Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Здесь же определено, что информация… Читать ещё >

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективная сторона преступления включает собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183 УК РФ), а также незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Таким образом, в статье объединены описания двух составов преступлений.

Понятие коммерческой тайны определяется в нескольких нормативных актах. Ранее понятия служебной и коммерческой тайны давались в ст. 139 ГК РФ, в которой определялось, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании (объективный элемент) и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (субъективный элемент). Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. В настоящее время схожее определение дается в Модельном законе о коммерческой тайне, принятом в г. Санкт-Петербурге постановлением 23.11.2012 № 38−22 на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Здесь же определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, — эго сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В ст. 5 названного закона определены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним, в частности, относятся: сведения содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях груда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест и др. Таким образом, похищение, скажем, документов, содержащих указанные сведения, состава преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, не образует.

Содержание налоговой тайны определяется в ст. 102 НК РФ, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за рядом исключений, предусмотренных той же статьей НК РФ. К сведениям, которые не могут составлять налоговую тайну, относятся сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, и др.

Понятие банковской тайны дано в ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности». К банковской тайне закон относит данные об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации, а также иные сведения, устанавливаемые ею, если это не противоречит федеральному закону. Порядок и основания представления сведений, отнесенных к банковской тайне, также определен ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В частности, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в ст. 183 УК РФ информации.

Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, например, документ похитит, фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления) получит, но сделать этого (прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т. п.) не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.

Несколько иначе вопрос о моменте окончания преступления решается в следующем случае. Так, термин «похищение» охватывает все формы этого деяния. Следовательно, если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно ст. 162 УК РФ нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 183 УК РФ, будет считаться оконченным уже с момента нападения, пусть даже фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.

Поскольку ст. 183 УК РФ не защищает объекты преступлений, предусмотренных гл. 23 и 30 УК РФ, то подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать соответственно по ст. 204 или 291 УК РФ.

Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается ст. 183 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК РФ.

Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК РФ, весьма широк. В литературе к ним относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащих ее материальных и электронных носителей, и др. В таких случаях содеянное должно соответственно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК РФ, в частности ст. 138, 272, поскольку ст. 183 УК РФ не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.

В ст. 183 УК РФ применение насилия прямо не названо, однако под незаконными действиями, применяемыми при собирании соответствующей информации, следует понимать и насильственное воздействие. Такое воздействие требует дополнительной квалификации, но соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлена более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 183 УК РФ. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 ст. 183 УК РФ.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел.

Субъект преступления специальный. Им может быть лишь вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое не имеет в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынуждено незаконно добиваться этого доступа.

Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует уяснять путем обращения к упомянутым законам позитивного регулирования. Так, согласно ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, —это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (например, при покупке акций, о скором повышении цены на которые ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, к примеру, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т. д.

В ч. 2 ст. 183 УК РФ говорится о том, что преступно незаконное разглашение и использование сведений без согласия их владельца. Представляется, что последнее указание излишне, поскольку незаконный характер во многом и определяется противоречием таких действий воле владельца сведений. Здесь также надо учитывать, что поскольку УК РФ охраняет только законные интересы, то сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой