Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Знание и вера

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Кроме того всегда есть и будут такие области, на понимание и истолкование которых одновременно претендуют и религиозная вера, и научное знание. Именно в круге вопросов, которые принадлежат к этим областям, и создается напряженность в отношениях веры и знания. К таким вопросам относятся общее понимание мира (картина мира) и связанное с ним учение о возможности или невозможности участия Бога в мире… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ В ФИЛОСОФИИ
  • 2. ЕДИНСТВО ЗНАНИЯ И ВЕРЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Знание и вера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что античная философия неотделима от богословия (конечно, соответственно религиозному сознанию античности). Она выросла из мифологем, созданных религиозным сознанием, и закончилась у Плотина построением, в котором философия неотделима от богословия. Идея христианской философии получает смысл (у Фомы Аквинского) как философия христиан, которые философствуют «свободно» и «независимо», хотя в душе хранят любовь ко Христу и чтут Церковь. В связи с тем что считалось, что философия (по заветам Фомы Аквинского) должна строиться одними силами «естественного разума», нужно было найтисобственный источник познания. Для Декарта им стало мышление, для Бэкона — опыт. Но в данных опыта и мышления оказываются предпосылки.

Началась погоня за «беспредпосылочной» основой философии от Авенариуса и Маха до феноменологии Гуссерля. Неудачи в этих попытках говорят о неправильной постановке проблемы, о неправильной установке на автономию философской мысли. На самом деле, считает Зеньковский, «сама природа мысли нашей связывает наше мышление с категорией абсолютности; конечно, этот момент имеет здесь формальное значение, но все же даже формальное приобщение (через мысль) к абсолютной сфере обрекает нашу мысль на то, что она неизменно движется в линиях религиозного сознания». Когда речь заходит о вере, то, прежде всего, вспоминают о вере в Бога. Однако понятие веры гораздо шире, оно не исчерпывается верой в Бога.

Как показал И. А. Ильин, не существует человека, который ни во что не верит. «

Человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его воззрения, его стремления и поступки". Человек может всю свою жизнь думать, что он ни во что не верит. И. А. Ильин называет такихлюдей людьми с дремлющей верой. Пока жизнь течет мирно, это представление кажется верным. Но час жизненных испытаний показывает, что выбор главного осуществлялся внутри и давно, а в этот момент просто вышел наружу. Вера может быть как осознанной, так и неосознанной. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. «

Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни — совершенно независимо от того, пони мают люди это или нет". Строить свою веру, а значит — осознано подходить к ней, необходимо также потому, что человек, как отмечает Ильин, сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Это закон духовной жизни, и чем сильнее вера человека, тем явственнее обнаруживается действие этого закона. «Это можно было бы выразитьтак: человек постоянно (то сознательно, то бессознательно) медитирует о том предмете, в который он верит.

Вследствие этого душа вживается в этот предмет, а самый предмет, в который она верит, проникает в душу до самой ее глубины. Возникает некое подлинное и живое тождество: душа и предмет вступают в особое единство, образуют новое живое единство" .Если у всех людей есть потребность верить и вера является основой жизни человека, то очень важно, во что верит человек. Здесь проходит разграничительная линия. «Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, любя их, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в наслаждающееся животное… Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет» и т. д. Этот закон обнаруживается и на благих путях, но с тем различием, что человек будет не «верить», а «веровать», и это придаст его вере особую силу и глубину. Актуально звучат сегодня слова Ильина о том, что «на самом деле религиозная вера вовсе не связана с „глупостью“ и „невежеством“; она нужна всем людям: и самым умным, и самым образованным». Ильин ставит вопрос об источнике веры, который видит в духовном опыте.

" Истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры есть внутренний духовный опыт". Из того понимания веры, которое дает И. А. Ильин, следует, что знание и вера совсем не исключают друг друга. В современной ситуации, казалось бы, это доказывать не надо. Сегодня наука и религия вступают в диалог, поскольку обнаружились границы науки и рациональности, с одной стороны, и жизненность и актуальность религиозной веры — с другой стороны. Но Ильин и Зеньковский писали в первой половине XX в. В.В. Зеньковский, характеризуя тот период, отмечал, что невозможно говорить дажео сосуществовании науки и религии.

Поэтому им приходилось обосновывать законное место веры в учении о познании. Русские религиозные мыслители уже в начале XX в. увидели и оценили ограниченность науки. Они настаивали на ограниченности науки не только в том плане, что ей неподвластны области морали, эстетики и т. д. (это уже нашло отражение в антисциентистских направлениях западной философии), но и в самом познании — наука останавливается перед наиболее глубокими истинами бытия Таким образом, вера неотделима от разума, поэтому в средневековом миропонимании они не могут противоречить друг другу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя границы между областями знания и веры, можно поставить вопрос о влиянии знания и веры друг на друга. Тогда может возникнуть определенное напряжение между ними.

Кроме того всегда есть и будут такие области, на понимание и истолкование которых одновременно претендуют и религиозная вера, и научное знание. Именно в круге вопросов, которые принадлежат к этим областям, и создается напряженность в отношениях веры и знания. К таким вопросам относятся общее понимание мира (картина мира) и связанное с ним учение о возможности или невозможности участия Бога в мире (частный вопрос: о возможности чуда). Но еще больше вопросов связано с темой о человеке (в частности, вопрос о бессмертии души).Концепты «веры» и «знания» выполняют главенствующую роль в сохранении нравственных оснований человека.

С одной стороны, вера — необходимая предпосылка и условие познания, с другой стороны, наличие веры и её укрепление — результат достижения человеческого познания. Знание и вера совсем не исключают друг друга. В современной ситуации, казалось бы, это доказывать не надо. Сегодня наука и религия вступают в диалог, поскольку обнаружились границы науки и рациональности, с одной стороны, и жизненность и актуальность религиозной веры — с другой стороны. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАвгустин Блаженный. О граде Божием / А. Блаженный. -

Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

Аврелий Августин. О свободе воли. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / под.

ред. С. Неретиной; сост. С.

Неретиной, Л. Бурлака. — СПб.: РХГИ; Амфора. ТИД Амфора, 2008

Андреева И. С. Вера: от марксизма к православию. Генрих Степанович Батищев / И. С. Андреева // Сб. научных трудов «Знание и вера в философскомдискурсе: традиции и современность. 2010

Андреева И. С. Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины / И. С. Андреева. — М.: Грифон, 2010

Андреева И. С. Эстетика как вера в абсолют / И. С. Андреева // Сб. научных трудов «Знание и вера в философскомдискурсе: традиции и современность. 2010

Боброва Л. А. Диалог религии с наукой и философией / Л. А. Боброва // Сб. научных трудов «Знание и вера в философскомдискурсе: традиции и современность. 2010

Бубер М. Два образа веры / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1995

Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. — М.: Республика, 1994

Введенский А. И. Условия допустимости веры в смысл жизни / Смысл жизни: Антология / А. И. Введенский. -

М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994

Звеньковский В. В. Вера и знание // Православие в жизни / Под ред. С. Верховского. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002

Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. — М.: Канон+, 1997

Ильин И. А. Путь духовного обновления / Ильин И. А. //

Собр. соч.: В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. -

Т. 1. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993

Ильин И. А. Религиозный̆ смысл философии. — М.: АСТ, 2003

Ипполит Римский. Послание к Диогенту. ранние Отцы Церкви. Антология. — Брюссель: жизнь с Богом, 1998

Маритен Ж. Знание и мудрость. — М. :Научный мир, 1998

Микешина Л. А. Вера и достоверность в познании / Л. А. Микешина // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010

Неретиной, Л. Бурлака. — СПб.: РХГИ; Амфора. ТИД Амфора, 2008

Ново-открытое произведение Св. Иринея Лионского Доказательство апостольской проповеди / перевод Н. Сагарды. — С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1907

Франк С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. — М.: Республика, 1992

Хлебников Г. В. Вера и знание: каббала в XXI в. / Г. В.

Хлебников // Сб. научных трудов «Знание и вера в философскомдискурсе: традиции и современность. 2010

Чельцов М. Наука и религия / М. Чельцов // Журнал Московской патриархии. 1993. № 10. Швейцер А.

Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А.

А. Гусейнова; Общ.ред. А. А. Гусейнова и М. Г.

Селезнева. — М.: Прогресс, 1992

Юнг К. Г. Проблема современного человека / К. Г. Юнг // Философия науки.

1989. № 8. S anctiAureliiAugustini. D eLiberoArbitro.

L ibriTres. P rolegomana, Textum, ItalicumInterpretationem, Commentarium, Indices curavit F. D e Capitani. Milano, 1987.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. О граде Божием / А. Блаженный. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
  2. Аврелий Августин. О свободе воли. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / под. ред. С. Неретиной; сост. С. Неретиной, Л. Бурлака. — СПб.: РХГИ; Амфора. ТИД Амфора, 2008.
  3. И. С. Вера: от марксизма к православию. Генрих Степанович Батищев / И. С. Андреева // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010.
  4. И. С. Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины / И. С. Андреева. — М.: Грифон, 2010.
  5. И. С. Эстетика как вера в абсолют / И. С. Андреева // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010.
  6. Л. А. Диалог религии с наукой и философией / Л. А. Боброва // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010.
  7. М. Два образа веры / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1995.
  8. С. Н. Свет невечерний : Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. — М.: Республика, 1994.
  9. Введенский А. И. Условия допустимости веры в смысл жизни / Смысл жизни: Антология / А. И. Введенский. — М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994.
  10. Звеньковский В. В. Вера и знание // Православие в жизни / Под ред. С. Верховского. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  11. Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. — М.: Канон+, 1997.
  12. И. А. Путь духовного обновления / Ильин И. А. // Собр. соч.: В 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 1.
  13. И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993.
  14. И. А. Религиозный̆ смысл философии. — М.: АСТ, 2003.
  15. Ипполит Римский. Послание к Диогенту. ранние Отцы Церкви. Антология. — Брюссель: жизнь с Богом, 1998.
  16. . Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1998.
  17. Л. А. Вера и достоверность в познании / Л. А. Микешина // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010.
  18. Неретиной, Л. Бурлака. — СПб.: РХГИ; Амфора. ТИД Амфора, 2008.
  19. Ново-открытое произведение Св. Иринея Лионского Доказательство апостольской проповеди / перевод Н. Сагарды. — С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.
  20. С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. — М.: Республика, 1992.
  21. Г. В. Вера и знание: каббала в XXI в. / Г. В. Хлебников // Сб. научных трудов «Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. 2010.
  22. М. Наука и религия / М. Чельцов // Журнал Московской патриархии. 1993. № 10.
  23. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А. А. Гусейнова; Общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992.
  24. Юнг К. Г. Проблема современного человека / К. Г. Юнг // Философия науки. 1989. № 8.
  25. Sancti Aurelii Augustini. De Libero Arbitro. Libri Tres. Prolegomana, Textum, Italicum Interpretationem, Commentarium, Indices curavit F. De Capitani. Milano, 1987.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ