Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Действие уголовного закона в пространстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из общего правила полного действия уголовного закона в пределах территории государств международными договорами РФ предусмотрен ряд исключений. Во-первых, в пределах территориальных вод РФ иностранные торговые и коммерческие суда, эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают правом свободного прохода, что значительно ограничивает юрисдикцию прибрежного государства. В соответствии со ст. 27… Читать ещё >

Действие уголовного закона в пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для разрешения вопросов, возникающих при определении пространственных пределов действия национального уголовного законодательства, в мировой практике выработано четыре ключевых принципа — территориальный, гражданства, реальный и универсальный.

Территориальный принцип является базовым и заключается в том, что применению подлежит уголовный закон места совершения преступления вне зависимости от гражданства лица, его совершившего. Свое законодательное отражение этот принцип нашел в ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Таким образом, по общему правилу, если преступление совершено на территории РФ, то уголовную ответственность по УК РФ несут как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и подданные и лица без гражданства.

Понятие места совершения преступления в уголовном законодательстве не определено. В теории уголовного права по аналогии с определением времени совершения преступления (ч. 2 ст. 9 УК РФ) обычно предлагается понимать место совершения преступления как место совершения деяния[1]. Однако ряд специалистов, основываясь на нормах международного права, трактует понятие места совершения преступления шире, включая в него территорию того государства, где было совершено не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а при совершении преступления соучастниками — территорию того государства, в котором они осуществляли свои преступные роли[2]. Широкий подход, действительно, выглядит предпочтительнее в свете ст. 7 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., в соответствии с которой запрашиваемая сторона может отказать в выдаче лица, требуемого в связи с преступлением, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве ее территории.

К территории РФ относится суша в пределах государственных границ, внутренние и территориальные морские воды (12 морских миль от линии наибольшего отлива), недра под ними, а также воздушное пространство над ними. В соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» таковой является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации. Глубина недр, на которую распространяется юрисдикция России, определяется технической возможностью разработки и нормативно не урегулирована. Высота воздушного столба, относящегося к территории государства, также нормативно не определена. Согласно международному обычаю граница между воздушным и космическим пространством, на которое распространяется международная юрисдикция, находится на уровне 100 миль над уровнем Мирового океана (на этой высоте возможно наинизшее свободное орбитальное вращение космического аппарата).

Из общего правила полного действия уголовного закона в пределах территории государств международными договорами РФ предусмотрен ряд исключений. Во-первых, в пределах территориальных вод РФ иностранные торговые и коммерческие суда, эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают правом свободного прохода, что значительно ограничивает юрисдикцию прибрежного государства. В соответствии со ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море, за исключением случаев, когда совершенным на борту судна преступлением каким-либо образом нарушены интересы прибрежного государства. Во-вторых, в соответствии со ст. 3, 4 Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, заключенной в г. Токио 14 сентября 1963 г. (далее — Токийская конвенция 1963 г.), если преступление совершено на борту воздушного судна, находящегося в полете, юрисдикцию осуществляет государство регистрации воздушного судна, за исключением случаев, когда каким-либо образом затронуты интересы государства, в воздушном пространстве которого находится воздушное судно.

При определении уголовной юрисдикции государств следует различать собственно территорию государства (суша, внутренние и территориальные воды и воздушное пространство над ними в пределах государственной границы), в пределах которой государство осуществляет полную юрисдикцию, и пространства, в которых суверенные права и юрисдикция государства осуществляются в ограниченной мере. По своему статусу к территории РФ приравнены гражданские морские и воздушные суда, приписанные к порту РФ, в открытом водном и воздушном пространстве, если иное не предусмотрено международным договором РФ, а также военные корабли и военные воздушные суда вне зависимости от места их нахождения (ч. 3 ст. 11 УК РФ). В соответствии со ст. 1 Токийской конвенции 1963 г. к военным приравнены воздушные суда, находящиеся на полицейской и таможенной службе.

Применительно к морским районам (исключительной экономической зоне и континентальному шельфу) государство обладает ограниченными суверенными правами, в том числе и в сфере уголовной юрисдикции. Исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря; внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ[3]. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Суверенные права Российской Федерации как прибрежного государства связаны с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, созданием искусственных сооружений, а также защитой окружающей среды. Уголовная юрисдикция РФ в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа распространяется лишь на преступления, связанные с нарушением указанных исключительных прав государства, и в этом плане имеет специальный ограниченный характер.

По кругу лиц уголовная юрисдикция государства может быть ограничена и в сфере его исключительного территориального суверенитета. Это касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом от уголовного преследования (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Вопрос об уголовной ответственности указанной категории лиц разрешается в соответствии с нормами международного права (в частности, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.). В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, в частности, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или нс проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. Дипломатический иммунитет не является абсолютным. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от него может отказаться аккредитующее государство (но нс само лицо), что делает возможным применение уголовного закона государства места совершения преступления. В случае сохранения иммунитета государство пребывания вправе объявить дипломатического представителя персоной нон грата (persona non grata) и предложить ему покинуть свою территорию. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. По возвращении в родное государство данное лицо в случае совершения общеуголовного преступления при соблюдении условия двойной криминальности подлежит уголовной ответственности по закону аккредитующего государства.

Ситуация распространения уголовной юрисдикции государства на собственных граждан, совершивших преступления в иностранных государствах, именуется в уголовном праве принципом гражданства. Гражданство как устойчивая правовая связь между государством и гражданином не прерывается в период нахождения последнего вне пределов территориальной юрисдикции. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Действие уголовного закона в данной ситуации распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на постоянно проживающих в России лиц без гражданства. Лицо без гражданства — физическое лицо, нс являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Постоянно проживающим в России признается лицо без гражданства, получившее вид на жительство. Принцип гражданства применяется при соблюдении ряда условий: 1) место преступления — оно должно быть совершено вне пределов территории Российской Федерации и приравненных к ней пространств; 2) характер преступления — деяние должно посягать на интересы, охраняемые УК РФ; 3) в отношении этого лица по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (об осуждении, оправдании, освобождении от уголовной ответственности или наказания).

Особой разновидностью принципа гражданства является принцип покровительственного (специального) режима, определяющий уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства. В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ данная категория лиц несет уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Примером может служить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан. Статья 3 данного Соглашения определяет, что Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция таджикистанской стороны, применяется ее законодательство и действуют се компетентные органы. Подобное решение вопроса является типовым для случаев дислокации воинских частей и формирований российских Вооруженных Сил на территории иностранного государства.

Реальный принцип действия закона в пространстве именуется также принципом защиты, что вполне объяснимо.

Его основное назначение — осуществлять защиту интересов государства и граждан государства, в случае если им причинен вред или они поставлены в опасность причинения вреда в результате совершения преступления иностранным гражданином (лицом без гражданства, постоянно не проживающим в России) вне пределов территории Российской Федерации. Содержание данного принципа отражено в ч. 3 ст. 12 УК РФ: иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно в России нс проживающие и совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, могут быть привлечены к ответственности по УК РФ, если совершенное ими преступление направлено против интересов Российской Федерации, российских граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России. Интересы Российской Федерации в данном контексте следует понимать исключительно как государственные интересы — политические, экономические, валютные, миграционные. Интересы российских граждан и постоянно проживающих в России апатридов включают в себя как личные, так и имущественные интересы. Обеспечение принципа справедливости требует, чтобы эти лица за данное преступление не были осуждены в иностранном государстве.

В ч. 3 ст. 12 УК РФ также нашел отражение универсальный принцип действия закона в пространстве. В соответствии с ним иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, несут ответственность по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России. В случае действия универсального принципа применению подлежит уголовный закон государства места привлечения к ответственности вне зависимости от гражданства лица, совершившего преступление, и территории совершения преступления. Универсальный принцип действия национального уголовного закона в пространстве является отражением международно-правовых обязательств России как самостоятельного субъекта международного права в сфере борьбы с преступностью. В современном мире преступность воспринимается как глобальная угроза нормальному развитию человечества. Государства осознают ограниченность мер, ими предпринимаемых, и объединяют свои усилия в борьбе с преступностью.

Универсальный принцип распространяет свое действие на две группы преступлений — международные преступления и преступления международного характера. Международные преступления — наиболее опасные деликты, посягающие на сложившийся мировой правопорядок, мир между народами и безопасность всего человечества, совершаемые, как правило, высшими должностными или иными официальными лицами государств. Римский статут Международного уголовного суда к данному виду преступлений отнес преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии. Преступления международного характера — общеуголовные преступления, совершаемые, главным образом, частными лицами, признанные преступными в международных многосторонних договорах; в числе таких преступлений: международный терроризм; рабство и преступления, примыкающие к рабству; подделка денежных знаков и их распространение; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконный оборот опасных или других отходов; обращение порнографической продукции и торговля ею; преступления в сфере нелегальной иммиграции; пиратство и др. Осуществление уголовного преследования в случае совершения международного преступления или преступления международного характера на территории РФ возможно лишь в случае, если лицо не было осуждено за данное преступление на территории иностранного государства.

  • [1] Иногамова-Хегай Л. В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений. С. 56.
  • [2] См.: Курс уголовного права: Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении: учебник для вузов / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 96; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Рарог. М.: Проспект, 2011. С. 17.
  • [3] Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой