 7. — С. 7−12.
  25. , А. В. Цвет в предметной среде. / А. В. Ефимов. // Техн. эстетика. -1988.-№ 12.-С. 1−3.
  26. Жадова, J1.A. Фернан Леже (Мозаика, витраж, керамика, гобелен). Альбом. — М., 1970- Descargues Р., Fernand Leger, P., 1955- Hoinmage a Fernand Leger, P., 1971.
  27. , Л. E. Декоративное искусство в современном интерьере : интерьер общественных зданий. / Л. Е. Жоголь. Киев, 1986. — 195 с.
  28. , M. М. Витражи в интерьерах русского модерна Электронный ресурс.: дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Зиновеева Марина Михайловна.-М., 2003.
  29. , Э. В. Дизайнерские решения в ИрГТУ. / Э. В. Змановских // «Дизайн. Материалы. Технология». СПб.: Изд-во СПГУТД, 2009. — Вып. 1.
  30. , Э. В. Мозаика в решении сложившейся архитектурной среды (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // «Вестник ИрГТУ». -Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. Вып. 3. — с. 9.
  31. , Э. В. Текстиль в решении интерьеров камерных пространств (на примере интерьеров ИрГТУ) / Э. В. Змановских // Вестник ИрГТУ, 2009. Вып. 2. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ. — с. 10.
  32. , Э. В. Текстиль, мозаика, витраж в решении интерьеров ИрГТУ. / Э. В. Змановских, Р. М. Лобацкая // Сборник избранных трудов научно-технической конференции ФГГГ ИрГТУ. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. -2006.-Вып. 6.-с. 170−175.
  33. , Э. В. Цветоведение: учеб. пособие. / Э. В. Змановских. Ир-ГТУ. — Иркутск: «БелЛайн», 2004. — С. 29 — 151.
  34. , А. В. Искусство, среда, время: Эстет, орг. гор. среды / А. В. Иконников. -М.: Сов. художник, 1985. 334 с.: ил.
  35. , А. В. Проблемы искусства в архитектуре. / А. В. Иконников // Художественный язык архитектуры. Издательство: Искусство. — 1985. — 176 с.
  36. , А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.- под общ. ред. А. В. Иконникова. / ВНИИТЭ. М.: «Стройиздат». — 1990. — 334 с.: ил.
  37. , А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. -М.: Искусство, 1971.-221 е., ил.
  38. Искусство ансамбля: Худож. предмет. Интерьер. Архитектура. Среда: Сб. ст. / НИИ теории и истории изобразит, искусств Акад. художеств СССР. / М. А. Некрасова. М.: «Изобразит. Искусство», 1988. — 462 е.: ил. — (ДИ: Декор. искусство).
  39. История зарубежного искусства: учебник / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. Искусств Акад. Художеств СССР / под. Ред. Т. М. Кузьминой, Н. JI. Мальцевой. 3-е изд. доп. — М: Изобраз. Искусство, 1983. — 488 е., ил.
  40. , О. Гобелен в интерьере. Ольга Кабанова // Декоративное искусство СССР, 1988.-№ 3.
  41. , JI. В. Декоративное стекло в советской архитектуре. / Л. В. Казакова. -М.: Изд-во «Изобразительное искусство», 1989. 238 с.: ил.
  42. , Е., Негневицкая О. Эстетизация-технологии. / Елена Кантор, Ольга Негневицкая // Декоративное искусство СССР, 1988. № 4.
  43. , Ш. Э. Архитектура XX в. / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1977. 303 с.
  44. , Ю. И., Федоров М. В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. / Ю. И. Короев, М. В Федоров. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. — 137 с.
  45. В. Е., Ефимова О. Г. Свойства текстильных материалов, влияющих на технологию изготовления швейных изделий: учебное пособие. -Иваново: ИвТИ, 1992.- 128 с.
  46. Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение. Ч. 1−2, М., 1961- 64- Zylinski Т. Fiber science, Warsz., 1964- Г. Н. Кукин, А. Н. Соловьёв.
  47. , В. Д. Искусство Византии IV XV веков. / В. Д. Лихачева. — Л.: Искусство, 1986. — 3 Юс.: ил. — (Очерки истории и теории изобразит, искусства).
  48. , Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.1. V ?
Заполнить форму текущей работой