Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контроль за поведением лиц, освобожденных от наказания условно-досрочно

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Думается, испытательный срок при УДО от основного наказания в перспективе следует дифференцировать не только по тяжести совершенного преступления и размеру наказания, назначенного судом, но и, но виду повторного преступного поведения. Для лиц, совершивших преступления впервые, этот срок можно предусмотреть, например, в размере фактически отбытого основного наказания. Для повторно совершивших… Читать ещё >

Контроль за поведением лиц, освобожденных от наказания условно-досрочно (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контроль за поведением лиц, освобожденных от наказания условно-досрочно, осуществляется в целях недопущения рецидива преступного поведения, обеспечения нормальной адаптации их к условиям «свободного пространства», оказания помощи в приобщении к самостоятельной жизни, в решении социально-бытовых проблем, трудоустройстве и т. д. В случае возложения на лиц, освобожденных условно-досрочно, соответствующих обязанностей специально уполномоченный на то государственный орган (а в отношении военнослужащих — командование воинских частей (учреждений)) контролирует их выполнение.

Законодатель, увы, до сих пор не решил, какой орган должен осуществлять контроль за условно-досрочно освобожденным от наказания (см. ч. 6 ст. 79 УК РФ). От этого проблема эффективного прохождения испытательного периода указанными лицами и рецидива их преступного поведения обостряется еще больше. Между тем некоторые авторы предложили создать центры социальной адаптации для освободившихся осужденных (центры временного проживания), а также продумать систему льгот для предпринимателей, принимающих на работу условно-досрочно освобожденных от наказания лиц (например, не брать налоги за этих лиц)1.

По-прежнему распространена практика УДО от наказания осужденных лиц, сохраняется тенденция роста уровня рецидива среди освобожденных. Однако контроль государства за поведением досрочно освобожденных в течение испытательного срока слаб[1][2], система испытательных сроков не имеет прочного научного обоснования.

Научные исследования других авторов показали, что рецидив среди условнодосрочно освобожденных, за которыми установлено наблюдение, намного ниже, но сравнению с рецидивом среди таких лиц, за которыми данный надзор не установлен[3].

Слабый контроль государства за условно-досрочно освобожденными от наказания лицами проявляется и в издании, применении актов об амнистии в отношении этих лиц. Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 18.06.1992 № 3075−1 «Об амнистии» безусловно освобождено от прохождения испытательного периода 86,2% лиц, условно освобожденных от наказания с испытательным сроком, а также осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, от числа всех освобожденных от наказания по данному акту (подробнее см. в § 4 гл. 39). Условно-досрочно освобожденные от наказания являлись адресатами последующих актов об амнистии. Одно из последних постановлений ГД ФС РФ от 02.07.2013 № 2559−6 ГД «Об объявлении амнистии» в п. 2 также предписывает правоприменителям безусловно освободить от наказания всех условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания.

Действующее уголовное законодательство не установило для условно-досрочно освобожденного от наказания лица специального испытательного срока. Таковым по сути является неотбытая часть наказания (см. ч. 7 ст. 79 УК РФ). Таким образом законодатель предусмотрел более короткий испытательный срок лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления, по сравнению с указанным сроком лицам, совершившим менее тяжкие преступления. И это при том, что данные лица, как правило, в большей мере подвержены негативному влиянию преступной среды, деструктивным установкам преступного поведения, нежели последние.

Итак, возникла проблематичная [и парадоксальная] ситуация: чем меньше неотбытая часть наказания, тем меньше испытательный срок; чем опаснее преступник, тем меньше период наблюдения за ним.

Думается, испытательный срок при УДО от основного наказания в перспективе следует дифференцировать не только по тяжести совершенного преступления и размеру наказания, назначенного судом, но и, но виду повторного преступного поведения. Для лиц, совершивших преступления впервые, этот срок можно предусмотреть, например, в размере фактически отбытого основного наказания. Для повторно совершивших преступления этот срок следует соответствующим образом индексировать — повышать указанный размер [по аналогии с предложением о повышении минимально отбытого срока наказания]. Причем важно предусмотреть возможность досрочного прекращения испытания при положительной динамике поведения испытуемого лица в течение продолжительного времени, например, по прошествии половины испытательного срока.

Досрочное освобождение от наказания потому и называется условным, что суд его применяет с соответствующими условиями (см. ч. 2, 7 ст. 79 УК РФ).

Осужденный может быть досрочно освобожден от уголовного наказания с требованием выполнения возлагаемых / налагаемых на него судом в течение испытательного срока обязанностей / ограничений {условий): а) не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условнодосрочно освобожденного; б) не посещать определенные места; в) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; г) трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации; д) не нарушать общественный порядок, не совершать нового преступления, и т. д. (см. ч. 5 ст. 73 и ч. 2, 6, 7 ст. 79 УК РФ). Данные обязанности / ограничения необходимо выполнять / соблюдать в течение всей оставшейся неотбытой части наказания. Этот период и является испытательным сроком. По его окончании контроль за условно освобожденным лицом автоматически прекращается. Закон не предусмотрел возможности продления этого срока или его сокращения.

Срок неотбытого наказания исчисляется в годах, месяцах и днях.

Суд по представлению органов, указанных в ч. 6 ст. 79 УК РФ, постановляет об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания в случаях: а) нарушения осужденным лицом общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание; б) злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на данное лицо судом при УДО от отбывания наказания, а равно от назначенных судом ПММХ (см. и. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ).

Нарушением общественного порядка как основанием отмены УДО выступает любое административное правонарушение, сопровождаемое противоправными действиями на улицах, в подъездах жилых домов, в организациях, учреждениях и в других общественных местах, за которое последовало административное взыскание. Таковыми являются, например, мелкие хищения в учреждениях или организациях, нарушения правил безопасности движения транспорта, неправомерное поведение, вызвавшее скандал с соседями по жилыо (мелкое хулиганство) и т. д.

Злостным уклонением от исполнения обязанностей следует считать повторное нарушение возложенных судом на условно-досрочно освобожденное лицо обязанностей после вынесения контролирующим органом предупреждения в письменной форме о возможности отмены УДО1. При наличии указанных фактов суд по представлению контролирующего органа может принять постановление об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

Если суд откажет в УДО лица от отбывания наказания, то повторное внесение в суд соответствующего ходатайства возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе, а в отношении осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы, — не ранее чем по истечении трех лет1.

Лицо, направленное в исправительное учреждение или исправительный центр в связи с отменой УДО, может вновь обратиться с ходатайством об УДО от отбывания наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене УДО (см. ч. 12 ст. 175 УИК РФ).

Отказ суда в УДО от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (см. ч. И ст. 175 УИК РФ).

В случае совершения условно-досрочно освобожденным лицом в течение срока неотбытой части наказания нового, притом тяжкого или особо тяжкого преступления, за которое оно подлежит уголовной ответственности, УДО отменяется и к вновь назначенному наказанию в соответствии со ст. 70 УК РФ присоединяется (полностью или частично) неотбытая (по предыдущему приговору) часть наказания (см. п. «в» ч. 7 ст. 79 УК РФ). При этом специального решения об отмене УДО (в отличие от решения об отмене условного осуждения) не требуется[4][5].

Вопрос об отмене либо о сохранении УДО от отбывания наказания в отношении осужденного лица, совершившего преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, разрешается судом. Если суд принимает решение об отмене УДО, то наказание осужденному назначается также по правилам ст. 70 (см. п. «б», «в» ч. 7 ст. 79 УК РФ).

  • [1] См.: Кукушкин Я., Курченко В. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. С. 4.
  • [2] Думается, что для осуществления контрольных функций необходим специально обученныйпрофессионал — субъект наблюдения за досрочно освобожденным от наказания лицом. Таким субъектом мог бы стать специалист по вопросам профилактики преступной деятельности, наделенныйсоответствующими властными полномочиями.
  • [3] См.: Уголовное право. Часть Общая: учеб, пособие в 4 т. Екатеринбург: УрГЮА, 1995. Т. 4: Освобождение от уголовной ответственности и наказания: основания, виды и последствия. С. 87.
  • [4] См. ч. 10 ст. 175 УИК РФ. Подробнее см. в п. 16, 17 постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 21.04.2009 № 8.
  • [5] См. абз. 5 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 20 «О некоторыхвопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой