Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Речевой жанр «портрет творческой личности»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Давая определение речевого жанра, мы также обращаемся к М. М. Бахтину. В своей работе «Проблема речевых жанров» он пишет, что «использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний участников той или иной области человеческой деятельности. Эти высказывания отражают специфические условия и цели каждой такой области не только своим содержанием (тематическим) и языковым… Читать ещё >

Речевой жанр «портрет творческой личности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование медиатекста и медиадискурса закономерно концентрируется вокруг языковых, речевых, жанрово-стилистических, проблемно-тематических, композиционных, семиотических, дискурсивных особенностей. Именно поэтому необходимо обратиться к определению речевого жанра и его отличиям от журналистских жанров.

В рамках медиалингвистики речевые жанры рассматриваются как разноплановые репродуктивные формы текстовой деятельности, являющиеся образцами эффективного речевого взаимодействия в журналистском дискурсе Дускаева Л. Р. Композиционно-стилистическая вариативность публицистической статьи: о соотношении литературных и речевых жанров в журналистском дискурсе // Медиалингвистика, международный научный журнал № 1(6). 2015. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1 423 081 001_2905.pdf, режим доступа: открытый.

Для определения речевого жанра следует, в первую очередь, обратиться к «Стилистическому энциклопедическому словарю русского языка», который определяет речевои? жанр как «относительно устои? чивыи? тематическии?, композиционныи? и стилистическии? тип высказывании? (текстов)» Стилистическии? энциклопедическии? словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожинои?. М., 2003. С. 350. Основные свойства жанров речи, согласно тому же словарю, «объективны по отношению к индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальнои? жизни; выполняют функцию интеграции индивидов в социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческои? деятельности; являются опорои? для творчества» Стилистическии? энциклопедическии? словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожинои?. М., 2003. С. 350.

Давая определение речевого жанра, мы также обращаемся к М. М. Бахтину. В своей работе «Проблема речевых жанров» он пишет, что «использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний участников той или иной области человеческой деятельности. Эти высказывания отражают специфические условия и цели каждой такой области не только своим содержанием (тематическим) и языковым стилем, то есть отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка, но прежде всего своим композиционным построением. Все эти три момента — тематическое содержание, стиль и композиционное построение — неразрывно связаны в целом высказывании и одинаково определяются спецификой данной сферы общения, каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. — М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940;1960 гг. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm, режим доступа: открытый.

Таким образом, согласно М. М. Бахтину, речевой жанр — это ряд высказываний, объединенных общей темой, стилем и композиционным строением. Исследователь предлагает различать речевые жанры как простые (первичные) и сложные (вторичные). Жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения (бытовое общение) автор предлагает отнести к первичным, а ко вторичным — жанры, которые «возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) — художественного, научного, общественно-политического. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения» Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. С. 252.

Соотношения понятии? «первичныи? / вторичныи? речевой жанр» является важным для данного исследования, так как портрет, с однои? стороны, функционирует в разных сферах общения, с другои? — не всегда совпадает по объему с текстом, являясь лишь его определенной частью.

Вслед за М. М. Бахтиным, современными исследователями речевой жанр рассматривается как текстовое тематическое и композиционно-стилистическое единство. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Кн.1. М., 2006. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/56 030 837.

Специфические условия каждой сферы общения порождают бытование и применение своих жанров, которым соответствуют свои стили. Различные функции (публицистическая, деловая, бытовая, научная, техническая) и определенные условия речевого общения, отличающиеся для каждой коммуникативной ситуации рождают определенные жанры, т. е. соответствующие, сравнительно устойчивые в тематическом, композиционном и стилистическом аспектах типы высказываний.

Каждый стиль тесно взаимосвязан с высказыванием и с типическими формами высказываний, то есть речевыми жанрами. Любое высказывание в разных сферах речевого общения, будь то письменное или устное, первичное или вторичное — абсолютно самобытно, отражает индивидуальность говорящего (или пишущего), и обладает индивидуальным стилем. Далеко не все речевые жанры предлагают условия для такого отражения индивидуальности говорящего в языке высказывания, то есть для индивидуального стиля. Идеальны в этом смысле жанры художественной литературы: именно здесь индивидуальный стиль входит в задачу высказывания, является одной из его смысловых целей. Но и в многообразии художественной литературы разные жанры предоставляют неодинаковые возможности для выражения индивидуальности в языке.

Речевые жанры, которые требуют стандартной формы, например, многие виды официальных и деловых документов предполагают наиболее сложные условия для отражения индивидуальности в языке. В них отражаются только самые общие, поверхностные, схематичные стороны индивидуальности (и то, в основном, в устном варианте этих стандартизированных высказываний).

Большинство речевых жанров, кроме разве что литературно-художественных, не приемлют индивидуальный стиль как замысел высказывания, он не служит его целям, а является его специфическим продуктом.

Разнообразные слои и стороны индивидуальной личности раскрываются в разных жанрах, а индивидуальный стиль всегда находится в поливариантных взаимоотношениях с языком.

Однако стоит отметить, что Бахтин в своей работе не описал, в каком отношении находятся традиционные журналистские и речевые жанры. В качестве отправной точки мы возьмем положение В. А. Салимовского о том, что понятие речевого жанра по отношению к понятию литературного жанра является родовым, обозначающим лишь те реально существующие жанры, которые исторически признаны таковыми Салимовский В. А. Жанры речи в функционально — стилистическом освещении. Пермь, 2002. С. 19.

Как отмечает Л. Р. Дускаева, в композиции речевого жанра его ведущая интенция воплощается через последовательность и группировку коммуникативных действий или шагов, мотивированных дополнительными интенциями автора и гипотетическими интенциями адресата, находящимися в иерархической зависимости от ведущей интенции Дускаева Л. Р. Композиционно-стилистическая вариативность публицистической статьи: о соотношении литературных и речевых жанров в журналистском дискурсе // Медиалингвистика, международный научный журнал № 1(6). 2015. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1 423 081 001_2905.pdf, режим доступа: открытый. .

Система речевых жанров была установлена на основе анализа типовых коммуникативных целей журналиста, свойственных журналистскому дискурсу. Такой подход демонстрирует механизмы языка. Однако такой подход выявил проблему соотношения в нем традиционных журналистских жанров (информационные, аналитические и художественно-публицистические) и речевых жанров.

Традиционные журналистские жанры выделяются на основе разных критериев, таких как предмет отображения, целевая установка, методы отображения и стиль изложения. По этому поводу А. В. Колесниченко пишет: «Наличие жанров позволяет журналисту пользоваться шаблонами и матрицами для подачи информации, а не изобретать для каждого материала новую форму. Читателю же жанры помогают понять, какого рода информация будет в материале» Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008. URL: http://www.evartist.narod.ru/text28/0036.htm, режим доступа: открытый. .

Так, Соловьев В. И. и Рябинина Н. З. определяют в своей работе жанр как «определённый тип формы журналистского или литературного произведения, который характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков» Соловьев В. И., Рябинина Н. З. Редакторская подготовка периодических издании?. М., 1993.

Специфика жанров связана с тем, что каждый «материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы его содержание воздействовало на читателя в соответствии с авторским и/или редакторским замыслом» Там же.

Журналистский жанр можно определить как исторически сложившуюся литературно-публицистическую форму, обладающую определенными устойчивыми признаками. Это — одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом журналист в рамках определенного жанра всегда накладывает на материал свою неповторимую индивидуальность. Он представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее, поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006. С. 32.

Учитывая совершенно разные подходы и определения, можно выявить общее в классификации жанров журналистских публикаций. Так, для каждого отдельно взятого жанра характерны композиция, форма подачи информации, размер публикации, языковые средства выразительности и другие особенности.

С точки зрения жанровой принадлежности, тексты в медиадискурсе зачастую не ограничены рамками одного жанра и содержат в себе переплетение двух и более видов жанров. Поэтому практически любая жанровая классификация носит условный характер.

Также в журналистике практически не существует и «чистых» групп жанров. Выделяются несколько больших основных жанровых групп: информационные, аналитические, художественно-публицистические Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.. На практике большинство журналистских материалов несут в себе в различном соотношении как фактуальную информацию, так и аналитическую. Кроме того, они зачастую включают в себя и образно-художественный способ отображения действительности. Так, С. Г. Корконосенко утверждает, что «публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельственное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне)» Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 138. Все эти компоненты встречаются нам при репрезентации творческой личности, которая происходит благодаря речевому жанру «портрет». На его изучении мы остановимся подробнее.

Согласно «Словарю литературоведческих терминов», портрет в литературном произведении является изображением внешних качеств героя: его лица, фигуры, одежды, манер, поведения, жестикуляции Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 275.

Так, портрет в современном литературоведении, это — описание внешнего вида человека, характеристика же преследует другую цель — дать представление о характере человека. Художественныи? образ — это портрет, характеристика и поступки героя, рассматриваемые в комплексе. Понятие «портрет человека» не может существовать в рамках чисто литературоведческого понимания, поэтому выходит за его пределы.

Портрет человека в СМИ зачастую не вписывается в рамки того или иного художественно-публицистического жанра и является только его определенной частью, включая в себя другие жанры публицистики.

Жанр портретирования дает возможность выразить индивидуальный, свой собственный взгляд на портретируемого. Здесь мы считаем нужным обратить внимание на особенности жанра портретирования как речевого. В данном контексте исследуемый нами жанр изучает М. М. Бахтин в работе «Проблема речевых жанров» Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. — М.: Русские словари, 1996. — Т.5: Работы 1940;1960 гг. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm и выделяет следующие его характеристики: а) портретное описание не может существовать без определенной коммуникативной интенции от его автора; б) основная цель портретирования человека состоит в том, чтобы осветить некоторое особенности его личности, поведения, характера и т. д.

Говоря о внешности портретируемого, М. М. Бахтин замечает, что наружность человека выступает как «совокупность всех экспрессивных, говорящих моментов человеческого тела» Бахтин М. М. Автор и герои? в эстетическои? деятельности. Проблема отношения автора к герою. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Рассматривая жанр портрета человека как чисто журналистский, мы не всегда упоминаем об описании внешности человека, ведь зачастую в СМИ эту функцию выполняют иллюстрации к материалу, будь то фотография, карикатура или портрет в изобразительном смысле. Именно они дают нам возможность представить внешний облик человека. Об описании и эстетической оценке внешности в тексте говорит в своей работе «Внешность человека в текстах СМИ» Васильева В. В. Внешность человека в текстах СМИ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. Вып. 2. 2012. С. 1 В. В. Васильева. По ее словам, если фотография, прикрепленная к тексту, повторяет смысловое содержание материала, то это плохая организация текста, ведь фотография не может выполнять иллюстрирующую функцию, когда должна выступать «основой развертывания самостоятельных смысловых блоков» Там же. Но если мы говорим о том, что, благодаря иллюстрации, прикрепленной к журналистскому тексту, мы можем воспринять описываемого человека по его внешним признакам, то все же главной задачей для журналиста является составление полной и целостной картины героя публикации, что не представляется возможным без эстетической оценки его характерных кинесических, применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата) признаков, проявлений манеры поведения, особенностей речевого взаимодействия и уровня культурной и духовной наполненности.

Портрет принято считать одним из речевых жанров художественнои? речи: это описательные, мемуарные характеристики, словесныи? портрет героя, портретные описания.

Речевой жанр портрета неразрывно связан как с автором публикации, который передает через личностное отношение к персонажу события и собственный портрет, так и с адресатом, который считывает транслируемые образы.

Образ автора в речевом жанре «портрет» — это прекрасно осведомленный говорящий, владеющий определенной, достаточной для конкретной коммуникативной ситуации информацией. Такая информация служит для раскрытия образа героя в художественной литературе, может отвечать на вопрос или являться пояснением в разговорной речи, а также давать фактографическую справку в информационно-деловом стиле.

Портретирующим в художественном дискурсе может быть как писатель или рассказчик, так и герой произведения, при этом образ автора всегда остается тождественен образу творца, создателя художественного мира. В официально — деловом стиле иногда встречается портретирование автором самого себя, например, в резюме или автобиографии. В разговорной же речи участники коммуникации чаще всего находятся в равном положении друг к другу.

В публицистике, как замечает Г. Я. Солганик, «важным является не образ автора, а сам автор как личность — его взгляды, устремления, общественная позиция, в известной мере личные качества» Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. № 3. С. 75. Таким образом, если говорить о СМИ, то в данной сфере мы сталкиваемся с автором как с личностью, с реальным человеком. Образ же автора в художественной публицистике мы видим в комплексе его отношении?: 1) к реальной деи? ствительности, что в жанре портретирования находит отражение в выборе личности и описываемых сторон, 2) к тексту, что выражается в выборе композиции и построении текста, 3) к аудитории.

Классический адресат для жанра портретирования всегда ощущает недостаток информации об интересующей его персоне. Таким образом, всегда портрет создается с учетом не только актуальности события, которому посвящена публикация, но и с учетом фактора адресата: насколько он осведомлен об объекте портретирования, с учетом его мировоззрения, социального статуса и пр. Свой запрос и заинтересованность в материале адресат выражает либо в виде запроса в редакцию, либо в виде вопроса. Таким образом, фактор адресата играет немаловажную роль при определении автором жанра будущей публикации, ее композиции, средств выразительности и пр.

Так, языковая репрезентация творческой личности всегда зависит, с одной стороны — от совокупности доступного материала и представления автора о герое публикации, а также от имеющихся в арсенале автора языковых средств, и от запроса аудитории, — с другой стороны.

Для каждого речевого жанра характерны свои лексико-семантические характеристики. Портрет в этом случае обладает собственными специфическими признаками: пристальное внимание к личности, к уникальным качествам и характеристикам человека, нацеленность на исследование и описание внутренних качеств. Портрет предполагает не всегда новую, но актуальную как для автора, так и для адресата, информацию и оценку портретируемого.

Еще одним важным компонентом речевой репрезентации мы считаем ситуацию создания материала. Об этом в своем исследовании говорит Ю. М. Коняева, к классификации которой мы обратимся. В работе «Творческая личность в арт-медиадискурсе» исследователь отмечает, что речевой жанр творческого портрета представлен несколькими коммуникативными сценариями: некрологом, юбилейным посвящением, посвящением «герою события» Коняева Ю. М. Творческая личность в арт-медиадискурсе // Культура / Culture. URL: http://cultcenter.net/journals/index.php/culture/article/view/180, режим доступа: открытый.. При этом каждый из текстов объединяет и характеризует общность коммуникативных действий, таких как осведомление о биографических данных, портретное описание, объяснение оценки этапов творческого пути, оценка роли персоны в искусстве.

Ю.М. Коняева также говорит о категории темпоральности, позволяющей представить значимость события и персоны во времени и дать наиболее четкую оценку личности.

Помимо этого, исследователь выделяет и «средства выражения эстетической оценочности: оценочная лексика, номинации, антитеза, средства создания иронии, — все это позволяет сформировать в сознании адресата медиаобраз той или иной персоны, а также сделать нужные акценты и показать, чем эта персона может быть значима» Там же.

Важно отметить, что любая медиаперсона будет всегда по-разному представать перед аудиторией в журналистском тексте. Репрезентация той или иной персоны будет зависеть от концепции издания, задач, которые перед собой ставит журналист или которые выдвигает ему редакция, типа издания, коммуникативных стратегий, используемых для привлечения аудитории в данном издании.

Существует и еще один способ анализа репрезентации творческой личности в тексте. Его представляет А. Н. Потсар и выделяет следующие формы представления личности и образа человека в СМИ Потсар А. Н. Речевая структура персонажа в массовом тексте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. СПб., 2006.:

  • · номинация (представление социально значимых характеристик)
  • · персонажа);
  • · внешний облик;
  • · социально-статусные характеристики;
  • · предметный мир (как правило, характеристика или описание
  • · конкретной ситуации);
  • · окружение (социальная среда);
  • · события и поступки;
  • · психологический портрет (внутренний мир, чувства и переживания);
  • · идеологический портрет (общественно-политические взгляды);
  • · речевая партия (речь персонажа).

Журналист, связанный с портретными жанрами должен понимать, что, даже не говоря о своем отношении к герою публикации напрямую, он все же передает его посредством интенции, заложенной в текст. Конечно, коммуникативное намерение автора — это главная составляющая всех без исключения речевых жанров, но для журналистского портретирования она особенно важна. Не менее важно учитывать и тип речевой ситуации, в котором происходит описание человека. Одна из таких ситуаций выступает с целью подчеркивания личностной индивидуализации героя. Именно она и представляет наибольший интерес для нас в данной работе.

Размер публикации в портретном жанре не имеет четких границ. Зависит это непосредственно от жанровых ограничений, которые создаются в зависимости от той коммуникативной задачи, которую пытается реализовать журналист. К тому же, только автор публикации решает, каким будет качественный состав текста, и какие стороны личности героя будут освещены. Конечно, для развертывания речевого портрета медиаперсоны, автору не обойтись без средств выражения эстетической оценочности. Здесь же можно сказать и о глубине раскрытия личности героя публикации. Глубина раскрытия личности, во многом зависит от степени знакомства автора с героем портрета. Описание малознакомой личности может быть неглубоким и включать в себя какие-то общие характеристики поведения, черт характера, внешности, всего, что может помочь составить портрет первого впечатления. Если журналист пишет портрет хорошо знакомого человека, он подключает еще и свои внутренние ощущения от общения с ним, благодаря которым перед читателем всплывает более целостный образ портретируемого.

После анализа ключевых работ в областях, смежных с темой текущего исследования, а также положений, которые будут служить вспомогательным материалом в практической главе, нам представляется целесообразным перейти к эмпирической части исследования, где будут проиллюстрированы особенности репрезентации медиаперсоны в текстах СМИ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой