Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Действие нормативных правовых актов во времени. 
Обратная сила закона. 
Переживание действия нормативных правовых актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон" (ст. 54 Конституции РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РФ «преступность и наказуемость деяния… Читать ещё >

Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание действия нормативных правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Кроме того, в этом параграфе будут рассмотрены обратная сила (ретроактивность) нормативного правового акта и переживание действия (ультраактивность) нормативного правового акта.

1. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативного правового акта не превышает одного-трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативный правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и более продолжительным.

Так, УК РФ был принят государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., а введен в действие с 1 января 1997 г.

Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативном правовом акте.

Нормативный правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

Так, УК РФ введен в действие с 1 января 1997 г., в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводились в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, но мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний; часть первая ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.

Наконец, один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативных правовых актов высших органов государства в юридическую силу, — момент опубликования. Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признать приемлемой (см.: Малков В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // государство и право. 1995. № 5. С. 28−29).

Введение

в действие законов с момента их опубликования не согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования (в Российской Федерации это десять дней). Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу, однако обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые относятся к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека.

Может быть указан также следующий срок: нормативный правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания. Этот способ не очень удобен применительно к нормативным правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание правовых норм, знакомясь с уже опубликованными документами. Он, как правило, применяется для введения в действие нормативных правовых актов, не имеющих общего значения. В отечественной юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам.

Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативных правовых актов. Общее правило здесь таково: вступление в юридическую силу нормативных правовых актов, имеющих наиболее важное значение (принимаемых прежде всего высшими государственными органами), привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Официальным опубликованием перечисленных актов считается первая публикация полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Например, акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем через месяц после опубликования.

Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

Нередко принимаются специальные постановления о введении акта в действие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное значение. В них могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных актов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; даваться указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, давать иные поручения.

  • 2. Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов во времени:
    • прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может помещаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативного правового акта; отмене устаревших нормативных правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативные правовые акты;
    • фактическая отмена данного нормативного правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Однако по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 1990;е гг. Поскольку при этом перечни актов, утративших силу, или не составляются, или составляются с опозданием, юристы-практики находятся в затруднительном положении;
    • истечение срока, на который был издан нормативный правовой акт, если этот срок был установлен;
    • изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.
  • 3. По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право: «lex ad praetenam non valet» — «закон обратной силы не имеет». Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильности правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, нельзя, например, с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплатить его за какой-то период до этого момента (кстати, такой запрет содержится в ст. 57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»).

Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативного правового акта (обратная сила закона): распространение действия нового нормативного правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. Произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как правило, положение граждан ухудшаться не должно.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Статья 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» гласит: «Действие статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 г. (с этого момента введена в действие часть вторая ГК РФ — В. Л., С. Л.), но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался невозмещенным. Действие статей 1085−1094 указанного Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался невозмещенным» .

Обратную силу имеют также нормативные правовые акты, смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

" Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон" (ст. 54 Конституции РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК РФ «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». В то же время «уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом» (ст. 10 УК РФ).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативного правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 1960;х гг. нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания. Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

4. Рассматривая вопросы действия нормативных правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной силе — на так называемом «переживании» нормативного правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.

Сходное с переживанием нормативных правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативных правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативных правовых актах. В отечественной истории только в XX в. подобная ситуация возникала два раза — в 1917 г. и в 1991 г.

В п. 5 Декрета Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1917 г. «О суде» было записано: «Местные суды… руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов и рабочего и крестьянского правительства, а также программа-минимум РСДРП партии и партии СР» .

В соответствии со ст. 11 Соглашения о создании Содружества Независимых государств «с момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе и бывшего Союза ССР» .

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативного правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативного правового акта и моментом утраты им юридической силы. И во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.

Основные принципы действия нормативных правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных документах, в частности в актах, составляющих Хартию прав человека.

" Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления, но национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено" (ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

" 1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом, не может назначаться более тяжкое наказание, чем-то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника. 2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом" (ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

Действие во времени — наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативных правовых актов во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативного правового акта, и лишь иногда — переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.

В научных исследованиях поднимаются самые разные проблемы временных пределов действия нормативных правовых актов.

Д. Н. Бахрах считает, ч то само понятие «действие нормативного правового акта во времени» следует заменить более точным определением «действие нормы права во времени», поскольку один документ может содержать предписания с различными временными параметрами. Это позволит уточнить соотношение таких явлений, как обратная сила, действие и переживание действия нормы права. Такая позиция в принципе верна и заслуживает поддержки. Следует иметь в виду и то, что в научной и учебной литературе прочно закрепился термин «действие нормативных правовых актов». В згой же работе выделяются типы и принципы действия правовых норм во времени.

Типы действия новой нормы: перспективное — на факты, возникшие после вступления в силу нормативного правового акта, только на новые правоотношения: немедленное — на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения; обратное — на правоотношения, которые возникли до вступления в силу нормативного правового акта. Соотношение действия во времени новой и старой нормы может быть выражено следующим образом: перспективное действие новой нормы — переживание старой, немедленное действие новой нормы — немедленное прекращение действия старой, обратное действие новой нормы — досрочное прекращение действия старой.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

  • • общее правило — немедленное действие правовых норм. Норма, ухудшающая правовое положение граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное действие;
  • • норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу;
  • • исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм (см.: Бахрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. № 2. С. 11−20).

Совершенствованию правового регулирования действия закона во времени посвящена статья А. М. Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во времени, не только в Конституции РФ, но и в отраслевом законодательстве, подобно тому, как это имеет место в УК РФ и КоАП РФ. Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, таковы.

  • 1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в нравах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.
  • 2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него, либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лиц, совершивших деяния до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.
  • 3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него, либо иным образом ухудшающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента официального опубликования и подлежит применению, но истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.
  • 4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон (см.: Медведев А. М. Правовое регулирование действия закона во времени // государство и право. 1995. № 3. С. 69−75).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой