Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обжалование решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается судебного обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, то граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав непосредственно, минуя ведомственный порядок обжалования, т. е. для подачи заявления в суд вовсе необязательно изначально получить отказ в удовлетворении своих требований от компетентных пенсионных инстанций. Данное право основывается… Читать ещё >

Обжалование решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решения об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии гражданами могут быть обжалованы.

В данном случае следует отметить, что в пенсионных правоотношениях управомоченным субъектом является, как правило, физическое лицо, имеющее право на пенсию. Его основному праву получать пенсию в определенном размере соответствует обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, установить ее и выплачивать. Из права гражданина на перерасчет размера пенсии вытекает обязанность пенсионирующего органа осуществить соответствующий перерасчет и выплачивать пенсию в новом размере. Обладает гражданин и другими правомочиями, например, выбирать способ получения пенсии (доставка на дом, получение через организации почтовой связи или путем перечисления на лицевой счет в кредитном учреждении).

Пенсионный орган является исполнителем обязательств государства перед лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет права отказать лицу в рассмотрении его заявления и документов, к примеру, на перевод пенсии с вида на вид, которые представлены в установленном порядке. В этом смысле, пользуясь классификацией правоотношений виднейшего ученого — теоретика права С. С. Алексеева[1], пенсионные правоотношения следует отнести к правоотношениям активного типа. Они складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на субъекта обязанность положительного содержания, т. е. совершить определенные действия (в нашем случае — рассмотреть документы на установление пенсии и вынести то или иное решение). Интересы управомоченного лица удовлетворяются только в результате совершения действий обязанным лицом. При этом гражданин обладает правом требования исполнения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, своих юридических обязанностей[2].

Вместе с тем, несомненно, что по различным причинам правомочное лицо не всегда может согласиться с гем, как и каким образом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, решил вопрос с его пенсионными притязаниями, и считать в связи с этим, что его конституционное право на пенсию было нарушено. Это может касаться, в частности, неправомерного, по мнению заявителя, отказа в назначении или перерасчете пенсии, перевода пенсии с вида на вид, неучета при исчислении размера пенсии тех или иных периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, задержки в установлении пенсии и г. д. В таких случаях могут иметь место споры по вопросам пенсионного обеспечения, при рассмотрении которых возникают соответствующие процессуальные правоотношения. Случаются и ошибки специалистов при применении пенсионного законодательства.

Поэтому от работников пенсионных органов требуется высокий уровень профессиональной подготовки, обширные и глубокие знания, а также уяснение и понимание норм пенсионного законодательства для их правильного применения. Это особенно актуально в связи с тем, что пенсионное право стремительно изменяется и развивается.

Общий порядок обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, установлен ч. 20 ст. 21 Закона о страховых пенсиях, согласно которой решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Интересно, что появление в пенсионном законодательстве положения, допускающего возможность судебного обжалования решений по вопросам пенсионного обеспечения, по историческим меркам произошло совсем недавно — около 25 лет назад. Сейчас уже трудно в это поверить, но на основании п. 156 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, жалобы по пенсионным делам не подлежали рассмотрению судебных органов. Как отмечали специалисты-«пенсионщики» того периода, возможность судебной защиты нарушенных прав граждан в пенсионном обеспечении не использовалась, несмотря на ст. 58 Конституции СССР 1977 г., которая гласила, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд[3]. Переход к судебной защите пенсионных прав, по совершенно справедливым словам К). В. Воронина, был абсолютно неизбежным и необходимым шагом на пути формирования в России действительно правового социального государства[4].

Таким образом, в настоящее время существуют два варианта обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, — административный, или ведомственный, условно его можно назвать досудебным (внесудебным), и в порядке гражданского судопроизводства — судебный.

Для соблюдения процедуры ведомственного обжалования необходимо учитывать иерархическую структуру ПФР, состоящую их трех уровней: центральные органы Фонда (Правление, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия), или так называемый центральный аппарат, отделения ПФР в субъектах Федерации и управления (отделы) ПФР в городах и районах регионов нашей страны.

Что касается судебного обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, то граждане могут обращаться в суд за защитой своих прав непосредственно, минуя ведомственный порядок обжалования, т. е. для подачи заявления в суд вовсе необязательно изначально получить отказ в удовлетворении своих требований от компетентных пенсионных инстанций. Данное право основывается на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, ст. 46 которой устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или) бездействие органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Хотя все-таки следует заметить, что досудебное рассмотрение спора в административном порядке представляется целесообразным, поскольку может позволить решить вопрос более быстро, без обращения в судебные органы. Вместе с тем важно помнить, что любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде.

Судебные споры граждан и пенсионных органов об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, а также по иным вопросам, связанным с назначением и выплатой пенсий, относятся к категории гражданских дел, которые подведомственны судам общей юрисдикции и разрешаются в исковом порядке[5].

Жалоба в суд должна подаваться с соблюдением правил подсудности. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отмечается, что при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 23—24 ГПК РФ:

  • — дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;
  • — дела по искам, нс подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду;
  • — в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Что касается территориальной подсудности, то она определяется по общим правилам на основании ст. 28 ГПК РФ — заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

  • [1] См.: Алексеев С. С. Общая теория права. С. 351—353.
  • [2] Реже в пенсионных правоотношениях имеет место и обратная ситуация, когда управомоченным субъектом выступает пенсионный орган, а юридические обязанности несетгражданин. Прежде всего это обязанности по представлению необходимых для пенсионногообеспечения документов и информированию названного органа обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии или приостановление, прекращение ее выплаты.
  • [3] Зуева Р. А., Карновская Е. А. Совершенствование действующего порядка обжалованияв сфере пенсионного обеспечения // Вопросы социального обеспечения. М., 1989. С. 78—79.
  • [4] Комментарий судебной практики по пенсионным вопросам / под. ред. Ю. В Воронина.М., 2001. С. 3.
  • [5] Отметим, что исключением являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для пенсионного обеспечения граждан (к примеру, о факте принадлежноститрудовой книжки), которые рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особогопроизводства.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой