Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метафизическая традиция «русской идеи» в отечественной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Византизм как направление поиска содержания «русской идеи» реализуется в контексте осмысления российской социальности как отдельного цивилизационного локала, укорененного на традиционных началах христианской культуры. Отличительные черты византийского культурно-исторического типа: православие и самодержавие, наследуемые от Византии и придающие России самобытность. В силу наличных факторов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. «Русская идея» как социокультурный феномен
    • 1. Византия и славяне
    • 2. Крещение Руси
    • 3. Идиома «Москва — Третий Рим» в контексте геополитической конфронтации Россия — Запад
  • Глава II. Проекты «русской идеи»
    • 1. Почвенный изоляционизм (И.Киреевский)
    • 2. Византизм (К.Леонтьев)
    • 3. Теократизм (В.Соловьев)
    • 4. Евразийство

Метафизическая традиция «русской идеи» в отечественной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Тема «русской идеи» в традиции отечественного философствования — сложная, малоисследованная проблема. Интерес к ней детерминируется поисками национальной идентичности, что обусловливается острыми историческими коллизиями национального самоопределения.

Обращение к «русской идеи» призвано отразить значимые особенности цивилизационного своеобразия России. В русской философии проблема поиска «русской идеи» обострялась в переломные периоды становления российской государственностипонятие «русской идеи» появилось в конце XIX — начале XX в., его интерпретация становится одной из самостоятельных ветвей поиска общественной мысли. Свидетельство тому — работы Вяч. Иванова «О русской идее», В. Розанова «Возле русской идеи», Л. Карсавина «Восток, Запад и русская идея», Н. Бердяева «Русская идея», С. Франка «Религиозно-исторический смысл русской революции», Н. Лосского «Характер русского народа».

Определить содержание «русской идеи» — значит найти те универсальные ценности евразийского проекта, которые отвечают органичным началам национального самостояния. Кризис российской государственности (распад СССР), открытость вопроса места России в мировом пространстве обостряют вопросы национальной самобытности, своеобразия, сочетания уникального и универсального в национальном строительстве. Контекст этих животрепещущих вопросов, осмысление ошибок в проектах нациестроительства позволяет прояснить теоретическую платформу, на основе которой возможна выработка оптимальных начал отечественного устроения.

Степень разработанности проблемы. Автор опирался на исторические модели социального развития, зафиксированные в доктринациях «русской идеи». Использовалось наследие по истории России, разработки, связанные с осмыслением становления российской государственности.

В древнерусской литературе тема «русской идеи» выступает в качестве важнейшего элемента религиозной историографии. Начиная с первых ответов на вопрос «откуда есть пошла русская земля» и далее — через летописи, послания, панегирики, жития, легенды, через теорию «Москва — третий Рим», через споры об исключительности православного царства и самого православия, наконец, через русскую государственность просматриваются намерения оценить исторический путь страны, ее места в мировом пространстве. Актуализация темы свойственна Х1Х-ХХ вв., когда интерпретация русской идеи становится одной из основных задач философских размышлений в связи с прояснением сущности и направленности модернизационных процессов рубежа веков.

Автор обращается к ряду модельных версий «русской идеи»: «Москва — третий Рим», «почвенный изоляционизм», «византизм», «теократическая государственность», «евразийство». При этом опирается на идеи: славянофильства о самобытности традиционных начал исторического развития страны (С., К. Аксаковы, И. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, почвенничества Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, Ф.М.Тютчев) — «византизма» (К.Леонтьев) — теократического пути эволюции властного механизма (В.Соловьев) — западничества (А.Герцен, П. Чаадаев, Н. Чернышевский), марксизма — В. Ленин, Ю. Мартов, Г. Плеханов,) — евразийства и неоевразийства (Г.Вернадский, Л. Гумилев, П. Савицкий, П. Сувчинский, Н. Трубецкой, А. Дугин, В. Ильин).

В работе использовались материалы сборников «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), «Смена вех» (1921), «Проблемы русского религиозного сознания» (1924), «Россия и латинство» (1923), «Исход к Востоку» (1921), «На путях» (1922), «Евразийство» (1926), официальная программа «Евразийство. Декларации, формулировки, тезисы» (1932).

Для прояснения сущности «русской идеи» автор использовал исследования А. Ахиезера, М. Делягина, В. Ильина, С. Кара-Мурзы, А. Панарина, В.Сербиненко.

Структурные, генетические, функциональные измерения теории и практики социального обновления тщательно и небезуспешно обсуждаются специалистами, представителями фундаментальной науки, политиками, управленцами. Различные аспекты вопроса освещались А. П. Бутенко, К. С. Гаджиевым, В. И. Кузищиным, А. Яновым и др. Значительный интерес представляют труды М. Вебера, Р. Арона, З. Бжезинского, В. Ильина и др. Вопрос влияния идеалов на жизненный выбор человека, динамику ориентиров общества привлекал внимание Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Уайтхеда, О. Шпенглера, Ф. Ницше, М. Шелера, М. Хайдеггера, В. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Важный вклад в исследование проблемы внесли Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, представители отечественной традиции Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет.

Однако, несмотря на широкий спектр литературы, остаются неисследованными вопросы оценки содержания моделей «русской идеи» в связи с конкретными историческими обстоятельствами, их целокупная аналитика применительно к эволюции российской государственности.

Теоретическая и методологическая база исследования. Основу исследования составили принципы системного анализа, единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, политологической, социологической мысли, использовал труды зарубежных ученых.

Объект исследования — концепции социального развития России.

Предмет исследования — национальная самобытность державного развития.

Цель исследования — оценка «русской идеи» в контексте эволюции моделей социального развития страны в отечественной философии.

Задачи исследования:

— выявить отличительные черты русской идеи как социокультурного феномена в идеологии «Москва — третий Рим»;

— проанализировать особенности почвенного изоляционизма;

— охарактеризовать византизм как тематизацию национальной самобытности;

— оценить платформу теократизма;

— определить концептуальные составляющие евразийства и неоевразийства.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

— Выявлены отличительные черты русской идеи как социокультурного феномена в идеологии «Москва — третий Рим». Содержательные начала модели «Москва — третий Рим» формировались под влиянием христианства. Развитие отечественной государственности связано с переносом на российскую почву византийских начал цезарепапизма. Согласно идеям «Москва — третий Рим» социальная система реализует ценности имперскости, органичного сочетания власти и христианства: вера обеспечивает власть необходимой для скрепления нации идеологией, государство утверждает и оказывает содействие функционированию христианских институтов. Подобный синтез государственности и религиозности отражал необходимые ценностные составляющие национальной идеи, свойственные социальной действительности того времени: православие, государственность, мессианизм.

— Модель почвенного изоляционизма отвечает традиционным приоритетам общественной жизни, обособляя самобытные начала отечественного социального воспроизводства. Почвенный изоляционизм отвергал возможность развития российского социума по западному пути, успешность эволюции — в следовании традиционным ценностным основам жизни. Их институциальное воплощение — община, соборность, православие, народность, имперскость. В модели органичность взаимодействия лица и целого, личности и государства оценивалась на христианско-этической основе, вне контекста мировых завоеваний правовой и либеральной мысли.

— Византизм как направление поиска содержания «русской идеи» реализуется в контексте осмысления российской социальности как отдельного цивилизационного локала, укорененного на традиционных началах христианской культуры. Отличительные черты византийского культурно-исторического типа: православие и самодержавие, наследуемые от Византии и придающие России самобытность. В силу наличных факторов социального воспроизводства духовная и этическая Россия возвышается над «бездуховным» Западомхристианство, самодержавная государственность позволяют России выполнять исконное цивилизационное призвание, реализовывать спасительную планетарную миссию.

— «Русская идея» в трактовке теократизма сводится к идеалу общества, выстроенного на христианских (этических) идеалах общности. Задача теократии состоит в утверждении людьми важнейших православных ценностей (соборности, общинности, любви, свободы и пр.), что способствует достижению идеала теократии — «всеобщего священства». Народ и власть объединены религиозными приоритетами жизни. Теократизм воплощает идеал универсального единства человеческой цивилизации на базе православия, где часть и целое — консолидированы началами соборности, коммунитарности. Единство церкви и государства, общественной и церковной идеологии, права и нравственности, народа и власти выступают основными ценностями социального развития в теократической версии «русской идеи».

— Евразийский проект учитывает становление российского цивилизационного космоса в глобальном контексте на основе отличительных черт геополитического, геоклиматического, державного порядка. Особенности евразийской социальности как самобытной цивилизации выражаются в централизме, полиэтничности, поликонфессиональности. Евразийский проект «русской идеи» вполне реалистично намечает перспективы социального обустройства России на базе универсальных ценностей модернизации (человек, право, закон, свобода, державность).

Теоретическая значимость работы. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса национального самосознания, его роли в оптимизации социального устроения.

Практическая значимость работы. Данные диссертации могут быть использованы в практической политике — на федеральном, региональном, местном уровнях, в высшей школе — при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии, в социальном строительстве при проведении государственной национальной политики.

Апробация работы. Обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общегуманитарных наук Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института. По теме диссертации опубликованы 5 работ общим объемом 2,5 п.л. Основные положения диссертации представлены на Ломоносовских чтениях МГУ (2005 г.).

Структура диссертации определяется целями, задачами, принятым способом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

.

В рамках историко-философской традиции не раз возникали потребности концептуализации русской идеи. Как правило, рефлексия русской идеи, в рамках которой осознаются важнейшие детерминанты социального воспроизводства, связана с переломными моментами русской истории.

В диссертации анализируются такие характерные для истории модели, как «Москва — третий Рим», почвенничество, византизм, теократизм, евразийство и неоевразийство. Данные версии русской идеи возникали в конкретные переломные периоды истории, когда требовалось осмысление ценностных приоритетов общественного развития. Все прочтения русской идеи предполагали поиск самобытного уникального пути развития страны в контексте мировой цивилизации, в них обозначались своеобразные представления о русской самобытности, особой миссии в истории.

В диссертации анализируется содержание соответствующих моделей. Автором как наиболее оптимальная разделяется позиция евразийства и неоевразийства в интерпретации содержания русской идеи. Суть рассматриваемой модели сводится к выделению характерных начал социотворчества, которые применимы для реалистичной оценки истории, выделения характерных ценностных начал социальной жизни.

Особенности институализации державного пространства России — в имперостроении. Традиционно поддержание целостности империи в России осуществлялось «сверху»: исторически именно крепкая государственная власть делала возможным разрешение проблем странового развития. Империя обеспечивала территориальную целостность, экономическую независимость, соблюдение национальных интересов, инфраструктуры, поддержку крестьян, патронирование малоимущих, сплачивала регионы.

Российская империя выступает органичным продуктом исторического развития, представляющим властно консолидированный, державно продвинутый социум. Ему свойственны особые формы институциального устройства — военно-бюрократическая машина, неразвитый уровень правовых и демократических ценностей.

Современная ситуация заставляет формулировать и разрешать вопрос о цивилизационных перспективах России. Наметим определенные линии в разрешении данного сложного в силу своей острой актуальности вопроса.

В современной социальной теории отстаиваются здравые позиции восстановления Россией статуса империи. При этом важно прояснить смысл, вкладываемый в наше утверждение.

Бердяев писал: «Гибнет Российская империя. И так же погибнут все империи, которые будут созданы"105. В истории находим подтверждение мысли. Разрушились империи древности. Начало XIX в. — свидетельство крушений Австро-Венгерской, Оттоманской империй, середина того же века — распад Британской, Французской, Нидерландской империй.

Слабые стороны имперостроительства — полиэтнизм и кратократизм. Свидетельства первого — распад СССР. В то же время существует и успешный опыт державных общностей, воплощающих плодотворную кооперацию разных этнических, расовых, культурных, конфессиональных групп. Пример — США, Франция, Нидерланды. Нет никакой фатальной неотвратимости их саморазрушения.

Необходимо соблюдение начал демократизации, соблюдение прав человека, гражданина, народа, пресечение на уровне законодательства проявлений насилия.

Проведение интересов этнических групп, воплощение принципов демократии могут привести и к ослаблению империиначинают проявляться национализм, сепаратизм. Устойчивость империи — в равновесии власти и гражданина, в согласовании силы и народа.

105 Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947. С. 181.

Есть две возможности осуществления равновесия. Или распад империи с целью соблюдения интересов нации (пример — Великобритания, Франция, Турция) — или укрепление империи, использование ресурса империи для соблюдения интересов нации (опыт США).

Первый вариант — не путь России. Сепаратизм подтачивает страновое могущество. Дальнейшие центробежные тенденции, усиливаемые внешней агрессией (экспорт геополитического сепаратизма под эгидой ваххабизма), невозможны.

Путь России — выражение интересов нации через сильную государственность. Целостность России — фактор державного могущества, и исторически он поддерживался именно империей. Отрицательно в традиции то, что проблема выживания, целостности государства решалась через подчинение цели всех человеческих интересов. Содержание «русской идеи» в ее современном прочтении — гармонизация нерешенной в истории проблемы взаимодействия традиции и модернизации. Проблема состоит в том, как сделать Россию цивилизационно эффективной, гармонизировать взаимодействия человека и власти, народа и государства в рамках нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Идеология национал-большевизма. Париж: YMCA-press, 1980.-321с.
  2. В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. — 462с.
  3. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 635с.
  4. A.C. Россия: критика исторического опыта. М.: Фил ос. о-во СССР, 1991. — 1. -318с. -2. -378с. -3. -470с.
  5. A.C. Россия расколотое общество // Рубежи. 1995. № 5.
  6. A.C., Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции перспективы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. — 382с.
  7. М. Полное собрание сочинений. Т.2. Спб.: Балашовь, 1907. -266с.
  8. Е. Исторические основы царской власти на Руси в народных песнях и преданиях. Летописный лицевой изборник Дома Романовых. М, 1913. С.84
  9. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220с.
  10. Ю.Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре.
  11. М.: Наука, 1990. П. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173с. 12. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. — М.:
  12. Прогресс, 1994. 760 с. 1 З. Бердяев H.A. Константин Леонтьев. Очерки из истории русской религиозной мысли. — Paris: YMCA-press, 1926. — 268с.
  13. Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск. 4.2. С.46
  14. H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Париж: YMCA, 1947. -219с.
  15. П. Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. -Париж. 1995.-349 с.
  16. Ю. О социальном прогрессе в меняющемся мире // Коммунист. 1990. № 11. -С.23−34.
  17. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.З. -М.: Прогресс, 1992.-679с.
  18. Д. М. Булев (Бюлев) Николай // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С.101−103.
  19. С.Н. Расизм и христианство // Тайна Израиля. Спб.: София, 1993.
  20. В.Г. Труды. Л., 1931. Т.4. 331с.
  21. Л.С. История Востока. Т. 1. -М.: Наука, 1993. 782 с. 23.Век XX и мир. 1989. № 6.
  22. Г. В. Начертание русской истории. 4.1. Прага, Евразийское кн-во, 1927.-263с.
  23. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. — 461с.
  24. А. На руинах позитивной эстетики. // Новый мир. 1988. — № 9. -С. 43−51.
  25. Г. Собр. соч. в 10-ти т. Т.6. К истории религии и философии в Германии. М.: Гослитиздат, 1958. — 469с.
  26. А.И. Эстетика, критика, проблемы культуры. М.: Искусство, 1987.-602с.
  27. Г. А. Динамические закономерности развития системы городских и сельских поселений. // Вопросы географии. 1974. — С.96 — 100.
  28. Е.Е. История русской церкви. Т. 1. М.: Крутиц. Патриаршее Подворье: О-во любителей церков. истории, 1997. 968с.
  29. . Поиск русской национальной идентичности // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Наука, 1993. С.30−53
  30. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУН веков. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 285с.
  31. А.Н. От Руси к России. М. Сварог и К. 2000
  32. Г. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева // Россия и Германия: (Опыт философского диалога). М.: Наука, 1993. С.339−345
  33. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 573с.
  34. Н. Теократический элемент в государственных воззрениях Московской Руси сравнительно с воззрениями древних евреев. СПб., 1906 С.47
  35. Ф.М. Полн.Собр.Соч. в 30 т. Т.26. Л., 1984.
  36. А. Абсолютная Родина. М.: Арктогея-центр, 1999. — 750с.
  37. А. Гиперборейская Теория. М.: Ист.-релипо ассоц. «Арктогея», 1993.- 113с.
  38. А. Русская вещь. М.: Арктогея-центр, 2001. — Т. 1. — 619с. Т.2. -619с.
  39. Дугин А. Эволюция парадигмальных оснований науки. М.: Арктогея-центр, 2002.-412с.
  40. М.А. Власть московских государей. М., 1889. 224с.
  41. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1992.- 342 с. 44.3еньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 века. -Мюнхен: Fink. 1970. 528с.
  42. Из глубины. М.: Проспект, 1988. — 296с.
  43. Из истории Византии в XII в. Т. 2. СПб., 1890. С. 260
  44. Известия ЦК КПСС. 1990, № 4.48.Известия, 1992,31 июля
  45. A.C. Пять лет в советской России. // Жизнь в ленинской России, 1991.
  46. Илларион. Слово о законе и благодати. -М.: Столица, 1994. 143с.
  47. В.В., Политология, М.: Кн. Дом «Ун-т», 1999. — 538с.
  48. В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. — 398с.
  49. В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. — 229с.
  50. И.А. Наши задачи. М.: МП: «Рарог», 1992. — 271с.
  51. История Ватикана. Власть и Римская курия. М.: Монолит, 2002. — 206с.
  52. История Византии. В 3-х т. М.: Наука, 1967. Т.1. — 523с. — Т.2. — 471с. -Т.З. — 507с.
  53. История византийского права. Ярославль, 1876.
  54. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. -М.: Наука, 1986.-346с.
  55. История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв. М.: Наука, 1989.-446с.
  56. История России. XX век. М.: Просвещение, 1996. — 365с.
  57. К.Д. Собр.соч. в 4 т. Т.2. Спб: тип. Стасюлевича, 1898. — 302с.
  58. К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. — 653с.
  59. Н.М. Записка о древней и новой России. М.: Наука, 1991. -125с.
  60. И.В. Полн.Собр.Соч. Т.2. М.: Кошелев, 1861, — 343с.
  61. И.В. Полн. собр. соч. М.: Путь, 1911.- Т. 1.- 289с.
  62. И. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианства. М., 1914. С. 17
  63. В.О. Собр. соч. в 9-ти Т. T.l. М.: Мысль, 1987. —431с.
  64. В.О. Соч. М., 1989. ТТ. 2,3,4,5,9.
  65. В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. — 622с.
  66. В.О. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1983. -416с.
  67. Каганович JIM. От XVI к XVII съезду партии. Л.: Ленпартиздат, 1934. -48с.
  68. Д.И. Пути России. Париж: YMCA-press, 1969. — 269с.
  69. Н.М. Лекции по общей теории права. Спб.: Мартынов, 1894.354с.
  70. М.А. Жизнь графа Сперанского. Спб.: Имп. Публич. б-ка, 1861. Т.2. -388с.
  71. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 4.1. М.: Госполитиздат, 1962. — 832с.
  72. Куда идет Россия. Вып.Н. М., 1995.
  73. А.И. Собр.соч. в 5-ти тт. Т.2. М.: Прогресс, 1982. — 644 с.
  74. Ф.А. Отношение между церковью и гражданской властью в Византийской империи. Казань: Унив. тип., 1880. 120с.
  75. Лавров П. Л, Избр. произв, в 2-х T. Т.2. М.: Мысль, 1965. — 344 с
  76. М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — 554с.
  77. В.И. Полн. Собр.соч. М.: Прогресс, Т.41. — 663с.
  78. К.И. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996, -798с.
  79. К.Н. Записки отшельника. М.: Рус. кн., 1992. — 538с.
  80. К.Н. Избранное. М.: Рарог, 1993. — 397с.
  81. К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. М.: Молодая гвардия, 1992. — 318с.
  82. Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367с.
  83. В. Паламитский синтез. Богословские труды, 1972, № 8.
  84. Е.М. Морейский деспот и Флорентийская уния // Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М, 1991. С.113
  85. Х.М. О чине венчания русских царей // ЖМНП. 1887. — С.312−319.
  86. В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.-105с.
  87. Т. Собр.соч. в 10-ти т. Т. 10. М.: Гослитиздат, 1961. — 697с
  88. Материалы международной научной конференции // Вестник Московского университета. Серия 12, 1993. № 5.
  89. И.Ф. Византия и Московская Русь. Париж: YMCA-press, 1990−442с.
  90. JI.B. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Росспэн, 1998. — 572с.
  91. А.Н. История Российской церкви. М.: Паломник, 2002. — 511с.
  92. В.К. Юстиниан и партии цирка в Византии. Харьков: Унив. тип., 1869.- 166с.
  93. И.Т. Соборная грамота духовенства восточной церкви, утверждающей сан царя за Иоанном IV. М.: Синодальная тип., 1850. 50с.101. О Граде Божьем. XIX, 17
  94. Ю. Актуальные размышления // Рубежи, 1995, № 4103. Освобождение. 1903. № 11
  95. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. -М.: Наука, 1984. -301с.
  96. Отечественная история. 1992, № 4.
  97. A.C. Политология. М.:Проспект, 2000. — 438с.
  98. П.Н. Аграрная революция в России // Историко-экономические исследования. Кн. 1, М., 1961
  99. С.Ф. Лекции по русской истории. М.: Русская школа, 1993. -735с.
  100. Г. В. Полн. Собр. статей и речей 1917−1918 годы. Париж. 1992.
  101. Г. Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск: паров, тип. -лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1907.
  102. Политическая история отечества 1861−1910. М.: Изд-во МГУ, 1991. -155с.
  103. Ю. «Гений блага» русской политики // Рубежи, 1995, № 3.
  104. Ю. Фурсов А. Русская система. // Рубежи. 1995. № 5.
  105. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1991. -№ 6. С.46−52.
  106. Проблемы исторической демографии СССР. Таллин, 1997.- 208с.117. Рассвет. № 263. И. IV. 25.
  107. Реформирование России: мифы и реальность. М.: Academia, 1994. -384с.
  108. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М.: РНИСИНП, 1998.-271с.
  109. Россия: проблемы цивилизационного выбора и государственность.
  110. Российский цивилизационный космос. М., 1999.122. Рубежи. 1996. № 8.
  111. В.Т. Экономическое развитие России. XIX—XX вв. Спб.: Наука, 1998. — 796с.124. П.С.Р.Л. Т.9. СПб., С.222
  112. К.П. Письма к Александру III // Великая ложь нашего времени. М.: Рус. кн., 1993. С.339−623.
  113. Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. — 509с.
  114. В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. -604с.
  115. Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб., 1867. С.199
  116. Роль религии в формировании южнославянских наций. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-261с.
  117. Русские юридические древности. 1896. Т. II. С. 608.
  118. Русская Историческая Библиотека Т. XXXI. М., 1887, прил. С. 194, 196
  119. В. Московские цари и византийские василевсы. -СПб., 1901, -400с.
  120. П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. — 461с.
  121. П. Географические и геополитические основы евразийства. М., 1934.
  122. П.Н. Геополитические и географические основы евразийства // Основы евразийства. М., 2002. С.298−299
  123. . Сутра о власти и собственности. // Рубежи, 1995, № 2
  124. В. О характере и значении Эпанагоги // Византийский Временник. Т.1. 1894. С. 29
  125. В. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV-пер. пол. XVI вв. М., 1902. С.110−153
  126. С.М. История России с древнейших времен. Кн.4. М.: Мысль, 1989.-751с.
  127. В. С. Соч. в 2-х Т. T.l. -М.: Мысль, 1988. — 892с.
  128. B.C. Соч. в 2-х Т. Т. 2. — М.: Наука, 1989. — 345с.
  129. В. С. Чтения о Богочеловечестве // Собрание сочинений. М.: Правда, 1989. Т.З. -735с.
  130. В. С. Оправдание Добра. М.: Республика, 1996. — 478с.
  131. Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. — 430с.
  132. В. С. О христианском государстве и обществе//Православное обозрение. 1884. № 4. С. 751
  133. B.C. Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1990. Т.2. — 822с.
  134. М.М. Проекты и записки. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.-244с.
  135. И.И. Повесть о Царьграде. СПб., 1855.
  136. И.В. Вопросы ленинизма. М.: Партиздат, 1934. — 655с.
  137. Степун. Ф Немецкий романтизм и философия истории славянофилов // Грани. Frankfurt (Main). 1959. № 42. С.176−182
  138. П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и государственном совете. 1906−1911. М.: Молодая гвардия, 1991. — 410с.
  139. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. -М.:Политиздат, 1939.-300с.
  140. Н.Я., Иванов В. В. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1907. 259с.
  141. О. Власть, раса, культура / Новая технологическая волна на Западе. -М.: Мысль, 1984. 183 с.
  142. Л.Д. Преданная революция. М.: НИИ культуры, 1991. — 254с.
  143. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М.: АГРАФ, 1998. — 554с.
  144. Г. Л. Российский потенциал свободы. // Вопросы философии. 1997.-№ 3.-С. 16−30.
  145. Тэн И. Социализм как правительство. Спб., 1884.
  146. Ф.И. История Византийской империи, М.: Мысль, 1999. -827с.
  147. .А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. -М.: Яз. рус. культуры, 2000. 140с.
  148. Н.В. На новом этапе. Шанхай, 1930.
  149. Н.В. О национальной проблеме у первых славянофилов. М., 1916
  150. Н.В. Политическая доктрина славянофильства. Харбин, 1925.-74с.
  151. Н.В. Проблема прогресса. Москва, 1998 — 50с.
  152. Г. П. Судьба и грехи России. М., 1992. Т.2.
  153. Г. П. Новый град. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1952. — 377с.
  154. Г. П. Судьба и грехи России. Сиб., 1991. Т. 1 -2.
  155. Философия образования. М.: Фонд Новое тысячелетие, 1996. 287с.
  156. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 134−148.
  157. Хара-Даван Э. Русь Монгольская. М.: Аграф, 2002. 302с
  158. P.JI. Византия и Русь: государственно-правовые отношения. Тольятти: ИИП «Акцент», 1995. — 55с.
  159. A.C. Полное собрание сочинений. Прага: Тип. Скрейшевского. 1867. Т.2. — 476с.
  160. Н.И. Славянофильство. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 269с.
  161. П.Я. Полн. Собр. соч. в 2-х т. Т.2., М.: Мысль, 1991. — 537с
  162. П.Я. Соч. М.: Наука, 1989. — 621с.
  163. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Прогресс, 1996. — 311 с.
  164. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М.: Наука, 1994.-171с.
  165. И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь). -М.: Наука, 1991. 173с.
  166. В. И. Пурынычева Г. М. История русской философии. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. 264с.
  167. О. Закат Европы. Т.1. -М.: Френкель, 1923. 467с.
  168. Г. Г. Очерки развития русской философии. М.: Мысль, 1990, -453с.
  169. В.Г. Государственный Совет в России. Ярославль: Фальк, 1892.-1065с.
  170. Экономические и социальные перемены: мониторинг отечественного мнения. М., 1994,.
  171. И. Гр. Противостояние как форма диалога // Рубежи. 1995. -№ 6 -С. 12−34.
  172. И.Г. Власть в русской традиционной культуре- опыт культурологического анализа // Рубежи. 1996. — № 8 — С.35−46.
  173. С.Т. Сказание о Царьграде. Казань, 1887
  174. A.JI. Россия против России, Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999.-368c.
  175. Dumasedie J. Sociologic impirigue du Loisin. P., 1974. 223c.
  176. Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864. Leiden: Brill, 1972. 552c.
  177. Lieven D. Russia’s rulers under the old regime. New Haven, London: Yale univ. press, 1989, 407c.
  178. Pipes R. Russia under the old regime. Harmondsworth: Penguin books, 1977. 360c.
  179. Poniatowski M. Le socialisme a la fransais. P., 1985. 241c.
  180. Rieber A.J. The Politics of Autocracy. P., 1966
  181. Spengler O. The Decline of the West. N.Y.: Random house, 1962 414c.
  182. Toynbee A. Civilization on Trial and the World and the West. N.Y., 1963. -321P.
  183. Field D. The end of Seldom. Cambr., 1976.
Заполнить форму текущей работой