Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансцендентальная природа музыки: онтологический и гносеологический аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если объект вызывает восхищение, то человек стремится сохранить его именно таким, каков он есть. Эстетическое сознание объекта чаще всего побуждает музыканта к деятельности только в том случае, если объект эстетически не удовлетворяет егов данном случае музыкант, композитор придаёт объекту недостающую трансцендентную красоту. Художественное же сознание не может удовлетворяться восприятием даже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКИ В ФИЛОСОФИИ
    • 1. Методологическое значение музыки как сферы духовного творчества
    • 2. Трансцендентальная компонента музыки, её осмысленная необходимость и отношение к принципу «эстетической незаинтересованности»
  • ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДУХОВНОЙ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Музыка как «трансцендентальный субъект» и как «власть над бытием
    • 2. Музыкальная культура как творческая потенция, придающая смысл духовной и нравственной деятельности

Трансцендентальная природа музыки: онтологический и гносеологический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная индустриальная цивилизация достигла такой степени развития, на которой общество уже не может более характеризоваться в традиционных понятиях экономических, политических и духовных свободне потому, что эти свободы сегодня утратили своё значение, а потому, что новым открывшимся возможностям человека и общества должны соответствовать и новые культурные источники, благодаря которым эти возможности реализуются. К числу таких источников или сил культурного бытия относится, на наш взгляд, музыкальная культура. Последняя, выступая проявлением творческих потенций человека и общества, обусловливает развитие всей культуры общества в целом. Ведь уже сам по себе термин «музыкальное» — интегративное понятиеоно отражает то общее, что характерно для прекрасного и безобразного, гармонического и хаотического, возвышенного и низменного, трагического и комического и т. д. Музыка обнаруживается повсюду: в природе, в человеке, в орудиях труда, в социальных процессах, в высоком искусстве. При этом музыкальная способность человека в целом прямо и непосредственно связана с разумомзаконодателем нравственности.

Музыка провозглашает безотносительную ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Музыка порождает такой смысл, который заключается не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы иметь их, и притом по возможности разносторонние.

Музыкальное «освоение» мира имеет сложную структуру. Так, если эстетическое освоение действительности есть система, образующаяся непосредственной связью двух компонентов: субъекта, воспринимающего, переживающего, оценивающего мир, и объекта, который воспринимается, переживается и оценивается, то художественное освоение предполагает четыре компонента: объект художественного отражения, субъект (художник), отражающий объект — произведение искусства, выступающее в качестве нового объекта, и второй субъект — потребитель созданного произведения. Но при этом следует учитывать, что подлинно духовное произведение (в том числе и музыкальное) не потребляется до конца, а вечно осваивается. При этом, как правило, раскрывается множество смыслов.

Если объект вызывает восхищение, то человек стремится сохранить его именно таким, каков он есть. Эстетическое сознание объекта чаще всего побуждает музыканта к деятельности только в том случае, если объект эстетически не удовлетворяет егов данном случае музыкант, композитор придаёт объекту недостающую трансцендентную красоту. Художественное же сознание не может удовлетворяться восприятием даже самого прекрасного или самого величественного объектаоно стремится создать его образную, конкретно-чувственную модель. Конкретное соотношение художественного и эстетического достаточно подвижно, но на разных этапах истории культуры и в разных художественных направлениях их взаимосвязь образует различные структурные отношения. Общая площадь, образуемая пересечением этих кругов, может быть большей или меньшей, но она никогда не совпадает с площадью этих кругов и не может свестись к нулю. Другими словами, художественное, музыкальное произведение, полностью лишённое эстетически достоинств, утрачивает и свою художественную ценность, а сведённое к одной только красоте, перестаёт быть произведением искусства, уподобляясь красивым созданиям самой природы, звуку в его природной первозданности.

Эстетический вкус, образующий, на наш взгляд, стержень музыкальной культуры, стимулирует духовно общественную и нравственную практику. Музыкальное искусство содействует «культуре способностей души" — оно даёт особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического, музыкального к сфере познания. Музыкальный вкус связан с эстетическими потребностями и эстетическим идеалом. При этом потребность в эстетическом, музыкальном наслаждении существует как универсальная человеческая потребность. Только здоровый музыкальный вкус доставляет человеку истинное наслаждение вещью или произведением искусства.

Вместе с тем музыкальный вкус, с одной стороны, осуществляет новаторский поиск и признание жизнеспособных нововведений, а с другойзащищает и охраняет людей от сомнительных новшеств в сфере производства, быта и культуры, пока они не получили утверждения. Итак, человек, обладающий развитой музыкальной культурой, раньше других позитивно оценивает и критически осваивает то новое, что вводится в общественную жизнь.

Необходимо заметить, что музыкальная способность в целом прямо и непосредственно связана с разумом — «законодателем нравственности» (И. Кант). При этом музыкальный идеал не раз в ходе истории перерастал в общественный: чувство гармонии требует гармонии социальной.

В условиях глобализации, идущей в современном мире, когда людям открылся доступ к культуре с её богатым творческим потенциалом, новая культура, распространяемая в связи с экспансией глобальных рынков, вызывает чувство духовной обеспокоенности. В «Докладе о развитии человека за 1999 год» есть такие слова: «Невесомые» товары, наполненные скорее знаниями, чем материальным содержанием, в настоящее время составляют наиболее динамичный сектор современной экономики самых передовых стран. Главной статьёй экспорта Соединённых Штатов являются не самолёты и не автомобили, а развлечения: в 1997 году валовой доход от мирового проката голливудских фильмов составил 30 миллиардов долларов США"1.

В настоящее время формируется новое информационное пространство, охватывающее собой весь мир. В результате всего этого вторжение иностранной культуры в различные и отдалённые от центров уголки планеты ставит под угрозу культурное многообразие и заставляет целые народы опасаться потери культурной (в том числе и музыкальной) самобытности. «Поэтому, — говорится в „Докладе“, — необходимо поддерживать культуру коренных народов и национальную культуру, с тем, 2 чтобы она могла процветать наряду с иностранной культурой» .

Однако стремление к этому идеалу наталкивается на ряд трудностей. Во-первых, люди по-разному относятся к новой культуре: для одних — это источник вдохновения, а для других — дискомфорта, поскольку им приходится адаптироваться к стремительным переменам, которые происходят в мире. Во-вторых, становление культуры (в том числе и музыкальной) экономическим благом усилило отождествление культуры с товарами — ремёслами, музыкой, туризмом, книгами, кинофильмами и т. д. С одной стороны, распространение идей и изобразительной продукции обогащает мир, а с другой — возникает риск сведения заботы о культуре к защите того, что продаётся и покупается, в результате чего предаются забвению обычаи и традиции.

Наряду с созданием новых технологий глобальный рынок культурной продукции сегодня становится всё более монополизированным. Столкнувшись с такой угрозой, многие страны стали выдвигать аргументы в пользу нераспространения соглашения о свободной торговле на культурную продукцию. Таким образом, сегодня стала пробуждаться эстетическая,.

1 См.: Доклад о развитии человека за 1999 год — С. 4.

2 См.: Там же. музыкальная культура многих народов и обществ, призванная защитить весь мир от одномерности (если употребить известный термин Г. Маркузе)1.

И тем не менее, несмотря на процесс глобализации, люди всё же не становятся похожими друг на друга. Глубинной причиной данного явления выступает усиление тенденции в сторону развития музыкальной, художественной культуры, которая противостоит культурному, духовному оскудению жизни общества и духовному одичанию составляющих его индивидуумов. Итак, ясно, что без развития музыкальной культуры, без возрождения духа классических музыкальных традиций человеческая, социальная эффективность общественных преобразований будет отличаться ничтожно малой эффективностью.

Музыкальная культура проявляется, на наш взгляд, прежде всего в сфере творческого труда — исходного пункта и основы жизнедеятельности человека. Однако в последнее время и здесь наметились существенные изменения. В условиях существующего большого разрыва между богатыми и бедными в действие вступают факторы, не зависящие от творческой трудовой деятельности. Например, существуют нематериальные, духовные блага, которые неимущими ценятся больше, чем чисто материальные приобретения. Это — достойные и безопасные условия труда, свобода выбора места работы, свобода передвижения и слова, освобождение от угнетения и насилия, полноценная «семейная жизнь, утверждение культурных, эстетических и религиозных ценностей, достаточное время для отдыха и культурного досуга, чувство осмысленности жизни и т. д. Все эти блага, конечно же, должны быть включены в понятие достойной жизни, которая, в свою очередь, немыслима вне достойной жизни. Данные аспекты жизни сегодня являются зачастую более ценимыми, чем трудовой доход. Ведь.

1 См.: Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 133−135. какими бы высокими не были показатели дохода, они ничего не говорят об этих аспектах. Перечисленные нами блага, напротив, позволяют не только заниматься полноценным и продуктивным творческим трудом, но и составляют предпосылки развития музыкальной и художественной культуры. Вместе с тем совершенствование музыкальной культуры открывает новые горизонты развития духовного «Я» личности, которая ориентируется на свободную и нравственную жизнь.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но и в других сферах духовной, нравственной и художественной жизни общества сопровождается в настоящее время ослаблением культурно-просветительской работы, ведёт к утрате нравственных ориентиров у значительной части населения (в том числе молодёжи), к обесцениванию важнейших человеческих ценностей. Всё это сопровождается ухудшением материального положения основной массы населения, ростом неуверенности в возможности творчески’трудиться.

В связи с этим большинство современных авторов, исследующих различные уровни и виды духовной культуры, обращаются к проблеме формирования музыкальной культуры молодёжи. Таким образом, в современных условиях назрела острая необходимость выработки нового видения музыкальных традиций, которое должно учитывать не только противоречия и тенденции современной общественной жизни. Но и горизонты развития человеческого нравственного и духовного потенциала.

Современное человеческое общество становится лишь машиной, предназначенной для создания материального богатства. Потребности большинства работающих людей сводятся сегодня в основном к самому необходимому и самому жалкому поддержанию телесной (а точнее, плотской) жизни. Человек, хотя и является по своей натуре художником, музыкантом, уже не везде и не всегда стремится вносить красоту в человеческие взаимоотношения. Человек, говоря словами К. Маркса, сегодня «лишается не только человеческих потребностей — он утрачивает даже животные потребности"1. Превращение индивидуализма в господствующий принцип общественного сознания постепенно привело к тому, что в настоящее время практически исчезли все общезначимые нормы вкуса — каждый человек получил право считать собственные суждения равноправными любым другим, и это не могло не иметь катастрофических последствий для общего уровня музыкальной культуры общества .

Развитие музыкальной культуры личности и общества столкнулось сегодня с так называемой «виртуальной реальностью», связанной с вытеснением из жизненного опыта живой, глубоко подвижной реальности, реальности в собственном смысле этого слова. Собеседник же по Интернету постепенно утрачивает свою жизненность и предметность. Так, живой человеческий «лик» постепенно превращается в некий эрзац собеседника. «Виртуальные пространства компьютерных игр и коммуникаций, — пишет Е. Б. Рашковский, — превращают мир в некое подобие сновидений, где человек оказывается почти что полным и в то же время безответственным хозяином: по своему «желанию отключает неугодную информацию, забавляется жестокими трюками, «взрывает» города, уничтожает компьютерных человечков, исключает из общения собеседника из Интернета"3.

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью изучения феноменального и ноуменального измерений музыки. Музыка.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-фшюсофские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т. 42.-С. 130.

2 См.: Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — С. 369.

3 Рашковский Е. Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрреволюция? Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. — М.: МОНД (МОНД научные доклады). Сб. 4. Мировая культура на пороге XXI века, 1999. — С. 58. прокладывает своеобразный «мост» между эмпирическим бытием человека и ноуменальным, трансцендентальным (духовным) миром.

Магическое воздействие музыки и звука на людей привлекало к себе внимание человека с глубокой древности. В историческом плане феномен музыки всегда был тесно связан с мировоззренческим представлением человека. Музыкально-гносеологическая и музыкально-онтологическая деятельность человека была всегда обусловлена его глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего смысла и места в мире.

В жизни человек стремится, как правило, обрести «точку опоры» в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых им внешних и внутренних состояний.

Музыка остаётся особым видом философского познания мира, а также предметом нравственно-философского анализа человеческой души. В социуме музыка реализует общемировоззренческую, гносеологическую, нравственно-воспитательную и иные функции. Нарастание многообразия феноменов информационного общества глубоко изменяет природу музыки, расширяя её возможности в синтезировании культурных, нравственных и социальных ценностей.

Музыка позволяет человеку вступить в жизненно важный контакт с труднодоступными уровнями бытия человека. Она указывает на нечто «впереди» себя, но то, на что она указывает, неотделимо от звучания.

Необходимо также заметить, что человек одухотворённой и совершенной души всегда стремился к возвышенному, гармоничному и мелодичному. Однако лишь та душа, которая живёт в соответствии с космическим миропорядком, способна «улавливать» ритмы Вселенной, а также созерцать сущность вещей земного плана.

В соответствии с этим целью настоящей работы является изучение онтологических и гносеологических оснований музыки как универсального и вместе с тем уникального явления в тесном контексте бытия человека.

Степень разработанности проблемы. Музыка как феномен духовной культуры является предметом исследования различных областей знания. Дух музыки составлял «предмет анализа в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля. В сочинениях неоплатоников, особенно Прокла, развивается та мысль, что существенная сторона музыки, как гармонически-ритмическая, выступает как подражание, т. е. в связи с политикой идеального государства. Всякий политик, если он рассуждает об искусстве, должен иметь художественное, музыкальное образование. Основной же проблемой выступает проблема красоты, которая относится к душе в целом.

Первая ступень музыки, согласно Проклу, состоит в том, чтобы отыскать прекрасную гармонию не в мире, а в жизни, в которой слова философа «созвучны с делами». Вторая ступень «музыки» — это вдохновение музами. Здесь Прокл ссылается на Платона, который противопоставляет вдохновенную музыку и поэзию техническим приёмам. Музыкант, как и поэт, только тем и отличается от законодателя, что он изображает реальные примеры добродетели, а законодатель издаёт для добродетели «общие законы"1.

Третья ступень «музыкального духа» не находится в состоянии «неистовства» и не вдохновляется музами. Музыкант есть тот человек, который умеет находить красоту во всех вещах подобно платоновскому эросу.

1 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Последние века (Ш-1У века). -М.: Искусство, 1988. -С.253.

Четвёртая ступень выступает лишь уточнением третьей. «Здесь не только поддерживается политическое значение музыки, но, в частности, говорится о гармонии и ритме"1.

Для философов Запада музыка — один из важнейших способов познания мира и нравственно-духовного становления человека. В анализ проблем генезиса идеи гармонии значительный вклад в мировую философию внесли Пифагор, Платон, Аристотель, Ф.В. Й. Шеллинг, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель.

Проблема генезиса гармонии как универсальной основы музыкальных связей во взаимосвязи с другими системами знания исследовалась Гераклитом Эфесским, Платоном, Диогеном Лаэртским.

По мнению Аристотеля, творения природы осуществляются с необходимостью, а творения человека (музыканта, художника) могут быть, а могут и не быть. Аристотель приходит к выводу о совершенной оригинальности, неповторимости произведений искусства. Если музыкант умирает, никто не в состоянии привести его замысел в исполнение (например, исполнительское творчество Н. Паганини). Аристотель полагает, что всё, что основано на инстинкте, искусством не является. Искусство основано на правилах. Оно не противостоит природетворя, созидая, оно открывает истину. Искусство включает человека в космический универсум. Цель музыки и поэзии — помощь в достижении высшей цели человекасчастья. Великая музыка созидает желанный образ жизни, включая как удовольствие, так и эстетический контроль над ним, включая катарсическое очищение.

Разработку онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства' мы обнаруживаем в сочинениях современных отечественных философов: А. В. Лукьянова, А. Ф. Лосева, Е. Г. Яковлева.

См.: Там же.-С. 254.

Последний анализирует проблему онтологической рефлексии в эстетическом исследовании. В целом же он обращается к исследованию 1 эстетического сознания, искусства и религии .

Духовный мир человека, сущность ценностных ориентаций и главнейшая среди них — ориентация на красоту — исследовались нами с привлечением трудов С. Ф. Анисимова, Л. П. Буевой, У. С. Вильданова, Б. С. Галимова, А. Я. Канапацкого. В. М. Межуева, B.C. Хазиева.

К философскому анализу музыки обращались многие исследователи, причём как зарубежные, так и наши отечественные. Музыку как «предмет логики» изучал А. Ф. Лосев, определивший сущность её как «становление». Однако связь музыки с высшими целями человеческой жизни исследована в трудах B.C. Соловьёва3. Музыку как вид бытия исследуют С. Борисова,.

A. Клюев, Ф. Селиванов. Музыку неоднократно исследовали в её соотношении с иными видами искусства. Проблему соотношения музыки и пластики поставил и проанализировал О. Шпенглер.

При этом мы, разумеется, учитывали творческий потенциал проблемы музыки, присутствующий в трудах И. Канта, И. Г. Фихте, Ф.В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, философов XX века — В. Дильтея, К. Ясперса.

Неоценимую помощь в исследовании феномена музыки, её «духа» нам оказали также труды П. В. Алексеева, В. У. Бабушкина, В. С Грехнёва,.

B.Д. Губина, A.B. Гулыги, А. Ф. Кудряшева, В. А. Кутырёва,.

B.А. Лекторского. М. К. Мамардашвили, Д. А. Нуриева, П. В. Симонова,.

1 См.: Яковлев Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. — М., 1969; Эстетический вкус как категория эстетики. — М., 1986; Категория «прекрасного-доброго» в истории мировой эстетики // Полигнозис. -2000.-№ 3.

2 См.: Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Он же. Философия. Мифология. Культура. — М: Политиздат, 1991. — С. 315−335.

3 См.: Соловьёв B.C. Общий смысл искусства // Он же. Сочинения в 2-х т.: Т. 2. — М.: Мысль, 1988 .

C. 390−404.

H.A. Сурковой (Шергенг), В. П. Тугаринова. В. Г. Федотовой, Т. В. Холостовой.

Музыка, как проявление идеи «трансцендентального субъекта», изучается A.B. Лукьяновым. Однако всё еще остаются недостаточно, на наш взгляд, изученными «трансцендентальная» компонента музыки, вопросы, связанные с исследованием «духа» музыкального произведения, с тем, как этот «дух» осуществляет специфическую, творческую «власть» над бытием. Наконец, достаточно непрояснённым остаётся само понимание музыкальной культуры как творческой потенции, придающей смысл духовной деятельности.

Объектом диссертационного исследования выступает музыка в её действительности и потенциальности.

Предмет исследования — трансцендентальная природа музыки и возникающие в связи с этим онтологические и гносеологические проблемы.

Цель диссертации заключается в исследовании проблемного поля обоснования существования трансцендентальной природы музыки.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач, в которых прежде всего прослежены традиции онтологического и гносеологического осмысления духа музыки, а также выявлен трансцендентальный аспект музыки:

• раскрыть методологическое и мировоззренческое значение музыки как сферы духовного творчества;

• на базе' анализа трудов немецких классиков выявить трансцендентальную компоненту музыки и исследовать её отношение к принципу «эстетической незаинтересованности»;

• раскрыть содержательную сторону музыки как «трансцендентального субъекта», который как бы «владеет» социокультурным бытием;

• исследовать музыкальную культуру как творческую потенцию, придающую смысл духовной и нравственной деятельности общественного субъекта.

Методологической основой диссертации выступает та идея, что в высоком искусстве, достигшем трансцендентального смысла, имеется нечто, выходящее за границы духовного, которое «отягощено» материальностью. Глубинный сущностный смысл музыки обнаруживается в её потенциальности, с которой связано становление новых художественных форм.

Автор отталкивается в своём исследовании от принципа историзма, от принципа «всесторонности рассмотрения», от методов анализа и синтеза, учитывает труды выдающихся мыслителей Древней Греции, Древнего Китая, представителей немецкой классической философии, сочинения выдающихся отечественных философов.

Научная новизна диссертации определяется той идеей, что трансцендентальный характер музыки проявляется в её превосхождении различных форм духовной выразительности, но в то же время музыка органично связывает духовный и материальный миры. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• обосновано, что музыка, представляя собой квинтэссенцию фундаментальных духовных ценностей бытия, способствует усилиям человека для достижения блага и красоты. Музыка, тем самым, облегчает доступ и к справедливому, и к прекрасномуобнаружено, что музыка, выступая способом познания мира и человека, фокусирует в себе целый «спектр» смыслов, один из которых состоит в следующем: трансцендентальный смысл музыки заключается не в том, что она помогает нам удовлетворять свои желания, а в том, чтобы иметь их. В данном отношении музыка есть источник жизнеспособности человека и осуществления его творческих потенцийвыявлено, что трансцендентальная компонента музыки обнаруживает себя в удалённости предмета познавательной деятельности от эмпирических чувствв результате этого музыка помогает избегнуть пресыщения как следствия удовлетворения животных потребностейобнаружен факт «запаздывания» экзистенции музыки по отношению к её сущности. Экзистенция раскрывается много позднее и заключает в себе множество смысловобоснован тезис о том, что музыка есть проявление принципа «эстетической незаинтересованности». Эта «незаинтересованность» именно в музыкальной игре, как свободной и добровольной активности, предельно выражает себя и противостоит эмпирическому, утилитарному отношению к реальности, дух которого обслуживает интересы, внешние самому эстетическому началу как началу нравственномувыявлено, что трансцендентальная компонента музыки раскрывается в её потенциальном характере. Музыка, как «чистое становление», есть потенция, свободно «витающая» между бытием и небытиемона означает жизненный пульс, постоянный ответственный выбор между силами жизни и смерти;

• обоснована та мысль, что человек настолько духовен, насколько он может противостоять своему страданию, насколько, он способен сочувствовать страданию другого. В данном отношении музыка, как сила бытия в социокультурном бытии, воспитывает стойкость характера, а тем самым выступает как «духовная жизнь» или личностно-надличностная реальность, обладающая способностью к самоопределению.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в исследовании трансцендентальной компоненты музыки, что связано с выявлением новых источников духовного и культурного развития. Смелое предприятие Фихте — освободить человечество посредством моральной воли — является рискованным. «Мост», пролегающий между трансцендентальным и эмпирическим миром, не является «мостом» в привычном смысле данного слова. Это — «мост» музыки, поэтического творчества, представляющий собой продукт высшего искусства, продукт реализации высших духовных потенций.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в качестве онтологических и гносеологических оснований дальнейшего философского осмысления таких феноменов, как «музыка», «гармония», «ритм» в тесном контексте бытия человека.

Практическое значение диссертации заключается в том, что материалы работы найдут своё применение в рамках базового курса философии, а также при разработке соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания. Материалы диссертации могут быть использованы не только в чисто культурно-просветительских целях, но и в плане личного самосовершенствования и расширения содержательного плана культурного, духовного бытия личности и общества.

Апробация диссертации. Основные положения работы обсуждались на региональной научно-практической конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, декабрь 2006 г.), на Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, ноябрь 2006 г.). Результаты диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета.

Основные идеи и положения диссертации, её концептуальный замысел изложены автором в целом ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудов.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 250 наименований. Общий объём диссертации составляет 137 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дух современной эпохи выражает себя в нетрансцендентном характере искусства и таких его фундаментальных формах, как музыка, поэзия, литература, изобразительные искусства, пластика и архитектура.

Современная эпоха прагматична и отличается настроем на чисто эмпирическую сферу деятельности человека. Сегодня ценится лишь понятное, приятное и удобное, т. е. всё, что удалено от рефлексивной способности человека, от его «критической» способности.

Однако трансцендентальная компонента, присутствующая в классической музыке, связана как раз с мыслительной, интеллектуальной деятельностью. Музыка становится формой обнаружения мудрости, мудрого сосуществования человека и человека, человека и природы. Она связана с погружением субъекта" в самые глубины опыта, а не только с трансцендированием за пределы последнего.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть выражены следующим образом.

1. В онтологическом плане музыка есть определённый аспект духовного бытия человека. Музыка и духовная жизнь как бы дополняют друг друга. Последняя обладает способностью к самоопределению, а музыкальная жизнь как раз и самоорганизует бытие человека, «вдохновляет» его на творческое подвижничество. Музыка «завладевает» человеком, выстраивает его жизнь в направлении служения высшим ценностям.

2. Музыка мудра. Слушая глубокую, гармоничную музыку, мы постепенно осознаём глубину и безмерность человека, человеческую «бездонность». Мы осознаём своё подлинное, истинное «Я». Человеческий дух, погружая себя в музыкальное искусство, совершает «взлёт», трансцендирует за границы эмпирического рассудка, осмысливает важнейшие ценности и онтологические основы бытия.

3. Музыка, благодаря имманентно присущей ей творческой силе, выступает способом существования социокультурного бытия в его цельности. Это возможно последующим причинам: 1) дух музыки, как «чистое становление» (А.Ф. Лосев), есть квинтэссенция фундаментальных духовных ценностей бытия. Музыка соответствует высшим духовным, нравственным потребностям и интересам личности, способствует её позитивным ценностным ориентациям.

4. Трансцендентная компонента музыки концентрирует в себе целый «спектр» смысловона способствует не просто удовлетворению наших желаний, а осуществляет их. Наконец, музыка, благодаря развитию воображения человека удаляет предмет познания от эмпирического чувства, в результате чего избегается пресыщение как необходимое следствие полного удовлетворения животной, чисто эмпирической потребности.

5. В диссертации сделан вывод о том, что экзистенция музыкального произведения «запаздывает» по отношению к его сущности. Для музыки характерны процессы самоопределения и самоограничения. А это, как известно, есть показатели «духовной жизни» как личностно-надличностной реальности и.

6. Музыка как диалектическое единство рационального и иррационального, обладает как созидательной, так и разрушительной силой. Созидательный характер музыки выражает себя в музыкальной, эстетической культуре как творческойпотенции, придающей смысл духовной и нравственной деятельности.

Музыка, как духовная деятельность, есть процесс трансцендирования, указывающий на универсализацию человеческих чувств. Но трансцендирование ещё недостаточно, чтобы музыка выступила в качестве стремления к красоте и благу. Трансцендентное слишком удалено от мира. В трансцендентной музыке субъект, «постигая» красоту, «тонет» в ней, отказываясь от своей «самости», от своего «Я». Однако трансцендентальный аспект рассмотрения музыки способствует рассмотрению последней как этического субъекта. Этот субъект действуетон есть творец, музыкант, поэт, причём творит не только художник, но и зритель, слушатель.

В конечном счёте автор приходит к тому выводу, что музыка, проникнутая любовью и нравственностью, выполняет предназначенную ей функцию в обществе. Она есть именно то «начало», которое оказывается важнее всех последующих достижений культуры.

Основное перспективное направление, которое, по мнению автора, следует развивать в дальнейшем, заключается в исследовании трансцендентальной природы музыки, что в свою очередь открывает возможности для более глубокого осмысления диалектики самодвижения, самоопределения духовной субстанции самосознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Хамид ал-Газали. «Весы деяний» и другие сочинения / Пер. с араб. М.: Издательский дом «Ансар», 2004. — 216 с.
  2. П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2002.- 1152 с.
  3. Ю.В. Культура как интегратор социума. Авт-т дисс. докт. филос. наук. — Нижний Новгород, 1997. — 36 с.
  4. А.Л. Над чем работают и о чём спорят философы. Категория истины и проблема художественной правды // Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — С. 35−36.
  5. В.А. Формирование духовности. Оренбург, 1997.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.
  7. Аристотель. Поэтика // Сочинения. В 4-х т.: Т. 4. М.: Мысль, 1984.-430 с.
  8. Аристотель. Сочинения. М.: ОГИЗ — СоцЭКГИЗ, 1938.
  9. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т. 4. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  10. В.Ф. Кант. М., 1970.
  11. М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.
  12. В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа).-М., 1993.- 102 с.
  13. A.M. Становление духовной культуры молодёжи: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 256 с.
  14. Г. А. Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодёжи. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 20 с.
  15. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. -163 с.
  16. JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  17. Д.И. Истинность музыки (онтологический аспект). -Авт-т дисс. канд. филос. наук. Сибай, 2006. — 20 с.
  18. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  20. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-383 с.
  21. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  22. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.24. Библия. От Иоан. 1,1.
  23. Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.
  24. А.Г. Философия музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. -С. 260.
  25. А. Греческая цивилизация. В 2-х кн. Ростов-н/Д.:т1. Феникс, 1994.-Кн. 1.
  26. Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1968.
  27. Дж. Изгнание торжествующего зверя. С.-Петербург:а
  28. Издательство «Огни», 1914. 286 с.
  29. Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с нем. К.: Новый Акрополь, 1996.-288 с.
  30. Л.П. Дионисийство как культурно-антропологическая проблема 9вариации на темы Вяч. Иванова) // Вяч. Иванов. Архивные материалы исследования. М., 1998. — С. 18−43.
  31. Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана / Башкирский университет. Уфа, 1994. — 244 с.
  32. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.
  33. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  34. У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006.-418 с.
  35. В. Избранные произведения. М.: Эхо, 1990.
  36. В. От Канта до Ницше. М.: «Канон-пресс», «Кучково поле», 1998. — 196 с.
  37. Л.С. Психология искусства. М.: Политиздат, 1968.
  38. .П. Этика Фихте. -М., 1914.
  39. В.П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  40. Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978. — 280 с.
  41. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
  42. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  43. П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.-288 с.
  44. .С. Конец философии? // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1999.
  45. .С. Философский анализ возникновения нового // Вестник Башкирского ун-та. Уфа, 1997. — № 1.
  46. .С., Селиванов А. И. Философская модель мозаичности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции / Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 1997. — С. 29−30.
  47. .М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-63 с.
  48. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М.: Наука, 1972. 658 с.
  49. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. М., 1971.
  50. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1. / Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем М. И. Левиной. М.: Мысль, 1976. -532 с.
  51. К. Сочинения. -Т. 1.-М., 1974.
  52. Гёте и Шеллинг. Переписка. Письмо Гёте от 14 сентября 17 971 г. -Т. 1.-М., 1987.
  53. И.В. Избранные произведения. М., 1950. — С. 402.
  54. М. Письмо к Пастернаку // Сухотин А. Ритмы и алгоритмы. -М.: Молодая гвардия, 1988.
  55. В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. Часть 1. М.: Политиздат, 1990.-С. 231−253.
  56. В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л, 2006.
  57. А.В. Кант. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2005.-280 с.
  58. В. Отверженные. М.: Ноэль, 1990.
  59. У. Мйогообразие религиозного опыта / Пер. с англ. М.: Наука, 1993.
  60. Д. Собрание сочинений Т. 6. М.-Л., 1946.
  61. .И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  62. Доклад о развитии человека за 1999 год.
  63. Т.Н. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе. -Киев: Высшая школа, 1986.
  64. Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. -М.: Изд-во «РЭЙ», 1994.
  65. Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие.-М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  66. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  67. Д.В. Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. -М.: Наука, 1982.
  68. В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987.
  69. Л.И. Феномен «музыки» в контексте бытия человека: опыт философского анализа. Авт-т дисс. канд. филос. наук-Магнитогорск, 2006. — 21 с.
  70. Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Урал, ун-та, 1990.-212 с.
  71. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
  72. К.В. Судьба рационализма в философии музыки А.Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. В 3-х т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. — С. 157.
  73. Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М.: Юрист, 1996.
  74. А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1992. — 211 с.
  75. А.Я. Философское мышление и художественное творчество. -М., 1987.-252 с.
  76. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. -С. 75.
  77. Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
  78. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  79. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
  80. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. -544 с.
  81. А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 172 с.
  82. Кант Шиллеру. Об эстетическом воспитании человека, письмо 13 // Иванов Вяч. Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994.
  83. И. Критика способности суждения / Пер. с нем. М.: Искусство, 1994.
  84. И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1994.
  85. И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. -Т. 1. Трактаты и статьи (1784−1796). М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993.
  86. И. Трактаты. Санкт-Петербург: Наука, 1996.
  87. Кантовский сборник. Вып. 1−15.-Калининград, 1975.
  88. Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.
  89. И.Т. Контекст для традиции: к понятию индивидуальной культурной лаборатории // Когнитивная эволюция и творчество. -М., 1995.-С. 161−184.
  90. Категория «прекрасного-доброго» в истории мировой эстетики // Полигнозис. 2000. — № 3.
  91. В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000.
  92. Кемеров В. ЕТ Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.
  93. А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / Пер. с англ. М. Г. Романова. СПб.: Диля, 2004. — 464 с.
  94. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Intrada, 2000. — 160 с.
  95. А.Н. Трансценденталистская интерпретация музыки. -М., 1996.
  96. Т.Ф. Введение // Очерки по философии мировой культуры. М.: Языки русской культуры, 1977. — С. 7−12.
  97. Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера.-М., 1975.
  98. Т.В. Символы в музыке // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. -С. 329.
  99. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  100. А.П. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1981.-С. 484.
  101. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.
  102. А.Ф. История античной эстетики: Последние века (III-IV века). М.: Искусство, 1988.
  103. А.Ф. Личность и абсолют. -М.: Мысль 1999.-719 с.
  104. А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  105. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  106. А.Ф., Шестаков Б. П. История эстетических категорий. -М., 1965. т
  107. Лукас Релли. Послание Саи к тебе и ко мне. СПб., 1992.
  108. A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. — № 6. — С. 81 -89.
  109. A.B. Идея метакритики «чистой» любви. Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики. -Уфа: РИО БашГУ, 2001. 226 с.
  110. A.B. Идея трансцендентальной субъективности в немецкой классической и в русской философии // Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения А. Ф. Лосева. Сборник статей.-Уфа, 1993.-С. 153−154.
  111. A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814). -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1997.-252 с.
  112. К.Н. Человек в философском измерении (из истории проблем). Свердловск: Урал, ун-т, 1991. — 132 с.
  113. В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.
  114. В.В. Мудрость «безумных речей». О духовном наследии Чжуан-цзы // Чжуан-цзы: Даосские каноны. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT». 2002.
  115. М.К. Проблема человека в философии. О человеческом в человеке. М., 1991.
  116. М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Вопросы философии. — 1989. — № 7.
  117. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.
  118. К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
  119. Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  120. Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 183 с.
  121. К. Кризис нашего времени. М., 1994.
  122. К. Эссе по социологии культуры. М., 1993.
  123. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  124. В.А. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1983.
  125. Межуев B.M.JCaK возможна наука о культуре (культурология)? // Постижение культуры. -М., 1998.-С. 13−29.
  126. А.Ю., Разлогов П. Н. Контркультура и «новый» консерватизм. М., 1981.
  127. М. Соч. «Жизнь пчёл» // Разум цветов. М.: Московский рабочий, 1995.
  128. И.И. Этюды о природе человека. М.: АН СССР, 1961. — 290 с.
  129. П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. -Т. 1−3.
  130. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991.-333 с.
  131. A.B., Шестаков В. П. Николай Гартман // Музыкальная эстетика Германии / Т. 2. М., 1982.
  132. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  133. H.A. Пути России: модернизация неевропейских культур. -М., 1991.
  134. Э. Персонализм // Французская философия и эстетика XX века. М., 1995.
  135. Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения А. Ф. Лосева. Сборник статей. Уфа, 1993. — 254 с.
  136. И.С. Кант. М., 1976.
  137. H.A. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969.-246 с.
  138. Ф. Соч. в 2-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1990.
  139. Новалис. Гимны к ночи / Пер. с нем. -М.: Энигма, 1996.
  140. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984.-С. 25.
  141. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.
  142. Осмысление духовной целостности. Вып. 3 / Отв. ред. A.B. Медведев. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1992. — 304 с.
  143. В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. М.: Наука, 1991.
  144. A.B. Эстетическая культура личности. JI.: Знание, 1978.
  145. Платон. Собрание сочинений в 4-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1993.
  146. Платон. Соч. в 4-х т.: Т. 1. М., 1968. — С. 532 (диалог «Ион»).
  147. С.М. Роль музыки в утверждении нравственности // Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении: т
  148. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. -С. 117−119.
  149. Г. В. Письма без адреса // Искусство и общественная жизнь. -М.: Гослитиздат, 1956.
  150. И.В. Христианский фундаментализм в России на рубеже веков // Постиндустриальный мир: центр, периферия. Россия. М.: МОНД (МОНД научные доклады). Сб. 4. Мировая культура на пороге XXI века, 1999.
  151. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа, 1998.
  152. С.М. Человек и его мир: Учебное пособие по философии для студентов. Уфа, 1998.
  153. Т.А. Эстетика как человекознание // Первый Российский философский конгресс. В 7-ми т.: Т. 6. СПб., 1997. -С. 134−137.
  154. Проблемы русской средневековой художественной культуры. -М.: Искусство, 1991.
  155. Проблемы философии культуры. М., 1984.
  156. С. Индийская философия. В 2-х т.: Т. 1. М.: Миф, 1993.-623 с.
  157. В.Г. Диалоги музыкальной педагогики. М., 1989.
  158. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.
  159. С.Х. Творить мир по законам красоты. М.: Советский композитор, 1962.
  160. С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 63 с.
  161. А.Р. Семантический анализ музыкального искусства // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. — С. 374.
  162. З.Я. Башкирская традиция 9социально-философский анализ). Уфа, 2000.
  163. З.Я. Проблема смысла жизни и величия человека в эпосе «Урал-батыр» // Башкирский фольклор: исследования и материалы. Сборник статей. Вып. 3. Уфа, 1999. — С. 54−61.
  164. З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ). Авт-т дисс. .докт. филос. н. Уфа, 2000. — 39 с.
  165. Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрреволюция? Постиндустриальный мир: центр, периферия. Россия. М.: МОНД (МОНД научные доклады). Сб. 4. Мировая культура на пороге XXI века, 1999.
  166. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. — СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.
  167. Е.Б. «Виртуальный мир» художественного произведения // Человек Философия — Гуманизм. Первый Российский философский конгресс. В 7-ми т.: Т. 6. — СПб., 1997. -С. 140−143.
  168. Р. Собрание сочинений в 14 т.: Т. 3. М.: Искусство, 1955.
  169. С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.-СПб., 1897.
  170. В.Ф. Искусство как общественная потребность. JL: Художник РСФСР, 1997. — 266 с.
  171. В.Ф. Социальная природа искусства: К спорам о предмете искусства. JL: Художник РСФСР, 1982. — 247 с.
  172. Р.Б. Феноменология любви: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 90 с.
  173. Р.Б. Философско-антропологическая и теологическая парадигмы Лобви: на пути к единому человековедению. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. 136 с.
  174. Ф.Б. Критерии разумных потребностей // Вопросы философии. 1985. — № 1.
  175. П.Н. Филология и культурология. М., 1990.
  176. Салямон J1.C. Элементы физиологии и художественное восприятие // Художественное восприятие. JL, 1971.
  177. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. -М: Знание, 1984.
  178. .Н. Эстетическая деятельность как важнейший фактор гуманизации // Первый Российский Философский конгресс. В 7-ми т.: Т. 6.-СПб., 1997.-С. 148−150.
  179. В.В. Ответственность художника перед обществом. -М.: Знание, 1978.-64 с.
  180. А.Н., Суна У. Ф. Развитие эстетической культуры молодёжи. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  181. С.Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. -Тбилиси: Мецниереба, 1976. 176 с.
  182. Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе. М., 1977.
  183. Г. С. Сочинения. М.: Мысль, 1973. — Т. 1.-511 с.
  184. Словарь по этике / Под ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1970. — 398 с.
  185. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
  186. И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. -М.: Знание, 1985.
  187. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982.
  188. B.C. Общий смысл искусства // Он же. Сочинения в 2-х т.: Т. 2.-М.: Мысль, 1988. С. 390−404.
  189. B.C. Сочинения. В 2-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988.
  190. Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
  191. Вл. Смысл любви. -М.: Мысль, 1990. Т. 2.
  192. Э.С. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  193. Сорокин (Соркин) Э. И. Цивилизация вместо климата? М.: Знание, 1993.-96 с.
  194. П.А. Социологические теории современности. М., 1993.
  195. П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 19 912. — 543 с.
  196. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992.
  197. Социодинамика культуры: Социокультурная дифференциация. Вып. 2.-М., f993.
  198. . Этика // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1957.-Т. 1.
  199. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. — № 6. -С. 10−21.
  200. JI.H. Жизнь. Творчество. Человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.
  201. Суркова (Шергенг) H.A. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография / Изд-е Башкирского государственного университета. Уфа, 2003. -232 с.
  202. .Н. Паскаль. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 342 с.
  203. Г. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979. — 368 с.
  204. JI.H. Собрание сочинений в 20 т.: Т. 17. М., 1965.
  205. М.С. Тема смерти в музыкальной эстетике А.Ф. Лосева // Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения А. Ф. Лосева. Сборник статей. Уфа, 1993.
  206. Д.И. Психологические исследования. М., 1966.
  207. А.Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества. Уфа: Издательство «Даурия», 2000. — 94 с.
  208. А.Ф. Тема трансцендентального субъекта в музыке и в философии // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. В 3-х т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. — С. 252.
  209. А.Ф. Эстетическая и художественная культура: проблема социальной детерминации // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — С. 174−182.
  210. A.B. Эстетическая функция ритма // Рационализм иткультура на пороге третьего тысячелетия. В 3-х т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. — С. 253.
  211. И.Г. Соч. в 2-х т.: Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. — 798 с.
  212. К. История новой философии. Т. 6. — СПб., 1909.
  213. К. Шеллинг. Его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1905. Раздел «Искусство как органон философии».
  214. П.А. Письмо к Вернадскому по С. Соловкову // Иванов М. Корни и крона. Я был в Аксакове. — Уфа, 1991.
  215. З.В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты. Саратов, 1997.
  216. JI. Смысл жизни. М.: Прогресс, 1997.
  217. Э. Эротика Ренессанса: буйство плоти (Интимный мир эпохи). М.: Диадема-Пресс, 2001.
  218. B.C. Из мышления о педагогике // Башгоспединститут. -Уфа, 1998.-200 с.
  219. В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
  220. П. Гармония мира. М., 1994.
  221. В. Умирание искусства: О книге В. Вейдле под тем же названием. Париж, 1937 // Новый мир. 1990. -№ 3.
  222. Ю.Н. Метафизика музыки в философии А.Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. В 3-х т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. — С. 118.
  223. Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. М.: Наука, 1982.
  224. П.Я. Статьи и письма. М.: Мысль, 1989.
  225. А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для фил ос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
  226. Н.Г. Избранные философские произведения. Рецензия «О поэзии. Сочинения Аристотеля». М.: ОГИЗ -СоцЭКГИЗ, 1938.
  227. Чжуан-цзы: Даосские каноны / Пер., вступит, ст., коммент.1. Ok
  228. В.В. Малявина. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 432 с.
  229. Шеллинг Ф.В. Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827−1828 гг. в записи Эрнста Ласо. Томск: Изд-во «Водолей», 1999.
  230. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма. Л.: Политиздат, 1936.
  231. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства / Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова- Пер. с нем П. С. Попова. М.: Издательство «Мысль», 1999.-608 с.
  232. Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. 699 е.- Т. 2. — СПб.: Наука, 2002. — 480 с.
  233. Ф. Письма об эстетическом воспитании // Сочинения. -Т. 6.-М., 1957.
  234. Ф. Собрание сочинений в 7 т.: Т. 6. М., 1955.
  235. А. Новые паралипомены // Об интересном. М.: Олимп, 1997.
  236. А. Об интересном. М.: Классики зарубежной психологии. Олимп, 1997.
  237. Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване // Курс лекций по индийской культуре и духовности. СПб., 1998.
  238. Эрн В. Сочинения. М.: Правда, 1991. т
  239. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986-
  240. Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М., 1969.
  241. И.М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.-379 с.
  242. А.Р. Духовный мир суфиев / А. Р. Янгузин. Уфа: Гилем, 2007. — 240 с.
  243. В.Х. К вопросу об онтологических основаниях музыки // Научное обозрение. 2007. № 3. М.: Наука, 2007. — С. 61−66.
  244. В.Х. Трансцендентальная компонента в музыке: онтологические и гносеологические проблемы: Монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 92 с.
  245. К. Всемирная история философии. Введение / Пер. с нем. Санкт-Петербург: Наука, 200. — 272 с.
  246. Althaus. Aesthetik, Okonomie und Gesellschaft. Bern — Munchen, 1971. Hurtmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. — Berlin, 1965.
  247. Kayser H. Lehrbuch der Harmonik. B., 1950.
  248. Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965.
Заполнить форму текущей работой