Теории происхождения государства
Теологическая теория исходит из того положения, что государство существует вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог; проникнуть же в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу и сущность государства невозможно… Читать ещё >
Теории происхождения государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим некоторые теории происхождения государства, которые не менее разнообразны, чем теории происхождения нрава.
Теологическая теория исходит из того положения, что государство существует вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог; проникнуть же в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе.
Аристотель (384—322 до н.э.)
Древнегреческий философ и ученый. Основное сочинение: «Политика. Афинская политика». Всего написал 28 книг.
взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, имеет своих сторонников и сегодня.
У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В Средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
В России эти идеи развивал теоретик народничества Н. К. Михайловский. Историк М. Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Своеобразным отголоском данной теории является вера в хорошего царя, отца народа, вождя, суперличность, могущую решать все вопросы. В истории России есть немало фактов, подтверждающих существование патриархальных идей. Яркий пример — кровавое воскресенье 1905 г. Цель мирной демонстрации — проинформировать царя о народных бедах. Более позднее примеры позволяют констатировать востребованность патриархальной концепции.