Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная нами модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами православной культуры предусматривает: в качестве цели — развитие нравственности младших школьников средствами православной культуры. основой духовно-нравственного воспитания выступает православная культура, изучение которой осуществлялось на базе программы курса «Основы православной культуры», разработанной В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»
    • 1. 1. Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современной педагогике
    • 1. 2. Значение православной культуры для духовно-нравственного воспитания младшего школьника
  • Глава 2. Практика духовно-нравственного формирования личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»
    • 2. 1. Модель организации преподавания курса «Основы православной культуры»
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка преподавания курса «Основы православной культуры»

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально-экономического строя.

Современное российское общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

В этих условиях отечественная школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные перемены, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям.

Совсем недавно в российских школах появился новый курс — «Основы православной культуры», который призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также должен способствовать их духовно-нравственному развитию.

Проблема формирования нравственности и непосредственно связанных с ней личностных качеств представляет значительный интерес для многих общественных наук. Эту проблему изучали философы С. Ф. Анисимов [8, 9], Е. А. Ануфриев [14], В. Г. Афанасьев [27], Л. П. Буева [50,51], Г. С. Ба-тищев [20], О. Г. Дробницкий [77, 78], Г. Н. Филонов [236], Е. В. Шорохова [257], социологи М. И. Бобнева [26], Р. Г. Гурова [72], М. Я. Корнеев [120], В. П. Кузьмин [132], Б. Д. Парыгин [185] в связи с исследованием вопросов взаимосвязи общества и личности, соотношения ее воспитания и процесса социализации, сущности морали как формы общественного сознания, межличностных отношений.

На общетеоретическом уровне в работах К.А. Абульхановой-Славской [1], Б. Г. Ананьева [7], Л. И. Анцыферовой [11, 12], А. А. Бодалева [32, 33, 34, 35, 36], Л. И. Божович [37, 38, 39], Г. С. Костюка [126, 127], А. Н. Леонтьева [139, 140], В. Н. Мясищева [172, 173, 174, 175], А. В. Петровского [191, 192, 193], К. К. Платонова [195, 196, 197], СЛ. Рубинштейна [208, 209, 210, 211, 212], Д. Б. Эльконина [262, 263, 264, 265, 266] и др. раскрыты психологические и социальные механизмы перехода социального морального опыта во внутреннюю психологическую сферу личности, обосновано значение деятельности и общения в формировании нравственности как целостного психологического образования, определены детерминанты и движущие силы процесса воспитания.

Методологические основы теории нравственного воспитания школьников освещены в трудах Н. И. Болдырева [40, 41, 42, 43], В. Е. Гмурмана [63], Н. К. Гончарова [65, 66, 67], Л. Ю. Гордина [69, 70], Ф. Ф. Королева [121, 122], Б. Т. Лихачева [142, 143, 144, 145, 146], А. С. Макаренко [150], И. С. Марьенко [151, 152, 153, 154], Э. И. Моносзон [167, 168], И. Ф. Харламова [241, 242, 243, 244, 245, 246, 247], В. Т. Чепикова [249] и др.

Теоретические и методические аспекты формирования нравственности содержат работы М. Д. Виноградовой [55], Б. Э. Вульфова [57], А. Ю. Гордина [68], А. Ф. Зосимовского [96, 97], Д. В. Колесова [118], В. М. Коротова [123, 124], В. О. Кутьева [134, 135], B.C. Леднева [138], А. А. Люблинской [149],.

A.В. Мудрика [169, 170], В. А. Сластенина [219], Д. И. Фельдштейна [233, 234, 235], М. И. Шиловой [254, 255] и других педагогов и психологов.

Психолош-педагогические проблемы нравственного воспитания применительно к младшим школьникамрассматриваются в исследованиях Ш. А. Амонашвили [6], А. Р. Батыршиной [21], Л. Д. Бобылевой [27], О. С. Богдановой [28, 29, 30, 31], Г. И. Веденеевой [54], А. Е. Дмитриева [75],.

B.В. Зайцева [89], А. В. Киричука [113], Н. А. Кудровой [131], В. А. Ситарова [217], Н. М. Трофимовой [228], Л. Г. Шемчук [253]- применительно к подросткам и старшеклассникам — в исследованиях М. Н. Аплетаева [13], Е. В. Бондаревской [45], З. И. Васильевой [52, 53], Д. М. Гришина [71], А. И. Дулова [79], О. Л. Калининой [112], Г. А. Мусаелян [171], В. И. Петровой [190], Н. Е. Щурковой [261], В. А. Яковлева [269] и др. Они рассматривают роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания школьников, выделяют и характеризуют его источники и факторы. Ученые предлагают различные критерии и методики диагностики нравственной воспитанности, ими получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в учебной, игровой, краеведческой, общественно полезной, внеклассной и других видах деятельности.

В последние годы, в связи с введением в школах России курса «Основы православной культуры», появились педагогические работы А. С. Алексеевой [214], А. А. Ильина [214], В. М. Меньшикова [156, 157. 158, 159, 160, 161], И. В. Метлика [163], Н. Е. Пестова [188], Т. И. Петраковой [189], Л.В." Суровой [222], Л. Л. Шевченко [214] и других ученых, исследующих проблемы его преподавания, в том числе и нравственное воспитание школьников в процессе освоения ценностей традиционной религиозной культуры.

Однако до сих пор вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения православной культуры не получили систематического анализа. В педагогической литературе только намечаются общетеоретические подходы к решению этой проблемы, не представлена сущность и структура духовных качеств личности младшего школьника, недостаточно внимания уделяется раскрытию психолого-педагогических условий и механизмов формирования нравственности. Также отсутствует теоретический подход к определению целевых, содержательных и процессуальных основ нравственного воспитания учащихся начальных классов на основе православной культуры, не разработана методика проектирования и организации процесса целенаправленного формирования нравственных качеств личности младшего школьника в ходе изучения курса «Основы православной культуры».

Указанные противоречия определили выбор темы нашей диссертационной работы: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры», проблема которой сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования — формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе изучения курса «Основы православной культуры».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить сущность, структуру и критериальные характеристики духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;

2) обосновать теоретическую модель формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;

3) выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;

4) разработать методические рекомендации по практическому применению модели формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами православной культуры.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения курса «Основы православной культуры» существенно повышается, если:

— духовно-нравственное наследие будет включено в содержание образования младших школьников;

— будет создана оптимальная модель изучения православной культуры, включающая в себя целевые, содержательные и организационные компоненты духовно-нравственного воспитания учащихся младшей школы средствами православной культуры;

— содержание начального образования будет основываться на национальном духовном наследии России, ее культуретехнологии обучения будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям и интересам младших школьниковформирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в ходе изучения курса «Основы православной культуры» будет осуществляться в контексте общей системы нравственного воспитания.

Методологической основой исследования являются общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности исследованияпонимание религии как необходимого аксеологического компонента человеческой цивилизации и признание ее важной роли в развитии системы образования и воспитанияидея исторической преемственности опыта разных культур и эпох в современных условиях.

Основными методами исследования выступили теоретический анализ источников, систематизация взглядов и идей православия на нравственное воспитаниепедагогический эксперимент и ретроспективный анализ результатов работы исследователя в процессе преподавания учебного курса «Основы православной культуры" — наблюдениеанализ продуктов учебной деятельности учащихсядиагностические методы (беседа, интервью, анкетирование, метод самооценки).

Теоретическим фундаментом исследования стали сочинения православных мыслителей, отражающие этическую концепцию православияработы современных ученых — педагогов, психологов, философов, социологов и историков, — занимавшихся изучением проблемы нравственности и православияпубликации отечественных авторов по проблеме воспитания нравственностииздания периодической печати, посвященные рассматриваемой проблеменепосредственные результаты эксперимента, осуществлявшегося на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курска и охватившего 114 учащихся.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курска. Исследование проводилось в течение пяти лет в три взаимосвязанных этапа. занных этапа.

На первом этапе (1997;1998 гг.) была изучена источниковедческая база исследования, анализировалось состояние проблемы, проводился теоретический анализ философской, педагогической и историко-педагогической литературы, определялись методы, способные раскрыть содержание темы, был обоснован категориальный аппарат исследования.

На втором этапе (1998;2001 гг.) осуществлялся анализ этической концепции православия на предмет ее отражения в философской, педагогической, психологической, религиозной литературе, исследовались возможности использования потенциала православной культуры в процессе воспитания нравственностиосуществлялась опытно-экспериментальная работа, которая заключалась в духовно-нравственном воспитании младших школьников в ходе преподавания курса «Основы православной культуры».

На третьем этапе (2001;2002 гг.) проводился анализ и обобщались результаты исследования, осуществлялась их систематизация, формулировались выводы, происходило литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Православная культура, вобравшая в себя многовековое духовное наследие нашего народа, может выступать основой нравственного воспитания современного младшего школьника.

В сложившейся обстановке возвращение к нравственным ценностям православия, изучение православной культуры представляется возможным и реальным выходом при воспитании по-настоящему нравственного поколения и оздоровлении всего общества. Нравственными качествами, на формирование которых должна быть направлена воспитательная работа в начальной школе, являются милосердие, доброта, терпение, послушание, любовь к ближнему, смирение, вера, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др.

2. Разработанная нами модель духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами православной культуры включает в себя следующие компоненты:

— цель: развитие нравственности младших школьников средствами православной культурыцель конкретизируется в следующих задачах: воспитание сознательного гуманного отношения к окружающимразвитие чувства уважения и любви к русской православной и народной культуреразвитие интеллектуальной сферыукрепление связей между поколениями;

— содержательной основой духовно-нравственного воспитания младших школьников является православная культура;

— основными принципами работы выступают принцип адаптированное&tradeкурса к особенностям психологии младшего школьного возраста, принцип ненасилия, принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы, принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействия;

— условиями оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников выступают: систематическое преподавание учебного курса «Основы православной культуры" — органичное включение материалов православной культуры в другие школьные предметывосстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания младших школьников в соответствии с фундаментальными принципами отечественной педагогикиразработка системы воспитательной работы, базирующейся на традициях православной культурыпроведение внеклассных мероприятий, посвященных важным событиям православной жизнинаучно-теоретическое обеспечение преподавания курсаобъединение усилий педагогов и родителей школьниковорганизация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихсясоздание оптимального психологического микроклимата в школе, основанного на православной этике, нормах и установках православной морали.

3. Критериями успешного воспитания средствами православной культуры является то сформированность ко времени завершения обучения в начальной школе у учащихся нравственных качеств в соответствии с их возрастом. Критериями выступили следующие умения:

— знание и понимание нравственного содержания указанных качеств;

— освоение конкретных правил поведения в семье, в школе, в окружающем социуме, способность поступать в соответствии с ними и понимать необходимость их выполнения;

— умение разъяснить эти правила другим детям;

— способность оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения применения этих нравственных норм;

— наличие опыта нравственного поведения в соответствии с его православным содержанием.

Эффективность осуществления процесса формирования нравственных качеств личности младших школьников в ходе изучения православной культуры обеспечивается ее использованием в контексте общей системы нравственного воспитания в комплексе разнообразных педагогических средств и методов.

4. Разработанные методические рекомендации по практическому применению модели позволяют вести дальнейшее внедрение системы воспитания младших школьников средствами православной культуры в учебно-воспитательный процесс детских учреждений.

Результаты, полученные соискателем, их научная новизна состоят в том, что в нем обоснованы возможность и необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности современного младшего школьника средствами православной культуры:

— проанализировано формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения православной культуры;

— раскрыта сущность духовно-нравственного воспитания в процессе изучения курса «Основы православной культуры»;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены цели, задачи, содержание и технологии духовно-нравственного воспитания;

— предложены пути использования православной культуры в современном процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации обоснован выбор православия в качестве основы нравственного воспитания младших школьниковохарактеризованы исторические, философские, социальные, психологические причины и факторы необходимости ориентации современного российского образования на православную систему духовных ценностейопределены критерии и уровни сформированности духовно-нравственных качеств младших школьниковполученные результаты исследования способствуют дальнейшей разработке новых подходов к духовно-нравственному воспитанию в российской школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные теоретические и методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в ходе преподавания курса «Основы православной культуры» используются в общеобразовательных школах, при разработке образовательных программ, чтении спецкурсов в учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования, организации воспитательной работы в школе.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются четкостью исходных методологических основ исследованияиспользованием широкого круга философских, исторических, религиозных, социологических, педагогических, психологических и других источниковпроведением эксперимента с применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования систематически осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курскав выступлениях автора на научно-практических и научно-методических конференцияхпосредством публикаций по теме диссертациив ходе обсуждения исследования на кафедре педагогики и психологии развития в КГУ.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (включающего 270 источников) и приложений.

Выводы по 2 главе.

В ходе предварительной работы с детьми, в процессе преподавания курса «Основы православной культуры», во время изучения детей, динамики их нравственной сферы и усвоения знаний, нами были разработаны модель, включающая в себя цели и задачи, принципы преподавания предмета (принцип адаптированности курса к возрастным особенностям младшего школьного возраста, принцип ненасилия, принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы, принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействия), содержательный блок, условия и методы.

Разработанная нами модель формирования таких нравственных качеств, как милосердие, послушание и трудолюбие, была апробирована в результате преподавания курса «Основы православной культуры» в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Курска. Экспериментальная работа в школе велась в 1998;2001 годах.

Суть данного эксперимента состояла в преподавании основ православной культуры по разработанной нами методике, позволяющей достаточно оптимально развивать нравственность у детей младшего школьного возраста. Целью экспериментальной работы стало воспитание нравственных качеств (милосердия, послушания и трудолюбия), наполненных православным этическим содержанием, у детей младшего школьного возраста на уроках курса «Основы православной культуры».

Эксперимент заключался в особом построении уроков, ориентированном на психологические особенности детей младшего школьного возраста, в адаптированности материала для преподавания, для эффективного влияния на нравственную сферу личности учащихся начальных классов на основе воздействия на их эстетические чувства, а также нравственно наполненной трудовой деятельности, ознакомления детей с православным искусством.

Наша работа предполагала создание следующих условий духовно-нравственного воспитания школьников: воспитательных, образовательных, методических, социально-педагогических, управленческих.

Содержание духовно-нравственного воспитания строилось на базе программы факультативного курса «Основы православной культуры», разработанной В. А. Гребеньковым и В. М. Меньшиковым. Формирование духовно-нравственных качеств на уроках основ православной культуры осуществлялось при помощи следующих методов: нравственного диалогачтения православной литературызнакомства с русским духовным (православным) искусствомработы над укреплением духовно-нравственной связи поколенийнравственно наполненной трудовой деятельности. Также проводились внеклассные занятия: экскурсии в храмы, монастыри, святыни, помощь нуждающимся людям, забота о младших.

Проведенная на заключительном этапе эксперимента диагностика нравственной сферы детей свидетельствовала о формировании у них более высокого уровня нравственных качеств (милосердия, послушания, трудолюбия), закреплении в их сознании и навыках поведения ценностной системы, ориентированной на православную мораль, что в целом можно рассматривать как более высокую степень сформированности нравственности по сравнению с ранее имевшимися моральными знаниями и чувствами, проявлявшимися в поступках и высказываниях учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема нравственности для современной российской школы приобретает особую актуальность, потому что представления детей о морали находятся в стадии формирования. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание младшему школьному возрасту, который наиболее восприимчив к направленному формирования духовно-нравственных качеств.

1. Воспитание нравственных качеств является одной из важнейших задач современной педагогики, что подразумевает создание особой модели школьного воспитания, ориентированной на систему ценностей, ядром которой должны стать православные ценности. На наш взгляд, именно православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека — его духовно-нравственные качества. Православная этика выделяет такие нравственные качества (добродетели), которые следует воспитывать у ребенка: смирение, доброта, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, вера, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие. Причем, в православии трактовка этих качеств существенно отличается от общепринятой их светской трактовки.

2. В работе показано, что глубокое изучение духовного наследия православия, православной культуры в целом и использование этого материала в учебном процессе способствует формированию нравственности у младших школьников. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Христианство достигло весьма значительных успехов в воспитании подрастающего поколения. Щей любви, доброты, прощения, сострадания и милосердия пронизывают христианское воспитаниеони становятся неотъемлемой частью человеческого сознания и мировоззрения, передаются из поколения в поколение.

3. Наша работа по курсу «Основы православной культуры» была направлена на формирование у учащихся нравственных качеств, в том числе особое внимание было уделено интегративным, с нашей точки зрения, качествам: милосердию, послушанию и трудолюбию.

4. Разработанная нами модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами православной культуры предусматривает: в качестве цели — развитие нравственности младших школьников средствами православной культуры. основой духовно-нравственного воспитания выступает православная культура, изучение которой осуществлялось на базе программы курса «Основы православной культуры», разработанной В. А. Гребеньковым и В. М. Меньшиковым. (Курск: Изд-во КГПУ, 1997), включающей следующие разделы: основные понятия и представления, история мировых религий, история православия, церковь и храмовое искусство, православная этика, основные православные праздникипринципами работы должны выступать: принцип адаптированно-сти курса к особенностям психологии младшего школьного возраста, принцип ненасилия, принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы, принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействияусловиями оптимального влияния православной культуры на духовно-нравственное развитие учеников выступают: систематическое преподавание учебного курса «Основы православной культуры" — органичное включение материалов православной культуры в другие школьные предметывосстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания младших школьников в соответствии с фундаментальными принципами отечественной педагогикиразработка системы воспитательной работы, базирующейся на традициях православной культурыпроведение внеклассных мероприятий, посвященных важным событиям православной жизнинаучно-теоретическое обеспечение преподавания курсаобъединение усилий педагогов и родителей школьниковорганизация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихсясоздание оптимального психологического микроклимата в школе, основанного на православной этике, нормах и установках православной морали.

5. Прослеженная динамика духовного развития школьников по отдельным нравственным качествам (милосердие, послушание, трудолюбие) позволила выявить явные позитивные тенденции духовно-нравственного воспитания на традициях православной культуры. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили утверждать, что сформулированная нами гипотеза подтвердилась.

6. Апробация разработанной нами модели на практике подтверждает ее действенность в нравственном развитии учащихся, восприятии нравственности как ценности, важной в построении собственной жизни и отношений с людьми. Полученные в ходе работы результаты и сформулированные на их основе выводы позволяют говорить о возможности дальнейшего внедрения системы воспитания младших школьников средствами православной культуры в учебно-воспитательный процесс детских учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. — 1983.—№ 1. С. 146−29.
  3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 1979. 318 с.
  4. Азбука православного воспитания. Сборник. М., 1997. — 160 с.
  5. Г. В. Российское сознание. Самара, 2002. 91 с.
  6. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили. М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2000. — 141 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 1996. — 384 с.
  8. С.Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль, 1979. 141 с.
  9. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. 64 с.
  10. Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.-152 с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М: Педагогика, 1981.-С. 3−24.
  12. Анцыферова • Л. И. Личность и деятельность: Проблемы развития личности // Материалы симпозиума. -М.: Наука, 1969. С. 34 —39.
  13. Аплетаев М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М, 1989. 35 с.
  14. Л.М. Роль и место нравственного воспитания в системеформирования нового человека // Вопросы философии. 1977. — № 2. — С. 56−68.
  15. JI.M. Социально-этические проблемы теории личности.- М.: Мысль, 1974.-221 с.
  16. Архангельский JIM. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания: Искусство воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 283 с.
  17. .В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.: Искусство, 1988. -348с.
  18. Р.А. Воспитание доброжелательности у школьников младшего возраста, I -IV кл.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Баку, 1993. —18 с.
  19. В.Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. -1991. № 2. — С.77−80.
  20. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики— М.: Высшая школа, 1963. — 119 с.
  21. А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996.- 16 с.
  22. Г. И., Кузин Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., -1995. — 72 с.
  23. А.Н. Рассказы из русской церковной истории. М.: Современник, 1995.-459 с.
  24. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 318 с.
  25. Библия. -М.: Издание Московской Патриархии. 1990. 1375 с.
  26. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.- 312 с.
  27. Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1983. -17 с.
  28. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
  29. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  30. О.С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника // Советская педагогика. -1969. № 5. — С.84−93.
  31. О.С. Формирование нравственного сознания школьников в процессе этического просвещения // Формирование коммунистической нравственности школьников. -М.:Педагогика, 1983. -С. 17−21.
  32. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. -123 с.
  33. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 270 с.
  34. А.А. О некоторых психолого-педагогичских аспектах нравственного воспитания // Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции. -М.:Политиздат, 1971.-С. 12−25.
  35. А.А. О проектировании личности учащегося воспитателем // Человек и общество. М.: Педагогика, 1969. Вып.5.-С. 160−173.
  36. А.А. О формировании отношений // Советская педагогика. -1991. -№ 8.- С.39−44.
  37. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Междун. пед. академии, 1994. — 212 с.
  38. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.-353 с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  40. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968. 526 с.
  41. Н.И. Классный руководитель. — М.: Просвещение, 1971. — 264 с.
  42. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  43. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  44. Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. М., 1966.
  45. Е.В. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся // Советская педагогика. 1965. — № 4. — С.43−49.
  46. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  47. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. № 1. — 2001. С. 20.
  48. Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XTV—XV вв. М.: МГУ, 1986.-С.196−197.
  49. Н.В., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А. П. Изучение личности ученика в учебном процессе // Изучение личности ученика учителем. М.: Педагогика, 1991.-С.20−50.
  50. Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Мысль, 1968.244 с.
  51. Л.П. Человек: деятельность и общение.—М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  52. Васильева 3 Л. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем // Изучение личности школьника учителем. — М.: Педагогика, 1991. — С. 5−20.
  53. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. —Л., 1973.-42 с.
  54. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. -19с.
  55. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  56. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979.-288 с.
  57. .Э., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  58. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  59. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. -1972. № 2. — С. 114−123.
  60. JI.C. Психология искусства.-М.: Искусство, 1968.- С. 178.
  61. В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике. 1945−1985. Кишинев: Штиинца, 1990.
  62. Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С. 14−34.
  63. ГмурманВ.Е. Дисциплина в школе.-М.: Учпедгиз, 1958. 164 с.,
  64. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  65. И. Якорь спасения: о возрождении русской школы // Народное образование. 1991. — № 5. — С. 31−36.
  66. Н.К. Методология и методы исследований в педагогике. — М: Просвещение, 1966.-42 с.
  67. Н.К. Некоторые теоретические предпосылки системы воспитательной работы в школе // Советская педагогика. — 1965. № 5. — С. 25−39.
  68. А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде: (V — УШ классы). -М.: Просвещение, 1967. -188 с.
  69. Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. — 1991. -№ 2. — С.38−43.
  70. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Авто-реф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979. — 46 с.
  71. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Калуга, 1978. — 64 с.
  72. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Педагогика, 1981. —176 с.
  73. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1978. С. 48−65.
  74. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск: Университетское, 1988−399с.
  75. А.Е. Сущностная характеристика социально активной личности младшего школьника // Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте: В 2-х ч. — М.: Прометей, 1993. — 4.1. — С. З—13.
  76. Н.А. Беседы о восприятии искусства // Декоративное искусство.-1975.-№ 3.-С. 32−56.
  77. О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977. 331 с.
  78. О.Г. Понятие морали. — М.: Наука, 1974. 388 с.
  79. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Иркутск, 1973. — 60 с.
  80. В. Уроки благочестия // Высшая школа. — № 2. 2001. -С. 31−36.
  81. С.А. Из опыта преподавания курса основ православной культуры для младших школьников в общеобразовательной школе // Художественная жизнь Курского края: Проблемы провинциальной художественной культуры. -Курск: КГПУ, 2000. С. 91- 94.
  82. С.А. Об использовании материалов Библии, включенных в «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинскош, в процессе духовнонравственного воспитания младших школьников // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. Курск: КГПУ, 1999. — С. 66 — 70.
  83. С.А. К.Д. Ушинский о нравственном воспитании // Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинскош и развитие современного образования. Курск: КГПУ, 2000. — С. 89 -91.
  84. С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе изучения курса основы православной культуры: Методические рекомендации. Курск: КГУ, 2004. — 29 с.
  85. С.А. Целомудрие как основа нравственного развития младших школьников // Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения. Вып. 2. Курск: КГПУ, 2000. -С. 192−196.
  86. Живописная Россия / Под ред. П. П. Семенова СПб:. Издание поставщиков Его Императорского Величества товарищества М. О. Вольфа, -1898. — Т.6. -Ч. 1 .С. 131−133.
  87. В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка как средство нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1989. -17 с.
  88. Закон Божий. М.: Мысль, 1991. — 723 с.
  89. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  90. Закон Российской Федерации «О свободе вероисповедания».
  91. В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 347 с.
  92. В.В. Проблемы Воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. — 224 с.
  93. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры, // Вопросы психологии. 1995. -№ 6. — С. 14−19.
  94. А.В. Диагностика моральной воспитанности личности // Советская педагогика. -1970. № 7. — С.67−74.
  95. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 343 с.
  96. Ф.И. Психология трудового воспитания. Минск: Высшая школа, 1981.-143 с.
  97. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, J1.B. Благонадежиной. М: Просвещение, 1972. — 352 с.
  98. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  99. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1996. — 1192 с.
  100. Д.И. Краткие очерки русской истории. — Курск: ГУИПП «Курск», 1996. 432с.
  101. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. — СПб., 1898: Репринт: изд-во Московской Патриархии, 1993.- 191 с.
  102. Иоанн Златоуст, св. Творения: В 12-ти т. СПб., 1898−1906.
  103. Иоанн Златоуст, св. О воспитании: Репринт, изд-во Московской Патриархии, 1993. 260 с.
  104. Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: Репринт. изд-во. Московской Патриархии, 1993 194 с.
  105. А.И. Сокращенная русская история. М.: Издательство МАИ, 1993.- 352 с.
  106. М.Г. Изучение нравственной воспитанности школьников // Вопросы психологии. -1979. -№ 4. С. 103−108.
  107. Как читать детские книги на уроках чтения // Начальная школа № 4. — С. 31−39.
  108. Г., протоир. Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях. М., 1997. — 149 с.
  109. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Академия, 2001. 124 с.
  110. ИЗ. Караковский В. А. Актуальные проблемы воспитания. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1994. 184 с.
  111. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX—XX вв..- М.: Просвещение, 1996. — 346 с.
  112. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека: В 2 т. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. Т. 1: Характер. — 264 с.
  113. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  114. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  115. Д.В. Психологические основания нравственности // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.35−39.
  116. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 765 с.
  117. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 150 с.
  118. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. —М.: Учпедгиз, 1958.-324 с.
  119. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. — М.: Педагогика, 968. -182 с.
  120. В.М. Некоторые вопросы нравственного воспитания // Советская педагогика. 1967. — № 9. — С.80−86.
  121. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 268 с.
  122. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  123. Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1969. — С.34−53.
  124. Г. С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. — М.: Просвещение, 1967.-С. 188−197.
  125. Кочетов А. И. Методика изучения личности школьника // Педагогическая диагностика в школе.—Минск: Народная асвета, 1987. — С. 34−72.
  126. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  127. В.А. Психология обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  128. Н.А. Дифференцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек в начальных классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
  129. В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. — № 3. — С. 18−29.
  130. А.Е. Курс «Религии мира в общеобразовательной школе» // ПИВШ. 2001. — № 3. — С.60−67.
  131. А. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. http://www.kuraev.ru/opk.html.
  132. В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983.-223 с.
  133. М.Л., Нечаев Н. Н. Измерения в учебно-воспитательной деятельности // Советская педагогика. — 1990. -№ 8. — С.63−68.
  134. А.А. Когда слово воспитывает. М.: Педагогика, 1970. — 240 с.
  135. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  136. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  137. А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2-х т.— М.: Педагогика, 1983. — Т.1. -С. 281−303.
  138. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1979. — 286 с.
  139. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1979.-286 с.
  140. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 464 с.
  141. .Т. Теория коммунистического воспитания. — М.: Просвещение, 1974.-496 с.
  142. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  143. А.В. Воспитание чувства ответственности во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. -17 с.
  144. С. Воспитание в духовной школе // Духовная школа. М., 1906. -С. 135.
  145. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  146. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Просвещение, 1977.—т. 1. 575 е.- т.2. — 544 с.
  147. И. С. Критерии нравственной воспитанности и основы методики выявленя уровней ее развития у школьников // Измерения в исследовании проблем воспитания.—Тарту, 1973. — С. 34−36.
  148. И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -104 с.
  149. И.С. Основные процессы нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 83 с.
  150. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Ав-тореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1970. — 70 с.
  151. С.Г. Кладовая духа // Начальная школа. 1997. — № 12. — С. 5862.
  152. В.М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности. Курск: КГПИ, 1992. — 272 с.
  153. В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: Открытие мира детства. М.: Народное образование, 1995. — 136 с.
  154. В.М. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Гегеля. Курск: КГПИ, 1992. — 33 с.
  155. В.М. Проблемы гуманизма в западно-европейской педагогике Возрождения, Просвещения и русской педагогике середины XIX в. М. — Курск: Прометей, КГГТУ, 1996. — 178 с.
  156. В.М. Я.А. Коменский и развитие современного образования и педагогики. Курск: КГПИ, 1994. — 74 с.
  157. В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). — Курск: КГПУ, 1999. -176 с.
  158. А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996.
  159. И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000,2004.-384 с.
  160. В. Человек, мораль, воспитание. -М.: Прогресс, 1975. 163 с.
  161. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. — М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  162. Н.И. Об учете результатов воспитания школьников // Советскаяпедагогика. 1966. -№ 7. — С.56−61.
  163. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  164. Э.И. Становление и развитие советской педагогики: 1917−1987. М.: Просвещение, 198. — 224 с.
  165. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. Л., 1981.-37 с.
  166. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976.- 196 с.
  167. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Ереван, 1990.-48 с.
  168. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  169. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая служба в СССР: В 2 т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -Т.2.-С. 110−125.
  170. В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещания по психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -С. 71−72.
  171. В.Н. Психология отношений. — М.: Изд-во Ин-та практ. пси-хол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. 356 с.
  172. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  173. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 1998.-496 с.
  174. Г. Изучение и прогнозирование развития личности ученика // Воспитание школьников. 2001.-№ 7. —С. 13—16.
  175. Н.И. Становление личности ребенка. М., 1992.
  176. Н.Д. Нравственные уроки православия. Размышления при чтении Библии. // Начальная школа. -1997.—№ 6. С.52−57.
  177. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского и др. М.: Просвещение, 1986.-484 с.
  178. Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера, 2001.- 240 с.
  179. Основы православной культуры: Программа факультативного курса. (Материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте). -Курск: изд-во КГПУ, 1997.-64 с.
  180. Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях современной культуры: Автореф. дисканд. пед. наук. Курск, 2000.-18 с.
  181. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
  182. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Нарком-проса РСФСР, 1939. — 514 с.
  183. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова. М.: Учпедгиз, 1948. — 462 с.
  184. Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.: Сатисъ, 1999. — 149 с.
  185. Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. — 94 с.
  186. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1982. 43 с.
  187. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. -166 с.
  188. А.В. Психологическая характеристика личности // Общая психология. М.: Просвещение, 1970. — С. 117−119.
  189. В.А. Личность в психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
  190. А.Ф. Рассказы про старое время на Руси. Курск: ГУИПП «Курск», 1996. — 320 с.
  191. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. -174 с.
  192. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972, — 216 с.
  193. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  194. И.П. Педагогика. М.: Просвещение- Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  195. Положение Министерства Образования Российской Федерации «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации».
  196. А., Атанасова С. Роль интегрального подхода в развитии у младших школьников качеств социальной активности // Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте: в 2-х ч. — М.: Прометей, 1993.-Ч.1.-С.131−135.
  197. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1980. -192 с.
  198. Происхождение духовности / Под ред. П. В. Симонова, П. М. Ершова, Ю. П. Вяземского. -М.: Наука, 1989.-365 с.
  199. Развитие нравственных убеждений школьников / Под ред. М.И. Бо-ришевского. Киев: Радянска школа, 1986. — 181 с.
  200. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. — № 1.1. С. 25−53.
  201. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -С. 328.
  202. Рубинштейн C. JL Основы обшей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  203. СЛ. Основы общей психологии.—М.: Педагогика, 1986. — Т.4. -328 с.
  204. СЛ. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АПН СССР, 1959.- 354с.
  205. СЛ. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  206. Л.И. Нравственное воспитание личности. — М.: Изд-во Моек ун-та, 1981. -184 с.
  207. Сборник программ по Закону Божию для церковноприходских воскресных школ. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. — 142 с.
  208. И.Ф. Нравственное воспитание. -М.: Педагогика, 1977.— 144 с.
  209. Светлячок: Журнал для детей. 1913−1917
  210. В.А. Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1991. 52 с.
  211. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  212. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  213. Е., Быкова М., Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 43- 47.
  214. Л.Д. Основы психологии. Практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.-703 с.
  215. Л.В. Православная школа сегодня, 1996.
  216. А. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. — 341 с.
  217. В.А. Как воспитать настоящего человека.— Минск: Народная асвета, 1978.-288 с.
  218. Творения Григория Чудотворца. —Петроград, 1916. — с. 18—52.
  219. Теоретические основы процесса обучения в советской школе // Под ред. В. В. Краевскош, ИЛ. Лернера.—М.: Педагогика, 1989. —320 с.
  220. Тихон Задонский. Творения. Т.1: 1760−1768. Т. 2:1770−1771.
  221. Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед наук. Воронеж. — 1992. — 46 с.
  222. А.Н. Концепция изменения содержания общего образования // Первое сентября. 1999. — № 88.
  223. Л. Смысл и язык икон // Журнал Московской патриархии. — 1955.-№ 8.-С. 50.
  224. К.Д. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982. с. 255.
  225. К.Д. Родное слово.—М.: Изд-во Лествица, 2000. — с. 496
  226. Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Автореф. дис. .д-ра пси-хол. наук.—Душанбе, 1969. — 48 с.
  227. Д.И. Психология воспитания // Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 257.
  228. Д.И. Психология становления личности. — М.: Изд-во Межд. пед. академии, 1994. —192 с.
  229. Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985.-223 с.
  230. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.
  231. Франк Семен Взращивание добра // Воспитание школьников. — 2001. -№ 7.-с. 67−68.
  232. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  233. Л. Библия источник нравственности.
  234. И.Ф. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. -1991. № 10. — С.23−29.
  235. И.Ф. Методические проблемы теории нравственного воспитания // Советская педагогика. -1979. -№ 4. — С. 7−15.
  236. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1983.-160 с.
  237. И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. — 576 с.
  238. И.Ф. Педагогика: курс лекций. Минск: Изд-во БГУ, 1979. -464 с.
  239. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. -1990. — № 12. С. 28−35- 134.
  240. И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Минск: Изд-во БГУ, 1972.-364с.
  241. Л.М. Использование нетрадиционных форм работы // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 6. — С. 12−17.
  242. В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Дисс.. д-ра. пед. наук. -М&bdquo- 1997.-338 с.
  243. М.Н. Изучаем историю семьи // Преподавание истории в школе, 2001.-№ 3.-С. 47−53.
  244. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  245. В.Э. О некоторых психологических аспектах нравственного формирования личности // Советская педагогика. 1979. —№ 9.—С. 46—53.
  246. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т.- М.: Педагогика, 1962— 1965.
  247. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  248. М.И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Красноярск, 1985. 72 с.
  249. А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Наука, 1968. — 366 с.
  250. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. — С. 65−80.
  251. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? — М.: Просвещение, 1986. 80 с.
  252. Е.Н. Идея смерти в миропонимании русского народа.
  253. И.Н. Технологии развития рефлексивного мышления // Преподавание истории в школе.—2001.—№ 2. С. 50−53.
  254. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1987. — 52с.
  255. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  256. Д.Б. Детская психология. — М.: Просвещение, 1960. — 328 с.
  257. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. № 4. — С. 6−21.
  258. ДБ. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. 416 с.
  259. Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с.
  260. П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека -М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  261. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: Просвещение, 1966.-258 с.
  262. В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. -Тамбов, 1975.-190 с.
  263. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. -160 с.
Заполнить форму текущей работой