Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Несущая способность и динамические коэффициенты многослойных подшипников жидкостного трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роторные системы составляют основу транспортных, энергетических и технологических устройств, а подшипниковые узлы являясь критическим элементом во многом определяют работоспособность машины. На сегодняшний день известны три типа опор роторов — подшипники качения, скольжения и электромагнитные устройства. Наиболее широко используются в качестве опор высокоскоростных роторов именно опоры… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Многослойные подшипники как объект исследования
    • 1. 1. Условия работы и требования к опорам роторов
    • 1. 2. Обзор исследований в области опор жидкостного трения
    • 1. 3. Объект, структура и задачи исследования
  • 2. Расчет полей давлений и динамических характеристик многослойного подшипника скольжения
    • 2. 1. Моделирование смазочной среды в многослойном подшипнике скольжения
    • 2. 2. Расчетная схема многослойного подшипника скольжения
    • 2. 3. Математическая модель многослойного подшипника скольжения
    • 2. 4. Алгоритм расчета полей давлений опоры скольжения
  • 3. Теоретические исследования многослойных гидродинамических подшипников скольжения
    • 3. 1. Сравнение несущих способностей подшипников скольжения
    • 3. 2. Влияние местных сопротивлений и длины гидравлического тракта на теплофизические параметры опоры
    • 3. 3. Влияние центрирующего эффекта Ломакина-Этингера на суммарную несущую способность
    • 3. 4. Влияние рабочих и эксплуатационных параметров на статические характеристики исследуемой опоры
    • 3. 5. Влияние относительной длины на несущую способность опоры
    • 3. 6. Влияние рабочих и эксплуатационных параметров на динамические характеристики опоры
  • 4. Экспериментальные исследования многослойного подшипника скольжения
    • 4. 1. Постановка и планирование экспериментальных исследований
    • 4. 2. Описание экспериментального стенда
    • 4. 3. Описание информационно-измерительной системы
    • 4. 4. Измерение формы и зазора несущих слоев многослойного подшипника скольжения
    • 4. 5. Обработка опытных данных и сравнение результатов
  • 5. Вопросы проектирования гидродинамических многослойных подшипников скольжения
    • 5. 1. Рекомендации по проектированию многослойных узлов повышенной несущей способности
    • 5. 2. Программное обеспечение для расчета многослойных подшипников

Несущая способность и динамические коэффициенты многослойных подшипников жидкостного трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Роторные системы составляют основу транспортных, энергетических и технологических устройств, а подшипниковые узлы являясь критическим элементом во многом определяют работоспособность машины. На сегодняшний день известны три типа опор роторов — подшипники качения, скольжения и электромагнитные устройства. Наиболее широко используются в качестве опор высокоскоростных роторов именно опоры, основанные на принципе жидкостного терния. Подшипники скольжения, в свою очередь, имеют весьма развитую номенклатуру видов, используемых в различных конструкциях и условиях работы. В ряде случаев возникает необходимость повышения несущей способности и динамических характеристик опорного узла в условиях ограниченности осевых габаритов. Возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации может стать применение многослойных гидродинамических подшипников скольжения, позволяющих существенно повысить вышеотмеченные характеристики путем последовательного прохождения смазочным материалом трех кольцевых каналов, представляющих несущие слои гидродинамического подшипника скольжения.

Анализ опубликованных работ в области исследования опор скольжения роторов позволил сделать вывод об отсутствии научных изысканий по тематике подшипников скольжения с несколькими несущими слоями. Ряд работ прикладного и теоретического характера посвящен исследован ию щелевых уплотнений, однако авторы не делают акцента на возможности использования данной конструкции в качестве опоры жидкостного трения.

Расчету гидродинамических подшипников скольжения посвящено значительное количество работ, их характеристики определяются в соответствии с известными зависимостями, но сложный гидравлический тракт многослойного подшипника включает три несущих слоя и местные сопротивления, обусловленные изменением направления движения рабочего тела, что, безусловно, накладывает отпечаток на статико-динамические характеристики опоры, определение которых требует более глубинного исследования.

Изучение динамических характеристик и несущей способности многослойных гидродинамических подшипников скольжения, таким образом, является актуальной научной и практической задачей.

Настоящая работа выполнялась в рамках ведомственных научных программ «Развитие научного потенциала высшей школы» (коды проектов 4394, 10 331), 2005 г., ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 гг.)» (код проекта 3.2.2.4770), 20 062 007гг., программы Министерства образования Российской Федерации «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования» (код проекта 49), 2004 г., ГРАНТа РФФИ по программе «Инициативные фундаментальные исследования» (код проекта 06−08−96 505), 2006;2007гг., ГРАНТа РФФИ по программе «Организация российских и международных научных мероприятий на территории России», (код проекта 06−01−97 302), 2006 г., договора о научно-техническом сотрудничестве с ОАО «Конструкторское бюро химической автоматики» (тема № 735/4−04), 2004;2005гг., единого заказа-наряда Министерства образования и науки РФ (код проекта 1.3.05), 2005;2007гг., хоздоговора с ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» (Тема № 980−07−011), 2007 г.

Объектом исследования являются опорные узлы жидкостного трения с осевой подачей смазочного материала, включающие несколько несущих слоев, объединенных в единый гидравлический тракт.

Предметом исследования является несущая способность и динамические коэффициенты подшипников скольжения с несколькими несущими слоями.

Целью исследования является совершенствование опор роторов путем выявления особенностей работы, разработки методики, программ расчета и рекомендаций по проектированию многослойных подшипников.

Задачи:

1) произвести информационный поиск по отечественным и зарубежным изданиям в области опорных узлов роторных машин и базам данных патентов по видам подшипников скольжения;

2) разработать математическую модель по определению полей давлений, динамических коэффициентов, несущей способности, учитывающей эффект Ломакина, многослойных подшипниковых узлов с учетом местных потерь по длине гидравлического тракта многослойного подшипника скольжения;

3) разработать программное обеспечение по расчету несущей способности, динамических коэффициентов многослойных подшипников скольжения;

4) провести комплекс вычислительных экспериментов по оценке влияния рабочих и геометрических параметров роторно-опорного узла на несущую способность, динамические коэффициенты многослойного подшипника скольжения;

5) провести экспериментальные исследования работоспособности и определения характеристик многослойных подшипников скольжения на базе модернизированной экспериментальной установки;

6) произвести сравнительный анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований;

7) по результатам проведенных исследований разработать рекомендации по проектированию многослойных подшипников скольжения с использованием разработанного программного обеспечения.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту:

1. разработана математическая модель радиального гидродинамического многослойного подшипника с осевой подачей смазочного материала, позволяющая определить несущую способность с учетом центрирующего гидравлического эффекта Ломакина, коэффициенты жесткости и демпфирования в квазистационарной постановке;

2. решена связанная краевая задача по расчету полей давлений в несущих слоях многослойного гидродинамического подшипника с учетом промежуточных граничных условий в гидравлических каналах, позволяющая оценивать работоспособность опорного узла в условиях переменности теп-лофизических свойств смазочной среды;

3. теоретически доказано и экспериментально подтверждено повышение несущей способности, коэффициентов жесткости и демпфирования многослойного подшипника в сравнении с однослойным исполнением па 100% в среднем;

4. доказано положительное влияние центрирующего эффекта Ломакина на повышение несущей способности многослойных подшипников жидкостного трения и необходимости учета данного показателя при дросселируемом давлении в опоре более 1,4МПа;

5. разработанные средства в виде программного комплекса и рекомендации являются инструментом выхода на заданные характеристики опорного узла жидкостного трения с несколькими несущими слоями, минимизирующие затраты на проектирование.

Методы исследования. Определение характеристик многослойного подшипника скольжения сводилось к последовательному решению модифицированного уравнения Рейнольдса для трех смазочных слоев опоры, численное решение вышеуказанного уравнения производилось на основе метода конечных разностей. Определение начальных и промежуточных граничных условий производилось из условия большего объема осевых камер по сравнению с радиальными. Расчет центрирующего эффекта Ломакина осуществлялся на основе адаптированных зависимостей.

Вычислительный эксперимент по оценке влияния рабочих и геометрических параметров на характеристики опорного узла производился в среде математического моделирования Ма^аЬ.

Экспериментальные исследования проводились на модернизированной экспериментальной установке с использованием современной высокопроизводительной информационно-измерительной системой на базе промышленного интерфейса с программным обеспечением по сбору и первичной обработке данных, написанным на языке визуального программирования ЬаЬ-У1Е? Анализ и сравнение результатов теоретических и экспериментальных исследований производился в среде МайаЬ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается корректностью постановки и формализации задачи, обоснованностью используемых теоретических зависимостей, принятых допущений и ограничений, применением апробированных методов решения и анализа, что подтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических и экспериментальных исследований.

Практическая значимость работы и внедрение результатов заключается в том, что разработанная математическая модель, алгоритм, программное обеспечение, результаты вычислительных и эмпирического исследования совместно с рекомендациями по проектированию многослойных подшипников позволяют выходить на заданные характеристики опорного узла.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на научной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин» (г.Астрахань, 2004) — Международной научно-технической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы технологии машиностроения» (г.Орел, 2003) — II научном симпозиуме «Механизмы и машины ударного, периодического и вибрационного действия» (г.Орел, 2003) — Материалы международной научно-технической конференции «Ресурсосбережение 21 век» (г.Орел, 2005) — Материалы международного научного симпозиума «Гидродинамическая теория смазки-120 лет» (Орел, 2006) — Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы динамики и прочности — 2007», (Самара, 2007) — Всероссийская научно-методическая конференция «Основы проектирования и детали машин — XXI век», (Орел, 2007) — Вторая международная научно-техническая конференция «Надежность и ремонт машин» (Орел, 2005) — VIII Международная научно-техническая конференция «Вибрационные машины и технологии» (Курск, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 научных работ, включая 16 статей в научных сборниках и журналах, 1 патент России и 1 свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений, изложена на 155 страницах, имеет 91 рисунок, 7 таблиц. Библиография включает 123 наименования.

Заключение

.

В данной научной работе представлено решение задачи по повышению несущей способности и динамических коэффициентов опорных узлов жидкостного трения. В ходе теоретических и экспериментальных исследований были получены следующие результаты и выводы.

1. Разработана математическая модель нового вида опор скольжениямногослойного гидродинамического, позволяющая рассчитывать поля давлений, несущую способность, коэффициенты жесткости и демпфирования опорного узла.

2. На основании математической модели разработано программное обеспечение в среде математического моделирования Ма^аЬ, позволяющее производить анализ влияния геометрических и рабочих параметров на статические и динамические характеристики, а так же центрирующий эффект Ломакина.

3. На основании теоретических изысканий предложен ряд рекомендаций к проектированию многослойных подшипников скольжения:

— новый тип опор целесообразно использовать в условиях осевой ограниченности размеров опорного узла и машины в целом;

— несущая способность многослойного подшипника скольжения для вариаций рабочих и геометрических параметров в среднем в два раза выше аналогичного однослойного, вписанного в те же самые габаритные размеры;

— наличие сложного гидравлического тракта с местными сопротивлениями позволяет использовать в отдельных случаях новую конструкцию опоры одновременно для ограничения перетока жидкости внутри роторной машины, то есть как уплотнение;

— сложность гидравлического тракта новой конструкции опоры накладывает жесткие условия работы по отношению к рабочему телу, приводящие к существенным перепадам температуры, вязкости и плотности смазывающей среды на входе в опору и на выходе из нее, требующие обязательного учета в условиях использования в качестве рабочих тел криогенных жидкостей.

— при перепадах дросселируемого давления более 1,4 МПа, радиальных зазорах в трех слоях более 130 мкм учет статической центрирующей силы для многослойных гидродинамических подшипников становится обязателен, ввиду существенного качественного и количественного изменения картины поведения статических характеристик в зависимости от параметров;

— целесообразно использование в первом несущем слое многослойного подшипника показателя относительной длины до 2,5 в верхней границе, во втором слое до 1,6 и в третьем до 1,4;

— динамические коэффициенты многослойного подшипника скольжения в среднем в 2−2,4 раза превышают показатели аналогичного гидродинамического гладкого.

4. В результате экспериментальных исследований доказана адекватность разработанной математической модели нового типа опор скольжения.

5. Запатентована конструкция многослойного гидродинамического подшипника скольжения с тремя несущими слоями с проточной смазкой.

6. Результаты диссертационного исследования апробированы на 10 международных и всероссийских научно-технических конференциях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В., Соколинский В. Б. Прикладная теория расчета ударных систем. М.: Наука, 1969. — 201с.
  2. Т.А. Экспериментальный анализ / Т. А. Алиев. М.: Машиностроение, 1991.-272.
  3. Н.П., Василенко В. М., Поляков В. И., Савин JI.A. и др. Газожидкостные опоры роторов криогенных турбонасосных агрегатов. — М.: КБ Химмаш, 1993.-146 с.
  4. Н.П. Гидростатические подшипники быстроходных машин // Исследование и проектирование опор и уплотнений быстроходных машин. — Харьков, ХАИ, 1975. Вып. 3. — С. 5 — 16.
  5. Н.П., Доценко В. Н. Динамика роторов на гидростатических подшипниках при периодически меняющихся нагрузках // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин- Харьков: Изд-во ХАИ, 1975. Вып. 2. С. 38−43.
  6. Н.П., Чайка А. И., Доценко В. Н. и др. Гидростатические опоры роторов быстроходных машин-Харьков: «Основа», 1992 198 с.
  7. И.Н. Разработка уточненной модели и исследование динамических характеристик системы ротор щелевые уплотнения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 01.02.06. — М., 1992. -190 с.
  8. Ф.С., Ломакин A.A. Определение критического числа обортовро-тора насоса с учетом сил, возникающих в уплотнениях/ Паро- и газотурбостроение. 1957, вып.5, с.249−269.
  9. А.И., Луканенко В. Г. Нелинейные колебания роторов на гидростатических подшипниках // Исследования и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин. — Харьков: Изд-во ХАИ. — 1977.-Вып. 4.-С. 44−51.
  10. А.И., Равикович Ю. А. Устойчивость движения роторов на гидростатических подшипниках // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин. Харьков: Изд-во ХАИ. -1977.-Вып. 4.-С. 51−58.
  11. А.И., Равикович Ю. А., Бросайло A.M. Теоретические исследования вынужденных колебаний роторов на упругодемпферных ГСП. // Ис-след. гидростат, опор и уплотнений ДЛА. 1986. Вып. 2., с. 64−70.
  12. А.И. Динамические характеристики опорных многокамерных подшипников. В кн.: Динамика гибких роторов. М.: Наука, 1972. — с. 5156.
  13. А.И. Динамические характеристики опорных гидростатических подшипников. В кн.: Труды Куйбышевского авиационного института. — Куйбышев: КуАИ, 1967. с. 142−148.
  14. А.И. Способ расчета динамических характеристик гидростатических подшипников. В кн.: Исследование гидростатических подшипников. -М.: Машиностроение, 1973.-е. 12−18.
  15. А.И., Чегодаев Д. Е. Динамические характеристики гидростатических устройств. В кн.: Вопросы виброизоляции оборудования и приборов. -Ульяновск, 1974, с. 56−64.
  16. А.И., Равикович Ю. А. Динамические характеристики жидкостной пленки в гибридном гидростатическом подшипнике Текст. // Известия ВУЗов. Авиационная техника.- 1978. № 3. — С. 25−29
  17. О.И. Расчет опор скольжения / О. И. Богданов, С. К. Дьяченко. -Киев: Техшка, 1966. 242.
  18. В.И. Теоретические и экспериментальные исследования автоколебаний роторов на ГСП. В кн.: Исследование гидростатических подшипников. -М.: Машиностроение, 1973.-е. 93−105.
  19. Ване, Киртон. Экспериментальное исследование динамических силовых характеристик опорного демпфера со сдавливаемой пленкой // Конструирование и технология машиностроения. 1975. — № 4. — с. 133−142.
  20. , A.B. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации / A.B. Барков, H.A. Баркова, А. Ю. Азовцев. СПб.: СПбГМТУ, — 2000. — 169 с.
  21. В.М. Влияние вскипания рабочего тела на характеристики ГСП // Исследование гидростатических опор и уплотнений двигателей летательных аппаратов. Харьков: ХАИ, 1982. — С. 32 — 39.
  22. Э.А. Бесконтактные уплотнения // Машиностроение. 1974. -160с.
  23. В.А. Повышение точности гидродинамического расчета щелевых уплотнений питательных насосов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Челябинск, 1992. — 170 с.
  24. Вибрации в технике: Справочник. М.: Машиностроение, 1978 -1981.456 с. — 6 т.
  25. Г. Г., Баулин В. И. и др. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1989. — 424 с.
  26. О. Динамически нагруженные радиальные подшипники скольжения. Расчет методом конечных элементов / О. Генка // Проблемы трения и смазки. 1984.-№ 4. -С. 10−14.
  27. Д.В. Влияние эксцентриситета, перекоса и межступенчатых щелевых уплотнений на динамику ротора // Энергомашиностроение, 1988, № 1. С. 18−21.
  28. Гхош, Висванат. Влияние сжимаемости жидкости в камере на динамические характеристики многокамерных гидростатических радиальных подшипников с вращающимся валом Текст. // Проблемы трения и смазки — 1988.-№ 2.-С. 30−37.
  29. Гхош. Динамические характеристики многокамерного радиального подшипника с внешним нагнетанием смазки Текст. // Проблемы трения и смазки. 1978. — № 4. — С. 18−23.
  30. И.А. Влияние отклонений формы опорных поверхностей гидро-статодинамических подшипников на динамические характеристики роторных систем: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Орел, 2007. — 161с.
  31. Э.М., Филиппов Г. Газодинамика двухфазных сред. М.: Энергия, 1968.-424 с.
  32. Ф.М. Изгибные колебания вращающихся валов. Текст. / М.: Изд-во АН СССР, 1959. 348 с.
  33. Ф.М., Шаталов К. Т., Гусаров A.A. Колебания машин. Текст. / М.: Машиностроение, 1964. 380 с.
  34. И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем. М.: Изд-во Наука, 1976. — 390с.
  35. A.A. Теоретическое и экспериментальное определение коэффициентов демпфирования ГСП. В кн.: Динамика гибких роторов. — М.: Наука, 1972.-с. 57−60.
  36. Ивацубо, Янг. Влияние упругой деформации на динамику уплотнений // Конструирование и технология машиностроения, 1988, № 4. С. 189−195.
  37. И.Б. О турбулентном течении жидкости в кольцевых щелях с учетом потерь давления на входном участка // Гидравлические машины: Респ. межвед. науч.-техн. сб. Харьков. — 1979. — Вып. 13. — С. 19−24.
  38. A.C., Циманский Ю. П., Яковлев В. И. Динамика роторов в упругих опорах. М.: Наука, 1982. — 280 с.
  39. A.C., Журавлев Ю. Н., Январев H.A. Расчет и конструирование роторных машин. Л.: Машиностроение, 1975. — 288 с.
  40. В.Н. Теория турбулентной смазки и ее обобщение с учетом тепловых эффектов // Проблемы трения и смазки. — 1973- № 2. с. 3543.
  41. В.Н. Анализ работы подшипников в турбулентном режиме // Техническая механика. 1964.- № 3. — с. 168−176.
  42. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения / М. В. Коровчинский. М.: Машгиз, 1959. — 404с.
  43. А.Г. Динамика и прочность турбомашин. Текст. / М.: Машиностроение, 1982. 264 с.
  44. М.В. Проектирование и расчет уплотнений высокооборотных валов. /Красноярск. 1978. — 106 с.
  45. М.В., Овсянников б) В., Шапиро A.C. Гидравлические радиальные уплотнения высокооборотных валов. М.: Машиностроение, 1976. 104 с.
  46. Клит. Вычисление динамических коэффициентов радиального подшипника с использованием вариационного подхода / Клит, Лунд // Проблемы трения и смазки. 1986. — № 3. — С.91−94.
  47. М.И. Гибкие роторы судовых турбин. Текст. / Л.: Судостроение, 1969.-158 с.
  48. , Л. Г. Механика жидкости и газа Текст. / Л. Г. Лойцянский -М.: Наука, 1978.-736 с.
  49. A.A. Питательные насосы типа СВП-220−280 турбоустановки сверхвысоких параметров // Энергомашиностроение. 1955. — № 2. — С. 1−10.
  50. A.A. Расчет критического числа оборотов ротора и условия обеспечения динамической устойчивости роторов высоконапорных гидромашин с учетом сил, возникающих в уплотнениях//Энергомашиностроение. 1958, № 4, cl-5.
  51. Д. Разработка понятия динамических коэффициентов радиальных подшипников жидкостного трения // Проблема трения и смазки. — 1987. — № 1. с. 40−45.
  52. В.А., Хадиев М. Б., Хисамеев И. Г., Галиев P.M. Бесконтактные уплотнения роторов центробежных и винтовых компрессоров. Казань: ФЭН. 1998.-292 с.
  53. , В.А. Трибология подшипников и уплотнений жидкостного трения высокоскоростных турбомашин / В. А. Максимов, Г. С. Баткис. Казань: ФЭН, 1998.-430 с.
  54. Е.Е. Устойчивость и вынужденные колебания роторов на ГСП // Машиноведение. 1967. — № 1, — с. 68−76.
  55. В.А. Бесконтактные уплотнения роторных машин.- М.: Машиностроение, 1980. 200 е.: ил.
  56. В.А. Гидродинамика и прочность центробежных насосов. М., Машиностроение. 1970. — 270с.
  57. Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных. JL: Изд-во Судостроение, 1980.-384с.
  58. Нельсон, Чайлдс, Нике, Элрод. Теоретическое и экспериментальное определение динамических коэффициентов кольцевых газовых уплотнений. Часть 2. Уплотнения с постоянным и конусным сужающимся зазорами // Проблемы трения и смазки, 1986, № 3. С. 102−107.
  59. Г. А. Щелевые и лабиринтные уплотнения гидроагрегатов. М.: Машиностроение, 1982. — 135 е.: ил.
  60. , Д.К. Проектирование гидродинамических демпферов опор роторов двигателей летательных аппаратов / Д. К. Новиков. — Самара: Изд-во Самарского НЦ РАН, 2000. 164 с.
  61. П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Под ред. П. Н. Учаева. М.: Машиностроение, 1988. — 544 с.
  62. Я.Г. Введение в теорию механического удара. М.: Наука, 1977. -224 с.
  63. Э.Л. Упрощенный численный метод расчета характеристик подшипников скольжения произвольной формы // Машиноведение 1966. — № 2. -С. 91−99.
  64. Э.Л. Динамические свойства масляной пленки в подшипниках скольжения // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение.-1961.-№ 6.-С. 52−67.
  65. Р.Н. Повышение динамических качеств и ресурса опорных узлов роторов совмещением подшипников качения скольжения: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. — Орел, 2005. 159с.
  66. В.Н. Прикладная теория и методы расчета гидродинамических сложнонагруженных опор скольжения: Дисс. на соискание ученой степени доктора технических наук. Челябинск, 1985. — 445 с.
  67. Ю.В. Газовая смазка. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993.- 382 с.
  68. Э.Л. Колебания роторов // Вибрации в технике. В 6 т. Том 3. Колебания машин, конструкций и их элементов / Под ред. Ф. М. Диментберга, К. С. Колесникова. М.: Машиностроение, 1980.- С. 130−189.
  69. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА: учебное пособие. М.: МАИ, 1995. — 58 с.
  70. Роу. Анализ динамических и статических характеристик гидростатических характеристик гидростатических радиальных подшипников с камерами при малых перемещениях вала Текст. // Проблемы трения и смазки 1980. — № 1. — С. 80−87.
  71. Рэмли, Роберте, Эллис. Определение коэффициентов сдавливаемых пленок по экспериментальным данным о переходных процессах // Проблемы трения и смазки. 1987. — № 1. — с. 93−102.
  72. JI.A. Теоретические основы расчета и динамика подшипников скольжения с парожидкостной смазкой: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Орел, 1998. — 352 с.
  73. E.H., Тарасевич Ю. Я. Исследование самовозбуждающихся колебаний ротора в щелевых уплотнениях // Труды 11-ой международной научно-технической конференции «Гервикон-2005». Украина. — Сумы. -Том.2. — С.284−289.
  74. A.A., Гулин A.B. Численные методы. М.: Наука, 1989.- 432 с.
  75. Сери. Некоторые направления развития теории смазки Рейнольдса / Сери //Проблемы теории смазки. 1987. — № 1. -С.21−39.
  76. О.В. Колебания и устойчивость роторов на подшипниках скольжения в условиях вскипания смазочного материала: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. — Орел, 2000. — 273с.
  77. , А. Я. Lab View 7: справочник по функциям Текст. / А. Я. Сура-нов М.: ДМК Пресс, 2005. — 512 с.
  78. Ю.Я. Влияние технологических отклонений на гидродинамические характеристики щелевых уплотнений // Труды 11 -ой международной научно-технической конференции «Гервикон-2005». Украина. — Сумы. — Том.2.-С.274−283.
  79. , Н. Подшипники скольжения: расчет, проектирование, смазка/
  80. Н. Типей, В. Н. Константинеску и др. Бухарест: АН PHP, 1964. — 458 с.
  81. А. Динамика роторов турбогенераторов. JL: Энергия. — 1971. -388 с.
  82. Тревис Дж. Lab VIEW для всех. Пер. с англ. Клушин H.A. М.: ДМК Пресс- ПриборКомплект, — 2004. — 544 с.
  83. Г. Одномерное двухфазное течение. Пер. с англ. М.: Мир, 1972. — 440 с.
  84. Э.Л., Листратов В. И., Казаков Н. Ф., Дмитриев В. В. Некоторые результаты экспериментального исследования динамической системы «ротор-ГСП». В кн.: Исследование гидростатических подшипников. — М.: Машиностроение, 1973.-е. 109−113.
  85. А.И. Расчет и проектирование высокоскоростных радиальных гидростатических подшипников Харьков: Изд-во ХАИ, 1992 — 109 с.
  86. Д.Е., Штейнберг С. М. Численно-аналитический метод расчета первой критической частоты вращения многомассового ротора на упругих опорах // Вестник машиностроения. 1991. — № 4. — С. 13−14.
  87. Л.А. Анализ работы уплотнений колес радиально-осевых насос-турбин и влияние их параметров на радиальную силу на роторе обратимых гидроагрегатов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук СПб, 1997. — 170 с.
  88. Д., Харлеман Д. Механика жидкости М.: Энергия, 1971 — 480 с.
  89. Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров. -М.: Наука, 1972.-400 с.
  90. Р.В. Цифровые фильтры. /Пер. с англ. Ермишина В. И. М.: Советское радио. — 1980. — 224 с.
  91. Ч. Основные принципы планирования эксперимента / Ч. Хикс М.: Мир, 1967.-408с.
  92. , С. Н. Влияние высокой частоты вращения на эксплутационные характеристики адаптивного гидростатического подшипника Текст. / С. Н.
  93. , С. А. Ярошенко // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1990.-№ 2.-С. 38−43.
  94. , С.А. Опоры скольжения с газовой смазкой / С. А. Шейнберг. -М.: Машиностроение, 1979. 336 с.
  95. , X. Теория инженерного эксперимента Текст. / X. Шенк М.: Мир, 1972.-384 с.
  96. , Е. В. Кривые и поверхности на экране компьютера. Руководство по сплайнам для пользователей Текст. / Е. В. Шикин, А. И. Плис. -М.: Диалог-МИФИ, 1996.-240 с.
  97. Элрод, Теория турбулентного течения жидкости в тонких пленках и ее применение в подшипниках Текст. / Элрод, ИТ // Теоретические основы инженерных расчетов 1967. — № 4. — С. 266.
  98. Black H.F. Effects of Hydraulic Forces in Annular Pressure Seals on the Vibrations of Centrifugal Pump Rotor // Journal of Mechanical Engineering Science. vol. 11 № 2. — 1969. — P.206−213.
  99. Boedo S. A mode-based elastohydrodinamic lubrication model with elastic journal and sleeve / S. Boedo, J.F. Booker // Trans. ASME: J.Tribol. 2000. -Vol. 122. -P.94−102.
  100. Childs D, W. Finite-Length Solutions for the Rotordynamic Coefficients of Turbulent Annular Seals // Trans. ASME: J. Lubr. Lech. 1983. — N6. — P.437−445.
  101. Childs D.W., Dressman J.B. Convergent-tapered Annular Seals: Analysis Coefficients // Trans ASME: J. Tribology. 1985. — N3. — P.307−317.
  102. Cusano D. Experimental measurement of phase averaged wall-pressure distributions for a 25% eccentric whirling annular seal/ M.S. Thesis, Texas A&M University, College Station, 2006. 76 p.
  103. Dynamics of rotors: stability and system identification / edited by O. Mahzenholtz Wien — New York, 1984. — 424 p.
  104. Ghoshi M.K. Rotordynamic coefficients of multirecess hybrid journal bearings part I / M.K. Ghoshi, S.K. Guha, B.C. Majundar // Wear. 1989. — Vol. 129. -P.245−259.
  105. Ghoshi M.K. Rotordynamic coefficients of multirecess hybrid journal bearings part II: fluid interia effect / M.K. Ghoshi, S.K. Guha, B.C. Majundar // Wear.- 1989.-Vol. 129.-P.261−272
  106. Handbook of rotordynamics / Edited by Ehrich F. New York, McGraw-Hill. — 1992. — 542 p.
  107. Handbook of turbomachinery. NY, Marcel Dekker, 1995. — 472 p.
  108. Greenwood J.A. Inlet shear heating in elasto-hydrodynamic lubrication. / J.A. Greenwood, J.J. Kauzlarich // J. Lubr. Technol. 1973. — Vol. 95. — № 4 — P. 417−426.
  109. Konstantinesku V.N. Theory of Turbulent Lubrication. Rumanian Edition, Bucharest, 1965, English Translation, U.S. Atomic Energy Commission, Division of Technical Information AES-TR-6959, 1968.
  110. Rabiner, L.R., and B. Gold. Theory and Application of Digital Signal Processing. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1975. Pg. 227
  111. Rao J.S. Rotor dynamics comes of ages / J.S.Rao // Sixth International Conference on Rotor Dynamics: Proceeding. Sydney, 2002. — Vol.1. — P. 15−26.
  112. Vatta F. Lubricated bearings: Determination of dynamic coefficients according to Warner’s theory / F. Vatta, A. Vigliani // Meocanica. 1999. — Vol. 34. -P.291−294.
  113. Venner C.H. Multilevel methods in lubrication / C.H. Venner, A.A. Lu-brecht. Elsevier, 2000. — 400p.
  114. Zhang Y. Linear deformation of a journal bearing its relationship of hydro-dynamic pressue / Y. Zhang // Wear. 1987. — Vol. 115. — P. 41−52.
  115. АВТЭКС (Автоматизация эксперимента. Электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа http://www.autex.spb.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  116. ВНИИП (Всероссийски научно-исследовательский институт подшипниковой промышленности) Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа http://www.vnipp.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  117. НПО «Измерительной техники» Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Доступ http://www.vibron.ru., свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  118. FAG Kugelfischer Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа http://www.fag.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  119. SKF Group Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа http://www.skf.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  120. National Instruments Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа http://www.ni.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  121. Pepperl + Fuchs Россия Электронный ресурс. / - Электрон, дан. -Доступ http://www.pepperl-fuchs.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
Заполнить форму текущей работой