Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и критика учения Зигмунда Фрейда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психоанализ как теория и практика начинает развиваться в работах Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. Фрейд получает медицинское образование и первоначально специализируется в области сравнительной анатомии и физиологии мозга, а затем под влиянием Йозефа Брейера обращается к неврологии. В 1900 г. Фрейд выпускает работу «Толкование сновидений», в 1904 г. «Психопатологию обыденной… Читать ещё >

Формирование и критика учения Зигмунда Фрейда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психоанализ как теория и практика начинает развиваться в работах Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. Фрейд получает медицинское образование и первоначально специализируется в области сравнительной анатомии и физиологии мозга, а затем под влиянием Йозефа Брейера обращается к неврологии. В 1900 г. Фрейд выпускает работу «Толкование сновидений», в 1904 г. «Психопатологию обыденной жизни», в 1905 г. «Три очерка по теории сексуальности» и «Остроумие и его отношение к бессознательному». В этих работах будет сформировано ядро фрейдовского учения. С 1910 г. Фрейд расширяет свою теорию на область культуры, выступая с критикой социальных институтов в работах «Тотем и Табу» (1913), «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Недовольство культурой» (1930). Большую часть жизни Фрейд работает в Вене, однако в 1938 г. перебирается в Лондон, пытаясь избежать преследований после прихода к власти Гитлера. Там он и умирает в 1939 г. после продолжительной болезни.

Работая в Вене, еще с 1902 г. Фрейд организует общество единомышленников, на основании которого в 1908 г. учреждается Венское психоаналитическое общество. Психоанализ как теория и метод продолжает свое развитие в работах учеников и соратников Фрейда. Одними из первых его продолжателей становятся Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

Альфред Адлер (1870—1937) стоит у истоков того направления психоанализа, которое принято называть индивидуальной психологией. Он получил медицинское образование и какое-то время работал врачом общей практики, постепенно заинтересовавшись неврологией. В 1902 г., после знакомства с работой Фрейда «Толкование сновидений», он примыкает к маленькому кружку сторонников Фрейда, а впоследствии становится президентом Венского психоаналитического общества. Через пять лет выходит работа Адлера «Исследование неполноценности органов», в которой он предлагает авторскую концепцию индивидуальной психологии и которая сразу же вызывает недовольство Фрейда. В итоге в 1911 г. Адлер порывает с Фрейдом и учреждает собственную Ассоциацию индивидуальной психологии, которая объединяет множество его сторонников. Это событие знаменует первый, но далеко не последний опыт раскола психоаналитического движения.

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875—1961) является родоначальником аналитической психологии, которая в настоящий момент времени чрезвычайно распространена по всему миру. Юнг был психиатром и познакомился с Фрейдом и его идеями в 1909 г., когда уже достиг немалых профессиональных успехов. Его энергия и профессионализм очаровали Фрейда, и именно с Юнгом он стал связывать дальнейшее распространение психоанализа, сделав его первым президентом появившегося тогда Международного психоаналитического общества. Однако уже в 1914 г. их разногласия достигли критической отметки, и Юнг окончательно порвал с Фрейдом. В своей теории аналитической психологии, сформированной иод влиянием увлечения восточной философией и мистицизмом, Юнг пытался преодолеть индивидуально психологическую направленность фрейдовского психоанализа.

В конце 1930;х гг., после массового отъезда психоаналитиков из Германии, в Америке начинает развиваться неофрейдизм (Э. Фромм, К. Хорни и др.), основной особенностью которого становится критика культуры и общества.

Карей Хорни (1885—1952) начала свою профессиональную деятельность (как психиатр) в Германии, но в 1932 г. перебралась в Америку, став одним из пионеров развития психоанализа в этой стране. Следуя идеям Фрейда, Хорни акцентировала внимание на роли невротического конфликта в развитии личности, подробно исследовала невротические механизмы защиты, т. е. представила последовательное описание динамической структуры невроза. Особую роль в его формировании она отводила обществу, подчеркивая невротическое значение культуры и ее определяющее значение в формировании невротической личности.

Эрих Фромм (1900—1980) как исследователь тоже сформировался в Германии. В отличие от многих других психоаналитиков пришел в психоанализ не из медицины, а из социологии и философии. В конце 1920;х — начале 1930;х гг. сотрудничал с Франкфуртским институтом социальных исследований, и итогом этого сотрудничества стала своеобразная теория авторитарной личности. В 1933 г. Фромм покинул Германию и переехал в Америку. Он заложил традиции американского психоанализа, ориентированного на общество и способствующего освобождению человека и обретению им ответственности и свободы. Под его влиянием развивалась гуманистическая психология.

Развитие психоанализа не ограничивается перечисленными именами. Самобытные школы сформировались вокруг Жака Лакана во Франции, вокруг Людвига Бинсвангера и Медарда Босса в Швейцарии, вокруг Шандора Ференци в Венгрии и пр. И до сих психоанализ обогащается новыми теоретическими идеями и практическими методиками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой