Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Актуальные концепции «целостной личности» в современной социальной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве альтернативы ему выступило. учение ММ Бахтина о «диало-гичности мышления» и «ответственной личности». Впервые заявлялось о диало-гизации всей человеческой жизни, осуществляемой на партнерских началах и отвергающей любое насилие. Личность предстала открытой всему миру, сознательно и добровольно принимающей ответственность и вину за все происходящее, в том числе — за творящееся в мире… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. «ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ «НОВОГО ЦЕННОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ» В РОССИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. 1. Социальная философия как интегратор социогуманитарных наук в системно-целостном изучении личности
    • 1. 2. Понимание целостной личности в философии русского космизма
    • 1. 3. Учение М. М. Бахтина о «диалогичности мышления» и «ответственной личности» как альтернатива партийно-классовому подходу
    • 1. 4. Ориентация на целостную личность как исходная установка «нового ценностного мышления» К. Гюнцля
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ «ОРГАНИЦИЗМЕ»
    • 2. 1. Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке
  • А. Баама
    • 2. 2. «Целостная личность» и «органический социум» как взаимосвязанные социально-философские категории

Актуальные концепции «целостной личности» в современной социальной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

данной диссертационной работы обусловлена, во-первых, усилением интереса к конкретной личности в современную переломную эпоху, когда в обществе происходят коренные сдвиги в сознании людей, связанные с переоценкой ценностей и разрушением отживших идеалов. Смена парадигмы ценностного мышления осуществляется в направлении приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, признания прав, свободы и достоинства каждой личности.

Во-вторых, — обострением глобальных проблем современности и возрастанием роли человеческого фактора в историческом процессе. Появилась востребованность к концепциям «целостной личности» в российской и зарубежной науке, в которых на первый план выходит такое интегративное качество, как личностная ответственность за все происходящее, а также индивидуальная свобода и самостоятельность, высокий уровень социальной активности, профессиональная компетентность и гармоничность общего развития.

В этой связи важную роль приобретают социально-философские исследования мировоззренческого и методологического характера. Назрела потребность в систематизации и обобщении знаний различных дисциплин о человеке на единой интегративной научно-философской основе. Данный подход дает возможность по-новому взглянуть на решение актуальных задач, стоящих перед обществом. При этом в центре внимания оказывается человек не только как природное или социальное существо, но и как целостная ответственная личность.

Продуктивным также представляется обращение к историко-философским источникам с целью сохранения и развития на новой основе позитивных моментов прежних концепций. Взгляды зарубежных исследователей обнаруживают серьезное влияние идей российских мыслителей XIX—XX вв. Нельзя также не учитывать обратное воздействие западной идеологии на формирование духовного облика современного россиянина.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время вопросы комплексного исследования личности привлекают к себе внимание представителей различных областей науки. Появились работы философов, психологов, социологов, педагогов, посвященные анализу данного социального феномена.

Социально-философская (общетеоретическая) сторона проблемы затрагивается в трудах Ф. А. Айзятова, Г. А. Антипова, В. А. Артемова, B.C. Барулина, А. П. Валицкой, B.JI. Гезикова, Э. В. Гирусова, В. Д. Губина, А. Г. Зарубина, Г. Г. Зейналова, Б. Ф. Кевбрина, Н. Д. Короткова, С. Э. Крапивенского, B.JI. Лося,.

A.С. Мамзина, JI.A. Миголатьева, К. Х. Момджяна, К. С. Пигрова, В.П. Ратнико-ва, Э. И. Романовой, Н. С. Савкина, А. Г. Спиркина, О. П. Целиковой, М. А. Пешкова, А. Н. Чумакова, Т. М. Ярошевского и др.

Все большую актуальность приобретает в последнее время рассмотрение сущности личности сквозь призму социальной активности. Этот аспект освещался в работах Р. Г. Апресяна, Г. С. Арефьевой, Н. А. Бернштейна,.

B.C. Библера, Э. В. Ильенкова, А. С. Выготского, С. Т. Гурьянова, А. А. Коробейникова, А. И. Крупнова, Е. Н. Песоцкой, В. А. Смирнова,.

A.И. Сухарева и др. Попытка системного анализа данного феномена с аксиологической точки зрения была предпринята Д. Е. Фроловым и В. И Малкиным.

Психологические моменты развития личности разрабатывались представителями психоанализа' 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом, К. Хорни и др. В своих исследованиях они столкнулись с противоречием вследствие редукции духовных основ личности к подсознательным влечениям, за что и подверглись критике со стороны М. Шелера, J1.C. Франка, Б. П. Вышеславцева и др.

Современные исследования психологической стороны человека представлены российскими учеными: А. А. Алексеев, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, Н. П. Бехтерева, В. А. Богданов, Л. И. Божович, Е. И. Головаха, B.C. Грехнев, Г. Г. Дилигенский, И. А. Донцов, Б. В. Зейгарник, М. С. Каган, И. С. Кон,.

B.М. Лейбин, Д. А. Леонтьев, B.C. Мерлин, И. М. Палей, Е. А. Побединская, В. А. Петровский, К. К. Платонов, П. В. Симонов и др., а также западноевропейскими авторами: А. Адлер, Г. Ю. Айзенк, Р. Берне, У. Джеймс, Д.Дж. Зиглер,.

Г. Оллпорт, Г. Райл, В. Райх, К. Роджерс, J1.A. Хьелл, Я. Щепаньский, Э. Эрик-сон и др.

Проблема духовной основы личности нашла свое отражение в трудах отечественных философов «серебряного века»: К. С. Аксакова, С. А. Аскольдова, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, J1.H. Лопатина, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, С.Н. и Е. Н. Трубецких, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, О. Г. Флоровского, Г. Г. Шпета и др.

В этой связи новую актуальность приобрела тема гармоничного развития и сохранения физического, психического и нравственного здоровья современного человека. Она стала объектом изучения у А. А. Аладышевой, Н. М. Амосова, Ф. П. Березина, П. С. Брегга, А. В. Гулыги, Б. Е. Егорова, Н. М. Жарикова, Ю. П. Давыдова, П. К. Иванова, А. Я. Иванюшкина, А. Б. Леонова, Д. С. Лихачева, B.C. Новикова, В. А Писачкина, Л. В. Сахно,.

A.П. Скрипника, О. П. Целиковой и др.

В вопросе целостной личности особый интерес представляют труды русских философов-космистов: B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова,.

B.И. Вернадского, К. Э. Циолковского и др.

Для выяснения теоретических источников концепций названных авторов и определения их взаимосвязи с другими течениями использовались труды как зарубежных, так и российских философов: И. С. Андреева, А. Бергсона, М. А. Блюменкранца, А. Г. Гачева, Э. Кассирера, Г. Когена, Э. Мунье, А.Н. На-заретяна, Ф. Ницше, У. Новотного, А. Печчеи, П. Тейяра де Шардена, Ж.-П. Сартра, Р. Штайнера, К. Ясперса и др.

Идеи философов-космистов с современных позиций рассмотрены в работах А. И. Болдырева, П. П. Гайденко, А. А. Галактионова, А. Ф. Лосева,.

C.М. Лукьянова, В. И. Моисеева, С. А. Нижникова, С. Г. Семеновой, Е. И. Серебряной, А. Д. Сухова, Г. Л. Тульчинского и др.

Для выявления специфики понимания сущности личности в философии советской эпохи мы опирались на труды классиков марксизма: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Современные критические исследования по данной теме представлены именами: П. В. Алексеева, Г. А. Антипова, B.C. Барулина, ЕЛ. Богиной, Н. И. Бочкарева, Л. П. Буевой, В. Я. Ельмеева, В. В. Ильина, Б. В. Князева, В. Н. Колоскова, А. Д. Косичева, В. П. Кошарного, В.И. Ксенофон-това, Б. В. Маркова, С. И. Никишова, З. М. Протасенко, М. И. Сидорова, Г. Л. Смирнова, В. В. Шарова, И. Т. Якушевского и др.

Особенности коммунистической идеологии с точки зрения морали и нравственности анализируются в классических работах Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Г. Г. Шпета.

Большое количество научной литературы издается по проблемам жизни и творчества выдающегося отечественного мыслителя М. М. Бахтина, особенно его комплексного подхода к проблеме личности. Сюда можно отнести работы В. М. Алпатова, Е. А. Богатыревой, Н. К. Бонецкой, С. Г. Бочарова, О.В. Брейки-на, Н. И. Ворониной, П. С. Гуревича, В. Д. Дувакина, А. Ф. Еремеева, В.В. Кожи-новой, С. С. Конкина, B.JI. Махлина, О. Е. Осовского, И. В. Пешкова и др.

Среди авторов, изучавших человека с позиции «нового мышления», можно выделить М. С. Горбачева, А. Е. Бовина, Ф. М. Бурлацкого, Н. Н. Моисеева, А. И. Новикова, А. К. Уледова, И. Т. Фролова и др. В своих работах они ограничились постановкой актуальных задач политологического и этического характера. Практически не уделялось внимания вопросам об истоках и методологическом обосновании данного течения. Эта проблема была решена австрийским философом Кристофом Гюнцлем.

Впервые представлена оригинальная концепция целостной личности известного американского философа Арчи Дж. Баама, являющегося представителем «органицизма». Его труды не имеют переводных аналогов в отечественной литературе (Bahm A. The Specialist. His Philosophy. His Disease. His Cure.-1977; Bahm A. Why be moral?- 1992; Bahm A. Organicism: origin and development.-1996).

Названные авторы провели глубокий анализ вопросов, затрагивающих проблему целостной личности в свете актуальных проблем современности. Однако в их работах отсутствует сопоставительное социально-философское рассмотрение ведущих концепций с точки зрения интегративного качества изучаемого феномена.

Все вышесказанное определило выбор объекта, предмета и темы данного ^ диссертационного исследования. Объектом выступает целостная личность.

Предметом — актуальные концепции, в которых она изучается (с акцентом на интегративное качество).

Цель и задачи исследования

Цель работы состоит в том, чтобы на ин-тегративной основе социально-философского анализа раскрыть специфику понимания целостной личности и показать ее главное интегративное качество в актуальных в настоящее время концепциях русских космистов, некоторых философов «советского периода», представителей «нового мышления» на Западе и Востоке и современного американского «органицизма» .

Реализация общей цели предполагала решение следующих задач:

— раскрыть специфику интегративной функции социальной философии в V системно-целостном изучении личности;

— осуществить анализ представлений о природе, сущности, предназначении целостной личности и определить ее главное интегративное качество в концепциях русских космистов;

— показать альтернативность понимания целостной личности в «советской философии» и учении М. М. Бахтина;

— исследовать своеобразие взглядов на проблему человека и личности в «новом мышлении» К. Гюнцля;

— эксплицировать сущность и структуру целостной личности в трактовке крупнейшего представителя американского «органицизма» А. Баама;

— установить особенности взаимосвязи личности и современного социума с точки зрения «органицизма», акцентируя внимание на проблеме свободы и ответственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют:

— общая мировоззренческая ориентация на признание приоритета общече ловеческих гуманистических ценностей (глобальный антропоцентризм в противоположность классово-партийному социоцентризму официальной философии советской эпохи);

— социально-философское обобщение новейших достижений частных наук в комплексном изучении человека и личности;

— принцип взаимной дополнительности при координации философских и внефилософских методов исследования (в частности, дополнение философского рассмотрения данными из других наук — психологии, социологии, биологии и т. д.);

— герменевтический метод с целью адекватного понимания оригинальных англои немецкоязычных научных текстовсочетание этого метода с принципами «ответственной вненаходимости» и «диалогичности мышления» ученого, разработанными М. М. Бахтиным;

— единство исторического и логического методов при раскрытии генезиса исследуемых концепций;

— системно-целостный подход при изучении личности, основанный на представлении о единстве ее природного, социального и духовного компонентов;

— аксиологический (ценностно-оценочный) анализ исследуемых концепций, выдвигаемых разными авторами ценностных приоритетов, а также кризисной ситуации в современном мире;

— компаративистский (сопоставительный) подход при выявлении сходных положений в философских течениях;

— изучение и применение специальных методов и подходов зарубежных философов (принцип целостности и системной иерархичности К. Гюнцля, принцип «органичности» А. Баама, учение К. Г. Юнга об архетипах и интуитивном восприятии массовым сознанием переломных эпох в истории). Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой сопоставительное социально-философское исследование ведущих концепций целостной личности современных российских и западных авторов. Раскрыты генезис этих концепций, их методологическая основа, теоретические источники и связь с современными философскими учениями. Определено главное интегративное качество личности в трактовке каждого из перечисленных авторов, показана специфика ее структуры.

Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования были изложены диссертантом на научно-практической конференции молодых ученых (Саранск, 2000), в научных докладах на Огаревских научных чтениях (Саранск, 2001), на IV Международной конференции «Интеграция региональных систем образования» (Саранск, 2003), в лекциях и на семинарских занятиях со студентами.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех и трех параграфов), заключения и библиографического списка. В текст работы включены две таблицы (с. 23- с.79) и две схемы (с. 92- с. 133). Библиографический список насчитывает 249 наименований. Общий объем работы составляет 175 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании, проведенном на единой инте-гративной основе социально-философского анализа, получены конкретные результаты, которые обладают научной ценностью и выносятся на защиту.

1. Определена особая роль социальной философии в изучении личности. На основе универсальности категорий она выполняет роль интегратора социо-гуманитарных наук в изучении личности. Это проявляется в следующем: 1) в целостном подходе к личности как сложной системе с особым интегративным качеством- 2) комплексном подходе, предполагающем обобщение достижений и объединение усилий частных наук о человеке- 3) применении новейших методов по принципу «взаимодополнительности» .

На этой основе предложено наиболее обобщенное (социально-философское, универсальное) определение личности как целостной системы социально-духовных свойств человека. Генетически основываясь на его природных задатках, она индивидуально формируется и проявляется в разных видах деятельности и общественных отношений. Структурно она включает в себя четыре подсистемы: индивидуальную психологическую, социально-предметную, социально-оценочную и деятельностную.

2. Исследованы оригинальные концепции личности в философии русского космизма, имеющие актуальность на современном этапе. Так, сущность личности у B.C. Соловьева сводится к духовной составляющей, главной доминантой которой выступает нравственно-онтологическая ответственность за восстановление утраченной первозданной гармонии (всеединства). У Н. А. Бердяева она трактуется как духовно-религиозная основа, объединяющей силой которой является стремление к индивидуальной свободе, связанной с ответственностью за полноту слияния с Божественным Духом. По Н. Ф. Федорову, человеческая личность представляет собой высшую ценность, цементирующим свойством которой признается осознание важности воскрешения предков (и памяти о них) как нравственного долга живых поколений. В понимании В. И. Вернадского, человек — социальное животное, которому необходимо преодолеть свою низшую природу через творческое самосозидание. Эта идея сближает его с К. Э. Циолковским, который считал, что целостная личность возникнет в ходе эволюции, а ее главным интегративным качеством будет стремление к большему совершенству в масштабах всей Вселенной.

3. Раскрыта альтернативность понимания целостной личности в официальной отечественной философии «советского периода» и учении М. М. Бахтина. В советской философии исходным признавалось положение о ведущей роли социального фактора в формировании личности. Фактически под ним подразумевался партийно-классовый подход и тотальный государственный контроль за поведением каждого индивида с точки зрения «идеалов коммунизма» (через системы образования, воспитания и др.). Происходило ограничение реальной свободы личности, нивелирование ее индивидуальной ответственности за происходящие в обществе процессы.

В качестве альтернативы ему выступило. учение ММ Бахтина о «диало-гичности мышления» и «ответственной личности». Впервые заявлялось о диало-гизации всей человеческой жизни, осуществляемой на партнерских началах и отвергающей любое насилие. Личность предстала открытой всему миру, сознательно и добровольно принимающей ответственность и вину за все происходящее, в том числе — за творящееся в мире зло. Она не имеет «алиби в бытии» (т.е. не может искать оправдание своим действиям внешними обстоятельствами, влиянием вышестоящей власти и т. п.). Ключевое значение приобретает отдельно взятый поступок как звено в жизненной цепи.

4. Определено своеобразие понимания личности родоначальником концепции «нового мышления» австрийским философом К. Гюнцлем. Он подчеркивал, что главная причина длительного противостояния двух социальных систем в XX веке состояла не в военном, экономическом или политическом противоборстве государств, а в разном понимании сущности человека и личности. Еще в 20-х годах Р. Штайнер предупреждал о двух ложных социальных идеалах'. личной свободы" на Западе и общества «всеобщего равенства и братства» на Востоке. Они оба ведут к тоталитарному государству.

К. Гюнцль указывает путь к новому пониманию человека как подлинно свободной, ответственной и творчески активной личности. Ее главным инте-гративным качеством выступает воля к существованию, направленная на достижение большей целостности (совершенства). Осуществление этого идеала возможно только на основе смены парадигмы ценностного мышления в мире, признании приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей (вместо классовых, национальных, государственных или элитарных).

5. Установлены генезис, теоретические источники и методологическая база современного американского «органицизма» в лице его виднейшего представителя А. Баама. Он исходит из принципов «органичности», «интегративной совместимости», «единства индивидуального и социального блага», «полисубстанциальной сущности» личности и общества. На их основе эксплицирована сущность целостной личности. Она понимается как совокупность взаимозависимых элементов «Я», образующих целостное многоуровневое духовное единство. В ее структуре выделены четырнадцать «Я» -компонентов: физическое «Я», социальное «Я», «Я» — Интересы и Желания, «Я» как Ценность, «Я» — Совершенствование, «Я» — Долженствование, «Я» как Агент, «Я» как Свободное, «Я» как Независимое, «Я» как Собственник, «Я» как Справедливое, «Я» как Совестливое, «Я» как Способное к Умственной Деятельности, «Я» как Органическое. Главным интегративным качеством выступает стремление добиться самого лучшего для себя в конечном итоге, учитывая при этом интересы других людей и требования «наивысшего блага» для социума.

Они содержательно классифицированы на шесть подсистем. Первая подсистема — это индивидуально выраженные природные задатки человека, благодаря которым он способен стать личностью (физическое «Я» -по терминологии А. Баама). Вторая подсистема — социально-психологические свойства. К ним принадлежат: 1) стремление и умение выбирать наибольшее социальное благо- 2) осознание личной свободы и самостоятельность в действиях- 3) способность к самоконтролю и подчинению своих страстей разумной воле- 4) постоянное стремление к самосовершенствованию.

Третья подсистема — индивидуальные социальные черты, которые составляют социальное ядро личности. К ним относятся: 1) овладение социальными ролями и моделями поведения- 2) понимание личных интересов и желаний- 3) осознание своей самоценности и личного достоинства, наличие ясных ценностных ориентаций.

Четвертая подсистема — высокие нравственные качества. Это: 1) социальная активность и ответственность за свои поступки- 2) восприятие социальной справедливости и честное выполнение долга перед другими людьми- 3) обладание совестью и способностью к оценке своих поступков через призму «высших ценностей». Пятая подсистема — индивидуальный уровень интеллектуального развития, образованности и специальных знаний. Сюда входят: 1) высокая образованность и развитие умственных способностей- 2) умение распоряжаться собственностью.

Шестая подсистема — уровень гармоничности развития. Он выражается «органическим» сочетанием всех названных личностных свойств. Четвертая и пятая подсистемы являются, по существу, конкретизацией третьей (социальной подсистемы).

Приведенная концепция достаточно хорошо коррелирует с разработанной в отечественной социальной философии «четырехуровневой» системой личности. Однако учение А. Баама отличается значительно большей детализирован-ностью.

6. Раскрыта специфика взаимосвязи личности и социума с точки зрения «органицизма», которая основывается на их структурной идентичности и целевой оппозиционности. Современным выражением такой связи (по концепции А. Баама, соотнесенной с учениями других исследователей) выступают «органическая свобода» и социальная ответственность личности, которые имеют онтологический, аксиологический, нравственно-психологический и юридический аспекты рассмотрения.

Органическая свобода" включает в себя: отсутствие чрезмерных социальных ограничений, обладание определенным индетерминизмом и самодетерминизмом, соответствие способностей и возможностей, умение подчинять низшее высшему в «Я», волю воспринимать себя в качестве агента социальной деятельности, а также органическую взаимозависимость всех этих компонентов в целом.

Данная категория неразрывно связана с понятием социальной ответственности, которая представлена следующими характеристиками: 1) ответственность за все совершаемые поступки, 2) способность признавать последствия своих поступков, 3) готовность возместить причиненный ущерб в соответствии с принципом взаимности и справедливости, 4) способность разумного соотнесения своих поступков со сложившейся ситуацией, 5) ответственность перед другими людьми за их благосостояние, 6) ответственность за сохранение приоритетных смысложизненых ценностей (это является главным гарантом сохранения целостности личности).

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается использованием широкой совокупности источников российских и западных авторов, применением современных методов социально-философского анализа.

Научно-практическая значимость полученных результатов определяется: во-первых, потребностями научного управления процессами общественного развития, особенно в переломные эпохи. Указываются перспективы преодоления кризисного состояния в духовно-нравственной сфере. Во-вторых, они могут использоваться для обогащения методологии отечественной социальной философии на основе знакомства с оригинальными концепциями зарубежных исследователей. В-третьих, собранный практический материал полезен при анализе взаимного влияния отечественной, западноевропейской и американской философской мысли. В-четвертых, основные положения и выводы диссертации могут быть также применены в лекционной работе: 1) при чтении вузовского курса лекций по философии в следующих разделах и темах: «Проблема человека в философии», «Личность в современном обществе», «Современная западная философия» — 2) при разработке спецкурсов по концепции «нового мышления», «органицизма», философской антропологии, социальной философии, истории философии XX века.

Исходя из вышесказанного, можно наметить перспективы дальнейшего исследования данной темы. Мы живем в переломную эпоху, когда особенно остро встают вопросы сохранения каждой конкретной личностью своей индивидуальности и целостности. В работе рассмотрены концепции отдельных авторов по этой проблеме. Определены предлагаемые ими выходы на решение актуальных задач современности, главной из которых по-прежнему является человек и его бытие в этом мире. Необходима дальнейшая разработка данного вопроса с учетом новых гуманистических ориентиров.

Выявленные в диссертационном исследовании параллели в учениях ряда отечественных и зарубежных авторов XIX — XX вв. представляют несомненный историко-философский интерес и заслуживают более пристального внимания. В связи с глобальными тенденциями интеграции в единое мировое сообщество, более детального изучения требуют концепции «нового мышления» К. Гюнцля, «органицизма» А. Баама и учение М. М. Бахтина о «диалогичности мышления» с целью создания межкулътурного метаязыкового диалога-адаптации, как воплощения идеи культурной толерантности. Для этого предстоит расширить круг изучаемых авторов и используемых в исследовании методов на основе принципов «взаимодополнительности». i.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Я это.// Г. С. Абрамова. Возрастная психология. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — С.83−119.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263с.
  3. А. Единство личности // А. Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С.30−38.
  4. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000−256с.
  5. Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. — 239с.
  6. Г. Ю. Структура личности. Пер. с анг. — СПб.: Ювента- М.: «КСП+», 1999.-464с.
  7. П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 344с.
  8. П.В., Панин А. В. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность // П. В. Алексеев, А. В. Панин. Диалектический материализм (Общие теоретические принципы). М.: Высш. шк., 1987. — С.319−329.
  9. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Высш. шк., 1991.-383с.
  10. Т.А. Бертран Рассел: Итоги этической эволюции //Вопросы истории этической мысли. Сборник статей. Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С.64−70.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного естествознания. СПб.: Питер., 2001.-272с.
  12. С. Личность как объект комплексных научных исследований // Диалектика. Познание. Наука. / В. А. Лекторский, B.C. Тюхтин, А.П. Шепту-лин идр.-М.: Наука, 1988. С. 13−14.
  13. З.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1975. — 447с.
  14. М.Антипов Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988 — 258с.
  15. О.В. Мораль в изучении Льва Толстого // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 1999 — С. 149−168.
  16. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.-221с.
  17. Р.Г. Постижение добра. М.: Мол. гвардия, 1986. — 207с.
  18. Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (этический сентиментализм). М.: Изд-во МГУ, 1986. — 80с.
  19. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964- 416с.
  20. В.Г. Организм как самоуправляемая биосистема // Развитие концепции структурных уровней в биологии: Сб. науч. тр./М.Ф. Веденов, В. И. Кремянский, А.Г. Шаталов- Под ред. Б. Е. Быховского. М.: Наука, 1972.- С.278−293.
  21. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  22. B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии-М.: Онега, 1994.-256с.
  23. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя.-СПб.: Алетейя, 2000.-431с.
  24. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М.: Худ. лит., 1972.-470с.
  25. М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. -М.: Худ. лит., 1979-С.З61−373.
  26. Н.М. Философское наследие (публ. комм. О.Е. Осовского) // Бахти-нология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: «Алетейя», 1995-С.315−357.
  27. Н.А. Смысл творчества //Н.А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.- С.254−534.
  28. Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм. <�Отрывки>// Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993-С.171−175.
  29. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: «СварогиК», 1997.-412с.
  30. Н.А. Демократия и личность // Н. А. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997 — С.191−196.
  31. Н.А. Противоречия свободы // Н. А. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- С.257−265.
  32. Н.А. Мир творчества. «Смысл творчества» и переживание творческого экстаза // Н. А. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- С.401−416.
  33. Н.А. Русская идея // Византизм и славянство. Великий спор. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- С.487−714.
  34. Н.А. Физиология движений и активность: Сб. науч. тр. /Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990.- 494с.
  35. JI. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник АН СССР. М., 1973-С.20−37.
  36. Н.П. О мозге человека On the human brain: Размышления о главном.- СПб.: Нотабене, 1994.- 244с.
  37. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.
  38. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968.- 464с.
  39. Н.Ф. Сократов круг (Послесловие) // Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биогр. повествование. Челябинск: «Урал», 1995 — С.389−398.
  40. В.М. История европейской философии.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 116с.
  41. О.В. Философия поступка М. Бахтина и проблема Абсолюта // Бах-тинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: «Алетейя», 1995.-С.217−224.
  42. С.Н. Христианская социология // Социс. М., 1993 — № 10 — С.120−149.
  43. М.С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. -Киев: Наук, думка, 1991.- 184с.
  44. Е.К., Козловский В. П. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев: Наук, думка, 1991 — 176с.
  45. В.И. Автотрофность человечества. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.288−311.
  46. Вригт фон Г. Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии.-М., 1995.- № 4.- С.69−78.
  47. .П. Русский национальный характер // Вопросы философии. -М., 1995-№ 6.-С. 112−121.
  48. Д.И. Философия. Структурный курс основ философии. М.: «Щит-М», 1999.-266с.
  49. В.Д. Критика современных буржуазных теорий творчества. — Харьков: Вища шк., 1981.- 168с.
  50. Г. С. Цивилизация и глобальные проблемы. М.: Прогресс, 1990. -303с.
  51. П.С. Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий / Редкол.: М. Б. Митин (отв.ред.) и др.-М.: Мысль, 1979.- С.142−181.
  52. К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего. М.: Республика, 1993- 191с.
  53. У. Личность // Психология личности. В 2-х т. Т.1.- Изд. 3-е доп. — Самара: «Бахрах-М», 2002.- С.20−38.
  54. A.M. Объективное и субъективное в детерминации человеческой деятельности // Общество как предмет социально-философского исследования. Под ред. К. Х. Момджяна. М.:Изд-во МГУ, 1987 — С.40−56.
  55. Г. Г. Структура социально-политической психологии личности // Г. Г. Дилигенский. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-С. 149−208.
  56. Ф.М. Великий инквизитор // Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. В 4 ч. Ч.2.-М.: Худ.лит., 1972.-С.278−299.
  57. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 388с.
  58. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.- 336с.
  59. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.:Мысль, 1988.-235с.
  60. В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1995. — 144с.
  61. Жаров J1.B. Личность. Общество // Философия. Ростов н/Д.:"Феникс", 2000.- С.263−342.
  62. В.В. Владимир Соловьев (продолжение) // В. В. Зеньковский. История русской философии. В 2-х т. Т.2. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — С.47−78.
  63. В.В. Н.Ф. Федоров // В. В. Зеньковский. История русской философии. В 2-х т. Т.2. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — С. 147−165.
  64. В.В. Социальное бытие // В. В. Ильин. Философия. М.: Академический проект, 1999. — С.4−91.
  65. Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. М., 1995.-№ 3.- С.73−82.
  66. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974.-328с.
  67. Н.В. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем / Науч. ред. проф. Д. Е. Фролов. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. 172с.
  68. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: «Мецниереба», 1985.-312с.
  69. И. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общ. ред. сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 2000.-431с.
  70. Э. Избранное: Индивид и космос. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. — 654с.
  71. К. Путешествие в Икстлан /Пер. с англ. М.: «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991.-208с.
  72. Дж. Большие системы. Связанность, сложность и катастрофа / Пер. с англ. Ю. П. Рупало. М.: Мир, 1982.- 216с.
  73. В.Е. Диалектика нравственных, логических и психических качеств человека // Диалектика и этика / Под ред. Ж. М. Абдильдина и Л. М. Архангельского. Алма-Ата: Наука, 1983.- С.253−259.
  74. В.Е. Личность // Современный философский словарь. Бишкек: «Одиссей», 1996.-С.269.
  75. В.Е. Общество //Современный философский словарь. Бишкек: «Одиссей», 1996.-С.339.
  76. В.Е. Творчество //Современный философский словарь. Бишкек: «Одиссей», 1996 — С.529−530.
  77. Л. А. Философия Н.Ф. Федорова // Вопросы философии. М., 1990.-№ 11.- С.74−84.
  78. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.- 367с.
  79. Кон И. С. Личность и общество //Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.И. Сухарева- НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 2000.-С.437−441.
  80. В.А. Нравственность в феодальном обществе // В. А. Кондрашев, Е. А. Чичина. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-С. 188−203.
  81. В.А. Моральная свобода и нравственная ответственность личности // В. А. Кондрашев, Е. А. Чичина. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.- С.305−322.
  82. С.С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.- 400с.
  83. М.Я. «Логика небытия» Нисида Китаро. Дзэн-буддизм Дайсэцу Судзуки и буддийская философия жизни Дайсаку Икэды //История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. В 2-х т. Т.1. 3-е изд., расш. СПб.: «Лань», 1998.-С.357−370.
  84. М.Я. Философский романтизм Джебран Халиль Джебрана и персонализм Мохаммеда Азиз Лахбаби //История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. В 2-х т. Т.1. 3-е изд., расш. — СПб.: «Лань», 1998 С.409−425.
  85. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. — М.: Политиздат, 1998.-383с.
  86. В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-576с.
  87. В.П. Неокантианство // История философии. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.- С.257−265.
  88. В.И. Структурные уровни живой материи. М.: Наука, 1969.-296с.
  89. В.И. Экология и эсхатология. Судьба человеческого существования с религиозной и научной точек зрения // Вопросы философии. — М., 1995.-№ 3.- С.29−36.
  90. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. -М.: Идея Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000 — 320с.
  91. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма (Социальный прогресс и буржуазная философия). М.: Политиздат, 1977.- 246с.
  92. А.Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575с.
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  94. Личность // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-С.314.
  95. Личность // Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. -6-е изд.-М.: Политиздат, 1989.-С. 160.
  96. Личность //Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997.-С.224.
  97. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.- 364с.
  98. А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.- 719с.
  99. Н.О. История русской философии. М.: «Сварог и К», 2000.-493с.
  100. К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. В 50-ти т. Изд. 2-е. Т.1.- М.: Политиздат, 1955.-С.219−368.
  101. К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. В 50-ти т. Изд. 2-е. Т.З.- М.: Политиздат, 1957 С. 1−4.
  102. К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. В 50-ти т. Изд. 2-е. Т.6.- М.: Политиздат, 1957.- С.428−459.
  103. К., Энгельс Ф. Товар //К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. В 50-ти т. Изд. 2-е. Т.23.-М.: Политиздат, I960 С.43−93.
  104. К. К критике политической экономии. Предисловие //Социология: Хрестоматия / НИИ регионологии при Мордов. ун-те- Сост. В. И. Анашкин, В. М. Сидоркина, А. П. Скрипник и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994 — С.29−30.
  105. С.Н. Природа человека у Кассирера // Философия XX века (истоки и итоги). -М.: Академический проект, 2001 С.211−217.
  106. С.Н., Мареева Е. В. Ж.-П.Сартр: «другие это ад» // Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века (истоки и итоги). -М.: Академический проект, 2001 -С.382−389.
  107. В.Л. Невельская школа. Круг Бахтина. // М. М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли.-СПб.: РХГИ, 2001.-С.122−135.
  108. М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления.-М.: Изд-во МГУ, 1991 120с.
  109. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990.- 1 Юс.
  110. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк.- КД «Университет», 1997−448с.
  111. З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994.-206с.
  112. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992 — 144с.
  113. Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / Вступит, ст. И.С. Вдови-ной. М.: Республика, 1999 — 559с.
  114. Н.Ф. Проблемы человека в социологии // Вопросы философии. -М., 1971 .-№ 7.-С.59−68.
  115. Ф. По ту сторону добра и зла // Ф. Ницше. Избранные произведения. В 2-х кн. Кн.2. М.: Итало-советское изд-во «Сирин», 1990 — С. 149−325.
  116. В.М., Побединская Е. А. Самосознание и человеческое «Я». Структура и функции самосознания // Психология и педагогика. М.: Центр, 1997.-С. 134−140.
  117. Общество // Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.-С.53.
  118. Г. В. Личность в психологии. М.- СПб.: «КСП+», «Ювента», 1998.-350с.
  119. Органицизм // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-С.464.
  120. Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности: (Философский анализ). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999.-108с.
  121. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1996.-512с.
  122. И.В. М.М. Бахтин: От философии поступка к риторике поступка. -М.: «Лабиринт», 1996.-176с.
  123. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256с.
  124. А.Ф. Свобода и ответственность (Социологический аспект проблемы). Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1972.-160с.
  125. Л.А. Десять лекций поэтике.-М.: «Ось-89», 2001 —192с.
  126. А.А. Персонализм и католическое обновление. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1982. — 180с.
  127. А.А., Радугин К. А. Социальные общности как источник самодвижения. Личность как субъект и объект общественных отношений // А. А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. -М.: Центр, 1996.-С.86−105.
  128. Г. Понятие сознания. Пер. с англ. М.: Идея — Пресс. Дом интеллектуальной книги, 1999.-408с.
  129. В. Анализ личности. М.: «КСП +" — СПб.: «Ювента», 1999-ЗЗЗс.
  130. В.П. Современные проблемы философии человека. Личность и социальные ценности // Философия / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юристъ, 2001.-С.465−505.
  131. Н.Ф. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 96с.
  132. Г., Леске М. Почему имеет смысл спорить о понятиях. М.: Политиздат, 1987−236с.
  133. А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: СПбГУ, 1993. -212с.
  134. Г. Де. Свобода и свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000.-С.220−238.
  135. Н.С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 72с.
  136. Н.С. Социальная философия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997.- 176с.
  137. Н.С. Социальное познание. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.-64С.
  138. В.Н., Юдин Э. Г. Система // Филос. Энцикл.: в 5 т. Т.5.- М., 1970.-С.18.
  139. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974−279с.
  140. В.И. Человек и судьба мира. М.: Новый век, 2000. — 195с.
  141. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989.-С.319−344.
  142. И.А. Человек. Вселенная, Время. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-124с.
  143. С.Г. Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-C.3−33.
  144. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.-161с.
  145. Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989 — 319с.
  146. Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. -3-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1980.- 463с.
  147. А.В. Свобода. Поступок и его оценка // Основы этики. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997 — С.45−50.
  148. В.Г. Роль идеалов в нравственном воспитании личности // Структура морали и личность. Под ред. С.Анисимова. М.: Мысль, 1977.— С.144−153.
  149. В.Г. Э. Мунье: понятие личности в компаративистском измерении // История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. В 2-х т. Т.1. 3-е изд., расш. СПб.: «Лань», 1998.-С.142−147.
  150. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // B.C. Соловьев. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1988.-С.47−548.
  151. B.C. Красота в природе // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993-С.91−97.
  152. B.C. Духовные основы жизни // B.C. Соловьев. Избранные произведения. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-С. 122−275.
  153. B.C. Смысл любви // B.C. Соловьев. Избранные произведения. -Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-С.426−503.
  154. B.C. Нравственность и право // B.C. Соловьев. Избранные произведения. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-С.504−535.
  155. Социология в СССР (Ред. сост. Г. В. Осипов). В 2-х т. Т.2. М.: Мысль-504с.
  156. А.Г. Мышление и язык. М.: Московский рабочий, 1958. — 80с.
  157. А.Г. Происхождение сознания. М.: Политиздат, I960.- 472с.
  158. А.Г. Новое общество новый человек. — М.: Профиздат, 1976.-144с.
  159. А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000 — 816с.
  160. О.В. Сознание и Абсолют (философский трактат). М.: Логос, 1999.-192с.
  161. П.С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. Симферополь: «Реноме», 1998.-560с.
  162. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.-239с.
  163. Типовая программа курса «Философия» (для высших учебных заведений). -М.: Проект, 1989.-167с.
  164. Л.Н. Так что же нам делать? // Л. Н. Толстой. Собр. Соч.: В 20 т. Т. 16.- М.: Худ. лит., 1983.-С. 160−414.
  165. Л.Н. Исповедь // Л. Н. Толстой. Избранное. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-С.З-70.
  166. В.И. Этос глобального мира // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 1999 — С.224−245.
  167. Е.Н. Творческий акт Бога в вечности и творчество человеческой свободы во времени // Е. Н. Трубецкой. Избранные произведения. -Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-С. 182−189.
  168. В.П. Теория ценностей в марксизме // В. П. Тугаринов. Избран, филос. труды. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1988.-С.256−291.
  169. Г. Л. Об одной ошибке русской философии //Вопросы философии.-М., 1995.-№ 3.-С.83−94.
  170. А.И. Логика и методология системных исследований. Киев- Одесса: Высш. шк., 1977.-255с.
  171. Н.Ф. Философия общего дела <�Отрывки> // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.69−78.
  172. Н.Ф. В чем свобода? // Н. Ф. Федоров. Сочинения. М.: «Раритет», 1994.-С.230−231.
  173. Л. Основы философии будущего. М.: Соцэкгиз, 1937.-152с.
  174. Д.М. Социально-аксиологический аспект концепции «нового мышления». Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Мордов. ун-т Саранск, 2003.-169с.
  175. Д.М. Социально-аксиологический аспект концепции «нового мышления». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Мордов. ун-т.- Саранск, 2003.-16с.
  176. Философские проблемы естествознания / Под ред. С. Т. Мелюхина. М.: Высш. шк., 1985−400с.
  177. К. Личность // К. Фишер. Артур Шопенгауэр (Серия «Мир культуры, истории и философии»). СПб.: «Лань», 1999.- С.267−268.
  178. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.- 511с.
  179. С.Л. Реальность и человек / Сост. П. В. Алексеев, Прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1997.- 479с.
  180. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 — 368с.
  181. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.-455с.
  182. Фрейд 3. Интерес к психоанализу непсихологических наук // 3. Фрейд. Избранное. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-С.20−42.
  183. Д.Е. Программа по курсу философии с кратким изложением ключевых понятий и положений. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990 — 46с.
  184. Д.Е. Кристоф Гюнцль основоположник концепции «нового мышления» в западной философии истории // Вестн. Мордов. ун-та, 1993. -№ 4. — С.7−9.
  185. Д.Е., Малкин В. И. Активность личности студента (аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании). М.: Универсум, 1994.-383с.
  186. Д.Е. Философская концепция «нового мышления» К. Гюнцля // Западная философия в XX веке / Отв. ред. Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996 — С.133−145.
  187. Д. Е. Антропология Р. Штайнера и его последователей // Западная философия в XX веке / Отв. ред. Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.- С.54−69.
  188. Д.Е. Современный мир в эпицентре переломного этапа (философский взгляд на проблему) // Реконструкция гомеостаза: Материалы IX Международного симпозиума: В 4 т. Т.З. /Под общ. Ред. В. П. Нефедова. -Красноярск, 1998- С. 168−181.
  189. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. — 238с.
  190. Э. Бегство от свободы // Социология: Хрестоматия. Саранск, 1994.- С.140−151.
  191. Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995.- С.41−53.
  192. Ю. Понятие индивидуальности // Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А. И. Сухарева: НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 2000.-С.441−451.
  193. Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниел Дж. Понятие личности // Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А. И. Сухарева: НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 2000.- С.420−436.
  194. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.-160с.
  195. Е. М. Бахтин. Философия ответственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. докл. III Саран. Междунар. Бахтинских чтений: В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-С. 158−160.
  196. К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С.264−277.
  197. К.Э. Космическая философия // Русский космизм: Антология философской мысли.-М.: Педагогика-Пресс, 1993-С.278−281.
  198. JI.JI. Эволюция органического мира и человек // Человек и мир: Сб. статей. Саратов: Б.ц., 1992.- С.45−52.
  199. А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994.- 159с.
  200. В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.- 608с.
  201. JI.E. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992−222с.
  202. Я.Ю. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240с.
  203. JI. Лекции по истории греческой философии. М.: Русский путь- Париж: YMCA-Press, 2001. — 304с.
  204. Т. Группа как функциональная единица // Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.И. Сухарева- НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 2000 — С.335−342.
  205. В.И. Единство диалектики, логики и теории познания. Киев: Наук, думка, 1977. — 368с.
  206. В.А. Историческая психология: Пособие для доп. образования. 2-е изд., перераб — М.: Смысл, 1997.- 506с.
  207. Р. Сущность социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего / Пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. Калуга: Духовное познание, 1992.- 143с.
  208. Р. Духовное водительство человека и человечества: Духовно-научное рассмотрение развития человечества. Калуга: Духовное познание, 1992.- 72с.
  209. .П. Философия и современное общество. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1993.-200с.
  210. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Изд-во «Symposium», 2000.-96с.
  211. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000 — 415с.
  212. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические основы современной науки. М.: Наука, 1978.- 391с.
  213. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Порт-Рояль, 1997. —382с.
  214. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская кн.: ACT, 1998.— 720с.
  215. Юнг К. Г. Становление личности // Психология личности. В 2-х т. Т.1. -Изд. 3-е доп. Самара: «Бахрах-М», 2002.- С. 128−148.
  216. С.И. Концепция всеобщего производства и ее альтернативы. Авто-реф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук (09.00.11) / Мордов. ун-т. -Саранск, 2002 22с.
  217. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527с.
  218. Arima Т. The failure of freedom: A portrait of modern Japanese intellectuals. Cambridge (Mass.), 1969−296p.
  219. Bahm A. The Specialist. His Philosophy. His Disease. His Cure. New Mexico. Albuquerque. World books.- 1977 119p.
  220. Bahm A. Why be moral? New Mexico. Albuquerque. World books-1992−435p.
  221. Bahm A. Ethics // A. Bahm. Organicism: origin and development. New Mexico. Albuquerque. World books-1996-P.430−444.
  222. Bertalanffy L. von. Problems of Life. New York: Б. ц., I960.- 520p.
  223. Gtinzl Ch. Die Gesellschaft des Atomzeitalters. Wels: Verlag Welsermiihl, 1958.- 142s.
  224. Giinzl Ch. Struktur und Existenz. Versuch einer Synthese von Ordnung und Freiheit. Linz, 1968.-272s.
  225. Giinzl Ch. Skripten des Seminars «Das neue Denken -als Bedingung einer Einheit von Theorie und Praxis». Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Trostler, 1974.-170s.
  226. Giinzl Ch. Fortschritt zum Frieden. Versuch iiber die geistigen und strukturellen Pramissen des Friedens. Linz: Sozialpolitischer Verlag M. Trostler, 1981.- 158s.
  227. Giinzl Ch. Bewaltigungen der Vergangenheit und der Zukunft durch «Neues Denken». Linz: Universitatsverlag R. Trauner, 1992.- 190s.
  228. Meadows D.H. Global Modelling//Futures, 1982.- Vol.14.-N2.- P.27−31.
  229. Morris Ch. The Pragmatic Movement in American Philosophy. N.Y., 1970.-243p.
  230. Ferkiss V. The Future of Technological Civilization.- N.Y.: Braziller, 1974.-369p.
  231. Parsons T. The structure of social action. Glencoe, 111., 1949 (1st ed. 1937).-880p.
  232. Wirth J. L' image medievale Naissance et developements (VI-X1V si' ecle). P., 1989.-395p.
Заполнить форму текущей работой