Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ассоциация государств юго-восточной азии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1976 г. в целях оказания содействия в управлении, координации и регулировании деятельности Ассоциации в составе АСЕАН был создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (со штаб-квартирой в Джакарте (Индонезия)). Он состоит из постоянных представителей (послов) назначаемых государствами — членами АСЕАН и наделен следующими полномочиями: поддерживать работу Советов Сообщества АСЕАН… Читать ещё >

Ассоциация государств юго-восточной азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (сокр. АСЕАН, англ. —Association of South East Asian Nations, ASEAN) — межправительственная международная организация 10 государств, территориально расположенных в регионе Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Единственная страна, расположенная в Юго-Восточной Азии, но не являющаяся членом АСЕАН, — Восточный Тимор. В 2002 г. эта страна получила статус наблюдателя. В феврале 2011 г. Восточный Тимор обратился с заявкой о вступлении в члены АСЕАН (заявка до сих пор не рассмотрена). Вступление в АСЕАН 10-го члена — Камбоджи — превратило АСЕАН из субрегиональной организацию в региональную.

Датой создания АСЕАН считается 8 августа 1967 г., когда Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд подписали Бангкокскую декларацию, объявившую целями АСЕАН: ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса региона; укрепление мира и региональной стабильности на основе постоянного уважения справедливости и норм права в отношениях между странами региона и приверженности принципам Устава ООН; расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и по административным вопросам; оказание помощи в подготовке профессиональных кадров в различных сферах; развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства, расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц; содействие изучению региона Юго-Восточной Азии; установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими универсальными и региональными организациями[1].

В истории становления АСЕАН выделяются четыре этапа: 1967— 1976, 1976—1992, 1992—2008 гг., 2008 г. — по настоящее время.

На начальном этапе никакой институциональной базы в АСЕАН не существовало: Бангкокская декларация 1967 г. содержала обоснование создания АСЕАН, ее конкретных целей и предлагала метод работы (modus operandi), основанный на небольших шагах, добровольных и неформальных договоренностях в сторону более обязательных и институционализированных соглашений.

В ноябре 1971 г. была принята Куала-Лумпуская декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии, которая предлагала государствам — членам АСЕАН предпринять необходимые усилия по обеспечению признания и уважения региона в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. Предусматривалось двухуровневое урегулирование противоречий: между государствами — членами АСЕАН и между АСЕАН и государствами, расположенными за пределами региона, которые готовы признать нейтральный статус региона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела[2].

На первом этапе времени не было проведено ни одного саммита АСЕАН. Однако на этом этапе уже высказывалась критика по следующим моментам: создание АСЕАН на базе декларации, а не договора, вносила неопределенность в ее международно-правовой статус как международной организации; государства-члены могли проявлять определенную сдержанность по отношению к целям и задачам АСЕАН.

Укрепление договорно-правовой и организационной основы деятельности Ассоциации происходило на втором этапе развития АСЕАН (1976—1992). Первый же саммит АСЕАН на Бали (Индонезия) в феврале 1976 г. завершился подписанием трех международных документов: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии; Декларация о согласии (называемое Балийское согласие I) и Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН. Тем самым произошло договорное оформление АСЕАН: АСЕАН обрела организационную структуру для осуществления своей деятельности, выработала принципы своей деятельности и разработала программу действия.

Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии явился первым юридически обязывающим документом, принятым АСЕАН, и определил следующие принципы сотрудничества государств — членов АСЕАН: взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности всех государств; право каждой страны вести свое национальное существование без внешнего вмешательства, давления и подрывных действий; невмешательство во внутренние дела друг друга; разрешение споров и разногласий мирными средствами; отказ от применения силы или угрозы силой; эффективное сотрудничество между собой.

Для урегулирования споров в рамках региональных процессов Балийский договор учредил постоянно действующий орган — Высокий совет, состоящий из представителей на уровне министров правительств участников Договора, к компетенции которого отнесено рассмотрение споров или ситуаций, которые могут нарушить региональный мир и гармонию.

До 1987 г. для вступления в члены АСЕАН претендент должен был в обязательном порядке присоединиться к Балийскому договору. Начиная с 1987 г. Протоколом I к Балийскому договору это правило было изменено и теперь стороной Договора могло стать любое государство, даже не являющееся членом АСЕАН. Как результат более 30 государств, включая Россию, присоединились к Балийскому договору.

Стремясь предоставить ЕС также право участвовать в Балийском договоре, стороны в 2010 г. приняли Протокол III, который предоставляет возможность присоединиться к Балийскому договору другим региональным организациям, объединяющим в своем составе суверенные государства.

После Балийского договора в практику АСЕАН вошли не только встречи руководителей внешнеполитических ведомств, но и регулярные встречи министров экономики. На свет в частности появились: Соглашение о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г., Соглашение о продвижении и защите инвестиций 1987 г. и Рамочные соглашения об усилении экономического сотрудничества 1992 г.

Начало третьего этапа принято связывать с саммитом АСЕАН 1992 г. в Сингапуре, где было принято решение о реструктурировании Ассоциации: проведение официальных саммитов раз в три года, а неофициальных раз в год между официальными; роспуск пяти экономических комитетов и создание Совета зоны свободной торговли; переименование должности Генерального секретаря Секретариата АСЕАН на Генерального секретаря АСЕАН с расширением его мандата.

На фоне финансово-экономического кризиса 1997—1998 гг. министры финансов АСЕАН в Куала-Лумпуре в 1997 г. приняли программу «Видение АСЕАН 2020», нацеленную на превращение Юго-Восточной Азии в стабильный, процветающий и обладающий высокой конкурентной способностью регион. Эта программа была утверждена на саммите АСЕАН в 2003 г. на Бали, который кроме этого принял вторую Декларацию согласия (Балийское согласие II) и официально объявил о создании к 2020 г. Сообщества АСЕАН, которое будет опираться на три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам.

АСЕАН рассматривает создание единого Экономического сообщества в качестве своей главной задачи, полагая, что на его основе легче будет построить два других сообщества — политическое и социальноэкономическое. Результатом такого подхода явилось принятие в 2007 г. на саммите в Себу Проекта создания Экономического сообщества АСЕАН.

Для создания свободного и открытого инвестиционного режима для достижения более тесной экономической интеграции в 2009 г. было принято Всеобъемлющее соглашение АСЕАН по инвестициям.

Параллельно с этим в АСЕАН шел процесс создания Сообщества безопасности, для чего в документах АСЕАН были предусмотрены следующие принципы: неприсоединение к военным блокам; формирование таких позиций государств — членов Ассоциации, которые основываются на мирном подходе к международным проблемам; разрешение конфликтов ненасильственными методами; отказ от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также недопущение гонки вооружений в Юго-Восточной Азии; отказ от применения силы или угрозы применения силы.

Третьей опорой АСЕАН является Сообщество по социально-культурным вопросам. В АСЕАН считают, что любая политическая стабильность может быть подорвана социальным размежеванием и растущим неравенством. Программа действий по созданию Сообщества по социально-культурным вопросам была принята в ноябре 2004 г., а в ноябре 2007 г. в Сингапуре был принят План создания Сообщества по социально-культурным вопросам.

Четвертый этап в истории АСЕАН связывают с принятием на 13-м саммите в ноябре 2007 г. в г. Сингапуре Устава АСЕАН, который вступил в силу 15 декабря 2008 г. и превратил АСЕАН в полноценную международную межправительственную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

Целями АСЕАН Устав объявил: поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности, а также дальнейшее укрепление мирных ценностей в регионе; укрепление региональной устойчивости путем содействия политическому, экономическому и социально-культурному сотрудничеству, а также сотрудничеству в области безопасности; сохранение Юго-Восточной Азии в качестве зоны свободной от ядерного оружия, а также иных видов оружия массового уничтожения; создание единой рыночной и производственной базы, отвечающей критериям стабильности, процветания, конкурентной способности и экономической интегрированности с эффективными условиями торговли и инвестирования, в которых существует свободное перемещение товаров, услуг и инвестиций; а также благоприятных условий для свободного перемещения предпринимателей, профессионалов, специалистов, рабочей силы, и капитала; укрепление демократии, повышение качества управления и обеспечение верховенства права, поддержание и защита прав человека и основных свобод, учитывая права и ответственность государств — членов АСЕАН; содействие устойчивому развитию с целью гарантировать защиту окружающей среды региона, устойчивость использования природных ресурсов, сохранение культурного наследия и высокий уровень жизни народов.

Для достижения этих целей государства — члены АСЕАН должны в своих действиях опираться на такие принципы, как: верховенство права, справедливое управление, демократия и конституционное правление; уважение фундаментальных свобод, поощрение и защита прав человека, а также поощрение социальной справедливости; применение мирных средств разрешения споров.

Устав АСЕАН заметно укрепил структуру руководящих органов Ассоциации. Статья 7 Устава провозгласила высшим политическим органом АСЕАН, проводимые на уровне глав государств и правительств государств-членов, саммиты АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообществ АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.

Координационный совет АСЕАН состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год (ст. 8). К функциям Координационного совета относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН; согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН.

На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).

Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита Ассоциации по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Генеральным секретарем может быть только гражданин одного из государств — членов АСЕАН, чередующихся в алфавитном порядке, с учетом таких критериев, как высокие моральные качества, профессиональные способности и опыт, а также при соблюдении равенства полов (ст. 11). Генеральный секретарь уполномочен: выполнять обязанности и нести ответственность в соответствии с предписаниями Устава, соответствующих актов АСЕАН, протоколов, а также в соответствии с установленной практикой; способствовать достижению прогресса в исполнении, а также контролировать исполнение соглашений и решений АСЕАН, направлять на рассмотрение Саммита АСЕАН ежегодно доклад о работе АСЕАН; участвовать в заседаниях Саммита АСЕАН, заседаниях Советов Сообщества АСЕАН, Координационного Совета АСЕАН, министерских органов АСЕАН, иных органов АСЕАН; представлять АСЕАН и участвовать во встречах с внешними партнерами в соответствии с утвержденными руководящими принципами и в пределах полномочий, предоставленных Генеральному секретарю; рекомендовать Координационному совету АСЕАН назначение на должность, а также снятие с должности заместителей Генерального секретаря.

В работе Генеральному секретарю помогают заместители Генерального секретаря в ранге заместителей министров. В своей работе заместители Генерального секретаря подотчетны Генеральному секретарю.

Четыре заместителя Генерального секретаря замещают должности в следующем порядке: двое из заместителей Генерального секретаря назначаются на срок в три года без права на новое назначение. Они выбираются из числа граждан государств — членов АСЕАН, чередующихся в алфавитном порядке, с учетом таких критериев, как высокие моральные качества, квалификация, профессиональные способности, опыт, а также при соблюдении равенства полов; двое из заместителей Генерального секретаря назначаются на срок в три года с правом на новое назначение еще на три года. Заместители Генерального секретаря замещают свои должности в порядке свободного найма в зависимости от личных качеств.

В 1976 г. в целях оказания содействия в управлении, координации и регулировании деятельности Ассоциации в составе АСЕАН был создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (со штаб-квартирой в Джакарте (Индонезия)). Он состоит из постоянных представителей (послов) назначаемых государствами — членами АСЕАН и наделен следующими полномочиями: поддерживать работу Советов Сообщества АСЕАН и Министерских органов; согласовывать свою деятельность с Национальными секретариатами АСЕАН и другими Министерскими органами АСЕАН; поддерживать связь с Генеральным секретарем АСЕАН и Секретариатом АСЕАН по всем вопросам, затрагивающим их деятельность; содействовать сотрудничеству АСЕАН с внешними партнерами; осуществлять иные функции, которые могут быть определены Координационным советом АСЕАН (ст. 12).

Каждое государство — член АСЕАН имеет Национальный секретариат АСЕАН, который должен: служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене; хранить информацию по всем вопросам деятельности АСЕАН на национальном уровне; согласовывать исполнение решений АСЕАН на национальном уровне; согласовывать и поддерживать подготовку встреч АСЕАН в государстве-члене; способствовать поддержанию идентичности АСЕАН и информированности о деятельности АСЕАН на национальном уровне; делать вклад в создание сообщества АСЕАН.

Согласно ст. 15 Устава Ассоциации учрежденный в рамках АСЕАН Фонд должен способствовать работе Генерального секретаря АСЕАН и сотрудничать с соответствующими органами АСЕАН с целью развития сообщества, путем информирования о деятельности АСЕАН, взаимодействия между народами и тесного сотрудничества между бизнесом, гражданским обществом, научным сообществом и другими участниками в АСЕАН. Фонд АСЕАН подотчетен Генеральному секретарю АСЕАН, который должен представлять свой доклад о деятельности Фонда на рассмотрение Саммита АСЕАН через Координационный совет АСЕАН.

В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение саммитом АСЕАН.

Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который «должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН». Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН — первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.

18 ноября 2012 г. на 21-м саммите АСЕАН в Пномпене (Камбоджа) была принята Декларация АСЕАН по правам человека.

Превратившись в серьезную опору межгосударственного сотрудничества в Юго-Восточной Азии, АСЕАН не только способствовала активизации расширения такого сотрудничества в профильных вопросах, но и послужила по сравнению с другими регионами мира дополнительным стимулом для решения ряда общих проблем, в частности экологических, с использованием ее руководящих и вспомогательных органов. Лидеры АСЕАН рассматривают охрану окружающей среды, рациональное использование и управление природными ресурсами как conditio sine qua поп долгосрочного экономического и социального развития в их странах и регионе вообще. В системе главных органов АСЕАН основные обязанности по организации региональных природоохранных мероприятий возложены на саммит АСЕАН и Совет Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам.

Два других сообщества также занимаются вопросами охраны окружающей среды, на основе того, что в АСЕАН признается интегрированная связь политических, экономических, социально-культурных и экологических факторов развития. Кроме того, к компетенции Экономического сообщества отнесена Программа развития дельты реки Меконг. Созданный в рамках АСЕАН министерский орган по охране окружающей среды осуществляет свою работу через семь подчиненных ему рабочих групп: по многосторонним экологическим соглашениям; по сохранению природы и биологического разнообразия; по управлению водными ресурсами; по прибрежной и морской среде; по экологическому образованию; по экологически устойчивым городам; по изменению климата.

Ассоциации удалось сформировать общую региональную экологическую политику, объединившую весьма разные политические и культурные традиции государств-членов: первая такая программа была принята в 1977 г. и была рассчитана до 1982 г.; вторая была рассчитана на период 1983—1987 гг.; третья — на период 1988—1992 гг. Осознавая, что обеспечить устойчивое развитие и охрану окружающей среды в рамках АСЕАН невозможно только собственными силами государствчленов, Резолюцией Себу 2006 г. была учреждена структура «АСЕАН плюс 3» (Китай, Япония, Республика Корея).

Реализуя свою нормотворческую функцию, АСЕАН за годы своего существования разработала и приняла большое количество актов «мягкого» и «твердого» права, из которых наибольшую известность получили Соглашение АСЕАН о сохранении природы и природных ресурсов 1985 г. и Соглашение о трансграничном переносе дымового загрязнения 2002 г.

Соглашение 1985 г. явилось хронологически вторым международным договором, в основу которого были положены концепция экосистемного управления и экосистемный подход. Положения Соглашения отражают наиболее развитую идею сохранения и управления природными ресурсами того времени и могут оказать влияние на экологическое планирование и управление на региональном уровне, и стимулировать реформу национального законодательства. В преамбуле Соглашения признается «взаимозависимость между живыми ресурсами, между ними и другими природными ресурсами, и внутри экосистем, к которым они принадлежат». В Соглашении многие положения заимствованы из Всемирной Хартии природы 1982 г. и Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Соглашение 1985 г. явилось одним из первых международных договоров, базирующихся на комплексном подходе к сохранению биоразнообразия: одновременно под охраной оказываются как места обитания, так и отдельные конкретные виды. Соглашение рассматривает весь регион Юго-Восточной Азии как единую экосистему. Как инновационная специалистами рассматривается закрепленная в Соглашении концепция «охраняемых зон», а само Соглашение как полигон для отработки и апробации принципов и идей концепции устойчивого развития.

10 июня 2002 г. получила договорные рамки борьба государств — членов АСЕАН с трансграничным переносом дымового загрязнения. В этот день 10 государств АСЕАН в Куала-Лумпуре подписали Соглашение о трансграничном переносе дымового загрязнения (вступило в силу 25 ноября 2003 г.). Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) признала Соглашение глобальной моделью решения трансграничных проблем. В Соглашении закреплены основополагающие принципы, которыми стороны руководствуются при выполнении обязательств по борьбе с лесными пожарами. Оно также учредило новый орган — координационный Центр по контролю за трансграничным переносом дымового загрязнения.

Официальный сайт АСЕАН: URL: http://www.asean.org.

Официальный язык Организации — английский.

Учредительный акт: URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1967%20 ASEAN%20Declaration-pdf.pdf.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. С каким событием принято связывать превращение АСЕАН из субрегиональной организации в региональную?
  • 2. Сколько этапов принято выделять в истории развития АСЕАН?
  • 3. Назовите первый международный договор, принятый в рамках АСЕАН, и дайте краткую его характеристику.
  • 4. С какого года в АСЕАН официальные саммиты проводятся раз в три года?
  • 5. Назовите главную задачу, которую ставит перед собой АСЕАН.
  • 6. В каком году был принят Устав АСЕАН, и какие последствия он повлек за собой?
  • 7. Назовите в иерархической последовательности руководящие органы АСЕА, их состав, полномочия и порядок деятельности.
  • 8. За время существования АСЕАН Ассоциация приняла лишь два международных договора, направленных на охрану окружающее среды. Назовите их и дайте им краткую характеристику.

Дополнительная литература

  • 1. Абашидзе, А. X. Институциализация защиты и поощрения прав и свобод человека в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): комментарии к Положению о Межправительственной Комиссии по правам человека АСЕАН / А. X. Абашидзе, А. М. Солнцев // Московский журнал международного права. — 2010. — № 2. — С. 187—200.
  • 2. Копылов, М. Н. Концепция экологически устойчивых городов АСЕАН / М. Н. Копылов, К. Т. Нгуен // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений: тезисы докладов научно-практической конференции / под общ. ред. Е. Л. Мининой. — М.: МГУЛ, 2013.
  • 3. Копылов, М. Н. Международное сотрудничество в борьбе с лесными пожарами — вклад в обеспечение экологической безопасности региона АСЕАН // Использование и охрана лесов: проблема реализации законодательства: сб. статей / М. Н. Копылов, К. Т. Нгуен; отв. ред. Е. Л. Минина. — М.: ИД Юриспруденция, 2012.
  • 4. Нгуен, К. Т. АСЕАН: Экология, политика, международное право / К. Т. Нгуен; под ред. М. Н. Копылова. — М.: АДС Групп, 2013.
  • 5. Солнцев, А. М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека: монография / А. М. Солнцев. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015.
  • 6. Солнцев, А. М. Международное право — International Law. — 2010. — № 2. — С. 28—31.
  • 7. Carolyn, L. Gates, Mya Than. ASEAN Enlargement: impacts and implications / L. Carolyn. — Institute of Southeast Asian Studies, 2001.
  • [1] См.: The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration). Bangkok, Thailand, 8 August 1967. URL: http: // cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1967%20ASEAN°/o20Declaration-pdf.pdf.
  • [2] См.: Zone of Peace, Freedom and Neutrality Declaration. Kuala-Lumpur, Malaysia, 27November 1971. URL: http: // cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1971%20Zone%20of°/o20Peace%20Freedom%20and°/o20Neutrality%20Declara tion-pdf.pdf.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой