Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы государственной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предвыборная агитация проводится на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, а также в иных формах. Эфирное время, печатная площадь и услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях предоставляются политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки… Читать ещё >

Органы государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при этом каждая ветвь власти является самостоятельной.

В Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции РФ).

Главой Российского государства согласно Конституции РФ является Президент РФ. До принятия Конституции 1993 г. Президент являлся главой исполнительной власти. Впервые институт президентской власти возник в СССР в 1990 г., а в России он был введен по итогам референдума от 17 марта 1991 г. Первые выборы Президента, на которых победил Б. II. Ельцин, состоялись в России 12 июня 1991 г.

До 31 декабря 2008 г., когда были внесены поправки в Конституцию РФ, Президент России избирался на четыре года; после внесения изменений этот срок увеличился до шести лет. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может находиться на посту Президента РФ более двух сроков подряд. Выборы главы государства осуществляются всеми гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент РФ обладает широким кругом полномочий, а именно: правом законодательной инициативы, правом отлагательного вето в отношении принимаемых Государственной Думой федеральных законов (вето Президента может быть преодолено в случае, если при повторном голосовании по данному закону будет собрано 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), правом издавать указы, обязательные на всей территории страны, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, в которых Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Согласно Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по его предложению — заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, а также имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимать решение об отставке последнего.

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в этом качестве формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны, имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Президент РФ имеет право назначать и отзывать дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае если согласованное решение достигнуто не будет, Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, т. е. не может быть привлечен ни к одному из видов юридической ответственности, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его смерти, отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации этого основания — условий и процедуры определения стойкой неспособности — ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержит) или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Для выполнения столь широких полномочий существует значительный аппарат — Администрация Президента, выполняющая задачи, связанные с реализацией его полномочий как главы государства.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является по Конституции РФ Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации — палата Федерального Собрания, призванная отражать интересы субъектов РФ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 82 субъектов Федерации (количество субъектов РФ уменьшилось с 89 до 82 в связи с объединительными процессами, происходящими в некоторых субъектах в период с 1993 г. до настоящего времени): один — от исполнительной власти, второй — от законодательной.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Генерального прокурора, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации.

Другую группу полномочий Совета Федерации составляют законодательные полномочия. Проявляются они в следующем: в течение 14 дней палата может рассмотреть и одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой. Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральный закон также считается одобренным Советом Федерации, если он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации. Однако в ст. 106 Конституции РФ приводится перечень законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, валютного, финансового, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к сто ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума — нижняя палата парламента, которая состоит из 450 депутатов. До 2007 г. депутаты в Государственную Думу избирались с помощью смешанной избирательной системы, т. е. 225 депутатов избиралось по мажоритарной системе (по одномандатным округам), 225 депутатов — по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2007 г. все депутаты в Государственную Думу, а также в представительные органы власти субъектов Федерации избираются только по пропорциональной избирательной системе. При этом с 5 до 7% был поднят заградительный барьер для получения мест в Государственной Думе, т. е. в нижней палате парламента могли заседать представители только тех партий, которые набрали 7% и более голосов на выборах в Государственную Думу. Позже, по инициативе Президента РФ, в Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым до распределения депутатских мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Число передаваемых депутатских мандатов определяется следующим образом: федеральному списку кандидатов, получившему менее 6%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат, а списку кандидатов, получившему менее 7%, но не менее 6% голосов избирателей — два депутатских мандата.

1 марта 2013 г. Президент РФ В. Путин внес в Государственную Думу проект Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», определяющего новый порядок ее формирования. Законопроектом предусматривается, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат — один округ), другая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей. Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число одномандатных избирательных округов. В субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.

На выборах депутатов Государственной Думы кандидаты выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, наряду с членами политической партии, беспартийных граждан, число которых в федеральном списке кандидатов не может превышать 50% от общего числа кандидатов, включенных в список. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами иных политических партий, а также кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов. В него могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам. Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части (при отсутствии общефедеральной части — в федеральном списке кандидатов) должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов РФ, субъекту РФ или части его территории, включающей в себя территорию одного или более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию РФ.

Регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей. Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 0,5% подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тыс. избирателей — не менее 500 подписей.

Предвыборная агитация проводится на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, а также в иных формах. Эфирное время, печатная площадь и услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях предоставляются политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам. Политическим партиям, выдвинувшим кандидатов только по одномандатным избирательным округам, эфирное время, печатная площадь и указанные услуги для проведения предвыборной агитации не предоставляются. Эфирное время и печатная площадь предоставляются как бесплатно, так и за плату. Бесплатное эфирное время отводится для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения предвыборных агитационных материалов. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии влечет за собой уменьшение доли эфирного времени, причитающегося политической партии, кандидату (в настоящее время эта доля эфирного времени может использоваться для размещения предвыборных агитационных материалов).

Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, и кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды. Избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями указанных политических партий при условии, что в федеральных списках кандидатов имеются региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ (в том числе в составе группы субъектов РФ) или части территории субъекта РФ, в котором действует соответствующее региональное отделение. Создание избирательных фондов политическими партиями, выдвинувшими кандидатов только по одномандатным избирательным округам, а также кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, не предусматривается.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 млн руб., а из средств избирательного фонда кандидата — 15 млн руб. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 млн руб. — в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ.

В целях повышения гласности и открытости выборов в помещениях для голосования могут устанавливаться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, что позволит вести непрерывную трансляцию в сети Интернет хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории РФ.

Для голосования на выборах депутатов Государственной Думы изготавливаются два вида избирательных бюллетеней: один — для голосования по федеральному избирательному округу, другой — для голосования по одномандатным избирательным округам. В случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному избирательному округу — более 30 кандидатов избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей.

В законопроекте подробно изложены вопросы, касающиеся принципов проведения выборов депутатов Государственной Думы, полномочий избирательных комиссий, выдвижения и регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов, аннулирования и отмены их регистрации, предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования и подсчета голосов избирателей, обжалования действий и решений избирательных комиссий. В соответствующих положениях учтены последние новации избирательного законодательства[1].

Срок полномочий депутатов Государственной Думы с 31 декабря 2008 г. — пять лет, до этого он составлял четыре года. Депутаты работают на профессиональной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью.

К ведению Государственной Думы относятся: совместное с Президентом РФ назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур Председателя Правительства РФ, после повторного выражения Государственной Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству РФ и после отказа в доверии Правительству РФ, вопрос о котором был поставлен перед Думой Председателем Правительства РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Однако возможности Президента РФ распускать Государственную Думу существенно ограничиваются в ст. 109 Конституции РФ. Так, Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

В формировании Правительства РФ ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с учетом предложений назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после утверждения данной структуры — конкретные кандидатуры на должности членов Правительства РФ. При этом в формировании персонального состава Правительства РФ Президент РФ каким-либо сроком не связан.

Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: по личному заявлению об отставке, в случае выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по усмотрению главы государства). Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев.

Правительство РФ осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества — в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сферах науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений и др.

Смешанный порядок формирования Правительства РФ (участие Государственной Думы в процедуре назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ) подразумевает двойную его ответственность. Правительство РФ в первую очередь ответственно перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, глава государства в любое время может отправить Правительство РФ в отставку. (Определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ; при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено.) Однако и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который может привести к отставке последнего. В любом случае окончательное решение об отставке Правительства РФ принимает Президент РФ, который может и не согласиться с выраженным Думой недоверием; более того, повторное выражение вотума недоверия в течение трех месяцев может привести к роспуску Государственной Думы. Персональный состав Правительства РФ формируется без участия Государственной Думы, поэтому ответственность отдельных членов Правительства РФ перед парламентом не предусмотрена.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство (орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности), федеральная служба (орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности) и федеральное агентство (орган, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности.

Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных федеральных служб и федеральных агентств (например, директор Федеральной службы безопасности России), так и должностные лица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими ведомствами (полномочный представитель Российской Федерации при Европейском Союзе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, руководитель Аппарата Правительства РФ и др.).

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Наряду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти административная реформа предполагает последовательное освобождение этих органов от излишних и дублирующих функций посредством передачи последних негосударственным структурам.

Па основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Согласно поправкам к Конституции РФ, принятым 31 декабря 2008 г., Правительство России обязано ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной Думой.

Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» .

Кандидата на должность Уполномоченного по правам человека могут выдвигать Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Уполномоченный по правам человека назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занимать лицо, которое является гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеет познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Срок полномочий составляет пять лет, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

При осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо органам и должностным лицам. Он не может быть членом никакой политической партии, а также занимать иных постов на государственной службе, заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.

К сожалению, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные или иные органы и должностных лиц, а также не может принимать никаких правовых актов. Государственная Дума может прекратить его полномочия вследствие неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности.

В компетенцию Уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В пределах своей компетенции он может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Такая возможность допускается в случае наличия информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение, или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

По итогам календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад с отчетом о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти.

В соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут создаваться должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации, причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению федеральным Уполномоченным по правам человека.

Так же, как и две другие власти — законодательная и исполнительная, — самостоятельной и независимой является судебная власть.

Как записано в ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого следует, что в России нет и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудие не отправляют. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с Конституцией РФ создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Поскольку Россия является федеративным государством, устанавливается двухуровневая судебная система.

  • 1. Федеральные суды, к которым относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  • 2. Суды субъектов РФ, включающие конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.

В середине 90-х гг. прошлого века в России начала проводиться судебная реформа, направленная на построение правового государства. Ее основными направлениями являлись: окончательное формирование законодательной базы судебной власти, кадровое укомплектование судов всех уровней, укрепление материальной базы судебной власти, создание системы безотказного исполнения судебных решений, развитие практики прямого применения Конституции РФ, в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.

В ходе этой реформы в стране были восстановлены многие принципы судоустройства и судопроизводства, впервые провозглашенные в ходе судебной реформы 1864 г. Среди основных принципов судоустройства и судопроизводства можно выделить следующие: судьи независимы и подчиняются только закону, судьи несменяемы, неприкосновенны, судебное разбирательство является открытым.

В декабре 1998 г. в России была вновь восстановлена система мировых судов, упраздненных в ходе Октябрьской революции 1917 г. Мировые суды являются низшим звеном судебной системы, рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами и действуют в составе одного судьи.

Еще одной новеллой, взятой из Судебных уставов 1864 г., является реанимирование суда присяжных. В августе 2004 г. в России была восстановлена практика рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. Согласно ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № ИЗ-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие па учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом случайной выборки или жеребьевки. Всего должно быть отобрано 12 присяжных заседателей и два запасных. Роль заседателей состоит в определении виновности или невиновности подсудимого. Только после этого суд принимает решение.

Судебная власть в России как одна из опор государства представляет собой согласно Конституции РФ соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных судов отдельных республик в составе Российской Федерации; Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного Суда и системы общих судов.

Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком; предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, '/. членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов Федерации;
  • — договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
  • — не вступивших в силу международных договоров России.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом; по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ, даст толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Этот орган возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды; военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе:

  • 1) Пленум Верховного Суда РФ;
  • 2) Президиум Верховного Суда РФ;
  • 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ;
  • 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;
  • 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • 7) Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система судов общей юрисдикции и порядок их деятельности закреплены в Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» .

Арбитражные суды призваны разрешать экономические споры между организациями, предпринимателями, а также споры в сфере управления.

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей и судей. Решением важнейших вопросов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации занимается Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции:

  • — дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
  • — дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • — экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

В компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ входит также рассмотрение дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ анализирует применение арбитражными судами законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляет ряд других полномочий.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов регулируются Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» .

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

В субъектах РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действуют конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ дают толкование конституции (устава) соответствующего субъекта РФ; разрешают дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, но жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; о соответствии Конституции (уставу) субъекта РФ договоров; о соответствии Конституции (устава) нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ, действий и решений глав соответствующих субъектов РФ и т. д.

Конституционно-правовой статус судей определяется Конституцией РФ и Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации». Основополагающими принципами статуса судьи являются: независимость, несменяемость и неприкосновенность.

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При осуществлении своих функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Еще одним органом, стоящим на страже правопорядка, является полиция, заменившая с 1 марта 2011 г. милицию. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» основными направлениями деятельности полиции являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

В Федеральном законе «О полиции» закреплены следующие принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Важным институтом правовой системы РФ является адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов, которые оказывают юридическую помощь физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Как институт гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным нормативным правовым актом, закрепляющим основы правового статуса адвокатуры, является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» .

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам; он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, может оказываться бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» .

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Близок к адвокатуре предусмотренный в российском законодательстве институт медиации (посредничества). В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений был разработан и принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступивший в силу 1 января 2011 г. и регулирующий отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Медиация существует во взаимной связи с судебной деятельностью, но не подменяет ее.

Нотариат в Российской Федерации, согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462−1, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации па территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной.

Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее, чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ законодательная власть осуществляется выборными представительными органами (законодательными собраниями, думами, верховными советами и т. п.), а исполнительная власть — высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации и иными органами государственной власти субъекта РФ, образуемыми в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и конституцией (уставом) субъекта РФ по представлению Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» кандидатуру главы региона утверждает законодательной орган государственной власти субъекта Федерации по представлению Президента РФ. Президент РФ вносит свои предложения по кандидатуре нового главы исполнительной власти региона в законодательное собрание, которое должно в течение 10 дней со дня внесения представления рассмотреть указанную кандидатуру. Если законодательное собрание региона отклоняет ее, Президент PФ в течение недели с этого момента имеет право повторно внести свое предложение. В законе также присутствует пункт о проведении Президентом РФ соответствующих консультаций по кандидатуре главы региона в случае двукратного отклонения или непринятия решения законодательным органом. В случае если региональные законодатели повторно отклонят кандидата на должность, Президент вправе распустить законодательное собрание региона. Глава региона может быть отрешен от своей должности главой государства «в связи с утратой доверия» .

2 мая 2012 г. был принят Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно поправкам выбирать глав регионов будет население, проживающее на соответствующей территории. Избранным считается тот, кто наберет более 50% голосов. Если никто не получит такое количество, проведут второй тур. Напомним, что ранее Президент РФ вносил кандидатов на указанную должность в региональный законодательный орган, который и наделял лицо полномочиями.

Претендентов выдвигают политические партии. Причем партия может предлагать как своих членов, так и беспартийных. Региональным законом может быть предусмотрено самовыдвижение. Президенту страны предоставляется право проводить консультации с партиями по поводу кандидатов, а также с самовыдвиженцами.

Определены требования к кандидату. Ему должно быть не менее 30 лет. Необходимо собрать в свою поддержку подписи депутатов местных представительных органов и выборных глав муниципалитетов (5—10%). Причем названные лица могут отдать свой голос только за одного кандидата. Такую поддержку надо получить минимум в 3/4 муниципальных районов и городских округов. Самовыдвиженцы помимо этого должны собрать подписи избирателей (0,5−2%).

Предусмотрены ограничения на выдвижение для бывших глав регионов. Не могут претендовать на пост лица, отрешенные от этой должности ранее (запрет действует в течение двух лет на территории всей страны). Главы субъектов РФ, сложившие полномочия и занимавшие эту должность менее одного года, вправе выдвигаться на проводимых в связи с этим досрочных выборах лишь с согласия Президента РФ.

Срок полномочий для глав регионов остался прежним — не более пяти лет. При этом вводится запрет занимать указанный пост более двух сроков подряд.

Полномочия главы субъекта РФ могут быть прекращены досрочно, в том числе при отрешении от должности в связи с утратой доверия Президента РФ. Речь идет о выявлении фактов коррупции или неурегулировании конфликта интересов. Еще одно основание для отрешения — неисполнение решения Конституционного Суда РФ в отношении нормативно-правового акта высшего должностного лица региона.

Предусмотрена возможность отзыва главы субъекта Федерации избирателями в случае нарушения им законодательства или неоднократного неисполнения без уважительных причин своих обязанностей. Соответствующие факты должны быть установлены судом. Процедура отзыва достаточно сложна (в частности, в поддержку данной инициативы надо собрать не менее 1/4 подписей избирателей).

Одновременно уточняются ограничения избирательного права. Не смогут выдвигаться на выборах любого уровня те, кто был когда-либо осужден к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления (кроме ситуаций, когда указанные деяния более не признаются таковыми по новому уголовному закону). Запрет касается и случаев снятия или погашения судимости за названные преступления.

Исполнение полномочий государственных органов обеспечивается профессиональной деятельностью государственных служащих.

Фактически заново созданы на федеральном и региональном уровнях налоговая и таможенная службы, органы по разгосударствлению и приватизации собственности, по антимонопольной и экологической деятельности, системы федерального казначейства, службы занятости. Общая численность государственного аппарата с 1991 г. значительно возросла.

Эффективность функционирования различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института, насколько хорошо поставлена работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствует их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям.

В России проводится административная реформа, реализация концепции которой предполагает осуществление антикоррупционной программы, усиление ответственности региональной и местной власти, а также формирование такого аппарата государственной службы, в основу которого будет положена «система заслуг и достоинств», показавшая свою эффективность во многих странах мира.

" Система заслуг и достоинств" означает:

превращение государственной службы из службы «государевой» (как это традиционно было и сохраняется в нашей стране) в службу подлинно гражданскую;

гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата;

отбор (преимущественно конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;

  • — более ясную дифференциацию статуса «карьерных» и «политических» чиновников («политических назначенцев»);
  • — строгую определенность должностных обязанностей;
  • — создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, с другой — его правовую защищенность от произвола и некомпетентности как руководителей, так и СМИ;
  • — рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию «теневых» привилегий; суммарное уменьшение бюджетных затрат на государственный аппарат должно быть обеспечено за счет перевода на самоокупаемость многочисленных служб обеспечивающего характера;
  • — расширение и изменение практики контрактов; в частности, вместо штатного расписания основой кадровой работы станет смета расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа, что, в свою очередь, неизбежно будет вести к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;
  • — повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации.

В связи с этим в России принимался ряд серьезных мер по совершенствованию института государственной службы и работы с кадрами: были образованы Совет, но кадровой политике (1993 г.) и Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, принято Положение о федеральной государственной службе (1993 г.), Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), утвержден Реестр государственных должностей (1995 г.), определены порядок и процедуры замещения различных категорий кадров, сформированы соответствующие службы в аппаратах Президента РФ и Правительства РФ, укреплены кадровые структуры практически во всех федеральных органах. Однако все указанные документы не удовлетворяли в полной мере потребности правового обеспечения реформ и постепенно были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых нормативных правовых актов.

В настоящее время действует Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574, но и он за шесть лет подвергся многочисленным изменениям, последние из которых внесены Указом Президента РФ от 26 января 2011 г. № 92 и вступили в силу с 1 января 2011 г.

Особое значение в рассматриваемой сфере имеют федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Так, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлены правовые основы организации государственной службы, в том числе системы управления последней. В этом документе также сформулированы следующие принципы построения и функционирования системы государственной службы: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

К сожалению, власть в нашей стране не ограничена правом. В России в практику вошли дача и получение взяток. Неслучайно борьба с коррумпированностью власти, в том числе высоких должностных лиц, с откровенными и грубыми нарушениями законов, иных нормативных документов, элементарных прав и свобод граждан со стороны многих властных структур приобретает сейчас характер одной из важнейших государственных задач.

В связи с указанной проблемой были приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и последовавшие за ним федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии коррупции“» и от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона „О противодействии коррупции“», внесшие в целый ряд законов нормы антикоррупционной направленности, в числе которых: обязанность всех государственных служащих, а также членов их семей подавать сведения о доходах; запрет на работу государственных служащих в коммерческой структуре по профилю своей деятельности в течение двух лет после увольнения с государственной службы; признание подарков стоимостью свыше 3 тыс. руб., полученных лицами, замещающими государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, служащими Банка России, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и т. д.

Одной из основ конституционного строя России провозглашается местное самоуправление.

Интерес к идее местного самоуправления появился в конце 1980;х — начале 1990;х гг., что было связано с демократизацией советского общества и с начавшимся процессом децентрализации управления государством. Необходимо заметить, что переход от единой системы Советов к системе органов местного самоуправления был постепенным и на практике еще не завершился.

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., где была закреплена классическая, идеальная модель местного самоуправления, реализовать которую достаточно сложно, хотя к этому необходимо стремиться.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а, значит, последние не могут давать обязательных указаний муниципальным органам.

На современном этапе общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Эти территории называются муниципальными образованиями, границы которых устанавливаются и изменяются органом государственной власти субъекта РФ с учетом мнения населения соответствующих территорий. Установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом предусмотрена возможность существования одного муниципального образования внутри другого (например, село внутри района, район в городе). Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому, в противном случае подчиненное муниципальное образование не было бы самостоятельным, что нанесло бы вред его муниципальной природе. В такой ситуации речь должна идти о разграничении полномочий между двумя муниципальными образованиями, чтобы каждое из них сохраняло самостоятельность в своей сфере.

В каждом муниципальном образовании принимается устав, который должен соответствовать Конституции РФ, законам РФ, законам субъектов РФ и регистрируется в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. В уставе указываются наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования и т. д.

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ и субъектов РФ. В частности, это вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местный бюджет, установление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, контроль за использованием земель, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т. д.

Представительный муниципальный орган обладает исключительной компетенцией, к которой, в частности, относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Детально компетенция представительного органа определяется в уставе муниципального образования. Уставом может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Компетенция главы муниципального образования также определяется уставом муниципального образования.

Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Муниципальные органы ответственны за осуществление этих полномочий только в рамках переданных средств. В отношении этих полномочий органы местного самоуправления теряют независимость от органов государственной власти, так как реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

  • [1] URL: wvvw.duma.gov.ru
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой