Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационных технологий в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящие в культуре информационного общества изменения негативного характера — компьютерная наркомания (увлечение компьютерными играми, пропагандирующими агрессию и насилие, Интернет-зависимость) виртуализация общения, возникновение асоциальных субкультур, виртуальных сообществ (хакеры, любители порнографии, экстремисты и т. д.), компьютерная преступность и др — могут привести… Читать ещё >

Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационных технологий в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования современных информационных технологий в научно — педагогической литературе

Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы Интернета используются на уроках в школе, на занятиях в колледжах и вузах. Появилась и новая форма обучения — дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий. Проблема получения информации по любой теме перестала быть актуальной не только для жителей больших городов, где всегда был доступ к источникам, но и для самых отдаленных населенных регионов. Главное, чтобы был доступ в Интернет. В настоящее время все большее распространение постепенно приобретает и беспроводной Интернет. Таким образом, даже в совершенно безлюдных местах появляется возможность связи со всем миром [2, 33].

Очевидно, что для эффективных информационных и коммуникационных технологий необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач целесообразно (с точки зрения педагогики и психологии) воспользоваться той или иной из них. В педагогической практике выбор того или иного метода или средства обучения определяется, с одной стороны, спецификой учебного предмета, конкретно решаемой дидактической задачей, а с другой — дидактическими свойствами конкретных средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии рассматриваются нами именно как средства организации познавательной деятельности учащихся.

Уже в наши дни подавляющее большинство сфер деятельности человека связано с широким использованием средств этих технологий.

Приходится принимать во внимание, что информационные технологии постоянно и стремительно совершенствуются.

Современное общество, по мнению многих исследователей (д. Белл, А. Тоффлер, В. П. Зинченко, Л. Ф. Кузнецова, Н. Н. Моисеев, И. Р. Пригожин, В. С. Степин и др.) находится в стадии, когда уже намечается переход от индустриального типа к информационному, сущностными чертами которого являются:

  • — информация и информационные технологии, как стратегический фактор развития производительной силы современного общества;
  • — повышение роли информационного сектора, как в сфере услуг, так и в производственной сфере в целом;
  • — актуализация информации, знаний и квалификация субъекта как главного фактора власти и управления;
  • — изменение роли личности как главного источника обновления мира
  • — расширение культуры, обусловленное проявлением информационных черт традиционных культур (новая коммуникация) и возникновением новых культур (культура электронных СМИ, экранная, сетевая и др);
  • — изменение статуса науки, приобретение ею новой интегративной функции, которая предполагает использование научных знаний в различных сферах человеческой деятельности, целостность научного знания; гуманизацию науки и переосмысление ее роли и места в развития и человечества; преодоление узкой дисциплинарности;
  • — возникновение информационно-экологических проблем: угроза психофизическому здоровью человека, компьютерная зависимость разного рода, информационная безопасность личности и общества, компьютерная преступность [3, 201].

Изменения в обществе связаны с изменениями в культуре, особенности которой определяются системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую жизнедеятельность в рамках определенного типа общества. В связи с этим определяют некоторые тенденции развития культуры в информационном обществе, обусловленные системным полифункциональным распространением в различных сферах жизнедеятельности человека трех информационных технологий: мультимедиа, гипертекста и коммуникации.

Рассмотрение культуры как текста (М.М. Бахтин, Ю. М. Лотман и др.) предусматривает диалог, понимание толкование, что связано с широким использованием в культуре и современной науке герменевтических подходов. Новые способы отображения текста с помощью информационных технологий расширяют социокультурный диапазон [4, 12].

Мультимедиа обеспечивают переход от жестко фиксированного текста, характерного дня классической письменной культуры, к «мягкому» — на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиа-текста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств, в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней.

Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста, возможность создания книги «тысячи и одного автора») интертекстом, взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъемкость гипертекста. Главной характеристикой гипертекста является не протяженность, а нелинейность, связанность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры.

Самой важной чертой технологий мультимедиа и гипертекста является то, что они охватывают большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии; их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой; обеспечивают комплементарность рационально-логического и эмоционально-образного мышления.

Компьютерная коммуникация предполагает культурный полиморфизм, открывающий простор для трансформации монолога в диалог и полилог (природа-культура, культура-общество, наука-искусство, культура элитарная и массовая, восточная и западная, национальная и г. п.). Человек в информационном обществе осваивает виды опыта владения своими и чужими ценностями, что стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой, взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.

Обнаруженный исследованиями феномен формирования виртуальных сетевых сообществ способствует укреплению культурно доминирующих социальных связей, росту их глобализации, взаимопроникновению культур, объединенных вокруг общих целей, интересов, мнений.

Однако, как ни прогрессировали культурные коммуникации в информационном обществе, невозможно без потерь переносить духовные ценности из страны в страну, из региона в регион. Нельзя не согласиться с мнением таких исследователей как Э. Касснер, он отмечает, что единый мир культуры интегрирует в себя общечеловеческие ценности; и прав О. Шпенглер, подчеркнувший, что развитие культуры неотделимо от каждого народа, каждого региона, каждой эпохи. С развитием компьютерных коммуникаций сложилась такая социально-культурная ситуация, которая позволяет человеку увидеть культуру в единстве многообразия и воспринять все лучшее, что способны дать этническая, национальная и транснациональная культуры.

В информационном обществе происходит дестандартизация и демассовизация экономической, социальной и духовной жизни. Наместо унифицировано-массовому образу жизни приходят базирующиеся на современных информационных технологиях индивидуализированные потребности и возможности широкого доступа к культурным формам высвобождения творческого потенциала, формирования нового типа деятельностной культуры человека.

Благодаря простоте и доступности языка электронных средств массовой информации транснациональная массовая культура может стать отправной точкой, с которой начнется вхождение человека в мир высокой культуры. Но электронные средства коммуникаций способствуют проявлению в культуре противоположных процессов.

Происходящие в культуре информационного общества изменения негативного характера — компьютерная наркомания (увлечение компьютерными играми, пропагандирующими агрессию и насилие, Интернет-зависимость) виртуализация общения, возникновение асоциальных субкультур, виртуальных сообществ (хакеры, любители порнографии, экстремисты и т. д.), компьютерная преступность и др — могут привести к разрушительным тенденциям в культуре, хаотизации социальной жизни, что связано с колоссальным разрывом между возросшими внешними возможностями и условиями развития человека в человека в информационном обществе, и его неизменившимся внутренним духовным миром. Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры в информационном обществе неотделим от закономерностей филои онтогенеза. В прошлом человек воспринимал определенную структуру ценностей культуры, которая не менялась несколько столетий, регулируя ориентации нескольких поколений. Сегодня на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, под воздействием информатизации изменяется приоритет ценностей в культуре.

Однако переход к новым ценностным ориентирам может быть лишь постепенным, поскольку, будучи уже однажды сформированными, ценности меняются очень редко, т. е. в той степени, в которой новое поколение замещает старое.

Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи называют следующие:

  • • понимание человека как самостоятельно-деятельностной личности, осуществляющей в гармонии с природой и цивилизацией познание и преобразование окружающего мира и стремящейся к новому опыту, к внутреннему удовлетворению;
  • • ценность образования, объективность научного знания, установка на постоянное его приращение;
  • • восприятие природы как закономерного и упорядоченного «поля объектов», выступающих материалом и ресурсами преобразующей деятельности человека на основе ее гуманитарной экспертизы;
  • • ценность инноваций и прогресса;
  • • стремление личности к автономности и сохранение тяготения к общности, принятию участия в совместной выработке решений с участниками информационного взаимодействия;
  • • приоритетность к свободной самореализации, творчества и т. п.

Современному информационному обществу соответствует особый характер человеческой деятельности. Это, прежде всего, инновационно-творческая деятельность, носящая проектировочный характер и предполагающая альтернативность решений в новых информационных условиях, имеющая личностные смыслы в соответствии с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Сегодня все явственнее человек играет роль «фокуса», собирающего, вбирающего мир, сворачивающего его в индивидуальный личностный «микрокосм» и от того, как личность сможет повлиять на себя, на общество, зависит будущее социоестественной истории в ее глобальном, космическом, цивилизованном, экологическом, национальном и других измерениях.

Многократно возрастающая возможность влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества детерминирует вопрос о «верхней границе» соотношения свободы ответственности и самоограничения человека как основных регуляторов его информационной деятельности.

С развитием демократии, беспрецедентным ростом возможностей и свободы личности в информационном обществе, остается действенным едва ли не единственный механизм регуляции поведения человека — его собственная культура. Но в то же время актуализируются проблемы культурной компетентности личности, формирования толерантности к иным культурам и системам ценностей, воспитание социально-ответственной личности с более четкими ценностными ориентирами, адаптации человека к перенасыщаемой информационной среде, предполагающей разумную редукцию избыточной информации, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью.

Разрешение вышеназванных проблем обуславливает необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в новом обществе. Для решения этой задачи образование, ориентиры и приоритеты которого меняются в новых информационных условиях: уточняются цели образования, его мотивы и смыслы, модернизируется содержание образования, выявляется специфика учебной деятельности ученика, преподавательской деятельности в условиях использования компьютера и информационных технологий и т. д. Сама природа формирующегося информационного общества порождает необходимость модернизации образования, главной целью которого становится формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, к успешной социализации человека в постоянно меняющейся, все более взаимосвязанной информационной среде.

Образование — сложное, многогранное понятие, отражающее различные аспекты нелинейного взаимодействия формирующейся личности с обществом в пространстве культуры, т. е. взаимовлияние трех макросистем: личность — культура — общество в новых информационных условиях обуславливает соответствие образования современному уровню развития общества и культуры, его специфике и особенностям, изменению интересов, потребностей, ценностных установок личности. Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить тенденции модернизации образования в информационном обществе, как внутренние, присущие самой системе образования, так и внешние, отражающие взаимовлияние макросистем:

  • — корреляция образования с высокими темпами изменений в системе научных знаний о мире и человеке, реалиях современной культуры;
  • — усиление прогностической направленности образования (концепция опережающего образования);
  • — непрерывность образования (необходимость и доступность образования не только в начале жизненного пути человека, но и на всем его протяжении);
  • — создание единого информационного образовательного пространства страны и интеграция его в мировое;
  • — открытость образования (способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования, взаимодействию учителя и учащихся, к личности ученика и педагога, содержанию образования);
  • — ориентация образования на саморазвитие личности (приоритетная востребованность в новых информационных условиях личностного знания);
  • — личностная ориентация образования;
  • — гуманизация образования (смещение акцента на интересы и роль личности учащегося и педагога; становление субъективных отношений; создание оптимальных условий разностороннего развития личности в новой информационной образовательной среде);
  • — гуманитаризация образования (формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем);
  • — фундаментализация образования (превращение образования в подлинный фундамент материальной, духовной, теоретической и практической деятельности);
  • — деятельностная направленность образования (продуктивность в образовании; возможность создания собственных настоящих, востребованных учебных проектов и продуктов на основе новых информационных технологий, которые становятся основными инструментами профессиональной деятельности человека).
  • — приоритетность креативной деятельности в образовании (передача репродуктивных функций деятельности компьютерным системам обработки информации, информационным технология м расширение поля проектной деятельности в образовании);
  • — этические доминанты, как смыслообразующий стержень образования (обусловленность возрастанием роли личности в информационном обществе);
  • — культуросообразность образования (гармоничность сосуществования человека, общества, природы);
  • — политкультурность образования;
  • — экологизация, природосообразность образования;
  • — развитие и углубление мировоззренческой функции информатики в образовании (формирование информационной картины мира, мировоззрения личности в информационном обществе, обусловленное расширением в социальном направлении предметной области информатики);
  • — становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях, являющихся неотъемлемой частью общей культуры человека — одна из приоритетных задач системы образования [6, 22].

Информационная культура — сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания взаимодействий, взаимоотношений. деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе [7, 131].

Информационная культура личности пронизана информационной деятельностью — процессом, в ходе которого личность преобразует познает информационную среду, делая тем самым себя деятельностным субъектом. а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды — объектом своей деятельности, наиболее полно реализуя в таком деятельности свои способности, потребности и стремления (как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих).

Перечисленные выше изменения в информационном обществе обуславливают необходимость становления информационной культуры педагога. Под информационной культурой педагога понимают проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств.

Модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  • — когнитивно-операциональный,
  • — инструментально-деятельностньий,
  • — прикладной,
  • — коммуникативный
  • — мировоззренческий

Мировоззренческий компонент определяется выработкой у педагога собственной позиции, целостного отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников. Этот компонент связан со знаниями педагога о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества; юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности личности и общества, о достоинствах и недостатках, диагностики и прогнозирования процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Мировоззренческий компонент, проявляется в рефлексии педагогом мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей деятельности как с пользой для других и общества, так и в интересах креативной и личностной самореализации; сочетании личностной свободы, ответственности и самоограничения человека как опыта самореализации в информационной среде обретении собственной позиции в различных ситуациях информационной деятельности, осознанного нравственного выбора личностью индивидуальной точки зрения и линии поведения, и в этом педагог должен быть примером для обучаемого.

Когнитивно-операциональный компонент определяется общими представлениями педагога о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системноинформационным подходом в конкретной предметной области педагога. Этот компонент предполагает наличие у педагога фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, ситуативно обеспечивающих опыт деятельности и ориентировку в информационной среде, оценивая явления и процессы в ней, осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности. Выявление сочетания алгоритмического, системного мышления и выработки нестандартных решений.

Инструментально-деятельностный компонент связан с компетентностью педагога в области методологии, организации разнообразных видов своей информационной деятельности: использование в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных), поиска, обработки, манипулирования; представления, управления и хранения информации; развитость речевой культуры и владение правилами делового общения и творческого сотрудничества, отбор и аккумуляция необходимых сведений о возможностях информационных технологий в удовлетворении профессиональных и общекультурных запросов, общении; владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек-компьютер». Этот компонент проявляется во владении педагогом сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, рефлексии сочетания целей деятельности с постановкой профессиональных и общекультурных задач, и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде.

Сформированность когнитивно-операционального инструментальнодеятельностного компонентов информационной культуры педагога определяет ее ориентировочноинструментальный уровень, т. е. уровень общей компьютерной грамотности. Критериями достижения данного уровня являются универсальность, межпредметность информационной деятельности, ее методологический, инструментальный характер в структуре разнообразных видов деятельности человека. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики осуществления личностью своей информационной деятельности.

Сформированность компонентов ориентировочно — инструментального и прикладного уровней определяет профессионально — прикладной уровень информационной культуры, для которого критерием достижения является владение профессиональной спецификой информационной деятельности (как инвариантной — общепрофессиональной, так и вариативной — с учетом предметной специализации будущего педагога); такая деятельность педагога носит практико-ориентированный характер при решении образовательных задач. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики и стратегии осуществления личностью своей информационной деятельности в педагогической области.

Прикладной компонент определяется представлениями педагога об эффективной информатизации педагогических технологий: владение целостным системным методом ее проектирования, реализации, коррекции и последующего воспроизводства на информационной основе; ориентация ее на развитие личности обучаемого, гуманного отношения к нему; компетентность в области проектирования, применения, адаптации, экспертизы, методического инструментария новых информационных и коммуникационных технологий в образовании; оптимальность их сочетания с другими традиционными видами педагогической деятельности. Этот компонент регулирует деятельность педагога при решении различных задач в информационной образовательной среде и включает в себя мотивационную и практическую готовность к анализу информационной обстановки в сфере своей педагогической деятельности; к гуманному сотрудничеству педагога и ученика в процессе учебной деятельности; их осознанному выбору технологий обучения; к рефлексии и прогнозированию результатов своей информационно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, к постоянной неудовлетворенности достигнутым, поиску все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе.

Коммуникативный компонент предполагает компетентность педагога в гибком и конструктивном видении диалога «человек-человек» (информационная проблематика), «человек-компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек — компьютер-человек"(опыт коллективной и групповой коммуникации и совместной деятельности в информационной образовательной среде), представление об этике, такте и толерантностив компьютерной коммуникации, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Этот компонент проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных культурных профессиональных и др.) контактов и отношений педагога с людьми, окружавшим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем трем типам компьютерного диалога; опыте цивилизованного разрешения конфликтных, сбойных, неопределенных ситуаций технического, психофизиологического, социальною и т. п. характера в компьютерной коммуникации. в целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в информационной среде и формировании его у обучаемых.

Сформированность всех компонентов определяет творческорефлексный уровень информационной культуры педагога. Критериями достижения этого уровня являются интегративный, синтетический. полифункциональный характер информационной деятельности, межпредметность и универсальность которой достигают высокой степени свободной ориентировки в информационной среде, подлинной личностной свободы и творчества в ней. данный уровень информационной культуры педагога связан с его способностью к выработке стратегии целостного осуществления личностью любых видов информационной деятельности в информационной среде на определенной стадии ее развития, наличием целостно-смысловых, рефлексивных аспектов информационной деятельности.

Такая модель информационной культуры педагога предполагает реализацию трех важных направлений в модернизации современного педагогического образования:

  • 1) освоение педагогами современного знания в области информатикии информационных технологий;
  • 2) формирование опыта проектирования и применение собственной целостной информационной педагогической технологии с ориентацией на конкретную предметную область, в которой специализируется будущий педагог;
  • 3) формирование мировоззрения педагога о глобальном информационном пространстве и информационных взаимодействиях в нем, что обусловлено тенденцией усиления в информационном обществе роли личности как нравственной основы бытия человека. [9, 65].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой