Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Таможенное право европейского союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня таможенный союз Европейского Союза является основой, на базе которой реализуются четыре свободы внутреннего рынка ЕС — свобода передвижения, лиц, товаров, услуг и капиталов. Таким образом, таможенный союз в ЕС — это основной элемент интеграции в экономической сфере, составляющий основу функционирования единого внутреннего рынка ЕС. Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом… Читать ещё >

Таможенное право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • особенности формирования таможенного союза в ЕС;
  • • основы общей таможенной политики ЕС;
  • • методы принятия решений институтами ЕС в сфере таможенного права;

уметь

  • • юридически грамотно понимать и оценивать международные и внутригосударственные события и факты, имеющие значимость для таможенного права ЕС;
  • • оценивать ситуацию и определить проблему, требующие применения знаний и норм таможенного права ЕС;
  • • найти, отобрать и юридически грамотно уяснить необходимые нормы таможенного права ЕС;

владеть

  • • навыками использования методики сравнительно-правового анализа;
  • • навыками использования норм таможенного права ЕС;
  • • навыками работы с источниками таможенного права ЕС.

Формирование таможенного союза

С момента создания Европейского экономического сообщества в 1957 г. таможенный союз стал основной целью ближайшего развития интеграционного процесса, поскольку без таможенного союза было невозможно сформировать общий рынок, создание которого было на тот момент основной задачей Европейского экономического сообщества.

Таможенный союз ЕС формировался постепенно по мере углубления интеграции, поэтому все сложности развития европейского интеграционного процесса наложили свой отпечаток и на процесс формирования таможенного союза.

Сегодня таможенный союз Европейского Союза является основой, на базе которой реализуются четыре свободы внутреннего рынка ЕС — свобода передвижения, лиц, товаров, услуг и капиталов. Таким образом, таможенный союз в ЕС — это основной элемент интеграции в экономической сфере, составляющий основу функционирования единого внутреннего рынка ЕС. Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом, в котором установлен единый таможенный тариф и гармонизированы все налоги и сборы, взимаемые с импорта.

Рассмотрим этапы формирования таможенного союза ЕС, которые непосредственно связаны с постепенным углублением интеграции в рамках ЕС.

Основной составляющей частью таможенного союза является Общий таможенный тариф ЕС. Общий таможенный тариф ЕС впервые был введен в 1958 г. Он был закреплен в размере среднего арифметического пошлин, существующие в то время, и действовал на основе номенклатуры, закрепленной Брюссельской конвенцией о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах 1950 г. Следовательно, формально таможенный союз в рамках Европейских сообществ был сформирован к концу 1960;х гг., когда поэтапно были отменены все внутренние тарифные преграды для передвижения товаров и введен Общий таможенный тариф.

Уже с 1975 г. доходы от Общего таможенного тарифа поступают Европейскому экономическому сообществу, а не его государствам-членам. Общий таможенный тариф также используется ЕС для предоставления помощи развивающимся странам.

В 1987 г. Европейское экономическое сообщество как единый субъект международного права ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Она вступила в силу на территории Европейского экономического сообщества в 1988 г. в форме совмещенной номенклатуры. Совмещенная номенклатура включала:

  • • номенклатуру гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
  • • субпозиции к этой номенклатуре;
  • • предварительные положения, т. е. дополнительные секции, примечания к субпозициям.

Параллельно с введением совмещенной номенклатуры была создана информационная база данных (ТАРИК) — интегрированный тариф ЕС. ТАРИК создана для того, чтобы показывать особые положения, применяемые к товарам каждого кода совмещенной номенклатуры.

Что касается таможенных пошлин, то вопрос о том, какой тариф взимать с товаров и взимать ли вообще, решается на основе концепции происхождения товаров.

Концепция происхождения товара была сформулирована в регламенте Совета № 802/68. Эта концепция также была важна для того, чтобы предотвратить подделку товаров, обусловленную неправильным указанием страны-производителя товара как целиком, так и товаров, закупленных в государстве, где они были произведены после существенной переработки сырья и полуфабрикатов, происходящих из других стран.

Для товаров, экспортируемых из ЕС, Европейская комиссия приняла образцовый сертификат происхождения — «Сделано в ЕС». Вопросы определения страны происхождения товара были детализованы в Таможенном кодексе ЕС[1]. Но поскольку ЕС — это интеграционное сообщество, в нем невозможен кодифицированный закон. Поэтому Кодекс — это условное название правового акта, принятого в форме регламента. Применение Кодекса вне контекста указанного регламента невозможно. Таким образом, поскольку в интеграционном сообществе кодифицированный закон невозможен, «кодекс» — это условное название для сборника норм регламентов.

Перечисленные выше меры позволили ЕС вести единую таможенную политику, необходимую для создания внутреннего рынка, а также облегчили ведение Союзом общей торговой политики.

Таможенный союз ЕС имеет как внутренние, так и внешние аспекты. Устранение препятствий в торговле между государствами-членами невозможно без общей внешней таможенной политики.

Таможенный союз дополняется свободой передвижения лиц, услуг и капиталов, поэтому таможенная территория ЕС — это все территории, где действует право ЕС.

Процесс отмены таможенной процедуры на границах между государствами — членами ЕЭС начался в 1968 г.

Для сбора статистической информации после 1 января 1993 г. был создан Интрастат (Intrastat) — информационная система, позволяющая получать статистическую информацию об обмене товарами между государствами-членами напрямую от предприятий.

В ЕС на основе положений учредительных договоров вопросы таможенного регулирования перешли в сферу исключительной компетенции Союза (ст. 3 Договора о функционировании ЕС). В указанной статье таможенный союз занимает первое место, так как он является основным достижением европейской интеграции на пути к созданию и функционированию единого внутреннего рынка, а также экономического и валютного союза. Однако не следует полагать, что если регулирование Таможенного союза относится к исключительной компетенции Союза, то государства-члены утрачивают свою суверенную компетенцию в этой сфере.

Несмотря на то что сфера таможенного и внешнеторгового регулирования относится к исключительной компетенции Союза, государства-члены могут издавать собственные нормативные правовые акты в этой сфере в случае установления ими запретов и ограничений импорта и экспорта товаров. Вне компетенции Союза в сфере Таможенного союза ЕС остается система и структура национальных таможенных органов, правовой статус их служащих, ответственность за преступления и нарушения в таможенной сфере и т. д. Поэтому, когда какая-либо область сотрудничества передается в исключительную компетенцию Союза, это не означает централизации власти.

Институты Союза издают только акты вторичного права. Поэтому даже Таможенный кодекс ЕС создан в виде регламента, причем регламента Совета, а Совет ЕС является межправительственным органом.

Современное определение Таможенного союза как режима экономической интеграции можно найти в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Согласно п. «а» параграфа 8 ст. 24 ГАТТ под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких территорий одной таможенной территорией следующим образом:

  • 1. Пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями таможенного союза или, по меньшей мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий.
  • 2. Те же пошлины и иные меры регулирования торговли применяются каждым членом таможенного союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

В современном праве ЕС таможенное регулирование основывается на целом комплексе норм и правил ЕС, которые составляют так называемое таможенное право ЕС. Рассмотрим те нормы, которые формируют таможенное право ЕС.

В соответствии с уже упоминавшейся ст. 3 Договора о функционировании ЕС таможенный союз относится к одной из шести сфер исключительной компетенции ЕС. Специальные положения о таможенном союзе ЕС содержатся в разд. 2 Договора о функционировании ЕС («Свободное передвижение товаров»). Статья 28 Договора о функционировании ЕС устанавливает, что «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие Общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

Таким образом, таможенный союз согласно источникам права ЕС в действующей сегодня Лиссабонской редакции включает:

  • — запрещение между государствами — членами ЕС таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначные сборы, включая пошлины налогового характера и любые сборы, равнозначные им (ст. 30 Договора о функционировании ЕС);
  • — распространение Общего таможенного тарифа на отношения государств — членов ЕС с третьими странами (ст. 31 Договора).

Товарооборот в ЕС составляет продукция, местом происхождения которой являются, во-первых, государства — члены ЕС, во-вторых, продукция из третьих стран, находящаяся в свободном обращении в государствах — членах ЕС (ст. 28 Договора).

in.

Находящейся в свободном обращении в любом из государств — членов ЕС признается продукция из третьих стран, в отношении которой в государстве — члене ЕС были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные им сборы, и применительно к которой не проводился полный или частичный возврат указанных пошлин и сборов (ст. 29 Договора). Следует отметить, что сформулированное правило представляет собой основной принцип таможенного союза в ЕС.

В учредительных договорах ЕС определены также критерии реализации Европейской комиссией ее полномочий по осуществлению таможенно-тарифного регулирования. К таким критериям относятся:

  • • необходимость развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами;
  • • развитие условий конкуренции внутри ЕС в целях возрастания конкурентоспособности предприятий;
  • • потребность в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами с одновременным соблюдение условия о том, чтобы между государствами — членами ЕС не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции;
  • • необходимость избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств — членов ЕС, а также обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления на территории ЕС.

Перечисленные выше критерии закреплены в ст. 32 Договора о функционировании ЕС.

  • [1] С 2013 г. Модернизированный таможенный кодекс ЕС, утвержденный Регламентом Европейского парламента и Совета № 450/2008, заменил действующий ранее Таможенный кодекс ЕС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой