Тяговый расчет грузового автомобиля марки ЗИЛ-ММЗ-4505
Дисциплина: Двигатели внутреннего сгорания и автотракторное оборудование для дорожно-строительных работ Тяговый расчёт грузового автомобиля марки ЗИЛ — ММЗ — 4505. Методические указания — Двигатели Внутреннего Сгорания и Автотракторное Оборудование для дорожно-строительных работ. Егерев Ю. И., Сергеев В. П., Хлебников Г. Д. Для того чтобы определить скорость движения автомобиля, загруженного… Читать ещё >
Тяговый расчет грузового автомобиля марки ЗИЛ-ММЗ-4505 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА и СТРОИТЕЛЬСТВА
Факультет: Механизации и Автоматизации Кафедра: Строительных Машин, Эксплуатации и Ремонта Оборудования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Дисциплина: Двигатели внутреннего сгорания и автотракторное оборудование для дорожно-строительных работ Тяговый расчёт грузового автомобиля марки ЗИЛ — ММЗ — 4505
Москва 2012 г
Задание
1. Определить установившуюся скорость Vуст движения автомобиля с полной нагрузкой в заданных дорожных условиях. Определить возможные скорости движения автомобиля при различной величине загрузки в тех же дорожных условиях.
2. Найти ускорение, время и путь разгона автомобиля до установившейся скорости при 100% - ной загрузки.
3. Рассчитать замедление при торможении и тормозной путь автомобиля при всех видах загрузки.
Исходные данные:
Марка автомобиля — ЗИЛ - ММЗ - 4505
Покрытие дороги — Щебёночное
Коэффициент сопротивления качению — f=0, 035
Коэффициент сцепления с дорогой — ц=0, 65
Угол подъёма — iпод=0, 053
Загрузка автомобиля в % от его грузоподъёмности — Gгр=50, 0
Аэродинамический коэффициент сопротивления воздушной среды для грузовых автомобилей — Сх=0, 65
ПОКАЗАТЕЛИ | ЗИЛ — ММЗ — 4505 | |
Грузоподъёмность, кг | ||
Масса автомобиля в снаряжённом состоянии без нагрузки, кг | ||
Число мест в кабине, включая водителя | ||
Распределение массы с полной нагрузкой, на переднюю ось | ||
База автомобиля, мм | ||
Колея, мм | ||
Высота автомобиля (по кабине), мм | ||
Тип двигателя | Карбюраторный | |
Максимальная мощьность, кВт | ||
Угловая скорость коленчатого вала при максимальной мощности, рад/с | ||
Передаточные числа коробки передач — первой | 7, 44 | |
Передаточные числа коробки передач — второй | 4, 10 | |
Передаточные числа коробки передач — третьей | 2, 29 | |
Передаточные числа коробки передач — четвёртой | 1, 47 | |
Передаточные числа коробки передач — пятой | 1, 00 | |
Главная передача | 6, 32 | |
Пары шестерен, находящиеся в зацеплении: цилиндрических | ||
Пары шестерен, находящиеся в зацеплении: конических | ||
Колёсная формула | 4х2 | |
Размер шин, дюйм | 9R20 | |
Часть 1. Определение внешней скоростной характеристики двигателя
Для определения установившейся скорости движения автомобиля необходимо решить уравнение силового баланса, которое соответствует заданным дорожным условиям:
Рк=Р?*Рw=Ga*Ша+Сх*Va
Рк — касательная сила тяги, Ga — вес автомобиля, Н Ша — суммарный коэффициент сопротивления дороги Сх — аэродиамический коэффициент
Fa — лобовая площадь автомобиля, м
Vа — скорость автомобиля, м/с Полный вес (грузового) автомобиля с нагрузкой:
Ga=(mo+75n+muh)*g
Mo — масса автомобиля в снаряжённом состоянии, кг
n — число пассажиров
mгр — грузоподъёмность, кг
g — ускорение свободного падения, м/с
Gа= (4820+(75*3)+6100)*9, 8=10 9221(Н)
Условный радиус качения
rk=0, 0127*d+0, 85*В
d — посадочный диаметр шины, дюйм В — ширина профиля шины, мм
rk= (0, 0127*20)+(9*25, 4*0, 85)=0, 448(м)
Лобовая площадь автомобиля Fa (м)
Fa=Н*В
Н — высота автомобиля по кабине, м В — ширина колеи, м
Fa=2, 525*1, 8=4, 545
Фактор обтекаемости Wa
Wa=Сх*Fa
Fa — лобовая площадь автомобиля, (м) Сх — аэродинамический коэффициент сопротивления воздушной среды
Wa=0, 65*4, 545=2, 95
Коэффициент суммарного сопротивления дороги:
Ша=fаiпод
Ша=0, 035+0, 053=0, 088
Текущее значение значения эффективной мощности двигателя Nе (кВт) при различной угловой скорости щe коленчатого вала
Ne=Nmax*л (a+b*л - л)
Nmax — максимальная мощность двигателя, кВт л= - отношение угловой скорости коленчатого вала двигателя, принятой к расчёту, к угловой скорости коленчатого вала того — же двигателя при максимальной мощности
— угловая скорость коленчатого вала
— 10 — ть значений угловой скорости коленчатого вала, в пропорции от минимального устойчивого вращения коленчатого вала до максимального Для тех же угловых скоростей коленчатого вала определяем крутящий момент Ме (Н*m)
Ме=*10
Полученные данные вносим в таблицу и строим график внешней скоростной характеристики рассчитываемого двигателя
Угловая скорость коленвала, щe, рад/с таб 2 | |||||||||
Ne, кВт | 15, 25 | 32, 66 | 51, 06 | 68, 47 | 84, 63 | 97, 88 | 106, 73 | 110, 00 | |
Me, Нм | 363, 19 | 388, 76 | 405, 27 | 410, 03 | 404, 91 | 389, 96 | 364, 26 | 328, 36 | |
Часть 2. Определение тяговой характеристики автомобиля
автомобиль скорость разгон торможение
Mk=Me*ik*io*iд*зтр
Ik — передаточное число коробки передач
io — передаточное число главной передачи
iд — передаточное число колёсной передачи зтр — механический КПД трансмиссии Механический КПД трансмиссии зависит от числа пар зубчатых колёс, находящихся в зацеплении и определяются по формуле:
зтр =зц* зk
зц — КПД одной из пар цилиндрических шестерн, находящихся в зацеплении (одна пара зц=0, 97)
зк — КПД одной пары конических шестерен (одна пара зк=0, 96)
n, m — количество пар соответствующих шестерен, находящихся в зацеплении.
зтр = 0, 97*0, 96=0, 876
Поступательная скорость Va (м/с)движения автомобиля зависит от угловой скорости ще коленчатого вала двигателя и передаточного числа включенной передачи ik
Va=
ik — передаточное число коробки передач
1=7, 44 2=4, 10 3=2, 29 4=1, 47 5=1, 00
io — передаточное число главной передачи (6, 32)
iд — передаточное число колёсной передачи (1)
Угловая скорость коленвала, щe, рад/с | |||||||||
Va1 м/с | 0, 400 | 0, 800 | 1, 200 | 1, 591 | 1, 991 | 2, 391 | 2, 792 | 3, 192 | |
Va2 м/с | 0, 726 | 1, 452 | 2, 178 | 2, 887 | 3, 613 | 4, 340 | 5, 066 | 5, 792 | |
Va3 м/с | 1, 300 | 2, 600 | 3, 900 | 5, 169 | 6, 470 | 7, 770 | 9, 070 | 10, 370 | |
Va4 м/с | 2, 025 | 4, 051 | 6, 076 | 8, 053 | 10, 078 | 12, 104 | 14, 129 | 16, 154 | |
Va5 м/с | 2, 977 | 5, 954 | 8, 932 | 11, 838 | 14, 815 | 17, 792 | 20, 770 | 23, 747 | |
Значение касательной силы Рк тяги (в Н) ведущих колёс на всех передачах
Рк ==
Pk1 Н | 33 398, 75 | 35 750, 77 | 37 268, 60 | 37 706, 1 | 37 235, 2 | 35 860, 4 | 33 497, 0 | 30 195, 7 | |
Pk2 Н | 18 405, 22 | 19 701, 36 | 20 537, 80 | 20 778, 9 | 20 519, 4 | 19 761, 7 | 18 459, 3 | 16 640, 1 | |
Pk3 Н | 10 279, 99 | 11 003, 93 | 11 471, 11 | 11 605, 8 | 11 460, 8 | 11 037, 6 | 10 310, 2 | 9294, 13 | |
Pk4 Н | 6598, 94 | 7063, 66 | 7363, 55 | 7450, 01 | 7356, 96 | 7085, 32 | 6618, 36 | 5966, 10 | |
Pk5 Н | 4489, 07 | 4805, 21 | 5009, 21 | 5068, 03 | 5004, 74 | 4819, 94 | 4502, 29 | 4058, 57 | |
Часть 3. Определение тягового (силового баланса)
Если автомобиль движется равномерно на одной из передач, то в этом случае суммарная сила сопротивления разгону равна нулю, а силовой баланс имеет вид:
Рк = Р? + Рw
Суммарная сила сопротивления дороги (Н)
Р? = Ga*?a = 109 221*0, 088=9611 (Н)
Ga — вес автомобиля
?а — коэффициент суммарного сопротивления дороги
Pw = Cx*Fa*Va
Pw — сила сопротивления воздушной среды (Н) Сх — аэродинамический коэффициент сопротивления воздушной среды (0, 65)
Fa — лобовая площадь автомобиля (4, 545 м)
Угловая скорость коленвала, щe, рад/с | |||||||||
Pw 1 Н | 0, 473 | 1, 892 | 4, 257 | 7, 479 | 11, 714 | 16, 895 | 23, 022 | 30, 096 | |
Pw 2 Н | 1, 557 | 6, 231 | 14, 019 | 24, 628 | 38, 573 | 55, 635 | 75, 811 | 99, 103 | |
Pw 3 Н | 4, 993 | 19, 973 | 44, 940 | 78, 946 | 123, 64 | 178, 338 | 243, 015 | 317, 678 | |
Pw 4 Н | 12, 118 | 48, 472 | 109, 062 | 191, 587 | 300, 073 | 432, 794 | 589, 752 | 770, 946 | |
Pw 5 Н | 26, 185 | 104, 743 | 235, 673 | 414, 001 | 648, 427 | 935, 226 | 1274, 39 | 1665, 93 | |
Раздел 4. Определение динамической характеристики с номограммой нагрузки
Загрузка автомобиля в % от его грузоподъёмности — 50, 0
Для того чтобы определить скорость движения автомобиля, загруженного не полностью, следует пользоваться динамической характеристикой с номограммой нагрузки.
Для определения динамического фактора следует воспользоваться значениями сил Рк и Pw (стр. 10 — 11)
Да =
Угловая скорость коленвала, щe, рад/с | |||||||||
Да 1 | 0, 305 | 0, 327 | 0, 341 | 0, 345 | 0, 340 | 0, 328 | 0, 306 | 0, 276 | |
Да 2 | 0, 168 | 0, 180 | 0, 187 | 0, 190 | 0, 187 | 0, 180 | 0, 168 | 0, 151 | |
Да 3 | 0, 094 | 0, 100 | 0, 104 | 0, 105 | 0, 103 | 0, 099 | 0, 092 | 0, 082 | |
Да 4 | 0, 060 | 0, 064 | 0, 066 | 0, 066 | 0, 064 | 0, 060 | 0, 055 | 0, 047 | |
Да 5 | 0, 040 | 0, 043 | 0, 043 | 0, 042 | 0, 039 | 0, 035 | 0, 029 | 0, 021 | |
При установившемся движении ускорения ja автомобиля = 0, вэтом случае динамический фактор будет равен коэффициенту суммарного сопротивления Да =Ша На графике откладываются цифровые значения динамического фактора До для негруженного автомобиля, как и на оси ординат Да, но только с помощью отрезка АО
ао = аа* = 0, 05 * = 0, 022
аа — длина отрезка, принятого к расчёту для шкалы Да, (мм)
Go — вес не груженного автомобиля в снаряженном состоянии (Н)
Раздел 5. Расчёт ускорений автомобиля по передачам
Величина ускорения характеризует тяговые качества автомобиля: чем больше ускорение, тем выше скорость, а следовательно, и производительность. При ускорении движении затрачивается энергия на разгон поступательно движущейся массы автомобиля и на разгон его вращающихся масс. Разгон вращающихся масс учитывается коэффициентом учёта вращающихся масс д, который определяется по эмпирической формуле:
д = 1, 05 + 0, 07*ik
д1 = 4, 92 д2 =2, 23 д3 =1, 44 д4 =1, 20 д5 =1, 12
ikпередаточное число коробки передач
ja =g
Угловая скорость коленвала, щe, рад/с | |||||||||
ja 1 м/с2 | 0, 369 | 0, 412 | 0, 440 | 0, 448 | 0, 439 | 0, 414 | 0, 371 | 0, 310 | |
ja 2 м/с2 | 0, 213 | 0, 265 | 0, 298 | 0, 308 | 0, 297 | 0, 265 | 0, 212 | 0, 138 | |
ja 3 м/с2 | — 0, 176 | — 0, 132 | — 0, 104 | — 0, 098 | — 0, 110 | — 0, 140 | — 0, 189 | — 0, 257 | |
ja 4 м/с2 | — 0, 486 | — 0, 454 | — 0, 437 | — 0, 436 | — 0, 451 | — 0, 482 | — 0, 528 | — 0, 590 | |
ja 5 м/с2 | — 0, 692 | — 0, 673 | — 0, 667 | — 0, 677 | — 0, 701 | — 0, 738 | — 0, 791 | — 0, 858 | |
Раздел 6. Определение времени разгона
Если скорости V1 соответствует значение ускорения j1, а V2 — j2, то можно считать, что автомобиль движется со средним ускорением jср между скоростями V1 и V2. Приращение скорости V за время t1 можно выразить
jср = = откуда t1 =
Время разгона по | Время разгона в интервалах, с | |||||||
передачам | м, с | |||||||
Тр 1 | 1, 023 | 0, 938 | 0, 879 | 0, 901 | 0, 937 | 1, 019 | 1, 173 | |
Тр 2 | 3, 032 | 2, 573 | 2, 335 | 2, 399 | 2, 579 | 3, 034 | 4, 137 | |
Тр 3 | ||||||||
Тр 4 | ||||||||
Тр 5 | ||||||||
График времени разгона
Раздел 7. Определение пути разгона
Интегрирование пути по времени разгона автомобиля в интервалах также затруднительно из-за отсутствия аналитической связи между скоростью V и временем разгона t. Условно можно считать, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равномерно со средней скоростью.
Vср1 =0, 5*(V1 + V2)
V1 -средняя скорость автомобиля в первом интервале скоростей
S1 =Vср1 *t1
Vср1 | 0, 600 | 1, 000 | 1, 395 | 1, 791 | 2, 191 | 2, 591 | 2, 991 | |
Vср2 | 1, 089 | 1, 815 | 2, 532 | 3, 250 | 3, 976 | 4, 702 | 5, 428 | |
Vср3 | 1, 950 | 3, 250 | 4, 534 | 5, 819 | 7, 119 | 8, 419 | 9, 719 | |
Vср4 | 3, 037 | 5, 063 | 7, 064 | 9, 065 | 11, 091 | 13, 116 | 15, 141 | |
Vср5 | 4, 465 | 7, 443 | 10, 384 | 13, 326 | 16, 303 | 19, 281 | 22, 258 | |
S1 | 0, 614 | 0, 938 | 1, 227 | 1, 615 | 2, 054 | 2, 640 | 3, 511 | |
S2 | 3, 302 | 4, 671 | 5, 915 | 7, 798 | 10, 256 | 14, 270 | 22, 459 | |
S3 | ||||||||
S4 | ||||||||
S5 | ||||||||
Sp1 = S1+ S2 + S3… +Sn
S — путь разгона в интервале Средняя скорость
Vср.п = VкI — 4, 65*Шa*tn =2, 991 - 4, 65*0, 12*0, 5=2, 712
Таким образом, путь (путь в метрах), пройденный автомобилем за время переключения передачи:
Sп = (VкI — 4, 65*Шa*tn) * 0, 5=2, 712*0, 5 = 1, 356
Тормозной путь определяют из соотношения
PmSm =
Параме | Угловая скорость коленчатого вала ще, рад/с | ||||||||
тры | |||||||||
PmSm1 | 892, 3 | 3569, 3 | 8030, 9 | 14 107, 7 | 22 096, 2 | 31 869, 3 | 43 427, 1 | 56 769, 5 | |
PmSm2 | 2938, 3 | 11 753, 3 | 26 445, 1 | 46 455, 5 | 72 760, 6 | 104 942, 6 | 143 001, 1 | 186 936, 4 | |
PmSm3 | 9418, 8 | 37 675, 5 | 84 769, 9 | 148 913, 5 | 233 234, 9 | 336 394, 1 | 458 391, 2 | 599 225, 9 | |
PmSm4 | 22 857, 8 | 91 431, 5 | 205 720, 8 | 361 385, 1 | 566 017, 5 | 816 365, 6 | |||
PmSm5 | 49 393, 5 | 197 574, 3 | 444 542, 2 | ||||||
Предельное значение силы по сцеплению колёс с дорогой, величина минимального тормозного пути на горизонтальной дороге
Sm =
К — эксплуатационный коэффициент торможения (К=1, 4)
Список используемой литературы
1) Методические указания — Двигатели Внутреннего Сгорания и Автотракторное Оборудование для дорожно-строительных работ. Егерев Ю. И., Сергеев В. П., Хлебников Г. Д.
2) Интернет ресурсы.
2.1 http://team — rs/images/tarticlesdoc/5/DVS teoriy modelir i raschet processov1. pdf
2.2 http://www.cogeneration.com.ua/htm/part1.htm