Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыка и общество. «Три кита» в познании действительности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переосмысление и изменение ценностных ориентаций, связанных с преобразованиями, происходящими в обществе, ставят новые проблемы перед музыкальной педагогикой. Сегодня все понимают роль современной академической музыки. Но звучит она крайне мало и в очень ограниченном кругу слушателей. Талантливые сочинения для детей А. Шнитке, Э. Денисова, В. Гаврилина, отражающие современность, новый пласт… Читать ещё >

Музыка и общество. «Три кита» в познании действительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многообразие содержания музыкального искусства делает его эффективным средством социализации детей. Ведущие функции музыки — познавательная, нравственно-эстетическая, коммуникативная, социокультурная — напрямую связаны и помогают в решении задач интеллектуального развития дошкольников, развития нравственно-эстетической сферы личности, формирования коммуникативной культуры ребенка-дошкольника. Само музыкальное произведение есть диалог с жизнью, со слушателем. Д. Б. Кабалевский разработал концепцию вхождения детей в мир музыки через бытовые жанры — песню, танец, марш, и назвал их «тремя китами», на которых держится вся музыкальная культура общества. Первичные бытовые жанры музыки приводят нас в оперу, балет, симфонию.

Мы узнаем из симфоний и песен М. Глинки, исторических опер М. Мусоргского, балетов и опер П. Чайковского, кантат и ораторий С. Прокофьева об истории России, обрядах и обычаях, узнаем, о чем думал и мечтал человек в разные периоды развития общества. Созданные композитором объективно значимые артефакты превращаются в духовное наследие самой личности.

Воспитательные возможности классической музыки отмечали многие исследователи и педагоги. Хорошо известен опыт В. Н. Шацкой и С. Т. Шацкого, использующих музыкальные произведения в формировании нравственных ориентиров детей.

Слушая «Времена года» А. Вивальди, дети узнают, как «звучала» эпоха Возрождения, каким был человек и как он жил и трудился. Интонации «Утренней молитвы» (Детский альбом) П. Чайковского заставляют почувствовать духовность и особые семейные ценности — любовь, доброту, внимание друг к другу. Песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, осуществляют связь поколений. Поразителен интерес, возникший у детей после прослушивания симфонической картины «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Вопросы и высказывания о музыке детей (старший возраст) подтвердили их слушательский потенциал, готовность к постижению духовных ценностей. «Я слышал, как поет русская дружина», педагог: «Почему ты так решил?», «Мелодия такая, напевная». В музыкальной науке есть такое понятие, как «эмоциональная отзывчивость на музыку», т. е. переживания музыки как определённого содержания в процессе её восприятия. Происходит эмоциональное освоение действительности. Сама эмоция рассматривается как духовная ценность. В музыкальных сочинениях разных стилей и эпох кодируется смысл культуры через перевод в интонацию. Так создается система культурных смыслов, осознаваемая человеком через музыкальную интонацию.

Сила музыки в том, что в отличие от других искусств (живопись, скульптура) в ней ярко показана эмоциональная сторона психических переживаний человека. И через эти переживания идёт отражение образов окружающей действительности. Эмоциональный язык музыки воздействует на чувства, мышление человека, учит ощущать внутренний мир себя и других людей. Через «умные эмоции» (Л.С. Выготский) у ребенка-слушателя складывается эстетическое отношение к действительности: сопереживание природе, героям произведений и событиям истории, другому человеку. Искусство музыки, являясь носителем и ярким выразителем национальных и общечеловеческих ценностей, формирует у детей определенные эмоциональные эталоны. Они различают солдатский марш, «потому, что они идут с винтовками и они идут строем», а марш физкультурников — «веселый, задорный, они сильные и спортивные». «Мама поет колыбельную нежно, ласково. Она меня любит и я ее тоже».

Все ли музыкальные произведения, художественные по форме и содержанию, обладают социально-ценностным потенциалом?

Однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным в силу разных подходов к оценке и функциям музыкального искусства. Мы же ограничимся показателями, необходимыми при формировании у детей эстетического отношения к окружающему миру, к искусству музыки, к самому себе:

  • • яркость и доступность музыкальных образов, отражающих понятные ребёнку явления окружающей его действительности;
  • • динамичность музыкального языка, выразительность интонационного развития;
  • • гармония музыкальной формы и содержания произведения.
  • • многообразие содержания музыкальных произведений, позволяющее их использование в различных образовательных областях.
  • • опора на «трех китов» — песню, танец, марш, что помогает детям не отторгать музыкальные эталоны классической музыки.

Художественный музыкальный репертуар усиливает эффект формирования личности ребёнка через развитие эстетических чувств и эмоций, эстетических и этических понятий и оценок. К ребёнку приходит понимание прекрасного, создаются условия для присвоения музыкального опыта. Присвоение музыкальных ценностей предполагает актуализацию ценностного потенциала произведений разных композиторских школ и направлений.

Постижение при слушании ребёнком языка музыки, помогает понять индивидуальность композитора, с которым ребёнок знакомится, время и эпоху создания, что, в свою очередь, даёт понимание музыки как «звучащей истории», подчёркивает её социальную функцию. Полярное содержание двух пьес — одиночество и радость — заставляет детей задуматься и размышлять о судьбах людей («Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик» Ф. Шуберта).

Какие большие возможности для формирования чувств, понимания эстетической и социокультурной функций музыки? Однообразное, монотонное звучание механического органчика и скорбных эмоций, отчаянья в человеческом голосе. Инструмент природный и инструмент рукотворный. Как много может почувствовать и узнать о жизни ребёнок, открытый музыке. Через музыкальные произведения дети понимают связь музыкальной интонации и человеческой речи, находят истоки разговорной и музыкальной интонации в окружающей действительности. Обратим особое внимание на произведение П. Чайковского «Зимний вечер». Среди детского шума и веселья диссонансом звучат слова: «Но не всем такое счастье Бог дает. Есть на свете много бедных и сирот» и далее: «Если приведется встретить вам таких, вы, как братьев, детки, приголубьте их». Так было в семье самого композитора, в большинстве семей прошлого. Хочется надеяться, что и современные дети чувствуют нравственный призыв к милосердию и сочувствию всем детям, независимо от их социального положения.

Переосмысление и изменение ценностных ориентаций, связанных с преобразованиями, происходящими в обществе, ставят новые проблемы перед музыкальной педагогикой. Сегодня все понимают роль современной академической музыки. Но звучит она крайне мало и в очень ограниченном кругу слушателей. Талантливые сочинения для детей А. Шнитке, Э. Денисова, В. Гаврилина, отражающие современность, новый пласт общественной жизни почти не известны. Их ценностный потенциал остается не раскрытым, не востребованным. У Д. Кабалевского есть песни, которые композитор назвал «философскими беседами», например, «Самое трудное», «Морщины» (поэт В. Викторов). Чувство раскаяния, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся морщины у взрослых людей?». Приведенные примеры свидетельствуют о неисчерпаемых возможностях музыкальных произведений в социализации ребенка-дошкольника.

Подбирая репертуар к образовательной области «Музыка» (блок «Художественно-эстетическое развитие» в программе «Счастливый ребенок»), мы старались помочь детям через музыкальные произведения учиться жить в обществе и понимать окружающую действительность (музыкальные портреты — «Папа и мама» В. Ребикова, «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Попрыгунья», «Упрямец» Г. Свиридова…), узнать больше о своей стране и других странах (хор «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», «Песня о Москве» Т. Хренникова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова, «Шар земной — это наш дом» Е. Адлера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой