Роль объектов транспортной инфраструктуры в реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года
Транспорт на рубеже 2030 г. станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста национальной экономики, выйдет на конкурентные позиции по удельным транспортным издержкам, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг. Будет достигнут уровень развитых стран по коммерческой скорости и своевременности доставки товаров, доступности транспортных услуг для… Читать ещё >
Роль объектов транспортной инфраструктуры в реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в се конкурентное преимущество.
На решение данной задачи направлена Транспортная стратегия РФ. В ней определены следующие цели развития транспортной системы России.
- 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.
- 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны.
- 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
- 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.
- 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы.
Нс случайно в качестве первой цели определено формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Ее достижение позволит обеспечить динамичный рост экономики России; социальное развитие и укрепление связей между регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте; вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей; повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих с5'бъектов на региональные и международные рынки; рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций; интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев; применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие; единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.
Таким образом, в Транспортной стратегии РФ под развитием транспортной инфраструктуры подразумевается не только развитие транспортных коммуникаций и узлов, но и качественно новый уровень системного развития в рамках единого транспортного пространства в комплексе с товаротранспортной технологической инфраструктурой, транспортной инфраструктурой грузовладельцев, стандартами технической совместимости, а также информационной средой взаимодействия различных видов транспорта.
Предусматривается качественное совершенствование топологии транспортной сети — создание прямых транспортных связей между крупными центрами социально-экономического развития и переход в перспективе к сетевой структуре транспортных коммуникаций с большим количеством альтернативных связей.
Важнейшее значение для реализации инновационного сценария развития страны имеет повышение мобильности населения. Необходимо создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на всех уровнях, в том числе в городах. Приоритетное значение приобретает развитие инфраструктуры и технологий пассажирского транспорта общего пользования.
Развитие транспортных систем крупных городских агломераций становится важным сегментом государственной транспортной политики, которая должна объединить и скоординировать действия федеральных, региональных и муниципальных органов в области градостроительства, землепользования и развития транспорта. Решение транспортных проблем городских агломераций требует расширения использования технологий Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), высокоэффективных инфотелекоммуникационных технологий и интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
В области развития инфраструктуры грузоперевозок большое значение имеют создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов на внутренний водный и морской транспорт, поощрение строительства терминалов, ориентированных на переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт.
В рамках данной цели на первом этапе реализации Транспортной стратегии РФ предусматривается строительство и реконструкция основных направлений автомобильных и железных дорог, скоростных и высокоскоростных железных дорог; развитие инфраструктуры морских и речных портов, внутренних водных путей, аэропортов и аэронавигационной системы; ликвидация наиболее существенных разрывов и узких мест транспортной сети, в том числе в азиатской части России. Будет обеспечено развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, обеспечено их комплексное развитие на основных направлениях перевозок; будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
На последующем этапе реализации Транспортной стратегии РФ будут обеспечены переход к формированию единого транспортного пространства России, создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта. Пропускная способность и скоростные параметры транспортной инфраструктуры будут подняты до уровня лучших мировых достижений, увеличена доля высокоскоростных путей сообщения. С целью формирования современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, планируется создать взаимоувязанную интегрированную систему товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированную систему логистических парков, а также единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса. В ходе развития транспортной системы будут освоены инновационные технологии строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.
Таким образом, стабильная транспортная инфраструктура с гарантированными нормативными потребительскими характеристиками позволит транспортному бизнесу развивать парки транспортных средств и применять современные высокоэффективные транспортные технологии. В результате появятся условия для развития на всех видах транспорта современных безопасных, доступных, высококачественных и конкурентоспособных транспортных услуг.
Основные показатели развития транспортной инфраструктуры, предусмотренные Транспортной стратегией РФ, приведены в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Показатели развития транспортной инфраструктуры до 2030 г.
Показатель. | Ед. изм. | |||||
Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования. | ||||||
— федерального значения: | тыс. км. | 3,6. | 6.7. | 9,6. | 26,2. | 62,0. |
ввод новых участков. | тыс. км. | 1,8. | 2,7. | 3,4. | 7,6. | 23,6. |
ввод реконструируемых участков. | тыс. км. | 1,8. | 6,2. | 18,6. | 38,4. | |
— регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета): | тыс. км. | 6,5. | 11,6. | 24,4. | 97,8. | 163,8. |
ввод новых участков. | тыс. км. | 1.3. | 2.3. | 8.3. | 28,3. | 58,3. |
ввод реконструируемых участков. | тыс. км. | 5,2. | 9,3. | 16,1. | 69,5. | 105,5. |
Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций*. | ||||||
— скоростных железнодорожных линий**. | тыс. км. | 1,250. | 1,787. | 3.044. | 4.716. | 6.942. |
— высокоскоростных железнодорожных линий. | тыс. км. | 1.462. | 1,462. | 2,933. | 4,253. | |
— автомагистралей I категории. | тыс. км. | 2,263. | 3,678. | 5,064. | 11,672. | 32,246. |
— линий транспорта общего пользования (метро, скоростной трамвай (LRT), скоростной автобус (BRT)) в городских агломерациях. | тыс. км. | 0,115. | 0,205. | 0,285. | 0,390. | 0,540. |
Мощность морских портов. | млн т в год. | |||||
Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос*. | ед. | |||||
Создание мультимодальных логистических центров в транспортных узлах*. | ед. |
* Нарастающим итогом с 2011 г.
** С 2010 г.
Строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры позволят существенно увеличить протяженность транспортных коммуникаций и качество их работы. Основные показатели, характеризующие транспортную инфраструктуру и их рост, приведены в табл. 1.9.
Таблица 1.9
Изменение характеристик транспортной инфраструктуры до 2030 г.
Показатель. | Ед. изм. | |||||
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего. | тыс. км. | 1286,6. | 1299.9. | 1330,1. | 1385,8. | |
В том числе: федерального значения. | тыс. км. | 53,2. | 54,8. | 57,1. | 62,3. | 82,8. |
регионального или межмуниципального значения. | тыс. км. | 495,8. | 496.8. | 502.8. | 522,8. | |
местного значения. | тыс. км. | |||||
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории в обшей протяженности автомобильных дорог федерального значения. | %. | 7,7. | 9.0. | 10.1. | 16,9. | 25,8. |
Перевалка грузов портами России: морскими портами. | млн т в год. | |||||
речными портами. | млн т в год. | |||||
Протяженность внутренних водных путей, всего. | тыс. км. | 101,6. | 101,6. | 101,6. | 101.6. | 101,6. |
В том числе с гарантированными габаритами судовых ходов. | тыс. км. | 48,4. | 54.6. | |||
Создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях и на федеральных трассах: протяженность участков транспортной сети, оборудованных интеллектуальными транспортными системами, обеспечивающими управление транспортными потоками. | км. | |||||
удельный вес от общей численности крупных и крупнейших городов РФ (с численностью населения свыше 1 млн чел.), оснащенных ИТС. | %. |
Будет создана опорная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющих все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, с преобразованием структуры дорожной сети из радиальной в сетевую.
По автомобильным дорогам федерального значения, входящим в состав международных транспортных коридоров, на наиболее загруженных направлениях будет обеспечен проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 т.
Реализация целей Транспортной стратегии РФ обеспечит удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития российской экономики и общества в качественных конкурентоспособных транспортных услугах. Планируется снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 г. (по инновационному варианту — на 30%, по базовому — на 15%); увеличение коммерческой скорости продвижения товаров автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении (по инновационному варианту — до 1100 км/сут, но базовому — до 750 км/сут), железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки) (по инновационному варианту — до 800−1700 км/сут, по базовому — до 665−1520 км/сут). К 2030 г. произойдет увеличение экспорта транспортных услуг (по инновационному варианту — в 5,7 раза, но базовому — в 3,9 раза), транзитных перевозок через территорию России (по инновационному варианту — с 28 млн т до 85 млн т, по базовому — до 68,5 млн т).
Предусматривается внедрение инновационных товаротранспортных технологий, соответствующих лучшим мировым достижениям, обеспечение оптимизации технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 г. сократятся сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении по сравнению с 2006 г. (по инновационному варианту — на 25%, по базовому — на 15%).
Транспорт на рубеже 2030 г. станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста национальной экономики, выйдет на конкурентные позиции по удельным транспортным издержкам, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг. Будет достигнут уровень развитых стран по коммерческой скорости и своевременности доставки товаров, доступности транспортных услуг для населения. Формирование единой транспортной системы России, ее интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных услуг внутри страны, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах.