Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состав и порядок формирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как указано в начале настоящего параграфа, Европейский совет возник в результате институционализации (официального признания институтом ЕС) встреч в верхах с участием высших должностных лиц всех государств-членов и Союза в целом. Исходя из этого, в ДЕС определяется состав данного института: «В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его… Читать ещё >

Состав и порядок формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как указано в начале настоящего параграфа, Европейский совет возник в результате институционализации (официального признания институтом ЕС) встреч в верхах с участием высших должностных лиц всех государств-членов и Союза в целом. Исходя из этого, в ДЕС определяется состав данного института: «В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии. В его работе участвует Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности» (§ 2 ст. 15 ДЕС).

Использованная в ДЕС формулировка «главы государств или правительств» указывает на то, что каждое государствочлен представляет в Европейском совете один человек, который фактически является высшим должностным лицом в стране. Поскольку подавляющее большинство государств — членов ЕС являются парламентарными республиками или монархиями, их представляет в Европейском совете глава правительства (премьер-министр Великобритании, канцлер Германии и т. д.). Важнейшим исключением выступает Франция (полупрезидентская республика), от имени которой выступает президент.

Итак, в настоящее время Европейский совет включает 29 человек:

  • — руководители всех 27 государств — членов ЕС (чаще всего главы правительств) и
  • — два высших должностных лица ЕС в целом в лице Председателя Европейской комиссии как главного исполнительного института ЕС и Председателя самого Европейского совета (Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности только участвует в работе Европейского совета, но не является его членом и не наделен правом голоса).

Следует отметить, что полноправными членами Европейского совета являются только руководители государств-членов. Только они располагают правом голоса по всем вопросам, отнесенным к полномочиям данного института (см. ниже).

Поскольку Европейский совет комплектуется из должностных лиц, как институт в целом он не имеет фиксированного срока полномочий. Обновление состава Европейского совета происходит постепенно, по мере избрания (назначения) новых лиц главами государств или правительств стран ЕС, Председателем Европейской комиссии или Председателем Европейского совета.

В соответствии с § 3 ст. 15 ДЕС: «Когда это обусловлено повесткой дня, члены Европейского совета могут принять решение о том, что каждого из них будет сопровождать министр, а Председателя Комиссии — один из членов Комиссии». На практике членов Европейского совета сопровождают делегации, включающие министров разного профиля и других должностных лиц. Участники этих делегаций, однако, допускаются не на все заседания Европейского совета (не участвуют в заседаниях, проводимых в узком составе, т. е. в составе только членов данного института). В соответствии с внутренним регламентом (ВР) Европейского совета[1] численный состав делегации, сопровождающей каждого его члена, должен составлять не более 20 человек (§ 4 ст. 4 ВР).

Внутренняя организация

Европейский совет возглавляет Председатель Европейского совета, который одновременно является одним из высших должностных лиц ЕС (в средствах массовой информации пост Председателя Европейского совета часто отождествляют с «президентом ЕС», что юридически некорректно). Председатель Европейского совета одновременно выступает членом возглавляемого им института. Он обладает правом голоса по всем вопросам, решаемым Европейским советом, кроме некоторых вопросов, которые зарезервированы для руководителей государств-членов. Пост постоянного Председателя Европейского совета был впервые введен Лиссабонским договором; до его вступления в силу (1 декабря 2009 г.) в Европейском совете поочередно председательствовали руководители государств — членов ЕС, сменяя друг друга каждые полгода.

Председатель Европейского совета избирается Европейским советом на основе квалифицированного большинства голосов (в голосовании участвуют только руководители государств-членов). Срок полномочий Председателя Европейского совета относительно короткий — 2,5 года. Он может быть продлен Европейским советом только один раз (т.е. максимум до пяти лет). В аналогичном порядке Европейский совет может досрочно прекратить полномочия своего Председателя «в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка» (§ 4 ст. 15 ДЕС).

В отличие от остальных членов Европейского совета, которые участвуют в его работе, только приезжая на заседания данного института, Председатель Европейского совета исполняет свои обязанности на постоянной основе, получая за их выполнение жалованье из бюджета ЕС (см. 4.1).

В соответствии с § 6 ст. 15 ДЕС «Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат», т. е. одновременно являться президентом, премьер-министром или иным должностным лицом любого государства-члена[2]. В то же время учредительные документы не запрещают совмещение поста Председателя Европейского совета с работой в других политических институтах ЕС. В связи с этим в европейской политической и правовой доктрине обсуждается возможность совмещения в дальнейшем поста Председателя Европейского совета с постом Председателя Европейской комиссии (в этом случае количество членов Европейского совета сократится до 28).

Председатель Европейского совета осуществляет два вида полномочий. Первый — внутриорганизационные полномочия, т. е. полномочия по руководству деятельностью Европейского совета. Поскольку Председатель работает на постоянной основе, данные полномочия осуществляются непрерывно, в том числе в период между сессиями Европейского совета. Согласно § 6 ст. 15 ДЕС (абз. 1) Председатель Европейского совета:

  • — возглавляет и активизирует работу Европейского совета;
  • — обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета;
  • — старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;
  • — представляет Европейскому парламенту доклад по итогам каждого заседания Европейского совета.

В соответствии с внутренним регламентом самого Европейского совета его Председателю также поручается составление повестки дня заседания Европейского совета, проектов принимаемых им заключений и других актов (ст. 3 ВР). Подписью Председателя скрепляются все акты, принятые Европейским советом (ст. 12 ВР).

Второй вид полномочий Председателя Европейского совета определяет его роль как одного из высших должностных лиц ЕС в целом — полномочия представлять ЕС на международной арене. Согласно § 6 ст. 15 ДЕС (абз. 2): «Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза, но иностранным делам и политике безопасности» (подробнее см. 3.5).

В отличие от других институтов ЕС, Европейский совет не имеет собственных вспомогательных органов, в том числе вспомогательного аппарата. В соответствии с § 4 ст. 235 ДФЕС административную поддержку работе Европейского совета оказывает вспомогательный аппарат (Генеральный секретариат) Совета ЕС.

  • [1] JO L 315 du 2.12.2009. Р. 51.
  • [2] Например, X. Ван Ромпей, избранный в декабре 2009 г. первым постоянным Председателем Европейского совета, после избрания ушел в отставку в ранее занимаемой им должности премьер-министра Бельгии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой